“Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника”. Роден
Изобразительная деятельность — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
В теории и практике дошкольного воспитания изобразительная деятельность признается одним из наиболее доступных средств, предоставляющих детям широкие возможности для
Теоретические основы развития детского изобразительного творчества заложены в трудах А.В.Бакушинского, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Волкова, О.И.Галкиной, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной и др. Исследователями подчеркивается значимость целенаправленного обучения дошкольников основам изобразительной грамоты (Е.И.Игнатьев, Н.В.Квач, Т.СКомарова, Г.В.Лабунская и др.), приобщения детей к изобразительному искусству (Н.С.Александрова, Н.Э.Басина, А.А.Грибовская, Л.Л.Ковалевская, С.К.Кожохина, В.Б.Косминская, Н.Б.Халезова, Р.М.Чумичева, Т.Я.Шпикалова и др.), раскрываются особенности развития детской одаренности (Р.Г.Казакова, А.А.Мелик-Пашаев, А.И.Савенков и др.).
Особый интерес у педагогов и психологов вызывает проблема образной выразительности в детском творчестве (Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, В.И.Киреенко, В.С.Мухина и др.).
Образ в детском рисунке чаще определяется как художественный, выразительный или изобразительно-выразительный. Исследователями рассматривался процесс формирования выразительных образов в разных видах изобразительного творчества детей дошкольного возраста: в декоративном рисовании (Н.С.Александрова, Л.Г.Васильева, О.С. Дронова, А.В. Молчева и др.), специально организованной аппликационной деятельности (С.В. Иванникова, О.Р. Лагутина, Е.С. Рогалева и др.), лепке (Н.А.Курочкина, И.А. Лыкова и др.), детском творческом конструировании (Т.Ф.Панфилова, Л.А.Парамонова и др.).
Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию ...
... вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения, что и определило тему нашего исследования: Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста. Отсюда вытекает ...
Анализ исследований последних лет показал, что выразительность образов в рисовании формируется у дошкольников разными средствами: на основе восприятия иллюстраций детских книг (Л.П.Бочкарева, Р.А. Мирошкина), применения нетрадиционных художественных техник (А.А.Лукашова), развития восприятия цвета (Л.Г.Белякова, В.ВБогданова, Т.С.Комарова, А.В.Размыслова, Л.А. Ремезова), усвоения дошкольниками системы художественных эталонов (С.В.Погодина), под воздействием малых фольклорных жанров (Т.А. Котлякова), средствами графических способов изображения (О.В.Мельникова).
Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. Исследователями выявлены отличительные особенности создаваемых детьми образов, определены средства и критерии оценки изобразительной, индивидуальной, композиционной, художественной выразительности детских рисунков, обоснованы специальные педагогические условия, влияющие на формирование образа в творческих работах дошкольников.
До последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений.
Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах:
- многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа,
- формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник.
В настоящее время использование этих материалов в изобразительном творчестве дошкольников может быть признано традиционным, так как широко описаны их техника и технология, разработаны методики освоения выразительных свойств этих материалов, они внедрены в широкую практику дошкольного обучения. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина, О.В.Недорезова и другие. Нетрадиционные художественные техники изучены в работах Казаковой Р.Г., Ильиной А. и аппробированы в работе с детьми Л.Г. Беляковой, Н,В. Дубровской, А.А. Фатеевой, И.А. Лыковой и др. Включённые в учебный процесс нетрадиционные техники, необычные средства изображения, развивают детскую фантазию, воображение, способствуют обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ.
В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных художественных техник в детском изобразительном творчестве и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса.
Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных ...
... изобразительной деятельности (рисования ) . Теоретическая значимость данной работы состоит в определении особенностей развития творчества детей младшего дошкольного возраста , и в выявлении возможностей использования нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей . работы состоит в разработке серии ...
Согласно этому, цель исследования заключалась в изучении возможностей развития выразительности в рисунках старших дошкольников посредством разнообразных художественных техник
Объектом исследования выступает освоение дошкольниками 5-6лет рисования.
Предметом исследования являются использование нетрадиционных художественных техник в процессе развития и создания выразительного образа детьми 5-6 лет.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза — процесс формирования выразительного образа в детском изобразительном творчестве средствами разнообразных художественных техник будет проходить успешно при следующих условиях:
- ознакомления дошкольников с различными нетрадиционными художественными техниками;
- обеспечения преемственности и последовательности в обучении детей приемам работы в нетрадиционных художественных техниках,
- активизации творческого экспериментирования с материалами;
- создания художественно-эстетической развивающей среды в группе;
- использования педагогом разнообразных методов и приемов при работе над выразительностью образа в рисунках дошкольников.
Задачи исследования:
- Изучить теоретические основы по проблеме формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников средствами разнообразных художественных техник;
- Выявить особенности развития умений создания выразительного образа у детей старшего дошкольного возраста и освоения нетрадиционных техник;
- Разработать и апробировать педагогическую технологию использования различных изобразительных техник для формирования выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы педагогического исследования: теоретический анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; анкетирование педагогов; наблюдение и анализ деятельности детей дошкольного возраста, педагогической деятельности воспитателей ; индивидуальные беседы с детьми; анализ продуктов детского творчества; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической и компьютерной обработки материалов эксперимента.
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования выразительности образа в рисунках старших дошкольников
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Изобразительная деятельность предполагает не столько логическое, сколько эмоционально-образное познание жизни (Б.М. Неменский), выступает средством освоения и выражения доступными средствами социокультурного опыта (В.С. Мухина), выполняет осмыслительную роль в процессе познания ребенком окружающего мира (В.Т. Кудрявцев).
«Нетрадиционные техники рисования»
... специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Техника рисунка, Нетрадиционные техники рисования, Дошкольный возраст 1. Рисование как вид продуктивной деятельности у дошкольников 1.1. Понятие рисования Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие понятие получило ...
Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. В рисунке отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.
Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает, прежде всего, непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков.
Изобразительная деятельность ребенка
Информация в произведении изобразительного искусства представляется в форме художественного образа, который может иметь определенную эмоциональную окраску. Искусство может вызывать самые глубокие и содержательные чувства и эмоции.
Художественный образ — это выражение творцом своего «Я», своего ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это форма отражения, воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала в искусстве.
Овладение изобразительными действиями предполагает освоение детьми комплекса знаний, умений и навыков, в частности знание основных форм, особенностей строения, цвета, пропорциональных отношений в предмете и между ними, знание способов их изображения и умение их применять в рисунке, аппликации.