4. Симптом редукции профессиональных обязанностей.
Термин «редукция» означает
Фаза «истощения»
1. Симптом эмоционального дефицита.
К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще — отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, легко возникающее чувство обиды дополняют симптом эмоционального дефицита.
2. Симптом эмоциональной отстраненности.
Профессионал почти полностью исключает
Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Партнер по деловому общению обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенным негативным потенциалом отличается демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал не только не пытается скрыть своей незаинтересованности, но и подчеркивает ее.
3. Симптом личностной отстраненности, или деперсонализации.
Проявляется в широком диапазоне
Эмоциональная регуляция деятельности
... их. Эмоционально-оценочная деятельность челове- ка неразрывно связана с его понятийно-оценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека. Сознательная, рациональная регуляция поведения, ... все- возможные влечения. Однако чем ниже уровень сознательной регуляции, тем большую свободу получают эмоционально-импульсивные действия. Эти действия не имеют сознательной мотивации, ...
Симптомы «выгорания» оказывают влияние на установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утрачивает интерес к работе с людьми, она уже больше не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах «выгорания» личность рьяно защищает свою антигуманистическую философию: «терпеть не могу…», «презираю…». В таких случаях «выгорание» свидетельствует о невротизации, а иногда и более глубоком поражении.
4. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений.
Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контактах с ними вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний13 .
Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии (Бойко, 1996).
Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и каждому этапу характерны определенные признаки, которые вызываются определенными факторами.
Выводы к главе I
- Термин «эмоциональное выгорание» введен в научный обиход в 70-80 гг. ХХ века для обозначения негативных состояний преимущественно эмоционального регистра, развивающихся у работников т.н. коммуникативных профессий, основу которых составляют многочисленные, значимые по последствиям контакты с людьми (медицинские и социальные работники, педагоги, полицейские, менеджеры и т.д.)
- Эмоциональное выгорание рассматривается большинством исследователей как проявление дезадаптации профессионала, снижающей эффективность деятельности и наносящей ущерб личности работника. Отечественными исследователями (В.В. Бойко, С.Л. Куликов) разрабатывается концепция адаптивной природы эмоционального выгорания (выгорание как приобретенный механизм личностной защиты от эмоциональных перегрузок).
- Согласно классической концепции эмоционального выгорания К.Маслач синдром проявляется на уровне физиологических, психических и поведенческих реакций. Содержательно синдром выгорания реализуется в трех аспектах: эмоциональное истощение, изменение эмоционального реагирования в профессиональных ситуациях; деперсонализация – личностное дистанцирование, «объектное» восприятие партнеров по профессиональному общению; редукция профессиональных достижений – потеря интереса к работе, формальное отношение к обязанностям.
- Эмоциональное выгорание тесным образом связано с профессиональным стрессом, является личностной реакцией на стрессогенные факторы профессиональной среды.
4 стр., 1582 слов
Характеристика эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России
... воздействие на организм в целом. Проблема изучения эмоционального выгорания сотрудников МЧС России является актуальной ввиду стрессогенного характера их профессиональной деятельности. Формирование эмоционального выгорания ... для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия, приводит к нарушению внимания, снижению волевой готовности к немедленному действию, негативно влияет на ...
Развитие синдрома соответствует фазам стресса – напряжение, резистенция, истощение.
Глава II. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКА, ОРГАНОВ МВД, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯУСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие профессионально важных личностных качеств специалиста
Не вызывает сомнения, что любая профессия, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек – человек» зависит от качеств того и другого. Существует определенное сочетание личностных качеств, значимое для профессиональной деятельности. Система этих качеств получила название профессионально важных качеств личности (ПВК).
Профессионально важные качества в рамках каждой профессии изучаются с помощью методики профессиографии и составляют основу для разработки программ профессионального отбора.
Специфически сложные условия протекания деятельности сотрудников милиции определяют особую актуальность потенциальных возможностей, психофизиологических, психологических, личностных свойств сотрудника, способностей и умения эффективно приспосабливаться к этим условиям, формировать и сохранять высокий уровень активности нервно-психического состояния и работоспособности, т. е. умение формировать оптимальный стиль жизнедеятельности, активную жизненную позицию. Каждый человек постоянно активно приспосабливается к условиям социальной среды, что затрагивает все уровни его функционирования. Существует ряд личностных характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успех процесса адаптации в различных условиях деятельности. К ним могут быть отнесены поведенческая регуляция, коммуникативные качества и степень ориентации на общепринятые нормы поведения. Именно они обеспечивают эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяют личностный адаптационный потенциал.
Деятельность в органах внутренних дел предъявляет к индивидуально-психологическим качествам сотрудников определенные требования, определяющие успешность как профессиональной деятельности, так и первоначальной адаптации к ней. Требования к сотруднику — это совокупность индивидуально-психологических качеств, которыми он должен обладать, чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Одни качества в этой совокупности являются общими для выпускников всех образовательных учреждений, другие обусловлены спецификой профессиональной подготовки курсантов в образовательном учреждении системы МВД.
Методическая деятельность педагога профессиональной школы
... сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает: ...
Профессиограмма сотрудника органов внутренних дел
В лаборатории психологии ВНИИ МВД России был проведен профессиографический анализ деятельности по специальности «правоохранительная деятельность», который позволил разработать профессиограмму деятельности оперуполномоченного и сформулировать квалификационные требования к представителям этой профессии – выпускникам образовательных учреждений МВД14 .
Выпускники должны обладать следующими профессионально важными качествами:
Коммуникативные качества и умения: высокая коммуникабельность, способность устанавливать
Интеллектуальные качества: склонность к обобщению и систематизации информации, умение видеть несколько возможных путей решения задачи и выбирать наиболее эффективный, способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации.
Волевые качества: высокий уровень
Эмоциональные особенности: эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений, уравновешенность и самообладание в конфликтной ситуации.
Особенности памяти: память на внешность и поведение человека, способность легко запоминать и воспроизводить словесно-логический материал (термины, цифры, фамилии), а также память на цвет, форму, величину движение, расположение объектов, предметов.
Особенности внимания и наблюдательность: умение подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке, способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители.
Другие качества: аккуратность, развитая мотивация профессионального
Для определения профессиональной пригодности кандидатов на обучения проводится профессиональный психологический отбор.
Среди видов профессионального отбора психологический отбор занимает особое место. Это связано с тем, что психологические испытания и исследования позволяют достаточно быстро и объективно «измерять» большое число психологических свойств, выявлять тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, которую другими методами можно определять лишь в процессе длительных специально организованных наблюдений, а также изучения специалистов в процессе деятельности. Необходимо отметить, что психологическое обследование не заменяет других видов прогнозирования профессиональной пригодности. Психологический отбор представляет собой только один из видов профессионального отбора, причем он целесообразен применительно к определенному кругу специальностей, предъявляющих специальные требования к сотрудникам МВД.
Сущность и виды психологической помощи
... поведения. Психологическая реабилитация представляет собой помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества ... Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания ... речь заходит о психологической практике. Ее обличье многообразно, она может предстать в виде «кушетки Фрейда» ...