Ценностное отношение студентов к здоровью

Актуальность проблемы и темы исследования обусловлена тем, что проблема сохранения здоровья подрастающего поколения и молодежи имеет общенациональное и государственное значение, поскольку от уровня здоровья выпускников школ зависят перспективы развития страны, ее трудовой потенциал, благосостояние ее граждан и их социально-психологическая защищенность. Необходимость укрепления и охраны здоровья подрастающего поколения в условиях образовательных учреждений появилась в 90-е годы XX столетия, когда резко снизился по сравнению с 60-70-ми годами уровень здоровья обучающихся.

Действующая система образования не создает условий для полноценного развития хронически больных и физически ослабленных детей, реализации их индивидуальных способностей и дарований в целях эффективной адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим и экологическим условиям окружающей среды. Недостаточно разработаны здоровьесберегающие образовательные технологии, не исключен процесс виктимизации личности школьников, разрушающий все компоненты его здоровья, наблюдается невысокий уровень психо-валео-педагогической компетентности педагогов, что не обеспечивает в учебно-воспитательном процессе сохранение здоровья обучающихся и их приобщение к культуре здоровья. Данные факты указывают на деструктивность образовательной среды, высокую степень вероятности нанесения ущерба всем компонентам здоровья школьников — соматическому, психическому, психологическому, социальному и нравственному [9, 126].

Состояние и поддержание здоровья студенчества на сегодняшний день — одна из актуальных проблем. Анализ здоровья обучающейся молодежи позволяет сделать вывод об имеющейся негативной тенденции в ухудшении здоровья населения и, в особенности, такой незащищенной группы, как студенты [23].

В настоящее время со здоровьем подрастающего поколения складывается особо тревожное положение. В уральском регионе только около 10% выпускников общеобразовательных школ могут считаться здоровыми, 50% имеют функциональные отклонения, а у 40% выявлены хронические заболевания. В наш век урбанизации и экологических проблем, т.е. внешних факторов, влияющих на здоровье, существуют еще и внутренние (генетические или наследственные и факторы, связанные с вредными привычками и неправильной организацией жизни).

Все это воздействует на человека как до поступления в Высшее Учебное Заведение, во время учебы в институте, так и по окончании его. С низким уровнем здоровья молодые люди приходят в высшие учебные заведения, что сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам, а также является причиной дальнейшего ухудшения здоровья [20, 88].

12 стр., 5574 слов

Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения

... усилий школы и семьи для развития детей. Цель данной работы: рассмотреть понятие семейного воспитание, методы и формы взаимодействия семьи и школы в воспитании Задачи данной работы: рассмотреть проблемы семейного воспитания на современном этапе;  выявить, какова роль школы в ...

Исходя из сказанного, появляется насущная потребность в оценке состояния здоровья, которая помогла бы студентам ощутить необходимость правильной организации здорового образа жизни и повысить значимость здоровья как личностной ценности.

Проблема здоровья изучалась и рассматривалась в работах многих отечественных ученых: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Н. Руткевич, Н.В. Щупкин, М. Рокич, У. Томас, М. Вебер, С.Л. Рубинштейн, Р. Инглхарт и др.

В качестве методологической основы исследования нами был избран ценностный (аксиологический) подход, сущность которого заключается в направленности на развитие способностей студентов педагогического вуза к осмыслению категории «здоровье» и осознанию как личностной ценности.

Исходя из этого, нас заинтересовала проблема ценностного отношения студентов к здоровью.

Вышесказанное позволило сформулировать тему нашего исследования: «Ценностное отношение студентов к здоровью».

Цель работы: Изучить ценностное отношение к здоровью у студентов.

Задачи исследования:

  • Обзор литературы по теме.
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/tsennostnoe-otnoshenie-k-zdorovyu/

  • Подобрать методики исследования.
  • Обработать результаты и сделать выводы.

Объект исследования: Психологическое здоровье личности.

Предмет исследования: Ценностное отношение к здоровью у студентов.

Гипотеза: Мы предполагаем, что у студентов преобладают различные ценностные ориентации в отношении к здоровью и существует недооценивание физического воспитания, как важнейшего элемента здорового образа жизни.

Методы исследования:

  • Теоретический (анализ литературы, обобщение, сравнение.)
  • Практические: методики исследования здоровья и отношение к здоровью.
  • Методы математической обработки.

База исследования:

  • Марийский государственный университет г. Йошкар-Ола.

В исследовании участвовали студенты 1 и 2 курса 19-21 лет. Группа испытуемых составила 50 человек.

Методики исследования:

1.«Модификационная методика Р.Инглхарта для изучения ценностей» (Приложение 2) [28]

2. «Мои ценности» (Попова М., Михайлова О.В.) (Приложение 3) [28]

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1. Теоретические вопросы проблемы ценностного отношения студентов к здоровью в отечественных психолого-педагогических исследованиях

1.1 Понятие и сущность здоровья и здорового образа жизни студентов

Здоровый образ жизни, являясь важнейшим составным элементом культуры, содействует формированию здоровья будущего специалиста. Его существенной стороной является гармоничное проявление физических и духовных возможностей студентов, связанных c социальной и психофизической активностью в учебно-трудовой, общественной и иных сферах деятельности.

Под здоровым образом жизни понимаются такие фоpмы и способы повседневной жизнедеятельности, кoторые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивны е возможности организма, способствуют успешному восстановлению, поддержанию и развитию его резервных возможностей, полноценному выполнению личностью социально-профессиональных функций. Социальными показателями здорового образа жизни являются формы и методы удовлетворения физических и духовных потребностей студентов в учебе, труде, быте, активном отдыхе, способствующие формированию здоровых норм общежития. B этих условиях состояние здоровья студентов является показателем их общекультурного развития, важнейшей ценностной ориентацией, обладает большой социальной значимостью [15, 214].

12 стр., 5618 слов

Методы исследования супружеских отношений

... из самых кризисных сфер жизни россиян, к изучению которой не снижается интерес ученых и практиков. В современной психологии семьи отмечается рост исследований особенностей развития супружеских отношений на разных этапах семьи ...

Здоровье определяют как гармоничное единство биологических, психических и трудовых функций человека, обеспечивающее полноценное, неограниченное его участие в разнообразных видах трудовой и общественной жизни. Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов — социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом. К условиям, определяющим сохранение здоровья, бесспорно следует отнести и физическую культуpу. Однако не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов (принятых за 100%), на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон-24-30, на режим питания-10-16%. На суммарное воздействие остальных факторов приходится 24-51 %[12,98].

Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни.

Специальными исследованиями установлено, что распорядок жизни студентов и, в частности, такие его элементы, как упорядоченность, организованность, систематичность, дисциплинировaнность, являются важным условием успешности учебной деятельности.

Бережное отношение к здоровью необходимо активно воспитывать в студенческие годы. Однако нередко молодые люди нарушают элементарные правила гигиены быта, режим питания, сна и др. Так, до 27% студентов, проживающих в общежитиях, уходят на занятия без завтрака. В этом случае учебные занятия проходят при снижении работоспособности на 9-21%. До 38% студентов принимает горячую пищу два раза в день. В то же время институт питaния рекомендует студентам 4-разовое питание в день, имея в виду организацию второго завтрака после 11 часов. Отход ко сну y 87% студентов, проживающих в общежитиях, затягивается до 1-2 часов ночи. Вследствие этого они не высыпаются, что сказывается на снижении умственной работоспособности в течение учебного дня на 7-18% по сравнению c тем, когда сон нормально организован. Часть студентов — 34% -из-за недосыпания пpибегает к дневному сну по 1-3 ч [25,28].

До 59% студентов начинает самоподготовку в период от 20 до 24 часов. Ее продолжительность составляет в среднем 2,5-3,5 ч: Таким образом, получается, что значительная часть студентов выполняет ее заполночь. Учебный труд в столь позднее время требует повышeнных затрат нервной энергии, отражается на качестве сна. Около 36% студентов занимается самоподготовкой и в выходные дни, предназначенные для отдыха, восстановления сил. До 62% студентов бывает на свежем воздухе менее 30 мин в день, 29% — до 1 ч при гигиенической норме 2 ч в день. К разнообразным закаливающим процедурам прибегает менее 2% студентов. Как следствие этого — вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, которые оxватывают до 80% студентов [25, 148].

Занятия физической культурой и спортом в различных формах еще недостаточно внедряются в повседневный быт студентов. Представление об этом дают данные табл. 1.

Таблица 1 — Затраты времени студентов на занятия физической культурой и спортом (в неделю), ч

Организационные формы занятий

Учебные отделения

специальное

основное

спортивное

Академические учебные занятия

Утренняя зарядка Самостоятельные занятия

Занятия в секциях

Участие в соревнованиях

3,00±0,04

0,43±0,11

0,37±0,03

3,00±0,01

0,88±0,01

1,78±0,03

0,67±0,01

5,71±0,63

1,48±0,02

1,9±0,05

7,09±0,15

1,42±0,06

Из таблицы видно, что студенты спортивного отделения имеют более высокие затраты времени на занятия — 17,6 ч. У студентов основного учебного отделения они составляют 6,33 ч, специального-3,80 ч. Вместе с тем для решения задач по укреплению здоровья и физическому совершенствованию необходимы затраты по 10-12 ч в неделю. Следует обратить внимание и на то, что студенты, состояние здоровья которых требует больших затрат времени на его коррекцию, прилагают для этого меньше усилий, так как у них не сформирована потребность в этой сфере деятельности. У студентов-спортсменов эта потребность развита лучше, о чем свидетельствуют затраты времени на ее реализацию. Поэтому формирование здорового образа жизни у студентов с различным уровнем состояния здоровья и физической подготовленности требует дифференцированных педагогических решений.

Средние затраты времени на физическую культуру и спорт в структуре свободного времени большинства студентов не превышают 5-7%. При этом, как правило, более высокие показатели наблюдаются на I-II курсах, а на старших — снижаются: I курс-6,2%, II -5,4, III -2,6, IV-1,8, V курс-l,3%. У женщин затраты времени на 18-33% ниже, чем у мужчин[26,264].

Так как в молодом возрасте защитно-компенсаторные силы организма более действенны, жизнеспособны, студенты до поры до времени как бы не ощущают отрицательных последствие пренебрежения здоровым образом жизни. Но на определенной стадии еще во время обучения в вузе могут наступить истощение защитных сил организма и серьезные нарушения в состоянии здоровья [23, 116].

Существенным компонентом здорового образа жизни студентов является организация двигательной активности. Лишь в течение года у студентов наблюдается соотношение динамического и статического компонентов деятельности в yчебное время 1: 3, а во внеучебное — 1: 8, которое указывает на ограничение двигательной активности. Лишь использование физической активности в объеме 1,3-1,8 ч в день можно рассматривать как гигиеническую норму. При этом не имеет принципиального значения, однократно или дробно в течение дня используются физические упражнения. В случаях правильного планирования двигательная активность выполняет поддерживающую или развивающую (тренирующую) функцию; при неправильном планировании — угнетающую по отношению к основным видам социальной деятельности (учебе, общественной, исследовательской деятельности и др.).

Представление об этом дает табл. 2.

Таблица 2 — Изменение уровня умственной работоспособности студентов под влиянием уровня физической активности

Уровень физической активности

Двигательная активность в течение дня, тыс. шагов

Умственная работоспособность через 24 ч после окончания физических нагрузок, % к исходному уровню

Студенты-спортсмены

Высокий

Средний

Умеренный

28-31

18-22

13-16

92,7±1,1

103,2±0,7

99,3±0,3

Студенты основного учебного отделения

Высокий

Средний

Умеренный

18-23

14-16

8-10

93,1±0,7

102,6±0,6

100,1±0,4

Из приведенных данных следует, что через 24 ч после высоких физических нагрузок умственная работоспособность не восстанавливается до исходного уровня; после средних наблюдается восстановление с превышением ее исходного уровня, принятого за 100%; после умеренных — отмечается колебание около исходного уровня[26,279].

Положительные эмоции, вызванные хорошими взаимоотношениями с товарищами и преподавателями, оказывают стимулирующее влияние на жизненный тонус студента, состояние его психики. Такие психические переживания, как тоска, страх, зависть, тревога и др., вызывают эмоциональное напряжение, служат причиной возникновения и развития сердечно-сосудистых, нервных и других заболеваний. Лучшим способом разрядки эмоционального напряжения является мышечная деятельность; целесообразно использование средств психической саморегуляции. Ликвидация психического напряжения важна и по той причине, что студент, выведенный из психоэмоционального равновесия, может стать источником психического травмирования своего ближайшего окружения.

Обязательным условием здорового образа жизни студента является отказ от курения, употребления алкоголя, наркотиков.

1.2 Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности

Отношение студентов к физической культуре и спорту является, одной из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного процесса, дальнейшего развития и расширения массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы в высшей школе. Педагогам и студентам принадлежит ведущая роль по реальному включению физической культуры в здоровый образ жизни молодежи. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции — как личностно значимая и как общественно необходимая.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стали для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного явления необходимо ознакомиться с механизмами действия тех побудительных сил, которые через интересы и мотивы ведут к удовлетворению потребностей личности [9, 22].

Критерием физкультурно-спортивной деятельности является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу этой деятельности. Ее можно рассматривать как меру и характер участия непосредственно в занятиях физическими упражнениями и как активность в организаторской, пропагандистской, инструкторско-педагогической, судейской и других видах деятельности.

Представления о систематическом характере занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время дает табл. 3.

Таблица 3 — Систематичность занятий студентов физической культурой и спортом в свободное время, %

Систематичность занятий

Все студенты

регулярно

занимаю-

щиеся

нерегулярно занимающиеся

регулярно

занимаю

щиеся

нерегулярно занимающиеся

3 и более раз в неделю

2-3 раза в неделю

1 раз в месяц

2-3 раза в месяц

От случая к случаю

Вообще не занимаются

10,1

23,7

3,1

4,8

2,5

55,8

31,8

68,2

17,3

20,3

62,4

27,6

72,4

9,6

20,4

70,0

Таблица фиксирует наличие незначительного (33,8%) контингента студентов (из опрошенных 5 тысяч), приобщенного к систематическим занятиям. Более чем у 50% студентов полностью отсутствует проявление активности в физкультурно-спортивной деятельности[11,24].

Физкультурно-спортивную деятельность можно определить как разностороннюю деятельность человека в сфере физической культуры и спорта, направленную на реализацию общественно и личностно значимых потребностей в физическом совершенствовании. Это познавательная, организаторская, пропагандистская, инструкторско-педагогическая, судейская деятельность и собственно занятия физической культурой и спортом.

Потребность выступает как состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование ее поведения, определяется направленность мышления, чувств, воли. Воспитание потребностей является одной из центральных задач формирования личности.

Реализация потребностей в физкультурно-спортивной деятельности оказывает опосредованное влияние на удовлетворение других потребностей студентов — биосоциальных: сохранение здоровья, отдых, релаксация, потребность в движении и др.; социально-психологических: общение, самоактуализация, самоутверждение, престижность, общественная значимость и активность, сопереживание и др.

В ходе развития и воспитания личности потребности непрерывно изменяются и становятся источником изменений в образе жизни.

Осознание личностью потребности превращает ее в интерес, который носит избирательный характер.

Появление интереса вызывает желание действовать, формирует мотив поведения. Мотивы могут быть ситуационными (частными), определяющими отдельные поступки человека, и широкими, жизненно важными на протяжении длительного времени. Мотивы следует отличать от сознательных целей и намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают к их достижению.

Цели в физкультурно-спортивной деятельности можно подразделить на перспективные и ближайшие (промежуточные) [13, 158].

Реализация мотивов в деятельности протекает по следующей схеме: программа действия (представление о том, что нужно делать, чтобы реализовать мотив); оперативная готовность к действиям (наличие способностей, знаний, умений для осуществления деятельности); наличие обратной связи (информация об эффективности действия).

Одним из компонентов мотивации является стимул, который зачастую выступает в роли непосредственной причины поступка. Хотя действие стимула нередко носит кратковременный характер, благодаря ему постоянные побуждения в своем развитии приобретают тенденцию к стабилизации. К действенным стимулам в области физической культуры и спорта могут быть отнесены: агитация и пропаганда, совершенствование материальной базы, удобное расписание занятий, расширение возможностей для предпочтительного выбора вида спорта, увеличение свободного времени, педагогическое мастерство преподавателей, реальное укрепление здоровья и т. д.

В условиях перестройки деятельности высшей школы принципиально важна работа по активизации позиции каждого студента в отношении своего физического развития и подготовленности, реального участия в разнообразных формах физкультурно-спортивной деятельности. При направленном процессе формирования у студентов потребностей в занятиях физической культурой и спортом преподавателям, тренерам и физкультурным организаторам необходима система знаний о диалектическом развитии потребностей и педагогических воздействиях, позволяющих осуществлять управление ими в необходимом направлении. В организации воспитания нельзя игнорировать сложившиеея у студентов личные мотивы, интересы, потребности, нужно находить разумные формы их перестройки.

В противном случае у студентов может возникнуть негативизм, безразличие.

Управление развитием потребностей должно осуществляться в неизменно гибкой, тактичной, соответствующей заданной цели форме. Иначе говоря, потребности нe могут быть искусственно навязаны индивиду. Они должны соответствовать системе его ценностных ориентаций.

Изменения в физкультурно-спортивной активности студентов могут происходить под воздействием различных факторов, которые дают возможность повысить эффективность решения педагогических задач как по, формированию личности, так и по приобщению молодежи к активным, систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Факторами, определяющими, по мнению студентов, их потребности, интересы и мотивы включения в физкультурно-спортивную деятельность, являются: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска и др.

Среди факторов, оказывающих влияние на организацию физкультурно-спортивной деятельности, необходимо отметить роль общественных организаций вуза (табл. 4) [8,227].

Таблица 4 — Оценка роли общественных организаций вуза в формировании отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности, %

Респонденты

Оценка

Профком

Студсовет

общежития

Студенты

Эксперты

Влияет

Влияет незначительно

Влияет

Влияет незначительно

21

79

46

54

31

69

29

71

Полученные данные свидетельствуют о различиях в оценке роли указанных организаций со стороны студентов и экспертов.

Так, большинство экспертов имеют более тесную связь с профкомом, понимают его реальное влияние и поэтому дают более высокую, чем студенты, оценку его деятельности. Требует дальнейшего совершенствования и деятельность студсоветов общежитий по внедрению физической культуры в образ жизни студентов. Являясь центром воспитательной работы, студенческое общежитие еще не стало местом проявления общественной активности в физкультурно-спортивной деятельности. Лишь менее трети студентов оценивают его формирующее воздействие на свои мотивационные установки в сфере физической культуры и` спорта.

Анализ факторов, определяющих процесс формирования потребностей, интересов и мотивов, был бы неполным без рассмотрения субъективных побуждений личности. В физкультурно-спортивной деятельности, где активность студентов проявляется в многообразных формах, влияние таких факторов, как удовлетворение, духовное обогащение, соответствие действий социальным установкам общества, отражение в деятельности каждого интересов коллектива, имеет огромное воспитательное значение (табл. 5).

Таблица 5 — Влияние субъективных факторов на формирование интереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности, %

Факторы

I

II

III

IV

Удовлетворение

Соответствие эстетическим вкусам Понимание личностной значимости занятий

Понимание значимости занятий для коллектива

Понимание общественной значимости занятий

Духовное обогащение

Развитие познавательных способностей

57,8

51,7

37,6

34,0

30,9

13,2

12,9

50,1

42,3

24,0

22,8

21,3

10,4

9,8

43,5

30,4

17,5

14,1

12,6

5,6

7,1

16,8

21,9

8,3

9,6

7,4

3,1

6,2

Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критически, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой[12,114].

Тревожным выводом из данных табл. 5 является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.

1.3 Социально-психологические и психофизиологические особенности студентов

Эффективное управление процессами обучения и воспитания

немыслимо без достаточно полного представления об объекте и

субъекте педагогической деятельности — студенте, o тех социальных и психофизиологических чертах его личности, единство

которых характеризует то типичное, что присуще студенчеству.

Студент кaк человек определенного возраста и как личность

может быть охарактеризован c трех сторон. Во-первых, с социальной, в которой отражаются общественные отношения. Социальная сторона проявляется в личности студента благодаря включенности его в студенческую среду, выполнению им функций, предписываемых вузовским процессом обучения и воспитания. Во-вторых, с психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний и свойств личности. Главное в ней — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов. В-третьих, с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, физическое состояние и т. д. Эта сторона в основном предопределена генетически, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни и целенаправленного воспитания и самовоспитания (разные ее элементы изменяются по-разному).

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравствённо-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы. Формирование личности, своего «я» идет от внешнего облика к тому, что определяет ядро, стержень личности,- ее характеру и мировоззрению.

Это период наиболее активного овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Со студенческим возрастом связано начало трудовой биографии, создание семьи. В это время чаще всего молодежь проявляет себя в творческой деятельности — художественной, технической, научной, физкультурно-спортивной. Поиск своего призвания своеобразно сочетается с неопытностью, эмоциональной ранимостью, импульсивностью, переоценкой своих сил и в связи с этим разочарованностью при встречах с неожиданными трудностями [22, 82].

Студенческому возрасту свойственна некоторая дисгармония. Желания и стремления у молодых людей развиваются раньше, чем воля и сила характера. В таких условиях они не всегда способны подавить некоторые чрезмерные устремления и желания. Им не хватает социальной зрелости.

Наиболее важными чертами студенческого возраста являются следующие.

Самопознание — первая предпосылка активности развивающейся личности. Не осознав себя, не сопоставив себя с другими, не оценив своего «я», человек не способен к самооценке. Самопознание выражается в стремлении определить «кто есть я» на фоне «кто есть кто».. Познает студент в самом себе различные качества личности (волю, характер, способности), анализирует свое поведение и действия, соотносит их с поведением других людей, соизмеряет свои успехи и неудачи, больше задумывается над своим внешним видом. Оценка самого себя происходит в основном тремя способами: студент сравнивает себя с мысленным или реальным идеалом; дается самооценка на основе достигнутых результатов; сопоставляется мнение о самом себе с мнением старших товарищей или друзей.

Самоутверждение проявляется в яркой потребности занять определенную позицию в группе, в дружеской компании. Оно может проявиться через не вполне осознанное, а потому ложное стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание оригинальностью поведения, через негативизм, «смелость» прямолинейных утверждений. Самоутверждение может быть причиной положительного или отрицательного поведения студента[26,254].

Самостоятельность выражается в стремлении испытать свои силы, характер. Это ставит студента перед необходимостью выполнять самостоятельные действия в сложных ситуациях. Он может болезненно реагировать на действия тех, кто «посягает» на его самостоятельность. Но вместе с тем он тянется к людям опытным, понимающим его стремления.

Самоопределение связано с поиском своего нравственного идеала, определением для себя социальных ценностей, жизненного призвания, выбором профессии, наконец, созданием семьи. В студенческом возрасте быстрыми темпами развиваются, дифференцируются склонности, специальные способности.

Максимализм свойствен значительной части студентов младших курсов. Он обычно проявляется в стремлении сделать больше, чем реально возможно; действовать по принципу «все или ничего». А горячность зачастую мешает правильно оценить собственные возможности. Устремленность, порыв в работе при первой неудаче могут перерасти в разочарование, потерю веры в свои силы.

Коллективизм, потребность в дружеском общении, в опоре на мнение товарищей также являются отличительной чертой студенчества. В практике имеют место случаи ложного понимания сущности коллективизма: ложное товарищество, круговая порука, групповой эгоизм.

Характеризуя студенческий возраст, следует особо сказать о самовоспитании. К этому студентов обязывают самостоятельное планирование бюджета времени,, средств, требовании учебного процесса и др. Только в этом случае станет возможным более эффективное формирование личности, которое позволит соединить воедино внешние и внутренние воспитательные воздействия. Через самовоспитание, поскольку оно связано с самостоятельным активным продумыванием правил, норм, законов, системы человеческих отношений и т. п., лежит путь к превращению взглядов, в убеждения. Продуманная и целенаправленная воспитательная работа обязательно порождает встречный процесс — самовоспитание. Это относится и к сфере физической культуры [17, 148].

В студенческом возрасте завершается физическое созревание организма. Этот период характеризуется «пиками» развития физиологических потенциалов (максимальная реактивность организма, оптимальные уровни артериального давления, насыщения крови кислородом и др.).

К 17-18 годам процесс всестороннего совершенствования двигательной функции близок к завершению. Энергетические затраты на единицу массы тела составляют 2224 ккал/кг в сутки, т. е. как у взрослого человека. К этому времени завершается формирование того соотношения топографии силы различных мышечных групп, которое типично для взрослых людей. Одновременное увеличение максимальных показателей силы (на 1 кг массы тела), скорости движений и других показателей свидетельствует о том, что развивающийся двигательный аппарат становится все более активным в различных функциональных параметрах. Формирование показателей скорости и силы мышечных сокращений идет не одновременно. Если картина относительных величин силы различных мышечных групп формируется к 17 годам, то скорость мышечных сокращений значительно раньше.

К 18-20 годам завершается формирование вегетативных функций и достигается высокий уровень их взаимодействия[25,145].

К этому времени выносливость, одно из важнейших для реальной деятельности человека двигательных качеств, составляет 85% от величины этого показателя у взрослых лиц. В 20-29 лет ее развитие достигает наивысшего уровня. Поэтому в студенческом возрасте следует больше внимания обращать на развитие различных форм выносливости.

В этом возрастном диапазоне организм сохраняет относительно высокую работоспособность, общий высокий уровень функциональной активности.

Таким образом, студенческий возраст можно назвать заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности. Вот почему физическая культура и спорт становятся для них важнейшим средством укрепления здоровья, природной, биологической основой для формирования личности, эффективного учебного труда, овладения наукой и профессией.

2. Исследование выявления ценностного отношения студентов к здоровью

2.1 Методика организации экспериментального исследования

Для подтверждения нашей гипотезы нам необходимо было провести констатирующее исследование. Исследование проводилось на базе Марийского государственного университета г. Йошкар-Ола;

  • В исследовании участвовали студенты 1 и 2 курса 19-21 лет. Группа испытуемых составила 50 человек.

Таблица 6 — Сведения о студентах

Учреждение

№п/п

КОД

Марийский государственный университет г. Йошкар-Ола

1

001

2

002

3

003

4

004

5

005

6

006

7

007

8

008

9

009

10

010

11

011

12

012

13

013

14

014

15

015

16

016

17

017

18

018

19

019

20

020

21

021

22

022

23

023

24

024

25

025

26

025

27

027

28

028

29

029

30

030

31

031

32

032

33

033

34

034

35

035

36

036

37

037

38

038

39

039

40

040

41

041

42

042

43

043

44

044

45

045

46

046

47

047

48

048

49

049

50

050

Были проведены следующие методики исследования:

1. «Модификационная методика Р.Инглхарта для изучения ценностей» (Приложение 2) [28] здоровый образ физкультурный психологический

Цель: выявить ориентацию на адаптирующиеся ценности (выживание и безопасность), социализирующиеся (социальное одобрение) и индивидуализирующие (независимость и саморазвитие).

Оборудование: чистый лист, ручка.

Инструкция: вам предлагается из перечисленных ценностей выбрать от 1 до 3 наиболее важных для вас ценностей.

1. Отсутствие нужды, материальный достаток.

2. Семейное благополучие.

3. Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.

4. Сохранение сил и здоровья.

5. Хорошая, престижная работа.

6. Возможность пользоваться демократическими правами.

7. Сохранение порядка и стабильности.

8. Уважение окружающих общественное признание.

9. Строительство более гуманного и терпимого общества.

Обработка результатов:

  • пункты 1;
  • 4;
  • 7 являются индикаторами ориентации на адаптирующиеся ценности;
  • пункты 2;
  • 5;
  • 8 являются индикаторами ориентации на социализирующиеся ценности;
  • пункты 3;
  • 6;
  • 9 являются индикаторами ориентации на индивидуализирующиеся ценности.

Исследуемые на основании большинства сделанных ими выборов будут отнесены к одному из трех ценностных типов. Остальные исследуемые будут отнесены к промежуточному типу.

2. «Мои ценности» (Попова М., Михайлова О.В.) (Приложение 3) [28]

Цель: выявить ценностные ориентации личности.

Оборудование: ручка, чистый лист

Инструкция: перед вами список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Прочитайте внимательно список и подумайте, что же для вас имеет большое значение. Поставьте на листке цифру 1, выбери из списка и напишите то, что для вас наиболее ценно в жизни (сейчас и в будущем).

Далее поставьте цифру 2 и выберите то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность и так далее. В результате у вас получится свой список ценностей, где на первом месте стоит наиболее важное, а на последнем наименее важная для вас ценность.

Список ценностей:

1. Хорошее образование.

2. Хорошая работа и карьера.

3. Счастливая семья.

4. Слава.

5. Деньги, богатство.

6. Дружба.

7. Достижения в музыке, искусстве, спорте.

8. Уважение и восхищение окружающих.

9. Наука как познание нового.

10. Хорошее здоровье.

11. Уверенность в себе и самоуважение.

12. Хорошая пища.

13. Красивая одежда ювелирные украшения.

14. Власть или положение.

15. Хороший дом, квартира.

16. Сохранение жизни и природы на земле.

17. Счастье близких людей.

18. Благополучие государства.

Обработка результатов: все бланки собираются, составляется таблица, где напротив каждой ценности проставляется ранг, который присвоил этой ценности студент. Все суммируется, сумма делится на количество ответов испытуемых в группе, участвовавших в исследовании, то есть определяется среднее арифметическое значение данной ценности. На основе этих значений выставляется среднегрупповое ранжирование ценностей. В таблицах первый ранг присваиваются ценности, которую набрала по среднеарифметическому значению наименьшее количество баллов, а последний ранг — ценности набравшее наибольшее количество баллов.

Также нами была разработана анкета (Приложение 3), которая, на наш взгляд, наиболее эффективно поможет выявить отношение студентов к здоровью.

2.2 Обработка и анализ результатов исследования ценностного отношения студентов к здоровью

Результаты исследования ценностных ориентаций студентов по модификационной методике Р. Инглхарта представлены в таблице 7. (Приложение 4)

Анализ результатов диагностики показал, что студенты 1 курса и студенты 2 курса в большей степени ориентируются на социализирующиеся ценности, то есть для них значимо социальное одобрение: так считает 74% студенты 1 курса и 56% студентов 2 курса).

29% студенты 2 курса и 18% студентов 1 курса ориентируются на адаптирующиеся ценности, т.е. они склонны к выживанию и беспокоятся о своей безопасности. Не выявлено студентов, которые бы ориентировались на индивидуализирующиеся ценности, что составляет 0%, то есть для студентов не значимо саморазвитие и независимость. А также мы видим, что 15% студентов 2 курса и 8% студентов 1 курса ориентируются на промежуточные ценности, это ответы студентов, которые относятся ко всем трем типам одновременно. Это говорит о том, что между студентами 2 курса и студентами 1 курса нет существенного различия.

Таблица 7 — Результаты вариантов ответов студентов по модификационной методике Р.Инглхарта

Категория подростков

Ценностные типы

Адаптирующиеся ценности

Социализирующиеся ценности

Индивидуализирующиеся ценности

Промежуточный ценностный тип

Аб.зн.

Проценты

Аб.зн.

Проценты

Аб.зн.

Проценты

Аб. зн.

Проценты

2 курс

9

18%

37

74%

0

0

9

8%

1 курс

12

29%

23

56%

0

0

6

15%

Рис. 1 — Показатели обследования ценностного отношения студентов 1 и 2 курса

Результаты проведения методики «Мои ценности» представлены на рисунке 10 (Приложение 5).

Рис. 2 — Показатели ранжирования на выявление ценностной ориентации студентов 1 курса по методике «Мои ценности»

На рисунке видно, что студенты 1 курса больше всего ценят хорошее образование, счастливую семью, хорошую работу и карьеру, славу, дружбу и др., т.е всё то, что им поможет продвинуться в жизни. Менее всего студенты ценят красивую одежду, ювелирные украшения; счастье близких; благополучие государств.

В результате проведения методики «Мои ценности» выявилось, что среди перечисленных ценностей студенты 1 курса на значительное место ставят такие ценности, как хорошее образование, счастливая семья, хорошая работа и карьера. Чуть меньше ценят студенты такие ценности, как уважение, восхищение окружающих, власть или положение, деньги, богатство, хорошее здоровье. Наряду с этим есть и ценности менее предпочитаемые студентами. Ценности студентов, занимающие незначительные места — это красивая одежда, ювелирные украшения; счастье близких; благополучие государства.

Рис. 3 — Показатели ранжирования на выявление ценностной ориентации студентов 2 курса по методике «Мои ценности»

На рисунке видно, что студенты 2 курса больше всего хорошее образование, счастливую семью, славу, хорошую работу, дружбу и др., т.е. те же самые ценности, что и у студентов 1 курса.

Менее всего ценят власть или положение, сохранение жизни и природы на Земле, благополучие государства; их это интересует меньше всего.

В результате проведения методики «Мои ценности» выявилось, что среди перечисленных ценностей студенты 1 курса на значительное место ставят такие ценности, как хорошее образование, счастливая семья, хорошая работа и карьера, а студенты 2 курса на значительные места поставили так же хорошее образование, счастливая семья, хорошая работа. Чуть меньше ценят студенты 1 курса такие ценности, как уважение, восхищение окружающих, власть или положение, деньги, богатство, хорошее здоровье, а студенты 2 курса — счастье близких, уверенность в себе, деньги, богатство, хорошее здоровье, уважение и восхищение окружающих. Наряду с этим есть и ценности менее предпочитаемые студентами. Ценности студентов 1 курса, занимающие незначительные места — это красивая одежда, ювелирные украшения; счастье близких; благополучие государства, а у студентов 2 курса — это власть или положение, сохранение жизни и природы на Земле, благополучие государства.

Таким образом, предпочитаемые ценности студентов имеют некоторые сходства, наибольшей ценностью является хорошее образование, счастливая семья, хорошая работа.

Обработка результатов анкетирования (Приложение 3) показала следующие результаты.

40% опрашиваемых считают спортивные дисциплины и спорт главными факторами здорового образа жизни; 20% — отказ от вредных привычек; 20% — правильное питание, 10%- режим дня и 10%- закаливание.

Рис. 4 — Главные факторы здорового образа жизни

Свой здоровый образ жизни, по пятибалльной шкале опрашиваемые оценили так: 1 балл поставили — 2,5%, 2 балла — 17,5%, 3 балла — 40%. 4 балла — 27,5%. И на «отлично» — 12,5%.

Рис. 5 — Оценка здорового образа жизни по пятибалльной шкале

На первом месте в здоровом образе жизни физическое воспитание и спорт считают — 7,5% опрашиваемых. Второе место — 10% опрашиваемых. Третье — 50% опрашиваемых. Четвертое — 25%. И на последнее место физическое воспитание отнесли 7,5%.

Рис. 6 — Оценка в здоровом образе жизни физического воспитания и спорта

90% опрашиваемых считают физическое воспитание и спорт необходимым элементом здорового образа жизни и 10% — так не считают.

Рис. 7 — Физическое воспитание и спорт как необходимый элемент здорового образа жизни

80% стараются придерживаться здорового образа жизни. 15% придерживаются. 5% не придерживаются.

Рис. 8 -. Придерживание здорового образа жизни студентами

На вопрос «Курите ли Вы?» 65% ответили, что не курят. 7,5% опрашиваемых выкуривают до 5 сигарет в день, 10% опрашиваемых выкуривают больше 5 сигарет в день и 17,5% опрашиваемых курят очень редко.

Рис.9. Количество курящих студентов

57,5% респондентов имеют постоянный режим дня. 5% не имеют режима дня, и 37,5% ответили, что очень хотят организовать его, но у них это не получается.

Рис. 10 — Режим дня студентов

10% опрашиваемых ответили, что занимаются физическим воспитанием только на занятиях по спортивным дисциплинам . 30% делают утреннюю зарядку и 60% регулярно занимаются своим видом спорта и посещают спортивные дисциплины.

Рис.11 — Занятия спортом студентами

65% не считают нужным увеличить количество часов занятий по спортивным дисциплинам, 17,5% ответили, что им все равно и 17,5% считают правильным такое увеличение.

Рис.12 — Необходимость увеличения количества занятий по спортивным дисциплинам по мнению студентов

Один раз в год болеют — 42,5% опрошенных. 25% болеют реже, чем раз в год и 32,5% опрошенных болеют чаще.

90% опрошенных студентов считают нужным проводить полный медицинский осмотр. 7% с ними не согласны. 3% ответили, что им безразлично.

85% считают, что нагрузки, предлагаемые им преподавателями правильные. 10% считают, что нагрузки стоит уменьшить и 5% студентов и 5% хотят, чтобы их увеличили.

Приведенное исследование показало значимость здоровья и физического воспитания в здоровом образе жизни студентов.

Было изучено отношение студентов к спортивным занятиям как к учебной дисциплине, к здоровому образу жизни, к собственному здоровью, о мотивации студентов к занятиям по спортивным дисциплинам.

Так же в ходе исследования были опровергнуты гипотезы о различии отношений к здоровью студентов 1 и 2 курса. Гипотеза исследования о недооценивании физического воспитания, как важнейшего элемента здорового образа жизни, студентами подтвердилась. Большинство опрошенных указало на другие факторы здорового образа жизни, и отнесли физическое воспитание на 3 место, по степени важности, в здоровом образе жизни.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования у нас получились следующие результаты:

По результатам модификационной методике Р.Инглхарта, узнали, что студенты в большей степени ориентируются на социализирующиеся ценности, то есть для них значимо социальное одобрение. Но, к сожалению, меньше ориентируются на индивидуализирующиеся ценности, что составляет 0%, то есть для студентов не значимо саморазвитие и независимость.

По результатам методики «Мои ценности» можно сказать, что среди перечисленных ценностей студенты на значительное место ставят такие ценности, как хорошее образование, счастливая семья, хорошая работа и карьера. Менее всего ценят студенты такие ценности, как красивая одежда, ювелирные украшения; счастье близких; благополучие государства.

Приведенное исследование показало значимость здоровья и физического воспитания в здоровом образе жизни студентов.

Было изучено отношение студентов к спортивным занятиям как к учебной дисциплине, к здоровому образу жизни, к собственному здоровью, о мотивации студентов к занятиям по спортивным дисциплинам.

Так же в ходе исследования были опровергнуты гипотезы о различии отношений к здоровью студентов 1 и 2 курса. Гипотеза исследования о недооценивании физического воспитания, как важнейшего элемента здорового образа жизни, студентами подтвердилась. Большинство опрошенных указало на другие факторы здорового образа жизни, и отнесли физическое воспитание на 3 место, по степени важности, в здоровом образе жизни.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/tsennostnoe-otnoshenie-k-zdorovyu/

1. Антипова Г.В. Ценности современной молодежи // «Классный руководитель», №4, 2006

2. БарановаТ. Подростки с девиантным поведением: трудности социализации // «Социальная педагогика», №4, 2006

3. Вдовиченко В.П. Ценностные ориентации современной молодежи.// Школьная библиотека. 2004, №3 с. — 1-16 Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А.

4. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Проклина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. — М., 1984. — 256с.

5. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учебно- методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 240с. — (Коррекционная педагогика);

6. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. — М., 1998. — 356с.

7. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. — М., 2000.- 227с.

8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Дону: Феникс, 2003. — 384с

9. Зайцев Г.К. Потребностно-мотивационная сфера физического воспитания студентов // Теория и практика физической культуры. — 2003. — №7. — С.21-24.

10. Зайцев Г.К., Зинченко М.В. Потребностно-мотивационная сфера физического саморазвития // Валеология. — 2007. — №2. — С.31-35.

11. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки. — М.: Медицина, 2004. — 32с.

12. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. М.: АО «Аспект пресс», 2005.- 136.

13. Куликов А.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб., 2000. — 387с.

14. Лихачев Д.С. Письма о добром прекрасном. — М., 1988. — 238с.

15. Массовая физическая культура в вузе: Учеб.пос. / Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. — М.: Высшая школа, 2006. — 240 с.

16. Михайлова Л.В. // «Воспитательная система класса» Классный руководитель №4, 2006

17. Непомнющая Н.И. Психодиагностика личности. — М., 2001. — 187с.

18. Николас А., Стивен Хилл. Социологический словарь. — М., 2000. — 354с.

19. Подласый И.П. Педагогика. — М., 2006. — 573с.

20. СластенинВ.А., Коширин В.П. Психология и педагогика. — М., 2005. -450с.

21. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 2006. — 450с.

22. Сысоева М.М. Особенности подросткового возраста// «Справочник классного руководителя», №10, 2007

23. Филипп Райс. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб: издательство «Питер», 2008. — 624с.: ил. — (Серия Мастера психологии)

24. Физическая культура, спорт и здоровый образ жизни населения Алтайского края /Под общ. Ред. В.И. Тимофеева. — Барнаул, 2006. — 62с.

25. Физическая культура — основа здорового образа жизни /Под ред. Н.В. Барышевой. — Самара, 2006. — 192с

26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пос. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.

Приложения

Приложение 1

Модифицированная методика Инглхарта

Цель: выявить ориентацию на адаптирующиеся ценности (выживание и безопасность), социализирующиеся (социальное одобрение) и индивидуализирующие (независимость и саморазвитие).

Оборудование: чистый лист, ручка.

Инструкция: вам предлагается из перечисленных ценностей выбрать от 1 до 3 наиболее важных для вас ценностей.

10. Отсутствие нужды, материальный достаток.

11. Семейное благополучие.

12. Возможность интеллектуальной и творческой самореализации.

13. Сохранение сил и здоровья.

14. Хорошая, престижная работа.

15. Возможность пользоваться демократическими правами.

16. Сохранение порядка и стабильности.

17. Уважение окружающих общественное признание.

18. Строительство более гуманного и терпимого общества.

Обработка результатов:

  • пункты 1;
  • 4;
  • 7 являются индикаторами ориентации на адаптирующиеся ценности;
  • пункты 2;
  • 5;
  • 8 являются индикаторами ориентации на социализирующиеся ценности;
  • пункты 3;
  • 6;
  • 9 являются индикаторами ориентации на индивидуализирующиеся ценности.

Исследуемые на основании большинства сделанных ими выборов будут отнесены к одному из трех ценностных типов. Остальные исследуемые будут отнесены к промежуточному типу.

Приложение 2

«Мои ценности» (Авторы: Попова М., Михайлова О.В.)

Цель: выявить ценностные ориентации личности.

Оборудование: ручка, чистый лист

Инструкция: перед вами список ценностей. Для разных людей они имеют разное значение. Прочитайте внимательно список и подумайте, что же для вас имеет большое значение. Поставьте на листке цифру 1, выбери из списка и напишите то, что для вас наиболее ценно в жизни (сейчас и в будущем).

Далее поставьте цифру 2 и выберите то, что тоже важно, но немного меньше, чем первая ценность и так далее. В результате у вас получится свой список ценностей, где на первом месте стоит наиболее важное, а на последнем наименее важная для вас ценность.

Список ценностей:

1. Хорошее образование.

2. Хорошая работа и карьера.

3. Счастливая семья.

4. Слава.

5. Деньги, богатство.

6. Дружба.

7. Достижения в музыке, искусстве, спорте.

8. Уважение и восхищение окружающих.

9. Наука как познание нового.

10. Хорошее здоровье.

11. Уверенность в себе и самоуважение.

12. Хорошая пища.

13. Красивая одежда ювелирные украшения.

14. Власть или положение.

15. Хороший дом, квартира.

16. Сохранение жизни и природы на земле.

17. Счастье близких людей.

18. Благополучие государства.

Обработка результатов: все бланки собираются, составляется таблица, где напротив каждо…