Корреляционное исследование

Простейшее сопоставление двух групп содержит в себе источники ряда артефактов, характерных для корреляционного исследования:

  • во-первых, возникает проблема рандомизации групп — они должны четко разделяться по выбранному критерию;
  • во-вторых, реальные измерения происходят не одновременно, а разновременно:
  • в-третьих, хорошо, если тестирование внутри группы проводят одновременно.

Если же отдельных испытуемых тестируют в разное время, то на результате может сказаться влияние временного фактора на величину переменной.

Пол без особых усилий (в том числе без хирургического воздействия) поменять сегодня нельзя, но можно перейти из одной учебной группы в другую, а также из класса в класс.

Если исследователь задался целью сравнить две учебные группы по уровню успеваемости, он должен позаботиться о том, чтобы не произошло их «перемешивания» в ходе исследования.

Эффект неодновременности измерений в двух группах (в случае предположения о значимости этого фактора) можно было бы «убрать» введением двух контрольных групп, но ведь тестировать их тоже придется в другое время. Удобнее разделить первоначальные группы пополам и тестирование (по возможности) провести по следующему плану:

Обработка результатов для выявления эффекта последовательности осуществляется методом двухфакторного анализа 2 2. Сравнение естественных (нерандомизированных) групп ведется по тому же плану.

2. Одномерное исследование одной группы в разных условиях. План этого исследования аналогичен предыдущему. Но по своей сути он близок к эксперименту, так как условия, в которых находится группа, различаются. В случае корреляционного исследования мы не управляем уровнем независимой переменной, а лишь констатируем изменение поведения индивида в новых условиях. Примером может служить изменение уровня тревожности детей при переходе из детского сада в 1-й класс школы: группа одна и та же, а условия различные.

Главные артефакты этого плана — кумуляция эффектов последовательности и тестирования. Кроме того, искажающее влияние на результаты может оказывать временной фактор (эффект естественного развития).

Схема этого плана выглядит очень просто: АО 1 ,ВО2, где А и В — разные условия. Испытуемые могут отбираться из генеральной популяции случайным образом или представлять собой естественную группу. Обработка данных сводится к оценке сходства между результатами тестирования в условиях А и В. Для контроля эффекта последовательности можно произвести контрбалансировку и перейти к корреляционному плану для двух групп:

3 стр., 1352 слов

Социально-экономические условия, влияющие на использование земель

... землеустройстве экономические условия учитываются двояко: во-первых, происходит приспособление (подчинение) земельных ресурсов нуждам производства; во-вторых, размещение подразделений производства происходит с учетом природных условий территориальных ресурсов. Социальные условия, которые учитываются при землеустройстве: ...

В этом случае мы можем рассматривать А и В как воздействия, а план — как квазиэксперимент.

3. Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипарных корреляций. Дизиготные или монозиготные близнецы разбиваются на две группы: в каждой — один близнец из пары. У близнецов обеих групп измеряют интересующие исследователя психические параметры. Затем вычисляется корреляция между параметрами (0-корреляция) или близнецами (Р-корреляция).

Существует множество более сложных вариантов планов психогенетических исследований близнецов.

4. Многомерное корреляционное исследование проводится для проверки гипотезы о статистической связи нескольких переменных, характеризующих поведение. Оно реализуется по следующей программе. Отбирается группа, которая представляет собой либо генеральную совокупность, либо интересующую нас популяцию. Отбираются тесты, проверенные на надежность и внутреннюю валидность. Затем группа тестируется по определенной программе.

5. Структурное корреляционное исследование. От предшествующих вариантов эта схема отличается тем, что исследователь выявляет не отсутствие или наличие значимых корреляций, а различие в уровне значимых корреляционных зависимостей между одними и теми же показателями, измеренными у представителей различных групп.

6. Лонгитюдное корреляционное исследование. Лонгитюдное исследование — вариант квазиэкспериментальных исследовательских планов. Воздействующей переменной психолог, проводящий лонгитюдное исследование, считает время. Оно является аналогом плана тестирования одной группы в разных условиях. Только условия считаются константными. Результатом любого временного исследования (в том числе и лонгитюдного) является построение временного тренда измеряемых переменных, которые могут быть аналитически описаны теми или иными функциональными зависимостями. Лонгитюдное корреляционное исследование строится по плану временных серий с тестированием группы через заданные промежутки времени. Помимо эффектов обучения, последовательности и т.д. в лонгитюдном исследовании следует учитывать эффект выбывания: не всех испытуемых, первоначально принимавших участие в эксперименте, удается обследовать через какое-то определенное время. Возможно взаимодействие эффектов выбывания и тестирования (отказ от участия в последующем обследовании) и т.д. Структурное лонгитюдное исследование отличается от простого лонгитюда тем, что нас интересует не столько изменение центральной тенденции или разброса какой-либо переменной, сколько изменение связей между переменными. Такого рода исследования широко распространены в психогенетике.

6. Обработка и интерпретация данных корреляционного исследования.

Данные структурного корреляционного исследования представляют собой одну или несколько матриц «испытуемые» х «тесты». Первичная обработка заключается в подсчете коэффициентов статистической связи между двумя и более переменными. Выбор меры связи определяется шкалой, с помощью которой произведены измерения.

10 стр., 4648 слов

Анализ данных в социологическом исследовании

... методы сбора первичной информации. В свою очередь, любой вид социологического исследования возможно применить к анализу любых явлений и процессов, получить определенный объем научной информации. Качество социологической информации ... Смысл такого исследования заключается в выявлении причинно-следственных связей. Причем, если в описательном исследовании определяется связь между характеристиками ...

1. Если измерения произведены по дихотомической шкале, то для подсчета тесноты связи признаков применяется коэффициент φ. Дихотомическую шкалу часто путают со шкалой наименований. Дихотомическая шкала — вырожденный вариант шкалы интервалов; для нее применимы все статистические методы шкалы интервалов. Данные для вычисления коэффициента (φ представлены в таблице сопряженности).

2. Данные представлены в порядковой шкале. Мерой связи, которая соответствует шкале порядка, является коэффициент Кэнделла. Он основан на подсчете несовпадений в порядке следования ранжировок Х и Y. Есть ряд испытуемых: сначала мы выстраиваем этот ряд в порядке убывания массы тела, а затем — в порядке убывания роста. Для каждой пары подсчитывается число совпадений и инверсий: совпадение, если их порядок по Х и Y одинаков; инверсия, если порядок различен. Разница числа «совпадений» и числа «инверсий», деленная на n (n–1)/2, дает коэффициент t. Алгоритм подсчета приведен в пособиях по статистике и в любом статпакете для персональных компьютеров.

Часто для обработки данных, полученных с помощью шкалы порядка, используют коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который является модификацией коэффициента Пирсона для натурального ряда чисел (рангов).

Никакого отношения к порядковой шкале он не имеет. Но его рекомендуют применять в том случае, если одно измерение произведено по шкале порядков, а другое — по шкале интервалов.

3. Данные получены по шкале интервалов, или отношений. В этом случае применяется стандартный коэффициент корреляции Пирсона или коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В том случае, если одна переменная является дихотомической, а другая — интервальной, используется так называемый бисериальный коэффициент корреляции.

Наконец, если исследователь полагает, что связи между переменными нелинейны, он вычисляет корреляционное отношение, характеризующее величину нелинейной статистической зависимости двух переменных. Корреляционное исследование завершается выводом о статистической значимости установленных (или неустановленных) зависимостей между переменными. Однако исследователи не ограничиваются такой констатацией. Одна из главных задач, которые возникают перед психологами, — выяснить, не обусловлены ли связи между отдельными параметрами (психологическими свойствами) скрытыми факторами? Для этой цели применяется аппарат редукции числа переменных: методы многомерного анализа данных, которые изучаются психологами в курсе «Математические методы в психологии».

Заключение

В настоящее время сложилось два понимания корреляционного подхода. В первом случае он рассматривается как метод, позволяющий устанавливать связи между переменными, уровни которых исследователь не изменяет, а только измеряет. Во втором случае корреляционный подход сводится к приемам статистического анализа данных на основе использования коэффициентов корреляции. Из-за смешения понятий корреляционного подхода как метода исследования и как средства статистического анализа данных в психологических работах часто делаются ошибочные обобщения выявленных связей. В основе этих ошибок лежит произвольный характер приписывания причинно-следственной (или каузальной) зависимости между переменными по эмпирически установленным корреляциям.

13 стр., 6489 слов

Понятие измерения в психологии. Измерительные шкалы

... переменных, накладываемое на результаты измерений. Чаще всего, шкала измерения зависит от инструмента измерения. Для психологии, как и для любой другой науки, процедуры измерения психологических переменных дают возможность устанавливать количественные связи между психологическими ... они позволяют применять математические методы к данным эмпирических исследований, а затем формулировать количественные ...

В специальной литературе по статистике подробно излагаются приемы подсчета коэффициентов корреляции, применение схем факторного анализа, тонкости интерпретации коэффициентов корреляции поотношению к мерам различий, основания их использования для прогноза или предсказания одной из переменных по значениям другой (или по их набору при множественно-регрессионном анализе данных).

Однако в статистике не могут быть представлены средства спецификации исследовательских задач, связанные с интерпретацией причинно-следственных связей в рамках конкретной науки.

Психологическая причинность не тождественна той причинности, которая исследуется в естественных науках. Первым условием вывода о направленности связи между переменными в естественных науках является временная последовательность изменений: если изменения в переменной А предшествуют во времени изменениям переменной Б, то А полагается причиной Б, а не наоборот. В психологических исследованиях для существенной части переменных не может произвольно варьироваться временной порядок следования изменений. Даже если осуществляется замена условия следования во времени рассмотрением отношений импликации (если А, то Б), для многих эмпирических закономерностей возможна произвольность установления выводов о направлениях влияния одной переменной на другую. Но если из эмпирически подсчитанных, т. е. выборочных коэффициентов корреляции нельзя логически заключить о направленности связи между переменными, то это еще не означает невозможности приближения, к причинному выводу исходя из данных, полученных вне рамок экспериментального метода. Прикладные схемы корреляционного анализа в психологических исследованиях очерчивают возможности соответствующих обобщений и границы их адекватности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/korrelyatsionnoe-issledovanie-v-psihologii/

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с.
  2. Корнилова Т. В., Шуранова О. И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу // Becтн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1987. № 4
  3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985., 310 с.
  4. Основы психологического эксперимента. Пер. с анг. Готтсданкер Р. – Академия, Высшее профессиональное образование, М., 2005, 367 с.
  5. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: основные положения, исследования и применение. Зиглер Д. , Хьелл Л. — Питер., 2010, с.607
  6. http://www.marketing.spb.ru/
  7. http://www.psychologos.ru/