Речь на защиту диплома

1 Добрый день, уважаемые члены комиссии и сокурсники!

Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Согласно Федеральному государственному стандарту сотрудничество ребёнка с взрослыми и сверстниками должно строиться на основе ведущего вида деятельности данного возраста – игре.

В педагогической литературе данная проблема нашла отражение в исследованиях А.В. Запорожец, М.И. Лисина, М.А. Обухова, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский; Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин и других, в исследованиях которых говорится о ведущей роли общения и развитии детской игры.

В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. В своей же работе мы опирались на определение, данное Лейлой Ринатовной Мунировой: коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

2 Целю моей выпускной квалификационной работы является: теоретически обосновать и апробировать комплекс мероприятий, способствующий организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

В соответствии с целью, поставлены задачи, которые представлены на слайде.

3 Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если комплекс игр будет включать работу направленную на:

— умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, находить приемлемые способы общения;

— умение понимать состояние сверстника и выражать свои чувства, отношения;

— умение получать необходимую информацию в общении (взаимодействии);

— умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуации общения.

4 В ходе нашей работы мы рассмотрели особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотрен перечень коммуникативных умений, характерный для детей данного возраста. Проанализированы программы ДОУ. В нашей работе мы опирались на определение игры, как вида деятельности предложенное Германом Константиновичем Селевко. В соответствии с этим определено содержание работы педагога по формированию коммуникативных умений старших дошкольников в игровой деятельности.

Для проведения начального этапа исследования были использованы методика на выявление уровня коммуникативных умений Автор: Николай Евгеньевич Веракса. И методика на выявление уровня умений детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Автор: Ольга Витальевна Дыбина.

5 По результатам, полученным в ходе диагностики мы выявили высокий, средний и низкий уровни. Причем высокий уровень в процентном соотношении уступал низкому и среднему уровням.

Анализ полученных результатов выявил необходимость разработки практического материала для совершенствования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

6 Нами был разработан и апробирован комплекс игр, направленный на формирование необходимых коммуникативных умений.

Данный комплекс реализовывался в два этапа:

1 этап – ноябрь 2015 г. 2 этап – апрель 2016 г.

Игры проигрывались с детьми не только в свободное от непрерывно-образовательной деятельности время, но и на прогулке, а так же в ходе образовательной деятельности, в качестве динамических пауз или дидактического материала. Игры проводились как со всей группой, так и в подгруппах.

Так же нами была рассмотрена и проведена не только работа с детьми, но и работа с родителями и педагогами.

Для проведения разъяснительной работы с родителями был разработан ряд консультаций и бесед на соответствующие темы. На основе предложенных консультаций были разработаны буклеты для родителей (пример вы можете увидеть в Приложении 6).

Так же для родителей были разработаны и предложены памятка и папка-передвижка (с ними вы можете ознакомиться в Приложениях 7, 8).

Собрана картотека «играем дома», разработаны рекомендации.

А так же для дальнейшей работы с родителями были предложены темы для организации таких мероприятий, как: семинар-практикум, дискуссионный клуб.

В свою работу мы включали и работу с педагогами. Для этого был разработан стенд (он представлен в Приложении 9), на соответствующую тему, и предложены для дальнейшей работы темы семинаров-практикумов.

7 Для проверки эффективности нашей деятельности мы в ходе контрольного этапа снова использовали те же методики, что и на констатирующем этапе нашей работы. По результатам, полученным в ходе диагностики мы увидели, что процентное соотношение детей на высоком уровне в среднем увеличилось на 27% , на среднем уровне уменьшилось на 8%, на низком уровне уменьшилось на 23%.
8 По полученным результатам можно отметить, что у детей данной исследуемой группы в целом повысился уровень коммуникативных умений. Однако, не все дети достигли высокого уровня. Некоторые все же не смогли достичь и среднего уровня, но небольшая динамика все же наблюдается.
9 Следовательно, если будет реализовываться не только разработанный комплекс игр, но и будет происходить сотрудничество между педагогом детского сада и родителями по совершенствованию коммуникативных умений у каждого ребенка, то положительных результатов можно будет добиться гораздо быстрее. Поэтому, работу по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность нужно продолжать.
10 На этом моё выступление закончено. Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы.