ВВЕДЕНИЕ, Актуальность.
Важность проблемы духовно-нравственного развития связана с тем, что в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него позитивного и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Одними из основных причин ухудшения нравственного состояния детей являются разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, а также деструктивизация информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, ослабление коллективных форм совместной деятельности детей.
На современном этапе развития системы образования начальное общее образование общепризнано самоценной ступенью, фундаментом образования России всего последующего образования, а духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения выступают в качестве первоочередных задач системы образования РФ.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС НОО), в образовательной среде современной школы осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Как видно из основных положений ФГОС НОО, разработанного на основе нормативных документов, включающих Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова, они отражают общую ориентацию образования на достижение национального воспитательного идеала, на приобщение школьников к базовым национальным ценностям.
Воспитательная компонента в деятельности общеобразовательной организации становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности» и т.д. Вместе с тем анализ педагогической практики, реального осуществления воспитательного процесса в современной школе позволяет сделать вывод о том, что не все положения ФГОС НОО реализуются в полной мере.
Образование и духовно-нравственное становление личности
... - Ставрополь : Южное отд. РАО, 1993. 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральный Государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: ... Таким образом , эффективность духовно-нравственного воспитания дошкольников и школьников обеспечивается благодаря созданию целостной системы воспитания и образования , включающей современные методы ...
Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на духовно-нравственное развитие младших школьников, включая взаимодействие с родителями учащихся. В духовно-нравственном развитии и воспитании сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счет информирования родителей об успехах и проблемах ребенка, в лучшем случае – за счет психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения. Более того, анализ реальной практики позволяет сделать вывод о том, что духовному развитию младшего школьника в семье не уделяется должного внимания. Большинство молодых родителей, по свидетельству ученых, не готовы в полной мере к духовному развитию детей. Наблюдается существенный «перевес» в осуществлении одних ценностей в ущерб другим.
Научная разработанность проблемы.
Исследуемый процесс духовно-нравственного воспитания нашел отражение в фундаментальных работах Ю.П. Азарова, О.С. Богдановой, Н.М. Болдырева, Е.Н. Бондаревской, О.Д. Калининой, Б.Т. Лихачева, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой и др., в которых выявляется сущность теории нравственного воспитания, указываются пути и способы развития содержания, форм, методов нравственного воспитания. Все авторы отмечают, что именно в младшем школьном возраста происходит формирование основ духовно-нравственных качеств коллективизма, патриотизма, дисциплинированности, правдивости, доброжелательности, любви к труду, принципиальности, бережливости, интереса к профессии и пр.
противоречия
- реальной организацией и осуществлением процесса духовно-нравственного развития младших школьников в деятельности общеобразовательных организаций;
- недостаточным использованием возможностей этических бесед как средства духовно-нравственного развития младших школьников.
Проблемой, Объект исследования, Предмет исследования:
Цель : раскрыть духовно-нравственное развитие младших школьников посредством этических бесед.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить теоретические основы духовно-нравственного развития младших школьников;
- охарактеризовать этическую беседу как средство духовно-нравственного развития младших школьников;
- изучить нравственные ценности младших школьников;
- представить анализ практики проведения этических бесед с младшими школьниками.
Гипотеза исследования:
- если в содержание работы учителей будут включены компоненты, направленные на духовно-нравственное развитие младших школьников;
— — если будет использоваться вариативность и разнообразие методов, формы и приемов организации этических бесед.
Роль нравственного воспитания в развитии личности
... основ общества. Этому поможет нравственное воспитание. В данной работе будут рассмотрены проблемы нравственного воспитания, роль нравственного воспитания в развитии личности, понятие морали и нравственности. 1. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и ...
Теоретической основой исследования, Методы исследования, Экспериментальная база., Практическая значимость исследования, Структура работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Основы духовно-нравственного развития младших школьников
Духовность, как отмечает Т.И. Петракова, характеризуется как проявление «человеческого в человеке» [23, с.64]. Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности.
В работах исследователей подчеркиваются такие характеристики духовности, как ее отношение к субъективному (внутреннему) миру человека, идеальность. Духовность – это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это предмет человеческих стремлений, вектор (направленность) его души, устремленность к избранным целям (ценностям).
Научное понимание духовности сопряжено с обращенностью человека к:
- общечеловеческим ценностям и духовной культуре как ориентирам самореализации;
- высшим ценностным основам конструирования личности;
- выбору духовности как определенного способа существования индивида;
- ориентации на принцип саморазвития и самореализации человека;
- —духовность как мера религиозности;
- определенному психическому состоянию человека в ситуации творчества и экстремальных ситуациях;
- ориентации на решение смысложизненных проблем;
- сознательной устремленности к совершенству в процессе культурного развития, в накоплении и реализации духовного опыта;
- наличию особого качества общественного сознания, представленного как личностным, так и социокультурным аспектами;
- идее приобщенности к вере;
- высшей степени нравственного воспитания, пронизывающей весь воспитательный процесс.
Исходя из терминологического анализа, мы понимаем духовность как интегральную характеристику личности, стержнем которой являются высшие духовные ценности, отношения с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанную с обогащением духовного опыта личности. При этом духовность характеризуется готовностью и способностью к саморазвитию, самосовершенствованию в процессе взаимодействия с материальной и духовной культурой социума, поиска и оценки себя в обществе и мире в целом.
Духовность проявляется не только в содержании, но и в тех средствах, которые способствуют ее поддержанию, сохранению и развитию. Следовательно, главным условием, обеспечивающим духовность, выступают сознательные усилия человека, направленные на духовные составляющие его жизни. В наиболее распространенном понимании духовное является проявлением феномена духа, который, в свою очередь, воспринимается не просто как высшая форма психического, а как сверхпсихическая категория. Изначально дух, духовность – религиозные понятия, широко используемые и в философии. При этом и в религии, и в философии они не имеют однозначного определения, по-своему истолковываются в разных религиях и философских учениях. Несмотря на это, в философской литературе можно выявить некоторое общее понимание духовности, в своей основе не противоречащее ее пониманию и в христианской религии.
Обзор «Профессионализм как нравственная черта личности»
... людьми – объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как ... как правило, выступают мерой профессионализма в любой области. Профессионализм в целостной структуре личности Сущность человека бесконечна и неисчерпаема. Человек ... здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий ...
Важное значение имеет связь между духовностью и нравственностью. В религиозном понимании эта связь неразделима, так как, как отмечает А.С. Сушанский: «в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии» [6, с. 124].
Духовно-нравственное развитие личности определяется в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом [8].
Н.Л. Шеховская исследует духовность как высшую степень нравственного воспитания, пронизывающую весь воспитательный процесс [31, с. 10]. Автор обосновывает диалектическое единство духовности и нравственности, показывая, что эта идея традиционно развивалась философско-педагогическими мыслителями России второй половины ХIХ – первой половины XX в.
По мнению Н.Л. Шеховской, в русском философско-педагогическом наследии этого периода четко различимы православная и христианско-гуманистическая традиции. Они близки друг другу, но не идентичны [31, с. 10].
Анализ научной литературы показал, что понятия духовно-нравственного воспитания до второй половины XIX в. не существовало [2; 23; 24]. Лишь во второй половине XIX в. появляется терминология, близкая по смыслу этому понятию. Используются такие термины, как «нравственное воспитание» и «воспитание духовное». Духовно-нравственное понятие дается в частных категориях, например, литература духовно-нравственного содержания, духовно-нравственное состояние общества, коллектива и т.д.
Как показал анализ научных источников, это обусловлено тем, что понятия «духовность», «духовный элемент» в воспитании в указанное время носили православный, религиозный характер [2; 5; 17]. «Духовность» подразумевалась под термином «нравственность» как само собой разумеющееся, как фундамент православной нравственности. Нравственность в православном понимании не могла быть не духовной.
Введение термина «духовность» в формирование понятия нравственности связано с влиянием просвещения и трансформацией христианского нравственного идеала под влиянием просветительских гуманистических идей.
М.В. Головушкина отмечает, что во второй половине ХIХ века в педагогической мысли России сформировалось целое направление, ставившее своей задачей теоретическое обоснование, организационную и методическую разработку духовно-нравственного воспитания [6].
Автор констатирует, что проблемы осмысливались с позиций демократической педагогики (К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.), психологии (И. Сикорский, А. Лазурский, А. Нечаев, Н. Румянцев), православной этики (архиепископ Евсевий, протоиереи И. И. Базаров, И. Д. Белов, А. А. Олесницкий и др.) [6, с.121]. Все исследователи, в том числе и православные педагоги, признавали более широкие цели духовно-нравственного воспитания и необходимость для успешности воспитательного процесса интеграции последних данных всех наук о человеке, его духовной и телесной природе (педагогики, психологии, физиологии, антропологии, христианской этики, философской этики).
Духовность как основа человека
... плане нашей темы остановимся на двух самых общих классах человеческих отношений. а) Духовность как основа отношения человека к обществу, социуму в целом. Смысл этого отношения заключается ... человека, его свободы перед постоянно меняющимися ситуациями. Духовность, в конечном счете, приводит к своего рода смысловой космогонии, соединению образа мира с нравственным законом личности». ...
По мнению русских философов (Н.А. Бердяев, И. Ильин и др.), истинная духовность не существует вне нравственности [3; 11]. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
По утверждению И.А. Еремкина, именно любовь служит свидетельством духовности, выступающая критериальным, вековым для определения духа и духовности понятием [9, с.5].
Этой же точки зрения придерживаются и служители православной церкви. Первенствующей ценностью для личности, воспитывающейся в соответствии с православными традициями, была любовь – любовь к Богу, познававшаяся через любовь к ближнему, через заботу, помощь, самоотдачу и бескорыстное служение ему. … Начало своего воспитания и взращивания любовь обретала в самом близком и непосредственном окружении человека – его семье. Ибо невозможно говорить о проявлении любви к окружающим, к ближним тому, кто не обладает ею среди тех людей, с которыми он постоянно и непосредственно пересекается. И потому первостепенной задачей воспитания человека ставились навыки привития ему любви к родителям – через служение и послушание им [2, с.16].
В религиозном понимании связь духовности и нравственности неразделима, так как в христианстве нравственное чувство человека слилось в нераздельное с религиозным, вследствие чего и нравственное учение должно быть основано на религии [17, с.41]. В светском мировосприятии возможно рассмотрение духовности и нравственности как самостоятельных и самодостаточных категорий при их взаимодействии.
Как утверждает М.С. Каган, нравственность – почва, на которой вырастает духовность [13].
Духовность и нравственность объединяет понимание их с позиции аксиологии. Духовность и нравственность понимаются многими исследователями как внутренний стержень, имеющий ценностную основу. Человека духовно и нравственно развитого характеризует наличие высоких этических и эстетических ценностей и идеалов.
Т.И. Петракова отмечает, что духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности [23].
Своим пересечением духовность и нравственность, по мнению Т.И. Петраковой, образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности [23].
Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Нравственность, по мнению автора, рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.
Религия и воспитание человека
... 2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога ... разному и порой очень противоречиво. Религию связывают с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости ... воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия ...
Для нас принципиально важным в сфере воспитания является соотношение понятий «духовность» и «религиозность». Это поможет нам говорить о правомочности утверждения понятия духовно-нравственного, а не религиозно-нравственного воспитания.
Православная вера и Русская православная церковь влияли на формирование особого мировоззрения и мировосприятия народа. А.Е. Лихачев выделил характерные черты русской духовности, которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении религии или Церкви: стремление к красоте и гармонии во всем; разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброта расположения сердца и поступков; жизненная установка насамопожертвование, идеал жизни как служения Богу, Отечеству, ближним [17, с.41-43]. Духовность в православном понимании – это состояние единения человека и Бога, или общение человеческой личности с Абсолютной Личностью. Она является глубинным стержнем человеческого бытия, ею обусловлен весь ход становления личности, она определяет позицию человека в отношении смысла своей жизни, но редко осознается им во всей ее глубине [17].
Религиозность имеет своим центром постоянное поставление себя перед Богом, перед судом вечности, протекает прежде всего в сферах сознания, чувств и волевой саморегуляции. Важнейшее свойство религиозности то, что она обращена к духовной сфере человека, помогает глубже осознавать себя. Как отмечает А.Е. Лихачев, человек может и не разбираться в теологических тонкостях своего вероисповедания, но быть религиозным по своему душевному настрою [17].
Убеждены, что духовность несводима к религиозности, проявляющейся лишь в формальном соблюдении церковных канонов и обрядов. Но существует внутреннее единство этих категорий в органической глубине – вере в Бога.
Организация и осуществление процесса духовно-нравственного развития раскрывают методики духовно-нравственного воспитания.
Следует отметить, что духовно-нравственное воспитание понимается неоднозначно и в разной степени широты охвата действительности этим термином. С одной стороны, под ним понимают воспитание на религиозной основе, в традициях веры, религии, ее ценностей. С другой стороны, духовно-нравственному воспитанию придают и более светский характер, понимая его как феномен, характеризующий прежде всего внутренний мир личности и его развитие. Такое понимание представляется нам более широким, всеобъемлющим и соответствующим современной системе образования, которая носит светский характер.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию [8].
Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Духовно-нравственное воспитание организуется на основе ценностей православной культуры, воспитание гражданственности и патриотизма средствами истории и краеведения и военно-патриотической тематики, воспитание морально-этических качеств обучающихся [8].
Нравственный идеал человека в средневековой культуре Руси (Сергий ...
... в живую душу народа, в его нравственное содержание. 2. Духовно - нравственные идеалы Сергия Радонежского. Икона "Троица" преподобного Андрея Рублева Каковы же были духовно-нравственные идеалы самого преподобного Сергия, какие именно духовно-нравственные идеалы выступали в ... в течение всего периода "феодальной раздробленности" Древней Руси, когда отсутствовало государственное единство Руси, главным ...
В Концепции патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество представлены как равноценные категории.
То, что духовное и патриотическое неразрывны, представляя единое духовно-патриотическое, было аксиомой для многих философов и педагогов. Так, И.А. Ильин ставил патриотизм в основу нравственного и духовного воспитания молодежи: идея родины предполагает живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа [11].
В современных условиях проявление патриотизма становится нравственным индикатором гражданской зрелости [8].
Т.И. Петракова рассматривает духовно-нравственное воспитание как процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Объектом духовно-нравственного воспитания исследователь называет сердце человека, его цель – научение сердца любви [18].
Сформировать у ребенка правильные отношения с миром возможно, если опираться на определенную (в данном случае православную) систему ценностей (Бог, Истина, Добро, Любовь, Красота).
В работе под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Духовная составляющая воспитания заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. Нравственная составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую (смысложизненную) позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и миром.
Духовно-нравственное воспитание строится на ценностной основе, и ценности это, прежде всего, гуманистические, они носят непреходящий общечеловеческий характер: любовь, милосердие, сострадание, доброта, великодушие, трудолюбие и др. Это ценности, добродетели, личностные характеристики, которые делают человека прекрасным. Это ценности, лежащие в основе православной культуры и православной традиции. Это ценности, выступающие в качестве моральных норм, регулирующих поведение человека в обществе.
Исходя из положения В.С. Мухиной о том, что применительно к личности ребенка следует говорить лишь о формировании предпосылок, которые на каждой ступени психического развития создают личностные образования, имеющие непреходящее значение, определяющее дальнейшее развитие, представляется возможным говорить о духовности как интегральной характеристике (качестве) личности только в том случае, если на определенных этапах возрастного развития происходит становление, воспитание, развитие компонентов духовности как личностного образования [20].
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью [8].
Особенности формирования личности в процессе занятий физической ...
... воспитания состоит в том, чтобы управлять процессами усвоения. Возможности воспитания личности огромны. Воспитание может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, ... воспитанию установилось и во всей мировой психологической и педагогической литературе. Вот почему обычно этот возраст максимально используется для формирования личности, ... к нравственному воспитанию, так как укоренившиеся в нем ...
Убеждены, что духовность не обретается личностью благодаря преподаванию одного-двух специальных учебных предметов. Духовность только тогда становится имманентной стороной личности, когда ею проникнут весь воспитательный процесс, когда каждый предмет с присущей ему спецификой реализует задачу духовно-нравственного воспитания.
Младший школьный возраст наиболее восприимчив для нравственного развития, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В этой связи первоочередной задачей начальной школы является задача формирования ценностей и основ гражданского самосознания, в противном случае у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм.
Важно учитывать, что процесс образования не ориентирован на формирование высокого уровня нравственной воспитанности. Воспитанность правомерно рассматривать как качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям, на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В подтверждение этому К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [27, с.311].
Нравственный подход в процессе преподавания означает, что на всех ступенях образования, в том числе и начальная, при изучении любого предмета в самом мышлении, оценках, переживаниях ученика и учителя присутствует нравственный элемент. В этом случае духовно-нравственное воспитание младших школьников будет осуществляться не только посредством формирования чувства патриотизма на уроках мужества, изучении гимна, флага, герба своего Отечества, не только при ознакомлении с основами религиозной культуры на уроках православия и во время тематических экскурсий, но и посредством, например, трудового воспитания, воспитания искусством.
Таким образом, категория духовности по своей сути сложна и многоаспектна, с чем и связано разнообразие ее толкований. Эволюция категории «духовность» происходит не линейно, а представляет собой преемственность научных традиций. В работе духовность понимается как интегральная характеристика личности, стержнем которой являются высшие духовные ценности, отношения с самим собой и окружающим миром во всех его проявлениях, связанная с обогащением духовного опыта личности. Духовно-нравственное развитие – это последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. В работе под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. Это педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию.
Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования
... вариативная логика включения студентов педагогических вузов в процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания процесса физического воспитания, учитывая их опыт в ... личности педагога-профессионала (Л.М. Митина). Подвижность и гибкость профессиональных установок препятствуют процессу "регресса компетентности" (А.К. Маркова) как негативному результату педагогического ...
3