Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения

Курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский государственный радиотехнический университет»

Гуманитарный институт

Кафедра политологии и социальных наук

Курсовая работа

по дисциплине: «Этические основы социальной работы»

на тему: «Эмоциональное выгорание работников социальной сферы и методы его предотвращения»

Выполнила: студентка гр. 260

Порядина А.Г.

Проверил: доцент каф.

Нелидкин А.М.

Рязань — 2014 г.

Что такое эмоциональное выгорание?

Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание « или «профессиональное выгорание».

Синдром эмоционального выгорания проявляется в:

  • а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
  • б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);

— в) негативном самовосприятии в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-02.htm, свободный. — Заглавие с экрана.

Кто такой социальный работник?

Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения (пенсионеры, дети-сироты, беженцы и др.) Профессия социальный работник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obrazovanie66.ru/main_prof.php?profid=363, свободный. — Заглавие с экрана..

Работа с людьми предполагает общение, а общение предполагает проявление эмоций. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Одной из таких «общительных» профессий является социальная работа. Социальный работник весь рабочий день проводит в общении с людьми, причем специалист обязан оказать квалифицированную помощь, в том числе материальную и моральную. Если материальную помощь оказывает государство, то моральная поддержка ложится на плечи социального работника, что обусловливает состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания. В современной литературе эмоциональное выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип приобретенного, чаще всего, профессионального, поведения Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст]/ В.В Бойко. — М., 1996..

9 стр., 4155 слов

«Имидж работника социальной сферы» материал

... ситуациях; - обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым в любых условиях выполнять профессиональный долг, не теряя доброжелательности и самообладания. Самые важные личностные качества социальных работников следующие: - гуманистическая ...

Эмоциональное выгорание социальных работников, его сущность, виды, факторы и причины возникновения

Работа с людьми предполагает общение, а общение предполагает проявление эмоций. Но некоторые профессии требуют переизбытка общения, и результатом может стать безэмоциональность, равнодушие. Одной из таких «общительных» профессий является социальная работа. Социальный работник весь рабочий день проводит в общении с людьми, причем специалист обязан оказать квалифицированную помощь, в том числе материальную и моральную. Если материальную помощь оказывает государство, то моральная поддержка ложится на плечи социального работника, что обусловливает состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этих явлений зачастую становится синдром эмоционального выгорания. В современной литературе эмоциональное выгорание определяется как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

В.В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

Существуют различные симптомы «выгорания»: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

По мнению Р. Кочунас, эмоциональное выгорание представляет собой стереотип приобретенного, чаще всего, профессионального, поведения. Специалисты по социальной работе нередко забывают, что их преимущество в познании клиентов относительно, поскольку они видят клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Они не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени — о достижениях. эмоциональное выгорание социальный работник

Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью социального работника. Во-первых, требования этики не позволяют социальному работнику делиться с семьей проблемами своих клиентов, соблюдая принцип конфиденциальности, поэтому члены семьи лишь приблизительно представляют, чем занимается консультант. Такова общая проблема семей, члены которых из профессиональных соображений должны думать, что и как говорить близким о своей работе. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей Кочунас Р. Основы психологического консультирования [Текст]/ Р. Кочунас. — М.: Академический проект, 1999.. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия специалиста по социальной работе.

14 стр., 6610 слов

Виды и механизмы памяти эмоции эмоциональный стресс

... новорожденного». Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с памятью человека. Задача - дать характеристику и классификацию эмоциям и памяти в отдельности, ... и продолжительности проявлений выделяют некоторое количество видов чувств: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс. К. Изард подчеркнул главные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоция) ...

Герасимова И.В. и Наенко Н.И. к симптомам выгорания относят: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от клиентов и коллег, опоздания и др. Синдром выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание — это реакция индивидуальная.

В настоящее время это явление особенно распространено у специалистов социальной работы. В учреждениях, осуществляющих социальную работу, постоянный недостаток кадров, беспрерывная «текучка». В подтверждение актуальности проблемы выгорания, можно привести слова социальных работников: «Те, кто работает на этом месте более пяти лет, сами становятся похожими на старушек»; «Когда заканчивается рабочий день, мы опять становимся раскрепощенными, нормальными людьми».

Существуют различные научные подходы к определению сущности и видов психической напряженности. Некоторые ученые различают два вида таких состояний: напряжение, вызывающее положительный, мобилизующий эффект и напряженность, которая характеризуется понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции личности. Другие проводят различие между эмоциональным напряжением как нормальным состоянием и эмоциональной напряженностью как предпаталогическим состоянием.

Выделяются следующие виды психической напряженности: перцептивная (возникающая, например, в случае больших затруднений при восприятии необходимой информации); интеллектуальная (при невозможности найти адекватный способ решения); эмоциональная (при возникновении эмоций, дезорганизующих деятельность); волевая (при неспешности человека проявить сознательное усилие и овладеть ситуацией); мотивационная (связанная с борьбой мотивов, например, выполнить долг или уклониться от опасности и риска).

Хроническая эмоциональная напряженность способствует появлению негативных черт, частично сходных с признаками, характерными для переутомления (интравертность, агрессивность, высокая тревожность, неудовлетворенность собой, сворачивание межличностных контактов, неврозы).

13 стр., 6444 слов

Работа социального педагога с неполной семьей

... работы социального педагога по проблемам неполной семьи. 3.Распознать основные проблемы детей в неполной семье. 4. Раскрыть содержание и формы работы социального педагога с неполной семьей; 5.Разработать программу по работе с неполной семьей; ... возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный ...

В социальной работе деятельность человека характеризуется увеличением роли когнитивной деятельности, возрастанием значения функции внимания, активного наблюдения, и контроля, переработки поступающей информации и принятия решения в условиях острого дефицита времени. Таким образом, их труд почти всегда связан с умственно-эмоциональном напряжением, которое может вызвать развитие нервного перенапряжения Герасимова, И.В. Психическая напряженность [Текст]/ И.В Герасимова, Наенко Н.И. — М. 1976..

Форманюк Т.В. говорит о том, что значительная интенсификация деятельности приводит к тому, что работающий индивидуум не успевает адекватно и быстро реагировать на всю биологически значимую информацию. Накапливается всё более неотреагированных воздействий, нереализованных эмоций, неразрешённых задач различного характера, что в итоге приводит к возникновению «выгорания».

Формированию нервного перенапряжения могут способствовать следующие личностные особенности социального работника: мотивационные конфликты и конфликты интимно-личностного характера, усиление значения субъективного фактора в оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание между близкими людьми, агрессивность, нейротизм, хроническая тревожность и внутреннее напряжение . .

Эмоциональные нагрузки, в свою очередь, связаны с самой природой «помогающих» отношений, требующих эмоционального контакта, соучастия, понимания, эмоционального воздействия на партнера по общению, терпения, выдержанности и т. д. Эмоциональное истощение обнаруживает себя прежде всего в чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы и мысли о суициде. Может возникать чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда человек не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось бы, должны трогать. Это ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов вызывает чувство, что человек уже ничего не может дать другим — ни эмоционально, ни психологически Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя [Текст]/ Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. — 1994. — №6..

Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. пишут о другой группе проблем, способствующих «выгоранию» или усиливающих его развитие, связанных с рабочей ситуацией. Характерными для «выгорающих» ситуаций являются перегрузки-слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. По данным западных исследователей, при увеличении перегрузок «помогающие» начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта — меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации — это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у человека присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального «выгорания» увеличивается.

Для определения мер профилактики этого явления и борьбы с его последствиями, необходимо выявить причины, факторы, провоцирующие у профессионала развитие этого синдрома. Исследования ведутся, однако специалисты временами высказывают противоположные друг другу мнения. Например, одни исследователи выделяют одним из факторов выгорания эмоциональную ригидность; другие же, наоборот, рассматривают повышенную степень реактивности, возбудимость и высокую степень откликаемости. Это свидетельствует о том, что явление эмоционального выгорания еще недостаточно изучено, и следует вести его тщательные исследования.

42 стр., 20810 слов

Особенности эмоционально-личностного развития детей с различными ...

... сферы детей с языковыми расстройствами. актуальность Объект исследования – эмоционально-личностное развитие детей. Предмет исследования – особенности эмоционально-личностного развитие детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. ... Развитие эмоциональной и личностной сферы неразрывно связано с формированием произвольной регуляции. Особенности становления произвольной регуляции у детей ...

Изучив данные современных исследований, можно сделать следующие выводы относительно факторов, провоцирующих эмоциональное выгорание: их делят на внешние (объективные) и внутренние (субъективные).

Внешние факторы в свою очередь делятся на ролевые и организационные. К ролевым факторам риска выгорания относят ролевой конфликт, ролевую неопределенность и ролевую перегруженность. Ролевой конфликт представляет собой противоречивые требования к работнику;он определяется конфликтностью по вертикали, в системе руководитель-подчиненный, и по горизонтали, в системе «коллега-коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии своих психических ресурсов. Ролевая неопределенность проявляется в нечетких, неопределенных требованиях к работнику, а ролевая перегруженность возникает, когда ролевые ожидания намного больше, чем индивидуальные возможности и мотивация к выполнению задачи.

Различные характеристики организационной среды, такие как кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологичкий климат и т.п., могут влиять на развитие стресса на рабочем месте и, как следствие, выгорания. Основными организационными факторами считают следующие: время, затрачиваемое на работу; дестабилизирующая организация деятельности; повышенная ответственность за исполняемые функции и операции; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения; психологически трудный контингент: люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, новорожденные, психически больные, лица, употребляющие психоактивные вещества, и пациенты с агрессивным и угрожающим поведением Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]/ Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. — СПб., 2005..

Рассматривая внутренние факторы, способствующие развитию эмоционального выгорания, можно классифицировать их по двум следующим группам: личностные (особенности характера, темперамента) и профессиональные (связанные с характером профессиональной деятельности).

К личностным факторам относятся: интровертированность; эмоциональную ригидность (эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); авторитаризм; низкий уровень эмпатии (способность сочувствования и сопереживания выступает в качестве некоторого буфера, препятствующего выгоранию); нравственные дефекты (неспособность включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности); дезориентацию личности (неумение отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности); низкую коммуникабельность и эмоциональную неустойчивость.

15 стр., 7252 слов

» Профессиональное выгорание педагога»

... Стадия ’эмоциональное выгорание’’ эмоциональным истощением Деперсонализация, Редукция профессиональных достижений Профессия педагога требует очень больших затрат времени и объективно предполагает большую психическую нагрузку, поскольку эмоциональность заложена в самой природе педагогической деятельности. Факторы, ...

Профессиональными факторами можно назвать: переживание несправедливости; низкое самоуважение; трудоголизм; особенности мотивации; неудовлетворенность работой и размером заработной платы; социальную незащищенность.

В качестве факторов, способствующих развитию синдрома, исследователи называют также чувства социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью. Исследования показывают, что социальная поддержка связана с уровнем выгорания. Помогают предотвратить синдром эмоционального выгорания развитые адаптационные способности, высокий уровень нервно-психической устойчивости, коммуникативный потенциал, а также способность саморегуляции поведения. В целом, необходимо не только изучать это явление, его причины и формы протекания, а также разрабатывать меры по борьбе с выгоранием, и внедрять их в жизнь для предотвращения негативных последствий.

Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается прежде всего на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.).

Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

В настоящее время существует несколько моделей эмоционального выгорания, описывающих данный феномен.

Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс, Аронсон).

Согласно ей, выгорание — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Истощение является главной причиной (фактором), а остальные проявления дисгармонии переживаний и поведения считают следствием. Согласно этой модели риск эмоционального выгорания угрожает не только представителям социальных профессий.

Двухфакторная модель (Д. Дирендонк, В. Шауфели, X. Сиксма).

Синдром эмоционального выгорания сводится к двухмерной конструкции, состоящей из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективного», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй — деперсонализация — проявляется в изменении отношений либо к пациентам, либо к себе. Он получил название «установочного».

Трехфакторная модель (К. Маслач и С. Джексон).

Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая эмоционального выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

10 стр., 4557 слов

Синдром профессионального выгорания

... синдрома -- стадия истощения. В 1981 году Э. Moppoy предложил яркий эмоциональный образ, отражающий внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания. 1. Понятие о синдроме профессионального выгорания ... в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. 2. Симптомы профессионального выгорания Симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно ...

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам и т. п.

Третья составляющая эмоционального выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Четырехфакторная модель (Firth, Mims, Iwanicki, Schwab).

В четырехфакторной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно и т.д.

Процессуальные модели эмоционального выгорания рассматривают выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени и имеющий определенные фазы или стадии (см. Стадии эмоционального выгорания).

Процессуальные модели рассматривают динамику развития выгорания как процесс возрастания эмоционального истощения, вследствие которого возникают негативные установки по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Подверженный выгоранию специалист пытается создать эмоциональную дистанцию в отношениях с ними как способ преодолеть истощение. Параллельно развивается негативная установка по отношению к собственным профессиональным достижениям (редукция профессиональных достижений).

Эмоциональное выгорание как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений. Например, динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман описывает развитие процесса эмоционального выгорания как проявление трех основных классов реакции на организационные стрессы. Это:

  • физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение);
  • аффективно-когнитивные реакции (эмоциональное и мотивационное истощение, деморализация/деперсонализация);
  • поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах преодолевающего поведения (дезадаптация, дистанцирование от профессиональных обязанностей, сниженная рабочая мотивация и продуктивность).

Согласно процессуальной модели М. Буриша, развитие синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий Модели эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal12-01.htmсвободный. — Заглавие с экрана..

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.

Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.

1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»).

Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

2. Вторая стадия («недостаток топлива»).

12 стр., 5849 слов

Психология эмоциональных отношений. Феномен любви

... между партнерами, по крайней мере сходства установок, перестает оказывать существенное влияние на их эмоциональные отношения. Можно предположить, ... требует возможности включения членов пары в совместную деятельность. На операциональном уровне эта возможность предстает в ... партнера был действительно свободен, необходимо не только отсутствие факторов принуждения. Нужно еще и достаточное число ...

Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

3. Третья стадия (хронические симптомы).

Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

4. Четвертая стадия (кризис).

Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»).

Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Динамическая модель Б. Перлман и Е.А. Хартман представляет четыре стадии эмоционального выгорания.

1. Первая стадия — напряженность, связанная с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям. Такую напряженность вызывают два наиболее вероятных типа ситуаций. Первый: навыки и умения работника недостаточны, чтобы соответствовать статусно-ролевым и профессиональным требованиям. Второй: работа может не соответствовать его ожиданиям, потребностям или ценностям. Те и другие ситуации создают противоречие между субъектом и рабочим окружением, что запускает процесс эмоционального выгорания.

2. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать соответствующих переживаний, поскольку происходит конструктивное оценивание своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии эмоционального выгорания ко второй зависит от ресурсов личности и от статусно-ролевых и организационных переменных.

3. Третья стадия сопровождается реакциями основных трех классов (физиологические, аффективно-когнитивные, поведенческие) в индивидуальных вариациях.

4. Четвертая стадия представляет собой эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического психологического стресса. Будучи негативным последствием психологического стресса, переживание выгорания проявляется как физическое, эмоциональное истощение, как переживание субъективного неблагополучия — определенного физического или психологического дискомфорта. Четвертая стадия образно сопоставима с «затуханием горения» при отсутствии необходимого топлива.

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994), развитие Синдрома эмоционального выгорания проходит ряд стадий. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

3 стр., 1482 слов

Эмоциональное выгорание студентов-психологов

... эмоционального выгорания у студентов-психологов, исследовав причины эмоционального выгорания; 5) разработать систему профилактических мероприятий. Гипотеза исследования: Чем выше уровень насыщенности учебной деятельности, тем выше степень эмоционального выгорания у студентов. Методики исследования: «Методика диагностики эмоционального выгорания ...

В развитии синдрома эмоционального выгорания М. Буриш выделяет следующие стадии или фазы.

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

  • чрезмерная активность;
  • отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
  • ограничение социальных контактов.

б) Истощение:

  • чувство усталости;
  • бессонница;
  • угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, пациентам:

  • потеря положительного восприятия коллег;
  • переход от помощи к надзору и контролю;
  • приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
  • доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

б) По отношению к остальным окружающим:

  • отсутствие эмпатии;
  • безразличие;
  • циничные оценки.

в) По отношению к профессиональной деятельности:

  • нежелание выполнять свои обязанности;
  • искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
  • акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

г) Возрастание требований:

  • потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
  • чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
  • зависть.

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия:

  • постоянное чувство вины, снижение самооценки;
  • безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия:

  • защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
  • отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
  • подозрительность, конфликты с окружением.

4. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:

  • снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
  • ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

  • отсутствие собственной инициативы;
  • снижение эффективности деятельности;

* выполнение заданий строго по инструкции,

в) Эмоционально-социальная сфера:

  • безразличие, избегание неформальных контактов;
  • отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
  • избегание тем, связанных с работой;
  • самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета;

  • неспособность к релаксации в свободное время;
  • бессонница, сексуальные расстройства;
  • повышение давления, тахикардия, головные боли;
  • боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
  • зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка;

  • чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
  • экзистенциальное отчаяние.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте Стадии эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal17-11.htm, свободный. — Заглавие с экрана..

Итак, профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях, предполагающих высокий уровень психоэмоциональных нагрузок, усиливает риск эмоционального выгорания сотрудников. Чтобы снизить вредоносное воздействие условий рабочей среды, необходимо создать благоприятные условия для деятельности работников учреждений в социальной сфере.