1 | Добрый день, уважаемые члены комиссии и сокурсники!
Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности». Согласно Федеральному государственному стандарту сотрудничество ребёнка с взрослыми и сверстниками должно строиться на основе ведущего вида деятельности данного возраста – игре. В педагогической литературе данная проблема нашла отражение в исследованиях А.В. Запорожец, М.И. Лисина, М.А. Обухова, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский; Н.К.Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин и других, в исследованиях которых говорится о ведущей роли общения и развитии детской игры. В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. В своей же работе мы опирались на определение, данное Лейлой Ринатовной Мунировой: коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия детей (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения. |
|
2 | Целю моей выпускной квалификационной работы является: теоретически обосновать и апробировать комплекс мероприятий, способствующий организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
В соответствии с целью, поставлены задачи, которые представлены на слайде. |
|
3 | Объект исследования: процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс мероприятий, направленный на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что процесс организации деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если комплекс игр будет включать работу направленную на: — умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, находить приемлемые способы общения; — умение понимать состояние сверстника и выражать свои чувства, отношения; — умение получать необходимую информацию в общении (взаимодействии); — умение регулировать свое поведение в зависимости от ситуации общения. |
|
4 | В ходе нашей работы мы рассмотрели особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотрен перечень коммуникативных умений, характерный для детей данного возраста. Проанализированы программы ДОУ. В нашей работе мы опирались на определение игры, как вида деятельности предложенное Германом Константиновичем Селевко. В соответствии с этим определено содержание работы педагога по формированию коммуникативных умений старших дошкольников в игровой деятельности.
Для проведения начального этапа исследования были использованы методика на выявление уровня коммуникативных умений Автор: Николай Евгеньевич Веракса. И методика на выявление уровня умений детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Автор: Ольга Витальевна Дыбина. |
|
5 | По результатам, полученным в ходе диагностики мы выявили высокий, средний и низкий уровни. Причем высокий уровень в процентном соотношении уступал низкому и среднему уровням.
Анализ полученных результатов выявил необходимость разработки практического материала для совершенствования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. |
|
6 | Нами был разработан и апробирован комплекс игр, направленный на формирование необходимых коммуникативных умений.
Данный комплекс реализовывался в два этапа: 1 этап – ноябрь 2015 г. 2 этап – апрель 2016 г. Игры проигрывались с детьми не только в свободное от непрерывно-образовательной деятельности время, но и на прогулке, а так же в ходе образовательной деятельности, в качестве динамических пауз или дидактического материала. Игры проводились как со всей группой, так и в подгруппах. Так же нами была рассмотрена и проведена не только работа с детьми, но и работа с родителями и педагогами. Для проведения разъяснительной работы с родителями был разработан ряд консультаций и бесед на соответствующие темы. На основе предложенных консультаций были разработаны буклеты для родителей (пример вы можете увидеть в Приложении 6).
Так же для родителей были разработаны и предложены памятка и папка-передвижка (с ними вы можете ознакомиться в Приложениях 7, 8). Собрана картотека «играем дома», разработаны рекомендации. А так же для дальнейшей работы с родителями были предложены темы для организации таких мероприятий, как: семинар-практикум, дискуссионный клуб. В свою работу мы включали и работу с педагогами. Для этого был разработан стенд (он представлен в Приложении 9), на соответствующую тему, и предложены для дальнейшей работы темы семинаров-практикумов. |
|
7 | Для проверки эффективности нашей деятельности мы в ходе контрольного этапа снова использовали те же методики, что и на констатирующем этапе нашей работы. По результатам, полученным в ходе диагностики мы увидели, что процентное соотношение детей на высоком уровне в среднем увеличилось на 27% , на среднем уровне уменьшилось на 8%, на низком уровне уменьшилось на 23%. | |
8 | По полученным результатам можно отметить, что у детей данной исследуемой группы в целом повысился уровень коммуникативных умений. Однако, не все дети достигли высокого уровня. Некоторые все же не смогли достичь и среднего уровня, но небольшая динамика все же наблюдается. | |
9 | Следовательно, если будет реализовываться не только разработанный комплекс игр, но и будет происходить сотрудничество между педагогом детского сада и родителями по совершенствованию коммуникативных умений у каждого ребенка, то положительных результатов можно будет добиться гораздо быстрее. Поэтому, работу по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность нужно продолжать. | |
10 | На этом моё выступление закончено. Спасибо за внимание! Я готова ответить на ваши вопросы. |