Особенности самоотношения личности с разным уровнем самоактуализации у старшеклассников

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретический анализ понятий самоотношения личности и уровня самоактуализации личности

1. 1 Психология самоотношения. Самоотношение в структуре личности

1.2 Структура самоотношения

1.3 Организация компонентов самоотношения в единую систему

В условиях современных социальных трансформаций, когда повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию, важное значение приобретает осознание человеком того, что в своем жизнеустройстве он должен полагаться, прежде всего, на самого себя.

Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самореализация определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к этим качествам личности, поэтому в настоящее время на первый план выходит именно проблема оптимизации всех средств развития личности.

В научном плане проблема самоактуализации имеет сложный междисциплинарный характер, являясь предметом философии, социологии, педагогики, синергетики, акмеологии, валеологии, медицины и других наук о человеке и обществе. Однако именно психологии принадлежит приоритет в вопросах возможностей и условий раскрытия потенциала человека.

Данная тема очень актуальна потому, что современное общество предъявляет человеку серьёзные требования. Чтобы быть успешным, человеку необходимо обладать рядом таких качеств и способностей, как способность преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивость, инициативность, терпеливость, стрессоустойчивость и т.д., Это особенно важно для старшеклассника, так как именно в этом возрасте перед ним стоит задача самоопределения как личностного, так и профессионального. Он стоит на пороге во взрослую жизнь, становится относительно самостоятельным, школьные годы заканчиваются и старшекласснику предстоит выбрать учебное заведение, он попадает в новый коллектив, где может проявить себя тем или иным образом.

Актуальность изучения проблемы самоактуализации объясняется также недостаточной разработанностью ее методологии и общих концептуальных основ. Несмотря на пристальное внимание к проблеме самоактуализации, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема. Исследование этой проблемы необходимо вести не только в теоретическом, но и в экспериментальном направлениях.

2 стр., 634 слов

Проблемы деградации общества

... вероятность быть ограбленным, а может, даже и убитым. В таком обществе просто страшно жить. моральный ценность общество деградация Пожалуй, даже животные более благородны. Стоит человеку дать возможность ... все это взялось? Мне кажется, что корень проблемы - в изменении моральных ценностей каждого человека, а значит, и изменении морали общества в целом. Мораль просто потерялась. Мать ...

Объектом исследования являются самоотношение старшеклассников, как эмоционально-ценностный компонент самосознания.

Предмет исследования: самоотношение и его взаимосвязь с различным уровнем самоактуализации личности старшеклассников.

Цель: изучить взаимосвязь самоотношения личности старшеклассников с различным уровнем самоактуализации.

Теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме позволил сформулировать гипотезу: структура самоактуализации при разных уровнях самоотношения имеет общие и отличительные особенности; степень самоактуализации влияет на уровень самоотношения личности; основные параметры самоактуализации характеризуют внутреннюю позицию человека не только по отношению к себе, но и его позицию по отношению к другим людям, к миру в целом и проявление этих позиций в поведении.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить самоактуализацию личности старшеклассников.

3. Исследовать самоотношение, как неотъемлемую часть структуры личности.

4. Выявить взаимосвязь самоотношения и самоактуализации личности.

В исследовании использовались методика МИС (С. Р. Пантилеев, В.В. Столин) и методика САМОАЛ (Э. Шостром в адаптации Н.Ф.Калиной).

Был проведен корреляционный анализ полученных результатов (метод корреляции Пирсона).

Выборку составили учащиеся 9-х, 10-х и 11-х классов средней школы №167 г.Минска. Всего в исследовании приняло участие 90 человек в возрасте от 15 до 18 лет, из них 28 юношей и 62 девушки.

Практическая значимость работы состоит в следующем:

1. Выявлены особенности взаимосвязи уровня самоотношения и проявления самоактуализации старшеклассников.

2. Результаты исследования имеют прикладное значение и могут быть использованы учителями и родителями для выстраивания межличностных отношений, при организации совместной деятельности школьников. А так же разработаны практические рекомендации по развитию самоактуалиазации и по развитию уверенности в себе старшеклассников.

Структура работы. Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретический анализ понятий самоотношения личности и уровня самоактуализации личности

1.1 Психология самоотношения. Самоотношение в структуре личности

Личность — системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием — подструктурой самоотношения. Одним из важнейших отношений социального бытия человека

является его отношение к себе. Любое проявление человека как

социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.

Для обозначения содержания самоотношения используются такие термины, как самоуважение, симпатия, самоприятие, любовь к себе, самоуверенность, самоуничижение, самообвинение и множество других.

В современной психологии отсутствует единый подход к определению такого феномена как отношение человека к себе, несмотря на то, что он активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к себе, позволяет говорить о большом разнообразии используемых для описания его содержания психологических категорий. Можно назвать такие понятия как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и др. Их содержание раскрывается с омощью таких психологических категорий как «установка» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н.Мясищев), «аттитюд» (M.Rosenberg, R.Wylie, S.Coopersmit), «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн).

9 стр., 4139 слов

Отношение человека к природе в античности и средневековье

... экологического сознания (совокупность представлений о взаимосвязях в системе "человек природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней) в данную ... частей. В античном обществе, в философии, да и в культуре в целом ведущей идеей был космоцентризм. Космоцентризм -- это первый этап развития античной философии, который часто ...

Вместе с тем, анализ той психологической реальности, которая «скрывается» за данными понятиями позволяет более досконально разобраться в феноменологии отношения человека к себе.

К наиболее употребляемым категориям, раскрывающим сущность отношения человека к себе, можно отнести четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самоотношение» и «эмоционально ценностное отношение к себе».

Самоотношение как свойство личности теснейшим

образом связано с целями ее жизни и деятельности, с ее ценностными ориентациями, выступает важнейшим фактором образования и стабилизации ее единства [3; 54]. Выступая устойчивой личностной чертой, самоотношение тесно связано с другими свойствами личности, особенно волей. Оно влияет на формирование содержания, структуры и формы проявления целой системы психологических особенностей личности. Человек с низким самоуважением — это человек с устойчивым чувством неполноценности, ущербности, ранимостью, чувствительностью к внешним воздействиям, оторванностью от реального взаимодействия с другими людьми. В сфере деятельности такое отношение к себе может проявляться в непоследовательности и нерешительности. Личность с пониженным самоуважением отличается неустойчивым внутренним миром, не обладает твердой и последовательной линией поведения в общении, во взаимоотношениях с другими людьми.

Итак, глобальная самооценка является тем психологическим понятием, в котором наиболее детально отображена такая сторона отношения человека к себе как его чувство в адрес «Я». Это чувство является устойчивым психическим образованием и обнаруживает себя как личностная черта (свойство, смысловая диспозиция).

Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н.Узнадзе. В данной традиции концептуальная модель самоотношения как социальной установки наиболее детально разработана Н.И.Сарджвеладзе.

Этот исследователь впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. По мнению исследователя, отношение к себе наряду с социальным статусом и установкой личности к внешнему миру, составляет содержание системы «личность — социальный мир». Самоотношение личности понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его составляющих [3; 42]. Его структура рассматривается как состоящая из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной активности («образ — Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе — переживания и оценки собственной значимости как субъекта социальной активности, образующих рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов с потребностно-мотивационной сферой личности отношение к себе включается в процесс деятельностной и личностной саморегуляции, стимулирует развитие познавательной и личностной субъектности человека.

16 стр., 7519 слов

Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации

... взаимообусловленные элементы управления персоналом. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение, Предпосылки развития организационного поведения ... имеют прямое отношение к проблемам межличностного общения и группового взаимодействия людей. На научной основе ... развившееся на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ставящее ...

Итак, исследователи, которые определяют самоотношение личности как установочное образование, акцентируют свое внимание на его месте в системе саморегуляции. При этом саморегуляция понимается как процесс организации личностью своего поведения, «в который включены результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе» [8; 126]. Необходимо отметить, что в отношении именно регуляционного аспекта самоотношения психологи проявляют самый большой исследовательский интерес. Отношение личности к себе оказывает влияние на проявление социальной активности личности, обусловливает ее адекватность и дифференцированность. Оно выступает мотивом саморегуляции поведения и актуализируется на всех этапах осуществления поведенческого акта, начиная с его мотивирующих компонентов и заканчивая собственной оценкой достигнутого эффекта поведения, участвует в механизмах регуляции поведения от уровня конкретной ситуации деятельности до уровня длительной реализации идейных замыслов. психологии представлено огромное количество исследований, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением [2; 89]. В них отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала, влияет на свободу выражения чувства, уровень самораскрытия в общении. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. Одним из мотивов, побуждающих человека соблюдать моральные нормы, является его стремление сохранить положительное самоотношение. В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [1; 98]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание, в связи с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [4; 63]. Отрицательное, конфликтное отношение личности к себе обусловливает ее отклоняющееся поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения, является одной из причин девиации [17; 104], положительно коррелирует с депрессией [6; 98]. В процессе познания реального мира человек вносит нечто свое, субъективное. Он обращается, прежде всего, к тем воздействиям, которые ввиду их тесного отношения к его собственным потребностям, интересам, склонностям, оказывают на него сильное влияние. «Один и тот же реальный мир «поворачивается» для отдельного человека как бы особой своей стороной… Из одного и того же явления и объекта «вычерпываются» разные содержания; их сущность, оставаясь одной и той же в многочисленных индивидуальных восприятиях, приобретает для каждого человека свой особый смысл…» [8; 105].

4 стр., 1546 слов

Психические свойства личности и межличностные отношения

... совместимость и др.). Совокупность психических свойств образует психический склад личнос- ти. Совокупность свойств личности - темперамент, способности, характер ... оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную ре- активность, высокую чувствительность ... культуры, в сис- теме общественных отношений. Природные стороны человека не следует противопоставлять ...

Человек с высоким чувством собственного достоинства чаще всего рассматривает аспекты своей жизни как важные, верит в их реализацию, его восприятие себя, своих поступков более целостно и осознано [7; 99].

Таким образом, в исследованиях регуляторной функции самоотношения личности можно выделить три взаимодополняющих друг друга аспекта:

  • изучение влияния отношения личности к себе как субъекта жизненных отношений на ее поведение;
  • изучение самоотношения личности как детерминанты самовосприятия;
  • изучение обусловливания самоотношением личности ее восприятия других людей.

В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент самосознания [2; 86]. Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает в силу того, что его когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается эмоциональный компонент самосознания, является термин «эмоциональноценностное самоотношение».

Теоретические основы понимания самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая ввела в научный обиход понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический вид эмоционального переживания», в котором отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает, «открывает» относительно самой себя [8; 26]. Переживание при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования самоотношения, через который человек осознает ценностный смысл собственных отношений к себе. Оно может протекать как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и в «инактуальной форме» (П.М. Якобсон), «когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция» [9; 109]. Формирование самоотношения как аффективного компонента самосознания осуществляется на двух уровнях самопознания. На первом уровне эмоционально-ценностное самоотношение возникает как результат соотнесения человеком себя с другими людьми.

В этом случае при познании себя человек преимущественно опирается на внешние моменты. Итогом такого самопознания являются единичные образы самого себя и своего поведения, которые как бы привязаны к конкретной ситуации. Здесь еще нет целостного, истинного понимания себя, связанного с осмыслением своей сущности. Ведущими формами самопознания в рамках сравнения «Я-другой» являются самовосприятие и самонаблюдение. На втором, более зрелом уровне самопознания, формирование самоотношения осуществляется в рамках сравнения «Я-Я» посредством внутреннего диалога. Ведущими формами такого самопознания являются самоанализ и самоосмысление [4; 51].

13 стр., 6316 слов

Локус контроля личности

... самоотношения и типа локуса контроля матерей на развитие эмоциональной ... личности, т.е. самосознание. «Самосознание личности - это совокупность психических процессов, посредством которых личность ... характеристика, - в работах А.И. Захарова, ... субъекта (это и есть С.) - тело, повдение, потребности, чувства, характер, в т.ч. самосозниние (интрспекция, рефлексия)» [6, с.486]. «Идея того, что самосознание ...

Наиболее перспективным в современной психологии является рассмотрение самоотношения как непосредственной представленности в сознании личностного смысла «Я». Здесь самоотношение не базируется на оценке социальной желательности воспринимаемой в себе черты, и не является прямым следствием знания о себе, хотя феноменологически выводимо из него. В основу такого подхода положена идея о том, что в основании самоотношения лежит оценка личностью своего «Я», собственных черт по отношению к мотивам, которые выражают ее потребность в самореализации [7; 81]. Самоотношение в рамках данного подхода понимается как формируемое в процессе соотнесения личностью собственных качеств с мотивами ее самореализации. В сознании субъекта самоотношение семантически оформляется (когнитивная составляющая) и переживается (эмоциональная составляющая).

Когнитивная составляющая самоотношения в сознании выражается в субъективном наделении себя чертами, т.е. в самовосприятии, эмоциональная — в возникновении эмоций, чувств, направленных на самого себя [8;29]. Субъект при этом относится к своему «Я» в зависимости от того, воспринимается ли оно как негативное, позитивное или конфликтное (противоречивое) условие достижения мотивов личности. Отсюда отношение человека к себе может быть позитивным («Я» — условие, способствующее самореализации), негативным («Я» — условие, препятствующее самореализации) или конфликтным («Я» — условие, в одно и то же время и способствующее и препятствующее самореализации) [8; 151]. Таким образом, третьим важнейшим аспектом рассмотрения самоотношения является его изучение как компонента самосознания. Наиболее часто при этом для обозначения самоотношения как труктурной составляющей самосознания используется понятие «эмоционально-ценностное самоотношение». Проведенный анализ позволяет говорить о существовании трех разных подходов рассмотрения отношения человека к себе: понимания самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания), как черты личности (самоотношение в структуре личности), как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).

Их интеграция возможна на основе методологического положения о единстве деятельности, личности и (само)сознания [4; 68].

Существуют три вида самоотношения — позитивное, конфликтное, негативное, различающихся рядом качественных характеристик.

Позитивное самоотношение связано с высокой оценкой своей личности, что определяется средними и высокими значениями эмоциональных и когнитивных компонентов самоотношения при низком уровне самообвинения.

Амбивалентное самоотношение характеризуется конфликтным самовосприятием и самооцениванием, что определяется повышением уровня самообвинения.

Негативное самоотношение проявляется в общей отрицательной оценке своей личности, что инициируется высоким уровнем самообвинения.

Выявлена противоположная зависимость между компонентами самоотношения и самообвинением, т. е. с ростом последнего образования, составляющие самоотношения, приобретают конфликтные или отрицательные черты.

8 стр., 3634 слов

Духовность человека

... обогащение ума и души растущего человека. В данном реферате, давая определение духовности человека, мы не можем обойти ... самоотношения, должно вести индивида к осознанию необходимости самосовершенствования как момента индивидуального развития каждого человека. Формирование личности ... силу социального развития и воспитания у человека возникает потребность в самовоспитании и формируются способности ...

С повышением значения эмоциональности наблюдается трансформация видов самоотношения с позитивного на амбивалентный или негативный. Полагаем, что изменений в модальности самоотношения не происходит, если область деятельности не является личностно значимой.

Вид самоотношения определяет активность поведения личности в разных сферах реализации — наибольшая энергичность свойственна личности при позитивном и двойственном самоотношении.

Самооценки являются адекватными при позитивном самоотношении, искаженными — при негативном и амбивалентном.

Позитивное и негативное самоотношение способствуют формированию интернального локуса контроля, но при негативном самоотношении личность экстернальна в сфере достижений. Амбивалентное самоотношение в виду непоследовательности и конфликтности соответствует экстернальному локусу контроля.

Положительное самоотношение активизируют личность к бесконфликтному использованию всех стилей коммуникаций, что не отмечается при амбивалентном и негативном самоотношении.

Рост рефлексивности отмечен при субъективной неудовлетворенности собой, тем не менее, он может не наблюдаться, если личность себе неинтересна или привязана к сложившемуся представлению о себе.

1.2 Структура самоотношения

Системный анализ самоотношения предполагает его рассмотрение как представленного одновременно на трех уровнях психологического бытия человека: деятельности, личности как субъекта этой деятельности и самосознания как смыслового ядра личности. Включаясь в ту или иную деятельность, личность осмысливает себя как субъекта деятельности. Результатом такого осмысления является отношение личности к себе как выражение в самосознании личностного смысла «Я» по отношению к мотивам самореализации. Формируясь в процессе осмысления личностью себя как субъекта жизненных отношений, самоотношение обнаруживается в структуре личности как смысловая диспозиция. При этом, будучи устойчивой, относительно независимой от актуального жизненного опыта, оно проецируется в деятельность как установка, состояние готовности личности к тому или иному поведению.

Важнейшими структурными образующими самоотношения также являются: самоуважение (саморуководство, самоуверенность, социальная желательность Я); аутосимпатия (самопривязанность, самоценность, самопринятие); самоуничижение (внутренняя конфликтность, самообвинение).

В целом же самоотношение определяется им как эмоционально-оценочная система, как обобщенное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе.

В психологии существуют два противоположных подхода к объяснению строения самоотношения. В первом его рассматривают как одномерное, во-вторых, как сложноструктурированное психическое образование. Определение самоотношения как одномерного образования не нашло своего эмпирического подтверждения как в современной отечественной [5; 81], так и в зарубежной психологии. Некоторые исследователи определяют такое самоотношение «концептуально пустым понятием», «концептуальным фантомом». Теоретические основы рассмотрения отношения личности к себе как одномерного психического образования подвергаются критике за то, что они неявно предполагают, что сложностью и многомерностью обладает лишь сам объект познания — «Я», но не отношение к нему [12; 81]. Наиболее полно объясняющим строение самоотношения является его понимание как образования, сложность строения которого обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных отношений личности. Содержательный анализ структурных компонентов самоотношения позволяет выделить две различные по семантическому содержанию совместно функционирующие подсистемы: «оценочную» и «эмоционально ценностную». В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности».

10 стр., 4916 слов

Влияние самооценки на поведение человека в социуме

... самоотношения индивида и включающую общую самооценку , отражающую уровень самоуважения , целостное принятие или непринятие себя , и парциальные , частные самооценки , характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности ... , компонент Я-концепции , самопознания , и как процесс самооценивания . Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида , принятая им система ценностей ...

В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие». Обе подсистемы находятся в отношении взаимного превращения.

Оценочная (оценочное самоотношение) и эмоционально-ценностная (эмоциональное самоотношение) подсистемы отношения к себе принципиально различны по своему содержанию. Смысл «Я» личности как субъекта тех или иных жизненных отношений обнаруживает свое выражение в этих подсистемах в различных «языках» — самооценках и эмоциональных отношениях. В основании формирования подсистем самоотношения лежат различные психологические механизмы. Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов. Оценочное и эмоциональное самоотношение по-разному связаны с личностными характеристиками, занимают специфичное место в системе саморегуляции личности. Для сохранения их позитивного тона используются различные по своему содержанию механизмы психологической защиты. Подсистемам самоотношения присуща своя, относительно независимая друг от друга, логика формирования. Формирование оценочного самоотношения осуществляется на интерсубъективном уровне оценки в виде операций социального сравнения, или сравнения с выработанными в обществе нормами и эталонами. «Я — хороший» в этом случае идентично «Я лучше, чем другие». Данная подсистема отношения к себе строится на оценке собственной эффективности в достижении поставленных целей, на сравнении собственных достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей. В конечном итоге она отражает субъект — субъектные отношения превосходства и предпочтения, а также тесно связана с лишенными смыслообразующей функции «мотивами-стимулами», и с такими характеристиками личности как устойчивость к стрессу, уровень принятия социальных норм, высокий самоконтроль, акцентуация характера. Будучи производным, по крайней мере, из трех источников — самоэффективности, мнения окружающих людей и самооценки достижений личностно значимых целей, оценочное самоотношение открыто для «самонаблюдения», пронизано «социально желательными» характеристиками: успешностью в деятельности, достижением поставленных перед собой целей, статусным положением личности. Последние характеристики обусловливают зависимость оценочного самоотношения от актуального жизненного опыта, его высокую подверженность трансформации, «легкость» поддержания на относительно устойчивом позитивном уровне. Можно сохранить высокий уровень самоуважения потерпев неудачу, например, в налаживании деловых контактов, зато взяв реванш, доказав свою высокую профессиональную компетентность. Гораздо труднее продолжать считать себя хорошим, порядочным человеком, предав друга, зато проявив заботу о своих престарелых родителях [5; 120]. Организация модальностей оценочного самоотношения в единую систему осуществляется в соответствии с принципом «психологической центральности»: во-первых, по степени их отчетливости в сознании, во-вторых, по их важности, в-третьих, в соответствии с их последовательностью и логической согласованностью друг с другом.

4 стр., 1668 слов

Биологическое и социальное в личности человека

... быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. 2. Соотношение биологического и социального в личности человека Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического ...

Эта подсистема формируется на интрасубъективном уровне оценки в рамках сопоставления «Я-Я» и отражает степень соответствия личностных качеств тем требованиям, которые предъявляет к себе оценивающий. В этом случае оценка себя осуществляется по принципу «нравится — не нравится», а «Я хороший», идентично «Я лучше себя самого». Эмоциональное самоотношение принципиально не имеет внешних по отношению к личности оценочных оснований и мало зависит от ее реальных успехов и неудач. Эмоционально-ценностная составляющая самоотношения более «закрыта», индивидуализирована, зависима от субъективных критериев оценки, и в результате этого является достаточно стабильным личностным образованием, относительно мало подверженным влиянию актуального, текущего опыта. Она выражает обобщенную, неискаженную оценку личностью своего «Я» как условия самореализации и тесно связано с ее смыслообразующими мотивами. Эмоциональный компонент является инвариантным, неизменно присутствующим в структуре самоотношения достаточно независимо от характеро-типологических свойств субъекта [9; 75]. Его поддержание на высоком позитивном уровне чаще всего осуществляется за счет активной самоподачи и самоприукрашивания, исключения из образа «Я» черт, которые могут вызвать даже тень самонепривлекательности [7; 69]. В основании интеграции компонентов эмоционального самоотношения в единую систему лежит принцип «смысловой интеграции» [5; 74]. Иерархия модальностей эмоционально-ценностного самоотношения задается их личностным смыслом в отношении мотивов самореализации. Каждой из подсистем самоотношения присуще свое особое место в системе саморегуляции личности.

В психологии традиционно выделяются две принципиально разные потребности человека: потребность в самоуважении и потребность в эмоциональном принятии. Потребности личности в самоуважении и эмоциональном самопринятии принципиально по-разному обнаруживают свое выражение в самовосприятии, восприятии других людей, в ее межличностных установках. В современной психологии накоплен богатый эмпирический материал, указывающий на устойчивое влияние самоотношения личности на ее самовосприятие и восприятие других людей, на ее поведение. Установлено, что оценочное самоотношение личности обусловливает средний уровень искажения восприятия ширины собственного тела: чем более адекватно оценочное самоотношение, тем меньше искажение восприятия личностью ширины своего тела. В то время как удовлетворенность собственными телесными качествами с учетом их субъективной значимости обусловливают величину и направление искажения относительно этого уровня.

1.3 Организация компонентов самоотношения в единую систему

Структурные составляющие самоотношения, вне зависимости от их семантического содержания и эмоционального тона, объединены в единую систему. В психологии можно выделить три подхода к объяснению организованности компонентов самоотношения. В рамках первого подхода их объединение объясняется как осуществляемое по «принципу аддитивности» самоотношения. Сторонники второго подхода обнаруживают в основании организации составляющих отношения личности к себе принцип «смысловой интеграции». Наконец, наиболее популярным в психологии является описание самоотношения как единой системы с учетом независимой и равноправной представленности в ней его основных структурных компонентов. Позиция исследователя в отношении организации компонентов самоотношения в единую систему чаще всего является тем фактором, который определяет выделение им типов данного психологического феномена. Исследователи, которые описывают содержание самоотношения личности с учетом независимой и равноправной представленности основных его структурных компонентов, его (самоотношения) типические особенности обнаруживают исключительно в комбинации составляющих модальностей. В рамках данной традиции наблюдаются значительные расхождения при выделении типов отношения к себе, что проистекает из разного понимания его структуры.

Общий уровень итогового самоотношения, в первую очередь, определяется уровнем самоотношения по наиболее значимому содержанию, степени его положительности или отрицательности. Самоотношение каждого субъекта имеет определенную качественную специфику. Эта специфика выражается в «эмоциональном тоне», и «семантическом содержании» самоотношения. Для одних индивидов глобальное самоотношение может переживаться преимущественно в форме самоуважения, а для других — в форме симпатии или любви к себе. «Самоотношение не строится как сумма эмоциональных проявлений по некоторому фиксированному перечню эмоциональных измерений, а скорее воплощается в ту или иную особенную форму (модальность) со специфической семантической окраской и определенным эмоциональным тоном» [7; 29].

Опираясь на изложенные взгляды, можно сделать вывод, что самоотношение не просто отражает обобщенные чувства положительности или отрицательности по отношению к себе, а само обладает сложным строением. Однако самоотношение не есть собственно психическое содержание человека. Строение и суть самоотношения могут быть раскрыты лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. При этом выражение смысла «Я» осуществляется, в основном, двумя способами — самооценкой и эмоционально-ценностным отношением.

1.5 Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности

В психологической литературе самоактуализация определяется как — стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2 2; 41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн, который считал, что организм как живая система стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс развертывания этих возможностей К. Гольдштейн назвал «самоактуализацией» и акцентировал, что самоактуализация в личности представляет собой основной мотив и цель ее жизнь.

Одними из наиболее известных позиций в отношении данной проблемы занимают концепции Абрахама Маслоу и Карла Роджерса. В гуманистической психологии А. Маслоу основными концептуальными определениями являются потребности и мотивы личности. Потребность представляет собой состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которой невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности. Потребность рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Потребности — источники активности человека [13 ; 487]. Исходным моментом формирования их является социальная обусловленность положения человека в среде. Наиболее элементарными потребностями человека являются влечения, которые ближе всего стоят к инстинктам. По источнику формирования, происхождения все потребности делятся на биологические и социальные — потребности физического и социального существования людей. В ходе развития человеческого общества не только расширяется и качественно меняется круг биологических потребностей, но постоянно возникают и специфически человеческие — социальные потребности. Существенные черты человеческих потребностей — это объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность. Человеческие потребности многообразны: сохранение вида и потребность в деятельности; потребность смысла жизни и потребность в свободе, труде, познании, общении.

Для классификации используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления — материальные и духовные; по происхождению — биогенные, социогенные; по возможности удовлетворения — идеальные, реальные, нереальные; по циклам жизнедеятельности — суточные, недельные и др.

А. Маслоу разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:

Ступень 1 — физиологические потребности — это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в защите.

Ступень 2 — потребность в надежности — стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости и т.д.

Ступень 3 — социальные потребности. Удовлетворение этой потребности необъективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.

Ступень — 4 — потребность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь речь идет об уважении, престиже, социальном успехе.

Ступень 5 — потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека. Доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет действующей.

Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и зашиты должны быть удовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут, и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви.

По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что какие-то творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скорее переносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них.

Удовлетворение высших потребностей в самоуважении и самореализации обычно приносит счастье, радость, обогащает внутренний мир и имеет своим результатом не только осуществление желаний, но, что важнее, — развитие личности и ее личностный рост. Люди, достигшие уровня самоактуализации, полностью реализовавшие свои способности и возможности, предстают как зрелая личность и отличаются следующими чертами: ориентация на объективную реальность и свобода от иллюзий, юмор, спонтанность, терпимость, демократичность принципов и отношений, идентификация со всем человечеством, нонконформность и интуитивное, четкое разграничение добра и зла, творческие способности.

Мотив, в теории Маслоу — это побуждение. Этим понятием обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике готовности, направляющей к определенной цели. Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности. Мотивация — побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий и психической регуляции, влияющий на количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями. Кроме того, именно мотивация помогает понять упорство и настойчивость, с которыми человек осуществляет выбранные действия, преодолевает препятствия на пути к избранной цели, к самореализации. Сила и активность мотивации выражаются в степени ее влияния на направление деятельности и ее успех.

Существуют определенные социокультурные различия в мотивации достижения. Высокая национальная мотивация достижения проявляется в непропорционально быстром экономическом развитии. Было показано, что в ее основе имеется, по меньшей мере, три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной тяжелой работы).

В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Согласно последним исследованиям он имеет следующую структуру: стремление к известности, престижу, признанию; стремление к соперничеству; стремление к достижениям в значимой деятельности.

Другой важный тезис, характеризующий самоактуализацию , был предложен К. Роджерсом [7; 10]. В нем описана идея о том, что люди способны определять свою судьбу. Создавая свою концепцию теории личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному совершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать следующие: кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я» складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации [13 ; 534]. Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности.

Действительно, люди свободные в решении, какой должна быть их жизнь в контексте врожденных способностей и ограничений. Убеждение в том, что самоопределение и самореализация является существенной частью природы человека, приводит, в свою очередь, к заключению, что люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют.

Таким образом, важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Эта фундаментальная тенденция является единственным мотивационным конструктом. Стремление человека к достижениям является способом совершенствования внутреннего потенциала. Люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству. В частности, предполагается, что они естественно и неизбежно движутся в направлении большей дифференциации, автономности и зрелости. Концепция роста, сконцентрированная на процессе реализации внутренних возможностей и личностного потенциала человека, четко отражает позитивный и оптимистичный взгляд на человечество. И, наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала.