Социальная реабилитация

:

История социальной работы с древности и до наших дней аккумулирует в себе опыт многих поколений стран и народов. Изучение этого опыта показывает, что социальная работа как система деятельности со временем видоизменятся. Ей свойственны не только количественные, но и качественные перемены. Как и все другие сферы человеческой жизнедеятельности, социальная работа развивается и совершенствуется. В основе ее прогресса лежат ее объективные и субъективные факторы. Каждому конкретно-историческому этапу развития социальной работы соответствуют свои концептуальные основы и своя практическая стратегия. Конец ХХ-го начало XXI-го века в России и в мире в целом характеризуется тем, что на смену идеологии и практики социального призрения приходит идеология и практика социальной реабилитации.

Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.

В качестве цели данной работы выбрана характеристика особенностей реализации социальной реабилитации.

Для решения данной цели автором в исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать сущность, цели и задачи социальной реабилитации.
  2. Выделить и проанализировать основные виды социальной реабилитации.
  3. Рассмотреть особенности социальной реабилитации как технологии социальной работы.
  4. Проанализировать особенности реализации социальной реабилитации различных групп населения.

Объектом исследования в работе является социальная реабилитация. Предметом исследования – особенности реализации социальной реабилитации.

В качестве основных методов исследования в работе использовались анализ, синтез и сравнение.

Теоретической и информационной базой исследованияпослужили труды отечественных ученых и практиков, посвященные социальной работе и социальной реабилитации: Е. И. Холостовой, П. Д. Павленка, М. В. Фирсова, Н. С. Данакина, И. Зимней, И. Зайнышева, С. Григорьева, Л. Гусляковой, Т. Демидовой, Г. Бурлака, Н. Щукиной, А. Панова, В. Лавриненко, В. Никитина, В. Ярской, С. В. Тетерского, А. А. Козлова и др.

Структура курсовой работы является стандартной и включает следующих структурные элементы: введение, две главы, разбитые на параграфы, заключение и список использованных источников, включающий справочную и учебную литературу, статьи из периодических изданий и сборников последних лет, материалы Интернета.

  1. Социальная реабилитация

как часть общей реабилитации

3 стр., 1167 слов

Психологических особенностей сотрудников МЧС: материал для курсовой ...

... темпераментальных характеристик и ПВК у сотрудников МЧС». Особенности курсовой, дипломной, магистерской работы по психологии сотрудников МЧС темы ВКР по психологии Для изучения выраженности стресса может быть использован ... отражает предполагаемую устойчивость личности в стрессовых условиях. Дизайн эмпирического исследования 1) Выявление влияния личностных особенностей сотрудников на выраженность ...

Слово «реабилитация» (из позднелатинского языка – слов habilis – «способность», «re» — «возвращение, восстановление») в словарях определяется как 1 :

1) восстановление доброго имени, прежней репутации; восстановление в прежних правах, в том числе в административном и судебном порядке;

2) применение к подсудимым (прежде всего несовершеннолетним) мер воспитательного характера или наказаний, не связанных с лишением свободы, в целях их исправления;

3) комплекс медицинских, юридических и других мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма и трудоспособности больных и инвалидов

В рамках темы исследования, мы будем рассматривать третье значение данного термина.

Различные элементы такой реабилитации применялись и были известны с древнейших времен. Так, еще древнеегипетские врачи применяли трудовую терапию для более полного восстановления и выздоровления своих пациентов. Врачи Древней Греции и Древнего Рима часто использовали в лечебных комплексах физические упражнения, массаж и трудовую терапию. К XVIII веку в Европе медицинские реабилитационные мероприятия начинают сочетаться с элементами психологической поддержки пациентов. В России в 1877 году в Санкт-Петербурге возникает первый центр восстановительного лечения раненых в русско-турецкой войне и т.п.

Особым стимулом к осознанию необходимости целенаправленных восстановительных мероприятий стала первая мировая война, искалечившая здоровье и жизни тысяч людей. Начали быстро развиваться такие научно-практические дисциплины, как ортопедия, физиотерапия, трудотерапия и лечебная физическая культура. Первое время в практике использовался термин «восстановительное лечение», и в это понятие входило использование медицинских лечебных методов, но впоследствии, когда проблема социально-трудового восстановления инвалидов приобрела массовый характер, и помимо медицинских, ее решение стало включать и целый ряд психологических, социальных и других вопросов, выходящих за рамки узколечебных, на смену термину «восстановительное лечение» пришел термин «реабилитация. Впервые в медицине оно было официально применено к больным туберкулезом.

Концепция реабилитации больных и инвалидов в современном понимании (как науки о сохранении и восстановлении здоровья конкретного человека, общества и среды их жизнеобеспечения, или реабилитологии) начала зарождаться уже в годы второй мировой войны в Англии и США в связи с проблемой трудоустройства огромного количества инвалидов, оставшихся в разных странах в результате военных действий. В 1946 г. в США Курт Винтер предложил следующее определение: «Реабилитация – это целенаправленная деятельность коллектива в медицинском, педагогическом, социальном и экономическом аспектах с целью сохранения, восстановления и укрепления способностей человека принимать активное участие в социальной жизни» 2

28 стр., 13886 слов

Авто «Медико-психологическая реабилитация инвалидов по зрению»

... подход к оценке состояния психического здоровья инвалидов, имеющих нарушения зрения, и их медико-психологической реабилитации; определено место медико-психологической реабилитации в общей структуре реабилитации и системе восстановления психического здоровья и социального статуса слепых ...

В 1958 г. состоялось первое заседание Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) по реабилитации, на котором было принято решение изучать проблему и разработать точную терминологию. В 1966 г. XIX Ассамблея ВОЗ приняла резолюцию о реабилитации. В ней указывалось на значение реабилитации в уменьшении физических, психических и социальных последствий заболеваний; обращалось внимание на необходимость развития реабилитационных служб.

Что касается же определений реабилитации, то одним из первых о стало определение реабилитации, разработанное ВОЗ в 1963 году. В нем она определялась как процесс, целью которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания. В последующем данная формулировка продолжала изменяться и уточняться, что привело к следующему ее определению: «Реабилитация является восстановлением здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими способностями для достижения максимальной физической, психической, социальной и профессиональной полноценности» 3 . В более новом определении ВОЗ реабилитации уже определялась как «совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут»4 . Еще одно определение реабилитации было дано Рабочей группой европейского регионального бюро ВОЗ в 1975 году, согласно которому реабилитация – это «служба, предназначенная для поддержания и восстановления состояния независимости. Важная функция этой службы — предотвращение перехода нарушения здоровья в инвалидность. А при наличии инвалидности задача реабилитации – помочь пациенту в приобретении навыков по собственному самообслуживанию».5

Включение в вышеуказанные понятия реабилитации не только био-медицинских закономерностей восстановления здоровья и трудоспособности больных и инвалидов но и социальных и экономических условий обозначило появление нового термина – «социальная реабилитация», в рамках которой сегодня осуществляется комплексные диагностика биологического, личностного и социального аспектови воздействия на них для эффективного и раннего возвращения человека к бытовым и трудовым процессам, в общество; его реинтеграцию в трудовую и социальную жизнь; восстановление его личностных свойств. Другими словами, реабилитация в современном понимании предполагает включение в зону своей ответственности не только больных и инвалидов, но и достаточно большого круга лиц, в том числе и участников экстремальных событий, жертв физического, социального и психологического насилия, лиц с асоциальными моделями поведения и др.

Необходимо отметить, что внимание к социальной составляющей реабилитации обусловило также и еще одно краткое определение реабилитации ВОЗ – это «процесс, включающий в себя все меры, направленные на обеспечение возможности достичь социальной интеграции» 6 .

Для данного исследования для более глубокого понимания сущности реабилитации, как таковой, и социальной реабилитации в частности, также необходимо установление соотношения реабилитации и некоторых других понятий.

14 стр., 6503 слов

Социальная реабилитация инвалидов и методика её осуществления

... социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью; установить, как проводится социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха; охарактеризовать методику осуществления социальной реабилитации инвалидов с нарушением зрения. 1.Сущность и содержание социальной реабилитации 1.1 Определение термина "социальная реабилитация" ...

С точки зрения психологии и социологии с понятием реабилитация тесно связано понятие «социальной адаптация». Второе характеризует, с одной стороны, взаимодействие объекта социальной реабилитации с социальной средой, а с другой — является отражением определённого результата социальной реабилитации. Она представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная реабилитация — это процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой. Существенное отличие реабилитации состоит в том, что в реабилитационном процессе участвуют приспособительные и компенсаторные механизмы. При этом происходит либо приспособление к условиям существования, либо возврат к прежнему состоянию в клиническом, социальном, психологическом плане. Таким образом, если адаптация по своей сути есть приспособление к дефекту, то сущность реабилитации — преодоление его.

В зарубежной социальной практике также принято различать понятия « реабилитация» и «абилитация». Абилитация понимается как комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психологического и физического развития человека.

Кроме того, понятие «социально- реабилитационная деятельность» по своей сути имеет много общего с понятиями , используемыми в педагогической практике. В качестве рассмотрения такого соотношения, воспользуемся исследованиями В.А. Сластенина7 , в которых, на взгляд автора данной работы, названные понятия представлены наиболее полно. Согласно его взглядам, человек становится личностью, обретая способность выполнять социальные функции, в процессе социализации, которая предполагает и ее развитие, и самоопределение, и самореализацию. Причем эти задачи решаются как стихийно, так и целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления социализацией называется образованием. То есть под образованием (от слова «образ») понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.) Специфические особенности образования наиболее полно раскрываются в понятии «педагогический процесс», где главным компонентом является взаимодействие, понимаемое как преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога (а у нас социального работника) и воспитанников (то есть объектов социальной реабилитации), следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогический процесс, как и реабилитационный, осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, содержанием и технологией взаимодействия.