История психоанализа

С древних времен пытливые умы философов пытались постичь тонкости человеческой души, природу человека и те взаимосвязи, которые имеют место между личностью и обществом, индивидом и культурой. С развитием науки психологии было разработано множество теорий и направлений. Одним из самых известных направлений является теория психоанализа. психоанализ фрейд обучение юнг

Психоанализ был разработан и получил свое название благодаря трудам невролога Зигмунда Фрейда в конце XIX — начале XX века. Ученики и последователи врача развивали психоанализ в различных направлениях, создавая свои теории, например теория аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера.

Современный психоанализ представлен множеством концепций развития личности. Все они, как и классическая теория психоанализа, оставили значительный след в интеллектуальной жизни людей XX в. и истории человеческого самопознания. Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что психоаналитическая теория оказала сильное воздействие на облик многих наук, в том числе и педагогики.

Цель работы: изучить теоритические основы психоанализа.

Объект: история психоанализа.

Предмет: психоанализ.

Задачи:

1. Изучить теоретико-методологические предпосылки возникновения психоанализа;

2. Описать этапы развития и становления психоанализа;

3. Раскрыть сущность и значение психоанализа Фрейда;

4. Проанализировать теории последователей З. Фрейда;

5. Привести примеры использования психоаналитических идей в воспитании.

Методы: теоритические (анализ, синтез, структурно-функциональный метод, сравнительно-сопоставительный метод).

Глава 1. История психоанализа

1.1 Понятие психоанализа

Сегодня в России слово «психоанализ» на слуху у многих людей. Но многие ли люди, так умело оперирующие этим понятием, знают его значение.

Психоанализ — от греческого «душа» и «разложение, расчленение». В научную литературу данное понятие было введено 3. Фрейдом в конце XIX века для обозначения нового метода изучения и лечения психических расстройств. Впервые понятие «психоанализ» он использовал в статье об этиологии неврозов, опубликованной вначале на французском, а затем на немецком языках соответственно 30 марта и 15 мая 1896 года. [4. С. 5]

3 стр., 1486 слов

Психодинамическая теория З. Фрейда

... Психодинамическая теория личности Фрейда является основой дальнейших практик - например, психоанализа. Далее я более подробно рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких как психоаналитическая терапия, психоанализ и многое другое. Зигмунд Фрейд ... труд Зигмунда Фрейда – "Толкование сновидений" увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, ...

На основе текстологического анализа работ Фрейда можно выделить по меньшей мере следующие определения психоанализа: (1) часть психологии как науки; (2) незаменимое средство научного исследования; (3) беспартийный инструмент, как, например, исчисление бесконечно малых величин; (4) наука о психическом бессознательном; (5) орудие, которое дает возможность «Я» овладеть «Оно»; (6) любое исследование, признающее факты трансфера (переноса) и сопротивления как исходные положения работы; (7) вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; (8) один из видов самопознания; (9) искусство истолкования; (10) не научное, свободное от тенденциозности, исследование, а терапевтический прием; (11) метод лечения психических заболеваний, метод для устранения или облегчения нервных страданий. [2. C. 30]

В словаре Ж. Лапланша и Ж.Б. Понталиса психоанализ соотносится с (1) методом исследования, опирающимся на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения субъекта, (2) психотерапевтическим методом, базирующимся на этом исследовании, (3) совокупностью теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения [1. С. 394].

В словаре Ч. Райкрофта под психоанализом понимается (1) вид лечения неврозов, изобретенный Фрейдом, разрабатывающийся им самим, его учениками и последователями, (2) психологические теории происхождения неврозов и общего психического развития, (3) в непрофессиональном употреблении — теории и терапевтические методы всех терапевтов, последователей Фрейда, Юнга и Адлера. [3. С. 148-149].

Искать одно истинное определение психоанализа не является правильным. Так как основным ориентиром постижения психоанализа может служить его суммарное определение, данное Фрейдом в энциклопедической статье (1922), в которой он подчеркнул, что психоанализом называется:

1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных;

2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании;

3) ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

1.2 Древо психоаналитического познания

Наше изложение психоанализа начнем с того, что сравним его с древом познания: ствол, состоящий, естественно, из произведений Фрейда, уходит своими корнями в Вену конца XIX века. Проследить все эти корни было бы, конечно, интересно, но заняло бы здесь слишком много места. Они произрастают как из естественных наук, так и из философии и поэзии, они питают ствол произведений Зигмунда Фрейда, из которого возникли ветви и побеги, олицетворяющие последователей гениального ученого. Прежде всего, следует упомянуть эволюционное учение Дарвина и биогенетический закон Геккеля, который Фрейд запечатлел в памяти еще в свои школьные годы. Еще один корень произрастает из физиологического института в Брюкке, где Фрейд написал свою первую научную статью и познакомился с Иозефом Брейером. Следующий корень психоанализа происходит из Франции, из больницы Сальпетриер в Париже, где Фрейд, молодой врач столкнулся у знаменитого психиатра Шарко с весьма распространенной тогда болезнью — истерией и познакомился с гипнозом как методом исследования и лечения. [5. С. 38]

4 стр., 1666 слов

Природа человека в психоанализе Фрейда

... психоанализа можно достичь высокой степени рациональности, теория личности Фрейда прочно цементирована представлениями о важности иррациональных элементов в поведении человека. С позиций этой теории идея о том, что разумный человек ... личности, придерживающийся проактивного взгляда на природу человека. Как будет видно из следующих глав, проактивность у Фрейда совершенно не похожа на проактивность ...

1.3 Предпосылки зарождения психоанализа

В самом начале XVIII века немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) разработал концепцию, названную им монадологией. Монады, по мысли Лейбница, представляют собой единичные элементы реальности, отличные от физических атомов. Монады состоят не из материи в обычном смысле слова. Каждая монада представляет собой непротяженную психическую сущность. Хотя они и имеют психическую природу, тем не менее им присущи и некоторые свойства физической материи. Когда достаточное количество монад соединяются вместе, они образуют протяженные объекты.

Спустя столетие немецкий философ и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) развил эту лейбницевскую идею. Он сформулировал концепцию порога сознания. По Гербарту, идеи, находящиеся ниже определенного порога, бессознательны, Когда идея поднимается до уровня сознания, она аппер-цептируется (если пользоваться лейбницевским термином).

Но Гербарт пошел дальше. Для того, чтобы та или иная идея могла подняться до уровня сознания, она должна быть сопоставима с теми идеями, которые уже находятся в сфере сознания. Несовместимые идеи не могут находиться в сознании одновременно. Идеи, противоречащие уже имеющимся в сознании, вытесняются. Вытесненные идеи находятся ниже порога сознания. Они во многом подобны малым перцепциям Лейбница. Согласно воззрениям Гербарта, различные идеи конкурируют между собой за возможность сознательной реализации.

Разного рода представления о бессознательном составляли важную часть общего интеллектуального климата в Европе 80-х годов XVIII столетия. Именно в это время Фрейд начинал свою клиническую практику. Причем бессознательное было предметом интереса не только профессионалов; широкая публика тоже любила порассуждать на эту тему. Книга Э. фон Гартмана «Философия бессознательного» (Die philosophishen Crundlagen der Natunvissenschaften, 1869-1884 гг.) была столь популярна, что выдержала девять изданий в период с 1869 по 1882 годы. В 70-х годах XIX века появилось еще, по крайней мере, полдюжины других работ, содержавших в названии слово «бессознательное». [7 С. 321-325]

Таким образом, Фрейд не был первым, кто всерьез заговорил о бессознательном в человеческой психике. Напротив, он сам полагал, что философы до него уже многое сделали в этой области. То новое, на что претендовал именно он, касалось способов исследования бессознательного.

1.4 Распространение психоаналитической мысли в Европе ХХ в

Осенью 1902 года Фрейд послал М. Кахане, Р. Рейтлеру (врачи, слушавшие в Венском университете его лекции по психологии неврозов), В. Штекелю (обратившемуся к нему за медицинской помощью и впоследствии практиковавшему психоанализ) и А. Адлеру открытки с приглашением встретиться в его доме для обсуждения психоаналитических идей. С этого времени они стали собираться регулярно в приемной Фрейда, образовав тем самым то, что назвали «Психологическим обществом по средам». На протяжении последующих нескольких лет это общество посещали люди различных профессий, среди которых были и те, кто впоследствии стали известными психоаналитиками.

В сентябре 1907 года Фрейд разослал членам этого общества письма, в которых предлагал распустить «общество по средам» с тем, чтобы снова призвать его кжизни путем реорганизации и предоставления свободы тем, кому оно стало в тягость. Так в апреле 1908 года возникло «Венское психоаналитическое общество».

15 стр., 7099 слов

Психодинамический подход Зигмунда Фрейда

... Фрейда Психодинамический подход Одним из методов изучения личности является психодинамический подход или психодинамика. Под термином «психодинамика» ... ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и ... реферате будет рассмотрен психодинамический подход в изучении психики - личности, человека по теориям основателя психоанализа, как одного из течений психодинамического подхода, Зигмунда Фрейда. ...

В апреле 1908 года в Зальцбурге была организована «Встреча по фрейдовской психологии», которая стала первым Международным психоаналитическим конгрессом. На этой встрече присутствовали 42 человека и было представлено 9 работ, создающих учеными из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, принадлежащих перу Фрейда, Джонса. Риклина, Абрахама, Задгера, Штекеля, Юнга, Адлера, Ференци. По просьбе присутствующих психоаналитиков Фрейд на протяжении почти пяти часов рассказывал об анализе случая навязчивых состояний («История одного заболевания»).

На этой встрече было принято решение об издании первого психоаналитического журнала — «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований». [4. С. 21-25]

Такими весьма немедленными темпами распространялся интерес к психоанализу, ставшему для людей ХХ века смелой и долгожданной революцией мировоззренческих взглядов на внутренний мир человека.

1.5 Классическая теория психоанализа Зигмунда Фрейда

«Если создание психоанализа является заслугой, то это не моя заслуга. Я не принимал участия в первых начинаниях. Когда другой венский врач д-р Йозеф Брейер в первый раз применил этот метод к одной истерической девушке (1880-1882), я был студентом и держал свои последние экзамены». Так писал Зигмунд Фрейд в лекциях «О психоанализе». Но, не смотря на это, именно он обосновал в единую теорию происхождения личности все факты и предположения о глубинных бессознательных причинах возникновения органических поражений нервной системы.

Возникнув как метод лечения невротических больных психоанализ, в сознании Фрейда, имел структурированную теоритическую основу, давшую жизнь новой теории личности.

З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия — соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. [8 С. 184-188]

7 стр., 3072 слов

Чувства и личность

... его деятельности, в том числе и познавательной, необходимую и важную роль для развития личности - что и предстоит рассмотреть в данной работе. 1. Чувства и эмоциональная система Современные теории ... признают особую роль отдельных чувств в жизни человека. Исследователи, ...

Психоанализ по сей день встречает сопротивление по разным причи-нам: из-за его недостаточной научности, слабой доказательности результатов, из-за трудностей в изучении и плохо формализуемых методов, из-за его «сектантского» характера, но в первую очередь из-за его нелицеприятной информации об истинной природе человека.

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901).

Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905).

Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. [9 С. 280]

Динамика сексуального инстинкта в процессе жизни человека так и оставалась для Фрейда одной из важных составляющих его концепции. Она представлена в его стадиях психосексуального развития, или превращения, метаморфоз либидо. Он выделял четыре полноценные стадии — оральную, анальную, фаллическую и генитальную и некий промежуточный период между фаллической и генитальной стадиями, названный латентным в силу того, что в это время сексуальная энергия находится практически в нейтральном состоянии. При описании этих стадий З. Фрейд исходит из того, что инстинкт — это врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, где психологическая репрезентация называется желанием, а телесное возбуждение — потребностью. Понятие влечения отражало для Фрейда двойственность телесных и ментальных явлений, органического и психического. В силу этого на разных стадиях психосексуального развития психическая энергия концентрируется вокруг определенной телесной (эрогенной) зоны.

9 стр., 4217 слов

История и современные теории личности

... к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсация; 4) социальный интерес; стиль жизни; креативное «Я». Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, которые и определяют направление жизни личности, представляют ...

На оральной стадии (0-18 мес.) такой областью является рот. Естественным способом редукции напряжения и получения удовольствия на этой стадии является процесс сосания, позже кусания. Фрустрация либидо на этой стадии приводит к фиксации и развитию у ребенка орального характера.

На анальной стадии (1.5-3 лет) роль ведущей эрогенной зоны переходит к прямой кишке. Освобождение кишечника вызывает чувство наслаждения и удовольствия. Сопутствующими этому процессу психическими явлениями выступают аккуратность, педантизм, скупость, способность контролировать свои эмоции и поведение.

На фаллической — главной для концепции Фрейда — стадии энергия концентрируется на гениталиях. Основная задача стадии — идентификация с родителем того же пола. Фрейд полагал, что к концу этой стадии формируется Супер-эго.

На латентной стадии (6-12 лет) в развитии организации влечений наступает затишье, продолжают развиваться Я и Сверх-Я. Обычно на всем протяжении этой стадии правит враждебное к влечениям Сверх-Я, которое пытается сдержать как агрессивно-садистские, так и либидинозные импульсы. Благодаря работе Сверх-Я и Я-идеала инстинктивные, направленные на объект энергии возвращаются в Я и десексуализируются, садизм нейтрализуется. [12. С. 344-364]

Генитальная стадия (пубертат) начинается с нарушения внутреннего равновесия вследствие типичных для этого возраста гормональных перестроек, попутно оживают комплекс кастрации и Эдипов комплекс, а также парциальные влечения. «Оральная организация либидо проявляется в патологическом обжорстве, анальная организация либидо проявляется в садистских импульсах, нечистоплотности, неряшливости и бесстыдстве. Вслед за этим, оживляя эдипову ситуацию, пробиваются генитальные побуждения» Родительские идеалы утрачивают свое влияние, изменяются ценности, нормы, способы поведения. Страх отделения может сопровождаться прорывами либидинозных и агрессивных влечений. С возрастом конфликты редукция либидо начинает осуществляться посредством сексуальных отношений между взрослыми партнерами, либо сублимироваться на другие, несексуальные отношения.

Теория Фрейда имела громадное значение для психологии ХХ в., поскольку в ней был сделан акцент на особенностях мотивации и ее собственно психологической интерпретации. Именно с момента возникновения классического психоанализа психология того времени обрела еще один, огромный пласт проблем, связанных с внутренней детерминацией человеческого поведения.

1.6 Последователи З. Фрейда — К. Юнг и А. Адлер

Появление суровых для того времени истин о человеческой сексуальности заранее предполагало их неприятие. После того, как напуганный своей собственной реакцией и реакцией первой пациентки психоанализа Анны О., Йозеф Брейер отказался от таких понятий психоаналитической терапии, как перенос и контрперенос, от Фрейда отошли Альфред Адлер и Карл Юнг. Особую роль в этом сыграли взгляды Фрейда на значение сексуальности, с которыми не все его ученики были согласны.

1.7 Аналитическая психология К. Юнга

В структуре психики Юнг выделял следующие слои — Эго как центр сознания, сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго — это комплекс представлений, которые составляют центр сознания личности и кажутся ей непрерывными и идентичными. Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго. Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) — включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс — это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент — носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие.

5 стр., 2230 слов

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда

... вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и Эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности. Трансфер 2. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ » имеет три значения: личности и ... мыслей и чувств индивидуума. Это соединение с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и ...

Коллективное бессознательное — врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной. Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.).

Такие феномены получили название архетипов. Архетипы — «прообразы», «древнейшие образцы», мыслеформы, представляющие собой отображаемые в инстинктах реакции, психически необходимые человеку для отношения в определенной ситуации и поведения в ней. В коллективном бессознательном содержится великое множество архетипов, среди них — архетип Тени, Персона, архетип Матери, Трикстер, Самость и др. [15. c. 124-129]

Кроме структурных составляющих психики Юнг определяет ее функциональные возможности. Психическая функция — психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе. Человек обладает четырьмя функциями — двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция).

Сам термин «иррациональный» применительно к функциям ощущения и интуиции не означает чего-то неразумного или неблагоразумного, он подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Физическое восприятие чего-то, что не зависит ни от какой логики — нечто просто есть. Ощущения не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует. Сходным образом интуиция существует сама по себе; она представлена в разуме, вне зависимости от рассудка или процесса рационального мышления. Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие в помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения и оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е. чувствительностью к бессознательным содержаниям).[13. С. 12]

Все четыре функции развиты не одинаково. Одна из них оказывается наиболее развитой. Это ведущая функция, которой мы пользуемся автоматически, и именно она определяет тип личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный).

Противоположная ей функция является подчиненной и целиком погружена в бессознательное. Подчиненная функция оказывается той же самой природы, что и ведущая (т.е. если ведущей является интуиция, то подчиненной будет ощущение, если ведущей является чувство, то подчиненной будет мышление).

14 стр., 6736 слов

Роль семьи в развитии личности ребенка

... их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности (Радугин А.А.). Человек испытывает воздействие семьи со ... (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку). ? открытое эмоциональное отвержение ребенка. 2.2 Роли матери и отца в развитии ребенка Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, ...

Остальные функции являются вспомогательными. Тип личности определяется не только тем, какая функция является ведущей, но и тем, каков характер направленности Эго. Если энергия направлена вовне, то говорят об экстраверсии, если вовнутрь субъекта — то об интроверсии. В соответствии с этими двумя критериями можно выделить 16 типов личности, например, экстравертный мыслительный тип, интровертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип и т.д.

1.8 Индивидуальная психология А. Адлера

Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются: чувство неполноценности и компенсация, стремление к превосходству, стиль жизни, творческое Я, порядок рождения, фикционный финализм.

Рассмотрим некоторые из этих принципов.

Свои ранние работы Адлер посвятил проблеме неполноценности органов и их компенсации. Исходя из своего врачебного опыта, он считает, что у человека одни органы развиты несколько слабее других. Эта слабость органов приводит к заболеваниям.

В соответствии с исследованием неполноценных органов появляется идея об определенных психических феноменах, которые сопровождают органические недостатки. Это — чувство неполноценности.

Чувство неполноценности — ощущение и переживание своей неспособности, некачественности по сравнению с другими людьми.

Умеренно развитое чувство неполноценности приводит к желанию преодолеть свои недостатки, справиться с ними и является импульсом личностного роста. Механизмом преодоления недостатков является компенсация как способ нейтрализации мучительного чувства неполноценности. Компенсация способствует усилению психической деятельности и восполнению ощущаемого дефицита. Осуществляется этот процесс за счет тренировки органов.

Наряду с компенсацией рассматривается механизм сверхкомпенсации (или гиперкомпенсации) как способ преодоления чувства неполноценности и достижения выдающихся результатов. Например, при недостатке зрения человек развивал в себе дар художника, недостаток артикуляции способствовал развитию таланта оратора, недостаток слуха — развитию дара музыканта.

«Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни и преодолели свои трудности», — писал А. Адлер.

При сильно развитом чувстве неполноценности развитие личности может быть замедлено или даже нарушено. Чувство неполноценности фиксируется, а человек намеренно аранжирует свои дефекты, подчеркивая и усиливая их, считая недугом. Так возникает комплекс неполноценности.

Комплекс неполноценности — совокупность установок, представлений или поступков, выражающих в более или менее замаскированном виде чувство неполноценности или связанные с ним реакции. По Адлеру комплекс неполноценности является аранжировкой недостаточности.

Наличие комплекса приводит к нарушению полноценного функционирования личности, сужению сфер жизнедеятельности, отказу от ряда ситуаций, где человек мог бы полноценно развиваться.

7 стр., 3104 слов

Социология личности: понятия человек, личность, индивид

... общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...

Неполноценные органы и их оценка в виде чувства неполноценности стимулируют развитие человека, направленное на удовлетворение желания, которое Адлер считал основополагающим. Это — стремление к превосходству как стремление к совершенству. Стремление к превосходству означает необходимость преодолевать самого себя, развивать свои способности, потенциально заложенные возможности. В более ранних работах он полагал, что основным личностным свойством является агрессивность как сильная инициатива в преодолении переживаний. Эта идея возникла на основе представлений Ф. Ницше о «воле к власти». Позднее агрессию и волю к власти Адлер считает частным случаем стремления к превосходству.

Стремление к превосходству является врожденным. Тем не менее существуют варианты его проявления. Критерием этих различий является социальный интерес (социальное чувство, чувство общности, чувство солидарности) — врожденный инстинкт отказываться от своих эгоистических целей ради целей сообщества.

Низкий социальный интерес указывает на невротический путь развития и связан со стремлением к личному превосходству, желанием быть лучше всех. Высокий социальный интерес указывает на стремление преодолевать трудности и стремление к конструктивному превосходству. Социальный интерес — по Адлеру — является показателем психического здоровья, «барометром нормальности» и критерием различения типов превосходства.

Врожденность социального интереса не исключает возможности его развития, которое происходит за счет сотрудничества и кооперации.

Многие цели взрослого человека являются вполне осознанными, но все же основной из них является жизненная цель, которая формируется в раннем детстве и может быть неосознанной. С этим понятием связана концепция фикционного финализма, основанная на концепции Хакса Вайингера, изложенную в работе «Философия возможного». Он утверждал, что поведение людей находится под влиянием ожиданий, а не прошлых переживаний. Подобные ожидания похожи на идеалы, которые невозможно проверить на практике, соотнести с реальностью, но которые тем не менее позволяют наполнять все действия человека смыслом, задавать направление жизни. Цели-фикции структурируют процесс развития человека, организуя его в соответствии с заданным в них смыслом. [14. С. 18-24]

Понятия социального интереса, жизненной цели связаны со стилем жизни и общей идеей Адлера о целостности человека. «Главная задача индивидуальной психологии подтверждать это единство в каждом индивидууме, в его мышлении, чувствовании, действовании, в его так называемом сознании и бессознательном — во всех выражениях его личности».

Жизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели.

Признаками здоровой личности по Адлеру являются — движение от центрированности на себе к социальному интересу, стремление к конструктивному превосходству, кооперация.

Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:

  • физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;
  • избалованность, как результат гиперопеки, которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;
  • отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.

Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса. [16. С. 113]

Фрейд, Адлер и Юнг отталкиваясь от единой стартовой точки создали во многом противоположные теории. Оригинальность теорий каждого из этих ученых была связана с индивидуальными чертами их личности, которые предопределили в конечном итоге их резкое различие всего множества информационно-смысловых структур, отображающих их теории или, другими словами, их взгляды на природу человека.

Глава 2. Психоанализ и педагогика

2.1 Из истории психоаналитической педагогики

В 1927 году в Штуттгарте начал издаваться «Журнал психоаналитической педагогики» (годом позже он переселился в Вену), название которого и определило термин психоаналитической педагогики. Моментом же зарождения этой науки официально признано опубликование Зигмундом Фрейдом в 1909 году одной из знаменитейших его работ: «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Уже первые психоаналитики считали применение психоанализа на педагогическом поприще весьма соблазнительной идеей. Сам Фрейд не раз называл психоаналитическую терапию «перевоспитанием» или исправлением воспитательных ошибок. В 1933 году он писал: «Только одну тему я не могу так просто обойти, не потому что так много понимаю или сам много сделал в

ней. Совсем наоборот, я ею почти никогда не занимался. А между тем это так чрезвычайно важно, так много обещает в будущем и, может быть, является самым важным из всего, чем занимается анализ. Я имею в виду использование психоанализа в педагогике, в воспитании будущего поколения. Рад, по крайней мере, что моя дочь Анна Фрейд видит в этой работе свою жизненную задачу и ликвидирует, таким образом, мое упущение». [17. С. 408]

Развитие детского анализа опирается на открытия, сделанные Фрейдом. «Когда мы при лечении взрослого невротика исследовали детерминированность его симптомов, то постоянно

доходили до его раннего детства. Знания более поздней этиологии было недостаточно ни для понимания, ни для терапевтического воздействия. Так, мы были вынуждены познакомиться с психическими особенностями детского возраста и узнали большое количество вещей, которые можно установить лишь не иначе, как благодаря анализу, смогли внести также поправки в многие общепризнанные мнения о детстве» [17. С. 410]

Как известно, сам Фрейд не проводил психоанализа маленького Ганса, он лишь руководил действиями отца ребенка (Макса Графа, музыковеда и переводчика Ромена Ролана, горячего защитника фрейдовских идей).

Вот что пишет сам «маленький Ганс», то есть взрослый Герберт Граф (оперный критик): «Когда я был еще совсем маленький, у меня возник невротический страх лошадей. Фрейд обследовал меня, а затем начал лечение, привлекая моего отца как посредника. Он использовал своего рода игру в вопросы и ответы, ставшую впоследствии классическим методом вдетской психиатрии… Будучи первым случаем применения психоаналитической техники к детскому

неврозу, история «маленького Ганса», как всем известно, до сих пор является классической работой в этой области. Я ничего больше не мог припомнить из того времени, пока…

не нашел эту статью в рабочем кабинете моего отца… В состоянии огромного возбуждения я позвонил на Берггассе и представился ему «маленьким Гансом». За своим письменным столом Фрейд напоминал одного из тех бородатых греческих философов, бюсты которых я видел в школе. Он встал, сердечно обнял меня и сказал, что трудно представить себе лучшее доказательство правоты своих теорий, чем видеть здорового, счастливого

19-летнего человека, которым я стал». [11 с. 8-9]

Итак, «маленький Ганс» страдал фобией, то есть страхом перед лошадьми, и боялся выходить излому, чтобы не быть задавленным лошадью. К этому симптому позже, после рождения сестры, добавились тяжелые состояния страха общего характера. При лечении Фрейд и отец ребенка работали с материалом, который продуцировал ребенок в процессе спонтанной игры. Та­

ким образом, лечение, проведенное Фрейдом, стало началом не

только детского психоанализа, но и психоаналитической педагогики, которой впоследствии занимались Мелания Кляйн, Мария Бонапарте, Анна Фрейд, Микаель Балинт и др.

Первые психоаналитические педагоги ставили перед собой задачу достаточно глобальную, а именно: они считали принципиально возможной общую профилактику неврозов. Психоаналитическая педагогика постепенно приобретала социально-психологическую компетентность: благодаря ее критическим замечаниям многие травмирующие воспитательные теории и стили были в конце концов официально признаны факторами невротического развития. Однако, несмотря на огромную ценность этих достижений, она потерпела провал в отношении своего главного задания: ей так и не удалось в достаточной степени изменить воспитательную реальность и сделать возможным избежание дальнейшего невротического развития детей. Более того, в конце концов стало ясно, что цель профилактики неврозов не

позволяет себя реализовать не только в общественных масштабах, но даже в отдельных случаях. В 1929 году Анна Фрейд заметила, что «пройдет еще немало времени, пока удастся найти теоретические построения и практические рецепты, которые можно будет рекомендовать для общего применения». [11. с. 11]

Но и 25 лет спустя она напишет следующее: «Несмотря на то, что эта статья служит намерению проследить за поиском корней неврозов до самого начала жизни, следует решительно заявить, что мною будет избегнуто любое заключение по поводу профилактики… С изложенных здесь позиций подверженность невротическим конфликтам кажется ценой, которую следует уплатить за сложность человеческой личности». [18. С. 318 ]

Так цель «профилактики неврозов», которую ставили перед собой пи­

онеры психоанализа оказалась недостижимой. Дело в том, что индивидуальность каждого отдельного ребенка не дает возможности переработки психических структур планомерным образом. Такой процесс, считает Фигдор, непременно разобьется о комплексность всех, включенных в него факторов. «Но педагогика, называющая себя аналитической, вполне может инициировать положительные шаги развития и предотвратить образование тех структур, которые мешают удачному развитию ребенка. Конечно, удачные психические структуры далеко не идентичны с «психическим здоровьем», они вносят в него лишь свой вклад. Поэтому психоаналитическая педагогика должна ориентироваться не на «профилактику неврозов», а на заботу об уменьшении опасности будущего невротического страдания в условиях неудачных жизненных обстоятельств» [11. С. 12]

2.2 Использования психоаналитических идей и концепций при воспитании и обучении детей

Психоанализ привлекает внимание многих педагогов и родителей тем, что он обращается к изучению глубинных механизмов формирования и функционирования психики детей, к раскрытию внутреннего мира ребенка со всеми его эмоциональными коллизиями. Психоанализу свойственно умение заострять внимание на животрепещущих проблемах воспитания, однако предлагаемые пути их решения многими специалистами расцениваются как довольно спорные. Ведь среди требований, предъявляемых к воспитанию, в психоанализе выделяются следующие:

  • как можно меньше мешать ребенку в его психосексуальном развитии и не вести борьбу против всего естественного;
  • не препятствовать проявлению любопытства к сексуальной сфере и удовлетворять это любопытство откровенным образом.

Подчеркивается необходимость уделять ребенку достаточное (но не избыточное) внимание, исходить в воспитании из особенностей психики и конституции ребенка, устанавливать доверительные и откровенные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком.

А. Адлер же в книге «Воспитание детей» обратил внимание на то, что авторитетные педагоги сами оказываются неспособными внести спокойствие и порядок в свои собственные семьи: в таких семьях важнейшие взгляды на воспитание или совершенно упускаются, или не принимаются во внимание. Он также отметил, что 90 процентов детей до освещения сексуальных тем со стороны родителей и педагогов уже имеют о них свое представление и что при половом просвещении нельзя устанавливать каких-либо жестких и твердых правил. При этом Адлер подчеркнул, что «психология и воспитание представляют собой две составные одной проблемы и одной реальности».

Идеи З. Фрейда, Ш. Ференци, А. Адлера нашли поддержку у части воспитателей и педагогов, которые в своей практической деятельности стали опираться на психоаналитические представления о психосексуальном развитии ребенка. Так, австрийский психоаналитик Г. Гуг-Гельмут (1871-1924) занялась психоаналитическим изучением детей, результаты которого изложила в работе «Новые пути к познанию детского возраста» (1921).

Венгерский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960), стоявшая у истоков создания теории объектных отношений в психоанализе, в докладе «К вопросу об анализе в раннем детстве», прочитанном в Берлинском психоаналитическом обществе в 1921 г., выдвинула проект по устройству детских садов, «во главе которых стояли бы воспитатели-психоаналитики». Российский педагог В. Шмидт (1889-1937) руководила детским домом-лабораторией при Государственном психоаналитическом институте, использовала психоаналитические идеи применительно к воспитанию детей дошкольного возраста, опубликовала работу «Психоаналитическое воспитание в Советской России» (1924).[ 10. С. 93]

Профессор И. Д. Ермаков, руководитель детского дома-лаборатории, в своих рукописях писал, что при наблюдении за ребенком считалось важным воздерживаться от тенденциозных оценок его поведения и переживаний, так как отрицательное, неприличное для взрослого не есть таковое для ребенка. Для того чтобы ребенок мог свободно проявлять себя, должна быть создана атмосфера взаимного доверия и уважения. Путь социального развития представлялся И. Д. Ермакову в виде схемы: любовь к матери — любовь к воспитателю — любовь к другим. Используя терминологию Фрейда, он заметил, что «рост ребенка происходит путем ограничения для него «принципа удовольствия» перед «принципом реальности». Такое ограничение должно вестись самим ребенком (самостоятельность, свобода) и вести его не к чувству слабости, несостоятельности (основа невротического состояния), а к чувству овладения, сознательного достижения». [19. С. 9]

Еще в 20-х гг. XX в. психоаналитики выдвинули принцип «воспитания воспитателей» до самопознания, необходимого для оказания благоприятного влияния на детей. Некоторые из них (например, О.Ранк, Г.Закс) считали, что психоанализ должен сыграть важную роль не только в сфере индивидуальной профилактики, но и в области общей педагогики в качестве «позитивной воспитательной системы». Для Г.Грина, поставившего вопрос о необходимости использования психоанализа в школе, главная цель воспитания заключается в том, чтобы выявить природу глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка, вскрыть его эгоистические побуждения и направить их в русло альтруистического самовыражения, то есть осуществить сублимацию влечений путем переноса интереса ребенка на другие объекты без изменения побудительного мотива. В этом случае одна из важных задач воспитания состоит в отвлечении ребенка от фантазий, в которых преобладает принцип эгоистического удовольствия, и подключении его к социокультурным ценностям и нормам жизни. [20. С. 125]

Заключение

В своём историческом развитии психоанализ претерпевает изменения от вида психотерапевтической и клинической практики исследования и лечения неврозов, до философского учения о человеке, теории возникновения личности. Многие моменты учения Фрейда имеют автобиографические истоки.

Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты в структурной теории личности. Личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я», содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие. Сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают значительное влияние на функциональную деятельность друг друга. Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается защитными механизмами, образовавшимися в результате эволюции человека.

Появление и широкое распространение психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Психология в психоанализе обрела живого человека, глубину проникновения в сущность его души и поведения. Первоначально психоанализ развивался вне основного русла психологии, но затем многие идеи Фрейда прочно вошли в психологические теории.

Фрейд стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики. Его идеи использовали в воспитательной работе многие как зарубежные, так и русские педагоги.

Практическая ценность применения психоанализа в педагогике обусловлена осознанием важности самопознания педагога и доверительного общения с ребенком.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/istoriya-psihoanaliza/

1.Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу [Текст]/Лапланш Ж., Понталис Ж.П. — М.: Высшая школа, 1996. — 623 с.

2.Лейбин, В. М. Классический психоанализ: история, теория, практика [Текст]/ В. М. Лейбин. — М.: МОДЭК, 2001. -1056 с.

3.Райкрофт, Ч. Критический словарь психоанализа [Текст] / Ч. Райкрофт. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 288 с.

4.Лейбин, В. М. Психоанализ: учебное пособие [Текст]/ В.М. Лейбин.-СПб.: Питер, 2008. — 445 с.

5.Куттер, П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов [Текст]/ Петер Куттер. — СПб.: Б.С.К.,1997. — 356 с.

6.Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст]/ З. Фрейд. — М.: Просвещение, 1990.- 548 с.

7.Шульц, Д.П. С.Э. История современной психологии [Текст]/ Шульц Д.П., Шульц С.Э. / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Евразия, 2002.- 532с.

8.Фрейд, З. «Я и Оно» Хрестоматия по истории психологии [Текст]/Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. — М.: МГУ, 1980. — 364.

9.Немов, Р. С. Психология. Книга 1 [Текст]/ Р. С. Немов. — М.: Рус, 2006.-640 с.

10.Лейбин, В.М. Словарь-справочник по психоанализу [Текст]/ В.М. Лейбин. — М.: АСТ, 2010. — 145 с.

11. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика [Текст]/ Г. Фигдор . — М.: Издательство Института Психотерапии, 2000. — 288 с.

12. Цизе, П. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1. Зигмунд Фрейд. Жизнь, работа, наследие [Текс]/ П. Цизе.- М.: Менеджмент, 1998.- 800 с.

13.Шарп, Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель[Текс]/ Д. Шарп.- Спб, 1996.- 390 с.

14. Адлер, А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Текст]/ Адлер, А.- Киев,1997. -58 с.

15. Юнг, К. Психология бессознательного [Текст] / К. Юнг.-М.: Канон, 1994.-320 с.

16. Адлер, А. О нервическом характере [Текст] /А. Адлер.-Спб., 1997.-388 с

17. 3. Фрейд. Введение в психоанализ [Текст]/ M.: «Наука», 1989.- 580 с.

18. Фрейд, А. Детский психоанализ [Текст] / А. Фрейд.- СПб.: Питер, 2003.-477 с.

19. Белкин, А.И., Литвинов, А.В. К истории психоанализа в Советской России [Текст] Российский психоаналитический вестник. № 2, 1992, с. 9-33.

20. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]/ С. Ю. Головин.-М.: АСТ, Харвест, 1998.-580с.