«Этика отношений в системе « педагог – учащийся»

Эссе

Говоровой Е. М., Этика отношений в системе « педагог – учащийся»

«Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».

Антуан Сент-Экзюпери

К личности учителя предъявляются повышенные моральные требования, потому что ему доверено воспитание подрастающего поколения. Согласно гуманистической этике и категорическому императиву Канта, каждый ребенок является для учителя целью – заботы, внимания, любви. Но может ученик выступать для педагога объектом – воспитания, обучения и, возможно средством самоутверждения.

Разумное дозирование поощрения и наказания является одним из наиболее действенных методов воспитания.

Важнейшим условием положительного воздействия педагога на учащегося является такое отношение к личности ребенка, в котором сочетаются разумная требовательность и доверие к нему. Когда педагог видит в учениках равных себе людей со своими взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают его также. Когда он не притворяется перед ними, когда у него нет « двойной жизни»: личной – для себя и « воспитательной» — для « них». Это и означает доверие.

Вместе с тем уважение проявляется не только в том, чтобы никогда «не гладить против шерсти». Оно выражается и в требовательности к учащемуся, которую можно представить так: я, педагог, с уважением отношусь к его мнению и знаниям, я верю в его силы и возможности и потому требую с него. Существуют некоторые этические «требования к требовательности». Требовательность педагога должна быть объективно целесообразной, т.е. выполняемое задание должно служить делу — усвоению нового материала, повторению пройденного, чистоте и порядку в школе, но ни в коем случае не должно быть наказанием. Требовательность должна быть доброжелательной и выражаться, скорее, в форме полувопроса, полусовета, а не однозначного приказа!

  • Требования должны быть понятными и потому учащимся всегда необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это задание и как лучше его сделать.

  • Требования должны быть реально выполнимы — нельзя забывать, что слишком большой объем или слишком сложное содержание работы вызывает обратную реакцию, и ученик, зная, что он все равно не спра- вится с заданием, просто откажется его выполнять.

    17 стр., 8137 слов

    Роль авторитета учителя в учебном процессе

    ... уважение к старшему. Требовательность преподавателя, не подкрепленная уважением к личному достоинству учащихся, приобретает формально - бюрократический характер. Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда ... Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, ...

Еще больше нравственная культура педагога и его способность уважать своих учеников проявляется в оценке труда учащихся. Выставляет учитель отметки официально или «для себя» — в любом случае он оценивает учащихся, их поведение, знания, способности, И тогда его оценка так или иначе выступает одно временно индексом отношения к своим ученикам.Но даже при максимальной демократизации отношений дистанция должна сохраняться. Во — первых, всегда остается разница в возрасте. Даже у самых молодых педагогов не должно быть панибратских отношений с самыми старшими учащимися. Во – вторых, должна быть дистанция, определяемая мерой почтения и уважения к Учителю и Знанию.

Ориентация на положительное отношение к учащимся предполагает и другую сторону – заботу о « взаимности» этих отношений. Поэтому нормальным является стремление педагога вызвать симпатии учащихся, его забота о собственном имидже. И так, взаимоотношения педагога с учениками должны основываться на соблюдении определенных моральных норм. В любых обстоятельствах учитель должен уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников, видеть в каждом из них творческую, развивающуюся личность и поддерживать ее стремление к самосовершенствованию. Душевная чуткость, теплота забота о детской радости – важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувство должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях.

В общение детьми необходимо находить нужный тон; развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

В педагогической этике