» Формы организации обучения в начальных классах»

Содержание скрыть

Задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова. Сегодня ученика начальной школы необходимо вооружить универсальными учебными действиями, которыми он сможет воспользоваться при самостоятельном познании, при решении новых учебных задач индивидуально. В рамках урока при утвержденном наполнении классов это непросто, если учитель будет работать с детьми фронтально, что подтвердил уже имеющийся опыт традиционного урока. Только разнообразие организационных форм обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, поможет ученику научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является использование различных форм организации обучения в начальных классах.

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудничества, которая бы позволила это сделать. Одной из таких форм, основанной на учебном сотрудничестве младших школьников, являются групповые формы обучения, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля, ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения вариантов решения задачи, различных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, разрешает к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, доброкачественное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

14 стр., 6850 слов

Формы организации специального обучения

... образования; дифференциацию видов школ и типов специального обучения. Завершением четвертого периода эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии можно считать принятие Организацией ... существования объявившее заботу о дефективных детях приоритетной, взявшее курс на всеобщее начальное образование, в то же время долго не заботилось о расширении сети специальных ...

актуальность

Цель работы: исследовать формы организации обучения в начальных классах.

Объект исследования : процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования : выявить особенности форм организации обучения в начальных классах.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

  • рассмотреть понятие, сущность и классификацию форм организации обучения в начальных классах;

  • изучить требования к современному уроку;

  • выявить особенности организации различных форм обучения в начальной школе, такие, как:

1. фронтальная работа;

2. групповая работа;

3. парная работа;

4. индивидуальная работа;

5. внеурочная работа.

Для решения поставленных задач мною будут использованы методы :

  • теоретический анализ литературы;

    [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/temyi-diplomnyih-rabot-po-pedagogike-nachalnogo-obrazovaniya/

  • синтез;

  • обобщение.

Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе дан анализ литературы по данной теме, раскрывается понятие, сущность и классификация форм организации процесса обучения глазами теоретиков и практиков педагогики разных эпох. Во второй главе дается общая характеристика урока как основной формы организации учебного процесса, рассматриваются требования, предъявляемые к современному уроку. В третьей главе раскрываются особенности организации форм обучения в начальной школе. В заключении подводится итог проделанной работы по изучению темы дипломной работы.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования устанавливает серьезные требования к результатам обучения учащихся начальной школы. Особо важным является «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности». Реализация данного направления требует применения различных форм организации учебной деятельности на уроке. На традиционном уроке в классе основной формой обучения является фронтальная работа. При такой организации в классе, который состоит из 26-30 человек, нет возможности высказаться каждому ученику, а учитель не может контролировать уровень усвоения изучаемого материала, своевременно видеть проблемы каждого, корректировать их.

13 стр., 6478 слов

Организация работы органов и учреждений по оказанию социальной ...

... органов и учреждений социального обеспечения в сфере предоставления социальной защиты населению, а предметом - социальная поддержка лиц без определенного места жительства и занятий. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность и значение организации работы органов и учреждений по оказанию социальной помощи лицам без определённого места жительства и занятий в ...

Форма — это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения , то имеем в виду то или иное строение учебных занятии, организацию учебной деятельности учители и учащихся.

Развитие общества требовало все большего числа грамотных людей. Как выражение этой потребности и возникает классно-урочная система обучения.

Классной она названа потому, что учитель проводит занятия с группой учащихся определенного возраста, имеющей твердый состав и называемой классом. Урочной — потому, что учебный процесс проводится в строго определенные отрезки времени — уроки. После каждого урока устраиваются перемены.

Исследования американского психолога Д. Гудлэда показывают, что на уроке в традиционной школе учащийся со средним уровнем активности говорит на уроках по делу только 7 минут в день. Этого времени недостаточно, чтобы сформировать активную образовательную позицию каждого школьника. Необходима такая форма организации процесса обучения, которая позволит активное участие каждого школьника в обсуждении, контроле, оценке, планировании, рефлексии. Это коллективно-распределительная деятельность: взаимодействие учащихся в группах и парах.

В образовании вопрос сотрудничества является одним из основных. Яркими авторами его раскрытия являются Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова, С.Т. Танцоров, которые вывели общие заключения:

1. Очень многие задачи обучения и воспитания решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребёнком, а с детским сообществом.

2. Ребёнку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе и учебная) не только с взрослыми, но и со сверстниками.

3. Одна из важнейших задач педагогов – организовать сотрудничество между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в чисто учебной сфере, которая считалась монополией взрослых.

По определению А.К. Дусавицкого следует применять на уроке в начальной школе такие основные формы:

  • фронтальная работа;

  • групповая работа;

  • парная работа;

    16 стр., 7511 слов

    «Технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности ...

    ... технологий развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися. Объект курсовой работы: применение образовательного процесс. Предмет: особенности в обучении во внеурочной работы. ... Внеурочная деятельность тесно переплетается с программами учебных предметов, курсов, дисциплин, том числе интегрированных программ, с программой развития универсальных учебных действий, программой воспитания. ...

  • индивидуальная работа.

Формы обучения варьируются в зависимости от конкретных условий. В частности, это – состав (количество) учащихся, с которыми занимается учитель в данный момент. Тогда говорят о фронтальной, групповой, парной, индивидуальной форме учебной работы. Далее, время (продолжительность занятий), классные и внеклассные формы. По месту занятий бывают формы школьные (урок в классе, в лаборатории, на пришкольном участке, спортплощадке, мастерских) и внешкольные (экскурсия, домашние занятия, учебно-производственный комбинат).

Последовательность видов деятельности определит такие формы: урок, лабораторная работа, коллоквиум, консультация, зачет и др. По способу руководства преподавателя учебным процессом можно выделить формы: работа с учителем, самостоятельная работа, формы взаимного обучения, программированное обучение, самообразование.

Учебное взаимодействие на уроке должно выстраиваться по нескольким линиям: ученик-учитель, ученик-учитель-ученик, ученик-ученик. Только тогда будет, достигнут необходимый качественный уровень личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Данные заключения имеют огромное значение для современного образовательного процесса и нацеливают каждого учителя на применение нескольких форм организации учебной деятельности на уроке, так как каждая из них выполняет определенные функции.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Общая характеристика урока как основной организационной формы процесса обучения.

Однозначно определить сущность урока как дидактического понятия очень сложно, так как такое определение должно включать слишком большое количество компонентов.

: урок – это важнейшая форма осуществления процесса обучения.

Одна из важнейших особенностей традиционного урока заключается в том, что учитель, прежде всего озабочен организацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся, хотя сущность процесса обучения требует продумывания организации и стимулирования прежде всего познавательной деятельности учащихся.

Еще в начале 70-х гг. довольно полное определение урока дал А. А. Бударный: «Урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени и в специально отведенном месте руководит коллективной познавательной деятельностью учащихся с учетом индивидуальных особенностей каждого, используя различные средства, обеспечивающие овладение всеми учениками основ изучаемого материала непосредственно в процессе обучения, создающие условия воспитания и развития познавательных и творческих способностей школьников» .

Суть классно-урочной системы как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленному расписанию, причем все уча­щиеся класса работают над одним и тем же материалом.

9 стр., 4309 слов

«Применение современных информационных компьютерных технологий ...

... организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей: повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной ...

В этом смысле урок является групповой формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, ус­тойчивые временные рамки занятий (45 минут), зара­нее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.

Анализ проводимых в школе уроков свидетельствует, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в про­цессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих осо­бенностей. Так в педагогике появилась необходимость в классификации различных типов уроков.

Традиционной считается классификация по дидактическим целям и месту в общей системе уроков. Такая классификация была обоснована известными педагогами И. Н. Казанцевым и Б. П. Есиповым в 50-60-е годы ХХ в. Они выделяли всего шесть типов уроков:

1. Уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом:

  • имеющие целью ознакомление учащихся с конкретными явлениями и понятиями;

  • имеющие целью осмысление и усвоение учебного материала;

  • уроки, на которых сообщается ряд фактов и выводов.

2.Уроки закрепления знаний:

  • уроки повторения пройденного в начале учебного года, после длительного перерыва (каникулы);

  • уроки текущего повторения.

3.Уроки обобщения и систематизации изученного.

4 . Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

5. Уроки проверки знаний:

  • уроки устной проверки;

  • уроки письменной проверки;

  • уроки с проверочными заданиями практического характера;

  • уроки разбора проверочных (контрольных, самостоятельных) работ.

6. Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типов

Любой из этих типов уроков может иметь различные виды: экскурсия, лабораторная работа, семинар, лекция, игра и пр. Например, уроки закрепления знаний могут проводиться в виде экскурсии на природу или в музей, в виде лабораторной работы, в любых формах организации самостоятельной работы на уроках.

Такая классификация уроков распространяется на уроки любого учебного предмета (математики, физкультуры и т.п.), но виды уроков могут быть специфическими в зависимости от особенностей этих предметов.

19 стр., 9292 слов

«Формы и методы рефлексий на уроке.» учебно-методический материал

... самосовершенствования, что необходимо для достижения успешной учебной деятельности. I. Теоретические основы организации рефлексивной деятельности учащихся 1.1 Сущность рефлексивной деятельности Переход от образования, ориентированного на формирование знаний, умений и навыков обучающихся, к образованию, ...

Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исключением комбинированного, но классификация помогает все, же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру.

Структура урока, Мотивирование к учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки («могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я” с образом «Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию («надо” — «могу” — «хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место — шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

12 стр., 5706 слов

Педагогическая деятельность и умения

... (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др. Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в ...

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые), в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

3 стр., 1473 слов

Характеристика личности оратора. Знание, навыки и умения оратора

... условия для оратора важнейшие? Обязанность оратора заключается в следующем: Знание, навыки и умения. Очень важно, чтобы человек, выступающий с трибуны, был высоконравственной личностью, ведь ... многочисленные интересы слушателей, комментировать известные факты, разъяснять политику государства. Оратор обращается к совести людей, их памяти, их национальным, патриотическим, интернациональным чувствам. ...

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 — 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

И. И. Прокопьев указывает следующие преимущества урока как формы организации педагогическо­го процесса:

  • на уроке можно успешно решать основные дидактические задачи по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, необходимых в жизни;

  • естественно и одновременно решаются познавательные, воспитательные и развивающие задачи в учебном процессе;

    18 стр., 8827 слов

    Работа : «Проблемы обучения детей дошкольного возраста в педагогическом ...

    ... обучению в школе в зависимости от того, посещали ли они детский сад или воспитывались дома. Глава первая. Жизнь и деятельность А.П.Усовой 1.1. Биографические сведения о жизни и деятельности А.П.Усовой Усова ... согласно которой учебная деятельность наблюдается на всем протяжении дошкольного периода и связана с введением в дошкольные учреждения целенаправленного обучения. Еще А. П. Усова считала, что ...

  • можно гармонично организовать фронтальную, групповую (звеньевую) и индивидуальную учебную работу;

  • удачно чередуются занятия учащихся под руководством учителя с самостоятельной учебной работой школьников;

  • удается рационально использовать учебное время, а именно чередовать период интенсивных занятий со временем ослабления напряжения, теоретическую часть занятий сочетать с практикой, серьезную часть перемежать шуткой, юмором, снимая напряжение;

  • урок имеет гибкую структуру: в зависимости от решаемых дидактических задач, особенностей и темпов усвоения учащимися учебного материала учитель варьирует расположение и последовательность его структурных элементов, по-разному распределяет время на выполнение каждой части урока.

    Итак, с позиций целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков.

2.2. Требования, предъявляемые к современному уроку, и тенденции его развития

В 80-х гг. ХХ в. очень остро встала проблема «современного урока».

Понимание современного урока отождествлялось с техническими средствами, с наглядностью, с элементами проблемного обучения, с оптимизацией процесса обучения на уроке и т.п. Отмечалось, что если урок отвечает определенным требованиям и в ходе его проявляются отдельные вышеназванные компоненты, то это и есть современный урок.

В конце 80-х в начале 90-х гг. среди передовых педагогов того времени возникло такое понятие, как «педагогика сотрудничества», и сущность урока стали отождествлять с этим понятием.

Дидакты-теоретики и практики и сегодня ищут пути повышения эффективности урока. Какую же характеристику можно дать современному уроку, уроку начала XXI века?

Среди общих требований, которым должен отвечать современный качественный урок, И. П. Подласый выделяет следующие:

  • Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение уроков на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

  • Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

  • Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

  • Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

  • Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

  • Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

  • Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

  • Эффективное использование педагогических средств.

  • Связь с жизнью, педагогической деятельностью, личным опытом учащихся.

  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

  • Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

  • Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Интересна точка зрения по этому вопросу И. И. Прокопьева. Он полагает, что если взять за основу соотношение «цель-результат», то признаки современного (совершенного) урока в начале XXI века можно подразделить на такие группы:

Характеризующие методику и технологию обучения

На уроке во взаимосвязи решаются три задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.

  • Организуются учебные занятия в оптимальном сочетании со всем классом, в группах, парные, фронтальные и индивидуальные.

  • Экономно расходуется учебное время.

  • Оптимально чередуется работа класса с учителем и самостоятельная работа учащихся.

  • Достигается активность учащихся в учебном процессе.

  • Используются методы, рассчитанные на познавательную деятельность и эмоции учащихся. У них формируются общественно значимые мотивы учебной деятельности.

  • Обеспечивается диагностичность, предсказуемость и гарантия целей в учебной работе.

Взаимодействие учителя и ученика на уроке

При ведущей своей роли преподаватель строит свои отношения с учащимися на гуманистической основе и при полном взаимопонимании и доверии. Управление преподавателем учебным процессом перерастает в деловое сотрудничество с учащимися, когда объект учебной деятельности (ученик) сам становится субъектом. Высока культура общения между учителем и учащимися, между учениками. На уроке установлена напряженная деловая обстановка.

Учебные средства и оборудование

На уроке используются средства наглядности, технические и электронные средства учебной деятельности. До начала урока они и оборудование приготовлены к использованию, действующие модели и аппаратура опробованы.

Внутренние факторы и внешние условия учебных занятий.

Благожелательная социальная и психологическая атмосфера в классе и на уроке. Нет конфликтных ситуаций и конфликтов, преобладает дух сопереживания и сочувствия, атмосфера взаимопомощи. Комфортные внешние условия: чистое, уютно прибранное помещение для занятий (классная комната, кабинет или др.), нормальная температура и освещенность, свежий воздух, тишина.

Результативность урока

Учащиеся приобрели осознанные и осмысленные знания о содержании учебного материала, получили ясные представления об изучаемом предмете, твердо усвоили некоторые понятия, законы и закономерности о явлениях природы и общественных явлениях, которые изучались на уроке. Школьники получили представление о некоторых методах познания окружающего мира. Учащиеся приобрели умения применять теоретические знания на практике; у них формировались общеучебные умения и навыки, некоторые навыки в разных областях практической деятельности. Учащиеся переживают радость от успешно проведенного урока. Преподаватель критически анализирует и оценивает свой урок, его результаты и делает выводы о возможной его коррекции.

Рассмотренные нами признаки эффективного современного урока можно отнести к разным видам уроков с коррективами по типам. Имеется в виду, что, во-первых, не для каждого типа будут уместны все признаки, но большинство себя проявит; во-вторых, обнаружатся и другие, здесь не названные признаки. Но этот список может быть неким ориентиром при подготовке учителя к уроку, его проведении и последующем анализе.

основные тенденции

Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и особенно коллективных форм обучения.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения; в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, использование этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя как раз в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в плане увеличения выделяемого на нее времени.

Так, нетрадиционную структуру урока предложила М. В. Нечкина. Она отмечает, что учителя учебный материал излагают преимущественно устно, подают его как готовую истину. От ученика затем требуется прочесть параграф учебника и на следующем уроке пересказать. Ожидание вызова подавляет у него интерес к самой теме. В предлагаемой ею структуре урока учитель задает учащимся на дом тему, которую еще не объяснял. На следующем уроке эта тема разбирается коллективно. Учитель предлагает учащимся вопросы. Отвечающий отмечает места в тексте учебника, которые не понял, он может задавать вопросы учителю. Другие ученики исправляют и дополняют ответ. Учитель следит за тем, чтобы они не повторялись, а только добавляли или возражали. В заключение он сам делает обобщение по теме, отвечая на все заданные ему вопросы. По мнению автора, такое построение урока становится своеобразной лабораторией приобретения знаний.

Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в организационных и сугубо дидактических требованиях.

К первой группе требований относятся целевая установка урока и его общая организационная четкость (своевременность начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование возможностей каждого этапа и каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

3.1. Фронтальная работа

фронтальным.

Фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием при сотрудничестве учащихся друг с другом под непосредственным руководством учителя.

Фронтальная организация работы учащихся удобна для учителя. Она не требует больших затрат времени при подготовке к уроку, позволяет вести всех учащихся в одном темпе и к единой цели. Непосредственно общаясь с детьми, учитель имеет возможность активно руководить их учением. Он дает детям образец рассуждений, при помощи вопросов активизирует учащихся, контролирует, оценивает их работу. Недостатком здесь является то, что детям при фронтальной работе остается лишь исполнять указания учителя, что препятствует развитию самостоятельности и активности школьников в учении. Кроме того, в массовой школе организовать сотрудничество всех учащихся класса на уроке чрезвычайно трудно. Обычно взаимодействием друг с другом и с учителем охвачена лишь небольшая группа учащихся. Как правило, это сильные ученики, но и они не реализуют полностью свои возможности, так как, организуя фронтальную работу, учитель ориентируется на среднего ученика.

В идеале фронтальная работа должна обеспечивать сотрудничество всех учащихся класса друг с другом и с учителем. Но в реальной практике обучения при организации фронтальной работы активно действует лишь группа сильных учащихся, причем обычным явлением становится превалирование взаимодействий в плоскости “учитель — ученик”, которые опосредуют собой отношения “ученик — ученик”. Поэтому непосредственные контакты между учениками во фронтальной работе фактически сводятся к нулю.

Однако фронтальные виды деятельности учащихся на уроках имеют и свои недостатки. В связи с различной работоспособностью и подготовленностью дети не выдерживают единого темпа. Тот, кто обладает низким уровнем учебных возможностей, усваивает материал хуже и требует большего внимания учителя. Сильным же школьникам важны более сложные задания, только в таком случае работа на уроке приведет их к повышению уровня знаний. В связи с этим для большей эффективности учебного процесса необходимо использовать и другие виды учебной деятельности учащихся на уроке.

3.2. Групповая работа

групповая работа

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

  • возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

  • на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

  • ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; – возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

  • возрастает сплочённость класса;

  • растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

  • учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Наиболее эффективной формой организации учебного процесса является создание группового взаимодействия, т.к.

  • на уроке создается определенный эмоциональный настрой, при котором ребенок не боится высказывать свои мысли, о чем-то незнакомом, неизвестном;

  • дети успешнее овладевают малознакомыми действиями и знаниями именно при сотрудничестве со сверстниками;

  • к детям приходит понимание своей значимости: «…мои знания, умения необходимы группе для успешного выполнения задания», при этом у ребенка вырабатываются навыки общения и сотрудничества, что, бесспорно, является залогом дальнейшего успешного обучения;

  • только сотрудничая в группе, ребенок учится оценивать объективно собственную работу и работу своих сверстников.

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они могут менять свою статусную роль, у них появляется умение рефлексировать, а учитель помогает развить интерес и желание учиться. И вот тогда можно будет сохранить здоровье детей, сформировать у них навыки сотрудничества, научить делать аргументированный выбор.

Характер учебного материала в системе развивающего обучения предполагает использование различных форм и принципов организации учебно-воспитательного процесса.

Первоклассник не владеет учебными формами сотрудничества, следовательно, и теоретическое содержание школьных программ он будет осваивать недостаточно эффективно, подменяя при этом учебную деятельность конкретно — практической, игровой, коммуникативной. Поэтому детей надо целенаправленно учить учебному взаимодействию до того, как перед ними будет поставлена первая учебная задача на материале математики, русского языка и других предметов.

Этому способствует курс «Введение в школьную жизнь» (авт. Г.А. Цукерман).

Задача данного курса – сосредоточить все усилия первоклассников на освоении умений договариваться, обмениваться мнениями, оценивать друг друга, просить о помощи, благодарить за помощь.

первый этап

втором этапе

Третий этап

В групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Ученики осознают основные характеристики групповой работы:

1) целенаправленность (построение замысла и предвидение результата);

2) распределённость;

3) согласованность.

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.

3.3. Парная работа

первого класса

К дальнейшему этапу при подготовке к парной работе относим следующее:

  1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

    Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

Обсуждение в парах. Важно уточнить понятие «обсуждение». Что значит обсуждать? Следует объяснять, что обсуждать значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.

Парная форма позволяет рассмотреть поставленную проблему, задавать друг другу вопросы, разбирать непонятные моменты при выполнении зданий и даже проверять и анализировать работу товарища. Но все это будет эффективным лишь при определенных условиях, а именно в том случае, когда дети это умеют делать, или когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (заранее заготовленные вопросы, памятки, таблички и др.). Одним из главных преимуществ парной работы в том, что она предоставляет возможность высказать свои мысли каждому ученику на уроке, делиться своим со своими одноклассниками.

Управление определенными мыслительными процедурами в ходе парной работы возможно, если учитель, пройдя весь путь мышления, составил вопросы, помогающие то же самое проделать ученику. Парная работа и организованный по вопросам данной работы диалог, позволяет развернуться речевому этапу для каждого участника.

Таким образом, в зависимости от характера материала, целей и типа урока, видов учебной работы, дающих важный вклад в процесс усвоения, организационная структура «фронтальная форма и индивидуальная работа учащихся» может быть дополнена парной работой учащихся, которая обеспечивает речевую фазу процесса формирования мыслительного действия.

Анализ включенности детей на уроке позволяет предполагать, какие фазы процесса усвоения могут даже при внешней активности встретить затруднения у большинства учащихся и не протекать во внутреннем плане. Для этих ситуаций и следует конструировать диалог учащихся в парах по заранее подготовленным вопросам.

Постоянное использование парной работы на уроке меняет его структурный каркас. Основной единицей этой структуры становится триада – это сочетание фронтальной работы, парной и индивидуальной форм работы. Эта тройка видов работы может быть использована на разных этапах уроков и в разных сочетаниях.

При формировании пар учащихся педагогу необходимо учитывать уровень их интеллектуального развития, психологические особенности каждого ребенка, а также уровень обученности, то есть достигнутые ими результаты в процессе обучения. Психологические особенности учащихся, особенности памяти, внимания, мышления определялись по выполнению ими тестовых заданий на установление взаимосвязей в процессах и явлениях, умению выделять главное, перегруппировывать информацию, использовать принцип прогрессивных изменений и сложных аналогий.

Пары учащихся следует комплектовать с учетом цели работы каждого отдельного этапа, типа учебных заданий.

При изучении нового материала (в зависимости от его содержания) можно формировать пары учащихся как с одинаковыми, так и противоположными психологическими особенностями, с одинаковым или разным уровнем обученности. Пары со сходными типами деятельности будут быстрее справляться с простыми заданиями и переходить к выполнению более сложных Β парах, где работают дети с противоположными психологическими особенностями, эффективно проходит закрепление нового материала. Проверку знаний лучше проводить в парах, которые будут сформированы на основе одинакового уровня обученности или сходных психологических особенностей школьников.

При проведении парной работы процесс усвоения новых знаний проходит наиболее эффективно. Данный вид работы активизирует процесс мышления младших школьников, их познавательный интерес, а также повышает уровень их мотивации к процессу обучения в целом. Важно отметить, что групповая работа привлекает детей младшего школьного возраста. Однако, как показывает нам практика, учителя часто встречаются со многими сложностями при организации данного вида работы. К таким сложностям можно отнести: излишний шум, нарушение дисциплинарных моментов во время урока, медленный темп работы учеников, недостаточность опыта совместной деятельности, неумение слушать товарища и принимать совместное решение и др. Эти и другие сложности, с которыми сталкивается педагог, порой отталкивают его от дальнейшего использования групповой работы. Но, безусловно, необходимо помнить о важности данной работы в процессе обучения, ведь это не только способ разнообразия организации учебной работы на уроке, но и наиболее эффективное средство для активизации мыслительных операций учащихся.

3.4. Индивидуальная работа, Индивидуальные формы

Личностно ориентированное обучение предполагает широкое использование уже в начальной школе индивидуальной работы. Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда.

дифференцированные индивидуальные задания

Причем для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляться не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приемами, дает советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение. Даже разбираясь в теме, многие ученики боятся рисковать и решать что-либо без инструкции или помощи учителя. Индивидуальную работу целесообразно проводить на всех этапах урока, эффективна и при самостоятельном изучении нового материала, особенно при его предварительной домашней проработке. Помимо карточек широко используются дифференцированные домашнее задания, перфокарты, тематические кроссворды, разноуровневые задания, когда учащийся сам выбирает посильное на данный момент задание, логические игры, внедрение ФГОС дало качественно новый уровень возможности мультимедиа — индивидуальный интерактивный тренажер (приложение к учебникам).

Работать индивидуально — значит работать полностью самостоятельно. При этом ребенок мыслит и действует наиболее активно, что приводит к более прочному и осмысленному формированию знаний, умений и навыков. При индивидуализированной форме обучения каждый ученик работает в соответствии с уровнем своих учебных возможностей. Учитель подбирает каждому такие задания, дает такие инструкции, которые наиболее оптимально позволяют учиться ребенку. Организуя работу в индивидуализированной форме, учитель получает информацию о реальных знаниях и умениях каждого ученика. Но в условиях группового способа обучения использовать индивидуализированную форму организации учебной деятельности очень трудно. Она требует от учителя громадных затрат времени для разработки заданий и инструкций. Индивидуальная форма обучения совершенно необходима, но злоупотребление ею на уроках ведет к повышению тревожности учащихся, а также к их разъединению, развитию эгоистических проявлений школьников.

3.5. Внеурочная работа

внеурочной работе

Виды внеурочной работы:, Выполнение домашних заданий

Объем и содержание определяется учителем в соответствии с программой по каждому уроку:

  • Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника

  • Выполнение письменных работ

  • Заполнение дневника наблюдений

  • Выполнение опытов, требующих времени и иных затрат – агрегатное состояние вещества

  • Выполнение наблюдений в природной и социальной среде

  • Регистрация результатов долговременных опытов, заложенных на уроке (проращивание, выращивание растений и т.п.);

  • Чтение научно — художественной и научно — популярной литературы о природе и обществе из списка книг для внеклассного чтения.

  • Работа в живом уголке

  • Работа на географической площадке (измерение тени от гномона, сторон горизонта, температуры воздуха, силы ветра по местным признакам, высоты снежного покрова, моделирование форм рельефа из песка.

2.Экскурсии., Учебные экскурсии

В последнее время широкое распространение получают комплексные экскурсии; они позволяют обогащать изучение различных предметов наблюдениями, приучают школьников подходить к изучению явлений с различных сторон и воспринимать явления целостно. Комплексные экскурсии экономят учебное время школьников. В начальных классах комплексные экскурсии должны занимать все большее место.

3. Массовая внеклассная работа

  • Праздники проводятся как в школе, так и во внешкольных учреждениях (день птиц, леса, праздник урожая, цветов, день Земли 22 апреля, Всемирный день продовольствия 24 октября).

    Надо чтобы был не показ номеров худ. самодеятельности, а показ результатов какого-либо труда учащихся в рамках предмета.

  • Походы (как бы экскурсии)

Групповая внеклассная работа,

  • Кружки по интересам – юных экологов, геологов, натуралистов, цветоводов и т.п. Проводятся раз в 1–2 недели. Заранее составляется план работы, включающий практические занятия с объектами.

  • Клубы по интересам. Ученики спрашивают, все вместе отвечают.

  • Факультативы более регламентированы, предлагаются программой, каждый должен выбрать какой-то один, освобождаются слабоуспевающие ученики.

Индивидуальная внеклассная работа

  • Задания по уходу

  • Задания по составлению коллекций

  • Чтение книг

  • Задания по наблюдению

Перспективное планирование: распределение часов по темам и календарные сроки прохождения тем с учетом каникул и праздников, экскурсии и внеклассные мероприятия.

Поурочное планирование: распределение уроков внутри темы. Учитывается последовательность уроков, тип урока, методы и средства.

внеклассная работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С позиций целостности педагогического процесса урок необ­ходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности детей и подростков.

Но, кроме урока, в учебном процессе используются и другие формы: учебная экскурсия, школьная лекция, семинарское занятие, консультация, учебная конференция, лабораторные занятия и практикумы, деловая игра, инструктаж, зачет, экзамен, домашняя учебная работа, формы трудового обучения и внеклассной работы.

Учебное взаимодействие на уроке должно выстраиваться по нескольким линиям: ученик-учитель, ученик-учитель-ученик, ученик-ученик. Только тогда будет достигнут необходимый качественный уровень личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

По определению А.К. Дусавицкого следует применять на уроке в начальной школе такие основные формы:

  • фронтальная работа;

  • групповая работа;

  • парная работа;

  • индивидуальная работа.

фронтальном обучении

Индивидуальная форма работы

групповых формах

как внеклассная работа,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/temyi-diplomnyih-rabot-po-pedagogike-nachalnogo-obrazovaniya/

  1. Берберян А.С., Девятых С.Ю. Инновации и современные технологии в системе образования. — Материалы международной научно-практической конференции, 20–21 февраля 2011 г. — Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – 317 с.

  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. — СПб: Питер, 2000. — 304 с.

  3. Витковская И.М. Обучение младших школьников в совместной деятельности. — Псков, 2000. – 96 с.

  4. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. — Изд-во Краснояр. ун-та. 1984. — 184 с.

  5. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культурапедагога. — Псков, 1999. – 144 с.

  6. Ковалева Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе. — — М., 2011. – 56 с.

  7. Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. — Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2-3 ноября 2011 г).

    – Томск. ТПУ. 2011. — 392 с.

  8. Савин Н.В. Педагогика. М.: Просвещение, 1978. — 265с.

  9. Смирнова Н. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике. — Псков: ПГПИ, 2004. — 124 с.

  10. Фролова Л. Виды деятельности учащихся на уроках. Организация, характеристика и результаты. [Электронный ресурс], режим доступа: (Дата обращения: 10.09.2016).

  11. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов: 4-е изд, перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – С. 222.

  12. Хмыз Ю.В. Педагогика. — ГБОУ СПО «Алексеевский педагогический колледж», 2012. — 163 с.

  13. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе / И. М. Чередов. – М.: Педагогика, 1987- 150с.