Актуальность темы исследования обоснована социально-экономической значимостью эффективного развития системы дошкольного образования в РФ. Также следует учитывать, что начало XXI в. ознаменовано формированием новой философии образования, которая в качестве одной из ключевых идей позиционирует необходимость перехода к инновационной управленческой парадигме. При этом реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления. В свою очередь, практика формирования новой системы управления дошкольным образованием, вызванная вступлением в силу закона об образовании, также порождает целый ряд инноваций и противоречий в данной сфере, связанных с требованиями закона и ФГОС ДО. Кроме того, с 2018 г. вступила в силу новая программа развития образования в РФ, которая, в том числе определяет новые направления развития системы дошкольного образования. Исследуемая проблема имеет важное значение и для эффективного управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определения его целей и задач, функций и полномочий. Решение задачи эффективного управления развитием дошкольного образования на муниципальном уровне требует постоянного развития системы управления дошкольным образованием, совершенствования функций органа управления. Изложенное обосновывает актуальность изучения проблематики развития системы дошкольного образования.
Степень разработанности проблемы. Исследованию поставленной проблемы посвящен широкий ряд учебных пособий, монографий и публикаций. В частности, проблемам повышения эффективности системы управления дошкольным образованием посвящены работы: С.В. Степановой, И.А. Макаровой, В.И. Ребровой, А.Н. Новоселовой, Н.В. Медведевой, Ю.В. Шмилер, Н.Н. Калмыкова и др.
Тем не менее, законодательные новации в данной сфере обосновывают необходимость дальнейшего исследования проблематики развития системы управления дошкольным образованием, в том числе на муниципальном уровне.
Актуальность темы исследования и ее недостаточный уровень теоретической разработанности определяют цель, задачи, объект и предмет исследования, поставленные в работе.
Дипломная работа управление социальным развитием организации
... управления социальным развитием; 2) провести анализ показателей экономической деятельности на примере исследуемой организации; 3) провести оценку качества системы управления социальным развитием в организации; 4) дать рекомендации по улучшению системы управления социальным развитием в организации. Работа ... развитие образования, здравоохранения, культуры. Получается, что план социального развития ...
Объектом исследования является муниципальное управление системой образования в Сосновском муниципальном районе.
Предмет исследования — эффективность муниципальной системы дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе.
Цель исследования состоит в оценке текущего состояния, проблем и перспектив развития муниципальной системы дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и правовые основы управления системой дошкольного образования;
- провести оценку развития системы дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе;
- разработать социально-экономический проект развития муниципального дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе.
В качестве информационной базы исследования использованы данные государственного статистического наблюдения, законодательные и нормативные акты по вопросам реформирования сферы дошкольного образования РФ, Нижегородской области, нормативно-правовые акты и программы, реализуемые Администрацией Сосновского муниципального района, монографии и публикации российских авторов, исследующих поставленную проблему.
В качестве методологической базы послужили такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический, сравнительный и ретроспективный анализ, обобщение, моделирование, мониторинг и интерпретация статистических данных.
Практическая значимость обоснована выводами и предложениями, сделанными по результатам проведенного анализа развития системы дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе. Разработанный в работе социально-экономический проект развития муниципального дошкольного образования в Сосновском муниципальном районе, на наш взгляд, способен повысить ее эффективность.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Развитие системы дошкольного образования (на примере Администрации Сосновского муниципального района)» состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/diplomnaya/na-temu-razvitie-vospitanie-obuchenie-doshkolnikov/
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 25.12.1993. — № 237.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изм. и доп.) // РГ – 30.12.2012 г.
3. Федеральный закон от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании: закон Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ – 1996 — № 3 — Ст. 150.
4. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы «Развитие образование» // СПС «Гарант».
5. Постановление Правительства РФ от 20.05.2011 № 404 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в субъектах Российской Федерации» // СПС «Гарант».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» // СПС «Гарант».
«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста»
... содержание работы воспитателя по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Выявить формы и методы руководства игровой деятельностью, направленной на экологическое образование детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать серию игр, направленных на экологическое образование детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: - теоретические: анализ ...
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) // СПС «Гарант».
8. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
// СПС «Гарант».
9. Постановление Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области от 16.11.2017 г. №316 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Сосновском муниципальном районе Нижегородской области на 2018-2020 годы» // Официальный портал Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sosnovskoe.info.
10. Отчет главы администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области о деятельности районной администрации за 2015 год // Официальный портал Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sosnovskoe.info.
11. Отчет о результатах деятельности Управления образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области за 2017 год // Официальный портал Управления образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sosnruo.myjino.ru.
12. Решение Земского собрания Сосновского муниципального района Нижегородской области от 26 ноября 2009 года №97-р «Об утверждении Положения об Управлении образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области» // Официальный портал Управления образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sosnruo.myjino.ru.
13. План работы Управления образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области и его структурных подразделений на 2018 год // Официальный портал Управления образования Администрации Сосновского муниципального района Нижегородской области: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sosnruo.myjino.ru.
14. Авцинова А.А. Теоретико-методологические аспекты управления социально-экономическим развитием муниципальных образований // Социально-экономические явления и процессы. — 2011. — Вып. 11. С. 11-14.
15. Ананьева М.А. Дошкольное образование в современной России // Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.).
В 2 т. Т. 2 — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 311-312.
16. Вавилова А.А. Закон об образовании: особенности регулирования дошкольного образования / А.А. Вавилова // Справочник музыкального руководителя — №7 — 2013. – С. 7.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного образования ...
... работников дошкольной сферы и организации исследовательской деятельности; центральными и местными исполнительными органами в области образования при осуществлении государственного контроля над качеством воспитания и обучения; органами государственного управления и ...
17. Воронкевич О.А., Седачева Т.Ю. Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды ДОО // Дошкольная педагогика — №3(138) март – 2018.
18. Гребешова С.В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.
19. Грязнова Е.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. — 2015. — № 11. — С.144-157.
20. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы // NB: Административное право и практика администрирования — № 06 – 2015 — С. 10-21
21. Дедушкина Т.А. Отечественные и зарубежные концепции социального проектирования дошкольных образовательных организаций. // Труды СГА. — М.: Изд-во СГУ, 2014 — № 4 — С. 103-116.
22. Дедушкина Т.А. Социальный контроль проектов дошкольных образовательных организаций // Управление мегаполисом. Научно-теоретический и аналитический журнал. — М.: Изд-во НИК «Контент-Пресс», 2014. — № 1 (37).
— С. 64-68.
23. Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы/ Под ред. Н.П. Ходаковой — М.: Обруч, 2014.
24. Дошкольное образование в современном мире: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 10 июня 2014 г.) / Под ред. В.И. Ребровой. — СПб., 2014. — 172 с.
25. Калмыков Н.Н. О реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 окт. 2016 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (10).
— С. 25-43.
26. Лунев А.Н. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. — 2014. — № 03 (март).
– С. 4-7.
27. Медведева Н.В., Шмилер Ю.В. Система управления дошкольным образованием в РФ: сущность и особенности // Материалы ивановских чтений — №1(6) – 2016. – С. 234-238.
28. Новоселова А.Н. Актуальные аспекты правового регулирования дошкольного образования как основа управления дошкольной образовательной организацией // Нижегородский институт развития образования – №4 -3 — 2016 – С. 95-99.
29. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А.И. Булычевой. –-М: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2016 г. — 173 с.
30. Оганесян К.Г. Вопросы делегирования государственных полномочий в сфере образования органам местного самоуправления // Черные дыры в российском законодательстве. — 2012. — № 1. — С. 10-14.
31. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 432 с.
32. Попова М.И. Бюджетная политика в системе управления социальной сферой (на примере образования) — СПб.: Питер, 2015. – 267 с.
33. Путило Н.В. Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации: типовой научно-методический комплекс для государственных и муниципальных служащих. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2015. – 320 с.
34. Реброва В.И. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в современных условиях // Ленинградский юридический журнал – №4 — 2016 – С. 49-59.
35. Родионова Т.Г. Сущность и особенности управления муниципальным образованием в современных условиях // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. — 2013. -№ 4. — С. 7-9.
«Проблемы управления инклюзивной образовательной организацией»
... управления. Управление образовательным учреждением – это система управления, применение системного подхода к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Общеобразовательная школа (с позиций теории управления), является сложной динамической системой. Она может выступать объектом управления. Управление в образовании ...
36. Романюк Л.В. Муниципальное управление образованием как фактор поддержки развития педагогического образования // Знание. Понимание. Умение. — 2014. — № 3. — С. 223-234.
37. Серых Л.В., Шинкарева Л.В. Развитие вариативных форм дошкольного образования: региональный аспект // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 5-5. — С. 1099-1102.
38. Современные подходы к изучению и практике дошкольного образования. Дайджест избранных статей по дошкольному образованию, воспитанию и развитию детей из научных периодических изданий МГППУ за период 2000-2013 гг. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. — 292 с.
39. Степанова И.А., Макарова Т.А. Особенности организации дошкольного образования в качестве ФГОС ДО // Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 4-7.
40. Судденкова Н.В. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2012. — № 1. — С. 64-71.
41. Тимченко В.С. Роль местного самоуправления в обеспечении дошкольного и начального школьного образования // Практика муниципального управления — № 10 — 2011 — С. 24-26.
42. Токарев А.А., Федорова Г.А. Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 1-4.
43. Фалюшина Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением (современный аспект).
— М.: Педагогическое общество России, 2016. – 114 с.
44. Чемарова М.В. Развитие системы дошкольного образования в муниципальном образовании «город Ульяновск» // Управление дошкольным образовательным учреждением — №1 – 2014 – С. 24-28.
Общий объем:
Год: 2018