Основная часть (выдержка)
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие «девиантное поведение подростков». Причины и формы девиантного поведения подростков
Подростковый возраст относится к самому сложному кризисному периоду в жизни человека.
В возрасте от 11-12 до 14-15 лет в психологическом развитии человека происходят значительные изменения, которые связывают с половым созреванием и называют «переходным» возрастом.
«Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще – как возраст полового созревания. Л. С. Выгодский различал три точки созревания: органическое, половое и социальное» [37, с. 359].
Принято считать, что в этот период происходит переход от детства к взрослости. Однако этот путь не всегда бывает лёгким и сопровождается огромными психологическими проблемами и изменениями в поведении.
Обратимся к истории самого понятия «подростковый возраст».
«Французский этнограф и историк Ф. Ариес предположил, что подростковый возраст впервые возник в 19 веке, а в 20-ом уже стал веком тинейджеров. В настоящее время, когда в развитых странах мира контроль родителей за развитием ребёнка продолжается вплоть до брака, этот период жизни имеет тенденцию к постепенному увеличению. По современным данным он охватывает почти десятилетие: от 11 до 20» [37, с. 359].
Так, согласно Ф. Ариесу, подростковый возраст – «не недавнее «изобретение» человечества, социально-историческое явление, которое до 17-18 веков не выделялось в особый период. Детство заканчивалось вместе с половым созреванием, которое позволяло сразу вступать во взрослую жизнь» [56, с. 19].
Появление подросткового возраста было обусловлено также развитием системы образования в России.
Согласно гипотезе ряда психологов ( В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, К. Н. Поливанова и другие) возникновение подросткового возраста детерминированно созданием массовой средней школы, которая в России начинает формироваться в связи с принятием «Устава гимназий и прогимназий» в 1864 году. Организация системы средних учебных заведений отвергала классово-сословную дискриминацию обучения, открывала широкие перспективы всем слоям населения и давала возможность поступать в высшие учебные заведения, но создавала проблемы. В частности, уже к концу 19 века на северо-западе России до 60% учащихся гимназий являлись детьми крестьян [55, с. 21].
Психологические особенности подростков
... Предметом в данной работе выступают психологические особенности данной возрастной группы. А объектом изучаемые нами личности, т.е. подростки. 1. Общее представление о подростковом возрасте Подростковый возраст или отрочество - это период жизни человека ...
Подростничество исторически складывалось как проблемная часть общества, которая объединяла старших учащихся, сталкивающихся с противоречиями.
«У старших учащихся – подростков, вырванных из привычной среды обитания, затруднялось понимание смысла окружающего культурного пространства и самого себя. Подростковые вопросы, решение которых раньше приходило автоматическим путём самоидентификации с определённым сословием: «Кто я?», «Откуда и куда я иду?», «Что есть мир?» и так далее, оставались без ответа, вызывая отчуждение от школы и трудности в понимании самого себя. Постепенно подростничество выделилось в отдельный возраст, несущий в себе кризисные проявления, трудновоспитуемость» [56, с. 21].
Подростки, как правило, с большим желанием ходят в школу. Но самое важное для них происходит не на уроке, а на переменах и после занятий.
«Школа для подростка – это не только место учёбы, но и место жизни. Необходимо учитывать опыт взрослеющего человека, «прочитывать» его состояние, научить переживать затруднения как повод для обращения к себе и своим возможностям. Особое значение приобретает работа с родителями подростков как равноправными партнёрами школы в деле воспитания» [56, с. 24].
Современные подростки сталкиваются с ещё большим количеством проблем, которые обусловлены несинхронностью формирования различных психологических новообразований.
«Подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития. Наблюдается как интериндивидуальная неравномерность (несовпадение времени развития разных сторон психики у подростков одного хронологического возраста), так и интраиндивидуальная неравномерность (например, интеллектуальная сторона развития может достигать высокого уровня, а уровень произвольности сравнительно низок)» [ 28, с. 112].
Неоднозначно мнение специалистов и по поводу ведущего вида деятельности в подростковом возрасте.
Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. «Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни» [28, с. 113].
Другая точка зрения по поводу характера ведущей деятельности подросткового периода принадлежит Д. И. Фельдштейнеру, который считает, что «главное значение в психологическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность» [28, с. 114].
Часто подросток вызывает ассоциацию с трудновоспитуемостью и проблемностью. Анализ психологической литературы по данной теме позволяет сделать вывод о том, что причиной «трудновоспитуемости» подростков являются противоречия.
Многочисленные исследования отмечают такой факт, что подросток буквально «соткан» из противоречий. В работах известных отечественных и зарубежных психологов выявлены характерные черты подростков: «астеничность, чрезвычайно повышенная возбудимость, частые смены настроения и одновременно устойчивость эмоциональных переживаний (Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, А. П. Краковский, Д. И. Фельдштейн); наличие примитивной формы памяти, носящий эмоциональный и образный характер, и в то же время переход к формальному абстрактному мышлению (Л. С. Выгодский, Ж. Пиаже, Д. И. Фельдштейн); стремление к общению с товарищами и при этом замкнутость, уход в себя (И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин).
Особенности развитие игры детей 3-4 лет
... саморазвития и самореализации у детей 3 – 4 лет, оказывающими влияние на развитие ролевой игры, выступают: В 3 года – самоощущение и ... с самоотношением, коррелирует с развитием самосознания ребенка и обусловливает невозможность полноценного развертывания в игровой деятельности позиций «Я сам» ... Д. Зиглер. СПб. , 2009. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2008. Эльконин Д. Б. Социальная природа ролевой ...
Потребность в аффилиации, принадлежности, включённости в какую-то общность, группу сосуществует у подростков с потребностью в приватности, обособлении, с неустойчивостью круга близких друзей, отсутствием постоянных отношении (И. С. Кон).
Наряду со стремлением утвердить свою индивидуальность, подчеркнуть независимость присутствуют чрезвычайный конформизм, желание «быть как все».
Поведение подростков характеризуется, с одной стороны, защитой от взрослого мира, с другой — желанием приобщится к этому миру (Л. С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон).
Возникновение самостоятельности и ответственности сопровождается постоянным изменением взглядов, интересов, авторитетов (Л. С. Выгодский, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин)» [55, с. 18].
Изменения в поведении подростка сказываются на его социальном окружении, общении, интересах и учебной деятельности. «Подросток продолжает оставаться школьником, учебная деятельность сохраняет свою актуальность, но в психологическом отношении отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребёнка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них» [28, с. 113].
Личность подростка, особенности и динамика его развития находятся в центре внимания большого числа исследователей в области возрастной и педагогической психологии. «Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребёнок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость» [28, с. 112].
Взрослые становятся для подростка «оппозицией» и вызывают противоречия: обойтись без помощи взрослых нельзя, но и с ними трудно. Поэтому подростки стараются найти помощь и поддержку среди сверстников.
«В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. Интимно- личное общение со сверстниками – это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование психики» [28, с. 113].
Подросток в процессе своего формирования стремится найти поддержку. Как правило, подростки не выносят одиночества и стремятся к общению с теми, у кого находят одобрение своим поступкам, поддержку стремлениям и сочувствие возникшим проблемам, которые кажутся им неразрешимыми.
«Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей». В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л. С. Выгодского, Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейна, Г. А. Цукерман и других» [28, с. 112].
Аддиктивное поведение подростков
... поведения. Актуальность Целью данной курсовой работы является выявление особенности личности подростка с аддиктивным поведением. ... поведение личности" выделяется подгруппа так называемого зависимого или аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение представляет собой серьезную социальную ... стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации". Аддиктивное поведение, ...
Основными особенностями подросткового возраста являются:
- наличие противоречий, трудностей, столкновений в поведении и общении с окружающими;
- стремление достичь независимости от родителей;
- потребность в интимно-личностном общении со сверстниками;
- половое созревание и неравномерное физиологическое развитие;
- трудности в общении со взрослыми, негативизм, упрямство и отчуждение;
- смена интересов и личностных потребностей;
- склонность к девиантным формам поведения.
Таким образом, подросток – это личность, находящаяся на грани взросления и поиска путей вхождения во взрослую жизнь. Часто этот поиск происходит путём нежелательных и социально-опасных форм поведения, которые в обществе признаются отклонениями от нормы, а в научной литературе называются девиантным поведением.
«Подростки с девиантным поведением входят в группу особого риска по нарушению правил безопасного поведения, прежде всего в области социальной безопасности (посещение матчей, участие в массовых беспорядках) и саморазрушающих действий ( употребление психоактивных веществ, ведение нездорового образа жизни, ранние половые связи) [52, с. 28].
Девиантное поведение – это «система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в норм. Чаще всего под девиантным понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам» [29, с. 61].
Выделяются следующие типы девиации:
- по направленности: негативные, позитивные (героизм), безразличные (коллекционирование);
- по мотивации: агрессивные и корыстные;
- по субъекту: индивиды, социальные группы, социальные организации;
- по масштабности проявления: индивидуальные, групповые;
- по ориентации: экстраверты и интроверты;
- по форме проявления: хулиганство, агрессия, воровство, алкоголизм и так далее.
Девиация может быть выражена двумя уровнями – докриминальным и криминальным.
Докриминальный – «уровень поведения человека ( подростка), когда он ещё не стал субъектом преступлений и его социальные отклонения проявляются в виде: мелких правонарушений; несоблюдение норм морали, правил поведения в общественных местах; уклонения от общественно полезной деятельности; злоупотребление алкоголем, немедицинского употребления наркотических, токсических средств, разрушающих психику» [30, с. 62].
Докриминальные формы девиантного поведения наказываются административными взыскания в пользу государства с родителей или законных представителей несовершеннолетнего.
Криминальный – «уровень поведения человека, когда социальные отклонения выражаются в преступных, уголовно наказуемых действиях, рассматриваемых следственными и судебными органами, а сам человек (подросток) становиться субъектом преступления»[30, с. 62].
Рассмотрим причины и формы девиантного поведения подростков.
Социальная адаптация людей пожилого возраста
... действий и наметить их последовательность. Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование теорий освобождения, активности, ... пожилых людей, живущих в домашних условиях и в домах для престарелых. По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают хроническими отклонениями ... досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, ...
Как и любое явление, девиантное поведение имеет свои причины, обусловленные рядом факторов, среди которых наследственный, психолого-педагогический, социальный факторы, а также социальная деятельность самого индивида.
Также, к девиации может привести ряд проблем: социальные, медицинские, психологические и педагогические.