Социология (полный курс)

Содержание скрыть

Учебный курс «Социология» дает возможность познакомиться с основными закономерностями и формами регуляции социального поведения, научиться выделять и анализировать особенности социальных групп и общностей, овладеть основами социологического исследования, приобрести навыки социологического мышления. Изучение социологии позволяет человеку анализировать свою жизнь в контексте общественных явлений и событий, увидеть индивидуальные проблемы как часть общесоциальных процессов.

Программа курса

Тема 1. Социология как наука

Общество — объект социологического знания. Специфика предмета социологии. Социальная жизнь. Место социологии в системе научного знания. Структура социологии. Социологическая точка зрения. Функции социологии.

Тема 2. Эволюция социологической мысли

Этапы развития социологии. Специфика изучения общества до Х1Х века. Возникновение социологии. О.Конт – основатель социологии. Классический период в развитии социологии. Социология К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Позитивизм и гуманитаризм – исследовательские подходы к изучению общества. Парадигмы современной социологии: функционализм, парадигма радикального конфликта, символический интеракционизм.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Социологическая мысль в России на рубеже Х1Х — ХХ веков. Развитие социологии в ХХ столетии. Дореволюционный период. Социология в России после Октября 1917 г.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Сущность понятия общество в истории социального познания. Трактовки категории «общество» в социологии. Общество в широком и узком значении. Классификация общественных теорий.

Тема 5. Социальная

Понятие социальной Социальная группа. Первичные и вторичные группы. Социальная общность, ее признаки. Социальные институты. Типы социальных организаций.

Тема 6. Социальная

Сущность понятия «Социальная Расположение Стратификация и система ценностей. Социальная мобильность, ее типы и каналы.

Тема 7. Типы социальной

в истории человеческого общества. Кастовая и сословная Закрытое общество. Отличия классовой Понятие класса. Классовая теория К.Маркса. М.Вебера. Классовое деление современных обществ. Тенденции изменения классовой системы современной России.

Тема 8. Этносоциология

Предмет этносоциологии. Направления ее развития. Определение понятия «этнос». Признаки этноса. Этнос и нация – соотношение понятий: различные подходы. Нация как согражданство. Этнические процессы.

7 стр., 3104 слов

Социология личности: понятия человек, личность, индивид

... одним из факторов, которые определяют общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". ...

Тема 9. Социология личности

Человек – индивид – личность – соотношение понятий. Социологические концепции личности. Сущность и этапы социализации. Девиация как отклонение от групповой нормы. Виды социального контроля.

Тема 10. Основы прикладной социологии

Цели и задачи прикладной социологии. Возможности социологических исследований. Виды конкретных социологических исследований. Программа исследования. Методы сбора социологической информации.

Базовая учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

к курсу «Социология»:

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч.1. – Казань, 1997.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.., 1996.

Краткий курс лекций

Тема 1. Социология как наука

Вопросы:

  1. Объект и предмет социологии.

  2. Структура и функции социологии.

Объект и предмет социологии

Объектом социологической познания является общество . Термин «социология» происходит от латинского «societas» — общество и греческого «logos» — учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество — это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.

социальная жизнь общества

Люди взаимодействуют, объединяясь в различные общности, социальные группы. Их деятельность носит преимущественно организованный характер. Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Роль можно определить как ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, то есть взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

Из обозначения объекта и предмета формируется определение социологии как науки. Его многочисленные варианты при разных формулировках имеют содержательную тождественность или близость. Социология определяется в разнообразных вариантах:

  • как научное изучение общества и общественных отношений (Нейл Смелзер, США);

  • как наука, изучающая практически все социальные процессы и явления (Энтони Гидденс, США);

  • как изучение явлений взаимодействия людей и явлений, вытекающих из этого взаимодействия (Питирим Сорокин, Россия — США);

  • как наука о социальных общностях, механизмах их становления, функционирования и развития и т.д. Разнообразие определений социологии отражает сложность и многогранность ее объекта и предмета.

    9 стр., 4105 слов

    Социология общества

    ... последствиям на практике. 1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ОБЩЕСТВА. Начнём с того, как социология трактует понятие « общество». Э.Дюркейм рассматривал общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных ... новое для понимания сложнейшего явления . Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают разную методологию его анализа. Коснё ...

Структура и функции социологии

Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественно-научным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук — эксперимент и наблюдение. Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, эстетикой, медициной, педагогикой, теорией планирования и управления.

В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека.

Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда — социально-экономические, социально-демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология, социобиология, социальная экология и пр.

социологии. В современной социологии сосуществуют три подхода данной науки.

Первый (содержательный), Второй подход (целевой)., Третий подход (масштабный)

В социологии выделяются также содержательно-структурные элементы разного уровня: общее социологическое знание; отраслевые социологии (экономическая, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные социологические школы, направления, концепции, теории.

Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.

Социология может и должна играть в обществе роль социального контролера, вмешиваясь в процесс развития техники, естественных и общественных наук. Она может указать пути из тупиков в общественном развитии, из кризисных ситуаций, может выбрать наиболее оптимальную модель дальнейшего развития.

Социология непосредственно связана с производством через проблематику его социального развития, совершенствования кадрового состава, улучшения планирования и социально-психологического климата. Она может служить мощным орудием в руках политических сил, воздействуя на массовое сознание и формируя его.

Социология прокладывает мосты между личными и общественными проблемами, позволяет каждому человеку понять свою жизнь с точки зрения общеисторического процесса, с одной стороны, а с другой – увидеть общее в частном, индивидуальном. В этом состоит специфика социологической точки зрения.

Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

теоретико-познавательная

прикладная

социального прогноза и контроля –

гуманистическая функция —

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – Казань, 1997. –Гл. 1.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 1.

7 стр., 3207 слов

Связь социологии с другими науками

... социологии с другими науками, ... образования, то тогда она будет просто-напросто главой социологии как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми. 1.2 Социология и философия Социология, как и ряд других наук, ... общества в его отличие от природы. Данная наука анализирует такие проблемы, как смысл и цели существования общества, генезис и перспективы, направленность развития общества ...

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл.1.

Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 1997. – Разд. 1.

Тема 2. Эволюция социологической мысли

Вопросы:

  1. Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х — конец ХХ вв.).

  2. Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии.

Возникновение и развитие социологии (начало Х1Х — конец ХХ вв.)

С древнейших времен людей волновали не только природные, но и социальные загадки и проблемы. Решать их пытались философы Древней Греции, мыслители Средневековья и Нового времени. Их суждения об обществе и человеке оказали значительное влияние на развитие социогуманитарного знания и способствовали выделению из него социологии в качестве самостоятельной науки.

Рождение социологии связывают, как правило, с именем французского ученого-естествоиспытателя Огюста Конта (1798 — 1857).

Он первым поставил вопрос о создании науки об обществе, моделирующей себя по образцу естественных наук. Не случайно эта наука была названа им «социальной физикой». В 30-х годах Х1Х века О.Конт создает свой основной научный труд «Курс позитивной философии», где прозвучало новое название науки об обществе — социология. В учении О.Конта главнейшими были его идеи о применении научных методов в изучении общества и о практическом использовании науки в области социальных реформ.

Отцами социологии, ее классиками, кроме О.Конта, можно по праву назвать английского философа и естествоиспытателя Герберта Спенсера (1820 -1903) и германского ученого публициста Карла Маркса (1818 — 1883).

Спенсер (главный труд «Основание социологии») был автором органической теории, в основе которой было уподобление общества биологическим организмам, и теории социал-дарвинизма, переносящей на общество природный принцип естественного отбора. К.Маркс (основной труд «Капитал») — выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

Х1Х век именуют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества — позитивизма (Конт, Спенсер) и марксизма (Маркс, Энгельс); разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами Х1Х столетия.

Эволюция социологии с 90-х годов Х1Х века до 20-х годов ХХ века на так называемом втором этапе была связана с разработкой методов социологического мышления и становлением категориального аппарата. Профессионализация и институализация социологии, создание профильной периодики, рост числа новых научных школ свидетельствовали о вступлении науки в полосу своего расцвета. Но социология усложнялась содержательно и все более приобретала плюралистический характер. Позитивистская доктрина О.Конта и Г.Спенсера нашла свое развитие в трудах французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858 — 1917) — автора функциональной теории, базирующейся на анализе функций социальных институтов. В эти же годы заявили о себе и представители антипозитивистского подхода к изучению общества — гуманитаризма. Сложилась школа социального действия германского социолога Макса Вебера (1864 -1920), явившегося основоположником «понимающей» социологии, которая, по его словам, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. В развитии социологии это был период кризиса классической науки и поиска нового миросозерцания.

16 стр., 7924 слов

Военная социология в России: история, современное состояние и перспективы

... социологических исследований, и уровень ее современного развития в целом позволяет успешно решать социальные проблемы Вооруженных сил. 1. 1. Этапы развития отечественной военной социологии За период своего существования военная социология в России ... [1-18]. При этом армия как социальный институт общества из предмета рассмотрения, как правило, исключалась. Военная наука в лице ее лучших представителей ...

Несмотря на активную ревизию идей «отцов» социологии, в 20-60-е годы ХХ века в науке нарастала стабилизация. Началось бурное развитие эмпирической социологии, широкое распространение и совершенствование методов и техники конкретных социологических исследований. На первый план вышла социология США, пытавшаяся с помощью эмпирических исследований исправить «несовершенства» общества. Наиболее значительной теоретической концепцией данного этапа явился структурный функционализм социолога Толкотта Парсонса (1902 — 1979), позволивший представить общество как систему во всей ее целостности и противоречивости. Парсонс обогатил теоретические разработки Конта — Спенсера — Дюркгейма. Социология США была представлена и новыми теориями гуманитаристского толка. Последователь Вебера профессор Чарльз Райт Миллс (1916 — 1962) создал «новую социологию», положившую начало критической социологии и социологии действия в Штатах.

Современный этап в развитии социологии, начавшийся с середины 60-х годов, характеризуется как расширением диапазона прикладных исследований, так и возрождением интереса к теоретической социологии. Основным стал вопрос о теоретической основе эмпиризма, вызвавший в 70-х годах «теоретический взрыв». Он обусловил процесс дифференциации социологического знания без авторитарного влияния какой-либо одной теоретической концепции. Поэтому этап представлен многообразием подходов, концепций и их авторов: Р.Мертон — «среднего значения теории», Дж.Хоманс — теория социального обмена, Г.Гарфинкель — этнометодология, Г.Мид и Г.Блумер — теория символического интеракционизма, Кодер — теория конфликта и др. Одним из направлений современной социологии является исследование будущего, охватывающее общие долгосрочные перспективы будущего Земли и человечества.

Исследовательские подходы к изучению общества и основные парадигмы современной социологии

Теоретическая социология состоит из множества научных школ, но все они базируются на двух основных подходах к изучению и объяснению общества — позитивизме и гуманитаризме.

Позитивизм

неопозитивизм

натурализм

Гуманитаризм

Большинство представителей гуманитаризма субъективистски, отвергая «свободу от ценностей» как невозможную в социологии — науке, затрагивающей интересы людей.

Современная социология является мультипарадигмальной наукой. Под парадигмой понимается признанный и принятый научным сообществом способ решения определенного круга научный задач. Можно выделить три основные парадигмы современной социологии:

структурно-функциональную,

конфликтно-радикальную

8 стр., 3795 слов

Социальное расслоение общества в России

... воспроизводящийся в течение последних лет. В связи с вышесказанным, цель данной работы – рассмотреть социальное расслоение общества в России. Задачи: раскрыть сущность социальной стратификации, рассмотреть социальное расслоение общества в России. 1. Сущность социальной стратификация, Социальная стратификация дифференциация Термин «стратификация» принят в науке, ...

символический интеракционизм —

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. Казань, 1997. – Гл. 2 – 5.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3, 4.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 1 – 4.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Гл. 2.

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

Вопросы:

  1. Своеобразие формирования социологической мысли России.

  2. Периодизация развития отечественной социологии.

Своеобразие формирования социологической мысли России

Социология — интернациональная наука по характеру, целям и задачам. Но ее развитие в разных странах во многом определяется их своеобразием. По специфике исследований можно говорить в широком смысле об американской, французской, немецкой и других социологических школах (или условно — социологиях).

Специфична и отечественная социология. Ее становление и эволюция были обусловлены особенностями самой России, порожденными уникальностью ее географического положения между Западом и Востоком, территориальной масштабностью, обычаями, традициями, психологией, моралью и пр.

Социологическая мысль России формировалась веками на своей почве, вырастая на базе российской культуры и освободительного движения. Интерес к человеку в обществе, к их совместной участи, их будущему проявлялся на двух уровнях: массово-житейском (в народных сказаниях и легендах, к примеру, в «Сказании о граде Китеже»; в произведениях писателей и поэтов, в суждениях общественных деятелей) и профессиональном ( в теориях специалистов-исследователей — философов, историков).

Российская социологическая мысль складывалась как из откровенно идеологизированных, так и из академических наработок. Первые были связаны с освободительным движением и революционной традицией России, вторые — непосредственно с наукой. Отечественная мысль вобрала в себя множество социальных утопий, близких прогнозу суждений о будущем общества и человека. До Х1Х столетия социальные утопии были расплывчаты и примитивны. Но в Х1Х — начале ХХ вв. с утопиями выступили как представители демократической тенденции в революционной традиции России (А.Радищев, А.Герцен, Н.Чернышевский, М.Бакунин, Г.Плеханов, В.Ульянов-Ленин и др.), так и носители автократической тенденции (П.Пестель, С.Нечаев, И.Сталин).

Имея российские корни, отечественная социологическая мысль вместе с тем испытала на себе мощное воздействие Запада. Она была тесно связана с французским просвещением, английской экономической школой и немецким романтизмом. Двойственность истоков определила противоречивость социологической мысли России, проявлявшейся в противоборстве ориентаций на Запад (западники) и на собственную самобытность (русофилы).

Это противоборство характеризует и современную социологию.

Российская социологическая мысль стала частью европейской культуры.

Периодизация развития отечественной социологии

Социология как наука прошла свое становление в России во второй половине Х1Х столетия. Ее последующее развитие не было непрерывным процессом набора качества. Социология напрямую зависела от условий в ее демократичности, поэтому пережила периоды подъема и упадка, запрета, гонений и подпольного существования.

13 стр., 6145 слов

Роль социологии в организации социальной работы

... исследований темы «Роль социологии в организации социальной работы». Курсовая работа состоит из введения, 2 глав,включающие3параграфа, заключения и библиографического списка. Глава 1. Социология как наука 1.1 Социология и общество социологический исследование общество работа Каждая из отраслей науки ...

В развитии отечественной социологии выделяют два этапа: дореволюционный и послереволюционный (рубеж — 1917 год).

Второй этап, как правило, подразделяют на два периода: 20-60 и 70-80 гг., хотя почти каждое десятилетие ХХ века имело свои особенности.

Первый этап, Второй этап

Первое его десятилетие (1918 — 1928) было периодом признания социологии новой властью и ее определенного подъема: осуществляется институализация науки, созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах, открыт Социологический институт (1919 г.) и первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением в университете Петрограда (1920 г.); была введена научная степень по социологии, стала издаваться обширная социологическая литература (как научная, так и учебная).

Своеобразие социологии этих лет заключалось в еще сохраняющемся авторитете немарксистской социологии и в то же время в усилении марксистского направления и ожесточенных дискуссий в нем по поводу соотношения социологии и исторического материализма. В эти годы изучаются проблемы рабочего класса и крестьянства, города и деревни, народонаселения и миграции, проводятся эмпирические исследования, получившие международное признание.

В 30-е годы социология была объявлена буржуазной лженаукой и запрещена. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены (до начала 60-х годов).

Социология была одной из первых наук, ставшей жертвой сталинского режима. Тоталитарный характер политической власти, жесткое подавление всех форм инакомыслия вне партии, недопущение разнообразия мнений внутри партии остановили развитие науки об обществе.

Ее возрождение началось лишь в конце 50-х годов, после ХХ съезда КПСС, да и то под прикрытием экономической и философской наук. Сложилась парадоксальная ситуация: социологические эмпирические исследования получили право гражданства, а социология как наука — нет. Публиковались материалы о позитивных аспектах социального развития страны. Тревожные сигналы социологов о разрушении природной среды, о нарастании отчуждения власти от народа, о националистических тенденциях игнорировались и даже осуждались. Но и в эти годы наука продвигалась вперед: появились работы по общей теории и по конкретному социологическому анализу, обобщающие труды советских социологов; предпринимались первые шаги по участию в международных сравнительных исследованиях. В 60-е годы создаются социологические учреждения, основывается Советская социологическая ассоциация.

В 70-80-е годы отношение к отечественной социологии было противоречивым. С одной стороны, она получила полупризнание, с другой — всячески тормозилась, оказавшись в прямой зависимости от партийных решений. Социологические исследования носили мировоззренчески направленный характер. Но организационное становление социологии продолжалось: в 1968 году был создан Институт социсследований (с 1988 г. — Институт социологии АН).

Появились отделы социсследований в институтах Москвы, Новосибирска, Свердловска и других городов; начали издаваться учебные пособия для вузов; с 1974 года стал выходить журнал «Социологические исследования» (позднее «Социс»).

5 стр., 2201 слов

Общество и социальные процессы

... социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных ... момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, ... В ситуации 2 участники конфликта получают ресурсы извне, которые втягиваются в конфликтный процесс ...

К концу данного периода административно-бюрократическое вмешательство в социологию стало усиливаться, причем механизмы были почти те же, что и в 30-е годы. Теоретическая социология вновь отрицалась, снизилось количество и качество исследований.

Последствия этого второго «вторжения» в социологию могли бы быть самыми трагическими для науки, если бы не новая обстановка была восстановлена в гражданских правах в 1986 году. Вопрос о ее развитии решался на государственном уровне — была поставлена задача развертывания фундаментальных и прикладных исследований современной России укрепляется содержательно и организационно, она возродилась как учебная дисциплина, но трудностей на ее пути еще немало. Социология сегодня нарабатывает материал об обществе на переломном этапе и прогнозирует дальнейшее развитие.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. Казань, 1997. – Гл. 5, 6.

Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии Х1Х-ХХ вв. М., 1995.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – 3.

Капитонов Э.А. Социология ХХ века. Ростов н/Д., 1996. – Гл. 3 – 4.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 2.

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

Вопросы:

  1. Понятие «общество» и его исследовательские трактовки.

  2. Основные проблемы мегасоциологии.

Понятие «общество» и его исследовательские трактовки

«Общество» — основополагающая категория современной социологии, трактующей его в широком смысле как обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга, а в узком смысле — как структурно или генетически определенный род, вид, подвид общения.

Социологическая мысль прошлого по-разному объясняла категорию «общество». В древние века она отождествлялась с понятием «государство». Это прослеживается, например, в суждениях древнегреческого философа Платона. Исключением был только Аристотель, полагавший, что от государства отличны семья и селение как особые типы общения и что существует иная конструкция социальных связей, в которой на первый план выходят отношения дружбы как высший вид взаимного общения.

В средние века вновь воцарилась идея отождествления общества и государства. Только в Новое время в ХY1 веке в трудах итальянского мыслителя Н.Макиавелли была высказана идея государства как одного из состояний общества. В ХYII веке английский философ Т.Гоббс формирует теорию «общественного договора», суть которого заключалась в отдаче по договору членами общества части своих свобод государству, являющемуся гарантом соблюдения договора; ХYIII век характеризовался столкновением двух подходов к определению общества: один подход трактовал общество как искусственное образование, противоречащее естественным склонностям людей, другой — как развитие и выражение природных влечений и чувств человека. Тогда же экономисты Смит и Юм определили общество как трудовой меновой союз людей, связанных разделением труда, а философ И.Кант — как Человечество, взятое в историческом развитии. Начало Х1Х века было ознаменовано появлением идеи гражданского общества. Ее высказал Г.Гегель, назвавший гражданским обществом сферу частных интересов, отличных от государственных.

7 стр., 3362 слов

Контрольная работа : «Человек в социальном измерении»

... – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». 6 класс 2 –вариант Чаcть I. (выберите один правильный ответ- 1 балл. Итого 10 ... б. – «3» менее 9 б. – «2» Контрольная работа по теме: «Человек в социальном измерении». КЛЮЧ № п/п 1 – вариант 2 – вариант Чаcть I 1 1 2 ... Чаcть II. 11. Сергей — уче­ник 6 класса. По­ми­мо учёбы боль­шое место в его жизни за­ни­ма­ют ком­ ...

Основоположник социологии О.Конт рассматривал общество как природный феномен, а его эволюцию — как естественный процесс роста и дифференциации частей и функций.

По Э.Дюркгейму общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. М.Вебер определял общество как взаимодействие людей, которое является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий. По К.Марксу общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их совместной деятельности.

В современной социологии обществом принято считать объединение людей, которое имеет следующие признаки:

  • оно не является частью какой-либо другой более крупной системы;

  • пополнение идет главным образом за счет деторождения;

  • имеет собственную территорию;

  • имеет собственное название и историю;

  • существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивидуума;

  • имеет развитую собственную культуру.

культурой

Основные проблемы мегасоциологии

Социологические теории различаются по уровню обобщения на общую теорию (мегасоциология), теории среднего уровня (макросоциология, изучающая крупные социальные общности) и теории микроуровня (микросоциология, межличностные отношения в повседневной жизни).

Общество в целом является объектом изучения общей социологической теории. Оно рассматривается в науке по следующим основным проблемным блокам в их логической последовательности: Что такое общество? — Изменяется ли оно? — Как оно изменяется? — Каковы источники изменений? — Кто определяет эти изменения ? — Каковы типы и модели изменяющихся обществ? Иными словами, мегасоциология посвящена объяснению социальных изменений.

теории развития

проблемный блок раскрывает направление развития общества постановкой вопросов о том, совершенствуется ли общество, человек, отношения между людьми, отношения с природной средой или идет обратный процесс, т.е. деградация общества, человека и отношений со средой обитания. Содержание ответов на эти вопросы подразделяет имеющиеся вопросы на две группы:

теории прогресса

(оптимистические) и

теории регресса

(пессимистические).

К первым относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма, социал-дарвинизм, ко вторым — ряд теорий бюрократии, элит, пессимистические версии технологического детерминизма, частично концепция Л.Гумилева, Ж.Гобино и др. Проблема механизма прогресса, его обусловленности, его источников и движущих сил раскрывается в мегасоциологии однофакторными и многофакторными теориями, теориями эволюции и революции.

Однофакторные теории, Многофакторные теории

формационный

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. Казань, 1997. – Гл. 7, 8.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебн. для студентов гуманитарных вузов. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 7.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.,1996. – Тема 3, 4.

Тема 5. Социальная общества

Вопросы:

  1. Понятие социальной общества. Социальные группы и общности.

  2. Социальные институты и организации.

Понятие социальной общества. Социальные группы и общности

система социальная

По форме жизнепроявления людей общество подразделяется на экономическую, политическую и духовную подсистемы, именуемые в социологии социальными системами (сферами общественной жизни).

По субъекту общественных отношений в общества выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсистемы. По типу социальных связей своих членов в обществе выделяются социальные группы, социальные институты и социальные организации.

Социальная группа

При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными, начиная от 2 человек.

К социальным общностям относятся массовые социальные группы, которые характеризуются признаками: статистический характер, вероятностная природа, ситуативный характер общения, разнородность, аморфность (н-р, демографические, расовые, половые, этнические и др. общности).

Социальные институты и организации , Социальные институты

экономические

политические

институты родства

институты культуры

институты (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Социальная организация — это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил. Социальные организации различаются по сложности, специализации задач и формализации ролей и процедур. Существует несколько типов классификации социальных организаций. Наиболее распространенной является классификация на основе типа членства людей в какой-либо организации. В соответствии с этим критерием выделяют три типа организаций: добровольные, принудительные или тоталитарные и утилитарные.

В добровольные организации люди вступают для достижения целей, которые считаются морально значимыми, для получения личного удовлетворения, повышения социального престижа, возможности самореализации, но не для материального вознаграждения. Эти организации, как правило, не связаны с государственными, правительственными они образуются для преследования общих интересов их членов. К таким организациям можно отнести религиозные, благотворительные, общественно-политические организации, клубы, ассоциации по интересам и проч.

Отличительной чертой тоталитарных организаций является недобровольное членство, когда люди принуждаются вступать в эти организации, а жизнь в них определенным правилам, есть надзирающий персонал, проводящий умышленный контроль над средой обитания людей, ограничения в общении с внешним миром и т.д. Названные организации – это тюрьмы, армия, монастыри и проч.

В утилитарные организации люди вступают для получения материального вознаграждения, заработной платы.

В реальной жизни трудно выделить чистые типы рассмотренных организаций, как правило, бывает налицо сочетание признаков разных типов.

По степени рациональности в достижении целей и степени эффективности выделяют традиционные и рациональные организации.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. –8, 9.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6, 10, 11.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 3.

Тема 6. Социальная стратификация

Вопросы:

  1. Понятие социальной

  2. Социальная мобильность и ее типы.

Понятие, содержание, основания социальной , Стратификация

Основы теории были заложены М.Вебером, Т.Парсонсом, П.Сорокиным и др. Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;

2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.

Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных разнообразие не исключает сущностных признаков Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; во-вторых, заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П.Сорокина, объектом социального неравенства выступают 4 группы факторов:

  • права и привилегии
  • обязанности и ответственность
  • социальное богатство и нужда
  • власть и влияние

тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков –

престиж профессии, уровень дохода, уровень образования.

Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.

Социальная выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Социальная мобильность и ее типы , Социальная мобильность

Варианты социальной мобильности разнообразны:

  • индивидуальная и коллективная;

  • вертикальная и горизонтальная;

  • внутрипоколенная и межпоколенная.

Вертикальная мобильность — это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению. В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (н-р, карьера и люмпенизация).Горизонтальная мобильность — это изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Внутрипоколенная (интергенерационная) мобильность означает то, что человек изменяет положение системе на протяжении своей жизни. Межпоколенная или интергенерационная – предполагает, что дети занимают более высокое положение, чем их родители.

К каналам или «лифтам» социальной мобильности П.Сорокин относит социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – Казань, 1997. –Гл. 9.

Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная учебн. пособие. М., 1996.

Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 8.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.

Тема 7. Типы социальной стратификации

Вопросы:

  1. Исторические типы стратификации.

  2. Социальная современных обществ.

Исторические типы стратификации

Социальная — это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное по возрасту и полу.

Первый тип социальной — деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела ступени: 1) брахманы — жрецы; 2) кшатрии — военная аристократия; 3) вайшии — земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4) шудры — несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была запрещена в 50-х годах ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.

Второй тип социальной – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность хотя допускается. Сословие , как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец — средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина ХYI века) до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных ее указами (1762 — 1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.

Классовая характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной Эти отличия проявляются

— классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

  • классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

— классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

— классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;

— социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.

Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой принадлежат К.Марксу и М. Веберу.

По суждениям Маркса, класс — это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним.

М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую то духовные (по престижу) — статусную, а политические (по доступу к власти) — партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором — об образе и стиле их жизни, в третьем — о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

Социальная современных обществ

ХХ век представлен разными отечественными и зарубежными моделями выделения модели советского периода — это ленинская и сталинско-брежневская классовые В.Ленин считал главными критериями классов отношения собственности, выполняемые функции, доходы и согласно им видел в современном ему обществе такие классы: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров и социальный слой интеллигенции и служащих. Сталинско-брежневская модель сводилась лишь к формам собственности и на этом основании — к двум классам (рабочим и колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции).

Имевшие место социальное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в советской науке не подвергались открытому до середины 80-х годов. Однако социального неравенства советского общества занимались зарубежные исследователи. Один из них — А.Инкельс — подверг анализу 40-50-е годы и дал коническую модель иерархического деления общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень, привилегии, власть, он обозначил девять социальных слоев: правящая элита, высшая интеллигенция, рабочая аристократия, основная интеллигенция, средние рабочие, зажиточные крестьяне, белые воротнички, средние крестьяне, непривилегированные рабочие и группа принудительного труда (заключенные).

Инерция закрытого для изучения общества оказалась так велика, что в настоящее время отечественный анализ только разворачивается. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к нынешнему российскому обществу. Уже известны вариации трех слоев (бизнес-слой, средний слой, люмпен-слой) и модель из 11 иерархических ступеней (аппарат, «компрадоры», «национальная буржуазия», директорат, «купцы», фермеры, колхозники, члены новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенция, рабочий класс, безработные).

Наиболее разработанная модель принадлежит академику Т.Заславской, выявившей 78 социальных слоев в современной России.

Западные социологи в ХХ веке используют разные подходы к социальной а) субъективный самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность; б) субъективный репутационный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга; в) объективный (наиболее распространенный), как правило, со статусным критерием. Большинство западных социологов, общества развитых их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых и крестьянство (н-р, Франция, Япония, страны третьего мира).

Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти. Он составляет примерно 2% современных обществ, но контролирует до 85-90% капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.

Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три группы: высший средний класс (профессионалы — врачи, ученые, юристы, инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и пр.).

Средний класс составляет 30-35% в структуре западных обществ.

Рабочий класс — класс работников физического труда, составляющий около 50-65% в разных тоже на три слоя: 1) рабочие квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.); 2) рабочие полуквалифицированного ручного труда (швеи, сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и др.); 3) рабочие неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и пр.).

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – Казань, 1997. –Гл. 9.

Радуев В.В., Шкаратан О.И. Социальная учебн. пособие. М., 1996.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 8.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 9.

Тема 8. Этносоциология

Вопросы:

  1. Предмет и содержание этносоциологии.

  2. Этнос: определение и типология. Этнические процессы.

Предмет и содержание этносоциологии

Одной из структурных подсистем общества является этническая. По отношению к составляющим ее элементам — этносам она представляет собой систему, но каждый этнос — это тоже система, причем, по единодушному мнению ученых, система базовая.

Этнический состав населения Земли сложился в ходе длительного исторического развития в результате сложных этнических и миграционных процессов. В настоящее время на планете проживает около четырех тысяч этносов — от небольших по численности (тодо — Индия, ботокуды — Бразилия, алакалуфы и яманы — Аргентина и т.д.) до многомиллионных (американцы, японцы, русские и др.).

Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества; этнографии, описывающей сходство и различия между народами; этнологии этногенез (происхождение этносов), их основые характеристики и свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические аспекты межэтнических противоречий. В политологии как науке есть отрасль знания, занимающаяся исследованием политических этносов, именуемая этнополитологией.

Этносоциология

Идеологические догмы советского времени, лакировка назревающих проблем, толкование внутри- и межэтнических отношений только как интернационалистских длительное время сдерживали этносоциологические исследования и определяли их характер. Раскрепостившаяся в период преобразований 80-90-х годов этносоциология развивается в настоящее время по четырем основным направлениям: 1) всестороннее изучение жизни этносов в ее социально-экономическом, социально-политическом и духовном воплощении; 2) анализ современных внутриэтнических процессов; 3) исследование актуальных вопросов межэтнических отношений; 4) осмысление ошибок прошлых лет в области этнической политики. С конца 80-х годов началось широкое применение в этносоциологии эмпирических исследований.

Этнос: определение и типология. Этнические процессы

Этнос — основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, — это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

Этническое самосознание, Психологический склад, Этническая культура

Отечественная этносоциология выделяет исторически значимые типы этноса. В науке существует два подхода к его типологии: первый выделяет в качестве основных типов этноса род, племя, народность, нацию; второй рассматривает три типа — род, племя, народ.

Первый подход, Второй подход

В ходе развития этноса и его взаимодействия с другими происходят существенные изменения этноса в целом или его отдельных частей, т.е. этнические процессы. По своему влиянию на судьбу этноса они подразделяются на эволюционные и трансформационные. Первые подразумевают значительные изменения в языке, культуре, в социальной и демографической этноса. Вторые ведут к перемене этнической принадлежности и этнического самосознания.

По своей направленности этнические процессы делятся на преобладающие в современном мире процессы этнического объединения и процессы этнического разделения. Объединение осуществляется через взаимовлияние культур, двуязычие, интеграцию, консолидацию, этническую ассимиляцию, а разделение — путем разъединения через дифференциацию, сегрегацию, дезинтеграцию, сепаратизм, балканизацию. Объединению и сближению содействуют этнические контакты и этническая адаптация. Разделение, как правило, сопряжено с конфликтами. Разделение и объединение этносов может быть итогом не только естественно-исторических процессов, но и целенаправленной политики, идеологических догм. Приверженность людей интересам своего этноса (этнонационализм) может играть как позитивную, так и негативную роль. Его разновидность (этнофилия) предполагает заботу о сохранении и развитии этноса, его языка и культуры, а другая (этнофобия) — признание исключительности своего этноса и враждебности к иным народам. В полиэтничном обществе государство не может быть этническим. Главные сферы действий этноса — язык и культура, а государство лишь оказывает свою помощь этим сферам.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебн. пособие. М., 1998.

Беляев В.А., Филатов А.Н. Социология: Учебн. курс для вузов. Ч. 1. – Казань, 1997. –Гл. 11, 12.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 6.

Смелзер Н. Социология. М., 1994. – Гл. 10.

Тема 9. Социология личности

Вопросы:

  1. Социологические теории личности.

  2. Социализация личности.

  3. Девиантное поведение и социальный контроль.

Социологические теории личности

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. Для того чтобы понять, что же такое личность, необходимо провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».

Понятие человек употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. Единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем черт человека является индивид . Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален — ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Можно сказать, что личность — это социальная модификация человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.

Социологические теории личности направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования личности с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия личности и общества, личности и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения личности. В социологии наиболее известны теории личности:

Теория зеркального «Я», Психоаналитические теории, Ролевая теория личности

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Под социальной ролью понимают совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому личность — это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

Марксистская теория личности

Несмотря на различие подходов, все социологические теории признают личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.

Таким образом, можно сказать, что человек личностью не рождается, а становится в процессе социализации и индивидуализации.

Социализация личности

Под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда и др. В ходе социализации реализуются

  • взаимодействие людей на основе освоения социальных ролей;

  • сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам — это фаза социальной адаптации. На фазе интериоризации формируются внутренние сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека.

Жизненный путь личности — это непрекращающийся процесс социализации, успешность которого зависит от его взаимодействия с индивидуализацией. Под индивидуализацией понимается персонифицированная форма осуществления социальных требований.

Девиантное поведение и социальный контроль , Под девиацией

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Выделяют две формы социального контроля: 1) формальный, включающий в себя уголовное и гражданское право, органы внутренних дел, суды и т.д.; 2) неформальный, предусматривающий социальное вознаграждение, наказание, убеждение, переоценку норм.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 10.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 7.

Смелзер Н. Социология. М., 1994.

Тема 10. Основы прикладной социологии

Вопросы:

  1. Цель прикладной социологии и ее общественная значимость.

  2. Общая характеристика конкретных социологических исследований (КСИ).

    Подготовительный этап. Сбор социологической информации, ее анализ и использование.

Цель прикладной социологии и ее общественная значимость , Прикладная социология

Главная причина обращения к социологическим исследованиям — это потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но которые требуется учитывать в практике социологического управления. Социологические исследования имеют большие возможности: они выявляют ведущие тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации и др. Но социологические исследования не являются панацеей от всех бед — они выступают в качестве одного из средств получения информации. Решение вопроса о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической или научной целесообразностью.

Общая характеристика конкретного социологического исследования (КСИ).

Подготовительный этап

Конкретное социологическое исследование

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное, Описательное, Аналитическое исследование

По динамике объекта выделяют точечное (разовое) исследование и повторное (несколько исследований того же объекта через определенные промежутки времени по единой программе).

Конкретное социологическое исследование может быть широкомасштабным или локальным. Преимущественно это социальная работа на заказ.

Программа

Программа состоит из двух частей — методологической и методической. Первая включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач; вторая — определение обследуемой совокупности, характеристику используемых методов сбора первичной социологической информации, логическую инструментария для сбора этой информации и логические схемы ее обработки на ЭВМ.

Краткий комментарий элементам программы КСИ.

Социальная проблема — это созданная самой жизнью противоречивая ситуация. Проблемы классифицируют по цели, носителю, масштабам распространенности, времени действия противоречия и его глубине.

Цель всегда должна быть ориентирована на результат, должна через реализацию помочь выявить пути и средства решения поставленной проблемы.

Объект КСИ — это социальный факт, т.е. любое социальное явление или процесс. Предмет КСИ — стороны или свойства объекта, наиболее полно выражающие проблему.

Логический анализ основных понятий подразумевает выделение понятий, определяющих предмет, точное и всестороннее объяснение их содержания

Гипотеза является предварительным предположением, объясняющим социальный факт с целью его последующего подтверждения или опровержения.

Задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезами.

Генеральная совокупность (N) — это все люди, территориально и по времени причастные к изучаемому объекту. Выборочная совокупность (n) — микромодель генеральной совокупности. Ее составляют респонденты, отобранные для обследования с помощью того или иного метода выборки. Отбор респондентов осуществляется по социальным формулам, с помощью таблицы случайных чисел, методами механической, серийной, гнездовой, стихийной выборки, методами «снежного кома» и основного массива. Наиболее точен метод квотной выборки.

В программе обосновывается необходимость использования конкретных методов сбора социологической информации (анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение и др.).

Логическая инструментария выявляет направленность того или иного блока вопросов на определенные характеристики и свойства объекта, а также порядок расположения вопросов.

Логические схемы обработки собранной информации показывают предполагаемый диапазон и глубину анализа социологических данных.

Сбор социологической информации, ее анализ и использование

Второй этап исследования называют «полевым этапом», так как зона практических действий социологов — это поле, с которого собирается урожай в виде надежной и представительной информации. В ходе сбора информации применяются различные методы, каждый из которых имеет свои особенности. Основными методами являются опрос, наблюдение, анализ документов, экспертная оценка, эксперимент, социометрия, измерение социальных установок. Самый распространенный из них — опрос, с его помощью собирается 90% социологической информации.

Метод опроса изобретен не социологами, его активно используют медики, юристы, журналисты, педагоги и др. Он имеет в социологии давние традиции. Специфика опроса состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) — непосредственный участник исследуемых социальных явлений. Существуют две разновидности опроса — анкетирование и интервьюирование. Преимущества опроса заключаются: а) в максимально коротких сроках сбора информации; б) в возможности получения разнообразной информации; в) в возможности охвата больших совокупностей людей; г) в широте охвата различных областей социальной практики. А несовершенство — в возможности искажения информации в силу субъективного восприятия и оценки социального факта респондентами.

анкетирование.

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта. Композиционно — это сценарий беседы с респондентом, включающий: 1) вступление с обозначением темы исследования, цели опроса, названия проводящей его организации и объяснением техники заполнения анкеты; 2) завязку — психологическую установку на сотрудничество, т.е. блок простых вопросов, цель заинтересовать собеседника; 3) основную содержательную часть — блок главных вопросов, отвечающих цели исследования; 4) паспортичку — социально-демографический блок вопросов.

Анкетные вопросы классифицируются по содержанию, форме и функции. По содержанию они подразделяются на вопросы о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, планов на будущее); вопросы о фактах поведения (выявление поступков, результатов деятельности); вопросы о личности респондента.

Классификация по форме — это деление: а) на открытые вопросы, рассчитанные на индивидуальные ответы в письменном виде без предложенных социологами вариаций, и закрытые (с набором вариантов ответов), в свою очередь, подразделяющиеся на альтернативные (с возможным выбором одного варианта) и неальтернативные (с допуском выбора нескольких вариантов ответа); б) на прямые вопросы, требующие от респондента критического отношения к себе, к окружающим или оценки негативных явлений, и косвенные, проверяющие информацию прямых вопросов, дополняющие ее.

По функции анкетные вопросы делятся на основные, нацеленные на содержание исследуемого явления; не основные, выявляющие адресат вопросов, проверку искренности ответов; контактные (вопросы завязки) и фильтрующие, отсекающие круг респондентов от ответов на ряд вопросов.

Чтобы полученная первичная социологическая информация начала активно служить, ее необходимо обработать, обобщить, проанализировать и научно проинтерпретировать. Только после этих процедур появится реальная возможность сформулировать выводы и практические рекомендации, которые и откроют социологической информации выход на практику.

Краткий комментарий к данному этапу исследования:

Обработка информации осуществляется вручную или с помощью ЭВМ, ее результат — социологические данные, т.е. показатели ответов на вопросы в числовом и процентном выражении.

Обобщение информации идет путем группировки ответивших на вопросы и через ряды распределений (в том числе с помощью таблиц).

Анализ и интерпретация данных проводятся в рамках теоретической обработки полученной информации и впрямую зависят от профессионализма социологов, их гипотез, проверка которых и производится прежде всего.

Итоги работы выливаются в служебные документы: отчет, приложение к отчету и аналитическая справка, содержащая выводы и рекомендации.

Использование результатов социологического исследования зависит от актуальности изучаемой социальной проблемы, анализа достоверности собранной информации и заинтересованности в ней общества.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/osnovnyie-ponyatiya-sotsiologii/

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 6.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 14.

Шереги Ф.А., Горшков М.К. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. М., 1995.

Тестовые задания по темам курса «Социология»

Тема 1. Социология как наука

1. Что является объектом социологии?

  1. общество

  2. человек

  3. государство

2. Что означает слово социология?

  1. гуманитарное знание

  2. учение об обществе

3. Что является предметом социологии?

  1. политические отношения

  2. законы развития человеческого сообщества

  3. социальная жизнь

4. Каким словом определяется положение человека в обществе, осуществляющее доступ к образованию, богатству, власти и проч.?

  1. статус

  2. роль

  3. должность

5. Как называют ожидаемое от человека поведение, обусловленное его статусом?

  1. статус

  2. роль

  3. профессия

6. Какой подход позволяет делить социологию на фундаментальную и прикладную науки?

  1. масштабный

  2. содержательный

  3. целевой

7. В чем состоит прикладная функция социологии?

  1. обогащение социологической теории

  2. предоставление конкретной социологической информации для решения практических научных и социальных задач

  3. создание методологической базы для других наук

8. Как расшифровывается понятие «социальное»?

  1. как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений

  2. как деятельность людей вне производства

  3. как отношения людей с природой

9. Что такое эмпирия в социологии?

  1. комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики

  2. комплекс концепций о социальном развитии

10. Как называется социология, ориентированная на практическую пользу?

  1. прикладная

  2. теоретическая

  3. макросоциология

Тема 2. Эволюция социологической мысли

1. Когда возникла социология как наука?

  1. в первой трети Х1Х века

  2. в период античности

  3. в Новое время

2. Кто ввел в научный оборот само слово «социология»?

  1. К.Маркс

  2. О.Конт

  3. М.Вебер

3. Кто был автором органической теории?

  1. Г.Спенсер

  2. К.Маркс

  3. Т.Парсонс

4. Кто из социологов Х1Х века объяснял общественное развитие как смену общественно-экономических формаций?

  1. М.Вебер

  2. К.Маркс

  3. Э.Дюркгейм

5. Как называется рациональный подход в исследовании общества, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте?

  1. методология

  2. позитивизм

  3. феноменология

6. Последователи какого направления признают только две формы познания — эмпирическую и логическую?

  1. позитивизма

  2. феноменологии

7. Гуманитаризм подходит к обществу через

  1. эксперимент

  2. понимание

  3. логический анализ

8. Идеография – это

  1. исследование индивидуальных явлений и событий

  2. познание общих законов развития общества

9. Какая парадигма рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей?

  1. структурно-функциональная

  2. конфликтно-радикальная

  3. символического интеракционизма

10. Какая парадигма рассматривает общество на микроуровне?

  1. символический интеракционизм

  2. структурный функционализм

Тема 3. Особенности развития отечественной социологии

1. Чем определялась противоречивость социологической мысли России?

  1. самобытностью

  2. двойственностью истоков

2. Какое направление представляли взгляды Н.Данилевского?

  1. позитивизм

  2. гуманитаризм

3. В исследование каких проблем сделал огромный вклад П.Сорокин?

  1. социальной аномии

  2. социал-дарвинизма

  3. теорию социальной и социальной мобильности

4. В дореволюционной России сосуществовало

  1. три основных направления

  2. пять основных направлений

  3. множество научных направлений

5. Институализация социологии происходит в России в

  1. 20-е годы ХХ века

  2. в начале века

  3. в 40-е годы ХХ века

6. Объявление социологии буржуазной лженаукой было связано

  1. с появлением новой науки об обществе

  2. с ошибками самой науки

  3. с наступлением тоталитаризма

7. В 60-е годы ХХ века в науке развиваются:

  1. эмпирические исследования

  2. теоретические разработки

8. Когда произошло признание социологии в СССР?

  1. в годы застоя

  2. в годы перестройки

  3. после распада СССР

Тема 4. Общество как объект изучения в социологии

1. Понятие общества в социологии

  1. изменяется в зависимости от подхода исследователя

  2. является неизменной общепризнанной категорией

2.Отождествление общества и государства было характерно для взглядов:

  1. Аристотеля

  2. Платона

3. Кому принадлежит разработка теории «общественного договора»?

  1. Конфуцию

  2. И.Канту

  3. Т.Гоббсу

4. В чем специфика к определения общества у А. Смита?

  1. гуманитарный подход

  2. экономический подход

  3. философский подход

5. Идея гражданского общества принадлежит

  1. Г.Гегелю

  2. О.Конту

  3. Г.Спенсеру

6. В современной социологии под обществом понимается:

  1. все разумные существа на планете

  2. люди, взаимодействующие на определенной территории и имеющие общую культуру

7. Культура – это

  1. комплекс символов, норм, установок, ценностей, присущих данной социальной группе и передаваемых из поколения в поколение

  2. совокупность произведений литературы, музыки, живописи и т.д.

8. К какому типу теорий относятся позитивизм, марксизм, теории технологического детерминизма?

  1. теориям регресса

  2. теориям прогресса

9. Какой подход к периодизации развития общества характерен для марксистской социологии?

  1. цивилизационный

  2. формационный

10. Что лежит в основе типологии обществ по К.Марксу?

  1. способ производства

  2. уровень развития техники и технологии

  3. уровень развития культуры

Тема 5. Социальная общества

1. Общество – это система

  1. природная

  2. социальная

2. В чем состоит главная характеристика первичных социальных групп?

  1. тесная эмоциональная связь

  2. наличие лидера

  3. распределение статусов и ролей

3. Семья относится к

  1. вторичным группам

  2. первичным группам

4. Совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей — это:

  1. социальный институт

  2. социальная группа

  3. социальная общность

5. К какому типу институтов относится система высшего образования?

  1. институтам политики

  2. к экономическим институтам

  3. к духовным институтам

6. Для чего люди вступают в добровольные организации?

  1. для получения материального вознаграждения

  2. для получения морального удовлетворения

7. К какому типу организаций преимущественно принадлежат больницы?

  1. принудительным

  2. добровольным

8. Рациональные организации — это:

  1. небюрократические организации

  2. бюрократические организации

Тема 6. Социальная стратификация

1. Социальная это –

  1. различия между людьми

  2. разделение людей по странам

  3. структурированные неравенства между различными группами людей

2. В чем состоит главная характеристика расположения

  1. равенство

  2. иерархичность

3. Что означает слово «страта»?

  1. слой

  2. группа

  3. класс

4. Группы признаков, дифференцирующих людей, выделил

  1. О.Конт

  2. Т.Парсонс

  3. Э.Дюркгейм

5. Социальное неравенство, основанное на этнической принадлежности называется

  1. национализм

  2. расизм

6. В эмпирических исследованиях престиж определяют как:

  1. роль человека в обществе

  2. степень богатства

  3. индекс социально-экономической позиции

7. В каком случае биологические различия приобретают характер социального неравенства?

  1. если они мешают общению

  2. если они делят людей на способных и неспособных

  3. если они становятся основой дискриминации групп людей

8. Изменение положения индивида или группы в системе социальной называется:

  1. профессиональным ростом

  2. социальной мобильностью

  3. возрастными изменениями

9. К какому типу мобильности можно отнести ситуацию, когда родители крестьяне, а сын – академик?

  1. к межпоколенной мобильности

  2. восходящей мобильности

  3. горизонтальной мобильности

10. Сущность заключается в

  1. разделении общества на классы

  2. неравном распределении социокультурных благ и ценностей

  3. в распределении власти

Тема 7. Типы социальной стратификации

1. Что означает, с точки зрения теории стратификации, закрытое общество?

  1. в этом обществе статус дается от рождения

  2. в это общество трудно проникнуть

  3. в этом обществе правила поведения

2. Образцом кастового деления является:

  1. Чили

  2. Индия

  3. Япония

3. Сословная характеризует:

  1. открытое общество

  2. закрытое общество

4. В чем состоит главное отличие сословной от кастовой?

  1. мобильность ограничена, но возможна

  2. сословная система была в Европе

  3. сословная не связана с религией

5. Классы зависят от:

  1. общественно-политических убеждений

  2. классового положения семьи

  3. экономических различий между группами людей

6. Классовая характеризует:

  1. закрытое общество

  2. открытое общество

7. Каков главный классовообразующий признак по К.Марксу?

  1. отношение к средствам производства

  2. степень богатства

  3. характер труда

8. В чем специфика подхода М.Вебера?

  1. отрицание наличия классов

  2. трехмерная

9. В современных цивилизованных

  1. три основных класса

  2. более трех классов

  3. множество классов

10. К рабочему классу относятся:

  1. люди, занятые физическим ручным трудом

  2. бедные, обездоленные люди

Тема 8. Этносоциология

1. Сегодня на Земле проживает:

  1. около четырех тысяч этносов

  2. около десяти тысяч этносов

  3. около трех тысяч этносов

2. Основная единица классификации всех народов мира:

  1. этнос

  2. национальность

  3. страна

3. Единство территории для существования этноса является:

  1. необязательной

  2. обязательной

4. Является ли религия самодостаточным признаком этноса?

1.нет

2.да

5. Слово «этнос» означает

  1. народ

  2. семья

  3. национальность

6. Современная социология понимает под нацией

  1. согражданство

  2. людей одной национальности

7. Процесс возникновения отдельных народов называется

  1. консорция

  2. этногенез

  3. адаптация

8. Процесс взаимодействия этнических культур, предполагающий усвоение языка, культуры, этнического самосознания другого этноса называется

  1. объединением

  2. ассимиляцией

  3. слиянием

9. к обособлению, отделению части государства или отдельного этноса определяют понятием

  1. сегрегация

  2. апартеид

  3. сепаратизм

10. Этническое самосознание — это:

  1. знание истории этноса

  2. знание этнического языка

  3. чувство принадлежности к данному этносу

Тема 9. Социология личности

1. В социологии понятия человек, индивид, личность являются тождественными?

  1. да

  2. нет

2. Личность — это:

  1. каждый отдельный индивид

  2. выдающийся человек

  3. социальная модификация человека

3. Социологический подход выделяет в личности

  1. социально-типическое

  2. индивидуальные особенности

4. С точки зрения какой концепции стержнем личности является самосознание?

  1. концепции «зеркального Я»

  2. ролевой концепции

5. Человек личностью

  1. рождается

  2. становится

6. Процесс формирования общих устойчивых черт личности называется

  1. обучение

  2. воспитание

  3. социализация

7. Социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека на фазе

  1. адаптации

  2. интериоризации

8. Что такое девиантное поведение?

  1. отклонение от групповой нормы

  2. преступное поведение

  3. подчинение общим правилам

9. В чем состоит главная характеристика социальных норм?

  1. релятивность

  2. устойчивость

  3. непостоянство

10. Социальный контроль — это:

  1. деятельность органов внутренних дел

  2. усилия общества по предотвращению девиации

  3. воспитание членов общества

Тема 10. Основы прикладной социологии

1. Советская школа прикладной социологии зародилась:

  1. в 80-е гг.

  2. в 30-е гг.

  3. в 60-е гг.

2. Конкретные социологические исследования — это:

  1. способ решения назревших социальных проблем

  2. средство получения информации

3. Как называется человек, участвующий в социологическом исследовании, как носитель информации?

  1. респондент

  2. интервьюер

  3. социолог

4. Выборка — это:

  1. метод отбора микромодели генеральной совокупности

  2. выявление всех носителей социологической информации

5. Назовите самый распространенный метод сбора социологической информации

  1. анкетирование

  2. опрос

  3. наблюдение

6. Анкетный опрос применяется для:

  1. сбора информации о конкретных индивидов

  2. сбора информации о массовых социальных явлениях

7. Как называется свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности?

  1. репрезентативность

  2. валидность

  3. моделирование

8. Если в анкете предложены варианты ответов на поставленный вопрос, то вопрос называется:

  1. открытым

  2. закрытым

36

СОЦИОЛОГИЯ, КЛЮЧИ К ТЕСТАМ

Тема1 Тема2 Тема3 Тема4 Тема5 Тема6 Тема7 Тема8 Тема9

Тема

10

1

1

2

1

2

3

1

1

2

3

2

2

1

2

1

2

2

1

3

2

3

1

3

3

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

3

1

3

1

2

2

3

1

3

2

2

3

2

1

3

2

2

2

1

1

1

3

1

2

2

1

1

1

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

1

1

3

1

1

1

1

2

1

3

2

Кандидат исторических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) Степаненко В.И. СОЦИОЛОГИЯ

В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные …

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный …

Раздел:

Тип: учебное пособие

1. Социология — это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют …

Воззрениям Ф. Гиддингса уделено внимание в Истории социологии в Западной Европе и США перевод его текста «Основания социологии » содержится в Американской социологической

Один из крупнейших социологов XX в. — П.А. Сорокин (1889-1968) по праву считается основателем теории социальной мобильности и социальной стратификации .

Раздел:

Тип: шпаргалка

1) Социология как наука и учебная дисциплина Социология — это наука об обществе, его институтах и процессах, происходящих в обществе. Среди …

Наиболее значительный вклад в современную социологию внесли разработанные П. Сорокиным теории социальной стратификации и социальной мобильности .

К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916-1962), который писал, что «изучение социологии должно …

Раздел:

Тип: шпаргалка

Вопросы по социологии 1. Предмет и объект социологии 2. Структура социологического знания 3. Функции социологии 4. Возникновение теоретической …

б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности , направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы …

Ѭ б) большие — группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы , профессиональные группы и …

Раздел:

Тип: шпаргалка

Ю.Г. Волков И.В. Мостовая СОЦИОЛОГИЯ Под редакцией проф. В.И. Добренькова Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования …

дифференциацией представлений о предметной области науки и методах социологического исследования (что привело к делению социологии на «теоретическую» и «прикладную «, а их, в свою …

Индивидуальная социальная мобильность связана с переходами индивидов из одной общности в другую, а групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются …

Раздел:

Тип: учебное пособие