ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ
1.1 Виртуальные социальные сети как объект социальнопедагогического исследования
Социальной сетью стали в последнее время называть бесплатную площадку в интернете, обеспечивающую социальное взаимодействие её участников, где можно самостоятельно публиковать какую – либо информацию и обмениваться ей. Актуальностью нашего исследования является то, что с появлением большего количества социальных сетей интернета и пользователей этих интернет — площадок выросла не только социальная ценность сетей, но и появилось множество социально – психологических проблем их пользователей (в частности подростков).
Связаны эти проблемы, во-первых, с отсутствием чувственного опыта, вовторых, с протеканием познавательных процессов и спецификой формирования личности подростка, а в частности его идентичности, втретьих, с его самоопределением в обществе, нормативно-ценностными установками, а также cпоявлением зависимости от постоянного нахождения в социальных сетях. Неуверенность в том, какие же последствия принесет постоянное пребывание в соцсетях интернета в повседневной жизни подростка, постоянно увеличивает количество вопросов, задаваемых исследователями данной проблемы. Занимались ее изучением такие педагоги, психологи и социологи, как: А.В. Мудрик, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А. Журавль, В.А. Плешаков, В. Черепанов, Д.И. Фельдштейн, Джон Сулер, Е.П. Белинская, Л. Аншакова, Н. Васильева, С.Б. Цымбаленко, Сьюзан Гринфилд, Т. Авдулова, и др.
В. Черепанов считает, что среда, которая очень насыщена информационно, не стимулирует воображение, а душит его. Дети, находясь в соцсетях интернета, постоянно потребляют множество готовой информации – говорящие игрушки, интерактивные игры, видео, аудио. А когда взрослеют, они усаживаются за отупляющие разум Фэйсбук и Твитер [19, с. 9].
Существует много исследований, которые доказывают: что дети, сидящие часами в соцсетях интернета, как бы «впадают в детство». Назвали психологи этот феномен «кризисом идентичности». Для него характерны: утрата чувства перспективы, неадекватность самооценки, внешняя пассивность, беспричинный пессимизм, бескомпромиссность, а порой, даже агрессивность.
Психолого–педагогические эксперименты также доказывают, что, при сложных вопросах, задаваемых участникам соцсетей интернета, они начинали думать о компьютерах как о палочках-выручалочках. Получается так, что на свет рождается поколение людей, не способных сконцентрировать на чем – либо свое внимание, людей, которых устраивает даже примитивное общение, и постоянно одолевает жажда обратить на себя внимание[19, с. 9].
Методы социального исследования
... с помощью самых разных способов социального измерения. Социальный эксперимент – это метод получения социальной информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов. При этом социологи ... В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников ...
1.3 Роль социальных сетей в социализации подростков
В современном мире более ранние (традиционные) средства коммуникации – устное слово, письмо, книга, телефон, теряют свою актуальность. Данные коммуникации легко (и все чаще), заменяет среда интернета. Основная ее функция – это информирование общества.
Социальные сети стали средством массовой коммуникации для подростков. Теперь можно быстро делиться новостями с друзьями. Причем эта информация распространяется молниеносно. Более того, можно делиться поздравительными открытками, фотографиями, видео, сделав пару щелчков кнопкой мыши. В этом и есть развитие в коммуникации посредством современных медиа. Опираясь на исследования, проведенные ранее, можно сделать вывод, что, действительно, сейчас все больше людей всех возрастов общаются в социальных сетях, которых тоже не мало. Почему?
Во-первых, теперь все могут позволить себе анонимность (не представляться или стать выдуманным персонажем).
Во-вторых, каждый человек в электронной сети может высказать свое мнение, найти единомышленников, пообщаться на любые темы, поделиться опытом. Итак, общение с помощью социальных сетей интернета позволяет стать тем, кем человек бы хотел быть или увеличить свою значимость и самооценку или просто компенсировать нехватку друзей и пообщаться.
В-третьих, можно обзавестись новыми знакомствами (часто существует надежда, что отношения в социальных сетях перерастут в реальное общение).
В-четвертых, можно отыскать своих знакомых и друзей, контакты с которыми давно потеряны, но люди остались в памяти навечно.
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ ПОДРОСТКОВ МАЛОГО ГОРОДА
2.1 Исследование влияния виртуальных социальных сетей на социализацию подростков малого города
Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия» города Лесосибирска в 2016 году. В исследование приняли участие обучающиеся 9 класса. Общее количество испытуемых – 18 человек, среди них 8 мальчиков и 10 девочек.
Для выявления влияния социальных сетей интернета на социализацию подростков, были использованы следующие методики:
1) анкета «Влияние социальных сетей на подростков»;
2) опросник «Киберкоммуникативная зависимость» Тончевой А.В.;
3) тест на интернет – зависимость Кимберли-Янг;
4) тест на интернет — зависимость С.А. Кулакова; Рассмотрим методики проведенного исследования более подробно.
1. Анкета «Влияние социальных сетей на подростков»….
2.2 Профилактика зависимости подростков от виртуальных социальных сетей
На основе проведенного исследования, которое показало средний уровень влияния социальных сетей на социализацию подростков и наличие у большинства зависимости от общения в социальных сетях, нами были разработаны следующие методические рекомендации по профилактике зависимости подростков от социальных сетей интернета:
Информация в сети Интернет: возможности, риски и угрозы
... сеть Интернет, виртуальная реальность, «цифровая революция» - таковы лишь некоторые признаки и новые контуры культурного пространства ... ответственностью и риском. Еще предстоит более обстоятельно изучить социальные, психологические и ... этике общения. Интернет стали называть «новой улицей для подростков», которые предпочитают ... ставить эксперименты. Это находит применение, как в естественных, так и в ...
— Во-первых, нужно принять свою зависимость, принять тот факт, что вы должны избавиться от этого бесполезного пристрастия;
— Всякий раз, когда у вас появляется мысль войти в Интернет, остановитесь и подумайте, что вас заставляет это делать, д…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение и анализ научной литературы позволяют сделать следующие выводы: социальные сети — это бесплатная площадка в интернете, обеспечивающая социальное взаимодействие её участников, где можно самостоятельно публиковать какую – либо информацию и обмениваться ей. Количество социальных сетей растет с каждым днем, а вместе с ними появляется множество социально – психологических проблем их пользователей (в частности подростков).
Ученые, которые занимались исследованием данной проблемы (А.В. Мудрик, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина и др.), пишут о социальных сетях как о затуманивающих разум подростков ресурсах, отнимающих огромное количество времени. Социальные сети интернета снижают уровень реального жизненного пространства, отнимают реальные эмоции и изменяют поведение своих пользователей.
Социальные сети формируют условия для относительно социально контролируемой социализации личности, поскольку формируются разработчиками для удовлетворения бесчисленных потребностей нынешнего человека, образуя особый круг взаимодействия и киберкоммуникации. При этом контекст киберсоциализации в социальных сетях устанавливается за счет воспитания (социального, семейного, религиозного, коррекционного и т.д.) конкретной личности в обстановке реальной жизнедеятельности. Социальные сети основывают среду для относительно наставляемой социализации личности.