Актуальность проблемы. Каждый год учителя сталкиваются с проблемой адаптации пятиклассников к условиям обучения в средней школе. Сложность для детей заключается в том, что они переходят от одного учителя ко многим, от одного учебного класса и этажа к большому школьному пространству. В этот момент появляется много новых учителей, учебных предметов, появляется кабинетная система. Также переход в среднюю школу связан со вступлением в подростковый возраст, где ведущим видом деятельности является межличностное общение, но, по прежнему, основной деятельность остается учеба. В это время у многих ребят повышается уровень тревожности, появляется неуверенность в себе и снижается самооценка.
Неадаптированный ребенок начинает плохо учиться, перестает любить школу, ходит в нее неохотно, что ведет к понижению его социального статуса, ухудшению самочувствия и здоровья.
В связи с этим пятиклассникам необходима помощь со стороны взрослых. Помочь детям могут родители, классный руководитель и преподаватели, а также школьный психолог.
Объект исследования – учащиеся пятого класса средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – система мероприятий по совершенствованию системы адаптации школьников.
Цель исследования – изучить возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную.
Рабочая гипотеза – эффективность перехода младших школьников в пятый класс будет выше, если внедрить систему мероприятий, направленных на облегчение адаптации детей, в которой произойдет непосредственное взаимодействие учителей, родителей и психолога.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи исследования:
- Изучить особенности проблемы перехода младших школьников в среднюю школу.
- Провести диагностику по социальной адаптации младших подростков и выявить причины дезадаптации.
- Разработать комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей, испытывающих трудности в адаптации, в соответствии с возрастным развитием.
- Разработать научно-методические рекомендации учителям, социальному педагогу и родителям, по взаимодействию с младшими подростками.
Прежде, чем разобраться в психолого-педагогической деятельности работников школы, нужно понять, в чем заключается проблема адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
Исследование причин дезадаптации младших школьников
... работы «Исследование причин дезадаптации младших школьников» актуальной на сегодняшний день. Объект работы: Младшие школьники в процессе адаптации к новым школьным условиям. Предмет работы: Явление школьной дезадаптации. Цель данной курсовой работы: Проанализировать причины дезадаптации младших школьников. Задачи работы: 1) Дать определение адаптации. ... в вспомогательную школу), в переводе ...
Исследование проводилось педагогом-психологом на базе ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района, Санкт-Петербург. Исследованием были охвачены 49 учеников 5-х классов.
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы системы адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
1.1 Психологические особенности младших подростков
В возрастной психологии недостаточно хорошо изучены психологические особенности детей 10-11 лет, этот возраст Г.А. Цукерман называет «ничьей землей». Это связано с тем, что возраст 10-11 лет является переходным от младшего школьника к подростку. В этот момент дети очень пластичны и ждут помощи от взрослого. К сожалению, чаще всего, взрослый не может стать достойным партнером ребенку на этом сложном пути.
Младший школьный возраст является сензитивным:
— для развития познавательных потребностей и интересов, для формирования мотивов учения;
— для развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, так называемого «умения учиться»;
— для формирования личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, формирования самооценки, самоконтроля и саморегуляции;
— для усвоения социальных норм и завязывания прочных дружеских связей.
Все эти изменения происходят в рамках учебной деятельности, поскольку она в этом возрасте — ведущая. Результатом изменений являются психологические новообразования, которые станут фундаментом для развития на следующем возрастном этапе.
Прежде всего, у младшего школьника в центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Именно развитие словесно-логического мышления перестраивает все другие познавательные процессы. Овладение понятийным мышлением ведет к развитию рефлексии, анализа и внутреннего плана действий. Словесно-логическое мышление — это первое новообразование, благодаря которому развивается рефлексия и внутренний план действий.
Второй важный момент — в этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. От произвольности в ситуациях, связанных только с учебной деятельностью, ребенок переходит к произвольному регулированию общения и поведения, он становится способен руководствоваться нормами и правилами общения. Новый уровень произвольности — это второе новообразование младшего школьного возраста.
Третье новообразование связанно с переходом к предметному обучению. Предметное обучение создает условия для развития новых познавательных потребностей и новых интересов. То есть, формируется новое познавательное отношение к действительности.
К концу младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Особенности развития эмоционально волевой сферы подростка
... саморазвитие и самовоспитание. Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы играет важную роль в воспитании подростка. Это определило актуальность темы. Целью данной работы является выявление особенностей эмоционально – волевой сферы в подростковом возрасте. Гипотеза: в условиях ...
То есть, четвертое новообразование — ориентация на группу сверстников. Это в ажная возрастная особенность пятиклассников, причиной которой выступает характер изменений существующего самооценивания ребенком самим себя .
В младшей школе самооценка школьника зависела от взглядов учителей и родителей, но в пятом классе для ребенка важным становится оценка сверстников. Чаще всего дети ориентируются не на школьные отметки, а индивидуальные качества личности, поведение и общение, внешний вид. При таком влиянии детей друг на друга у многих пятиклассников резко снижается уровень самооценки, появляются комплексы.
В итоге снижается также мотивация к обучению и получению знаний, появляется отрицательное отношение к школе, урокам и учителям. Нередко у детей появляются конфликты в общении со старшими, учителями и родителями.
Ученый А.П. Краковский называет следующие возрастные особенности младшего подростка:
— потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
— повышенная утомляемость;
— стремление обзавестись верным другом;
— стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
— повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
— стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
— отсутствие авторитета возраста;
— отвращение к необоснованным запретам;
— восприимчивость к промахам учителей;
— переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
— отсутствие адаптации к неудачам;
— отсутствие адаптации к положению «худшего»;
— тенденция предаваться мечтаниям;
— боязнь осквернения мечты;
— ярко выраженная эмоциональность;
— требовательность к соответствию слова делу;
— повышенный интерес к спорту;
-увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
По словам Б.Ц. Бадмаева, «подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям — учителям, но и всей воспитательно-образовательной и правоохранительной системе. И у медицины тут есть проблемы, связанные с нервно-психическими расстройствами подростков, наркоманией, сексуальными отношениями и т.д.».
Осанка и методика её формирования и коррекции у детей дошкольного ...
... и индивидуальными особенностями организма детей. Объектом данного исследования является осанка, предметом - методика её формирования и коррекции у детей школьного возраста. Задача работы -, Цель работы Глава 1. Изучение понятия осанки и видов осанки 1.1 Понятие осанки Осанка ...
Анализируя все вышеуказанные факторы, можно прийти к выводу, что переходный период пятого класса сопровождают кризисы в различных сторонах развития детей, а именно в:
- эмоциональном состоянии;
- системе отношений к окружающим;
- поведении;
- мотивации к учебе;
- интеллектуальном развитии.
Особое внимание следует уделить эмоциональному состоянию детей в период адаптации их к учебе в пятом классе. Чтобы помочь школьнику преодолеть все выпавшие на него трудности и сделать его «счастливым», родителям и учителям следует заручиться друг у друга поддержкой и взаимопониманием. Работая одной командой, они смогут способствовать более легкому переходу школьников из младшего в среднее звено.
1.2 Понятия адаптации и дезадаптации. Проблема перехода младших школьников в пятый класс
Адаптация представляет собой сообразную или сообразуемую с особенностями объекта и среды его обитания систему признаков, способную реализовать его (объекта) цели в этой среде, созданную и создаваемую в ответ на действительные и возможные действия факторов.
Еще одно определение адаптации возьмем из большого психологического словаря. Адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственнымипотребностями, мотивам и интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. В педагогике и психологии эти понятия тесно связаны между собой.
В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:
- по отношению к учебной деятельности;
- по отношению к школе и предметам;
- по отношению к одноклассникам;
- в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».
Сложность задач адаптационного периода значительно увеличивает риск школьной дезадаптации. Не все пятиклассники, даже с высоким уровнем психологической готовности, могут успешно справиться с трудностями в обучении и общении, внутренними психологическими проблемами.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
- Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять
- Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
- Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
- Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Таким образом, осложняется сам процесс учения, продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Даже потенциальный отличник может превратиться в отстающего ученика. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией и ребенок становится тогда недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и уже не хочет идти в школу.
Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.
Существуют следующие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная – низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциальность).
3. Коммуникативная – затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность, замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная – тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.
Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимися на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способностью определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
1.3 Психолого-педагогические условия формирования системы адаптации пятиклассников
Главными задачами педагогического коллектива в адаптационный период являются:
- создание условий для успешной адаптации пятиклассников в средней школе (формирование и сплочение классного коллектива, выработка системы единых и последовательных требований; установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями).
- повышение уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям младших подростков.
И все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы:
1. Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
2. Социально – педагогическая и психологическая диагностика. Особенности адаптационного периода предполагают проведение диагностики с целью выявления социально-психологического портрета школьников. Для этого необходимо провести психологические исследование среди пятиклассников, выявляющее уровни учебной мотивации, самооценки, эмоционального самочувствия и социометрического статуса. Далее выявляют учеников, которые испытывают трудности в адаптации и определяют индивидуальные характер и причину этих трудностей. А затем определяют формы и методы оказания помощи школьникам, которые испытывают трудности в адаптации к обучению в средней школе.
3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями. В работе с родителями психолог преследует несколько целей. Среди них создание дружественных благоприятных отношений с родителями, помощь родителям в принятии на себя ответственности за происходящее с детьми в школе, повышение компетентности родителей в вопросах психологической адаптации детей в период перехода в среднее звено.
Консультирование по вопросам организации педагогической поддержки детей в период первичной адаптации, заключается в педагогической работе по адаптации, которую проводят при помощи игр и упражнений, рекомендованных психологом. Сотрудничество педагога и психолога заключается в планировании и анализе воздействий на учащих в процессе адаптации.
4. Методическая работа — осуществляется социальным педагогом совместно с администрацией школы. Различные методы работы в первом, пятом и десятом классах направлены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей и спецификой класса.
5. Профилактическая работа — направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку, на эмоциональное принятие новой социальной ситуации и новых учебных требований, выработку навыков учебной самоорганизации детей. Данный вид работы осуществляется школьным психологом. Наиболее продуктивно проходит в форме тренингов, дидактических игр, занятий на общение, преодоление трудностей адаптационного периода.
6. Коррекционно-развивающая работа — проводится с учащимися, которые испытывают трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в группах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у учащихся в процессе диагностики.
7. Аналитическая работа — должна быть направлена на осмысление проводимой социально-психологической деятельности по адаптации детей к 30 условиям к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов (как психолога, так и педагогов, работающих с пятиклассниками).
Анализ ситуации дает возможность обсудить с учителями, администрацией школы, родителями формы и методы дальнейшей работы и планировать учебно-воспитательный процесс в данных классах.
Раздел 2 Психолого-педагогическая деятельность в системе адаптации пятиклассников
2.1 Диагностика адаптации пятиклассников в начале учебного года, выявление дезадаптированных учеников
Для определения адаптации учащихся 5-ых классов была проведена следующая работа:
- Подбор и разработка методических материалов.
- Разработка и проведение тренингового занятия «Первый раз в пятый класс».
- Составление диагностической программы на основе методик: “Анкета изучения школьной мотивации” Н.Г. Лускановой (модифицированный вариант Даниловой Е.И.), “Методика диагностики уровня школьной тревожности” Филлиппса, Методика «Цветные письма».
- Анкетирование учащихся.
Исследование проводилось по следующим направлениям:
- Мотивационная сфера: определялся уровень школьной мотивации и отношение учащихся к учебной деятельности.
- Эмоционально-личностная сфера: выявление уровня школьной тревожности, определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
Знакомство со всеми классами проходило во время тренингового занятия «Первый раз в пятый класс». Занятия прошли хорошо, ребята проявляли активность, участвовали во всех предложенных играх и упражнениях. Одно из заданий было направлено на определение трудностей, с которыми ребята столкнулись при переходе в среднюю школу:
- Поздно кушают (рекомендовать родителям не отпускать ребят в школу не позавтракав);
- Сложно привыкнуть к тому, что все уроки находятся в разных кабинетах и на разных этажах;
- Иногда учителя задерживают на перемене;
- Форма для физкультуры часто теряется;
- В начале года сложно было справиться с расписанием;
- В субботу – учебный день;
- Во время уроков гардероб закрыт;
- Добавилось много уроков иностранного языка, ребятам сложно к ним готовиться;
- В столовой на переменах большая очередь (рекомендовать родителям давать детям в школу небольшой перекус).
Также ребята выделили положительные стороны перехода:
- После уроков сразу домой;
- Нет ритмики;
- Многим ребятам стало интереснее учиться от того, что все уроки в разных кабинетах и у разных учителей;
- На перемене можно пользоваться телефоном.
Ребята в классе легко шли на контакт, лишь некоторые ученики стеснялись высказать свое мнение.
Следующим этапом исследования была диагностика уровня адаптации обучающихся к условиям пятого класса. После проведения диагностики можно проанализировать полученные результаты:
I. Мотивационная сфера.
“Анкета изучения школьной мотивации” Н.Г. Лускановой позволила нам определить уровень школьной мотивации обучающихся, который делится на следующие группы:
- Высокая школьная мотивация, учебная активность.
- Нормальная школьная мотивация.
- Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами, мотивация является внешней .
- Низкая школьная мотивация.
- Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация .
Адекватными, положительными являются 1 и 2 уровни школьной мотивации.
Таб. 1 Количественный анализ.
Уровень мотивации |
5-А |
5-Б |
5-В |
Высокая |
— |
2 |
— |
Нормальная |
1 |
2 |
3 |
Внешняя |
4 |
4 |
5 |
Низкая |
9 |
5 |
5 |
Дезадаптация |
3 |
6 |
— |
Высокая мотивация . У 2 учащихся из 5-Б класса преобладает высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Нормальная мотивация . Выявлена у 1 ученика 5-А, у 2 из 5-Б и 3 учеников из 5-В касса. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Положительное отношение к школе имеют по 4 учащихся из 5-А и 5-Б классов, а также 5 человек из 5-В класса. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Низкая мотивация . Выявлена у 9 учащихся из 5-А класса, и по 5 учеников 5-Б и 5-В классов. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
Негативное отношение к школе у 6 учащихся 5-Б класса, а также 3 из 5-А. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Так, как показатель обучающихся с низкой адаптацией и дезадаптацией высокий, необходим анализ ответов данной категории детей на все анкеты.
Далее нужно отследить психологическое состояние в школе и наличие школьной тревожности у учащихся, которые имеют низкий уровень адаптации и школьную дезадаптацию. Для этого отобразим результаты в сводной таблице ( Таб.2 ).
II. Эмоционально-личностная сфера.
Опираясь на значение цвета, при обработке результатов методики «Цветные письма», необходимо прослеживать:
- характер общего психологического состояния каждого учащегося на уроках в школе (по преобладанию определенных цветов), (в целях выявления дезадаптированных учащихся),
- уроки, на которых учащиеся испытывают состояние психологического дискомфорта (в целях выявления наиболее стрессовых уроков для учащихся),
- характер психологической комфортности на разных уроках.
Интерпретация данных.
М. Люшер выделял 8 основных цветов, которые можно интерпретировать следующим образом:
Синий – спокойствие |
Коричневый – стресс |
Зеленый – уверенность |
Фиолетовый – тревога |
Желтый – активность, стремление к общению |
Серый – неуверенность |
Красный – энергия, стремление к активной деятельности |
Черный – страх |
С помощью Карты цвета ( Таб. 3 — 5А, Таб. 4 – 5Б, Таб. 5 – 5В) классному руководителю и учителям можно легко отследить психологическое состояние учеников на каждом из уроков.
Психологическое состояние учеников в школе представлено в сводной таблице результатов исследования адаптации пятиклассников (Таб. 2)
Диагностика тревожности включает в себя следующие шкалы:
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются социальные контакты.
- Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
- Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.
- Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Из Таб. 6 мы видим следующее:
- В 5-А классе 3 учеников имеют повышенный уровень тревожности (19%), и 3 – высокий уровень (19%);
- В 5-Б классе 5 учеников имеют повышенный уровень тревожности (26%), и 2 – высокий (10%);
- В 5-В классе 4 ученика имеют повышенный уровень тревожности (23%), и 2 – высокий (15%).
Качественный анализ методики показал, что в основном ребята с высоким уровнем тревоги имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, в связи с этим у них повышен показатель по шкале переживания социального стресса. Также они испытывают страх проверки знаний, страх несоответствовать ожиданиям окружающих, а также страх самовыражения.
Анализируя данные по 3 методикам можно сделать следующие выводы:
- в 5-х классах преобладает нормальный уровень адаптации. Из 49 ребят, принявших участие в исследовании, выявлено 13 человек, вызывающих тревогу. Это говорит о том, что учащиеся, в общем, посещают школу, чтобы получать знания, но они меньше зависят от жестких требований и норм.
- во всех классах Анкета школьной мотивации показала низкий уровень мотивации к обучению. Классным руководителям и учителям необходимо выстраивать деятельность таким образом, чтобы мотивировать ребят на обучение, на уроках вызывать интерес и удивление.
- уровень школьной тревожности у большинства детей пятых классов нормальный. Т.е. учащиеся чувствуют себя в школе комфортно, им нравиться школа, учащиеся и учителя. Дети переживают по поводу своих успехов, но эти переживания не превышают нормы и являются обычными для нормального протекания адаптации.
- в каждом классе есть ребята, на которых стоит обратить особое внимание. Исследование выявило у этих ребят низкий уровень мотивации к обучению, высокий уровень школьной тревожности, а также сниженный фон настроения.
- “А”: обучающиеся с порядковыми номерами 4, 5, 7, 10.
5 “В”: 10, 14, 19, 22, 27.
5 “К”: 2, 4, 11, 12.
- для всех трех классов характерен страх ситуации проверки знаний, большинство учащихся в каждом из трех классов имеют высокий уровень тревожности по этому значению. Также у учащихся присутствуют страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Классным руководителям рекомендуется провести работу по повышению мотивации к обучению у учащихся.
По результатам проведенного исследования рекомендуется работа психолога с группой дезадаптированных детей по программе коррекции школьной тревожности, повышения мотивации к обучению, а также общей коммуникативной культуры обучающихся.
2.2 Работа школьного психолога с целью облегчения перехода младших школьников в среднюю школу
После выявления детей, которые имеют плохую адаптацию к обучению в пятом классе и высокий уровень тревоги, необходима коррекционно-развивающая работа в малых группах по программе «Снижения школьной тревожности».
Приёмы работы с тревожными детьми.
Работа с тревожными детьми занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по 3-м основным направлениям: повышение самооценки, обучение саморегуляции в конкретных наиболее волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.
Примеры работы:
Повышение самооценки. Необходимо ежедневно фиксировать информацию о результатах и достижениях ребёнка, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. В дальнейшем фиксацию можно поручить самому ребёнку, воспитывая у него положительное самопринятие и адекватную самооценку. Полезно систематически сообщать о достижениях ребёнка его родителям.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.
Обучение саморегуляции. Можно предложить ребёнку в наиболее волнующих его ситуациях использовать следующие несложные способы снятия напряжения:
1) передышка – короткий вдох (считать до 5), длинный выдох (считать до 7);
2) повторение простых утверждений (я спокоен, хладнокровен, собран, я чувствую себя хорошо, у меня всё получится и т.п.);
3) отвлечение внимания (необходимо сконцентрировать внимание на нейтральном предмете, можно перечислить свои положительные качества и привести их примеры).
Мышечное расслабление. Снятие напряжения в 12 точках: движения глазами, широко зевнуть, покрутить шеей, поднять и опустить плечи, расслабить и поводить запястьями, сжать и разжать кулаки, 3 глубоких вдоха, прогнуться в позвоночнике, напрячь и расслабить бёдра, икры ног, покрутить ступнями, сжать и расслабить пальцы ног.
Также, школьному психологу необходимо провести семинар для учителей-предметников по теме «Преодоление школьной тревожности: как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность».
Избежать школьной тревожности можно лишь одним способом – формируя высокое самоуважение учеников, которое содержит три составляющих. Когда они чувствуют,
1. что могут решать задачи,
2. знают, что могут строить удовлетворяющие обоих отношения с педагогом,
3. вносить свой особый вклад в классный коллектив,
Мы можем направленно повышать уровень «Я могу» с помощью следующих поддерживающих техник:
1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением
- Рассказывай об ошибках. Дети часто видят избирательно. Они могут замечать свои собственные ошибки, но не видеть ошибок других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, если покажет, что каждый делает ошибки, нет людей, которые ошибаются. Задавайте детям вопрос: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важнее научиться не избегать ошибок, а «не наступать дважды на одни и те же грабли».
- Показывайте ценность ошибки как попытки. Например: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться», «Эта ошибка – не такая уж большая беда. Наконец, если бы ты не делал ошибок, я потеряла бы свою работу!»
2. Формируйте веру в успех.
- Подчеркивайте любые улучшения. Обычно учитель ждет, когда сложная задача будет решена учеником безошибочно, тогда он похвалит его. Однако, с такой установкой ждать придется долго. А что если вместо этого замечать каждый маленький шаг вперед?
- Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Каждый ученик имеет какие-то силы, неважно насколько скрытые. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради. Все ученики хотят и готовы слышать о своих сильных сторонах часто и подробно.
- Демонстрируйте веру в своих учеников. Если вы можете искренне демонстрировать веру в способности своих учеников, вы предадите им больше силы, чем любые отметки. Комментарии типа: «Ты сможешь это подтянуть», «Ты из тех учеников, которые это могут сделать» или «я знаю, что ты сможешь это сделать» – отражают вашу веру в учеников.
- Признайте трудность ваших заданий. Многие ученики, особенно избегающие неудач, воспринимают любую новую задачу, как трудную. Признайте, что они правы: «Я знаю, это трудное задание. Имей это в виду. Но я уверен, что ты справишься с ним». Когда же ученик действует успешно, выполняя задание, названное вами «трудным», его самоуважение здорово вырастает.
3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.
Единственный безопасный путь, который мотивирует детей к достижениям, снижает их тревожность – это подчеркивание всего того, что они делают верно. Успех рождает успех, поэтому учитель должен подчеркивать прошлые достижения, чтобы содействовать продолжению успеха.
4. Признание достижений.
- Аплодисменты. Аплодисменты не означают, что вы должны хлопать в ладоши. Просто смысл их: «Здорово! Ты сделал это!» Он должен быть выражен с очевидным энтузиазмом.
- Выставки. Достижения учеников – сочинения, рисунки, доклады – можно вывешивать на доску, на стенд.
Правила работы с тревожными детьми
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
- Доверяйте ребёнку, будьте с ним честным и принимайте его таким, какой он есть.
- Чаще используйте упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
- Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Если ему с трудом даётся какой-то учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
- Старайтесь делать ребёнку меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
- Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей.
Заключение
В процессе проведения исследования нами была изучена психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста, раскрыто понятие адаптация и дезадаптации. Также были рассмотрены формы, методы, средства, направления адаптации пятиклассников к обучению в школе. Рассмотрев психолого-педагогическую характеристику учащихся пятых классов, мы сделали вывод, что младший подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу.
Младшим подросткам хочется казаться взрослыми, именно поэтому с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости.
Также нами были выделены основные направления работы, в которые входят различные формы методы и средства работы по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе. Организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
Социально – педагогическая и психологическая диагностика, консультативная работа с педагогами, учащимися и их родителями, методическая работа, профилактическая работа, коррекционно-развивающая работа, аналитическая работа.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и как следствие – это получение благополучных результатов.
Проанализирована деятельность Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения СОШ №152 Красногвардейского района СПб по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе. Представлены результаты, проведенного исследования уровня адаптации пятиклассников к обучению в средней школе, на основании полученных данных всех пятых классов.
Разработан комплекс мероприятий и рекомендаций по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе.
В результате проведенного исследования нами были сделаны общие выводы, что во всех 5-х классах есть ученики, которые плохо адаптировались к новым условиям обучения в средней школе. На основании полученных эмпирических данных мы разработали комплекс рекомендаций и план мероприятий по адаптации пятиклассников к обучению в средней школе, главной целью которых является предупреждение и преодоление трудностей в адаптации к обучению учащихся 5-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из начального звена в среднее.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/po-sotsialnoy-adaptatsii-detey/
- Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя: в 2-х кн. / Б.Ц. Бадмаев. — М.: ВЛАДОС. — 2000. -Кн.1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. -240 с.
- Воспитание здорового образа жизни учащихся: педагогическая энциклопедия. М.: УЦ Перспектива, 2011. 152 с.
- Краковский А. П. «О подростках»// Издательство: «Педагогика», 1970.
- Мещерякова Б.Г ., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: ПраймЕврознак, 2006. 672 с.
- Перминова Ю. А. Психолого-педагогические условия адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 664-667.
- Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа. 2006. №7. С. 21-24.
- Урманцев Ю.А. Понятие и виды адаптации [Текст] / Ю.А. Урманцев // Управление персоналом, 2012. — №12. — С. 37-39.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. № 3.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1995. 362 с.
Приложение 1
Сводная таблица результатов исследования адаптации пятиклассников (Таб. 2)
Класс |
Порядковый номер ученика |
Уровень адаптации |
Чувства в школе |
Уровень тревожности |
5-А |
16 |
нормальный |
желание общаться, спокойствие |
Норма |
12 |
внешний |
энергия, неуверенность |
Повышенный |
|
6 |
уверенность, тревога |
Повышенный |
||
3 |
спокойствие, уверенность, желание общаться |
Норма |
||
1 |
желание общаться, немного тревоги |
Норма |
||
2 |
низкий |
уверенность в своих силах, спокойствие |
Норма |
|
4 |
спокойствие, желание общаться |
Высокий |
||
7 |
тревога, страх, стресс |
Норма |
||
9 |
спокойствие, желание общаться |
Норма |
||
10 |
уверенность в своих силах, спокойствие |
Высокий |
||
11 |
уверенность в своих силах, желание общаться |
Норма |
||
14 |
энергия, желание общаться |
Норма |
||
15 |
уверенность в себе, серьезность |
Повышенный |
||
17 |
уроки пополам: спокойствие и тревога |
Норма |
||
5 |
дезадаптация |
страх, тревога |
Высокий |
|
8 |
спокойствие, радость |
Норма |
||
13 |
спокойствие, уверенность, радость |
Норма |
||
5-Б |
15 |
высокий |
энергия, желание общаться |
Норма |
7 |
уверенность, спокойствие |
Норма |
||
29 |
нормальный |
уверенность, спокойствие |
Высокий |
|
1 |
уверенность |
Норма |
||
27 |
внешний |
страх, неуверенность, тревога |
Высокий |
|
20 |
неуверенность, тревога |
Норма |
||
16 |
спокойствие, немного неуверенности |
Норма |
||
5 |
уверенность |
Высокий |
||
2 |
низкий |
уверенность, энергия, немного тревоги |
Норма |
|
6 |
уверенность во всех предметах |
Норма |
||
19 |
преобладают энергия и уверенность |
Высокий |
||
22 |
преобладают неуверенность и тревога |
Повышенный |
||
25 |
преобладают неуверенность и желание общаться |
Норма |
||
8 |
дезадаптация |
преобладают неуверенность и тревога |
Норма |
|
10 |
преобладают тревога, страх и энергия |
Повышенный |
||
14 |
неуверенность, тревога и энергия |
Высокий |
||
21 |
неуверенность и желание общаться |
Норма |
||
26 |
все предметы вызывают разные чувства |
Норма |
||
28 |
все предметы вызывают разные чувства |
Норма |
||
5-В |
1 |
нормальный |
спокойствие, уверенность |
Норма |
8 |
желание общаться, уверенность |
Повышенный |
||
10 |
энергия, неуверенность |
Норма |
||
3 |
внешний |
желание общаться, энергия |
Норма |
|
5 |
желание общаться, спокойствие |
Норма |
||
11 |
неуверенность |
Высокий |
||
12 |
желание общаться, уверенность\ неуверенность |
Высокий |
||
13 |
немного тревоги, желание работать |
Норма |
||
2 |
низкий |
преобладают желание общаться и спокойствие |
Повышенный |
|
4 |
желание общаться и уверенность |
Высокий |
||
6 |
энергия, желание работать и спокойствие |
Норма |
||
7 |
энергия и спокойствие |
Норма |
||
9 |
желание общаться, немного неуверенности |
Повышенный |
Приложение 2
Результаты анализа психологической комфортности учащихся 5-А класса на разных уроках.
Карта цвета (Таб. 3), методика «Цветные письма».
№ п\п |
Математика |
Русский язык |
Литература [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/po-sotsialnoy-adaptatsii-detey/ |
География |
Английский |
Финский |
ОБЖ |
История |
Музыка |
ИЗО |
Физическая культура |
Технология |
Обществознание |
Биология |
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
||||||||||||||
8 |
||||||||||||||
9 |
||||||||||||||
10 |
||||||||||||||
11 |
||||||||||||||
12 |
||||||||||||||
13 |
||||||||||||||
14 |
||||||||||||||
15 |
||||||||||||||
16 |
||||||||||||||
17 |
||||||||||||||
Спокойствие, желание работать |
Спокойствие,трево га, неуверенность |
Уверенность, желание общаться |
Энергия, неуверен ность |
Страх, уверенность |
Страх, желание общаться |
Стресс, уверенность, общение |
Спокойствие, желание общаться |
Энергия, тревога |
Уверенность, желание общаться |
Желание общаться, уверенность |
Желание общаться, спокойствие |
Уверенность, спокойствие |
Уверенность, желание общаться |
Приложение 3
Карта цвета (Таб. 4), методика «Цветные письма».
№ п\п |
Математика |
Русский язык |
Литература [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/po-sotsialnoy-adaptatsii-detey/ |
География |
Английский |
Финский |
ОБЖ |
История |
Музыка |
ИЗО |
Физическая культура |
Технология |
Обществознание |
Биология |
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
||||||||||||||
8 |
||||||||||||||
10 |
||||||||||||||
14 |
||||||||||||||
15 |
||||||||||||||
16 |
||||||||||||||
19 |
||||||||||||||
20 |
||||||||||||||
21 |
||||||||||||||
22 |
||||||||||||||
25 |
||||||||||||||
26 |
||||||||||||||
27 |
||||||||||||||
28 |
||||||||||||||
29 |
||||||||||||||
Спокойствие иуверенность |
Энергия, страх, неуверенность |
Стремление к общению, неуверенность |
Уверенность спокойствие |
Тревога, страх, неуверенность |
Тревога, страх, неуверенность |
Неуверенность, тревога |
Уверенность, тревога, неуверенность |
Уверенность, тревога |
Уверенность, стресс, тревога |
Энергия, уверенность |
Уверенность /неуверенн-ть, желание общаться |
Тревога, уверенность, деперссия |
Желание общаться, энергия |
Приложение 4
Карта цвета (Таб. 5), методика «Цветные письма».
№ п\п |
Математика |
Русский язык |
Литература [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/po-sotsialnoy-adaptatsii-detey/ |
География |
Английский |
Финский |
ОБЖ |
История |
Музыка |
ИЗО |
Физическая культура |
Технология |
Обществознание |
Биология |
1 |
||||||||||||||
2 |
||||||||||||||
3 |
||||||||||||||
4 |
||||||||||||||
5 |
||||||||||||||
6 |
||||||||||||||
7 |
||||||||||||||
8 |
||||||||||||||
9 |
||||||||||||||
10 |
||||||||||||||
11 |
||||||||||||||
12 |
||||||||||||||
13 |
||||||||||||||
Желание общаться, спокойствие |
Неуверенность, страх, спокойствие |
Неуверенность, тревога |
Энергия, неуверенность |
Неуверенность, спокойствие |
Желание общаться, неуверенность |
Спокойствие, неуверенность |
Желание общаться, спокойствие |
Желание общаться, спокойствие |
Желание общаться, спокойствие |
Желание общаться, энергия |
Желание общаться, энергия |
Энергия, уверенность |
Энергия, неуверенность, желание общаться |
Приложение 5
Результаты оценки уровня школьной тревожности
обучающихся 5 класса по методике Филлипса (Таб. 6).
№ п\п |
Общая тревожность в школе 22 |
Переживание социального стресса 11 |
Фрустрация потребности в достижении успеха 13 |
Страх самовы-живания 6 |
Страх ситуации проверки знаний 6 |
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 5 |
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 5 |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 8 |
Общий уровень тревожности 58 Больше 29 — выс |
5-Б |
|||||||||
1 |
7 |
7 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
24 |
2 |
3 |
6 |
8 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
17 |
5 |
17 |
4 |
6 |
5 |
4 |
3 |
4 |
5 |
35 |
6 |
11 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
1 |
3 |
24 |
7 |
12 |
6 |
1 |
2 |
5 |
1 |
3 |
3 |
26 |
8 |
13 |
3 |
7 |
1 |
4 |
4 |
1 |
5 |
26 |
10 |
9 |
9 |
7 |
5 |
3 |
5 |
0 |
3 |
32 |
14 |
19 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
4 |
3 |
42 |
15 |
5 |
4 |
4 |
1 |
4 |
0 |
1 |
4 |
15 |
16 |
8 |
2 |
6 |
1 |
3 |
3 |
3 |
5 |
21 |
19 |
21 |
6 |
8 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
47 |
20 |
0 |
4 |
7 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
12 |
21 |
9 |
8 |
6 |
1 |
4 |
3 |
0 |
5 |
26 |
22 |
15 |
2 |
9 |
6 |
3 |
4 |
2 |
7 |
34 |
25 |
13 |
5 |
6 |
1 |
6 |
3 |
3 |
4 |
27 |
26 |
1 |
6 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
3 |
11 |
27 |
13 |
10 |
10 |
5 |
3 |
4 |
4 |
6 |
41 |
28 |
5 |
7 |
4 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
21 |
29 |
16 |
9 |
9 |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
42 |
5 |
6 |
5 |
7 |
10 |
7 |
4 |
7 |
7 |
|
5-А |
|||||||||
1 |
10 |
4 |
3 |
5 |
2 |
1 |
0 |
4 |
23 |
2 |
8 |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
21 |
3 |
15 |
3 |
3 |
1 |
5 |
2 |
1 |
5 |
24 |
4 |
16 |
8 |
9 |
5 |
3 |
5 |
4 |
5 |
44 |
5 |
19 |
9 |
7 |
6 |
5 |
4 |
2 |
5 |
43 |
6 |
14 |
5 |
7 |
4 |
5 |
4 |
3 |
7 |
32 |
7 |
16 |
3 |
6 |
2 |
5 |
4 |
3 |
6 |
31 |
8 |
10 |
4 |
8 |
2 |
5 |
3 |
0 |
6 |
24 |
9 |
9 |
4 |
2 |
3 |
5 |
1 |
1 |
4 |
20 |
10 |
17 |
8 |
4 |
4 |
6 |
3 |
2 |
5 |
38 |
11 |
7 |
5 |
5 |
4 |
2 |
1 |
1 |
4 |
23 |
12 |
10 |
9 |
8 |
4 |
3 |
4 |
0 |
6 |
33 |
13 |
10 |
8 |
7 |
4 |
4 |
1 |
0 |
6 |
28 |
14 |
14 |
4 |
5 |
2 |
5 |
2 |
0 |
7 |
26 |
15 |
12 |
9 |
8 |
4 |
4 |
2 |
1 |
7 |
34 |
16 |
6 |
3 |
3 |
4 |
1 |
0 |
0 |
4 |
16 |
17 |
9 |
8 |
7 |
4 |
2 |
4 |
0 |
4 |
29 |
7 |
6 |
4 |
10 |
10 |
5 |
1 |
11 |
6 |
|
5-В |
|||||||||
1 |
8 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
0 |
4 |
17 |
2 |
12 |
9 |
7 |
2 |
5 |
4 |
2 |
6 |
33 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
1 |
0 |
0 |
5 |
17 |
4 |
18 |
5 |
6 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
37 |
5 |
13 |
6 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
30 |
6 |
8 |
8 |
7 |
4 |
4 |
3 |
2 |
5 |
30 |
7 |
8 |
6 |
5 |
2 |
2 |
2 |
0 |
3 |
21 |
8 |
13 |
5 |
7 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
32 |
9 |
13 |
7 |
7 |
4 |
5 |
3 |
2 |
6 |
34 |
10 |
4 |
8 |
7 |
1 |
2 |
2 |
0 |
5 |
19 |
11 |
17 |
9 |
6 |
6 |
5 |
4 |
5 |
4 |
45 |
12 |
19 |
5 |
6 |
4 |
5 |
4 |
5 |
6 |
37 |
13 |
2 |
4 |
4 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
9 |
6 |
5 |
0 |
7 |
7 |
4 |
5 |
7 |
5 |
Приложение 6
Опросник школьной тревожности Филлипса.
Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.
Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-» если не согласны».
Стимульный материал:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?
26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Приложение 7
Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета, состоящая из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Цель методики. Анкета позволяет изучить уровень школьной мотивации.
Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».
Стимульный материал
1. Тебе нравится в школе или не очень?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Приложение 8
Методика «Цветные письма»
Цель исследования: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках. Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в 5 классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».
Бланк для заполнения:
Математика |
|
Русский язык |
|
Литература [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/po-sotsialnoy-adaptatsii-detey/ |
|
География |
|
Английский/Финский |
|
ОБЖ |
|
История |
|
Музыка |
|
ИЗО |
|
Физическая культура |
|
Технология |
|
Обществознание |
|
Биология |