Дидактика и ее основные категории. Задачи современной дидактики

Теория образования и обучения (дидактика) раскрывает закономерности учения школьников и преподавательской деятельности учителя, определяет и характеризует сущность, принципы, содержание, методы и организацию учебного процесса.

Термин «дидактика» происходит от греческого слова «didaktikos», что в переводе означает «обучающий». Со времен Я. А. Коменского под дидактикой понимается научная система знаний о том, чему учить и как учить школьников. В настоящее время термины «теория обучения», «теория образования» более употребительны, чем термин «дидактика».

Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися философами и учеными прошлого (Сократом, Демокритом, Гераклитом, Платоном, Аристотелем).

дидактика педагогика обучение образование

Впервые в историю педагогической мысли теорию обучения как систему научных знаний, как педагогическую науку разработал Я. А. Коменский. На основе философских размышлений, теоретического анализа опыта работы школ того времени он написал свой знаменитый труд «Великая дидактика» (1658).

В этой книге он впервые говорит о всеобщем образовании, обосновывает организацию, принципы (основоположения), методы, содержание обучения. «Великая дидактика» Я. А. Коменского оказала огромное влияние на развитие педагогики во многих странах мира в последующие века.

1. Дидактика, ее объект, предмет, задачи

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две основные функции: 1) теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую); 2) практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. «Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит». Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

13 стр., 6298 слов

Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности ...

... личность ребенка младшего школьного возраста. Предметом исследования стала самооценка младшего школьника. Задачами курсовой работы является: рассмотрение теоретических основ роли обучения и воспитания в школьном возрасте; изучение различных факторов формирования и развития личности; ... теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе ...

didasko —

Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский

Д. Дьюи (1859—1952) основное внимание обращал на активную роль ребенка в процессе обучения, принцип практической деятельности на основе личного опыта и формирования способности к интеллектуальной деятельности.

В современной педагогике дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах .

теорией обучения.

Предметом дидактики, Основная задача дидактики

Существует следующая иерархия задач, которые призвана решить теория обучения.

Генеральная задача:, Специфические задачи

задачи технологии обучения:

Таким образом, дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:

Для чего обучать?, Чему обучать?, Как обучать?

В связи с этим основными категориями дидактики являются: процесс обучения, принципы дидактики, содержание обучения и образования, формы и методы организации учебной деятельности; каждая из них находится во взаимосвязи с другими и рассматривается как часть, элемент целостной научно-дидактической системы.

2. Основные категории дидактики

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения .

Преподавание —

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение —

Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности).

Знания включают в себя: факты, представления, понятия, законы, закономерности, идей, теории. Характеристика знаний: знания могут быть: полными, поверхностными, точными — уровень знаний, истинность, объем, понимание, системность, прочность и т.д. — до 30 характеристик. Выделяют три уровня знаний: репродуктивный — воспроизведение без существенных изменений; конструктивный — знания, добытые при перестройке 1-го уровня (выделении главного, обобщении, сравнении, выборе и т.д.); творческий — знания, приобретенные в ходе самостоятельной поисковой работы.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

14 стр., 6615 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога

... обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и ... одной области человеческой деятельности. Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей ... граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от ...

Обучение — средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности. Дело в том, что знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанных стороны: теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренчески-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

При правильно поставленном обучении ученик овладевает всеми тремя сторонами изучаемого знания, т. е. в неразрывном единстве происходит обогащение личности научными знаниями, развитие ее интеллектуальных способностей, творческих способностей, формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение важным средством воспитания.

В современной дидактике под термином «образование» понимают специальную сферу социальной жизни, уникальную систему, своеобразный социокультурный феномен, способствующий накоплению знаний, умений и навыков и интеллектуальному развитию человека. Образование — овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-этической культуры, вследствие чего они приобретают определенный образ и индивидуальное своеобразие. Результатом является образованность — качество личности, которое характеризует ее способность использовать в своей познавательной и практической деятельности продукты материального и духовного труда людей, руководствуясь социальными нормами и духовными ценностями. Уровень образованности отражает круг продуктов духовного и материального труда, социальных норм и ценностей, которые личность способна использовать в своей деятельности.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация —

Форма (от лат. «forma»— внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (от лат. «metodos» — путь, способ) —путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство —, Результаты, Заключение

Таким образом, в процессе обучения фундаментом являются знания, умение, навыки, другие из выделенных компонентов основываются на них, а венчает все развитие и воспитание личности.

Образование — часть процесса формирования личности. При помощи этого процесса общество передает знания, навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются определенные культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.

7 стр., 3101 слов

Игровые приемы обучения изобразительной деятельности детей

... их возрастные особенности. Игровые приемы Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на ...

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/doshkolnaya-didaktika-na-sovremennom-etape/

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.-Санкт-Петербург:Питер,2009.

2. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Солонцова, А.М. Байбаков.-2-еизд.; стер. — Москва: Академия,2009.

3. Головлева Е.В. Теории и методики воспитания: Учеб.пособие / Е.В. Головлева.- М.Высш.шк,.2006.

4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики учебное пособие/ А.Н. Джуринский.- М.: ФОРУМ-ИНФА-М,1998.

5. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под.ред. П.И. Пидкасистого.- Москва: Педагогическое общество России,2008.

6. Подласый И.П. Педагогика. Книга 1/ И.П. Подласый.-Москва: Владос, 2007.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Медународная академия педагогического образования; под ред. В.А. Сластенина.- 9-е изд.; стер.- Москва: Академия, 2008.

8. Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В.Хуторской.- СПб.: Питер, 2001.