Актуальность исследования:
Сегодня проблема социальной реабилитации детей с болезнью Дауна становится всё более актуальной вследствие того, что их число имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую наше общество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа детей с вышеуказанным диагнозом следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий планомерных социальных решений.
Несомненно, дети с болезнью Дауна испытывают огромные трудности во время вхождения в социум, и им требуется комплексная социальная помощь (Лисовский В.А., 2004).
Социальная реабилитация детей с болезнью Дауна нужна для того, чтобы с самого детства, люди с синдромом Дауна планомерно входили в общество, принимали его законы и нормы и адаптировались в сфере социальных отношений. Этот процесс положителен не только для самого человека с отклонением в состоянии здоровья, но и для общества окружающего его, оно тоже претерпевает изменения в положительную сторону, набирается толерантности и осознает важность присутствия их в обществе.
Использование средств лечебной физической культуры необходимо в данном процессе, так как человек с отклонениями в состоянии здоровья при занятиях лечебной физической культурой не только получает курс реабилитации физического недуга, но и постоянно находиться в новой социальной среде где он встречает положительное влияние этого микро социума, что как следствие ведет к приобретению нового опыта и налаживание межличностных связей (Холостова Е.И., 2006).
Исследования в данной теме нужны для того чтобы выявить уровень влияния занятий лечебной физической культурой на вовлечение людей с синдромом Дауна в социальную среду.
Новизна исследования: на основании анализа и обобщения опыта работ ведущих специалистов, а также проведенного педагогического эксперимента, мы планируем дополнить существующий в научно — методической литературе информацию по вопросам социальной реабилитации детей среднего школьного возраста с синдромом Дауна, в частности, развития их коммуникативных способностей на занятиях ЛФК.
Объект исследования: социальная реабилитация детей с болезнью Дауна.
Предмет исследования: социальная реабилитация учащихся 14 — 16 лет с болезнью Дауна средствами ЛФК.
Глава 1. Современное состояние социальной реабилитации детей с болезнью Дауна в России и других странах
1.1 Понятие о социальной реабилитации и ее функциях
Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также на изменения социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Курсовая работа синдром дауна
... именно сын, родившийся с синдромом Дауна, «научил меня ценить необычных детей, судя по их способностям и чертам характера, а не по ограничениям, которые наложила болезнь». Когда человек обделен ... а потом работают помощниками воспитателей и вспомогательным медицинским персоналом, выполняют некоторую офисную работу, трудятся в кафе и супермаркетах. В Беларуси работодатели, да и общество в ...
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения её принципов. К ним следует отнести:
- этапность;
- дифференцированность;
- комплексность;
- преемственность;
- последовательность;
- непрерывность в проведении реабилитационных мер;
- доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся.
Рассмотрим особенности социальной реабилитации детей с болезнью Дауна.
Социальная реабилитация детей с болезнью Дауна как инвалидов детства объявлена одним из приоритетных направлений социальной политики современного государства. Реабилитация в данном случае направлена на компенсацию жизнедеятельности детей с болезнью Дауна, а также на максимальное восстановление социального статуса (Галогузова М. А., 2003).
Основные функции социальной реабилитации сводятся к системе следующих мероприятий: обследование (диагностика), постановка социального диагноза и определение реабилитационного потенциала, планирование реабилитационных мероприятий с программирующейся гибкостью, обеспечение реабилитации (применяется междисциплинарный подход), мониторинг эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной не зависимости. Основными принципами социальной реабилитации являются: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий, непрерывность и поэтапность их проведения, системность и комплексность, индивидуальный подход. Институт социальной реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных и муниципальных органов и учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с негосударственными органами.
Деятельность как государственных, так и негосударственных структур, реализация различных моделей помощи инвалидам в социальной политике по отношению к лицам с ограниченными возможности в своей основе имеет программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей (Медведева Т.П., 2010).
1.2 Отличительные особенности социальной реабилитации в России и других странах
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социальной помощи детям с болезнью Дауна, как в России, так и за рубежом. Решению этой проблемы во многом способствует деятельность различных международных организаций: ЮНЕСКО, Всемирная организация здравоохранения, Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.
Во многих странах (напр., в США) разработаны государственные «программы раннего вмешательства», рассчитанные на помощь детям и их родителям практически с рождения малыша. «Программы раннего вмешательства» способствуют развитию у детей двигательной активности, речи, формирования навыков самообслуживания и социального поведения. По этим программам с ребёнком 1 — 2 раза в неделю занимается педагог-дефектолог (Рамзей Р., 2000).
В Англии многие дети с болезнью Дауна посещают дневные реабилитационные центры, которые работают 5 дней в неделю, с 6°° до 16°°. Учителя в этих центрах, помимо общепедагогического, имеют специальное дефектологическое образование. Детей младшего возраста учат определять цвета, формы и величины предметов; основное внимание уделяется развитию речи, формированию навыков самообслуживания и различными действиями с предметами.
В Финляндии для проживания людей с болезнью Дауна строятся специальные дома. В таких домах в комнатах на двоих или в квартирах живут взрослые люди, за которыми посменно присматривают обычные жильцы дома.
В Австралии, Германии дети с болезнью Дауна посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. В дальнейшем они обучаются в обычных классах или в специальных классах общеобразовательной школы. Взрослые с синдромом Дауна работают официантами, курьерами, помощниками садовника.
Через средства массовой информации у людей воспитывают чувство гуманности и толерантности. Так, в Швеции выпускают буклеты «Как ты должен себя вести, если встретишь непохожего на себя человека». В них кратко, тактично разъясняются особенности детей с ограниченными возможностями и даются рекомендации по установлению с ними общения (Барашнев Ю.И., 2007).
В помощь семье также выпускается необходимая литература. Например, в Италии издаётся журнал «Синдром Дауна». В этом журнале родители получают исчерпывающие рекомендации о воспитании и обучении своих детей.
В России же дети с болезнью Дауна находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства здравоохранения и социального развития. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет. Чтобы сохранить необходимый ребёнку контакт с семьёй и расширить его социальные связи, многие учреждения работают в режиме пятидневки, родители могут забирать ребёнка на летние каникулы и отпуска. В детских домах-интернатах педагогическая работа и работа по социализации ребёнка включает в себя 3 этапа:
1. С 4 до 8 лет у детей вырабатывают санитарно-гигиенические навыки, проводят занятия по развитию моторики и координации движений. Воспитанников приучают к адекватному поведению в группе, в актовом зале, в столовой, на прогулках. Организуется работа по развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка к обучению по специальной школьной программе.
2. С 8 до 16 лет воспитанники закрепляют навыки самообслуживания и личной гигиены. Детей с болезнью Дауна обучают счёту и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое внимание уделяется привитию хозяйственно-бытовых навыков.
- С 16 до 18 главное внимание отводится трудовому обучению. Приобретённые навыки помогают им в дальнейшем адаптироваться в трудовом коллективе.
По достижении 18-летнего возраста большинство воспитанников переводятся из детских учреждений в психоневрологические интернаты для взрослых, где они живут и занимаются той трудовой деятельностью, которой научились ранее. Небольшая часть детей с болезнью Дауна, достигших своего 18-летия, продолжают жить с родителями (Павленок П. Д., 2006).
Таблица 1
Россия |
США |
Англия |
Австралия, Германия |
Дома-интернаты (с 4 до 18 лет, 5-ти дневка).
|
«Программы раннего вмешательства» (практически с рождения, занятия 1-2 раза в неделю).
|
Дневные реабилитационные центры (5-ти дневка, с 6°° до 16°°).
|
Посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми, В дальнейшем они обучаются в обычных классах или в специальных классах общеобразовательной школы).
|
.3 Социальная реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья средствами физической культуры и спорта
Общепризнанно, что физическая культура и спорт гораздо важнее для человека с ограниченными возможностями чем для не имеющего таковых. Дело в том, что серьезный физический или ментальный недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений и ориентацию, что сопровождается психическим напряжением, которое затрудняет или даже исключает возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях развивается комплекс неполноценности, характеризующийся тревогой, потерей личного достоинства и уверенности в себе. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных мероприятиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни (Медведева Т.П., 2010).
Привлечь лиц с отклонениями в состоянии здоровья к занятиям физическими упражнениями и спорту — значит, восстановить утраченный контакт с окружающим миром. Спорт создает психические установки, необходимые для успешного воссоединения лиц с отклонениями в состоянии здоровья с обществом и участия в полезном труде.
Физическая культура, являясь фактором оздоровления и формирования здорового образа жизни, способствует профилактике инвалидизации населения. Использование средств физической культуры является эффективным, а в ряде случаев и единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации.
Ограничение функций физических упражнений, деятельности в области физической культуры по отношению к данной категории населения лишь лечебным направлением (лечебная физическая культура, физическая реабилитация, «тренирующая терапия» и т.п.) значительно уменьшает потенциал специально организованной двигательной активности человека, его духовно-телесной практики в решении проблем социализации инвалидов, гуманизаии и, вообще, повышении качества их жизни.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Наиболее эффективным методом социальной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья является именно адаптивная физическая культура. Адаптивная физкультура позволяет решать задачу социальной реабилитации в общество (Нестерова Г.Ф., 2006).
Адаптивная физическая культура (АФК) — это сложное и многофункциональное явление. Оно состоит из органически взаимосвязанных частей: адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, и адаптивная физическая реабилитация.
Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека (Ессеев С.П., 2000).
Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у инвалидов осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и, вообще, в осуществлении здорового образа жизни.
Другим компонентом АФК является адаптивный спорт (как базовый, так и высших достижений).
Если физическое воспитание создает начальную базу для всестороннего развития физических способностей и двигательных навыков, то массовый спорт способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытать чувство радости и полноты жизни от умения владеть своим телом, преодоления психологических трудностей, победы над собой (Московина А. Г., 2001).
Спорт содействует интеграции инвалида в общественную жизнь. Он позволяет включиться в социальные контакты с другими людьми. В спорте инвалид получает возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения. Кроме этих психологических аспектов, участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции. Это, в свою очередь, является существенным фактором социальной реабилитации инвалида (Крысько В. Г., 2006).
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
желание улучшать свои личностные качества;
стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
«Адаптивная» — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и адаптивная физическая реабилитация) является областью социальной практики, позволяющей эффективно решать задача интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в общество (Акатов Л.И., 2003).
Содержание адаптивного физического воспитания (образованна) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умении и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.
Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у инвалидов осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических; занятиях физическими упражнениями. И, вообще, в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии (Самарина В. Н., 2005).
Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижении) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах на состязаниях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем (Бальсевич В.К., 2008).
Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры человека с ограниченными возможностями, приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры.
1.4
Психофизические особенности детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна впервые был описан в 1846 году Эдуардом Сегеном, а позднее выделен в самостоятельную форму заболевания английским доктором Джоном Лэнгдоном Дауном и назван им монголизмом.
В основе болезни Дауна лежит аномалия хромосомного набора: у исследуемых количество хромосом в клетках 47 вместо 46 (3 вместо 2 хромосом 21-ой пары).
Такое нарушение кариотипа (трисомия) происходит в том случае, когда у матери при созревании половой клетки под влиянием пока что не изученных до конца причин произошло расхождение 21-ой пары хромосом, и образовавшаяся яйцеклетка содержит 24 хромосомы.
Ранее полагали, что трисомия имеет место только в яйцеклетке, но теперь известно, что эта мутация может возникать и в сперматозоидах.
Целый ряд общих признаков заболевания выявляется уже сразу после рождения. Для младенцев характерна резкая расслабленность мышц (так называемая гипотония), которая обуславливает «разболтанность» суставов. Весьма специфичны изменения лица — наружные углы глаз подняты вверх, в связи с чем глаза выглядят раскосыми, нос короткий, с широкой переносицей. Во внутреннем углу глаза, у переносицы, имеется вертикальная складка (эпикант или «третье веко»).
Лицо таких больных кажется плоским, немного выступают скулы. Рот, как правило, полуоткрыт, и виден большой язык, а также редкие зубы (в основном нижние), пластичные уши. Также наблюдаются укороченные пальцы кистей и поперечная складка на ладонях. Отмечается отставание в физическом развитии, вздутый живот, недоразвитие половых органов (Мудрик А.В., 2005).
Болезнь Дауна, как правило, сопровождается каким-либо пороком развития, иногда множественными нарушениями работы организма. Это могут быть:
- врождённые пороки сердца,
- нарушения зрения или слуха,
- стенозы,
- атрезии,
- склонность к аллергическим реакциям,
- частые простудные заболевания,
- ожирение или сахарный диабет,
- предрасположенность к лейкемии,
- заболевания щитовидной железы.
Частота нарушения слуха — примерно 60-80%, примерно 50% детей имеют ту или иную степень близорукости, и у 20% обнаруживается дальнозоркость.
Степень психического недоразвития колеблется от лёгких степеней умственной отсталости (дебильность, имбецильность) до полной идиотии.
Известно, что в настоящее время рождается один ребёнок с болезнью Дауна на 600-800 новорождённых. Чем старше мать, тем больше вероятность родить ребёнка с синдромом Дауна, однако и у молодых матерей могут появиться подобные дети. Причиной перестройки хромосомного набора могут служить различные эндокринные, хронические заболевания, влияние радиации, токсических веществ, вредного излучения, как и плохой экологии в целом.
Известно также, что мальчики с болезнью Дауна могут значительно отставать от своих здоровых сверстников в половом развитии или же наоборот, обгонять их. Несомненно, это происходит как следствие нарушения работы щитовидной железы.
На сегодняшний день не описано ни одного случая рождения детей у мужчин с синдромом Дауна. Женщины же могут быть фертильными, но у них высокий риск рождения ребёнка с тем же синдромом (Самарина В. Н., 2005).
Сегодня среди учёных ведутся споры о природе болезни Дауна. Актуальными являются несколько точек зрения.
Например, американский исследователь Уильям Мобли считает, что патологические процессы, возникающие в головном мозге при болезни Дауна, связаны с нарушениями связей между видоизменёнными нервными клетками.
Британские исследователи установили, что в тканях головного мозга людей, страдающих болезнью Дауна, повышена концентрация миоинозитола. Именно он и приводит к задержке умственного развития при болезни.
Совместные опыты российских и украинских учёных показали, что интенсивная терапия различных инфекционных заболеваний антибиотиками в период зачатия и в самом начале первого триместра беременности может быть связана с возникновением синдрома Дауна (Руденко А.М., 2011).
Рассмотрим особенности психического развития детей с болезнью Дауна.
Общим для детей с болезнью Дауна, помимо их позднего развития и весьма значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как показывает практика, развить внимание у таких детей можно. Если проявить терпение найти умелый подход к малышу, то со временем можно научить его активно играть с яркими картинками и различными предметами, с радостью выполнять задания, активно переключаться с одного вида деятельности на другой.
С памятью у детей с болезнью Дауна также проблемы. Они не в состоянии сразу запомнить названия реальных или изображённых на картинках предметов, тексты коротких стихотворений. Некоторые дети с лёгкостью усваивают различные события и числа.
Особенно у детей нарушено мышление. Ребёнок затрудняется делать элементарные обобщения, очень легко воспринимает то, о чём ему рассказывают. В младшем возрасте ребёнок практически не в состоянии самостоятельно объединять в группы игрушки.
Если предложить ребёнку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовёт некоторые предметы, изображённые на ней. Малыш не сможет расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и с составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.
С возрастом в результате обучения дети с болезнью Дауна усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязными между собой. Словарный запас у таких детей бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых (Московина А. Г.,2001).
Нарушение мышления ребёнка непосредственно сказывается на овладении речью. В младшем возрасте такой ребёнок с большим трудом понимает чужую речь. В лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребёнок начинает лучше понимать обращённую к нему речь, однако ещё долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь у детей с болезнью Дауна появляется очень поздно. Некоторые малыши могут произносить отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, общаются со взрослыми жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определённый смысл. Их пассивный словарь намного богаче активного. Таким детям трудно говорить, так как их артикуляционный аппарат недоразвит, вследствие чего может создаться ложное представление об истинном уровне их познавательной деятельности.
Движения ребёнка с болезнью Дауна неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. Особенно плохо удаются ребёнку действия, связанные с мелкой моторикой (шнурование ботинок, застёгивание пуговиц).
Из-за нарушения координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.
Особенности поведения детей с болезнью Дауна очень специфичны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, — возбудимы и беспокойны (гиперактивны).
Дети с болезнью Дауна весьма эмоциональны. Они могут испытывать такие чувства, как гнев, страх, радость, грусть. Как правило, свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность, однако большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешены. Они любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и, по-видимому, усиливает их энергию, необходимую для многих практических заданий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься (Мастюкова Е.М., 2003).
Дети с болезнью Дауна, как правило, делают то, что им говорят родители. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Таких детей можно научить неплохо читать, что очень важно для формирования их речи. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, в более старшем — способность к общению с окружающими, а также возможность выполнения различных видов труда, т. е. социальная адаптация. Однако обучить таких детей счёту нелегко, хотя, если начать занятия как можно раньше, со временем дети приобретут определённые счётные навыки (Малер А. Р., 2006).
Гипотеза: предполагалось, что применение специально подобранного комплекса средств ЛФК (игр и упражнений лечебно — коррекционной направленности в игровой форме) позволит положительным образом повлиять на развитие коммуникативных навыков у учащихся 14 — 16 лет с синдромом Дауна и повысить их общее физическое развитие.
дети даун спорт коммуникативный
Глава 2. Организация исследования
.1 Цель и задачи исследования
Цель квалификационной работы: практически обосновать эффективность применения средств адаптивной физической культуры в социальной реабилитации детей с синдромом Дауна.
Задачи квалификационной работы:
1. Выявить особенности психофизического развития детей с синдромом Дауна.
2. Разработать комплекс упражнений, способствующих увеличению уровня социальной реабилитации у детей с синдромом Дауна
. Проверить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей и уровня социальной реабилитации у детей с синдромом Дауна.
.2 Методы исследования
1. Научно-теоретический анализ специальной литературы по вопросам исследования.
2. Анализ существующих программ социальной реабилитации детей с синдромом Дауна.
. Тестирование до и после применения разработанного комплекса упражнений.
. Педагогический эксперимент.
. Методы математической статистики.
1) Научно — теоретический анализ специальной литературы был направлен на изучение вопроса социальной реабилитации как в России так и странах зарубежья, выявления отношения работников в этой области к проблемам возникающим при работе с людьми с синдромом Дауна.
2) Анализ существующих программ социальной реабилитации ведущих специалистов, выявление часто встречаемых проблем в этой области и определение способов разрешения данных вопросов.
) Тесты проведенные до и после применения разработанного комплекса упражнений: 1. Представления о себе (Осгуд Ч.Э.), 2. Коммуникативность (Осгуд Ч.Э.), 3. Общее физическое развитие.
) Педагогический эксперимент был проведен с целью выявления эффективности разработанной программы социальной реабилитации.
) Предполагается обработка полученных данных при помощи программы StatGraphics Plus. Будут рассчитываться следующие числовые характеристики выборки: среднее арифметическое и ошибка среднего арифметического. Для определения достоверности результатов будет использоваться непараметрический критерий Вилкоксона для связанных выборок.
.3 Организация исследования
Был проведён эксперимент для детей с синдромом Дауна, для выявления изменений уровня социальной реабилитации.
Была определена группа количеством 10 человек с синдромом Дауна, из которых пять человек, которые образуют экспериментальную группу, которая занималась адаптивной физической культурой с использованием разработанной методикой и пять человек, которые образуют контрольную группу которая занималась по обычной программе.
Исследование было проведено в школе восьмого вида №657 в период прохождения научно-педагогической практики. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45 минут. Сроки эксперимента с октября по январь 2011 года. Задачи эксперимента: сбор научно — методической литературы (сентябрь), разработка и применение метода (октябрь, ноябрь) и усовершенствование данного метода (декабрь, январь).
Исследование проводилось в 3 этапа:
На первом этапе была изучена научно-методическая литература по проблеме исследования. Проводится изучение тестов, определяющих уровень социальной интеграции детей. Вырабатывается гипотеза, определяются задачи, методы исследования. В этот период определяются также основные аспекты использования средств АФК в социальной реабилитации, проводится отбор и систематизация методического материала.
На втором этапе исследования было проведено обследование детей с синдромом Дауна в возрасте 15 лет, обучающихся в коррекционной школе восьмого вида №657 для детей с нарушением интеллекта. Целью обследования было определение уровня социальной реабилитации детей экспериментальной и контрольной групп. При проведении обследований нужно соблюдать единство требований и условий для всех детей. Испытуемые выполняли задания после предварительного объяснения и показа. Полученные результаты обрабатывались с учётом возрастных особенностей и тяжестью заболевания. Результаты экспериментальной и контрольной групп сопоставлялись с целью выявления эффективности разработанной программы.
На третьем этапе исследования был проведён педагогический эксперимент, целью которого явилась проверка эффективности воздействия АФК, направленной на социальную реабилитацию. В эксперименте принимали участие 10 детей с синдромом Дауна. Были определены контрольная (5 человек) и экспериментальная (5 человек) группы. Предварительно достоверных различий по уровню социальной интеграции в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента не наблюдается. После проведения занятий по ЛФК в ходе тестирования планируется выявить улучшения у экспериментальной группы.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
Результаты предварительного исследования
Для того чтобы оценить эффективность разработанного комплекса коррекционных упражнений использовались тесты:
1. Представления о себе (Осгуд Ч.Э.)
2. Коммуникативность (Осгуд Ч.Э.)
. Наклон вперед из положения стоя (гибкость).
Прыжок в длину с места (скоростно-силовые).
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (силовые) (Железняк Ю.Д., 2004).
1) Представления о себе.
В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям. По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие — отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.).
Инструкция: эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
Уровни оценки по шкалам:
От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.
От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.
) Коммуникативность.
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость — общительность в пределах 10 баллов.
Критерии наблюдения за развитием коммуникативности:
характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими
способы установления контакта с данным ребенком
стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.
От 0 до 2 — явная интервертированность, замкнутость, аутичность.
— тенденция к интервертированности, крайняя избирательность в контактах.
От 4 до 6 — биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах.
От 7 до 8 — экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.
От 9 до 10 — крайняя экстраверсия.
) Наклон вперед из положения стоя: стоя на полу, не отрывая пяток, ноги выпрямлены в коленях, ступни параллельно, расстояние между ними составляет 15-20 сантиметров. Выполняется три наклона вниз, на четвертом фиксируется результат по кончикам пальцев или ладоням при фиксации этого результата не менее 2 секунд, при этом сгибание ног в коленях не допускается.
Критерии оценки: девушки (отлично 15см.; хорошо 10см.; удовлетворительно 5см.); мужчины(отлично 10см.; хорошо 5см.; удовлетворительно 0см.)
Прыжок в длину с места: выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела.
Критерии оценки: девушки (отлично 190см.; хорошо 175см.; удовлетворительно 160см.); мужчины(отлично 230см.; хорошо 220см.; удовлетворительно 210см.)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа: И.п. — упор лежа, на раз сгибание рук в локтевом суставе, на два разгибание.
Критерии оценки: девушки(отлично 10 раз.; хорошо 8 раз.; удовлетворительно 6раз.); мужчины(отлично 20 раз.; хорошо 15раз.; удовлетворительно 10 раз).
Методика исследования заключается в разработке комплекса упражнений на увеличение уровня социальной реабилитации у школьников 15 лет с синдромом Дауна, обучающихся в школе восьмого вида № 657 и включении этого комплекса в уроки физкультуры в течении четверти по несколько упражнений на занятии. Эта методика предполагает развитие коммуникативной стороны личности учеников, что способствует в целом улучшению уровня социальной реабилитации. Во время эксперимента использовался групповой метод исследования. Применялись упражнения(«Передай мяч» — дети садятся в круг, ноги врозь, потягиваясь, передают мяч соседу и при этом говорят слово. Слова не должны повторятся. Упражнение выполняется сначала в правую сторону — потом в левую. Коррекционной задачей в этом упражнении является налаживание вербальной связи между участниками группы, а так же повышение эластичности мышц спины; «Пятнашки парами» — дети делятся на пары (они должны держаться за руки), преподаватель назначает водящую пару. Задача остальных избежать касания водящей пары, победителем становится та пара, которая на протяжении всей игры ни разу не была водящей. Коррекционной задачей в этом упражнении является совершенствование навыка коллективного решения задач в условиях повышенного эмоционального состояния, совершенствование скоростно-силовых качеств мышц ног), направленные на повышения уровня социальной и коммуникативной области, что в совокупности повышало уровень социальной реабилитации.
Во время основной части урока применялись по 2 — 3 упражнения из разработанного комплекса в течении пятнадцати минут. Между упражнениями делался интервал отдыха полторы минуты для восстановления ЧСС. Данная последовательность упражнений определяется степенью их сложности, от простого к сложному.
После окончания эксперимента по введению разработанного комплекса упражнений мы провели контрольное тестирование для выявления результатов исследования, чтобы сделать вывод о состоянии уровня социальной реабилитации.
Вывод: эксперимент показал, что разработанный комплекс коррекционных упражнений в 80% случаях приносит положительный результат. У четырёх из пяти детей, занимающихся не только обще — развивающими упражнениями, но и включая в свою работу ещё и упражнения из комплекса, улучшились результаты по тестам. Увеличились показатели по самообслуживанию. Возросли показатели общей социальной реабилитации, социально-бытовое ориентирование. Явственно видно увеличение самооценки ребенка. Также увеличилась коммуникабельность.
Результаты теста до проведения комплекса упражнений
Таблица 2. Экспериментальная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе(a) |
Коммуникативность (b) |
Наклон вперед(c) |
Прыжок в длину с места(d) |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа(e) |
1 |
Никита |
3 |
4 |
5 |
200 |
17 |
2 |
Миша |
2 |
8 |
4 |
203 |
13 |
3 |
Леня |
7 |
7 |
2 |
190 |
18 |
4 |
Дима |
4 |
7 |
3 |
207 |
15 |
5 |
Андрей |
7 |
5 |
3 |
210 |
14 |
X*1= 4.6 X*2= 6.2 X*3= 3.4 X*4= 202 X*5= 15.4
a) b) c) d)
e)
Таблица 3. Контрольная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе |
Коммуникативность |
Наклон вперед |
Прыжок в длину с места |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
1 |
Олег |
3 |
4 |
4 |
211 |
14 |
2 |
Никита |
2 |
8 |
5 |
198 |
16 |
3 |
Федор |
7 |
7 |
3 |
202 |
18 |
4 |
Коля |
4 |
7 |
3 |
199 |
10 |
5 |
Гриша |
7 |
5 |
2 |
212 |
12 |
x*1= 4.6 x*2= 5.8 x*3= 3.4 x*4= 204.4 x*5= 14
a) b) c) d)
e)
Результаты теста после проведения комплекса упражнений
Таблица 4. Экспериментальная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе |
Коммуникативность |
Наклон вперед |
Прыжок в длину с места |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
1 |
Никита |
4 |
5 |
7 |
207 |
19 |
2 |
Миша |
4 |
9 |
6 |
210 |
15 |
3 |
Леня |
8 |
8 |
5 |
199 |
18 |
4 |
Дима |
6 |
7 |
5 |
212 |
16 |
5 |
Андрей |
7 |
6 |
4 |
214 |
16 |
X1= 5.8 X2= 7 X3= 5.4 X4= 208.4 X5= 16.8
a) b) c) d)
e)
Таблица 5. Контрольная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе |
Коммуникативность |
Прыжок в длину с места |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
|
1 |
Олег |
3 |
5 |
5 |
210 |
14 |
2 |
Никита |
3 |
6 |
5 |
199 |
16 |
3 |
Федор |
7 |
6 |
4 |
203 |
18 |
4 |
Коля |
5 |
6 |
3 |
200 |
11 |
5 |
Гриша |
6 |
4 |
3 |
209 |
13 |
x1= 4.8 x2= 5.4 x3= 4 x4= 204.2 x5= 14.4
a) b) c) d)
e)
До проведения комплекса:
После проведения комплекса:
Выводы
. Болезнь Дауна, как правило, сопровождается каким-либо пороком развития, иногда множественными нарушениями работы организма. Это могут быть:
- врождённые пороки сердца,
- нарушения зрения или слуха,
- стенозы,
- атрезии,
- склонность к аллергическим реакциям,
- частые простудные заболевания,
- ожирение или сахарный диабет,
- предрасположенность к лейкемии,
- заболевания щитовидной железы.
Общим для детей с болезнью Дауна, помимо их позднего развития и весьма значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Степень психического недоразвития колеблется от лёгких степеней умственной отсталости до тяжелых.
. Нами были разработаны комплексы коррекционных, физических упражнений с элементами спортивных игр, гимнастики.
. Во время эксперимента нами была проверена эффективность комплекса упражнений. Данные полученных результатов по тестам показывают, что данный комплекс коррекционных упражнений способствует развитию коммуникативных способностей и уровня социальной реабилитации у детей с синдромом Дауна.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/reabilitatsiya-detey-s-sindromom-dauna/
1. Самарина В.Н. Детские болезни. Новейший справочник/ В.Н. Самарина — СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. — 896 с.
2. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/ В.Г. Крысько — М.: Харвест: АСТ, 2001. — 688 с.
3. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей/ А. Р. Маллер — М.: АРКТИ, 2006. — 72 с.
. Маллер А.Р. Социальное воспитание ребёнка-инвалида/ А.Р. Маллер — Б.м., Б.и. 2001. — № 5-7.
. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московина — М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
. Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребёнку учителей и родителей / А.Г. Московина, Е.В. Пахомова, А.В. Абрамова — Б.м., Б.и. 2001. — № 1.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / А.В. Мудрик — 5-е изд., доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 200 с.
. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник/ П.Д. Павленок — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 560 с.
. Рамзей Р. Социальная работа: наука-профессия. К развитию концепции / / Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. / Р. Рамзей — Вып. 6. — М., Б.и.: 2000 г.
. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / М.А. Галагузова — М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
. Барашнев Ю.И. Синдром Дауна / Ю.И. Барашнев — М.: Медицинская литература от издательства «Триада-Х», 2007. — 280 с.
. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности у детей с синдромом Дауна / Т.П. Медведева — М.: Издательство: Монолит, 2010 — 75 с.
. Нестерова Г.Ф., Безух С.М., Волкова А.Н. Социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова — М.: Издательство: Речь, 2006 — 120 с.
. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева — М: Издательство: Дашков и Ко, 2006 — 340 с.
. Руденко А.М., Самыгин С.И. Социальная реабилитация / А.М. Руденко, С.И. Самыгин — М.: Издательство: Наука — спектр, Дашков и Ко, 2011 — 320 с.
. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Л.И. Акатов — М.: Издательство: Владос, 2003 — 210 с.
. Лисовский В.А., Евсеев С.П. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов / В.А. Лисовский, С.П. Евсеев — М.: Издательство: Советский спорт, 2004 — 320 с.
. Евсеевп С.П. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений / С.П. Евсеев — М.: Издательство: Советский спорт, 2000 — 240 с.
. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич — М.: Издательство: Физкультура и спорт, 2008 — 208 с.
Результаты теста до проведения комплекса упражнений
Экспериментальная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе(a) |
Коммуникативность(b) |
Наклон вперед(c) |
Прыжок в длину с места(d) |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа(e) |
1 |
Никита |
3 |
4 |
5 |
200 |
17 |
2 |
Миша |
2 |
8 |
4 |
203 |
13 |
3 |
Леня |
7 |
7 |
2 |
190 |
18 |
4 |
Дима |
4 |
7 |
3 |
207 |
15 |
5 |
Андрей |
7 |
5 |
3 |
210 |
14 |
X*1= 4.6 X*2= 6.2 X*3= 3.4 X*4= 202 X*5= 15.4
a) b) c) d)
e)
Контрольная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе |
Коммуникативность |
Наклон вперед |
Прыжок в длину с места |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
1 |
Олег |
3 |
4 |
4 |
211 |
14 |
2 |
Никита |
2 |
8 |
5 |
198 |
16 |
3 |
Федор |
7 |
7 |
3 |
202 |
18 |
4 |
Коля |
4 |
7 |
3 |
199 |
10 |
5 |
Гриша |
7 |
5 |
2 |
212 |
12 |
x*1= 4.6 x*2= 5.8 x*3= 3.4 x*4= 204.4 x*5= 14
a) b) c) d)
e)
Результаты теста после проведения комплекса упражнений
Экспериментальная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе |
Коммуникативность |
Наклон вперед |
Прыжок в длину с места |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
1 |
Никита |
4 |
5 |
7 |
207 |
19 |
2 |
Миша |
4 |
9 |
6 |
210 |
15 |
3 |
Леня |
8 |
8 |
5 |
199 |
18 |
4 |
Дима |
6 |
7 |
5 |
212 |
16 |
5 |
Андрей |
7 |
6 |
4 |
214 |
16 |
X1= 5.8 X2= 7 X3= 5.4 X4= 208.4 X5= 16.8
a) b) c) d)
e)
Контрольная группа
№ |
Имя ребенка |
Представления о себе |
Коммуникативность |
Наклон вперед |
Прыжок в длину с места |
Сгибание разгибание рук в упоре лежа |
1 |
Олег |
3 |
5 |
5 |
210 |
14 |
2 |
Никита |
3 |
6 |
5 |
199 |
16 |
3 |
Федор |
7 |
6 |
4 |
203 |
18 |
4 |
Коля |
5 |
6 |
3 |
200 |
11 |
5 |
Гриша |
6 |
4 |
3 |
209 |
13 |
x1= 4.8 x2= 5.4 x3= 4 x4= 204.2 x5= 14.4
a) b) c) d)
e)
До проведения комплекса:
После проведения комплекса:
Методика «Карта наблюдений». В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972).
Цель: определение уровня развития представления о себе, коммуникативности.
Инструкция: эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
— Представления о себе.
— Коммуникативность
Уровни оценки по шкалам:
От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.
От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.
Критерии оценки по шкалам:
. Представления о себе.
В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям. По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие — отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.).
. Коммуникативность
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость — общительность в пределах 10 баллов.
Критерии наблюдения за развитием коммуникативность
характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими
способы установления контакта с данным ребенком поведения ребенка в процессе общения и пр.
— 2 — явная интервертированность, замкнутость, аутичность
— тенденция к интервертированности, крайняя избирательность в контактах
— 6 — биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах
— 8 — экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.
— 10 — крайняя экстраверсия.
Основные средства развития коммуникативных способностей детей с синдромом Дауна на занятиях ЛФК.
) «Передай мяч». Дети садятся в круг, ноги врозь, потягиваясь, передают мяч соседу и при этом говорят слово. Слова не должны повторятся. Упражнение выполняется сначала в правую сторону — потом в левую. Коррекционной задачей в этом упражнении является налаживание вербальной связи между участниками группы, а так же повышение эластичности мышц спины
) «Пятнашки парами». Дети делятся на пары (они должны держаться за руки), преподаватель назначает водящую пару. Задача остальных избежать касания водящей пары. Победителем становится та пара, которая на протяжении всей игры ни разу не была водящей. Коррекционной задачей в этом упражнении является совершенствование навыка коллективного решения задач в условиях повышенного эмоционального состояния, совершенствование скоростно — силовых качеств мышц ног
) «Тяни-толкай». Дети разбиваются на пары. Каждая пара становится спиной друг к другу и сцепляется руками в локтях. В таком положении дети должны пробежать 20-30 метров до финиша и, не разворачиваясь, вернуться на старт. таким образом, каждый играющий в одну сторону бежит вперёд лицом, а в другую — спиной. Коррекционной задачей в этом упражнении является совершенствование навыка коллективного решения задач в условиях повышенного эмоционального состояния, совершенствование скоростно — силовых качеств мышц ног
) «Гуси-лебеди». На одной стороне площадки проводится черта, отделяющая «гусятник». По середине площадки ставится 4 скамейки, образующие дорогу шириной 2-3 метра. На другой стороне площадки ставится 2 скамейки — это «гора». Все играющие находятся в «гусятнике» — «гуси». За горой очерчивается круг «логово», в котором размещаются 2 «волка». По сигналу — «гуси — лебеди, в поле», «гуси» идут в «поле» и там гуляют. По сигналу «гуси — лебеди домой, волк за дальней горой», «гуси» бегут к скамейкам в «гусятник». Из-за «горы» выбегают «волки» и догоняют «гусей». Выигрывают игроки, ни разу не пойманные. Упражнение направленно на совершенствование быстроты реакции.
) «Салки». Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать. Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком. Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить. Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями. Коррекционной задачей в этом упражнении является совершенствование навыка коммуникации, деструктуризация стеснения у детей.
) «Назовись». Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом своё имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдёт всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет своё имя. Третий раунд этой игры несколько изменён. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать своё имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д. После проведения этой игры (на её проведение затрачивается 10-15 минут) вполне реально запомнить до 20 имён. Совкршенствование координации мышц рук, активизация тактильно визуального мышления.
) «Звенящий шар». Цель: согласование Я-действия с действиями других. Необходимые материалы: воздушный шар (и запас), музыкальный инструмент треугольник. Ход работы: Участники встают в круг. Один участник берет в руки треугольник, другой — надутый воздушный шар. По сигналу ведущего группа начинает играть с шариком, перекидывая его друг другу. Задача участника с треугольником — каждое прикосновение рук к шару озвучивать с помощью своего музыкального инструмента. Можно силой звука треугольника показывать насыщенность контакта с шаром: двумя руками — громкий звук, одним пальчиком — тихий звон и т.п. Хорошо чтобы треугольник побывал в руках у каждого подростка. Обсуждение: Что было самого сложного в этом упражнении для того, кто играл на треугольнике? Каким образом мы реагируем на контакты с другими людьми в жизни? Что влияет на силу звука нашего внутреннего треугольника при контакте с другим человеком? Развитие координации мышц рук, развитие критичности к своим и чужим навыкам.
) «Сосед справа». Ведущий сообщает условия: Каждый сейчас будет отвечать за соседа. Я могу сказать выполнить определенное двигательное действие. Но делать это будет тот, кто справа, ваш сосед. Исполнив задание, ведущий спрашивает у участников, верно ли сделал его сосед. Активизация творческой стороны мышления.
) «Я — в другом образе». Упражнение проводится в три этапа: 1 этап: каждый выбирает себе роль животного; 2 этап: затем описывает в словах свое животное, например, «Что я за кошка?»; 3 этап: участники по очереди изображают свое животное. Ведущий и участники смотрят на возможные различия между самоописанием (самооценкой) и реальным поведением участника. Развитие чувства самооценки.
) «Шишки, желуди, орехи». Играющие становятся в круг группками по три человека, один за другим, лицом к центру. Водящий становится в центре круга. Руководитель дает всем играющим названия: первые в Тройках — шишки, вторые — желуди, третьи — орехи. По сигналу водящий говорит, допустим: «Орехи!». Все играющие, названные орехами, должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Каждый раз вызванные меняются местами. Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими или были ими наименьшее количество раз. Каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок. Вызванные игроки должны обязательно поменяться местами; игрок, не поменявший места, становится водящим. Вызывая игроков, водящий должен стоять в середине круга. Совершенствование слуховой реакции мышления, координации мышц ног.
) «Автобус». Участники выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Эти две шеренги образуют автобус с пассажирами. Любой желающий может стать пассажиром, которому надо пробраться в другой конец автобуса. Пассажиры автобуса оказались не совсем воспитанными, и поэтому не хотят пропускать пассажира. Все желающие могут попробовать протиснуться «по автобусу» используя коммуникативные навыки. Эта игра проходит очень весело и шумно. Отработка навыка социальной активности в бытовых условиях.
) «Кенгуру». Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы. Содержание: Участники делятся на пары. Один из них кенгуру — стоит, другой — кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д. На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем — партнерами. Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей. Затем они обсуждают области применения игры в повседневной практике, а также отмечают, как игра может быть использована при работе с тревожными детьми.