Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

Биография и жизненный путь Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) — французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем, музыковед, композитор и ботаник. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье. Так как его мать умерла при родах, а отец вынужден был его покинуть, женившись во второй раз, Жан-Жака, оставили под опекой дяди по линии матери. Детские годы он провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение к нотариусу, а в возрасте 13 лет — к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению.

В 16 лет он решился покинуть Женеву. Далее его обучение продолжилось в Турине в монастырь, где обучали прозелитов. Не получив систематического образования, он с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, имел много профессий. Он работал лекарем в аристократическом доме, домашним наставником в семье Мабли, домашним секретарем у графа Монтегю, французского посланника в Венеции.

Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями-публицистами и философами.

Женившись на служанке парижской гостиницы, он вынужден был содержать её родителей и всю их родню. У него было пятеро детей, которые все были отданы на содержание в воспитательный дом. Руссо оправдывал свой поступок тем, что не имел средств их прокормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает лучше сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.

Получив место секретаря у откупщика Франкёля, Руссо стал домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д’Эпине, её друг Гримм и Дидро. Руссо часто гостил у них, ставил комедии, очаровывал их своими наивными, хотя и разукрашенными фантазией рассказами из своей жизни.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. Мысль, отраженная в работе Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление». За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

3 стр., 1364 слов

Преступления против семьи и несовершеннолетних (2)

... преступлений против семьи и несовершеннолетних; исследование конкретных групп преступлений против семьи и несовершеннолетних; рассмотрение вопросов ответственности различных лиц за преступления, совершаемые против семьи и несовершеннолетних. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СЕМЬИ ... 5 1.2. Подмена ребенка Статья 153. Подмена ребенка Подмена ребенка, совершенная из корыстных ...

Для Руссо наступило десятилетие самой плодотворной деятельности и непрерывного торжества. Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене.

В 1755 году появляется вторая работа Руссо — «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. Затем последовал «Общественный договор» (1762).

Руссо доказывал в своих работах, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности.

Руссо нашёл своё призвание: он стал, как удачно было сказано, «Иеремией» современного ему культурного общества. Но его слава была недолгой. С появлением произведения «Эмиль, или О воспитании» Руссо преследуют, и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Одним из средств существования Руссо в это время было переписка нот. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.

Педагогические идеи и взгляд Руссо на воспитание детей

В своих трудах Руссо выражал интересы общества «третьего сословия» французского общества (крестьян, ремесленников, фабрикантов, городской бедноты, купцов и банкиров).

Руссо развивал идею естественной свободы и равенства людей, которая основывается на собственном труде каждого. Он считал, что к реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении «Эмиль, или о воспитании». Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка, где естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Жан-Жак считал, что такое воспитание должно происходить на лоне природы и в тесном контакте с ней.

Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Для него основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка.

Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека. Он отрицает авторитаризм в воспитании. Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании. По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами. В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом «естественных последствий» от неправильных поступков.

7 стр., 3047 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития

... осложненные умственной отсталостью. Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты разных сочетанных нарушений. По сочетанности ... разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При ...

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он выделил четыре возрастных периода:

  • возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка; руссо воспитание педагогический эмиль
  • детство или «сон разума» (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;
  • отрочество (12-15 г.) — период умственного развития (формирование интеллекта) и трудового воспитания;
  • юность (15-18 г.) — период бурь и страстей, время морального и полового воспитания.

С этого периода начинается самое главное в воспитании — учить любить людей.

Главная задача первого периода — нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должен как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе.

В период «сна разума» главная задача — развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка. Руссо рекомендует не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ему никаких моральных установок.

Третий период — это получение образования, развития самостоятельного мышления. В этот период происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием. Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать и сообразительности. Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т.д.).

Он считает, что предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе.

В период юношества, по мнению Руссо, полноценное нравственное воспитание происходит только в обществе, где юношам и девушкам нужно научиться любить людей и жить среди них. Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи:

  • воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений;
  • воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.;
  • воспитание доброй воли путем совершения добрых дел.

Руссо считал большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка, что существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. Основным принципом в педагогике для него является, что ребенок — это не взрослый, и взрослым не следует обращаться с ним по-взрослому. Ведь человек по натуре добр, а общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», — утверждал Руссо.

7 стр., 3211 слов

Анализ педагогических взглядов Ж.Ж. Руссо в произведении Эмиль или О воспитании

... от 15 до 18 лет. В первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством ... всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями – и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями». Но ...

Руссо был против специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. В учебных заведениях своего времени, особенно иезуитских, Руссо видел лишь средоточие нравственного падения и интеллектуальной деградации.

Немало важную роль в нравственном воспитании Руссо отводил женщине. Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, и ей не нужно широкое научное образование. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг — этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни — лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями — и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями», — писал Руссо.

По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди. Познавая предметы, манипулируя с ними, ребенок самостоятельно изобретает и строит свои первые инструменты. Таким образом он лучше усвоит не только их назначение, но и какой-либо механический и физический принцип.

Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков. Он недооценивал систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Ведь те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и несистематические, ненаучные.

Однако, не смотря на это, педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной.

Я согласна с Руссо в одном, что ребенок нуждается в собственном познании мира больше, чем в специальных знаниях. Знать — не значит верить в то, что говорит учитель, это значит — видеть самому и рассуждать.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», как выражение взглядов Руссо на воспитание детей

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо, в котором наиболее ярко отражены его взгляды на воспитание. По мнению Руссо, разумное воспитание — это способ общественного переустройства. В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно — геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., — которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.

«Эмиль» последовал за «Новой Элиозой», на страницах которой Руссо высказал суть тех положений педагогики, которые он развил в «Эмиле». Роман вызвал значительный для того времени отклик у читателей, ее положения стали предметом страстных споров, вошли в моду и оказали влияние на нравы.

9 стр., 4401 слов

Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...

... «Комплекс оживления» - начало психической жизни, показатель того, что сложилась социальная ситуация развития. Отнять у ребенка улыбку - отнять у него радость жизни. Многие малыши уже в 2 ... месяца - это один из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от мира взрослых. На рубеж ...

В романе действуют два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей.

Воспитателем ребенка Руссо делает молодого человека, так как, по его мнению, именно он должен стать для ребенка наставником и другом, которого он имеет с рождения. В первой книге рассказывается то, что автор берется за воспитание Эмиля — это идеальный ребенок, также как и автор — идеальный наставник. Эмиль — сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы. Эмиль должен почитать своих родителей, но слушаться — одного наставника. Жан-Жак пишет о том, что он не взялся бы за воспитание слабого ребенка, потому что слабое тело расслабляет душу. Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Он рекомендует: для того чтобы ребенок был здоров, необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением температуры, а чтобы он хорошо развивался, ребенка нельзя пеленать туго, у него должна быть свобода движений.

Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Особенности каждого возрастного периода, выделенных Руссо, раскрываются в первых четырех частях произведения на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля.

Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Воспитанник делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет услышать от него воспитатель. Руссо считал, что воспитанник может считать себя господином, а на деле господин — воспитатель. «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы», — утверждал Руссо

На примере взросления Эмиля Жан-Жак Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, а образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Эмиль берет уроки у природы, а не у людей.

На примере того, как Эмиль научился читать, можно увидеть отношение Руссо к самообразованию детей. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы я сам умел читать!», — думает Эмиль. Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых, а затем дело идет быстро и легко, то же — с письмом. Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

Живя в деревне, Эмиль получает из своих наблюдений понятия о полевых работах. А так как в детстве ребенку свойственно желание создавать, действовать и подражать, у Эмиля появляется желание заняться огородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за всходами. Но однажды, увидев, что все всходы взрыты, он сильно расстроился. А огородник, раньше посеявший на этом месте семена дынь, наставляет его: «Никто не трогает огорода своего соседа, каждый уважает труд другого, чтобы и его собственный был обеспечен». Так идея собственности осваивается мальчиком из личного опыта, а не из отвлеченных наставлений и рассуждений.

9 стр., 4179 слов

Как изучает ребенка воспитатель

... изучения психических особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения ...

«Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», — указывал Руссо.

Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен, и никто не знает, да и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Во второй главе автор рассказывает о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным — это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Описывая отрочество Эмиля, Руссо определяет задачу воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Он не полностью удовлетворяет любопытство Эмиля, когда тот обращается к наставнику с вопросами, и тогда у Эмиля возникает желание самому дополнительно узнавать новое.

Будучи юношей, Эмиль трудиться вместе со своим воспитателем, учится столярному делу, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской и в кузнице. Он трудолюбив, воздержен и терпелив.

Эмиля научили избегать зла и делать добро. Особенно развиты были в нем симпатия к бедным и угнетенным, желание помочь им. Эмиль постепенно и естественно приходит к познанию Божественного начала, к мысли о творце мира.

Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля — Софии. Рассказывая о ней, Руссо выражает свое мнение относительно основной функции женщины. По его мнению, женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. София имеет добрые задатки от рождения, сердце ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, но проницательный, характер уживчивый. Она не красавица, но возле нее мужчины забывают красивых женщин, любит наряды и знает в них толк. У Софии есть природные таланты: она научилась петь, умеет играть на клавикордах, танцевать, может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо вести счета. София религиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она молчалива и почтительна, т.е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю.

Эмиль вступает в пору любви и счастья. И когда он готов обвенчаться с любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему поселиться в сельской местности, так как, по его мнению, только там возможно естественное существование людей с неизвращенным сердцем, там они с женой смогут совершить много благодеяний для поселян. Так заканчивается роман, в котором автор, изобличая пороки современного общества, показал тот путь, который способен преобразить жизнь целых государств, — это воспитание нового Человека.

8 стр., 3717 слов

Концепция естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо

... жизни" (Руссо Ж.-Ж., Эмиль или о воспитании.,с.281). Педагогический успех, по мнению Руссо, мог быть достигнут сочетанием ремесленного труда с выполнением основных правил естественного воспитания. Но не ... В этих работах Руссо противопоставляет цивилизованному обществу общество в «естественном состоянии», он бичует тиранию, гнет эксплуататоров, и, развивая договорную теорию Локка, доказывает, что ...

Заключение

Руссо определил совершенно новую систему воспитания, так как он никогда и ни в чем не был подражателем. Он всегда оставался оригинальным в поэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира и мышлении. Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина. Пытаясь выявить внутренние закономерности развития ребенка, Руссо при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства, хотя и выделил четыре, по его мнению, этапа становления личности ребенка.

Он утверждал, что в первоначальном, или «естественном состоянии», люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, и как следствие — к порче нравов. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной и станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. Руссо стремился найти пути восстановления утраченного равенства; но в силу объективных причин, будучи не в состоянии вскрыть законы общественного развития, он возлагал все надежды на просвещение и воспитание.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин.

Используемая литература и источники

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/jan-jak-russopo-pedagogike/

1. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 336 с. (Пед. б-ка).

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Руссо,_Жан-Жак.

3. электронная онлайн библиотека http://banauka.ru/4439.html — История педагогики: курс лекций «Педагогические идеи Жан-Жака Руссо».

4. http://studopedia.ru/3_163122_pedagogicheskie-vzglyadi-russo.html — статья «Педагогические взгляды Руссо».

5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-176624.html — образовательный материал «Вклад в педагогику и оценка деятельности».