Дипломная работа патронатное воспитание

Приложения……………………………………………………………………………………..59

^

В. Даль

Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти и местного самоуправления – в социальной защите. Поэтому содержание детей, удовлетворение их разумных потребностей, защита от невзгод и опасностей всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей, человеческого общества, государства 1 .

В настоящее время в нашем обществе все больше стали обращаться к проблеме социального сиротства. В России начитывается около 662,5 тыс. детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. Это 1330 детских домов, 360 школ-интернатов, 250 домов ребенка, 800 приютов, т.е. всего 2740 детских учреждений, в которых содержится 270 тыс. детей-сирот.

Существующие детские дома переполнены. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Встает вопрос об открытии новых сиротских учреждений, но это не решает проблемы, т.к. выходя из детского дома, дети оказываются не в состоянии адаптироваться среди нас.

Главная проблема этих детей заключается в том, что у них к восемнадцати годам сформировалась неадекватная позиция реальной жизненной ситуации; они не знают, что будут делать, выйдя из детского дома, как будут организовывать свой досуг, так как привыкли к четко распланированному графику. Многие из них не знают, как создать собственную семью. Что такое семья? Для них семья – это определенный набор социальных функций: «папа чинит телевизор, мама стирает, готовит». Других форм общения, основанных на эмоционально-чувственном восприятии мира, они не знают.

Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска

Патронат — это одна из форм устройства ребенка на воспитание в семью патронатного воспитателя на основании договора, который заключается между Уполномоченной службой детского дома и патронатным воспитателем. Этот договор определяет и разделяет ответственность за ребенка.

Воспитание в семье – естественный способ подготовки ребенка к взрослой жизни. Только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка.

14 стр., 6626 слов

Дети в детском доме

... детский дом. Объектом данной курсовой работы является детский дом как институт социализации. Предметом курсовой работы выступает адаптация воспитанников детского дома. Цель данной курсовой работы – теоретически исследовать проблемы адаптации детей в детском доме ... адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как к условиям детского дома, так и в условиях детского дома. В ...

Существующие формы (усыновление, опека, попечительство) не дают возможность большому количеству детей жить и воспитываться в семье. Вышеперечисленные формы предполагают юридически свободных детей. Тем более неудовлетворительная деятельность многих органов местного самоуправления по обеспечению опеки и попечительства свидетельствует о необходимости создания службы, состоящей из юристов, педагогов, психологов, уполномоченной решать вопросы семейного устройства и защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через систему патронатного воспитания.

Под патронатом же понимается специальная форма устройства ребенка на воспитание в семью патронатного воспитателя для обеспечения социализации и подготовки к самостоятельной жизни через приобретение опыта проживания в семье, навыков семейной жизни, усвоение семейных ролей. Специфика адаптации ребенка — социального сироты в системе патронатного воспитания состоит в том, что факторы и условия адаптации ребенка в новой семье должны определяться с учетом взаимного влияния ребенка и семьи при участии службы сопровождения ребенка и семьи. Создаваемые условия должны в первую очередь быть направлены на обеспечение механизма адаптации — формирование новых привязанностей и установления теплых принимающих отношений между ребенком и его патронатными воспитателями.

Так, десятилетний опыт детского дома №19 г. Москвы показал эффективность такой формы, позволяющей устроить в семьи основную часть выявляемых на территории муниципального образования детей указанной категории, сократить численность детей указанной категории, сократить численность детей в интернатных учреждениях и тем самым сэкономить 35 % средств, выделяемых на их содержание 4 . Только в последние годы патронатное воспитание в нашей стране стало активно развиваться (в странах Западной Европы и Америки от традиционных форм сиротских учреждений начали отказываться еще в 1950-х годах).

В России по официальным данным 190 000 детей находятся в сиротских учреждениях, и лишь 5000 детей живут в патронатных семьях (для сравнения – в США в патронатных семьях живут 523 000 детей)5 .

цель – изучить систему патронатного устройства в Республике Карелия на примере деятельности службы социально-педагогической и информационно-консультативной работы по вопросам патронатного воспитания МОУ «Детский дом №2».

Объектом дипломной работы является процесс патронатного устройства детей-сирот в семью.

Предмет – содержание и формы деятельности службы по патронатному устройству детей-сирот в детском доме №2.

исследовательский вопрос

  1. насколько такая форма устройства как патронатное воспитание применима для детей-сирот?

  2. как изменилось отношение детей к школе и семье после помещения в патронатную семью?

  3. изменились ли медицинские, психологические и социальные показатели развития ребенка?

  4. какие существуют проблемы развития системы патронатного устройства детей-сирот в семью в Республике Карелия?

    14 стр., 6950 слов

    Патронатное воспитание как форма устройства детей-сирот

    ... мнения о системе патронатного воспитания в Ярославской области. Объектом исследования данной работы выступают патронатные воспитатели, желающие взять на воспитание ребенка из детского дома. Предмет нашего исследования – патронатное воспитание как форма устройства детей-сирот и детей, ...

Для конкретизации и реализации цели были выбраны следующие задачи :

  1. рассмотреть современное положение детей-сирот в Республике Карелия;

  2. сравнить систему патронатного устройства с другими формами помещения детей-сирот в семью;

  3. выявить приоритетные меры государственной социальной политики в отношении детей;

  4. показать, как проходит этап отбора и оценки будущих патронатных воспитателей;

  5. раскрыть сущность этапа сопровождения патронатной семьи;

  6. изучить мнение детей-сирот, хотят ли они жить в патронатной семье;

  7. выявить изменение отношения детей к семье и школе после помещения в патронатную семью;

  8. показать изменение медицинских, психологических и социальных показателей развития ребенка, после помещения его в патронатную семью;

  9. рассмотреть проблемы развития системы патронатного устройства детей-сирот в семью в РК.

исследовательские методы

Структура

Проблема сиротства до сих пор остается мало изученной темой с точки зрения анализа эффективности форм устройства детей как фактора успешной социальной адаптации. Большинство публикаций дают лишь общую картину положения и устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Самое общее представление о проблеме сиротства и патронатного воспитания дают Е.Б.Бреева 6 , В.Брутман7 , О.Мысова8 . Наиболее полное определение понятия предлагают Н.Ф.Дементьева9 , Э.А.Минкова10 , которые анализируют причины сиротства, предлагают различные пути семейного устройства детей-сирот.

Правовой аспект сиротства раскрывают работы Л.Михеевой 11 , В.А.Варывдина12 , а также Л.Н.Салахетдиновой13 , которые описывают законодательную базу защиты детства, анализируют региональные законы, регламентирующие патронатную деятельность.

Охарактеризовать положение детей-сирот в Республике Карелия помогли доклады «О положении детей-сирот в РК» за последние годы. Наиболее осознанно и критично относится к проблеме развития патронатного воспитания А.Дзугаева 14 , которая рассматривает причины, по которым до сих пор не принят закон о патронатном воспитании на федеральном уровне, и предлагает методы более широкого распространения данной формы устройства детей-сирот в семью.

К сожалению, очень мало литературы, затрагивающей содержание и сущность патронатного устройства. Раскрыть эту тему и показать все этапы работы с будущей патронатной семьей помогли работы М.Ф.Терновской 15 , которая детально рассматривает все аспекты деятельности по патронатному устройству детей-сирот в семью. Также при написании работы были использованы электронные источники, благодаря которым была получена информация о деятельности службы по развитию семейных форм попечения в РК, о формах работы детского дома №19 г. Москва, который является первой экспериментальной площадкой развития системы патронатного воспитания.