Совершенствование системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании город-курорт Анапа

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же. Одной из важнейших задач государства в современный период глубоких социально-экономических преобразований является обеспечение эффективного функционирования систем, осуществляющих социальную защиту тех категорий граждан, которые в наибольшей степени являются социально незащищенными. Такой группой, в том числе, являются и пенсионеры. Важнейшая задача системы социальной защиты пенсионеров — это поддержание уровня жизни в складывающихся экстремальных ситуациях, содействие их адаптации в рыночных условиях.

Выбор темы выпускной квалификационной работы основан на актуальности совершенствования системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании. Важно развивать объем и виды новых социальных услуг пенсионерам, обеспечивать проведение в жизнь как государственной и региональной, так муниципальной социальной политики, разрабатывать на местах с учетом особенностей социальные программы, направленные на улучшение качества жизни.

Цель выпускной квалификационной работы — проанализировать систему социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании, а также разработать мероприятия по ее совершенствованию.

Постановка цели определила задачи выпускной квалификационной работы:

1. Определить сущность системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании;

2. Проанализировать нормативно — правовую базу системы социальной защиты пенсионеров;

3. Дать общую характеристику системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании г-к Анапа;

4. Исследовать систему социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании г-к Анапа;

5. Разработать общие рекомендации для совершенствования системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании г-к Анапа.

Объект исследования — система социальной защиты.

Предмет исследования — система социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании г-к Анапа.

Методы исследования — системный и сравнительный анализ статистических данных, метод обзора научной литературы и нормативно- правовых актов, метод изучения результатов социологических исследований. Степень разработанности нашего исследования составляют взгляды и теоретические положения отечественных авторов: Н.Ф. Басова, И.Г. Зайнышева, А.П. Колесникова, А.А. Козлова, Н.Б. Шмелевой, Е.И. Холостовой и др., в трудах которых рассматривалась проблема социальной защиты и социальной поддержки пожилых людей и пенсионеров, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации и Краснодарского края.

11 стр., 5430 слов

Социальная защита пенсионеров

... и т. д. Пятый раздел «Обеспечение деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения» включает в ... проблемой является отсутствие единой службы медико-социальной реабилитации, отсутствие системы подготовки и усовершенствования специалистов, не ... поколения» подчёркивает необходимость проведения специальной профилактической работы, повышение объёма и качества медицинской помощи, ...

Поставленная цель и задачи определили структуру выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе проводится анализ теоретической базы системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании. Исследуется сущность системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании, а также нормативно — правовые акты, регламентирующие данный вопрос. Во второй главе проводиться анализ системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании г-к Анапа. В заключение формируются выводы и даются рекомендации.

Апробация исследования прошла в рамках XIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студент и научно- технический прогресс» 8-9 апреля 2016 года.

Глава 1. Теоретические аспекты системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании

1.1 Сущность системы социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании

На протяжении долгих лет люди осознавали необходимость в оказании помощи нуждающимся по разным причинам: болезнь, слабость, преклонный возраст. Для примера в Древних Афинах отмечается существование пенсионной системы, которое предполагало обеспечение граждан пособием, «которые вследствие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба».

С течением времени материальное обеспечение и забота о незащищенных слоях населения: дети, инвалиды и престарелые стало нормой для цивилизованных обществ и принципом существования государства.

Слово «пенсия» имеет латинское происхождение и определяется как платеж. Большой экономический словарь дает следующее определение термину «пенсия» — это регулярные денежные выплаты, которые предоставляются гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством [43].

Функции государства должны быть направлена на реализацию конституционных прав всех граждан и получение материального обеспечения при установленном законом возрасте либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Такое материальное обеспечение граждан получило название «пенсия», а точнее,

«государственная пенсия». Под государственной пенсией предлагается понимать ежемесячную денежную выплату, предназначенную для компенсации гражданину заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение, которой определяется условиями и нормами, установленными законодательством РФ [23].

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995г. определил концепции реформы построения системы пенсионного обеспечения, которая опирается на следующие принципы:

12 стр., 5775 слов

Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...

... темы предполагает необходимость её дальнейшей разработки. Целью дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить ...

  • право каждого на государственное пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности или вследствие наступления старости, инвалидности, или потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
  • каждый работающий гражданин должен проходить процедуру обязательного государственного пенсионного страхования;
  • каждый гражданин, прошедший процедуру страхования по обязательному государственному пенсионному страхованию пользуется правом на получение трудовой пенсии в зависимости от продолжительности страхования и заработка, с которого уплачивались страховые взносы;
  • система финансирования государственного пенсионного обеспечения строиться на основе принципа солидарности, который предполагает солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;

— финансовые средства обязательного государственного пенсионного страхования могут использоваться исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных исходя из правил и норм, установленных законом. Пенсионная система предполагает централизацию средств и их перераспределение для осуществления целей по обеспечению пенсионных гарантий граждан вне зависимости от их места жительства на территории Российской Федерации. При этом если лицо не принимало участие в пенсионном страховании, то расходы на его пенсионное обеспечение идут из средств федерального бюджета [13].

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяет основания, при которых возникает право граждан Российской Федерации на трудовую пенсию, а также порядок реализации этого права. Статья 2 данного федерального закона определяет, что «трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смерть этих лиц» [8].

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Иностранные граждане и лица без гражданства также имеют право на трудовую пенсию при условии постоянного проживания в Российской Федерации. Гражданам, которые по каким — либо причинам не имеют право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия в порядке, определяемом Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Закон устанавливает три вида трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца. По общему правилу лицу, имеющему право на получение нескольких видов трудовых пенсий, назначается и выплачивается одна пенсия по его выбору.

Согласно определению свободной энциклопедии «Википедия»: пенсионер — это лицо, получающее пенсию — регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами или потеряли кормильца [52].

Пенсионным возрастом называют принятый возраст, при наступлении которого можно претендовать на финансовое обеспечение, увольнение по достижению определенного возраста. Вопросы, связанные с пенсионным возрастом в России, регламентируются в документах:

  • Закон №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении».
  • Закон №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ».

Пенсионный возраст у мужчин наступает с 60 лет, финансовая помощь у женщин — с 55. Пенсионный возраст назначен еще в СССР в 1932 году.

Проанализируем реализацию системы социальной политики в области пенсионного обеспечения. Традиционно выдает три основных направления деятельности органов социальной защиты населения по обеспечению социальной защищенности пожилых людей: пенсионное обеспечение; предоставление пожилым людям льгот и преимуществ; социальное обслуживание в нестационарных и стационарных условиях. Пенсионное обеспечение входит в систему социальной защиты.

В.Д. Роик дает следующее определение: социальная политика — система мер государственного воздействия на благосостояние и другие условия развития социальных и демографических групп, нации и территориальной общности [35].

Меры социальной политики охватывают: влияние на жизненные условия отдельных групп населения (в частности, предоставление им временных льгот в целях компенсации ранее сложившегося неравенства); страхование от типичных рисков, связанных с трудом по найму (на случай болезни, инвалидности, выхода на пенсию, потери работы); регулирование трудовых отношений на предприятиях (трудовое право); смягчение социальных последствий деструктивных процессов, имеющих место в обществе (таких как бедность, бездомность, наркомания и т.п.); содействие экономической активности и рациональному экономическому поведению граждан (поддержка малого предпринимательства, программы стимулирования и защиты семейных сбережений, меры воздействия на потребительский выбор); регулирование социальной и территориальной мобильности населения (например, программы реализации и помощи переселенцам); влияние на социальную структуру (демографическую структуру через выплаты пособий на детей, квалификационную и профессиональную структуру через развитие системы образования и государственная помощь в обучении); меры, направленные на развитие здравоохранения, науки и культуры, защиты окружающей среды [40].

В экономической и юридической науке понятие социальной защиты трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальная защита означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества» [33].

Другими словами, разные формы оказания помощи общества своим членам в данной трактовке определяется как социальная защита. Вследствие этого формы и виды социальной помощи должны быть самыми разнообразными. Поэтому, наукой выработались две основных стороны и содержание этого понятия — экономическая и правовая.

Социальная защита населения — это важная функция органов государственной власти и местного самоуправления. Вследствие этого помощь со стороны органов государственной власти в области развития социальных служб на региональном и муниципальном уровнях должна быть ежедневной. Особенно важную роль в этой работе играет в настоящее время совершенствование деятельности органов и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста как одной из наиболее многочисленных и социально слабо защищенных категорий населения.

В таблице 1 представлены формы и виды деятельности органов социального обслуживания пожилых людей, в том числе и пенсионеров.

Таблица 1

Формы и виды деятельности органов социального обслуживания пожилых людей

Формы социального обслуживания пожилых людей

Вид деятельности и предоставление услуг

Нестационарное (на дому)

— организация питания, доставка продуктов на дом;

— оказание помощи в приобретении лекарств, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

— содействие в получении медицинской помощи

— поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

— содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

— содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;

— организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;

— помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;

— помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.

Полустационарное (отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения)

социально — бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни

Стационарное (пансионаты, дома- интернаты, геронтологические центры, специальные жилые дома для пожилых людей)

меры по созданию для граждан пожилого возраста наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно — трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга

Срочное социальное обслуживание

оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке:

1) разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) разовое оказание материальной помощи;

4) содействие в получении временного жилого помещения;

5) организацию юридической помощи в целях

6) защиты прав обслуживаемых лиц;

7) организацию экстренной медико- психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

8) иные срочные социальные услуги

Социально-консультативная помощь

9) выявлять лица, нуждающихся в социально — консультативной помощи;

10) профилактика различного рода социально — психологических отклонений;

11) работа с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста, организацию их досуга;

12) обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;

13) правовая помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

14) иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста.

Система социальной защиты охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т.д. [42].

Система (греч. составленное из частей, соединенное) — совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство [46].

Основную функциональную систему социальной защиты людей пенсионного возраста можно представить в следующем виде (см. рис 1.).

Основные задачи территориального управления заключаются в следующем:

  • ѕ участвовать в осуществлении государственной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания пенсионеров в рамках территории муниципального образования;
  • ѕ развивать социальное партнерство в муниципальном образовании, правовое и организационное обеспечение заключения, проведение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений;
  • Рис. 1. Схема социальной защиты пожилых людей

ѕ организовывать социальную поддержку и социальное обслуживание пенсионеров и других категорий граждан;

  • ѕ назначать и выплачивать субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • ѕ направлять инвалидов в социально — реабилитационные отделения государственных учреждений социального обслуживания.

В соответствии с возложенными задачами управление осуществляет функции:

  • ѕ в области обеспечения мер социальной поддержки;
  • ѕ в области социального обслуживания населения;
  • ѕ в области социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства;
  • ѕ в области мер социальной поддержки инвалидов, ветеранов и других категорий граждан;
  • ѕ в области трудовых отношений и социальных гарантий;
  • ѕ в области условий и охраны труда;
  • ѕ организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников управления и государственных учреждений социального обслуживания, расположенных на территории муниципального образования;
  • ѕ рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним необходимых мер, осуществление регистрации и учета письменных обращений граждан, организация личных приемов граждан.

Социальная защита муниципального образования, как социального института, который представляет собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы на муниципальном уровне, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.

Кроме того, системы социальной защиты пенсионеров муниципального образования осуществляют меры профилактического характера. Социальная защита пенсионеров муниципального образования осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие ее формы, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью [31].

Социальная защита включает в себя все то, что получает пожилой и нетрудоспособный человек за счет общественных фондов потребления сверх пенсии. Общество в данном случае берет на себя полностью либо частично расходы, связанные с оплатой стоимости услуг, предоставляемых пожилым и нетрудоспособным гражданам, нуждающимся в определенных видах социальной помощи. При этом в порядке социальной защиты удовлетворяются специфические потребности, характерные именно для данной категории граждан [32].

В настоящее время система социальной защиты пенсионеров включает в себя широкий спектр услуг, гарантированных законодательством Российской Федерации. Технология социальной защиты пенсионеров в Российской Федерации включает в себя следующие направления деятельности: пенсионное обеспечение; система льгот и преимуществ пожилым людям; социальная защита пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях.

Основные требования к реализации социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения состоят в следующем:

  • ѕ первостепенная и превалирующая роль государства в осуществлении этой защиты;
  • ѕ перенос центра тяжести в работе с материальной защиты на социальную заботу о людях. Необходимость организации социальной защиты, прежде всего через помощь семье;
  • ѕ повышение роли социальных и национальных общностей, религиозных общин, коллективов в организации социальной защиты;
  • ѕ усиление вклада предпринимателей в социальную защиту нуждающихся граждан, ликвидацию бедности, создание рабочих мест и т.д.;
  • ѕ обеспечение различных форм социальной защиты и разработки точно адресованных мер помощи, рассчитанных на определенный контингент нуждающихся;
  • ѕ максимальный учет принципа социальной справедливости и др.

Таким образом, государственная политика в Российской Федерации предполагает получение материальной помощи при достижении определенного возраста, которое получило название «государственная пенсия». Правом на трудовую пенсию обладают граждане Российской Федерации, которые застрахованы в соответствии с Федеральным законом

«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Пенсионер — это лицо, получающее пенсию — регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами или потеряли кормильца.

Социальная защита населения — это важная функция, которую осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, охватывающая медицинскую помощь, помощь по содержанию и обслуживанию в домах-интернатах, помощь на дому, помощь в обеспечении транспортными средствами, помощь в трудоустройстве. В рамках муниципального образования система социальной защиты представляют правовые нормы, направленные на решение социальных и экономических проблем пенсионеров данного муниципального образования.

1.2 Нормативно-правовая база социальной защиты пенсионеров

Социальная защита пожилых людей и пенсионеров определяет нормативно-правовая база, служащая основанием для социальной защиты и социального обслуживания пенсионеров как категории населения. Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых граждан, выглядит достаточно емко (таблица 2).

Таблица 2

Нормативно-правовая база закрепляющая права пожилых людей и пенсионеров на разных уровнях власти

На федеральном уровне

На уровне Краснодарского края

Конституция

Стратегия развития отрасли социальной защиты населения Краснодарского края до 2020 года (Утверждена приказом руководителя департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 29 сентября 2008 года №681)

Федеральные законы:

— от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»

— от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. №806-КЗ «Об органах социальной защиты населения Краснодарского края»

от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

Закон Краснодарского края от 29 декабря 2004 года №825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края»

от 12.01.95 г. №5 «О ветеранах»

от 10.12.95 г. №195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Закон Краснодарского края от 16 июля 2010 года №2000-КЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания

от 02.08.95 г. №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»

от 17. 07. 1999 г. №178 «О государственной социальной помощи»

Постановление главы администрации Краснодарского края от 30 декабря 2004 г. №1321»О создании управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Краснодарском крае»

№131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года №743

«О министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края» (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2013 №642, от 08.09.2014 № 959)

Постановления Правительства РФ: — от 25. 11. 1995 г. №1151 «О муниципальных образованиях Краснодарского края»

Постановление главы администрации Краснодарского края от 09 сентября 2013 года №977 «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года №743 «О министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края»

Иные федеральные законы

Система социальной поддержки пенсионеров представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Условно в систему социальных прав пенсионеров людей можно включить два вида норм:

  • нормы, которые закрепляют право всех граждан вне зависимости от возраста, в том числе особо значимые для пенсионеров;
  • нормы, которые непосредственно касаются прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По Конституции, пожилым гражданам, в том числе и пенсионерам, гарантируются равные со всеми гражданами России социальные права и свободы. Это — общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

Так, согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. В соответствии со ст.41 Конституции РФ пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и платную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст.43 Конституции РФ гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т.д.

Важное право предоставлено гражданам пожилого и пенсионного возраста ст.44 Конституции РФ. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Доступна всем в соответствии со ст.51 Конституции РФ квалифицированная юридическая помощь [1].

Наряду с социальными правами ст.33 Конституции пожилым людям и пенсионерам предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с предложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими собственными проблемами, пожилые люди ощущают себя активными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми, в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.

Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граждан пенсионного возраста.

В действующем российском законодательстве, которое реализует конституционные гарантии прав людей пенсионного возраста, условно можно выделить следующие группы норм:

1) права, которые закрепляют всех граждан вне зависимости от возраста;

2) права, которые непосредственно касаются пожилых людей и соответствующие этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи;

3) положения, которые регулируют определенные категории лиц старшего и пенсионного возраста (ветераны, реабилитированные лица, различные возрастные категории пожилых людей).

К первой из выделенных групп относятся нормы, прописанные во многих законодательных актах (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Нормы, отнесенные ко второй из выделенных групп, закреплены в законах, направленных на реализацию конституционных гарантий прав практически всех пожилых людей («О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов») [19].

Нормы, составляющие третью из выделенных групп, регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее представителен в этом отношении Федеральный закон «О ветеранах». К данной группе можно отнести и Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста.

Основные направления социальной защиты пенсионеров определены Федеральным Законом «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации» (1995 г.):

  • предоставлять материальную помощь гражданам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальные транспортные средства, технические средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  • оказывать социальную защиту на дому, осуществляющую путем предоставления социальных услуг гражданам, которые нуждаются в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;
  • оказывать социальную защиту в стационарных учреждениях, которая осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;
  • предоставлять временный приют в специализированных учреждениях социальной защиты различным категориям граждан: детям-сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства, которые пострадали от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;
  • организовывать дневное пребывание в учреждениях социальной защиты с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания, гражданам которые сохранили способности к самообслуживанию и активному передвижению, гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • оказывать консультативную помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого- педагогической помощи, социально-правовой защиты;

— оказывать реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации [5].

Свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 года).

Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. В этом документе в главе III «Социальная защита граждан пожилого возраста и инвалидов» определены формы социальной защиты»:

1) социальная защита на дому (включая социально-медицинское);

2) полустационарное социальная защита в отделениях дневного пребывания учреждений социальной защиты;

3) стационарное социальная защита в стационарных учреждениях социальной защиты (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях, социальной защиты независимо от их наименования);

4) срочное социальная защита;

5) социально-консультативная помощь. [4]

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты» в соответствии с Федеральным Законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты:

  • материально-бытовые услуги,
  • услуги по организации питания, быта, досуга,
  • социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги,
  • правовые услуги,
  • содействие в организации ритуальных услуг.

В 2001 году в связи с изменившимся социально-экономическим положением в России возникла острая необходимость проведения пенсионной реформы и создания принципиально новой системы пенсионного обеспечения. Новое пенсионное законодательство было разработано и принято в рекордно короткие сроки — с 1 января 2002 г. уже вступили в действие новые законы, регламентирующие назначение, размеры и порядок начисления пенсий.

Одним из основных законов, входящих в систему пенсионного обеспечения и являющихся составляющей частью пенсионной реформы, является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Необходимо отметить, что одновременно с принятием данного Закона были разработаны и приняты Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ

«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Эти Законы можно образно назвать двумя «столпами», на которых стоит институт пенсионного обеспечения в Российской Федерации и которые регламентируют — основания возникновения права на пенсию и порядок назначения двух видов пенсий — трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению [20].

Трудовую пенсию получает основная масса населения пенсионного возраста. Условиями для назначения трудовой песни являются достижение установленного Законом пенсионного возраста, который в России составляет для мужчин — 60 лет и для женщин — 55 лет, и уплата страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования в течение 5 лет, то есть наличие страхового стажа не менее 5 лет. Источником финансирования трудовых пенсий являются средства Фонда обязательного пенсионного страхования РФ [20].

Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» право на получение ежемесячных денежных выплат предоставлено ветеранам труда, ветеранам военной службы, жертвам политических репрессий и труженикам тыла.

Законом Краснодарского края от 9 июня 2010 года №1980-КЗ «О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае» установлена государственная социальная помощь в виде социального пособия.

Приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 3 февраля 2016 г. №98 «О величине прожиточного минимума в Краснодарском крае за 2015 год» утверждена величина прожиточного минимума за 2015 год, рассчитанная по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю для различных групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) и в среднем на жителя края. Среднедушевой показатель установлен в размере 9261 рубля в месяц, для трудоспособного населения прожиточный минимум оценен в 10025 рублей, для пенсионеров и детей — в 7691 и 8811 рублей соответственно.

На основании законов Краснодарского края от 28 июля 2006 года №1070-КЗ «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и от 15 декабря 2004 года №808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» жителям Краснодарского края, имеющим право на жилищно-коммунальные льготы, предоставляется 50-процентная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, проживающим в индивидуальных жилых домах, имеющих печное отопление, 50% компенсация расходов на приобретение и доставку твердого топлива.

На территории Краснодарского края установлены дополнительные меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания как региональных, так и федеральных льготников, а также пенсионеров, не имеющих льгот, и учащихся из многодетных семей.

Льготы по проезду регламентированы Законом Краснодарского края от 13 февраля 2006 года №987-КЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края на 2006-2016 годы» и постановлением главы администрации Краснодарского края от 30 ноября 2005 года №1131 «О мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий жителей Краснодарского края в 2006-2016 годах».

Пенсионерам, постоянно проживающим на территории края, достигшим возраста 55 и 60 лет (женщины и мужчины, соответственно), предоставлено право проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) на основании льготного месячного проездного билета и право проезда с 50-процентной скидкой в пригородном автомобильном транспорте по специальным талонам.

Постановлением главы администрации края от 14 декабря 2012 года №1512 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий».

Таким образом, систему социальной защиты пенсионеров как определенной категории населения определяет нормативно-правовая база, служащая основанием. Нормативно-правовая база представлена законодательством общего и специального характера и уровня: международного, федерального, регионального и муниципального. Основные принципы системы социальной защиты пенсионеров закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Помимо этого нормативную базу можно классифицировать как: нормы, которые закрепляют права населения вне зависимости от возраста и пенсионеры входят в это число и нормы которые напрямую касаются пожилых людей, пенсионеров, ветеранов.

Первая группа норм закреплена в таких законодательных актах как: Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Вторая группа норм, определяющая права пенсионеров закреплена в таких нормативных документах как: Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Помимо этого можно выделить и третью группу норм, которые закрепляют права отдельных категорий граждан из числа граждан пенсионного возраста. Среди этих норм можно отметить Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Закон РФ от 18.10.1991 №1761-1 (ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических репрессий».

Региональное законодательство представлено: законом Краснодарского края от 29 декабря 2004 года №825-КЗ «О социальном обслуживании населения Краснодарского края».

управление социальный защита пенсионер

Глава 2. Система социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании (на примере муниципального образования г-к Анапа)

2.1 Общая характеристика системы управления социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании г-к Анапа

Система социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании город — курорт Анапа представлены следующими видами органов и учреждений.

Таблица 3

Система социальной защиты пенсионеров в муниципальном образовании город-курорт Анапа

№ п/п

Наименование учреждения

ФИО руководителя, адрес

1.

Управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в г.- к. Анапа

Гузенко Людмила Михайловна 353440 г.-к. Анапа, ул. Крымская, 177

2.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Анапский комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга»

353440, Краснодарский край, г.-к. Анапа, ул. Крымская, 181 Кайгородова Ирина Михайловна

Управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в г.-к. Анапа осуществляет свои полномочия на основе положения об управлении социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в г.-к. Анапа, утвержденного приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края №10 от 03 июля 2012 года.

Управление социальной защиты населения в г.-к. Анапа осуществляет полномочия на территории данного муниципального образования в области:

  • реализации на территории муниципального образования государственной политики в области социальной поддержки и социального обслуживания населения;
  • организации социальной поддержки и социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов и других категорий граждан и предоставления им мер социальной поддержки;
  • оказания государственной социальной помощи гражданам, нуждающимся в государственной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края;
  • контроля за соблюдением порядка предоставления социальных услуг в организациях социального обслуживания Краснодарского края, подведомственных министерству, расположенных на территории муниципального образования;
  • реализации полномочий по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, не полностью дееспособными, а также патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, а также защиты интересов безвестно отсутствующих граждан;
  • установления статуса отдельным категориям граждан и оформления им документов, дающих право на получение мер социальной поддержки в порядке, определенном министерством;
  • назначения и выплаты субсидий и компенсаций на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • возмещения расходов организациям края, предоставляющим жителям Краснодарского края меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, проезду;
  • организационно-методического, правового обеспечения (в том числе по вопросам кадровой работы) и координации деятельности организаций социального обслуживания;
  • содействия в возвращении к месту постоянного проживания в пределах Российской Федерации, стран СНГ и Балтии несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • учета инвалидов, нуждающихся в реабилитационных услугах и обеспечения техническими средствами реабилитации в соответствии с краевым перечнем технических средств реабилитации, не вошедших в федеральный перечень, в рамках выполнения государственных программ Краснодарского края;
  • планирования расходов на содержание управления и мероприятий в области социальной политики;
  • осуществления в пределах своей компетенции межведомственной координации выполнения мероприятий государственных программ Краснодарского края, направленных на социальную поддержку и оказание реабилитационной помощи инвалидам, создание доступной среды;
  • участия в формировании на территории муниципального образования доступной для маломобильных граждан среды жизнедеятельности и координации этой деятельности;
  • координации мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) и оказания необходимого содействия инвалиду;
  • учета инвалидов, нуждающихся в получении образования, и направления их в учреждения профессионального образования Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и государственное казенное образовательное учреждение начального профессионального образования министерства труда и социального развития Краснодарского края «Армавирское профессиональное училище-интернат для инвалидов»;
  • содействия в направлении граждан пожилого возраста, инвалидов, женщин, детей, ветеранов и других категорий граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании на территории Краснодарского края, в организации социального обслуживания Краснодарского края, оказывающие социальные услуги в полустационарной и стационарной формах;
  • реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов и реабилитированных лиц;
  • реализации полномочий по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании на дому, в полустационарной и стационарной форме, составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг;
  • учета, формирования очередности и обеспечения направления (выдачи путевки) граждан, нуждающихся в получении социальных услуг в государственном бюджетном учреждении социального обслуживания Краснодарского края «Сочинский социально-оздоровительный центр граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
  • осуществления в пределах своей компетенции мероприятий по организации оздоровления и отдыха детей.

В таблице 4 приведена структура управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в г.-к. Анапа.

Таблица 4

Структура управление социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в г.-к. Анапа

Руководитель управления

заместители руководителя управления

отдел бухгалтерского учета, отчетности и социальных выплат

отдел назначения социальных пособий, субсидий и компенсаций

отдел по вопросам мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий и групп населения

В муниципальном образовании город-курорт Анапа осуществляет деятельность государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Анапский комплексный центр социального обслуживания населения». С вступлением в силу с 01.01.2015 года Федерального закона №442 от 28.12.2013г. «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», учреждение является поставщиком социальных услуг на территории муниципального образования г.-к. Анапа, обслуживаемые граждане — получателями социальных услуг.

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Анапский комплексный центр социального обслуживания населения» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом департамента социальной защиты населения Краснодарского края №481 от 30 мая 2011 году.

Социальные работники двенадцати отделений предоставляют социальные услуги на дому получателям социальных услуг. Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Анапский комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» для достижения целей осуществляет следующие основные виды деятельности:

1. осуществляет мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально — экономического благополучия граждан;

2. выявляет и ведет дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, социальной поддержке, определяет необходимые формы помощи и периодичность ее предоставления;

3. оказывает социальные, бытовые, социально-медицинские, юридические, психологические, консультативные и иные услуги постоянного, временного или разовые характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании;

4. осуществляет выявление граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

5. содействует активизации у граждан, обслуживаемых бюджетным учреждением, возможностей самореализации своих потребностей;

6. осуществляет принцип преемственности в предоставлении различных фирм и видов социальной помощи;

7. осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой в установленном порядке;

8. внедряет в практику деятельности новые формы и методы социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

9. участвует в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов и учреждений к решению попросив излияния социальной помощи гражданам и координирует их деятельность в этом направлении;