Сегодня одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Об этой необходимости в современных условиях заявлено в Федеральных государственных образовательных стандартах [51].
Одним из направлений реализации этой задачи является реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В новых стандартах одной из ключевых идей является формирование культуры здоровья младшего школьника. Повлиять на улучшение здоровья учащихся, изменить их собственное отношение к своему здоровью можно в том случае, если в школе будет создана здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения, использованы здоровьесберегающие технологии и будут выполняться требования к условиям реализации образовательных программ и просветительской работы с родителями [51].
Очевидным становится существенное ухудшение здоровья обучающихся, которое связано, прежде всего, с возрастанием объема и усложнением учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием детей, наличием частых стрессов, а также их несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса. Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства.
В последние годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Данные технологии направлены на укрепление, сохранение, а также формирование здоровья обучающихся. В самом общем виде под здоровьесберегающими технологиями понимают все те психологопедагогические технологии, методы и программы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии способствуют рациональной организации учебного процесса таким образом, чтобы он соответствовал возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, а также гигиеническим требованиям. В настоящее время в образовательных учреждениях выявляются некоторые проблемы, которые связаны с использованием преимущественно обучающих технологий в ущерб воспитательным и здоровьесберегающим, общее несовершенство учебных программ и образовательных технологий, несоответствие технологий обучения возрастным особенностям обучающихся, несоблюдение гигиенических требований в процессе организации образовательного процесса, неправильное питание и недостаток двигательной активности обучающихся. Особенно актуально решение данных проблем в рамках начальной школы.
Профессиональные, социальные и личностные требования к учителю ...
... использовать различные средства физической культуры и спорта; подбирать разнообразные формы занятий с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых, уровня их физической подготовленности, состояния здоровья, а также социально-психологических ...
В связи с этим цель работы – теоретическое обоснование и организация опытно-поисковой работы по организации сохранения здоровья учащихся начальных классов посредством применения образовательных здоровьесберегающих технологий.
Объект исследования – образовательные здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования – потенциал применения образовательных здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья учащихся начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему здоровьесбережения: пути её
решения в образовательном процессе, охарактеризовать понятие
и виды здоровьесберегающих технологий, изучить особенности
применения здоровьесберегающих технологий в начальной
школе;
2. Выявить факторы, влияющие на уровень здоровья учащихся
начальных классов, на начальном этапе исследования;
3. Провести опытно-поисковую работу по сохранению здоровья
учащихся начальных классов посредством применения
образовательных здоровьесберегающих технологий.
Теоретико-методологическая основа исследования – проблема обеспечения здоровья обучающихся в образовательном процессе раскрыта в работах Г. К. Зайцева, Л. Г. Татарниковой, Ю. Л. Варшамова, В.Ф. Базарного, Л.П. Уфимцевой, В.А. Гурова, Э.Я. Оладо, Н. К. Смирнова, И.Ю. Глиняновой, Е.А. Шульгина, Т.А. Солдатовой и др. Вопросам использования здоровьесберегающих технологий в работе с младшими школьниками уделяли внимание Г.Л. Апанасенко, Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураева, Э.М. Казина, А.И. Федорова, Н.Э. Касаткина, Г.И. Тушина, А.А. Сидоренко и др.
Методы работы – теоретические (теоретический анализ психологопедагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, количественный и качественный анализ данных).
Практическая значимость – разработанный педагогический проект на тему «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе младших школьников» может быть использован в практической деятельности учителей начальной школы по сохранению здоровья обучающихся.
База исследования — Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 11 г. Екатеринбурга.
Структура ВКР — работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ
1.1. Проблема здоровьесбережения: пути её решения в образовательном
процессе
Общепринятым в международном общении является определение здоровья, изложенное в преамбуле Устава ВОЗ (1948 г.), по которому здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ
... такое здоровьесберегающие технологии? Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании ...
А.Д. Дубогай отмечает, что каждая из сфер здоровья для школьного возраста имеет свою трактовку [17].
Так, физическое здоровье — это такое состояние организма ребенка, когда показатели основных физиологических систем находятся в пределах нормы и адекватно изменяются в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Психическое здоровье — это внутрисистемная основа социального поведения личности. В нем отображается состояние мозга, когда его высшие отделы обеспечивают активное интеллектуальную, эмоциональную и сознательно-волевую взаимодействие индивидуума с средой. Компонентами психического является интеллектуальное и эмоциональное здоровье. Здоровье А/Д. Дубогай определяет, как осознание личностью своего «Я» как части природы и общества; проявление морально-волевых черт характера в делах, направленных на созидание, вера в духовные ценности (в Бога, добро, любовь), ответственность перед другими людьми, бескорыстие [17].
Социальное здоровье определяет способность ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Приоритетом для здоровых детей является не стрессовый образ жизни [3, с. 4-5].
Формирование культуры здоровья — это целенаправленный процесс взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса (детей, педагогов, родителей) в среде учебно-воспитательного заведения, семьи, социального окружения, целью которого является восстановление, сохранение, укрепление, формирование и передача физического, психического, социального и духовного здоровья.
Культура здоровья включает следующие компоненты:
- мотивационный (потребности и мотивы формирования, укрепления, сохранения, восстановление и передачи здоровья;
- ценности и приоритеты собственного здоровье и здоровье окружающих);
- содержательный (принципы, правила, сведения, знания об особенностях собственного здоровья;
- пути, условия, технологии его формирования, сохранения, укрепления, восстановления, передачи);
- операционный (способы поведения и деятельности, направленные на формирование, укрепление, сохранение, восстановление и передачу здоровья) [5, с. 15].
Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока еще не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и собственную, и в образовательном учреждении — по здоровьесбережению. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию, безусловно, несет и система образования. Не последнюю роль в этом процессе играют образовательные учреждения. Поэтому о полноценном качестве образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеформирующая составляющие. И первым самым главным направлением, по мнению И.В. Никишиной, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка, причем, не только физического, но и психического, и интеллектуального, и социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, главным образом, от воспитания. От состояния медицины и здравоохранения соматический компонент здоровья зависит лишь на 10-15% [43].
Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду ...
... самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов). На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать: воздействие общества и социальной среды ...
Основная идея здоровьесбережения – обеспечение ребенку развитого детства через «врастание ребенка в культуру». Детство – это «процесс подлинного культуроосвоения и культуротворчества, период закладки всего и вся». Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание здоровьесберегающего образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка или отобрать программы нового поколения, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового образа жизни. Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста [12].
Важно учитывать влияние на ребенка учителя, еще К.Д. Ушинский писал: «Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно». Многие учителя помнят эти слова, но, к сожалению, при формировании здорового образа жизни учащихся не всегда применяют на практике. Для ребенка чрезвычайно важен положительный пример ответственного отношения к своему здоровью, и тем более учителя [59].
Так, к примеру, опрос, проведенный Курбатовой А.С., Ягиным В.В. сорока пяти учителей начальных классов нижегородских школ показал, что только около 10% учителей испытывают состояние душевного благополучия, комфорта, которые обычно свидетельствуют о благоприятном состоянии здоровья. Остальные же, как правило, пребывают в состоянии перманентного стресса, на который постоянно влияют многочисленные крайне отрицательно воспринимаемые изменения требований все новых и новых государственных стандартов, ЕГЭ, прочих новаций, в результате негативного воздействия которых учителя испытывают серьезную психоэмоциональную нагрузку [29].
Проведенное анкетирование свидетельствует, что педагоги знают о различных типах здоровьесберегающих технологий, среди которых обычно выделяют: собственно, здоровьесберегающие, оздоровительные, обучения здоровью; воспитания культуры здоровья. В науке данные технологии представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс.
Первые – технологии рациональной организации образовательного процесса, соблюдение гигиенических условий, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.
Вторые – предполагающие как пассивную позицию учащегося (фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры), так и их активную позицию (различные виды гимнастики).
Технологии обучения здоровью основаны на информировании учащихся о факторах, приносящих пользу или вред здоровью. Воспитание культуры здоровья предполагает формирование четкой позиции, основа которой – ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих [7].
Начало учебной жизни связано с изменением социальной ситуации развития ребенка, перестройкой привычного для него уклада. Часто положительные моменты домашнего или детсадовского детства невозможно перенести в школьную жизнь, а поэтому приходится отказываться от дневного сна, полноценных прогулок на свежем воздухе, рационального чередования труда и отдыха.
Находясь в некотором противоречии с законами здоровьесбережения, школа должна заложить осознаваемые ребенком основы культуры здорового образа жизни. Ее роль в сохранении и укреплении здоровья учащегося необычайно велика. Но для этого необходимо знание факторов, не только позитивно влияющих на сохранение и укрепление здоровья учащегося, но и негативно на него воздействующих [15].
Система поддержания здоровья детей
... деятельности, основанной на научной организации труда и культуре здорового образа жизни личности. 1.1 Проблема сохранения здоровья и поддержания детей Проблема сохранения здоровья детей в условиях ... и учителей работой, требует обеспечения оптимального уровня трудности оптимального варианта освоения учебного материала, темпа обучения и воспитания, объема самостоятельной работы, оптимального ...
Анализ работ по здоровьесбережению показывает, что чаще всего на здоровье обучающихся влияют следующие факторы:
- тактика преподавания учителя, которую можно назвать стрессовой;
- игнорирование учителем функциональных и возрастных особенностей учащихся;
- недостаточная осведомленность родителей в вопросах сохранения здоровья учащегося (отсутствие помощи ученику, требование от него больше, чем он может);
- нерациональная организация учителем учебной деятельности;
- монотонность учебной деятельности (отсутствие чередования видов преподавания, доминирование репродуктивных методов);
- наказание домашним заданием;
- несоблюдение гигиенических условий (освещение, свежесть воздуха, температурный режим и др.);
- отсутствие системной работы учителей по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [28].
Программы по здоровьесбережению и формированию культуры здорового образа жизни, принятые образовательным учреждением, должны носить комплексный характер, проводиться системно. Принципы их проектирования: обучение детей правилам здорового и безопасного образа жизни; рациональная организация урочной и внеурочной деятельности; работа с родителями, их консультации по вопросам здоровьесбережения; забота о здоровье учителей [20].
По данным проводимых исследований (Курбатова А.С., Караман Е.Л., Пегов В.А.), на самочувствие педагогов значительное влияние оказывает как ситуация в коллективе, так и отношение к своему профессиональному труду. Так, например, оценивая свою работу по шкале «монотонность – творчество», учителя отмечают и ее однообразие, и творческий характер. А вопрос, связанный с изучением социально-психологического климата в трудовом коллективе, показывает наличие атмосферы доброжелательности, взаимовыручки и взаимоподдержки – необходимой основы для творческого развития. Можно сказать, что в изучаемом коллективе состояние эмоционального самочувствия лучше самочувствия физического [29, 36].
Педагоги, зная о строении организма и его функциях, основных правилах здорового образа жизни, могут передать эту информацию детям, однако сами не считают необходимым и важным придерживаться этих правил: уровень их физической активности низкий, большинство учителей постоянно принимают какие-либо лекарства. Неудивительно, что основным в формировании ЗОЖ является не системно-деятельностный, а информационный подход.
Педагог и философ В.В. Розанов в конце XIX в. писал: для того, чтобы разобраться в системе образования, необходимо всесторонне изучить проблему учительства. Задавленный огромным количеством уроков, бесчисленными циркулярами, безденежьем, учитель, по его многочисленным утверждениям, нуждается в защите [54].
«Общества покровительства животным, благодетельные попечители о тюрьмах, – взывает Розанов, – да вот перед вами братья ваши, лучшие из всех, несравненно более многих образованные, гуманные, действительно благожелательные, преждевременно искалеченные, кажется, всеми презираемые, несравненно более несчастные, нежели покровительствуемые вами четвероногие и двуногие». Безрассудно и жестоко что-либо требовать от людей, предварительно не предоставив им возможности выполнить требуемое. Заявляя, что пора снять «знак раба» с российского учительства, он усматривал мощный рычаг роста престижа профессии и добросовестного ей служения [54].
Сохранение здоровья детей в ДОУ
... проблемой физического развития и сохранения здоровья является приобщение детей к здоровому образу жизни, охрана и укрепление здоровья, повышение уровня физического развития. Вырастить ребенка здоровым можно только при условии достаточной двигательной активности, полного удовлетворения потребности ребенка в движениях. Здоровье детей ...
Проблему здоровьесбережения в школах следует начинать с изменения отношений к учителям, учителя же должны изменить отношение к своему здоровью. В настоящее время много говорится о задачах здоровьесберегающего образования. Однако отсутствие существенных результатов, по-видимому, связано с тем, что многие проводники этой идеи относятся к своему здоровью без должной ответственности [10].
Можно услышать претензии, что школа делает акцент на развитии интеллекта, забывая о физическом развитии. Но анализ учебных планов не позволяет согласиться с подобного рода утверждениями.
Физическое воспитание в школе, несомненно, присутствует, хотя потеря здоровья также остается вопиющим фактом. За это во многом ответственен учитель, ибо выработку необходимых навыков психогигиены и физической культуры необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям. Задавленный проблемами, учебными планами и отчетами учитель вряд ли задумается над проблемой о том, как сделать ребенка счастливым.
Между тем «Российская национальная стратегия действий в интересах детей» должна быть реализована. Заложенные в ней интересы и ценности призваны укреплять и учителя, и врачи, которые также нуждаются в защите и поддержке, основанной на понимании их жизненной миссии. Поэтому неформальное применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности определит новое качество образования, здоровья, жизни, а также понимание того, что здоровьесбережение не должно ограничиваться только сферой знания, но и активно внедряться в сферу деятельности.
1.2. Понятие и виды здоровьесберегающих технологий
Основная цель современной школы состоит в формировании здоровой личности. Здоровой, как физически, так и духовно. Поэтому каждая школа сегодня ищет свой путь изменений в пространстве улучшение качества образования и воспитания. Учитель, обладая современными педагогическими знаниями, при постоянном взаимодействии с учениками, их родителями, медицинским работником и школьным психологом, должен планировать и организовывать свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех субъектов педагогического процесса [9].
Поступая в школу, 85% детей имеют те или иные нарушения соматического и психического характера, растет количество детей, имеющих психоневрологические заболевания. По данным медицинской статистики, «уже в конце дошкольного возраста в 17 — 21% у детей регистрируются хронические заболевания». Патологические отклонения в работе опорнодвигательного аппарата имеют 30 — 32% детей, носоглотки — 21 — 25%, нервной системы — 27 — 30%, органов пищеварения — 27 — 30%, аллергические проявления регистрируют в 25% детей. С каждым годом наблюдается ухудшение состояния здоровья детей: болезненность, отклонения в работе внутренних органов, 90% выпускников — больные, или имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья» [14].
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ...
... педагогической и психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и будущими учителями, включающий в себя следующие структурные компоненты: комплексная медико-педагогическая диагностика физической готовности к обучению в школе; реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе ...
Родоначальником понятия здоровьесберегающих технологий стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога» [14].
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям: [20]
Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие
стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы,
адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при
распределении физической и учебной нагрузки учитывается
возраст.
Рационализируют организацию учебного процесса (в
соответствии с психологическими, культурными, возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
Обеспечивают достаточный двигательный режим.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Основные принципы здоровьесбережения сформулированы Н.К. Смирновым [55].
1. «Не навреди».
2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья
должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
4. Соответствие содержания обучения возрасту.
5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего
негативного и акцентирование положительных факторов.
6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у
ребенка ответственность за свое здоровье.
7. Активность – активное включение в образовательный процесс
снижает риск возникновения переутомления.
8. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в
действиях педагогов, психологов и врачей.
9. Субъект-субъектные взаимоотношения – обучающийся является
непосредственным участником здоровьесберегающих
мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Согласно профессиональному стандарту современный педагог должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации [52].
Задачи, которые должны решать учителя в образовательных учреждениях:
1. Создание психолого-педагогических и организационнопедагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся с помощью гуманизации и демократизации учебновоспитательного процесса на основе: физкультурно-спортивной активности; обоснованной соответствии учебной нагрузки объему информации, психофизическим возможностям ее усвоения; перевод традиционной информационно-объемной системы обучения на систему, которая учит учащихся самостоятельно добывать знания, свободно мыслить, применять полученную информацию на практике.
Влияние компьютера на здоровье учащихся младших классов
... компьютера на здоровье младшего школьника. Задачи: Изучить литературу по теме исследования. Определить вредоносные факторы длительного пребывания за компьютером. Провести социологический опрос на предмет использования ПК учащимися начальной школы. Предмет исследования - влияние ПК на здоровье ... способна регулироваться. (Приложение 1). 1.3.Здоровьесберегающие технологии при работе с ПК. Людям с ...
2. Реализация научной организации учебного труда, питания и отдыха учащихся.
3. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий.
4. Включение учащихся в сознательной деятельности по формированию культуры здорового образа жизни, обеспечение этого процесса учебно-методическими пособиями.
5. Создание в учебном заведении системы управления и мониторинга здоровьесберегающей технологии.
6. Формирование культуры здорового образа жизни учащихся как в учебное, так и внеурочное время.
7. Создание системы подготовки кадров, социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; агитации и пропаганды; объединение усилий всех подразделений учебного заведения, учреждений медицины и культуры.
8. Обеспечение программного и учебно-методического оборудования по проблемам здоровьесберегающей технологии.
9. Обеспечение психологического и медицинского сопровождения образования.
10. Создание оптимальных условий для реализации элементов физической культуры; обеспечение возможностей для внедрения современных инновационных форм и методов работы.
11. Создание информационно-компьютерного обеспечения оздоровительной системы.
12. Открытие в учебном заведении консультативно-оздоровительных центров здорового образа жизни для учащихся, родителей и учителей.
13. Создание условий для опытно-экспериментальной и научнопоисковой работы по моделированию и апробации здоровьесберегающих образовательных технологий [15, 22].
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здоровьесбережения необходимо решение трех проблем:
1. Изменение отношения учителя к ученикам. Педагог должен полностью принимать ученика таким, какой он есть, и на этой основе попытаться понять, каковы его особенности, склонности, умения и навыки.
2. Изменение мировоззрения учителя, его отношение к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения.
3. Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которая предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем [6].
Педагогическими образовательными технологиями здоровьесбережения являются:
- Организационно-педагогические: определяют структуру учебного процесса, способствуют предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
- Психолого-педагогические технологии: связанные с работой учителя на уроке и влияние на детей в течение урока.
- Учебно-воспитательные технологии: включают программы, направленные на обучение грамотной заботе учеников о своем здоровье, мотивацию их к здоровому образу жизни, на предупреждение вредных привычек, образование родителей и др.
Различные учебные заведения используют различные подходы к здоровьесбережению. Это:
- Дидактический, когда на первый план выступают учебные программы и уроки здоровья.
- Событийный, когда основное внимание уделяется конкурсам на тему здоровья, и агитации.
- Проблемный, когда все усилия школы направлены на решение какойто конкретной задачи: питания, двигательной активности, профилактики переутомления и т.д.
- Индивидуальный подход. Это — концентрация усилий на учете особенностей каждого ученика.
- Физкультурный, когда забота о здоровье школьников равна заботе об их физическом развитии [11].
Важно отметить, что именно учителю начальных классов отводится особая роль в сбережении здоровья учеников. Именно он, с первых дней пребывания ребенка в школе, подробно знакомится с личным делом первоклассника, расспрашивает родителей о возможных отклонениях в здоровье и поведении ребенка, совместно с медицинским работником школы оформляет листок здоровья на каждого учащегося. А самое главное, педагог начального образования стремится заинтересовать детей учебой, умело строит свой педагогический процесс так, чтобы не навредить здоровью школьников, избегая стрессовых ситуаций, иначе говоря — использует все методы и средства здоровьесберегающих образовательных технологий.
Развивающие игры детей раннего возраста
... ракете в космос и т.д.). Поэтому кризис трех лет и разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности. (4; 123) 2. Классификация игр, необходимых для развития детей раннего возраста Сенсорные игры Сенсорика (от ... до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет). Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три ...
Анализ исследований педагогов и психологов (Айдаркин Е.К., Белогурова Я.Г., Бойченко Я., Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Ирхин В.Н., Морозов В.О., Сократов Н.В. и многие другие) позволило утверждать, что здоровьесберегающая среда — это понятие, которое включает в себя совокупность определенных условиях (гигиенических, медицинских, психологических, педагогических), здоровьесберегающих технологий, используемых учебным заведением, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, на улучшение их настроения и самочувствия, на создание благоприятных условий для их развития и саморазвития, на улучшение их функционального состояния организма, повышение их адаптационных возможностей и формирование мотивации на здоровый образ жизни (детям в нем комфортно находиться в течение дня) [3, 5, 7, 18, 23, 41, 58].
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты.
Наиболее общая классификация выглядит так:
Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные
условия для обучения.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Психолого-педагогические технологии, используемые учителями
в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние
учителя на учеников на каждом этапе урока и во время
внешкольных занятий.
Коррекционные технологии [22].
Остановимся на существующих технологиях здоровьесбережения, которые можно использовать в школе.
Так, к примеру, основной целью психологических технологий является:
- Укрепление психологического здоровья учащихся;
- Проведение психологической разгрузки;
- Групповая профилактика;
- Индивидуальное психологическое консультирование;
- Обучение приемам психосаморегуляции;
- Обучение стратегиям и тактике межличностных отношений.
Примером психологических технологий являются:
— Психогимнастика. Психогимнастика — вспомогательный метод, который опирается на невербальную экспрессию, прежде всего на мимику и жесты — вообще на движение. Это дает возможность глубже заглянуть в переживания других и приблизиться к пониманию этих переживаний. Главная цель психогимнастики — снятие физических блоков и «давления». Например, «Кем из сказочных персонажей ты мог бы быть?», «Что бы ты делал, если бы был колдуном?», «Кем бы ты хотел стать, если бы колдун исполнил твое желание?» и т.д. [39]
- Прогулки на природе.
- Арт-педагогика. Арт-педагогика предполагает, прежде всего, работу со здоровой личностью путем организации живого конструктивного союза ребенка / детей и взрослого в культуротворческом художественном пространстве.
— Сказкотерапия — молодое, многообещающее и прогрессивное течение в практической психологии и педагогике, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развивать самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
— Цветотерапия. Цвет окружает человека повсюду. Это мощная энергия, которая постоянно влияет на человеческий организм. К сожалению, большинство людей мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, который серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он осуществляет [19].
- Музыкотерапия – представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства профилактики, расслабления и пр.
- Игровая терапия – игра позволяет укрепить здоровье воспитанников, здесь могут быть использованы музыкально-творческие игры, гимнастика для глаз, игровой стретчит и пр.
- Психологическая диспансеризация: выявление детей группы риска.
- Эмоциональный комфорт: уголки настроения, дни радости.
- Семейное консультирование – проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями по вопросам здоровьесберегательных технологий.
Следующее направление — это двигательная активность, задачей которой является:
- Профилактика нарушений осанки;
- Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем посредством выполнения дозированных нагрузочных упражнений;
- Укрепление мышц, развитие гибкости тела;
- Обучение спортивным оздоровительным технологиям.
Примером технологии двигательной активности является:
- Адресные комплексы профилактической гимнастики для детей с различными патологиями;
- Комплексы дыхательной гимнастики;
- Занятия на тренажерах;
- Пальчиковая гимнастика и тому подобное.
К другим здоровьесберегающим технологиям относятся:
- Фитотерапия;
- Ароматотерапия;
- Упражнения для глаз, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза;
- Физиотерапия;
- Оздоровление методами лазерной, электромагнитной, электроимпульсной стимуляции;
- «Сенсорная комната» — определенным образом организованная среда, в котором можно сконцентрироваться на восприятии отдельных чувств [48].
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Здоровьесберегающие технологии эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий. Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса [13].
Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.).
Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка [5].
Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям [9].
Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению [20].
Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям [11,20,23].
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.
И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность. То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов [51].
Подводя итоги, можно отметить, что понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учеников и учителя. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии — это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
1.3. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Ранее в работе мы уже указывали, что понятие «здоровьесберегающие» можно отнести к любой педагогической технологии, которая в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — учащихся и учителей. И самое главное, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Благодаря общему усилию учителей, учеников и родителей по здоровьесбережения, благодаря систематической, последовательной и творческой работе по организации физкультминуток, динамических пауз и другим технологиям обеспечивается достаточный уровень функциональной деятельности всех органов и систем организма детей на уроке, их общее бодрое состояние. Учителя начальных классов используют в учебновоспитательном процессе здоровьесберегающие формы работы:
- утренняя гимнастика;
- физкультминутки, подвижные игры, упражнения;
- упражнения-энергизаторы;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- звуковая гимнастика;
- игры и игровая терапия;
- сказки и сказкотерапия;
- гимнастика для глаз;
- цветотерапия;
релаксационные паузы (звуки музыки в сочетании со звуками
природы: пение птиц, шум воды);
- упражнения для снятия напряжения, улучшения осанки;
- тематические воспитательные часы, праздники.
встречи с медицинскими работниками;
- оформление стендов, стенгазет;
- фитотерапия;
- ароматерапия;
- арт-техника;
- уроки в природе [14, 29, 33].
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Самый лучший способ начать учебный день с утренней гимнастики. Она может быть представлена, как физкультурной паузой, или дыхательной гимнастикой, или в виде смехотерапии. Вариантов много, главное, в этом приеме, что вся школа собирается вместе и настраивается на рабочий лад, получает положительные эмоции, которые помогут сделать рабочий день лучшим, а еще помогут «сохранить» первый урок от утренних пробуждений.
Утренняя гимнастика начинается с ходьбы. Комплекс утренней гимнастики включает упражнения для различных групп мышц. Сначала — для мышц плечевого пояса и рук — потягивание, разведение рук в стороны, вращение перед грудью. Затем упражнения для туловища и ног — наклоны, повороты, приседания, прыжки. Заканчивается утренняя гимнастика бегом или подскоками, переходящие в ходьбу [16].
Подвижные паузы необходимо проводить на всех уроках, особенно это важно для первоклассников, у которых еще недавно основным видом деятельности была игра. На уроках письма рекомендуется проводить такие физкультурные паузы:
1) Упражнение «Потягивание»: сидя раскрыть руки, поднять вверх, потянуться назад, потом вперед, вправо, влево (3 раза).
2) Упражнение «Обороты»: сидя выпрямить руки вперед, сделать обороты кистями рук.
3) Упражнение «Наклоны»: встать, руки на пояс и под счет учителя сделать наклоны вправо, влево (2 раза).
4) Игра «Конек». Руки на поясе. Подпрыгивая на двух ногах, передвигаться вперед в направлении к доске, а затем в обратном направлении.
5) Игра «Ветер». Школьники представляют, как ветер колышет деревья, поднимают руки вверх, делают наклоны вместе с туловищем вправо и влево, имитируя при этом шум ветра.
На уроках математики лучше использовать физкультурные паузы с называнием чисел. Играя, ребенок лучше осмысливает, воспринимает, запоминает учебный материал. Это позволит закрепить математике в 10 или 20, а слабым ученикам овладеть (1-2 классы).
К примеру:
Раз, два-дерева (встали),
Три, четыре-вышли звери,
Пять, шесть — падает лист (нагнулись),
Семь, восемь — птицы в лесу (взмах руками в стороны),
Девять, десять — это клубнички (подняли руки и головы вверх)
Подняли красные щеки.
Оздоровительные минутки во время уроков должны комбинировать в себе физические упражнения для осанки, упражнения для глаз, рук, шеи, ног. Физические упражнения лучше проводить под музыкальное сопровождение. Этот прием помогает снять усталость, восстановить равновесие учеников. Такие упражнения можно достаточно успешно предоставлять проводить самим учащимся или сочетать с элементами игр. К примеру:
- Сейчас встают те, у кого день рождения зимой и весной; тоже самое сделают все, кто родился летом и осенью.
Упражнения — энергизатор
Следует заметить, что у ребенка есть определенные пределы работоспособности, и чем меньше ученик, тем быстрее она снижается. Это связано с истощением нервных клеток, обусловленным неустойчивостью нервных процессов, повышенной возбудимостью коры головного мозга. Вот почему важно предотвратить возникновение усталости, своевременно выявить первые ее признаки и как можно быстрее ее снять. Для этого проводятся энергизаторы, тщательно подобранные педагогами. Они должны соответствовать возрастным особенностям учащихся, быть простыми, интересными и доступными, удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными, достаточно интенсивными и тоже знакомыми детям. [5]
Энергизатор — это короткое упражнение, которое восстанавливает энергию класса. Назначение энергизатора на уроке — создание положительной психологической атмосферы в классе, восстановления энергии и усиление групповой активности. Энергизатор полезен для ослабления монотонности, возбуждение активности учащихся и поощрения их к дальнейшей работе.
Почти каждый энергизатор содержит элемент физкультминутки, но не каждая физкультминутка является энергизатором, поскольку последний используется не только для снятия усталости, но и для релаксации. Например, упражнение «Коллективный крик». Все становятся в круг. Руководитель просит всех сесть. По сигналу руководителя все начинают тянуть звук, одновременно поднимаясь. В процессе вставания шум должен расти. Пиком является подпрыгивания с поднятием рук вверх. Затем шум постепенно стихает с момента возвращения в исходное положение [10].
Упражнение «Цветок». «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. С семечки проклюнулся росток. С ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем».
(Выразительные движения: сесть на цыпочках, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел, голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрытые, улыбка, мышцы лица расслаблены).
Дыхательная гимнастика.
Уроки гимнастики полезно начинать с дыхательной гимнастики, которая хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу, развивает воображение. Также упражнения для развития дыхания тренируют различные виды выдохов.
Вот некоторые упражнения для развития дыхания.
1) «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представьте, что это свеча, дуйте на нее. Струя выдохе должен быть без резких колебаний бумага контролирует равенство выдохе.
2) «Надувание шариков». Имитирование надувания шарика.
3) «Рубка дров». Дети становятся прямо, ноги шире плеч. Руки опущены, пальцы сцеплены в замок. Поднимают руки вверх, вдыхают, прогибаются назад. Затем, резко выдыхают, со звуком «ха» наклоняются, опускают руки, как при ударе топором, между ног и сразу поднимают их вверх. Повторить 5-10 раз. Очень важно, чтобы звук «ха» был результатом резкого выдоха, шел с грудной клетки. Упражнение хорошо очищает дыхательные органы, улучшает их работу [8].
Пальчиковая гимнастика.
Игры с пальцами были созданы для детей дошкольного возраста, но ими весьма уместно пользоваться в начальной школе, они помогут учителю не только развивать речь и интеллектуальные способности ребенка, а также снимут психическую нагрузку, пригодятся для создания рабочего ритма в течение дня.
1) «Пианино», «Веер», «Рыбка», «Нам холодно» и т.д.
«Пальчиковую» гимнастику можно использовать, как дополнительную паузу отдыха на уроках, где детям приходится много писать. Это уроки математики, русского языка. Выполняем различные движения для отдыха мышц рук и для улучшения настроения всего класса:
«Мы писали, мы трудились …»
Звуковая гимнастика.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей работы органов артикуляции (язык, губы, нижняя челюсти и мягкое небо).
Точность и сила действий этих органов у ребенка развиваются постепенно, в процессе речевой деятельности. Поэтому в начальной школе будет весьма уместно внедрять именно звуковую гимнастику. Цель которой заключается в выработке правильных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для произнесения звуков. Проводить такую гимнастику нужно каждый день, для того чтобы навыки детей закрепились, но делать это нужно в игровой форме, к тому же не следует за раз выполнять более трех упражнений. Такие упражнения очень полезны для всех учеников особенно в начальных классах. Этот прием можно использовать на уроках чтения и языка, он позволит развить правильное произношение звуков, будет способствовать повышению чистоты и правильности произношения. К звуковой гимнастике относятся чисто языка, скороговорки, речевые разминки и др. [13]
Чистоговорилки
Ши — ши — ши — чистоговорилки допиши.
Я — я — я — хорошая очень школа наша.
Шу — шу — шу — умело примеры пишу.
Ши — ши — ши — учу интересные здесь стихи.
Добавляем звукотерапию. (Ученики набирают через нос максимальное количество воздуха в легкие. Выдыхая, говорят определенный звук или звуки.)
Ученик продолжает:
звук «О» — оздоравливает сердце, печень, желудок,
звук «А» — усиливает деятельность щитовидной железы, зрения, слуха
звуки «О», «В», «М» — усиливают вибрацию мозга, комплексно
оздоравливают все органы и функциональные системы организма.
Игры и игровая терапия.
Игра — любимая форма работы для детей, особенно младшего школьного возраста. Существуют много игр, которые можно назвать терапевтическими. Такие игры полезны для любых детей, потому что учат дружному общению, пониманию, снижают напряжение и формируют определенные моральные принципы. Благодаря игровой терапии ребенок приучается смело высказывать свое мнение, самостоятельно принимать решения. Чем интереснее игровые события, которые используются на уроках, тем незаметнее, но эффективнее ученики закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания [18].
Подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины детей, является непременным условием каждой коллективной деятельности. В процессе игры у детей формируются понятия и нормы гражданского поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон: они доступны детям разных возрастных групп.
Подвижные игры развивают физическое состояние детей, физические качества, которые развивает легкая атлетика, распространяет кругозор детей, влияет на психологическое состояние, воспитывает морально-волевые качества, способствует соблюдению дисциплины, раскованности и приносит пользу в повседневной жизни. Занимаясь подвижными играми, дети совершенствуют строение тела: укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей; корректируют осанку, походку. Можно назвать такие подвижные игры: «Мы веселые дети», «Гуси — лебеди», «Охотники», «Второй лишний» и др. [2]
Развлекательные — это игры — забавы (игры с куклами, предметами, танцевальные игры) праздничные развлекательные игры, театральные игры. Такие игры расширяют интересы школьника, формируют культуру общения, воспитывают чувство юмора.
Театральные игры наделяют учеников полными ролями при розыгрыше сказок, историй. В такие игры играют любые классы. «Эврика», «КВН», различные пантомимы, «Юный детектив», «Страна сказок», осенние праздники. Эти и многие другие игры остаются любимым развлечением учеников на протяжении всего школьного жизни.
Игра-фантазия — в таких играх детское воображение реализуется в ролевом поведении с помощью различных средств беспредметной игрового действия. То есть мимики, рисунков, интонации [39].
Развивающие игры — это особый вид игр, основанный на целенаправленном развитии, совершенствовании интеллекта, на передаче важной информации. Такими приемами можно успешно пользоваться не только на занятиях психолога, но и на любых уроках (математике, чтении и письме).
Развивающие игры учат детей видеть межпредметные связи, общие черты, сходство и различие вещей. Например, на уроках иностранного языка часто можно встретить задачи: «найдите из списка вещей лишние вещи», или «распределите следующие слова по трем категориям».
Успешность развития ребенка зависит от овладения специальными знаниями, умениями и навыками. В связи с этим особое значение имеет дидактическая игра.
Такие игры помогут учителю сформировать детский коллектив, где обязательными условиями являются умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху товарища, находить компромиссы. Важно, чтобы ребенок, который чувствует себя неловко и не знает, как себя вести в таких играх, играл вместе с детьми, которые уже овладели этими навыками и способны помочь другому [47].
Например, в ходе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за математическими вычислениями, которые выполняют товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это он выполняет в соответствии с правилами игры: получил мячик — склады пример. Если правило не выполняется — игра не получается: не решит предыдущий пример, не придумаешь свой — команда не решает игровую задачу («ручейки» не достигнут озера) [19].
Цветотерапия.
Как же влияют цвета на организм человека? Красный — придает уверенности, заряжает энергией. Но длительное «общение» с этим цветом может вызвать агрессию. Цвет обращает внимание на главное, подчеркивает главное. Желтый — добавляет оптимизма, жизненных сил, бодрит, повышает социальную активность, вызывает радость, лечит нервное истощение. Зеленый — успокаивает, уравновешивает, помогает отдохнуть глазам, снять нервное перенапряжение. Синий — помогает сконцентрироваться, логично решить проблемы. Хорош для усталых глаз.
Особенно полезен для людей умственного труда. Голубой успокаивает, умиротворяет, снимает усталость глаз и мышц. Фиолетовый цвет сознательной энергии, усиливает интуицию, помогает постичь суть вещей, стимулирует интеллект. Розовый — успокаивает, улучшает настроение, придает мечтательности. Белый- нейтральный цвет, цвет очищения и приумножения. Черный — цвет одиночества, иногда безразличия [12].
Так, если надо снять зрительную усталость, можно использовать карты зеленого и голубого цвета. Достаточно ученикам 2 минуты посмотреть на эти насыщенные цвета — и исчезает напряжение глаз. Еще можно предложить ученикам в течение 1-2 минут рассмотреть картину, иллюстрацию, пейзаж. А если в классе есть проектор с экраном, то минутку психологического и зрительного разгрузки можно совместить с минуткой развития речи. Можно предложить учащимся сделать описание картины, используя изобразительные средства. А с целью переключения полушарий мозга ученикам предлагаются следующие задачи:
- Рассмотрите внимательно этот пейзаж, придумайте ему очень длинное название;
- Рассмотрите осенний пейзаж, сделайте описание этого уголка природы зимой;
- Рассмотрите пейзаж, дорисуйте на нем в своем воображении деревья, цветы, реку и тому подобное [24].
Во время выполнения таких задач переключается нагрузка с одного полушария мозга на другое, в результате чего мозг ребенка расслабляется и снова будет готов к выполнению более сложных задач. Очень большое значение имеет цвет наглядности на уроке. Красный цвет обращает внимание детей на главное, усиливает активность на уроке. Но иногда учителя бездумно его используют. Так, если учитель производит таблицы, достопримечательности и использует при этом много красного цвета, ученик, наоборот, не захочет эти знания усваивать. Поэтому только самые главные слова, орфограммы должны быть выделены красным, а другая информацияцветами. Некоторые думают, что очень яркая таблица особенно запомнится ученикам. Но точная информация усваивается не более чем через три цвета. Поэтому, орфограммы — красным, другие слова — черным, а пример — зеленым или синим цветом [20].