Коммуникативный стресс

Содержание скрыть

1. Характеристика коммуникативного стресса

В настоящее время можно дать как минимум два определения коммуникативного стресса — в широком и узком смыслах.

В широком смысле — коммуникативный стресс представляет собой вид психосоциального стресса, обусловленного влиянием на личность коммуникативных барьеров, конфликтов, негативных социально-психологических установок, противоречий в восприятии и осмыслении социальных ролей и других деструктивных явлений, действие которых проявляется в процессе общения.

В рамках представления коммуникации как одной из сторон структуры общения — обмена информацией, коммуникативный стресс в узком смысле — сложное психологическое явление, отражающееся в специфических реакциях в результате влияния коммуникативно-информационных процессов на индивида, находящегося либо в роли реципиента (воспринимающего информацию), либо в роли коммуникатора (передающего информацию).

В то же время, нельзя исключить из внимания деятельностную детерминированность как психологического стресса, так и процесса общения в рамках деятельностного подхода в отечественной психологической школе. Следовательно, коммуникативный стресс во всей специфике своих проявлений целесообразно рассматривать в контексте деятельности. Так, например, коммуникативный стресс в учебной деятельности проявляется в ответ на сложную коммуникативную ситуацию в учебном процессе. Данная ситуация может быть предопределена коммуникативными трудностями в учебной деятельности, а также проблемами взаимоотношений на коммуникативных уровнях — педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Коммуникативный стресс в профессиональной деятельности связан с проблемами делового общения, проявляющимися в повышенной агрессивности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадения по темпу общения.

Глава 2. Причины и источники коммуникативного стресса

Стресс-факторы условно можно разделить на две большие группы — объективные, под которыми подразумеваются объективно существующие условия, влияющие на возникновение и развитие коммуникативного стресса. Например сложная для восприятия коммуникативная информация, ограничение времени для выступления и т.п., и субъективные факторы, которые рассматриваются как индивидуально-личностные особенности человека, определяющие и оценивающие сложившуюся ситуацию как стрессовую. Так как в значительной степени коммуникативный стресс разворачивается во время непосредственного общения с кем-либо, то субъективная оценка, к примеру, одного коммуникативного партнера другим является важнейшим индикатором стрессового состояния в общении. Такими стресс-факторами являются: несовпадения по темпу общения, прерывание речи одного из партнеров, использование непонятных собеседнику слов, терминов, слишком большой объем информации, вторжение в интимную зону общения. Психологическими личностными факторами во время коммуникативного стресса выступают: высокая личностная тревожность, напряженность, агрессивность, неадекватная самооценка, экстернальная направленность, особенности темперамента и другие. Индивидуальными факторами могут быть: особенности возраста, пола, характерологических черт, выступающие как потенциально стрессовые — отсутствие должных коммуникативных навыков, свободы изложения устной речи, страх неправильного ответа, ошибки, речевые дефекты и другие.

7 стр., 3047 слов

Стресс в профессиональной деятельности менеджера

... деятельности (отвлечься); задуматься над тем, что помогает снять напряжение (Что больше радует? Чем занимаетесь с увлечением?…). Основные проявления коммуникативного профессионального стресса: раздражительность в деловом общении. Причины: 1. )привычка общаться на ...

Грубо говоря, коммуникативный стресс можно разделить на пять вероятных причин:

1. Длительное общение и сложные ситуации. Это касается людей, которые постоянно работают с «трудными» клиентами, когда должность обязывает сохранять вежливость и невозможно достойно ответить на грубое обращение.

2. Отсутствие необходимых знаний. Работа с людьми требует хорошей подготовки, но отсутствие знаний приводит нас в тупик, заставляет чувствовать себя «в хвосте», теряться при незнании ответа на вопрос. Таким образом, у человека возникает стресс, связанный с общением.

3. Несоответствие работе.

4. Лишнее общение тоже вызывает стресс. Коммуникативный стресс возникает, потому что вы не можете вовремя остановить собеседника, сказать «нет» и поэтому выслушиваете его проблемы, жизненные ситуации и много ненужной информации.

5. Отсутствие помощи. Пожалуй, это сама распространенная причина, когда вы не можете обратиться за советом к кому-то или боитесь это сделать. Ситуация продолжает усугубляться и может привести к плачевным результатам: срыву, перенапряжению, конфликтам, постоянному раздражению.

2.1 Характерные эмоциональные и поведенческие проявления коммуникативного стресса

Эмоциональное реагирование является первостепенным в механизме развития стресса, в том числе и коммуникативного. Анализируя практический опыт, можно прийти к следующему:

Существуют различные варианты эмоциональных реакций на коммуникативные стрессы, базовыми из которых являются: страх, гнев, раздражение.

Эмоциональные проявления обусловлены как объективными факторами, определяющими сложность, неопределенность ситуации, так и субъективными факторами (индивидуальными или типологическими особенностями личности).

Большое значение в сфере эмоциональных проявлений коммуникативного стресса имеют социальные эмоции — стыд и вина. В целом следует выделить пассивное и активное эмоциональное реагирование в процессе развития коммуникативного стресса. К пассивному эмоциональному реагированию относятся страх, внутренние агрессивные эмоциональные реакции, присущие людям с преобладанием флегматического, сангвинического темперамента. Активность, но внутренняя закрытость эмоциональных проявлений наблюдается у меланхоликов, а бурно протекающие реакции (открытая агрессия, явно выраженный страх) преобладают у холериков.

Аналогично эмоциональным реакциям людям с различными типами темперамента также присущи свои стили поведения в процессе коммуникативного стресса. Во многом это зависит и от переживания либо коммуникативного эустресса, либо коммуникативного дистресса. Речь человека во время эустресса становится быстрее, но само изложение фраз более логично и последовательно, чем в обычном состоянии. При дистрессе возникают различные отклонения в речи. Они выражаются в пропусках некоторых букв и слов, произношении окончаний слов, запинках, заикании, заметном увеличении количества лишних междометий, предлогов. Очень часто во время стресса, что уже упоминалось в предыдущих главах, поведение человека меняется в противоположную сторону по сравнению с обычным спокойным состоянием. Так, речь и в целом общение спокойного, уравновешенного человека, становиться оживленным, суетливым, с активной жестикуляцией. Напротив, у человека с «живым» стилем общения последний меняется на медлительный, заторможенный.

2.2 Профилактика и преодоление стресса, связанного с общением

Первый и самый важный факт — признать то, что у вас стресс. Коммуникативный или нет — это не имеет значения. Главное, что вы четко понимаете проблему и готовы действовать в направлении ее решения.

Существуют методики по «профилактике» общения с людьми. Одна из них называется «Вы — врач». Часто при выслушивании очередной жалобы от клиента или пациента мы говорим себе: «Я выдержу, я смогу это вытерпеть». Это ложная позиция. Представьте себе, что вы — врач, а он не может обижаться, оскорблять человека в ответ. Врач внимательно его выслушает, проявит сопереживание и постарается решить проблему. Пассивное состояние только усугубит стресс, тогда как активное даст положительную динамику. Ваше участие не останется незамеченным.

Индивидуальный стрессовый сценарий поддается изменениям и коррекции. Практическая психология утверждает, что каждый психически здоровый человек соизмеряя собственные ресурсы, возможности, потребности и т.п., способен выработать свой индивидуальный стиль жизни, способствующий профилактике деструктивного стресса и использованию возможностей эустресса.

Самодиагностика своего состояния

Развитие саморегуляции начинается с понимания того, как развивается стрессовый сценарий, каковы причины стресса, какие эмоциональные и поведенческие реакции являются наиболее характерными в различных стрессовых ситуациях.

Известным и общепризнанным методом аутоанализа личностного стресса является дневник стрессов. Данный метод заключается в систематическом ведении записей, касающихся стрессовых ситуаций. В регулярно повторяющихся ситуациях кроются причины (факторы) стресса. Целесообразно записывать свои ощущения сразу же после внезапного острого стресса. В работе К. Штайнера приведены характеристики стрессового и нестрессового стиля жизни, проявления которых можно использовать в качестве диагностической методики.

коммуникативный стресс эмоциональный поведенческий

Таблица 1.

Человек, ведущий стрессовый стиль жизни

Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни

Хронический неослабевающий стресс, не допускает возможности изменения своего стрессового сценария.

Допускает эустресс в определенные периоды напряженной деятельности. Считает возможным влиять и изменять индивидуальный стрессовый сценарий.

Участвует в неинтересной, скучной работе без какого-либо самоудовлетворения.

Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение.

Испытывает постоянную нехватку времени, берет слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени.

Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами спокойной работы.

Беспокоится по поводу потенциально неприятных поступающих событий.

Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.

Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.

Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение.

Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться.

Умеет доставлять себе удовольствие, расслабиться.

Воспринимает и соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей.

Не соглашается и стремится не выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания.

Воспринимает жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, не имеет чувства юмора

В целом, наслаждается жизнью, настроен оптимистически, имеет хорошо развитое чувство юмора.

Заключение

Стресс является неотъемлемой частью в жизни любого руководителя, но как говорил Ганс Селье: «Стресс — это аромат и вкус жизни. Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок?» Кроме применения методик, необходимо уметь отвлекаться. Занятия спортом (бег, плавание, тренажеры), долгие прогулки, общение с близкими друзьями, хорошая комедия: все это призвано излечить самый сложный стресс — коммуникативный. Представляйте себе, что мир вокруг наполнен красками, он разноцветный и красивый. Это тоже легкая и полезная методика по гармонизации внутреннего состояния. Уделяйте больше времени себе и не забывайте, что не стоит прятаться от проблемы. Встречайте ее с гордо поднятой головой, чтобы победить!

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/kommunikativnyiy-stress-v-usloviyah-professionalnoy-deyatelnosti/

1) Г. Лебон «Психология народов и масс» 1896г.

2) У. Мак-Даугалл «Основные проблемы социальной психологии»

3) В.Н. Лавриненко «Психология и этика делового отношения»

4) В.И. Мельников, О.Л. Сафронова «Психология стресса в профессиональной деятельности»

5) Кабрин В. И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис… д-ра психол. наук. — М., 1993.

6) Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1980

7) Селье Г. «Стресс без дистресса», М. 1979 г

8) Карандашев В. Н. «Как жить в условиях стресса», С-П. 1993 г

9) Изард К. «Психология эмоций», М. 1980 г

10) Лутошкин А. Н. «Эмоциональный потенциал коллектива», М. Педагогика, 1988 г.

Приложение 1

Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала вас грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый начальник (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

2. Отметьте по 10-бальной системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать в жизни в основном негативные черты _______

3. Как проявляются ваши стрессы, на вашем здоровье (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.4 Напряжение или дрожание мышц ______

3.5 Головные боли, повышенная утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло на другого человека) ____

5. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» — совсем не характерно, а «10» — применяю почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями или любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения в данной ситуации______

6. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три года? (отметьте V ).

Значительно уменьшился

Незначительно уменьшился

Не изменился

Незначительно возрос

Значительно увеличился

-20

-10

0

+10

+20

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста

Устойчивость к стрессу

Норма

Повышенная чувствительность к стрессу

Менее 35 баллов

От 35 до 85 баллов

Более 86 баллов

Интерпретация по отдельным шкалам:

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели- от 15 до 30 баллов.

Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.

Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов. , Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.

Приложение 2

Тест №2 Тест на учебный стресс .

1. Оцените по 10-бальной шкале вклад Ваших отдельных проблем в общую картину стресса.

1.1 Строгие преподаватели _____________ баллов

1.2 Большая учебная нагрузка __________

1.3 Отсутствие учебников ______________

1.4 Непонятные, скучные учебники _____

1.5 Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов)

1.6 Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами ___________

1.7 Неумение правильно организовать свой режим дня ________

1.8 Нерегулярное питание _____________

1.9 Проблемы совместного проживания с другими студентами _________

1.10 Конфликт в группе __________

1.11 Излишне серьезное отношение к учебе _________

1.12 Нежелание учиться или разочарование в профессии ______

1.13 Стеснительность, застенчивость ________

1.14 Страх перед будущим ________

1.15 Проблемы в личной жизни _______

1.16 Иное (напишите, что именно) ______________________________

2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (отметьте V ).

Значительно уменьшился

Незначительно уменьшился

Не изменился

Незначительно возрос

Значительно увеличился

3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (оцените по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами ______ баллов

3.2 Невозможность избавиться от посторонних мыслей __________

3.3 Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания ________

3.4 Раздражительность, обидчивость _________

3.5 Плохое настроение, депрессия ___________

3.6 Страх, тревога _________

3.7 Потеря уверенности, снижение самооценки

3.8 Спешка, ощущение постоянной нехватки времени _________

3.9 Плохой сон ________

3.10 Нарушение социальных контактов, проблемы в общении _______

3.11 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.12 Затрудненное дыхание ________

3.13 Проблемы с желудочно-кишечным трактом ________

3.14 Напряжение или дрожание мышц ______

3.15 Головные боли

3.16 Низкая работоспособность, повышенная утомляемость ________

3.17 Иное (напишите сами и оцените) _____________________________

4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (отметьте V )

  • алкоголь,
  • сигареты,
  • наркотики,
  • телевизор,
  • вкусная еда,
  • перерыв в работе или учебе,
  • сон,
  • общение с друзьями или любимым человеком,
  • поддержка или совет родителей,
  • секс,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • хобби ………………………………………… ………..……..
  • физическая активность ……………….………………………

— иное ……………………………….. ………………………….

5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по 10 бальной системе):____________________ баллов

6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? (отметьте V )

6.1 Учащенное сердцебиение ______

6.2 Сухость во рту _________

6.3 Затрудненное дыхание ______

6.4 Скованность, дрожание мышц ______

6.5 Головные или иные боли _______

6.6 Иное (напишите, что)________________________________________

7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?

7.1___________________________________________________

7.2 ____________________________________________________

7.3____________________________________________________

Краткие сведения о себе:

ФИО _______________ Пол _______ Возраст (лет) _____ Курс __________ Факультет __________ , Результаты теста по данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направлений

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9.

1.10

1.11

1.12

1.13

1.14

1.15

Ср

4.8

3.4

4.1

5.0

5.0

3.4

3.6

3.6

2.7

3.1

3.8

2.5

3.3

3.6

5.3

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

3.16

Ср

4.0

4.7

3.8

3.5

4.4

3.8

2.9

4.5

3.9

2.6

2.6

2.1

3.2

2.8

4.9

5.0

Средний показатель экзаменационного волнения (п.5) — 6.0±0.35 баллов

Стресс: понятие, основные стадии. Особенности проявления стресса и сопутствующие с ним поведенческие, интеллектуальные и физиологические изменения. Идеомоторные методы как способ преодоления стресса. Сущность теста личностной тревожности Спилбергера.

курсовая работа