В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое.
Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами – люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и так далее).
Уже несколько десятилетий проблема взаимодействия людей в рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ, но особенно социологов и психологов. В современной социологии существуют многообразные теории социальных групп. В некоторых из них, в частности социометрической, общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями какой-то одной доминирующей группы. В этом случае говорят, например, о народном обществе, что обозначает совокупность разнообразных групп в рамках одной народности.
В настоящее время существует множество
1 Понятие и сущность социальной группы и ее виды
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос социальной психологии.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Социальная группа — это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.
Социальная политика в отношении пожилых людей
... среды и создание оптимальных условий для включенности в жизнь общества. Социальная политика в отношении пожилых людей В оказании помощи пожилым людям в решении наиболее острых проблем, обеспечения им ... экономии. Пожилые люди являются одной из тех уязвимых групп, которые были серьезно затронуты экономическим кризисом. Пожилые люди испытывают огромные трудности. Количество пожилых людей, которые ...
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы.
Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.
Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, то есть группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Существуют непосредственно общие качества группы:
1) Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
2) Микроклимат — определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3) Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.
4) Лидерство — степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
5) Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составлящих ее личностей.
6) Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие как:
1) направленность группы — социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
2) организованность — реальная способность группы к самоуправлению;
3) эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
4) интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
Человек, индивид, личность
... и сущности человека - одна из глобальных проблем философской мысли. Понятия: человек, индивид, личность относятся к ... человека; уникальности каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единстве биологического и социального в человеке, существенных признаках человека, ... потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); способен действовать ...
5) волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное представление о развитии группы по характеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, система межличностных отношений и так далее.
Наряду с опытом больших социальных групп важнейшее значение для понимания содержательных элементов общественной психологии имеют и массовые социальные процессы и движения.
2 Понятие социальной общности и ее многообразие
По социометрической теории, наиболее крупными социальными группами являются социальные общности, которые рассматриваются учеными как формы социальной организации общественной жизни индивидов.
Социальные общности — это эмпирически фиксируемые, реально существующие объединения индивидов, представляющие собой относительную целостность, которая может выступать как объект социального воздействия, обладать эмерджентными свойствами, т. е. вновь возникающими в результате объединения характеристиками, не всегда присущими отдельным индивидам.
Исторически детерминантами формирования социальных общностей были:
- условия социальной реальности, требующие объединения людей (например, охрана территории, защита от внешних врагов);
- общие интересы значительной части индивидов;
- развитие государственности и возникающие вместе с ней формы организации людей в виде различных социальных институтов (например, института права и законодательства, поддерживающего определенные нормы поведения людей);
- совместная территория, предполагающая возможность межличностных (прямых и опосредованных) контактов.
Стратификационными показателями социальной общности как целостности выступают условия жизнедеятельности, опосредованные различными политическими, экономическими и социальными особенностями; общие интересы взаимодействующих индивидов; приверженность конкретным определенным социальным институтам и ценностям; социольно-профессиональные характеристики индивидов, объединенных в общность; принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям.
Указанная система социальных показателей позволяет утверждать, что внутри общества идут сложные процессы социальной интеграции (объединения) и дифференциации (разделения).
Процессы социальной интеграции позволяют воспроизводить социальные отношения общности как некоторой целостной системы. К интеграции можно отнести формы социально-политической, экономической, духовной жизнедеятельности людей, объединенных в общность. Процессы дифференциации являются следствием разделения экономической, политической и культурной структур, разделения и специализации труда, отношения к формам собственности и так далее.
Возникающие в процессе социально-исторического развития человечества социальные общности отличаются многообразием не только конкретно-исторической и социальной обусловленности, но и типическими признаками (например, национальными, психологическими и так далее).
Социализация личности. Этнические общности
... д. Наряду с классами, сословиями и другими группами социальную структуру общества составляют и исторически сложившиеся общности, называемые этническими. Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, сознанием нерасторжимости исторической судьбы. ...
Общности различаются качественными признаками и количественными показателями, то есть величиной.
Среди социально-психологических показателей необходимо выделить уровень сплоченности социальной общности, а также характер взаимодействия между индивидами. Если общности представляют собой большие территориальные или национальные объединения, то, как правило, наряду с непосредственными существует значительное число опосредованных связей, когда люди, принадлежащие к одной общности, исповедующие общие интересы, даже не знакомы друг с другом.
Польский социолог Я. Щепаньский предлагает выделять два больших класса общностей: естественные — существующие в реальности (территориальные, социальные), и номинальные (например, общность российских врачей).
Указанные общности он делит на фиксированные в социальной системе, к которым относятся классы, профессиональные группы, и нефиксированные (например, движение зеленых).
Концепция общностей, предложенная впервые немецким социологом Ф. Теннисом, является альтернативой концепции социолога Дж. Морено. Если Теннис рассматривает различные уровни общностей: от малой социальной группы до государства и планеты, то сторонники групповых подходов рассматривают само общество как глобальную социальную группу. Отсюда возникают многие общие показатели стратификации общностей и социальных групп. Например, в зависимости от структуры и формы организации и те, и другие делятся на формализованные и неформализованные.
Установить границы групповых общностей весьма просто, так как непосредственность контактов, совместные формы деятельности, относительно выраженная гомогенность (однородность) состава позволяют фиксировать лиц, принадлежащих к ней. Массовые общности, такие, как нации, характеризуются более размытыми границами. Люди одной национальности могут проживать в разных городах и странах и лишь статистически принадлежать к своим национальным объединениям. Зарождение таких общностей имеет более стохастическую природу, а структура членов общности может быть гетерогенной (разнородной).
Однако каждый из людей принадлежит к огромному числу различных общностей и для того, чтобы фиксировать эту принадлежность, мы должны выделить какие-либо весьма надежные показатели (например, экономическую, политическую или культурную стратификации, а также функции и социальные роли, которые выполняет индивид в данной общности).
Функционирование и развитие социальных общностей происходит на основе взаимодействия или социальных связей.
3 Роль социальных групп и общностей в жизни человека
Из всего выше сказанного можно сказать, что группы и общности в жизни человека играют огромную роль.
Человеку трудно существовать без общества, без группы, он будет чахнуть без общения с людьми. Собираясь в группы, люди могут себя проявить в чем-то, показать самого себя, определить свое место и роль в обществе.
Живя в обществе человек приобретает себе друзей, знакомых, товарищей и так далее. Возможно и такое, что он может приобрести и врагов, в определенных случаях, ведь это тоже какая-то степень взаимодействия с людьми, обществом.
Культура социальных общностей и групп
... элементы социального и культурного наследия, ... различные сословия. Различными были отношения между ними, роль каждого из них в жизни общества, ... -исторических особенностей развития ... это служилые люди, обладавшие преимущественным, ... передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, то обычай - это установленные правила поведения в данной общности. ...
Кроме внешних связей общения у человека существует и семейные связи, которые являются так же элементом общества и окружающего мира человека. С этой подсистемой общества он использует иной способ взаимодействия. Именно такой элемент, как семья, сможет поддержать человека в любой ситуации и не в коем случае не стоит разрывать цепь взаимодействия с этой частичкой общества человека.
Заключение
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу» — Маркс, Энгельс.
Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае — группы людей. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. И наоборот, рост числа отклонений в поведении — показатель распада ее интегрированности.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/gruppa-kak-sotsialno-psihologicheskaya-obschnost/
1 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарики, 2001.- 432с.
2 В.Е. Давидович, М.Р. Радовель. Социология для технических вузов. Серия «Учебники для технических вузов». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 416с.
3 Кончанин Т.Л. Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 480с.
4 Маршак А.Л. Социология: Учеб. пособие / А.Л. Маршак – М.: Высщая школа, 2002.- 317с.: ил.