История дидактики

ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.

Важнейшую роль в образовании играет обучение.

ОБУЧЕНИЕ, основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д.

В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения.

Два этих понятия объединяет дидактика, о которой и хотелось бы поговорить в данной работе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что человечество всегда волновало какой уровень знания, мы имеем, и было бы не правильно не обсудить часть педагогики, изучающую проблемы обучения и образования которое так волнует наше современное общество.

Цель работы – изучить историю становления дидактики, и узнать, какие перспективы в развитии она имеет сегодня.

Достижение этой цели предопределило следующие задачи:

  1. Изучить историю развития дидактики.
  2. Выделить наиболее значимых педагогов, которые внесли свой вклад в развитие дидактики.
  3. Выявить перспективы дальнейшего развития дидактики.

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДИДАКТИКИ.

Дидактика (др. греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика, как и многие другие науки, развивалась исторически. Это зависело от того, на каком этапе развития находилось человеческое общество.

Первые дидактические мысли были высказаны еще очень давно, в античную эпоху. Известно, что уже в Древней Греции и Древнем Риме были созданы довольно развитые образовательные системы.

Спарта.

Большое внимание воспитанию подрастающего поколения уделялось в Спарте. Однако обучение там имело несколько другое направление, чем сейчас. Будучи в течение трехсот лет мощной военной державой, Спарта нуждалась в сильных, дисциплинированных и выносливых воинах, поэтому большая часть времени отдавалась обучению молодого поколения военному делу и физической подготовке.

7 стр., 3195 слов

Контрольная работа — Развитие речи — Обучение дошкольников ...

... С. 183]. Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильно отобрать тексты для пересказов. Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Поэтому существуют определенные принципы отбора литературного текста для пересказа. 1) Полноценность и ...

Когда ребенок достигал семилетнего возраста, для него начинался новый, серьезный этап в жизни. Обучение длилось 12 лет и закачивалось, когда человек достигал 19–летнего возраста. Проводилось оно в специальных военизированных лагерях. Причем участвовали в нем не только мальчики, но и девочки. Помимо военного дела, детям преподавали основы чтения, письма и счета. Ученики должны были во всем походить на своего учителя, повторять то, что делал он.

Для активизации и стимулирования деятельности учащихся постоянно проводились различного рода состязания и учебные походы. Однако главной особенностью обучения в Спарте была все-таки военизированная направленность.

Афины.

Совсем другая ориентация была в афинской системе образования. Она направлялась на всестороннее развитие человека. Люди стремились к совершенству и красоте. Как и в Спарте, обучение в Афинах начиналось с 7 лет, но продолжалось лишь до 16 лет, сначала в школе и гимназии, а затем в университетах. На одного учителя приходилось до 20 и более учеников. Причем они были совершенно разного возраста.

Существовало два типа школ:

  • мусические;
  • гимнастические.

В свою очередь мусические школы делились на школы грамматиста и кифариста. В первом типе школ детей обучали чтению, письму и счету. Однако тогда применялись довольно примитивные методы: ученики лишь копировали действия учителя. Затем были многочисленные упражнения. В результате обучение длилось 3 года.

Гимнастические школы дети заканчивали в 16 лет. К этому времени мальчики уже умели выполнять разнообразные физические упражнения, знали правила борьбы, бега, могли метать диск и копье, прекрасно плавали, ездили верхом, управляли колесницей и свободно могли участвовать в различного рода спортивных состязаниях.

Что касается методов обучения, то преимущественно они были практическими. Сюда можно отнести запись речей, упражнения в их написании, анализ их образцов.

Наряду с университетами существовали и гимназии, считавшиеся государственными школами философского направления. Среди самых известных следует назвать эпикурейскую и стоическую гимназии. В них использовались различные приемы и формы учебной работы.

В отличие от других школ в афинской изучали отдельные учебные предметы – в зависимости от специализации учителя. Ученикам преподавалась грамматика, арифметика, диалектика, риторика, музыка, гимнастика и др., причем обучали этим предметам как индивидуально, так и в группах. Среди древнегреческих философов, чьи педагогические труды дошли до нас, были Аристотель, Демокрит, Сократ, Плутарх, Платон. Ими высказывались различные мысли, касающиеся обучения детей, и предлагались альтернативные способы их обучения. По именам некоторых видных философов древности названы школы.

13 стр., 6196 слов

Школа: обучение или воспитание?

... как образование. Цель: Обосновать взаимосвязь процессов воспитания и обучения в школе. Задачи: 1. Изучить теоретические основы процессов воспитания и обучения. 2. Выявить соотношение понятий воспитания и обучения. 3. Провести социологический опрос (Школа: обучение или воспитание?). Объект курсовой работы: ...

Эпоха Средневековья

В эпоху Средневековья предпочиталась индивидуальная форма учебы. Ребенок становился воспитанником монаха, священнослужителя, ремесленника и т. д. Использовался вербальный метод обучения. Большое внимание уделялось изучению Библии и другой подобной литературы. Рассматривались и теологические сочинения. Монахи учили своих воспитанников, что только через Бога можно познать и небесный, и земной миры.

Огромное внимание уделялось развитию памяти учеников. По мнению учителей, именно она играла роль в познании законов Священного Писания, церковных канонов и теологических сочинений. Человека воспитывали в страхе перед Божьим гневом. Господа нужно было почитать и постигать, только так можно было достигнуть истины и веры. Здесь можно процитировать слова из Священного Писания: «Начало премудрости – страх Господень».

К ХII в. относят создание нового религиозного, философского направления под названием «схоластика». Яркой фигурой в схоластике был Фома Аквинский. Схоласты открывали городские школы и университеты. В то время существовало два типа школ: школы счета, в которых можно было получить элементарное образование, и латинские, считавшиеся школами повышенного типа.

И в тех и в других школах процветало механическое заучивание материала, часто неосмысленное.

Университеты в то время носили изолированный характер. В период Возрождения ситуация изменилась: нужны были образованные люди, поэтому система образования пересматривается. Существовали три ступени образования:

  • элементарные школы;

– учебные заведения общего образования, куда относились городские школы, гимназии, колледжи. В них, помимо тех предметов, которые были раньше, появились также география, литература, механика и история;

  • университеты и академия.

Вновь возникла потребность в изучении греческого языка. Стал расширяться круг предметов, поэтому понадобились так называемые учителя–предметники.

Россия.

Что касается России, то система образования стала развиваться с принятием христианства. Произошло это в конце Х в. В те времена школы существовали при храмах. Обучение было в основном религиозным. Переводились они с греческого языка. Тексты книг постоянно переписывались и заучивались. Учебными книгами были Псалтырь, часослов и азбука. В школах обучали чтению, письму и пению. Грамота изучалась на церковнославянском языке. Учителями были либо дьяки, либо обычные миряне. Таких мирян называли мастерами грамоты.

Правила воспитания детей были изложены в одном из первых отечественных педагогических учений, созданном В. Мономахом («Поучение Владимира Мономаха детям»).

Мономах был уверен, что главная цель обучения – воспитать человека в страхе Божием, приучать точно, исполнять обряды православия. Мономах полагал, что человек должен получить не только религиозное воспитание, но и готовиться к военной службе, а также к управлению народом.

25 стр., 12177 слов

Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании

... форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу. Глава I .Проблема программности воспитания и обучения ...

Во времена нашествия татар дети обучались в монастырях. Здесь им преподавали грамоту, чтение и книжное рукоделие, церковное песнопение и молитвы.

Книгопечатание появилось на Руси лишь в XVI веке в Москве. После этого здесь стали печататься как обычные, так и учебные книги. В 1631 г. в Киеве появилась Киево–Могилянская академия. В ее структуре выделялись 8 классов, которые подразделялись на 3 отделения:

  • четырехлетнее младшее;
  • двухлетнее среднее;
  • старшее.

В младшем отделении преподавали арифметику, славянский, греческий, латинский и польский языки, катехизис и пение. В среднем отделении обучали премудростям риторики и пиитики. В старшем в содержание обучения были включены такие предметы, как философия и богословие. Эта академия стала первым высшим учебным заведением.

Становление дидактики, как видим, происходило крайне медленно, особенно на ранних этапах формирования общества. Это напрямую зависело от способностей человека к учению. Существует такая точка зрения, согласно которой эта способность развивалась вместе со способностью изготавливать более совершенные орудия труда. На процесс обучения существенное влияние оказывали и другие факторы, например рост производства, торговля и т. д.

Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В середине 19 в. Ф. Дистервег высказал новаторскую для своего времени идею о том, что развитие человека происходит лишь в деятельности, и тем самым заложил основы развивающего обучения, сформулированные в 33 законах и правилах (принципах обучения).