На протяжении веков дети и молодежь являлись самыми значимыми представителями общества и самым ценным его капиталом. Для любого общества важнейшее значение имеет непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений, что является гарантом стабильности современного мира, оптимизма и ответственности живущего поколения перед будущим. Но, не смотря на эту значимость, сегодня ежедневно нарушаются права детей и подростков.
Тема выбранной для исследования работы звучит следующим образом: «Права ребенка в семейных правоотношениях и их защита». Причиной к выбору данной темы послужило то, что очень часто стали встречаться случаи, когда многие дети просто не имеют достойных к своему нормальному существованию условий – нищета, голод, безнадзорность и бродяжничество стали несомненными атрибутами современного детства. Во многом такие тенденции в современном обществе обусловлены нарушениями прав детей. Автор не можем дать однозначный ответ на вопрос, кто в первую очередь виноват в этом: государство, общество или семья. Но полагает, что ответственность за такие тенденции неблагополучного существования детей во многом лежит на государстве, а решение проблемы социального отчуждения детей представляет собой вопрос, требующей немедленного государственного решения.
Актуальность выбранной темы.
Особенное значение приобретают факты нарушения прав детей в семейном окружении. В этой связи необходимо уделять особенное внимание не только изучению самих прав детей в семейном контексте, но и рассмотрению основ их защиты в рамках непрерывного общественного прогресса.
Защита прав детей в семьей обусловлена также многочисленными неблагополучными случаями в положении детей и подростков, как в семье, так и в обществе в целом.
В современных условиях развития мирового сообщества права ребенка приобретают новый смысл, обладая все большей значимостью. В этой связи вопрос изучения прав детей и основных моментов их защиты предстает в качестве актуального вопроса.
Анализ семейного законодательства показал, что российский ребенок наделен определенным комплексом прав . Между тем реализация прав ребенка , признанного отечественным законодательством самостоятельным участником семейных отношений, связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами и, прежде всего, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей. Принятые Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 04.11.2014)1 (далее – СК РФ), другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г 2. Однако некоторые фундаментальные принципы этого международного правового документа не выполняются: не все российские нормативные правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка, не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами, не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав, не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка. Многие положения семейного законодательства не получили научное обоснование. Все эти обстоятельства требуют изучения семейно-правового положения ребенка и проблем реализации его семейных прав.
Усыновление (удочерение) детей по российскому семейному праву
... усыновления и возможности реализации защиты прав детей по законодательству РФ. Целью данной дипломной работы является всесторонне изучение института усыновления (удочерения) детей по семейному ... Семейный Кодекс Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции о правах ребенка к основным принципам семейного законодательства относит принцип приоритета семейного воспитания ребенка, ...
Объект дипломной работы – права ребенка в семейных правоотношениях и их защита.
Предмет исследования: нормативно-правовое регулирование прав ребенка в рамках семейных правоотношений.
Целью данной работы является анализ прав ребенка в семейных правоотношениях и их защита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие и дать классификацию прав ребенка в рамках семейных правоотношений.
- Охарактеризовать личные неимущественные и имущественные права ребенка в семье.
- Проанализировать право ребенка на защиту.
- Раскрыть формы и порядок защиты прав ребенка в семейных правоотношениях.
- Разработать пути совершенствования законодательной регламентации прав ребенка в семье.
- Изучить анализ правоприменительной практики по правам детей в семейных правоотношениях и их защите.
Методология исследования базируется на широком круге теоретических разработок общеюридического характера на основе научных принципов познания: объективности, анализа и синтеза с точки зрения цивилизационного подхода, позволивших изучить особенности прав ребенка в Российской Федерации. Также в работе использовался общенаучный диалектический метод познания, сравнительно-правовой, системный, логический, исторический, социологический и другие методы. Применение этих методов позволило автору изучить основные аспекты, касающиеся защиты прав ребенка в Российской Федерации.
Теоретической основой работы выступили труды отечественных ученых: Ю.Э. Малиновой, Ф.М. Рудинского, Ю.Ф. Беспалова, Н.Е. Борисовой, Н.Я. Темниковой, И.Ю. Носовой, Н.С. Шерстневой, А.П. Алёхина, К.К. Гасановой, А. М. Желанновой, А.Н. Левушкина, С.А. Муратова, А.И. Толстой и др.
Нормативную основу исследования составляют Конвенции ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. / Сборник международных договоров. М., 2009.
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Развивающие книги для детей в репертуаре российских издательств
... – развивающие книги для детей. Предмет – развивающие книги для детей в репертуаре российских издательств. Целью работы является исследование репертуара российских издательств в части выпуска развивающих книг для детей. Поставлены задачи: исследование литературы как объекта изданий для детей, а именно: ...
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. ?ст.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014г) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
- О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федр. закон РФ от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2014 г.) // Российская газета. 2001.20 апреля.
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013 г.).
Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
- Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 14.10.2014) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 7. Ст. 496.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы гражданских дел, рассматриваемых в период 2012-2014года различными судами субъектов Российской Федерации, обзоров судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, касающихся прав детей в семейных правоотношениях и их защиты.
В целом же обзор исследователей, занимающихся изучением вопросов прав ребенка в рамках семейных правоотношений и их защиты в Российской Федерации, дает основание утверждать, что рассматриваемый вопрос уже достаточно давно изучается в отечественной научно-практической литературе юридического характера.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы и заключение.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ
1.1. Понятие и классификации прав ребенка в семейных правоотношениях
На протяжении многих веков высшими ценностями общества и государства являлись человек и его права. При этом возраст человека не имел значения.
Характерно то, что о правах человека на государственном уровне начали говорить еще в XVIII в., но выделение среди них прав ребенка произошло только спустя два столетия. Это обусловлено тем, что дети всегда рассматривались как будущие члены общества. Только по мере становления представлений о таком явлении, как самоценность личности человека, дети стали объектами не только пристального воспитательного воздействия, но и полноправными членами общества с самого момента появления на свет3.
Конституционные акты закрепляют основные, общие, наиболее важные права, определяющие правоотношения между человеком любого возраста и государством. Поэтому исключительное значение имеет положение Конституции РФ о том, что признание, соблюдение и защита, в том числе прав ребенка являются обязанностью государства (ст. 2).
В юридической науке понятие прав несовершеннолетних, в т.ч. в семейном контексте, включает:
- неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;
- возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;
- пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;
- формы защиты человека от глобальных угроз его существованию4.
В то же время права ребенка представляют собой субъективные права – гарантированную государством меру возможного поведения личности. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений.
Государственная политика социальной защиты детства в Российской Федерации
... вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей. социальная защита детство российский Социальная защита детей в сфере образования Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Ее субъектами выступают социальные педагоги и социальные психологи, которые есть сегодня ...
Правам ребенка присущи определенные особенности, которые сводятся к следующему:
- они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы – являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью;
- их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;
- права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом;
- такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
- они складываются объективно и не зависят от государственного признания;
- права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права;
- механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты5.