Воспитатель МБОУ Школа №59
г. о. Самара
Малахова Н. В.
2019 г.
Десять лет с лишним разделяют выход этой книги на французском языке и встречу с ней русскоязычного читателя. Капля — в океане истории человечества. Целая эпоха в живой человеческой жизни, которой и посвящена эта книга.
Фрасуаза Дольто — врач и психоаналитик не только по профессии, но и — что гораздо более важно — от Господа Бога. Она была пионером в открытии тех областей человеческой и детской психологии, которые одним уже кажутся банальностью, а другим и сегодня видятся как фантазия, мираж, непозволительно-опасное заблуждение или злокозненные бредни; впрочем, оценки подобного рода — дело вкуса: каждый имеет право на собственное суждение и это непредосудительно до той черты, за которой суждение становится осуждением.
Но о некоторых вещах я чувствую себя обязанным сказать.
Долго бывший у нас в стране «закрытым» — психоанализ часто представляется лечебным методом, школой психотерапии. Во Франции это не так: психоанализ — это психоанализ, а психотерапия —это психотерапия.
Кто-то, возможно, захочет прежде чем взяться за чтение, познакомиться хотя бы в общих чертах с психоанализом — и будет прав, как, впрочем, и тот, кто, прочтя книгу, заинтересуется психоанализом. У каждого свои пути…
История в общем-то обычная. О Франсуазе Дольто до того момента, как я увидел в Лабиринте ее книгу среди новинок, мне ничего не было известно. Хвалебная (понятно, иной она не может быть) аннотация издательства и хвалебные (ожидаемо объективные) рецензии читателей подтолкнули меня купить это издание.
Солидный том (700 с лишним страниц), твердый переплет, хорошая бумага располагали к себе. Увы, содержание этого авторитетного труда (прочитанного полностью) меня разочаровало.
Начнем с того, как книга переведена на русский язык. Впервые вышедшая во Франции в 1985 г., она была опубликована в России в 1997 г., т.е. рассматриваемое издание не новинка даже на отечественном рынке. Заявленная как (единственный) автор Ф.Дольто оказывается соавтором этого коллективного труда, о чем сообщается в первой же строке предисловия. Некто (физическое ли, юридическое ли лицо – например, научно-исследовательский институт, в рассматриваемом издании нигде не говорится) предложил мадам Дольто определенные тексты, к которым она дает свои комментарии. При этом ответы Дальто могут быть значительно меньше вопросов, нередко объемом в страницу-полторы. Такой формат – беседы или интервью – вещь совершенно нормальная, но это не монография, за которую выдают данный продукт российские издатели. Далее, текст снабжен многочисленными примечаниями – французских редакторов, научного редактора первого издания книги Дальто на русском языке В.Когана, переводчика, что, наверное, хорошо, если бы отдельные примечания не повторяли друг друга (фантазм, с.52 и 79, инициация, с.73 и 224, «дивный новый мир», с. 162 и 343 и проч.).
Классический психоанализ и неофрейдизм
... обнаружилось серьезное расхождение между Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. ... в понимание природы бессознательного и составляющих его ядро так называемых "первичных влечений". Проблема "первичных влечений" оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте ...
Часть текста Дальто выделено крупным шрифтом, при этом в виде повторения на той же странице (хотя иногда и на другой – скажем, выделенный на с.212 текст взят со с.210).
Это хорошо для газетно-журнального варианта интервью, когда для удобства читателя выносятся главные или самые острые формулировки, но не для серьезной книги.
Пну уж тогда и переводчика – перевод хорош, но по всей книге встречается рожок, из которого кормят маленьких детей. Рожков ведь давно уже нет, а есть бутылочки. Молодой читатель просто не поймет, о чем идет речь.
Но это, в общем, не главное. А вот основное содержание книги мне показалось не соответствующим обещанному и издательством, и рецензентами. Во-первых, автор подробно разбирает отношение западной цивилизации к ребенку со времен Средних веков и до наших дней. Этот академический рассказ интересен, не несет практической составляющей – что мне, родителю, ищущему ответ на вопрос, как воспитывать современных подростков, до того, как это делали тысячу лет назад? Как раз практических советов в книге и нет, а если и имеются, то для любого интересующегося родителя ничего нового они не предлагают (и это не потому, что с тех пор, как их высказала мадам Дольто, они вошли в обиход).
Обстоятельно повествуется о яслях-детском суде, созданном Дольто, но и этот материал относительно полезен, на мой взгляд. Во-вторых, чего здесь много, так это психоанализа, специалистом в области которого Дольто являлась. И некоторые ее идеи кажутся просто странными. Например, она рассуждает, почему ребенок безоговорочно отдает просимую у него, хоть и дорогую ему вещь, если просящий склоняет голову к плечу (отмечу постановку вопроса), предлагая такое свое объяснение: «когда мать вытирает попку или меняет подгузник лежащему на пеленальном столе или у нее на коленках малышу, она, действуя одной рукой, другой придерживает его за ножки и наклоняет голову к плечу, чтобы лучше видеть, что она делает. Эти действия часто повторяются, и ребенок связывает склоненную к плечу голову матери с тем, что он «дарит» ей свою какашку, а та ее принимает» (с.341).
Без комментариев.
Мне скажут – легко критиковать, а что стоит почитать полезного неравнодушному родителю? Считаю, что работы Ю.Б. Гиппенрейтер действительно помогут практическими советами в повседневном общении с детьми и подростками, при этом не отягощая ненужной теорией. К ним и рекомендую обратиться. Книга же Дольто – это предмет интереса не широкой, а все же специализированной аудитории, вниманию которой ее и предлагаю. Кто еще будет читать текст подобно следующему: «В подростковом периоде происходит переконструирование намеченного эдипового комплекса и окончательное разделение генитального желания и инцестных устремлений при динамогенном отталкивании инцестных намерений в пользу поиска объекта желания в обществе, вне семьи» (с.679)…
Психологическое консультирование родителей одаренных детей
... счастливым. В таких случаях семьям с одаренным ребенком требуется помощь психолога. Цель исследования - психологическое консультирование родителей одаренных детей. Объектом исследования является одаренность, как психологический феномен, а предметом - психологическое консультирование родителей одаренных детей. Цель, объект и предмет исследования ...