Значение социально-психологических аспектов в профессии юриста

психических явлений

  1. Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т д)..
  2. Психические состояния — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (при каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно).

  3. Психические свойства — устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека, например: жизненную позицию, темперамент, способности, характер.

Человек — это биосоциальное существо, жизнь которого обусловлена биологическим и социальными факторами одновременно. Поэтому он выступает связующим звеном между природой и обществом.

Указав подобные психологические явления и связывая с деятельностью юриста, можно сказать, что профессиональный юрист должен быть хорошо подкован, как психолог, который может «прочитать» собеседника и, в идеале, сразу понять, кто перед ним находится.

Как известно, профессия юриста с древнейших времён была публичной профессией (например, в Древнем Риме, судебные разбирательства проводились на площадях), а это значит, что юрист должен обладать достаточно хорошей устойчивостью, чтобы выдержать давление со стороны и не прогнуться под заведомо ложными показаниями, в том числе и против себя.

Психологические знания помогут юристу повлиять на собеседника, чтобы и его по началу успокоить, а далее придать уверенности в том, что его права будут защищены.

Юрист должен относиться к своим клиентам, как к людям «на миллион». Нуждающийся в профессиональной и квалифицированной помощи должен совершенно точно и ясно понимать, что он с одной стороны сотрудничает с профессионалом, который помог не одному десятку, а может и сотне человек, а с другой стороны, что этот человек уделяет 100% своего внимания именно ему, чтобы по возможности быстро и самое главное качественно выполнить свою работу. Известно ведь, что юридические услуги стоят недёшево, а поэтому мало кому из клиентов захочется просто так терять свои собственные деньги.

10 стр., 4729 слов

Личные качества юриста

... психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха. Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста ... отношение к людям, умение слушать участника ... личность юриста рассматривается на трех уровнях: как индивид ... личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблему, как качество ...

Что же необходимо юристу:

  • иметь профильное образование (не купленное, а реально изученное);
  • аналитический склад ума, позволяющий найти верный выход из сложившейся ситуации с плюсом для клиента, либо единственно верный выход, позволяющий минимизировать расходы данного конкретного клиента (группы клиентов, если они, например, с одной организации пишут жалобу или претензию на работодателя, который не выплачивает заработную плату, когда им профессионал скажет, что за это положена мало того, что собственно выплата, так ещё и уголовное наказание, если выплата не будет совершена);
  • широкий кругозор во многих отраслях права (например, есть юрист с профилем «Трудовое право», но если он знает хотя бы средне допустим положения об интеллектуальной собственности или наследстве, то он будет цениться гораздо больше, чем, если бы он знал исключительно положения о принятии на работу, испытание при приёме на работу и увольнение);
  • умение вести переговоры, отстаивать законные права и интересы клиентов;
  • умение говорить с клиентом на «одном языке» (подросток 18-ти лет, желающий начать собственное дело, должен однозначно понять юриста, который ясно видит, что данный подросток не сможет (боится, неуверен в себе), по крайней мере сегодня (в этом месяце), начать своё дело и аргументировано помочь, как ему стать лучше, какие развить качества;
  • положительная репутация;
  • оперативное мышление – т.е.

по словам клиента сразу понять, какая ситуация, к какой отрасли права относится, в какой, извините, книге искать И – дать точное опредёленное понимание для клиента, что его дело выигрышно и оно законно, и такие дела уже разрешались в пользу клиента;

  • желание профессионально развиваться, а именно изучать новые положения, изменения в законодательстве, чтобы расширять свой кругозор.

Очень важной составляющей при профессиональной подготовке юристов является его психологическая подготовка.

Основной целью психологической подготовки является формирование профессионально-психологической подготовленности и повышение готовности юриста к действиям в экстремальных условиях. Она призвана обеспечить эффективную деятельность и законосообразное поведение юриста, а также успешное преодоление психологических трудностей при решении профессиональных задач, возложенных на юриста в чрезвычайных (кризисных) ситуациях.

Задачами психологической подготовки выступают: формирование зрелой и адекватной мотивации, актуализация психологической экстремальной готовности к служебной деятельности в конкретной чрезвычайной ситуации; совершенствование профессионально-значимых экстремальных психологических качеств (способностей) личности юриста; повышение уровня экстремально-психологических знаний, умений, навыков; повышение морально-психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, укрепление уверенности в себе, самообладания, стойкости, смелости, разумной осмотрительности; формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, снятия эмоционального напряжения; развитие коммуникативной компетентности и навыков профессионального общения в критических ситуациях; изучение индивидуально-психологических особенностей юриста, углубление их самопонимания; экстремальное сплачивание и формирование благоприятного социально-психологического климата в подразделении.

6 стр., 2534 слов

Психологические особенности деятельности юриста

... своей работе. Цель реферата - определить психологические особенности деятельности юриста. Коренные изменения общественно-экономических отношений о стране, формирование правового государства, потребность общества в существенном улучшении деятельности государственно-правовых структур, правоохранительных органов, в ...

К основным формам психологической подготовки относятся практические занятия, групповые дискуссии, ролевые игры и тренинги. Для сотрудников правоохранительной деятельности занятия должны тесно увязываться с другими видами профессионального обучения сотрудников в системе боевой, физической, правовой, огневой подготовки, а последние — включать в себя психологические элементы (вводные, создающие психологическое напряжение, неопределенность; стимулирующие принятие самостоятельных решений и т.д.).

Принципы. При организации психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях сотрудников правоохранительной деятельности руководствуются следующими принципами.

1) Принцип достаточности времени, выделяемого на психологическую подготовку в общей структуре специальной экстремальной подготовки личного состава подразделения.

2) Принцип научной обоснованности, педагогического профессионализма (психологические факты, теории, методики; необходимость добиваться максимального психолого-педагогического эффекта от каждого занятия).

3) Реалистичность (связь с конкретной экстремальной ситуацией, с другими видами подготовки, приближенность условий обучения к реальным, наглядность, проблемность, моделирование).

4) Активный характер (преимущественно активные формы подготовки, ориентированные на решение психологических проблем оперативно-служебной деятельности, формирование навыков саморегуляции и психологического воздействия, оптимизацию межличностного взаимодействия в группе).

5) Гибкость (адаптированность к широкому спектру экстремальных условий и факторов, к конкретным экстремальным ситуациям и видам деятельности, к категориям сотрудников, к их индивидуально-личностным особенностям).

6) Обратная связь о результативности психологической подготовки, обеспечиваемая на этапе постэкстремальной психологической помощи и психологической реабилитации.

Задачи, содержание, организация и методы психологической подготовки могут уточнятся с учетом его предназначения, общей психологической подготовленности, опыта действий в сложных, критических ситуациях, образовательного уровня, стажа службы и должностной категории обучаемых.

Главное внимание при подготовке занятий целесообразно уделять подбору практических заданий обучаемым. Хорошо подбирать задания на материалах деятельности своего подразделения, его опыта, практики, конкретных событий, групп и людей, планируемых предстоящих действий. Можно использовать результаты дебрифингов, реальные видеоматериалы, данные оперативных сводок. Задания должны побуждать сотрудников психологически анализировать, прогнозировать, обосновывать события, условия и действия, а также выполнять их (в игровом варианте — в учебном классе, на полигоне или на местности) в психологически напряженных учебных условиях, максимально приближаемых к реальным. Содержание отдельных заданий и тренинговых ситуаций может демонстрироваться с помощью видеомагнитофонов или магнитофонов, фотографий, схем, рисунков или непосредственно отрабатываться на местности.

11 стр., 5001 слов

Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений

... МПО деятельности ВС: 1. Достижение необходимого морально-психологического состояния личного состава ВС, его готовности к выполнению служебных обязанностей как ... -правовой, культурно-досуговой, социально-психологической работы, психологической подготовки, психологического сопровождения боевой деятельности войск и информационно-психологического противодействия. Информационно-воспитательная работа ...

Также, можно отметить, что есть морально-психологическая подготовка.

Основными задачами её являются:

  • подготовка персонала к решению задач правоохранительной деятельности в условиях стремления российского общества к построению современного цивилизованного, правового общества;
  • формирование и развитие морально-психологических основ добросовестной службы, верности профессиональному долгу и присяге;
  • развитие морального сознания, морально-психологических качеств, навыков, умений и привычек морально зрелого решения вопросов, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
  • профилактика злоупотреблений служебным положением, нарушений законности, коррупции;
  • формирование высоконравственного и культурного отношения к гражданам, обучение этике общения и поведения при решении профессиональных задач;
  • профилактика неуважения к гражданам, нарушения их прав, проявлений недозволенности, неправомерного применения силовых методов;
  • формирование морально-психологических качеств и привычек высоконравственного и культурного поведения в быту, в личной жизни, в проявлениях высокой требовательности к себе, неустанной работы над собой;
  • сплочение коллективов юридических органов и внутренних войск на основе моральных традиций, морально честных и этичных отношений друг к другу, развитие дружбы, товарищества, взаимопомощи, взаимной доброжелательной требовательности, чувства долга, ответственности, чести;
  • повышение морально-психологической устойчивости, умения осуществлять правильный моральный выбор, не поддаваться соблазнам, уговорам, попыткам подкупа, ведущим к нарушениям служебного долга и подрыву чести, служебному предательству.

Юрист должен быть свободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности. Речь здесь идет, конечно, не о том, что юрист избавлен объективно от воздействия общественного мнения, что вообще невозможно, или же от критики. Свобода юриста означает здесь его внутреннее состояние, способность противостоять «общественному мнению», не бояться возможной критики, если они противоречат представлениям о законном и справедливом разрешении конкретного дела.

Поддержание своей квалификации на высоком уровне Кодекс чести рассматривает как нравственную обязанность юриста. Юрист, ее не выполняющий, становится некомпетентным. Юрист должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности, то есть быть старательным, организованным, ответственным, преданным своему делу, настойчиво выполнять свой социальный долг. Юрист должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Юрист обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей.

Принцип гласности — одна из основ демократического правосудия. Но, тем не менее, у судей, прокуроров, адвокатов, рассматривающих дела в присутствии публики, за пределами зала суда могут быть свои профессиональные секреты, охрана которых необходима как раз для беспристрастного правосудия и защиты интересов тех, кого затрагивает деятельность суда. Юристам запрещается делать публичные заявления, комментарии, выступать в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним. Основное назначение такого запрета обусловлено тем обстоятельством, что свое мнение по делу, находящемуся в его производстве. Если говорить о законности на примере судей, обоснованности и справедливости решения судьи дано судить другим, уполномоченным на то законом людям. Если же решение принималось коллегией судей и судья не согласен со своими коллегами, то тем более нельзя выносить свое несогласие на «суд общественного мнения». Надо учитывать также положения закона (ст. 10 Закона о статусе судей в Российской Федерации), освобождающего судью от обязанности давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел. Они ориентируют судью и на то, чтобы он по своей инициативе не выступал с такими объяснениями, тем более публично, в прессе и т. д. Думается, что закон ориентирует судей на то, чтобы они воздерживались комментировать собственные решения и после их вступления в силу.

11 стр., 5446 слов

Особенности профессиональной этики судьи

... нравственных качеств» и выделить особенности необходимых нравственных качеств, предъявляемых к личности юриста; установить этические требования в профессиональной деятельности судьи; выявить специфику норм поведения судьи ... отношениях педагог-ученик, врач-пациент, следователь-подозреваемый и др.); одной из ... Российской Федерации и морально-этические документы деятельности юристов. В основу контрольной ...

Внеслужебная деятельность юриста не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Участие юриста в общественной деятельности возможно, если она не наносит ущерба авторитету суда (прокуратуры, адвокатуры) и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера или в других политических акциях. Контакты судьи с органами законодательной и исполнительной власти возможны, но если при этом не оказывается давления на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей «и не возникает сомнений в его объективности». Судья, следователь, прокурор не должны вступать в контакты с участниками процесса, их родственниками и другими заинтересованными лицами вне служебной обстановки. Подобного рода общение даже при безупречном поведении может быть использовано недобросовестно, во вред репутации должностного лица для его дискредитации и осложнения производства по делу.

Следователь, прокурор не вправе давать кому-либо обещания по поводу того, какое решение будет принято по делу, направляемому в суд. Каждый опытный юрист воздерживается от категорических суждений и консультаций по конкретным делам на основе чьих-либо слов, приватной информации, так как знает, что одна лишь «деталь», опущенная в пересказе обстоятельств дела, тем более заинтересованным лицом, может стать решающей.

Судья, следователь, прокурор, ведущий производство по делу и несущий ответственность за его разрешение в соответствии с законом, не может переложить эту ответственность на других, апеллируя к тем или иным должностным лицам, руководству, общественным организациям, на мнение которых потом можно было бы сослаться в случае возможных коллизий. Закон гарантирует их независимость, одновременно возлагая на них личную ответственность за принимаемые решения.

11 стр., 5379 слов

Профессиограммы юриста

... период времени. Труд многих юристов (прокурора, следователя, судьи, оперативного работника и ... дела лиц. По существу, для всех юридических профессий характерен творческий аспект труда, который вытекает из перечисленных характеристик. Рассмотрим основные профессиограммы юриста. 1. Профессиограмма судьи Профессия судьи ... профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих ...

В делах служебных и вне службы юрист руководствуется высоким чувством ответственности своего положения и достоинства своей профессии, проявляя заботу об авторитете своего звания. В частности, он обязан быть разборчивым в выборе способов использования свободного времени; ему противопоказаны экстравагантность в одежде (во внеслужебное время); необдуманные или легкомысленные поступки. Он не может стать на позицию постороннего наблюдателя в случае, когда в его присутствии совершается правонарушение или аморальный поступок, не может пройти мимо беспорядков, могущих породить преступление или чрезвычайное происшествие.

В личной жизни от юриста требуется скромность, умеренность, порядочность. Он должен проявлять заботу о воспитании членов семьи, соблюдении ими нравственных норм. Как отмечалось выше, в морали действуют духовные санкции в виде нравственного одобрения или осуждения общественным мнением, индивидуальным сознанием.

Следователь, прокурор, судья в общении с другими гражданами на службе и вне ее обязан безупречно соблюдать нравственные нормы. Все его поведение, внешность должны быть образцом соблюдения требований этики.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.