Опасности вокруг ребенка

Эссе

Безопасность и жизнедеятельность взаимосвязаны.

Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровье и работоспособность. Необходимым и обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность: игра, учение, труд.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой.

Окружающая среда — это среда обитания, оказывающая постоянное воздействие на здоровье человека посредством материальных факторов: физических, химических, биологических, психофизических. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

Повреждение организма может произойти в результате как непосредственных контактных (механических, электрических, химических и т.д.), так и дистанционных (тепловых, световых и пр.) внешних воздействий.

Итак, вопрос об опасностях вокруг ребенка является актуальным, поскольку, какой бы деятельностью человек не занимался, где бы ни находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу.

Итак, актуальность данной проблемы обосновывает главную цель: изучить опасности вокруг ребенка.

В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

1) Изучение учебно-методической литературы по данной проблеме.

2) Рассмотреть опасности, окружающие ребенка.

3) Изучить меры предосторожности.

Бытовой травматизм

При несчастных случаях, которые возникают в квартире, на лестнице дома, в подъезде, дети получают различные повреждения. Наиболее часто дома травмируются дети в возрасте 1-4 года, которые еще не могут адекватно оценить опасность.

Остановимся на некоторых видах травм, которым не всегдауделяется должное внимание.

Во многих жилых домах в двери вставляют стекла. Иногда эти стекла тонкие оконные, поэтому легко бьются. Ребята, бегая и играя, не замечая стеклянной преграды, влетают в неё или резко упираются в стекло рукой и получают порезы, иногда осложненные повреждением сухожилий кисти и пальцев. Лечить раны сухожилий трудное и длительное дело. Поэтому, думая о интерьере, нужно не забывать о безопасности. На прозрачное стекло двери наклейте какую-либо яркую картинку, календарь или даже несколько полосок белой бумаги.

9 стр., 4424 слов

Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды

... и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики. Экономическая проблема охраны окружающей среды ... загрязняющих веществ в объектах окружающей среды Современные методы контроля химических веществ, загрязняющих окружающую среду ,-это по сути ...

Во всем мире остается нерешенной проблема «летунов». Так называют детей, высовывающихся из окон, свешивающихся с подоконников, срывающихся вниз. Весной, когда малыши, родившиеся 2-3 года назад, подросли, а окна только что помыли, никто не успевает подумать, что маленькое беспомощное существо превратилось в сильного деятельного человека. Ему ничего не стоит придвинуть к окну стул и с любопытством рассматривать такой близкий и прекрасный мир. Открывая весной окна, подумайте о том, как в этом случае может поступить ваш малыш!

Вообще падения составляют около 1/3 всех бытовых травм и в 30% случаев требуют госпитализации. Дети падают из колясок, с кроваток, с рук родителей. Далеко не всегда высота падения соответствует степени травмы. Тяжелые повреждения можно получить и от падения на ровном месте. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов при падении получить черепно-мозговую травму. Это связано с тем, что голова у маленького ребенка является самым крупным и тяжелым органом и поэтому при падении страдает чаще всего. Став старше, ребенок зачастую падает потому , что покрытие пола может быть неровным (выбоины, выступы, задиры), скользким. Или может свалиться со стула, стола или шкафа.

Нет возможности полностью предупредить падение ребенка. Но, представляя себе, когда это может случиться, мы, взрослые, в состоянииуменьшить число падений. Просто нужно об этом иногда думать.

Ребенок может получить травму, опрокинув на себя тяжелый предмет (гладильную доску, стул, таз с водой и т.д.), поранить себя ножницами и другими инструментами.

Согласно статистике, больше всего неприятностей в квартире случается на кухне. И причина их кроется в нашей неосторожности, неосмотрительности. Нужно следить, чтобы на полу не оставались остатки пищи и пролитая жидкость — наступив на них можно легко поскользнуться и получить серьёзную травму.

Нельзя детям играть на кухне. Кухонная посуда на плите должна стоять в безопасном положении: ручки кастрюль и сковородок должны быть повернуты от вас к стенке, чайник стоять носиком к стене.

Иногда ребенок получает ожог, неожиданно садясь с разбега в таз или ведро с горячей водой. На долю ожогов приходится 6-10% детских травм, дающих 1-7% случаев смерти. Большая часть обожженных — дети до 4-х лет.

Кроме ожогов горячей жидкостью могут быть ожоги пламенем, горячими предметами, электричеством и химическими веществами. Ожоги пламенем значительно опаснее, чем горячей жидкостью. Спички, разумеется, должны храниться в недоступном для детей месте. Особенно часто подобные травмы случаются под Новый год. Вот примеры из жизни:

Под Новый год на елке зажгли «настоящие» свечи. Одна из них выпала из подставки и попала на шелковое платье 5-летней девочки. Платье вспыхнуло, как факел, и ребенок с тяжелыми ожогами был госпитализирован в больницу. У другой девочки костюм снежинки загорелся от бенгальского огня.

Химические ожоги чаще всего бывают уксусной эссенцией. Одного глотка этой жидкости достаточно, чтобы получить тяжелые ожоги глотки, гортани, пищевода. Каждый врач может припомнить несчастный случай, в том числе со смертельным исходом, когда мать по ошибке вместо воды дает ребенку уксус, нашатырный спирт, перекись водорода и т.д. Иногда ребенок самвыпивает эти жидкости. Сколько несчастий от этих и других веществ, налитых в случайную посуду и поставленных, где попало — в кухне, в ванной. Вывод очевиден: все это должно храниться в определенном недоступном для детей месте.

3 стр., 1475 слов

Ожоги пищевода у детей

... постепенным нарастанием явлений непроходимости; у детей возникает рвота, присоединяются загрудинные боли. Лечение По характеру и тяжести заболевания химические ожоги пищевода требуют экстренной госпитализации. В ... восстанавливается проходимость пищевода и дети начинают есть любую пищу. Острая стадия постепенно переходит во второй бессимптомный пеpиод. Кажущееся благополучие продолжается иногда до 4 ...

Отравления в 2/3 случаев возникает в результате бесконтрольного приема лекарств ребенком. Основная психологическая ошибка родителей заключается в том, что такие средства, как успокаивающие, болеутоляющие, витамины безвредны. Важно понять простую истину — безопасных лекарств для детей не существует. Поэтому следует убирать лекарства подальше.

Опасности в школе

Кроме чрезвычайных ситуаций, вызванных какими-либо внешними причинами, опасность может быть вызвана шалостью во время перемены (травма), общением с сильно кашляющим и чихающим человеком (болезнь) и даже сидением за столом (партой) в неправильном положении.

Установлено, что случайными травмы бывают крайне редко. Главная причина несчастных случаев – нарушение элементарных правил поведения.

Статистические данные свидетельствуют, что «школьные» травмы составляют 15–20% от всех видов травм у детей. Это значит, что примерно каждая пятая травма у детей получена в школе. Почему и когда они возникают?

Почти половина всех травм возникает на перемене. Перемена – это время отдыха и подготовки к следующему уроку. Например, детям надо перейти в зал или в другой кабинет, который расположен этажом ниже. Обычно учащиеся быстро берут свои вещи (рюкзак или портфель) и бегут «галопом», через три ступеньки вниз, часто крича и толкаясь. Но что это? Нога подвернулась, и человек упал. А потом уже врач установит , что же случилось: сотрясение мозга, перелом ноги, вывих сустава или другое повреждение. Отчего? Он нарушил правила поведения, посчитал их мелочью: велико умение – спускаться с лестницы! В результате – травма, которая можетпривести к очень серьезным отдаленным последствиям.

Так же к травме могут привести конфликты между учениками (ссоры, драки).

Можно и нужно научиться решать их мирно, без опасности для здоровья.

Кроме того существует опасность невнимательного отношения к собственному организму, необходимость предотвращения развития нарушений осанки (сколиоз) и зрения (близорукость).

Утомление – состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление является нормальной для организма реакцией, играющей защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений организма во время выполнения работы, появление которых защищает его от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений. Состояние утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

У учащихся начальной школы утомление наступает раньше, чем у более старших и физически крепких детей. Поскольку процессы формирования высшей нервной деятельности у таких детей (младшие школьники, ослабленные и заболевающие дети) еще не завершены, то утомление может проявляться в виде потери внимания к словам преподавателя, попыток подвигаться, пошалить (у гиперактивных детей) или, наоборот, апатичности, вялости, сонливости (у флегматичных, часто страдающих от избыточной массы тела детей).

11 стр., 5339 слов

Адаптация детей к школе

... обусловлено многи­ми факторами. Прежде всего, необходимо выделить многообразные столкновения организма человека с ко­личественными и качественными ... адаптированности, что служит сигналом к мобилизации адаптивных возможностей ор­ганизма. На втором этапе происходит мобилизация ... существу, про­цесс настройки на деятельность. Нарастание утомления вплоть до прекращения (отказа) деятельности соответ­ственно ...

Как известно, скорость развития утомления связана с организацией режима работы иотдыха на уроке. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление. Так, например, отсутствие желания ребенка взяться за выполнение упражнения может быть признаком переутомления, а не лености.

Необходимо помнить, что появившиеся признаки утомления учитель часто пытается преодолеть различными «волевыми стимулами», пытаясь завершить изложение материала урока, во что бы то ни стало, но такой подход низкоэффективен не только с педагогической, но и с медицинской точки зрения. Он позволит продолжить работу на короткое время, но может привести к потере интереса ребенка к занятиям в школе, падению авторитета преподавателя и т. д., а также к полному истощению функциональных резервов организма, что в конечном итоге подтолкнет к возникновению в организме ребенка значительных патологических сдвигов, потере здоровья.

Профилактика утомления на уроках в начальной школе, в отличие от других, более старших классов , во многом зависит только от учителя и его умения правильно оценивать состояние учащихся на уроке, осуществлять контроль над динамикой усвоения материала и показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок. При организации урока необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, шире использовать активный отдых, сочетать игровые и подвижные формы подачи материала, как для его усвоения, так и для восстановления работоспособности.

Следует помнить, что игровая форма подачи материала не должна

исключать или ограничивать активных, подвижных действий ребенка. Сегодня уже в детских садах и начальной школе для обучения стали использовать компьютерные игры. Но длительное пребывание у экрананебезвредно для здоровья: нарушается зрение, происходит утомление мышц рук, позвоночника, наступает общая слабость. Основные факторы вредного влияния компьютера на организм – электромагнитные поля, мелькание изображения на экране, длительная неподвижность позы.

Для профилактики переутомления работа с компьютером, а также занятия без компьютера, но в неподвижной позе и при статичности глазных мышц должны строго регламентироваться по времени с учетом возраста и состояния здоровья учащихся. Кроме того, должен соблюдаться специальный двигательный режим.

В заключение темы следует отметить, что целесообразно постепенно, от урока к уроку, разучить с учащимися, кроме традиционного «мы писали, мы писали – наши пальчики устали», некоторые другие упражнения для профилактики.

Опасности на улице

Ребёнок рождается, учится ходить, взрослеет, и вот наступает такой момент, когда он заявляет о своей самостоятельности. Ещё вчера он шёл на прогулку, крепко держа маму или папу за руку, а сегодня выявил желание отправиться во двор без участия взрослых. К такому ответственному шагу, как самостоятельная прогулка, необходимо подготовиться заранее, ведь от этого зависит безопасность подросшего чада.

4 стр., 1759 слов

ВКР «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

... педагогами. обучению дошкольников правилам дорожного движения 10. Работа с родителями. «Обеспечение безопасности ребёнка во время автомобильного путешествия» обучению детей правилам дорожного движения обучения дошкольников Итоговое диагностическое обследование показало,что использование методических наработок по теме опыта ...

Одной из вероятных причин возникновения угрозы жизни и здоровью ребёнка являются небезопасные находки. Во дворах и на улицах нередко можно обнаружить такие предметы, как использованные шприцы, неизвестные таблетки, острые осколки стекла. Всё это представляет потенциальную угрозу безопасности даже взрослого человека, ведь неизвестно, какой болезнью болен тот, кто воспользовался шприцем – это может быть и гепатит, и СПИД.

Особую опасность на улицах и во дворах могут представлять бродячие собаки. Очень часто они перемещаются стаями по 6-8 особей и ведут себя довольно агрессивно. По возможности лучше не приближаться к бродячим животным. Ребёнок должен понимать, что собакнельзя провоцировать, кидая в них камни или размахивая перед ними палкой. Нападение разъярённого животного может закончиться плачевно. Спасаясь от преследования собак, можно укрыться в подъезде, взобраться на горку или на дерево. Если нападение всё же произошло, ребёнку лучше сгруппироваться , прижав подбородок к грудной клетке и постараться защитить лицо руками.

Одним из наиболее важных моментов обучения ребёнка основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) является информирование его о возможных вариантах развития ситуаций при общении с незнакомыми людьми. Согласно последним статистическим данным, количество похищений, в том числе и детей, за последние годы возросло в несколько раз. Посему, необходимо чётко усвоить и неуклонно следовать правилам поведения с незнакомцами. Эти правила просты: во-первых, ребёнок никогда не должен разговаривать с посторонними и ничего не должен у них брать. Во-вторых, ни в коем случае нельзя никуда идти с незнакомцами и садиться к ним в машину.

Большинство родителей учит своих чад быть вежливыми с взрослыми, не врать и не грубить. Но, именно тихие и воспитанные дети чаще всего становятся жертвами преступных замыслов взрослых, ведь их так легко обмануть, хотя сами они всегда говорят правду. Ребёнку нужно объяснить, что среди взрослых встречаются как хорошие, так и плохие люди, поэтому нельзя ничего брать из рук незнакомца – ни подарки, ни конфеты, ни что-либо другое, что нужно «передать маме». Тем более нельзя с чужим человеком куда-то идти или садиться к нему в машину. При возникновении ситуации, когда посторонний человек предлагает «посмотреть котят», «покататься на машине» или «сняться в кино», ребёнок должен отвечать: «Мне нужно спросить разрешения у мамы». Если же преступник хватает за руки, пытается затащить в машину, необходимо криком привлечь к себе внимание окружающих, а так же сопротивляться всеми силами.Кричать лучше не «Помогите!», а «Это не мой папа (мама), меня зовут так-то, позвоните моим родителям!» Также ребёнок должен знать, что никогда за ним не пришлют в детский сад или школу чужого человека, что бы тот ни говорил.

Детям не стоит надевать на прогулку дорогие украшения, демонстрировать свой телефон, плеер и ключи от квартиры, чтобы избежать излишнего внимания со стороны недобропорядочных взрослых или ровесников.

Во дворах большую опасность могут представлять припаркованные возле подъездов автомобили. Стоящая машина не вызывает у детей беспокойства, между тем, она может стать причиной трагедии. Автомобиль может внезапно тронуться и водитель сразу не заметит спрятавшегося за капотом, или полезшего за закатившимся под машину мячиком ребёнка. Детские игры рядом с транспортным средством недопустимы.

10 стр., 4732 слов

Закаливание детей

... и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка. Необходимо соблюдать основные правила закаливания: Систематическое использование закаливающих процедур во все ... войска позволила А. В. Суворову в преклонном возрасте осуществить легендарный переход по снегам и льдам ... форточку нельзя держать все время открытой, помещение проветривают, открывая форточку на 15-20 минут. При закаливании на ...

Поведение на дороге

Существуют определенные нормы поведения, уставы, правила, законы, которые принято исполнять, соблюдать или не нарушать. Если от нарушений некоторых общепринятых норм Вы можете о себе только создать определенное впечатление, мнение окружающих, то нарушение Правил и Законов несет за собой ответственность в виде наказаний от устного замечания до уголовной ответственности. Основная цель Правил дорожного движения – безопасность на дорогах. Правила являются основным нормативным актом и содержат требования к участникам движения, к транспортным средствам, определяют значение сигналов регулирования дорожного движения. Нарушение Правил влечет за собой привлечение к дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной ответственности. Это необходимо помнить всем – водителям, пешеходам, пассажирам.

Правила безопасного поведения на дороге:

  • Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке , а если нет — по обочине. В случае их отсутствия можно двигаться по краю проезжей части дороги навстречу движениютранспортных средств.
  • Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.
  • В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по подземному или надземному пешеходному переходу, а при их отсутствии по пешеходному («зебра»).

– Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка. Если по близости нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, дорогу переходим по кратчайшему пути. И только там, где дорога без ограждений и хорошо видна в обе стороны, посмотрев внимательно налево и направо.

  • Нельзя перелезать через ограждения.
  • Если дорога широкая, и ты не успел перейти, переждать можно на «островке безопасности».
  • Если рядом есть взрослые, попросите у них помочь вам перейти дорогу.
  • Играть в игры на дороге и на тротуаре опасно. Строго запрещено выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас вовремя.

Правила проведения в транспорте общественного пользования:

  • К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси.
  • Пассажиры не должны отвлекать водителей во время движения. Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.
  • Входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено после полной остановки.

Пассажиру запрещается:

– Открывать двери транспортного средства, высовываться в оконные проемы во время его движения, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а также выбрасывать мусор и другие предметы, приводящие к загрязнению дорог и окружающей среды.

  • Выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до пешеходного перехода и там переходить дорогу. При этом лучше идти на тот пешеходный переход, который находится позади транспортного средства.
  • Если в салон заходят пожилые пассажиры, школьники должны уступить им место.Заключение

Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни – это самое ценное. С целью их сохранения дети и их родители должны знать простые, но очень полезные правила, которые помогут избежать опасных ситуаций и преступлений в отношении детей.

9 стр., 4478 слов

Правила дорожного движения для детей

... для автомобилистов. Довольно часто учителя допускают серьезные ошибки при обучении правилам дорожного движения. Например, детей и подростков учат избегать стоячих, не связанных с железной дорогой ... принимается во внимание. Поэтому необходимо понимать, что даже когда дети дошкольного возраста наизусть изучают и понимают правила дорожного движения, существует достаточно большое расхождение ...

Данные правила направлены на формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, умение оказать помощь пострадавшим.

По своей природе дети доверчивы и беспечны. Сегодняшняя жизнь требует от родителей с малолетнего возраста развивать в детях осторожность и бдительность, ведь ребёнок может столкнуться с неожиданной ситуацией или опасностью, и от того, как он на нее отреагирует, будет зависеть его здоровье и, вполне может быть , – жизнь.

Итак, каждый ребёнок должен знать:

  • свое полное имя, фамилию, адрес и номер телефона. Если он потерялся в незнакомом месте (магазине и т.д.), то следует обратиться к сотрудникам полиции, военнослужащим, другим людям в форменной одежде, женщинам пожилого возраста за помощью;
  • избегать изолированных улиц и игровых площадок;
  • в случае если маршрут движения ребёнка проходит по автодороге, то он должен идти по краю дороги навстречу транспорту;
  • во время игры на улице ребенку запрещено залезать в подвалы, подсобные помещения, заброшенные дома;
  • никогда не сообщать посторонним лицам о доходах членов семьи, времени ухода на работу и прихода с работы, планируемых отпусках и продолжительных выездах, другую личную конфиденциальную информацию;
  • если ребенку показалось, что его кто-то преследует, необходимо незамедлительно проследовать в людное место, обратиться к взрослому, сообщив обо всех попытках расспроса и приставания.

При этом стараться запомнить детали одежды, внешний вид и машинунезнакомца, который пытался вступить с ребёнком в контакт;

  • если ребенка остановили и попросили показать дорогу, то ни в коем случае нельзя садиться в незнакомый автомобиль и подходить к нему близко;
  • если навстречу ребёнку идет шумная компания, поведение которой является антиобщественным, необходимо перейти на другую сторону дороги, попытаться обойти эту компанию, не вступать в конфликт ;
  • в общественном транспорте лучше садиться ближе к водителю и в случае опасности обратиться к нему за помощью;
  • в случае если к ребёнку пристал незнакомый человек (люди), ему угрожает опасность, необходимо, чтобы ребёнок не впадал в панику, по сопротивлялся (брыкался, кусался, царапался, убегал, кричал), громко закричал, привлекая внимание прохожих;
  • при возникновении опасной ситуации ребёнку необходимо бежать в ближайшее безопасное, людное место: школу, больницу, магазин, полицию и т.д.
  • если кто-то позвонил в дверь, то перед тем как открыть входную дверь, ребёнку необходимо посмотреть в дверной глазок и спросить «Кто там?»;
  • если незнакомец представляется знакомым родителей и просит пройти в квартиру, дверь открывать нельзя, необходимо сказать незнакомцу, чтобы он пришел позже, когда будут родители, и незамедлительно об этом сообщить родителям;
  • ребёнок должен знать, что собаки воспринимают улыбку как оскал зубов, а пристальный взгляд как вызов на поединок;