Гуманистические идеи русской народной педагогики

В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом аспекте особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию, и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.

Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Литературные источники достаточно убедительно показывают, что еще со времен Древней Руси в воспитании молодого поколения использовались идеи и практические приемы гуманного к нему отношения. Сведения об этом сохранила этнопедагогика, предметом которой является народная педагогика, понимаемая как «совокупность взглядов, идей, традиций народных масс в области воспитания, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских игрушках и т.п. и закрепленных в первую очередь в произведениях устного народного творчества»1 .

Осознавая воспитание как важнейшую функцию развития семейных традиций, ремесел, выживания рода, народ по крупицам собирал опыт каждой семьи, каждого селения. Этот опыт апробировался в течение многих поколений. Обобщался народными сказителями в пословицах, поговорках, сказках, былинах, песнях, обрядах и таким образом передавался потомкам. Новые поколения уточняли, дополняли педагогические заповеди предков, развивали их. В произведениях фольклора, предназначенных для бытования в детской среде, колыбельных, потешках, частушках, прибаутках, пестушках, приговорках, а также в сказках, былинах, легендах, пословицах, трудовых, героических и обрядовых песнях одобрялись и восхвалялись лучшие человеческие качества. А народные обычаи, ритуалы закрепляли эти качества до уровня положительных установок и привычек.

Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований К.Д. Ушинского, Г.С. Виноградова, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, П.Ф. Каптерева и др. В данной работе ставится целью рассмотреть развитие общественно-педагогических идей, историческое зарождение гуманистического образования в России и его развитие.

13 стр., 6053 слов

Новаторские идеи в педагогике

... условие воспитания индивидуальности в процессе коллективной жизнедеятельности, конструирует школу как опытное поле для развития ребенка, как жизненное пространство для ее вхождения в социум. 3 Педагогика ... регламентирует жизнь ребенка в этом ‘хорошем доме’. Основой воспитательной программы школы, которая реализует идею ‘общности и братства’, он считал гуманистические отношения. Учитывая эти ...

1. Педагогика как наука

Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. Основными категориями педагогики являются: формирование личности, воспитание, образование и обучение.2

Под формированием личности, которое раньше обозначалось термином «воспитание в широком смысле», понимается процесс становления человеческого индивидуума под воздействием как целенаправленных влияний (воспитание в собственном смысле слова), так и разнообразных, нередко противоречивых влияний окружающей среды. В современной зарубежной педагогике первая группа воздействий на человека часто обозначается термином «интенциональное воспитание», вторая — «функциональное воспитание».

«воспитание»

образованием

образование

Педагогика входит в систему наук, которые изучают человека, человеческое общество, условия его существования (философия, этика, эстетика, психология, политэкономия, социология, история, анатомия, физиология, медицина и др.), использует их теоретические положения, исследовательские методы (в том числе математической статистики и кибернетики), а также результаты конкретных исследований.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам.5 Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на ее ранние формы. От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII вв.6

Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния.

2. Гуманистическое мировоззрение. Характеристика гуманистической педагогики.

В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.

4 стр., 1630 слов

Развитие и воспитание личности

... на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания ... человек" и " личность", т.е. говорят о развитии и воспитании человека или о развитии и воспитании личности, хотя это и не одно и то же. Под средой в педагогике ... работе школы и семьи, обращается особое внимание на воспитательную работу ...

гуманности

Гуманистическая Педагогика

Гуманистическая педагогика отвергает в традиционном учебно-воспитательном процессе его обезличенный характер, явную или завуалированную регламентированность, при которой предлагаемые учащимся знания, не являются предметом их собственного осознанного выбора. Критике подвергается также ориентация образования на выполнение социального заказа, которая выражается в тенденциозном отборе сообщаемых уч-ся знаний и формируемых установок.

Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать созданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибки, на свободный творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От педагога данное направление требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость. В такой атмосфере становится возможным привлечение любых форм учебной работы: от спонтанных и гибких (например, открытое обучение), до жестко построенных (например, программированное обучение), если только они соответствуют потребностям и выбору детей.

Учебный процесс строится так, чтобы учащийся открывал для себя личностную значимость знаний и на этой основе осваивал содержание учебных предметов. Педагогические поиски ведутся по линии связи обучения с эмоционально-потребностной сферой личности, создания соответствующего психологического климата в классе, своеобразного психолого-педагогического консультирования в учебном контексте.

Все основные принципы и положения гуманистической педагогики должны найти свое отражение в процессе профессионального образования, обучения и подготовки квалифицированных специалистов. Положения гуманистической педагогики должны учитываться при формулировании целей и задач профессионального образования, в процессе разработки его содержательного компонента и поиска средств развития личности учащихся. Одним из необходимых условий является разработка системы управления профессиональным образованием на гуманистических началах, т.е. только при условии уважения к личности учащегося профессионального учебного заведения и внимании к развитию творческого компонента.

  1. Русская народная педагогика как основа гуманистического воспитания

Какие же идеи, ценности русской педагогики, закрепленные в народном творчестве и ставшие традициями, могли стать предметом воспитания?

В первую очередь, это те ценности, которые необходимо было сохранять, оберегать и следовать им для выживания рода. Отсюда закреплялись в сознании и поведении ценности семьи, дома, почитание родителей, уважение старших. Семейная жизнь считались на Руси естественной формой существования человека. Каждый взрослый здоровый человек должен был иметь семью, которая воспринималась как нравственная основа правильного (праведного) образа жизни, что нашло отражение во множестве поговорок, пословиц, сказок и т.д.: «В семье и каша гуще», «Семейный горшок всегда кипит»8 . Тех, кто не торопился создавать семью, осуждали: «ни роду, ни племени», «бобыль бобылем». Если причина была «уважительной», сочувствовали: «один одинешенек», «и в раю жить тошно одному», «живешь – не с кем покалякать, помрешь – некому поплакать». Тем не менее, от поспешной женитьбы или замужества предостерегали: «дурное дело не хитрое». Удачная женитьба или замужество считались основой счастливой жизни. К избраннику предъявлялись определенные требования, главными из которых доброты», «с лица не воду пить». Многодетная семья сама по себе считалась ценностью. Появление ребенка в семье за редким исключением расценивалось как счастье: «много детей, да лишних нет», «один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Сыновья были опорой в хозяйстве, продолжателями рода, семейных традиций. Но гуманизм народной педагогики оберегал и бездетные семьи от насмешек, приучал сочувствовать чужому горю. На какие только ухищрения не шли родители, чтобы иметь детей: и Снегурку лепили, и Колобок пекли, часто брали в дом приемных детей. Конечно, желание иметь детей, и как можно больше, и преимущественно сыновей в первую очередь диктовалось проблемой выживания, заботой о старости и т.д. Но, тем не менее, как правило, в семье дети были желанны, их появление ждали и к этому готовились.

6 стр., 2727 слов

По педагогике «Семья как субъект педагогического взаимодействия ...

... влияние на семью, в свою очередь, семья оказывает воздействие на общество. Социологи выделяют несколько функций семьи: Репродуктивная: рождение потомства. Воспитательная: воспитание детей, самореализация родительских ... к рождению, социализации и воспитанию детей. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих ...