Курсовая работа эмоциональное выгорание сотрудников мвд

Дипломная работа

4. Симптом редукции профессиональных обязанностей.

Термин «редукция» означает упрощение, ограничение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «истощения»

1. Симптом эмоционального дефицита.

К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще — отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, легко возникающее чувство обиды дополняют симптом эмоционального дефицита.

2. Симптом эмоциональной отстраненности.

Профессионал почти полностью исключает эмоции из сферы деятельности. Его почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы работы с людьми эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер по деловому общению обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенным негативным потенциалом отличается демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал не только не пытается скрыть своей незаинтересованности, но и подчеркивает ее.

3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.

Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

5 стр., 2416 слов

Эмоциональная регуляция деятельности

... их. Эмоционально-оценочная деятельность челове- ка неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека. Сознательная, рациональная регуляция поведения, ... становятся настоятельной потребностью. Человек стремится к положительным эмоциям. Лишение эмоциональных воздействий дезоргани- зует психику человека, а длительное лишение положительных ...

Симптомы «выгорания» оказывают влияние на установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утрачивает интерес к работе с людьми, она уже больше не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «терпеть не могу…», «презираю…». В таких случаях «выгорание» свидетельствует о невротизации, а иногда и более глубоком поражении.

4. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений.

Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контактах с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний13 .

Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии (Бойко, 1996).

Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.

Выводы к главе I

  1. Термин «эмоциональное выгорание» введен в научный обиход в 70-80 гг. ХХ века для обозначения негативных состояний преимущественно эмоционального регистра, развивающихся у работников т.н. коммуникативных профессий, основу которых составляют многочисленные, значимые по последствиям контакты с людьми (медицинские и социальные работники, педагоги, полицейские, менеджеры и т.д.)
  2. Эмоциональное выгорание рассматривается большинством исследователей как проявление дезадаптации профессионала, снижающей эффективность деятельности и наносящей ущерб личности работника. Отечественными исследователями (В.В. Бойко, С.Л. Куликов) разрабатывается концепция адаптивной природы эмоционального выгорания (выгорание как приобретенный механизм личностной защиты от эмоциональных перегрузок).
  3. Согласно классической концепции эмоционального выгорания К.Маслач синдром проявляется на уровне физиологических, психических и поведенческих реакций. Содержательно синдром выгорания реализуется в трех аспектах: эмоциональное истощение, изменение эмоционального реагирования в профессиональных ситуациях; деперсонализация – личностное дистанцирование, «объектное» восприятие партнеров по профессиональному общению; редукция профессиональных достижений – потеря интереса к работе, формальное отношение к обязанностям.
  4. Эмоциональное выгорание тесным образом связано с профессиональным стрессом, является личностной реакцией на стрессогенные факторы профессиональной среды.
    4 стр., 1582 слов

    Характеристика эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России

    ... воздействие на организм в целом. Проблема изучения эмоционального выгорания сотрудников МЧС России является актуальной ввиду стрессогенного характера их профессиональной деятельности. Формирование эмоционального выгорания ... для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия, приводит к нарушению внимания, снижению волевой готовности к немедленному действию, негативно влияет на ...

    Развитие синдрома соответствует фазам стресса – напряжение, резистенция, истощение.

Глава II. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКА, ОРГАНОВ МВД, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯУСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие профессионально важных личностных качеств специалиста

Не вызывает сомнения, что любая профессия, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек – человек» зависит от качеств того и другого. Существует определенное сочетание личностных качеств, значимое для профессиональной деятельности. Система этих качеств получила название профессионально важных качеств личности (ПВК).

Профессионально важные качества в рамках каждой профессии изучаются с помощью методики профессиографии и составляют основу для разработки программ профессионального отбора.

Специфически сложные условия протекания деятельности сотрудников милиции определяют особую актуальность потенциальных возможностей, психофизиологических, психологических, личностных свойств сотрудника, способностей и умения эффективно приспосабливаться к этим условиям, формировать и сохранять высокий уровень активности нервно-психического состояния и работоспособности, т. е. умение формировать оптимальный стиль жизнедеятельности, активную жизненную позицию. Каждый человек постоянно активно приспосабливается к условиям социальной среды, что затрагивает все уровни его функционирования. Существует ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех процесса адаптации в различных условиях деятельности. К ним могут быть отнесены поведенческая регуляция, коммуникативные качества и степень ориентации на общепринятые нормы поведения. Именно они обеспечивают эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяют личностный адаптационный потенциал.

Деятельность в органах внутренних дел предъявляет к индивидуально-психологическим качествам сотрудников определенные требования, определяющие успешность как профессиональной деятельности, так и первоначальной адаптации к ней. Требования к сотруднику — это совокупность индивидуально-психологических качеств, которыми он должен обладать, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Одни качества в этой совокупности являются общими для выпускников всех образовательных учреждений, другие обусловлены спецификой профессиональной подготовки курсантов в образовательном учреждении системы МВД.

4 стр., 1641 слов

Методическая деятельность педагога профессиональной школы

... сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает: ...

Профессиограмма сотрудника органов внутренних дел

В лаборатории психологии ВНИИ МВД России был проведен профессиографический анализ деятельности по специальности «правоохранительная деятельность», который позволил разработать профессиограмму деятельности оперуполномоченного и сформулировать квалификационные требования к представителям этой профессии – выпускникам образовательных учреждений МВД14 .

Выпускники должны обладать следующими профессионально важными качествами:

Коммуникативные качества и умения: высокая коммуникабельность, способность устанавливать деловые контакты, умение быстро найти целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника, умение отстаивать свою точку зрения.

Интеллектуальные качества: склонность к обобщению и систематизации информации, умение видеть несколько возможных путей решения задачи и выбирать наиболее эффективный, способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации.

Волевые качества: высокий уровень ответственности, организованности и исполнительности, упорство в преодолении возникающих трудностей.

Эмоциональные особенности: эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений, уравновешенность и самообладание в конфликтной ситуации.

Особенности памяти: память на внешность и поведение человека, способность легко запоминать и воспроизводить словесно-логический материал (термины, цифры, фамилии), а также память на цвет, форму, величину движение, расположение объектов, предметов.

Особенности внимания и наблюдательность: умение подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке, способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.

Другие качества: аккуратность, развитая мотивация профессионального самосовершенствования, стремление ничего не брать на веру, тщательно проверять альтернативные точки зрения, гипотезы, взгляды, высокий уровень субъективного контроля.

Для определения профессиональной пригодности кандидатов на обучения проводится профессиональный психологический отбор.

Среди видов профессионального отбора психологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психологические испытания и исследования позволяют достаточно быстро и объективно «измерять» большое число психологических свойств, выявлять тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, которую другими методами можно определять лишь в процессе длительных специально организованных наблюдений, а также изучения специалистов в процессе деятельности. Необходимо отметить, что психологическое обследование не заменяет других видов прогнозирования профессиональной пригодности. Психологический отбор представляет собой только один из видов профессионального отбора, причем он целесообразен применительно к определенному кругу специальностей, предъявляющих специальные требования к сотрудникам МВД.

6 стр., 2630 слов

Сущность и виды психологической помощи

... поведения. Психологическая реабилитация представляет собой помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества ... Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания ... речь заходит о психологической практике. Ее обличье многообразно, она может предстать в виде «кушетки Фрейда» ...