Социальная работа с девиантными подростками

Социальная работа с девиантными подростками

Оказание психолого-педагогической помощи (см. таблицу 8)

Таблица 8

1.

Всего проведено консультаций

56

2.

Из них первично

34

3.

Совместно с родителями

4

Разрабатывается программа групповой работы с уличными детьми.

Административно-хозяйственная деятельность (см. таблицу 9).

Таблица 9

1.

Работа с нормативными документами (планирование деятельности учреждения, отчетность и анализ).

2.

Проведены субботники в помещении ОЭПД и на близлежащей территории.

3.

Подготовка ремонту помещений.

4.

Контроль за проведением ремонтных работ.

В отделении экстренной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которое было открыто 1 июня 2005 г., была оказана помощь 2806 детям, из них первично 178. Доврачебная помощь оказана 895 человекам, предоставлен ночлег 16 детям, в учреждения здравоохранения были направлены 123 человека, 148 человек получили психологические консультации, 498 человек были обеспечены бесплатными питанием, 596 человекам были оказаны санитарно-гигиенические услуги, проведено 7 психологических тренинга, для детей было организовано посещение зоопарка и дельфинария, экскурсия в пос. Токсово к зубробизонам. Совместно с благотворительной общественной организацией «Алые паруса» проведен 4-х дневный туристический поход, общественной организацией «Красный крест» проведена экскурсия в Музей гигиены, было организовано посещение военно-морского музея, кунсткамеры, выезд в пос. Яппеля на ролевую игру. Со всеми детьми проведено тестирование на проф. ориентирование. Сотрудники ОЭПД приняли участие в Международном форуме «Молодые — молодым». В помещениях отделения проведен косметический ремонт.

2.4. Отделение «Социальная гостиница»

Отделение «Социальная гостиница» (Ул. Гатчинская, дом 27/29, Площадь -167,1 кв.м ( оперативное управление ) осуществляет свою деятельность с августа 1995 года. Социальная гостиница, стационар, подразделение Кризисной службы. Учреждение, оказывающее помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, имеющим проблемы с адаптацией к условиям социальной действительности, сложно проходящим процесс социализации. Работает круглосуточно.

16 стр., 7760 слов

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

... оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания. Цель работы – изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации. Задачи работы: 1. Изучить положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста ...

Дети находятся в «Социальной гостинице» по различным социальным или психолого-педагогическим показателям. Специалисты отделения оказывают помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Для каждого ребенка разрабатывается программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Главной целью работы отделения является социальная адаптация и реабилитация детей. Задача – вернуть ребенка в семью, если это невозможно, то направить в детский дом или приют. Основная задача специалистов данного отделения заключается в создании оптимальных условий для жизни и развития ребенка, способствующих гармонизации психологической и эмоциональной сферы, и восстановлении социальных связей.

Дети, которым оказывается помощь в Социальной гостиниде, находятся в стационаре в течение 2-х месяцев, в это время с ними и их родителями работают: соц. педагоги, психологи, др. специалисты КС. К детям и подросткам, попадающим в эту категорию, относятся:

дети из семей, родители в которых проявляют асоциальные формы поведения ( алкоголизм, наркомания).

Дети из психологически неблагополучных семей ( родители проявляют жестокость, грубость, конфликтность, эгоизм, неуравновешенность).

Дети, имеющие проблемы с учебой ( плохая успеваемость, непосещение образовательных учреждений, трудность восприятия учебного материала ).

Дети, имеющие психологические проблемы ( неспособность вхождения в коллектив сверстников, заниженная самооценка ).

Дети из неполных и многодетных семей, имеющие все перечисленные выше проблемы.

Дети и подростки из семей «группы риска».

Дети, имеющие негативный опыт уличного общения.

Дети, характеризующиеся высоким уровнем педагогической запущенности ( отсутствие элементарных культурных навыков, навыков общения, гигиены и т.п.).

В отделении «Социальная гостиница» проводятся культурно-досуговые мероприятия, тематические экскурсии, а так же праздники.

познавательные игры (шашки, шахматы, нарды)

организация культурного досуга: экскурсии, примерно 1 раз в неделю, автобус КЦСОН.

повышение культурного уровня, вечера «знай и люби свой город», проведение викторин

социальная адаптация в коллективе, общение в группе, постановка спектаклей, проведение ролевых игр, выявление способностей у ребенка, взаимодействие с кружками, спортивными секциями, цирковой студией

обучение быту – приготовление пищи, стирка, уборка помещения, мытье посуды

В зависимости от сложности жизненных обстоятельств, дети посещают дневной стационар или проживают в отделении круглосуточно. Возможны несколько вариантов пребывания их в Социальной гостинице: либо дети приходят сюда после школы, обедают, делают уроки, отдыхают и на ночь уходят домой, либо они находятся на круглосуточном пребывании. В среднем в гостинице постоянно находится 10-11 человек, на ночь остается 3-4 ребенка. Во время нахождения в отделении «Социальная гостиница» все дети получают полноценное четырех разовое питание.

Социальные педагоги выявляют детей с привлечением школ, собесов, на улице. В основном детей приводят социальные педагоги, иногда отправляют из школ, иногда родители сами получают направление в КЦСОНе. Из детской комнаты милиции детей не направляют, т.к. не взаимодействуют с ними. Ребенок может придти сюда сам, его могут привести родители или социальные педагоги Кризисной службы. Средний возраст поступающих сюда ребят от 7 до 15 лет. Все дети сначала проходят медицинское обследование, в среднем живут в гостинице 2 месяца, иногда по необходимости возможно продление до 4 мес. После этого ребенок возвращается в семью, или, если это невозможно, направляется в детский дом. Детям предоставляется гуманитарная помощь, одежда.

47 стр., 23171 слов

Социальный паспорт организации

... оно находится. Данный социальный паспорт носит универсальный характер и, как показывает практика, может быть использован в организации любой структуры, формы организации, любого количественного и ... хорошей репутацией. Характеризуется постоянным потоком клиентов. Расчёт и анализ аналитических таблиц Социальная структура коллектива - соответствует Показатели, чел 2012 2013 Изменения Численность ...

Приведем отчет о деятельности отделения «Социальная гостинница» КЦСОН Петроградского района за 4-й квартал 2005 года. Общие сведения представлены в таблице 10.

Таблица 10.

1.

Общее кол-во детей находящихся в отделении

34

2.

Кол-во детей, обеспеченно ночное время пребывание

10

3.

Кол-во детей вновь поступивших в отделение

7

4.

Кол-во детей повторное пребывание

12

5.

Общее кол-во человеко-дней

1004

6.

Выбыло

7

7.

Возвращено в семью по окончанию срока договора

7

Далее представлены сведения по направлениям. Оказание доврачебной помощи (см. таблицу 11)

Таблица 11

1.

Кол-во заболевших

1

2.

Количество детей, получившие доврачебную помощь

1

3.

Количество детей, направленные на консультации в медицинские учреждения

2

4.

Количество госпитализированных

0

6.

Выявлено инфекционных заболеваний

7.

Обработаны от педикулеза

Оказание социальной помощи (см. таблицу 12)

Таблица 12

1.

Общее кол-во человеко-дней

1004

2.

Количество человек ежедневно обеспеченных питанием

34

3.

Кол-во детей обеспеченных сменой постельного белья

10

4.

Кол-во человеко-дней (ночные время пребывание)

216

5.

Проведены санитарно-гигиенические процедуры (банный день)

34

Оказание социально-педагогической помощи (см. таблицу 13)

Таблица 13

1

Консультации специалистов

5

2

В досугово-организационных мероприятиях участвовало

34

3

Посещает студии и кружки на территории района

21

4

Участие в экскурсионных мероприятиях

32

5

Участвуют в игровом взаимодействии

33

6

Ежедневно оказывается поддержка в обучении

(проверка Д/з)

30

Оказание психолого-педагогической помощи (см. таблицу 14)

Таблица 14

1.

Всего проведено индивидуальных консультаций

20

2.

Из них первично

12

3

Совместно с родителями

8

Апробируется диагностический пакет

Административно-хозяйственная деятельность (см. таблицу 15)

Таблица 15

1

Работа с нормативными документами (планирование деятельности учреждения, отчетность, мониторинг контингента по социальным показателям).

2

Контроль за проведением ремонтных работ.

3

Генеральная уборка после проведения ремонта в помещениях отделения.

В социальной гостинице постоянно проживало от 8 до 10 детей (2044 чел./дней).

13 стр., 6331 слов

Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

... диагностической и воспитательной работы. Содержание и направленность деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе определяется наиболее характерными социально-педагогическими проблемами, которыми живет школа. Социальный педагог. В настоящее время должность социального педагога введена во ...

Все воспитанники ежедневно обеспечивались 4-х разовым питанием. Детям прививались навыки самообслуживания, регулярно проводились санитарно-гигиенические процедуры, осуществлялась стирка личного и постельного белья, ремонт одежды. С воспитанниками проводилась психолого-социально-педагогическая работа и психологическая коррекционно-реабилитационная работа: 32 групповых коррекционно-развивающих занятия (тренингов) по программе “Территория безопасного детства”; 19 групповых арт-терапевтических занятия; развитие навыков общения, преодоление межличностных и внутрисемейных конфликтов. Регулярно детям оказывается помощь в приготовлении домашних заданий. В рамках культурно-оздоровительной работы было организовано и проведено: конкурс детских рисунков “Дню Победы посвящаю”; посещение мемориала на Смоленском кладбище с возложением цветов; участвовали в городских мероприятиях, посвященных Дню Победы, посетили праздник-спектакль в ДК “Выборгский”, посвященный Дню семьи; зоопарк, музеи и парки города.

Глава 3. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с девиантными подростками в кризисной службе

3.1. Предложения по совершенствованию функциональных обязанностей специалистов кризисной службы

Мы рассмотрели деятельность Кризисной Службы при Комплексном Центре Социального Обслуживания Населения Петроградского района СПб, представили отчеты о деятельности отделений данной службы: отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних, отделения экстренной помощи, отделения “социальная гостиница”. Рассмотрим недостатки в выполнении функций и предложения по совершенствованию в этих отделениях.

Обратимся к отделению профилактики безнадзорности несовершеннолетних:

Педагог-психолог. Рабочий день-педагога психолога 12-00 до 18-00. Психолог работает с клиентами 3 раза в неделю (по нормативам работы педагога-психолога 18 часов отводится на диагностику, консультирование, коррекцию, 18 часов отводится на методическую работу, что не требует присутствия психолога на рабочем месте).

Данный график затрудняет консультирование родителей и официальных представителей ребенка, т. к. совпадает с их рабочим временем. А также может являться неудобным для детей, занимающихся дополнительно в кружках или с репетитором. Необходимо изменить график работы психолога, с учетом ежедневного присутствия психолога на рабочем месте. Целесообразнее перенести часы работы на вечернее время.

Таким образом, психолог может работать ежедневно с 16-00 до 20-00. Необходима реорганизация деятельности психолога. Необходимо проведение семинаров, обучающих тренингов для родителей, педагогов образовательных учреждений в рамках взаимодействия, организация семинаров и тренингов для сотрудников внутри коллектива, как с целью обучения, так и с целью профилактики профессионального выгорания. Необходимо проводить мероприятия по информированию населения об оказании бесплатной психологической помощи. (Выпуск информационных буклетов, проведение лекций, обучающих семинаров в школах, подростковых клубах, выступления на родительских собраниях и т. д.).

Социальный педагог. Рабочий день социального педагога с 9-00 по 18-00, что затрудняет обследование жилищно-бытовых условий (ЖБУ) проживания и консультирование родителей. Так как большинство родителей отказывают в посещении социального педагога, мотивируя неудобным временем посещения, совпадающее с их рабочим. В связи с тем, что за социальным педагогом закреплена определенная территория и ответственность за эту территорию несет только один социальный педагог, то данная ситуация влечет за собой несколько нарушений. Во-первых, социальный педагог вынужден один выходить в адрес, что не соответствует охране труда и технике безопасности. Организовать взаимодействие с другими службами (инспекторами отдела опеки и попечительства; инспекторами ОДН) часто не удается. Во-вторых, акт ЖБУ составленный в одиночку не имеет юридической силы, так как заключение по акту принимается коллегиально и подписывается присутствующими лицами. В-третьих, решения по ребенку социальный педагог принимает самостоятельно, поэтому субъективно, что приводит к грубым ошибкам и снижает эффективность работы отделения в целом, тем более, что социальные педагоги имеют разную квалификацию и опыт работы. Устранение данных недостатков требует реорганизации деятельности отделения. Ответственность за территорию необходимо закрепить не за одним социальным педагогом, а за «командой», состоящей из одного социального педагога и двух социальных работников. Данное распределение решает несколько вопросов. Во-первых, выход в адрес и составление акта ЖБУ осуществляют 2-3 человека, что соответствует принятым нормам, является объективным и имеет юридическую силу. Во-вторых, решения по ребенку и его семье принимаются коллегиально, а также происходит закрепление ответственности по этапам его сопровождения. В третьих, решается вопрос кадров, так как любой новый специалист быстрее перенимает принципы, знания, умения, навыки работы.

4 стр., 1509 слов

Эмпирическое исследование в курсовой, дипломной и магистерской ...

... психологи-исследователи, которые проводят эмпирические исследования – экспериментальным путем они стремятся получить новое знание о человеке. Эмпирическое исследование в дипломе психологии Эмпирическое исследование – самая важная часть дипломной или курсовой работы по психологии (исключая чисто теоретические работы). ... реализуется в . Этапы эмпирического исследования Этапы эмпирического исследования ...

Название «Отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних» является обобщенным и не отражает основную функцию помощи семье. Многие родители не обращаются за помощью в отделение, предполагая карающую функцию. Предлагаем изменить название: «Отделение сопровождения семей с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации».

Документация заполняется на ребенка. Необходимо заполнять документацию на всех членов семьи. Основным объектом деятельности социального педагога является ребенок. Объектом деятельности отделения профилактики безнадзорности должна являться семья в целом. Так как основной причиной безнадзорности является дисфункциональность семьи, а социально-психологические трудности у ребенка являются лишь следствием этой дисфункциональности. Все меры, предпринимаемые социальным педагогом должны быть направлены на семью в целом. Что соответствует принципу системности.

В службе не ведется работа по повышению квалификации своих сотрудников. Организация по повышению квалификации сотрудников, путем участия в семинарах, конференциях, обучающих тренингах и т. д.

В службе не ведется работа по профилактике профессионального выгорания сотрудников. Профилактику эмоционального выгорания можно проводить как силами службы с привлечением штатного психолога КЦСОН, так и с помощью партнерских общественных организаций (БОФ «Гуманитарное действие»).

В службе существует ставка воспитателя. Целесообразнее ввести ставку педагога-организатора вместо воспитателя. Основными функциями которого будут являться организация культурно-массовых мероприятий для детей, встреч, праздников внутри службы и пр.

9 стр., 4160 слов

Организация работы органов социальной защиты населения

... местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; инвалиды; дети-инвалиды. Органы, осуществляющие обеспечение граждан пособиями по безработице и подведомственные им организации социальной защиты населения ...

В службе существует 6 ставок социальных педагогов и не существует ставок социальных работников. Функциональные обязанности социального педагога отличаются от функциональных обязанностей социального работника. Социальный педагог осуществляет аналитическую деятельность по работе с семьей, разрабатывает маршрут сопровождения, готовит документы, необходимые для сопровождения, проводит консультации по вопросам социальной защиты семьи. Социальный работник осуществляет непосредственный патронаж семьи, сбор документов, сбор информации по семье, выход в адрес, сопровождение ребенка в ОУ, медицинские учреждения и т. д.

Рассмотрим недостатки в выполнении функций и предложения по совершенствованию в отделении экстренной помощи детям:

Педагог-психолог работает ежедневно с 9-00 до 17-00. (по нормативам работы педагога-психолога 18 часов отводится на диагностику, консультирование, коррекцию, 18 часов отводится на методическую работу, что не требует присутствия психолога на рабочем месте).

Необходимо изменить график психолога с учетом методических часов. Таким образом, один день в неделю является методическим, в остальные дни недели часы работы психолога определяются с 11-00 до 16-00.

Воспитатель работает в отделении с 09-00 до 17-00. На данный момент в отделении существует 4 ставки воспитателя. В функциональные обязанности воспитателя входит координация деятельности детей, находящихся на территории отделения. Нахождение в отделении четырех воспитателей одновременно нецелесообразно. Для координации деятельности детей достаточно двух воспитателей. Среднее количество детей одновременно находящихся в отделении – 15 человек, что соответствует нормативам работы воспитателя. В соответствии с нормативами на одного воспитателя полагается не менее 10 человек.

Ставки социальных работников отсутствуют. Наличие социального работника в ОЭПД необходимо, так как оказание экстренной помощи предполагает в том числе и сопровождение ребенка до дома, медицинских учреждений, образовательных учреждений (в т.ч. и детских домов), а также помощь в оформлении документов и оказании прочей социальной экстренной помощи. Так как отделение создано для детей, находящихся на улице, то необходимо проводить уличную работу с целью выявления и привлечения данной категории детей в ОЭПД. Часы работы социального работника целесообразно делить на часы пребывания в пункте (дневные часы – с 12-00 до 16-00) и часы работы на улице в «тусовках» (вечерние часы – с 16-00 до 20-00).

Выход на улицу необходим в вечерние часы, так как дети и подростки группируются на улице в это время.

Вакантная должность врача. Существует острая необходимость, так как в отделение ежедневно обращаются дети за врачебной помощью. Практически все дети, живущие на улице и посещающие ОЭПД, имеют тяжелые хронические заболевания, требующие медицинского наблюдения (в том числе ВИЧ-инфицированные)

Вакантная должность педагога-организатора. Есть необходимость организации досуга детей. На данный момент досуг детей организуют весь персонал отделения, что мешает выполнению функций специалистов, накладываясь на их основные обязанности, из-за этого происходит переработка рабочего времени – возникает профвыгорание.

7 стр., 3043 слов

Сущность психосоциальной работы в социальных учреждениях

... психосоциальной работы 2.1 Понятие, сущность и главные направления психосоциальной работы В Государственный образовательный эталон подготовки профессионалов по социальной работе вошел новый учебный модуль - «психосоциальная работа». Таковой подход ... что теория социальной работы, опираясь на фундаментальные психологические и социологические разработки, используя системы понятий психологии и ...

Рассмотрим недостатки в выполнении функций и предложения по совершенствованию в отделении «социальная гостиница» :

В связи с постоянной сменой руководителей и долгим периодом отсутствия должного руководства в отделении «социальная гостиница» произошла самоорганизация структуры деятельности.

Педагог-психолог работает ежедневно по графику составленному в соответствии с его функциональными обязанностями с учетом методических часов. График удобный для работы с детьми и их родителями, в дневное и вечернее время. Рабочее место психолога организованно не в соответствиями с требованиями профессиональных норм психологического консультирования.

«1.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

2.Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. СПб,1995.

3.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000

4.Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.1994

5.Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М: Институт практической психологии, 1995

6.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра.-М.Просвещение.1989

7.Василькова Ю.В., Василькова Т.А.. Социальная педагогика. М.,1999.

8.Выготский Л. С. Психология., М., 2000

9.Гилинский Я. Девиантология, СПб., 2004

10.Гревцов Ю. И. Социология права. СПб., 2001

11.Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. СПб., 2002

12.Дети улицы. Подростково-молодежные альтернативы СПб., 2000; 2001; часть 1,2

13.Доэл М., Шадлоу С., Практика социальной работы, М., “Ао Аспект Пресс”, 1995

14.Доэл М., Шадлоу С., Обучение практике социальной работы. М., “Ао Аспект Пресс”, 1995

15.Келасьев В. Н. Некоторые стратегии ограничения деструктивных последствий конфликтов. – В кн. “Конфликт и социальный порядок”. Изд. СпбГУ, СПб,2002, с. 171-180

16.Комплексные методики активизации социальной работы с семьей. Под. ред. Меновщикова В. Ю., М.,2001

17.Кон И.С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967 с. 22

18.Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Просве¬щение, 1979.— 176с.с. 366

19.Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.

20.Кондратишко В.Ф. Проблема изучения социальных связей и поведения безнадзорных детей: Автореф. канд. дисс. — М., 1974. — 23 с.

21.Конфликтология. Под ред.А. С. Кармина. СПб ., 2000.

22.Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. СПб., 1996

23.Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. — М.: Педагогика, 1972.—120с.

24.Крайг Г. Психология развития. СПб.; Питер,2000

25.Личко Е. Акцентуаций характера и психопатии у подростков. М., 1999.

26.Личность и группа. Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 71

27.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000

28.Можчинский. Агрессия подростков. СПб., 1999.

29.Невский И. А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. М., 1997

55 стр., 27352 слов

Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...

... освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов ...

30.Немов Р. С. Психология. Книга 3., М., 2001

31.Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М., 2003 – 448с., С. 336

32.Основы социальной работы. Ред. П. Д. Павленок. М 1999

33.Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб., 1999.

34.Психология семейных отношений с основами психологического консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М. «Академия», 2002

35.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М.., 2002.

36.Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков. М., 2000

37.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,2000.

38.Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.,1994.

39.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб., Питер., 2002

40.Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения у детей и подростков. М., 1996.

41.Семья и социализация ребенка.//Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М. «Академия», 2001

42.Социология молодежи. Под ред. Лисовского В. Т., СПб., 1996

43.Социальная работа с семьей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ 2001.

44.Социальные и психолого-педагогические проблемы воспитания детей. Международная программа “Уличные дети Санкт-Петербурга: от эксплуатации к образованию” Под. ред. Вороновой Е. А., Смирновой В. Е. Издательство СПбГУ., 2001.

45.Теория и методология социальной работы. М., 1994

46.Технологии комплексного подхода к решению проблемы семейного неблагополучия. Отчет о программе “Создание зоны безопасности, свободной от детского труда, в Кировском районе СПб”. Под. ред. Вороновой Е. А. СПб., 2003

47.Технологии социальной работы по профилактики безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Научно-методическое пособие. М., 2001

48.Филатов А.И. Психологические особенности социализации выпускников закрытых учебно-воспитательных учреждений. Вопросы психологии. 94,2

49.Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х.. Методика работы с детьми группы риска. СПб., 2002

50.Эриксон Э.. Идентичность: юность и кризис. М. 1996

51.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Психологическая энциклопедия. М.,2001

52.Фролов С.С. Социология. — М.: Логос, 1996

53.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997

54.Шипунова Т. В. Преступность несовершеннолетних и превентивные стратегии. Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., № 4. 2002.

55.Шипунова Т. В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований. Криминология: вчера, сегодня, завтра – СПб., 2002. № 1 (2)

56.Щербаков Н. Ю., О понятиях индивидуальности и индивидуализации. В сб.: Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. СПб., 1998.

57.Щербаков Н. Ю., Васильева С. М. Причины подростковой агрессивности в школе. В сб. “Социальная ситуация в современном российском обществе и проблемы профилактики правонарушений” под ред. Е. А. Вороновой и С. А. Васильевой., СПб.,2002. стр. 20-34

58.Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. — М, 1971. — 288 с.

59.McConnell J. Understanding Human Behavior. Fifht Edition. Michigan, 1986. pp: 380-381.

4 стр., 1661 слов

По психологии. Проблема группы в социальной психологии. Понятие ...

... Социальная психология , в свою очередь, сосредотачивает свое внимание на реальных группах. К лабораторным относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. к естественным — группы, функционирующие в ... Тем не менее, стоит сделать замечание: каждая группа может заниматься разрешением своего круга проблем и задач, все зависит от ее специфики. ...

60.Zimbardo P., Weber A. Psychology. 1994. pp: 345-351.