Статус государств в период вооруженных конфликтов

Понятие международных вооруженных конфликтов

. Сравнительный анализ вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера

Среди действующих международно-правовых актов, регламентирующих поведение государств и других участников во время вооруженных конфликтов, находятся Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны, об обращении торговых судов в военные и некоторые другие. Их положения были развиты в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны (об обращении с военнопленными, об улучшении участи раненых и больных, о защите гражданского населения и др.), которые впервые распространили правила ведения войны на национально-освободительные и гражданские войны, признали права комбатантов за партизанами и участниками движений сопротивления.

В 1977 году к Женевским конвенциям 1949 года были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протоколы еще больше расширили круг лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Оба Протокола были ратифицированы Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. Протоколы вступили в силу.

С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон — народов, государств или группы государств, — концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы Международное публичное право. Учебник/ Под ред. К.А.Бекяшева. — М.: «Проспект», 1998. С. 579. .

Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, международный конфликт — это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблем и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

Наибольшей остроты и крайне опасной формы международный конфликт достигает в фазе вооруженной борьбы. Но вооруженный конфликт — это также не единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в интересах субъектов системы международных отношений.

16 стр., 7721 слов

Вооруженные конфликты и международное право

... международным правом: ее подготовка, развязывание и ведение - это международное преступление. Сам факт объявления войны рассматривается как агрессия. Развязывание агрессивной войны влечет за собой международно-правовую ответственность. После Второй мировой войны возникли десятки вооруженных конфликтов, ...

Международный конфликт в своем развитии проходит несколько фаз.

Фазы развития конфликта — это не абстрактные схемы, а реальные, детерминированные в историческом и социальном планах конкретные состояния международного конфликта как системы.

Первая фаза международного конфликта, Вторая фаза международного конфликта, Третья фаза международного конфликта, Четвертая фаза международного конфликта

Пятая фаза

Шестая фаза

Вооруженные конфликты могут быть международного и немеждународного характера.

Международные вооруженные конфликты

Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны. Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества.

вооруженными

Международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение Ст. 1 Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., Издательство БЕК, 1990г. С.124. .

немеждународного

Вооруженные конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

  • применение оружия и участие в конфликте вооруженных сил, включая полицейские подразделения;
  • коллективный характер выступлений;
  • определенная степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;
  • продолжительность и непрерывность конфликта;
  • осуществление повстанцами контроля над частью территории.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов и т.д. Эти конфликты отличаются от международных вооруженных конфликтов, прежде всего тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство государства.

2. Начало войны и его правовые последствия. Классификация государств-участников вооруженных конфликтов, их статус, права и обязанности

Международное право требует, чтобы война заранее объявлялась. Ш Гаагская конвенция 1907 года предусматривает, что военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Оно может иметь две формы: мотивированное объявление войны и ультиматум, т.е. категорическое, не допускающее никаких возражений требование одного государства к другому под угрозой в случае невыполнения начать против него войну. Хотя, согласно международному праву, сам факт объявления войны, не являющейся актом самообороны, считается одним из видов агрессии, нарушение требования ее предварительного объявления еще больше отягощает это преступление.

9 стр., 4014 слов

Международное гуманитарное право

... действий, способных вовлечь его в международный военный конфликт. Права и обязанности держав, являющихся нейтральными по отношению к конфликту, определяются V Гаагской конвенцией 1907 г. [5] Территория нейтральных государств считается неприкосновенной. Воюющим ...

Наступление состояния войны влечет за собой целый ряд международно-правовых последствий независимо от фактического начала военных действий. Последние вообще могут не начаться, тем не менее, состояние войны с его юридическими последствиями будет сохраняться вплоть до его прекращения.

К важнейшим правовым последствиям состояния войны относятся:

1) прекращение всех мирных отношений между воюющими государствами, в том числе дипломатических, консульских, торговых и иных. Их дипломатические и другие представительства закрываются, а персонал покидает пределы данных государств;

2) защита прав и интересов граждан воюющих государств поручается какому-либо нейтральному государству с его согласия. Граждане могут быть ограничены в отношении выбора места жительства, передвижения, вплоть до поселения в специально отведенных местах (интернирования).

Однако собственное имущество неприятельских граждан является в принципе неприкосновенным, в отличие от собственности неприятельского государства, которая конфискуется (кроме имущества дипломатического и консульского представительств);

3) запрещаются торговые и иные сделки с юридическими лицами неприятельского государства. Торговые суда, под его флагом оказавшиеся в портах или территориальных водах другого воюющего государства, могут быть задержаны на время войны и возвращены после нее, а военные суда — конфискованы как собственность неприятельского государства;

4) договоры между воюющими государствами (в зависимости от их вида и характера) прекращаются или приостанавливаются. Начинают действовать договоры, специально рассчитанные на случай возникновения войны — Гаагские и Женевские конвенции и др.

Война развертывается на определенной территории, как воюющих государств, так и на международной (в открытом море и т.д.); эта территория становится театром войны. Она включает в себя сухопутную, водную и воздушную территории этих государств, а также открытое море и воздушное пространство над ним, где могут вестись военные действия. Не должны быть театром войны территории нейтральных государств, в том числе постоянно нейтральных, и нейтрализованные территории, которые специальными соглашениями государств изъяты из военных действий. К ним относятся такие территории, как Магелланов пролив, Суэцкий канал, Аландские острова, архипелаг Шпицберген.

Участники вооруженных конфликтов

Важнейшим принципом международного права, действующим во время войны, является принцип ведения военных действий только против вооруженных сил неприятельского государства, но не против его мирного населения, которое считается неприкосновенным. Но и вооруженные силы с точки зрения правомерности применения против них оружия неоднородны. В их составе различаются:

  • сражающиеся (комбатанты) и
  • несражающиеся (некомбатанты).

Комбатантами

  • личный состав регулярных вооруженных сил (сухопутных, военно-морских, воздушных и др.);
  • иррегулярные силы — партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов;
  • экипажи торговых морских судов и экипажи гражданских самолетов воюющих сторон, если они переоборудованы в военные;
  • бойцы, участвующие в национально-освободительных войнах, борющиеся против колониализма, расизма и иностранного господства;
  • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска.

В состав вооруженных сил воюющих сторон входят, как уже говорилось, некомбатанты. В отличие от комбатантов, их функции сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности вооруженных сил. Они вправе применять оружие только для самообороны. К некомбатантам относятся медицинский и интендантский состав, военные юристы, корреспонденты, репортеры, духовные лица.

13 стр., 6205 слов

Право международных конфликтов

... международно-правовые нормы, регламентирующих ситуации вооруженных конфликтов, в системе современного международного права; проанализировать правовые способы и формы реализации норм права вооруженных конфликтов; В данной работе мы постараемся отразить становление права вооруженных конфликтов как отрасли международного права, ... войны 1907 года). В связи с этим, если в войну вступало государство, ...

В случае возникновения войны государства, не пожелавшие принять в ней участие, могут объявить о своем нейтралитете в специальном заявлении или декларации (провозглашенный нейтралитет).

Иногда они заранее на этот случай заключают специальные договоры о нейтралитете, по которым обязываются соблюдать в отношении друг друга нейтралитет во время войны (договорный нейтралитет).

Нейтральные государства могут беспрепятственно вести морскую и другую торговлю с другими нейтральными и воюющими государствами.

3. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Права и обязанности государств, возникающие непосредственно по окончании войны

Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния войны, т.е. восстановление между воюющими сторонами мирных отношений с вытекающими отсюда важными международно-правовыми последствиями:

1) государства, как правило, восстанавливают прерванные войной дипломатические, консульские и торговые отношения;

2) снимаются юридические ограничения в отношении граждан (и юридических лиц), которые в связи с войной рассматривались в качестве граждан вражеского государства;

3) после окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений;

4) применение реституции. В международном праве реституция — форма материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения Международное право. Учебник /Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. — М.: Международные отношения, 1996. С. 530. . Может осуществляться различными способами.

Одним из видов реституции является возвращение имущества, неправомерно захваченного и вывезенного одним из воюющих государств с территории другого государства, являющегося его военным противником. В случае невозможности возвратить все неправомерно изъятое имущество допускается передача по договоренности такого же имущества или приблизительно равноценного вывезенному имуществу (субституция, или компенсаторная реституция).

Компенсаторная реституция — вид материальной международно-правовой ответственности государства-агрессора, применяемой в случаях, если осуществление ответственности данного государства в форме обычной реституции невозможно, и заключающейся в обязанности данного государства компенсировать причинённый другому государству материальный ущерб путем передачи потерпевшему государству (или путем изъятия потерпевшим государством в свою пользу) предметов того же рода, что и разграбленные и незаконно вывезенные государством-агрессором с территории потерпевшего государства.

6 стр., 2763 слов

По теории государства и права Права человека: понятие и сущность

... юридическое лицо, организация. Это право, принадлежащее отдельному лицу - субъекту права. В настоящее время в международно-правовых актах, в литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в ...

Международно-правовые акты, принятые в период и после окончания Второй мировой войны 1939-45, предусматривали возвращение в порядке реституции государствам, подвергшимся нападению и оккупации со стороны гитлеровской Германии и её союзников, огромных материальных ценностей, захваченных и незаконно вывезенных с временно оккупированных территорий. Вопрос о реституции ставился в 1947 в мирных договорах СССР с Финляндией, Италией, Венгрией, Румынией и Болгарией

В конце XX века началось обсуждение вопроса о реституции в отношении ценностей, вывезенных СССР из побеждённой Германии в качестве трофеев и не оформленных как собственность советского государства в соответствии с нормами международного права. Мнения экспертов и политиков по поводу возможности возврата этих ценностей Германии разделились;

5) устраняются другие юридические последствия, вызванные состоянием войны

перемирие

капитуляции

односторонний акт,

двусторонней декларации,

мирный договор

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/status-gosudarstv-v-period-voorujennyih-konfliktov/

1.Арцибасов И.Н. Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. — 215 с.

2. Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 589 с.

3. Захарова Л.Н. Международное право: Учеб. пособие. — М.: Издательство РИОР, 2006. — 186 с.

4. Международное право. Учебник / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузне цова. — М.: Международные отношения, 1996. — 608 с.

5. Международное публичное право. Учебник / Под ред. К.А.Бекяшева. — М.: «Проспект», 1998. — 635 с.

6. Международное право. Учебник / Под ред. Г.В.Игнатенко. — М.: НОРМА, 2002. — 592 с.

7. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., Издательство БЕК, 1990г. — 420 с.

8. Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М. Наука, 1976. — 186 с.