Сущность психосоциальной работы в социальных учреждениях

Курсовая работа
Содержание скрыть
  • В настоящее время социальная работа стала неотъемлемой частью жизнедеятельности государства и общества, институты социальной защиты и социальной работы, в конечном счете, выполняют важные для государства и общества задачи — стабилизации и сохранения социума, поддержки и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его дальнейшего всестороннего развития.
  • Актуальность данной работы заключается в том, что система социального обеспечения и социальной работы является неотъемлемой частью любого современного общества. Точнее, ее можно было бы назвать даже критерием развития современного общества. Наиболее развитые страны современного мира прошли длительный путь социальных конфликтов, которые порой оборачивались подлинными катастрофами; сама социальная катастрофа революции и гражданской войны являлась единственным фактором прогресса. Трансформация, которую претерпели развитые страны в Новейшее время, позволила значительно снизить уровень интенсивности классового конфликта и открыла — хотя бы гипотетически — возможность ненасильственной эволюции общества. Снижение уровня классовой напряженности во многом стало возможным благодаря развитию системы социальной работы и социального обеспечения, которые наряду с общими тенденциями общественно-экономического развития способствовали нивелированию контрастов социальной стратификации.

Переживаемый российским обществом кризис характеризуется множеством социальных проблем.

Роль психосоциальной работы в современном обществе огромная. Психосоциальная работа — это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях.

Политика перехода от тоталитаризма к демократии сопровождается серьезными социальными издержками, потерями для духовного и физического существования некоторых слоев населения. Подобные негативные процессы обуславливают падение уровня и качества жизни населения ухудшение положения его слабо защищенных слоев. Неотъемлемой сферой деятельности любого цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной и эффективной системы социальной защиты. Институт социальной защиты и социальной работы выполняет важнейшую для государства и общества задачу стабилизации и сохранения социума.

Цель данной работы — раскрыть сущность психосоциальной работы в социальных учреждениях.

5 стр., 2343 слов

Социальная ситуация развития ребёнка в младшем школьном возрасте

... самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми. В большинстве случаев ребёнок приспосабливает себя к жизненной ситуации, и в этом ему ...

Перед нами поставлены следующие задачи:

1. Показать, как организована социальная работа в нашей стране.

2. Рассмотреть содержание психосоциальной работы в России.

Объектом психосоциальной работы являются социальные учреждения.

Все функции по оказанию помощи нуждающимся, выполняет субъект социальной работы.

В данном случае субъектом является социальный работник.

1. Организация социальной работы в России

1.1 Основы социального развития

Современное понимание основ социального развития исходит из того, что социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Важным является охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (среди которых особо выделяется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и др.).

Основной целью социальной защиты является всестороннее оказание разовой и/или постоянной помощи индивиду (группе), попавшему в трудную жизненную ситуацию, с целью обеспечения наиболее полной ее самореализации [1, с.56].

Переживаемый российским обществом кризис характеризуется обострением множества социальных проблем, порожденных не только реформированием экономики, но и крушением системы ценностей, падением нравственности. Резко изменившаяся социальная обстановка в стране требуют выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы.

Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства. Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.

1.2 Сущность социальной работы

На протяжении последних лет Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, — социальная работа.

Определение социальной работы дано в словаре: «Социальная работа — это профессиональный вид деятельности, направленный на оказание помощи отдельному человеку, группе или общности в решении их социальных проблем, в усилении или восстановлении способности социального функционирования и создание общественных условий, способствующих достижению этих целей» [6, с.25].

Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии — социальные работники. Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, многодетным семьям, семьям из групп «риска» и другим.

3 стр., 1456 слов

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

... работы с детьми- инвалидами, имеющими отклонения в развитии», Л.К. Грачева «Программа работы с семьями, имеющих детей- инвалидов». Элементы научной новизны и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем: Сформированы теоретические представления об инвалидности как социальной ...

В странах развитой рыночной экономики на протяжении десятилетий создавались и довольно успешно действуют институты социальной поддержки людей. В нашей стране наиболее актуальной проблемой в области социальной работы является признание ее как важнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенности личности, соблюдение первейших прав человека [2, с.103].

Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья. В трудных материальных условиях находится большинство многодетных семей. Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с детьми а также семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов. Еще одна категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи с детьми-инвалидами. В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть отнесены семьи беженцев. Особый разряд семей составляют семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. [3, с.94].

Следует отметить, что теория социальной работы, опираясь на фундаментальные психологические и социологические разработки, используя системы понятий психологии и социологии, имеет очевидную тенденцию к саморазвитию. Данное обстоятельство отмечается ведущими зарубежными специалистами, отечественными учеными и практиками. Во-первых, это проявляется в формировании новых групп понятий, используемых в теории социальной работы и употребляемых преимущественно в данном контексте научного знания: жизненные силы социального субъекта, индивидуальная субъектность, социальная субъектность, реабилитация жизненных сил, поддержка индивидуальной субъектности, защита социальной субъектности, социальная деградация и др.

Во-вторых, за теорией социальной работы закрепляется круг проблем, которые, получая все более разносторонний анализ, стимулируют саморазвитие теоретических знаний, их воспроизводство. В этой связи следует отметить и плодотворность теоретических дискуссий по поводу объекта и предмета социальной работы, как научной дисциплины. Наконец, в-третьих, отметим приращение научного теоретического знания по социальной работе вследствие методической и методологической проработки исследовательских задач, специфики используемой при этом методики и методологии научного анализа. В этой связи очевидна теоретическая саморефлексия формирующейся отрасли научного знания, определенной социальнопрофессиональной группы [5, с.83].

2. Содержание психосоциальной работы

2.1 Понятие, сущность и главные направления психосоциальной работы

В Государственный образовательный эталон подготовки профессионалов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Таковой подход полностью согласуется с интернациональной теорией и практикой оказания социальной помощи популяции. Центральной задачей практической социальной работы считается содействие хорошей адаптации, как отдельных личностей, так и семей и остальных групп населения к социальной среде и, в частности, к своему окружению [8, с.32].

Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область меж психотерапией и социальной работой.

10 стр., 4636 слов

Технологии социальной работы с людьми, имеющими психические отклонения

... КЛИЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ» 1.1 Пациенты психиатрической больницы Пациентами (клиентами) психиатрической больницы являются психически больные люди (синоним - душевнобольные) -- больные с врожденным или приобретенным расстройством психической деятельности. Психически больные существенно отличаются от больных соматическими ...

Психотерапия осуществляется, как правило, психологами либо психиатрами и социальными работниками с дополнительной терапевтической подготовкой. Лишь незначительное число из них, но, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется много довольно огромных профессиональных групп, которые получают пользу от внедрения в собственной работе отдельных частей психотерапевтических знаний и делают это более либо менее сознательно. Эти знания определялись в аналитической работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было очень слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие меж психотерапией и социальной работой.

Психосоциальная работа является для многих достаточно расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психического развития и благополучия индивида» [11, с.84].

Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особенное внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.

Понятие «психосоциальный», с одной стороны, описывает точку зрения на предпосылки человеческого страдания — социальные и психические трудности взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, показывает методы решения трудности, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.

В практической работе границы меж психотерапией и психосоциальной работой частенько являются подвижными.

Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе меж психотерапией и психосоциальной работой, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образования и большей части учреждений здравоохранения. В собственной практической деятельности они частенько применяют психотерапевтические знания, но не убеждены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали именовать психосоциальной. Сопоставить разные рабочие формы психотерапии и психосоциологии можно на примере их разных целей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении ситуации пациента/клиента [9, с.104].

Тут можно выделить три направления психосоциальной работы:

1. Социальная служба.

2. Психосоциальная работа:

  • общественно направленное действие;
  • индивидуально направленное действие.

3. Исцеление (действие):

  • психосоциальное действие;
  • психотерапия.

Рассмотрим каждое направление более подробно.

Социальная служба.

Примером социальной службы является посредничество различного вида:

  • выплаты социальных пособий;
  • предоставление информации о том, где можно отыскать работу, получить образование и жилье;
  • помощь в списании долгов;
  • как добиться льгот в очереди на детский сад либо на место в больнице.

Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается либо затрагивается некардинально. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко появляются, какие или особенные дела друг с другом, поскольку контакты с большинством клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доминировал в системе социальной защиты.

11 стр., 5315 слов

Теория социальной работы как научная дисциплина: объект и субъект ...

... исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального взаимодействия для того, чтобы решить проблемы клиента возникающие под влиянием различных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории науки, является то, что она ...

Психосоциальная работа.

Психосоциальная работа имеет место в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности:

  • забота о здоровье матери и дитя,
  • детские ясли,
  • школы,
  • система социальной зашиты,
  • система уголовного исправления,
  • воспитание молодежи,
  • психиатрия.
  • психосоциальная работа осуществляется и в таковой специфичной сфере, как создание.

Психосоциальная работа включает в себя две разные формы:

1) Общественно направленное действие либо профилактическая психосоциальная работа, как она по другому называется, заключается в просветительской деятельности либо передаче знаний разным группам. Примером данной работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, примером её объекта — группа для родителей в детском здравоохранении.

2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. Речь идет об индивидуально направленном воздействии.

Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошедшее индивидуума. Целью не является достижение каких или существенных конфигураций личности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. Лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспециалистами, к примеру, воспитателями либо надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной работы [10, с.284].

Работа по исследованию психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также в большей степени относятся ко второму уровню.

Оказание психосоциальной помощи.

Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Трудности появляются тут социально и/либо психологически. Клиент обязан иметь иную, более сильную мотивацию, чтоб помощь стала актуальной. Социальный работник и клиент приходят к согласию о начале совместного процесса решения трудности.

Действие более систематизировано и структурировано, чем общественная психосоциальная работа. По продолжительности оно простирается от многократных до многолетних контактов. Завязываются более личные дела, которые употребляются для воплощения конфигураций. Таковая психосоциальная деятельность также ориентирована на изменение личности, отношений или социальной ситуации.

Психотерапия.

Психотерапия определяется как «воздействие, основанное на психологической теории и способах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу либо группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».

3 стр., 1500 слов

Консультирование в социальной работе

... в том или ином вопросе, в зависимости от социального запроса клиента. А также самоактуализации клиента в решении собственных проблем. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУДЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 1.1 Понятие социального консультирования, ... нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, ...

В психотерапии употребляется ряд способов:

  • гипноз,
  • поведенческая терапия,
  • психодинамическая терапия,
  • образная терапия,
  • манипуляционный (трансактный) анализ.

В различие от психосоциального действия, психические трудности стоят в самом центре.

К огорчению, психотерапия в течение долгого времени числилась более «высокой», чем психосоциальное воздействие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули компанию, где в большей степени занимались психосоциальным действием, и перешли к другой деятельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе ориентированы на глубочайшие конфигурации и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица [8, с.104].

Многие ученые и практические работники разглядывают психотерапию и психосоциальное действие как равноценные формы работы.

Психосоциальное действие значит, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Не считая того, эти формы используются в разных организациях, направлены на разные группы и различаются друг от друга рабочей методикой, обусловленной специфическими неувязками целевых групп.

2.2 Психосоциальный подход в социальной работе

Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. И привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход традиционно связывают с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950-1960-е гг. Огромное влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, потом — работы Дж. Боулби [11, с.301].

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента и его взаимоотношения с миром, который его окружает.

По-другому говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя действительность, чтоб понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.

Мишень психосоциального подхода — поддерживать равновесие меж внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и её способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи.

Суть помощи — эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

В отечественной методологии и практике социальной работы мысль синтеза психологического и общественного прослеживается на всех уровнях — в формулировках целей и задач социальной помощи популяции, в квалификационных требованиях и обязанностях социальных работников, в государственных образовательных эталонах подготовки профессионалов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход практически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как:

10 стр., 4882 слов

Условия установления контакта психолога с клиентом

... с другой, – о готовности взять ответственность за собственную жизнь. В данном реферате я попробую разобрать проблему установления контакта психолога с клиентом, так как она является не маловажной для работы над проблемой клиента ... в любых отношениях, где есть неравное распределение власти и, когда один может предоставить другому то, в чем он нуждается. Ни в одной профессии специалистам не разрешается ...

  • оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности воплощение консультирования;
  • помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;
  • расширение у клиентов спектра социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и их преодоления;
  • помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
  • стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Особый акцент в деятельности социального работника при этом делается на понимании того, что думает клиент, какова его персональная ситуация, требующая определенной стратегии и тактики, а также в чем уникальность человека, его персонального опыта, социально-психологических характеристик. Не менее важно определенное влияние социального опыта, событий жизни индивида на его психологический облик, эволюцию этого облика, оценка влияния последнего на решение проблем жизнесуществования личности.

Принципиальное значение в данном контексте отношений, взаимодействия социального работника и клиента имеет учет индивидуального опыта, психологического склада, уникальности личности того, кому оказывается помощь.

Заключение

Психосоциальное влияние в контексте психодинамического ведения социальной работы включает несколько относительно самостоятельных этапов:

1) изучение проблем, которые имеет клиент;

2) анализ особенностей социального положения и психического склада, чувств клиента;

3) сближение, установление контакта социального работника и клиента;

4) осмысление основных событий жизни клиента, влияния последних на проблемы, которые переживает человек;

5) планирование согласованных действий социального работника и клиента на основе завоевания доверия последнего;

6) современная деятельность соционома и клиента по разрешению его проблем.

При этом социальный работник опирается на несколько основополагающих, исходных постулатов. В главном они сводятся к следующему:

  • а) социальный работник в контексте отношений с клиентом должен исходить из того, что последний не только обладает определенной психологической структурой, но и способен к ее изменению, развивается под воздействием внутренних, интенциональных факторов и внешних условий, взаимодействуя со средой обитания;
  • б) воздействие социального работника на клиента должно учитывать его социально-экономическое положение, статус в системе социально-иерархических групп, различных уровней управления и самоуправления. Однако главное, что предполагает психодинамический подход, сводится к признанию принципиально важной роли изучения и учета динамики отношений в контактной группе, среде обитания клиента;
  • в) психодинамические теории требуют учесть то, как они оказываются полезными в процессе осуществления конкретной помощи нуждающимся, отдельному человеку;
  • г) в рамках психодинамической концепции совершается не только анализ «статус-кво», но и использование опыта анализа эволюции отношений между клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами в конкретной среде обитания нуждающихся;

— д) психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

6 стр., 2592 слов

Профессионально-этический кодекс социального работника

... перед клиентом и обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей. Ценности и основные принципы профессионально-этического кодекса социального работника В практике социальной работы ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihosotsialnyiy-podhod-v-sotsialnoy-rabote/

1. Вершигора Е.Е. Менеджменгт: Уч. пос. — М.: ИНФРА — М, 2005. — 179 c.

2. Дикаpева А.А., Миpская М.И. Социология труда — M.: Высшая школа, 2004. — 430 с.

3. Кравченко А.И. Социология менеджмента. Уч. пос. для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 493 с.

4. Павленок П.Д. Основы социальной работы. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 205 c.

5. Плеханов А.С. Практика социальной работы. — М.: Дело, 2004. — 317 с.

6. Прикладная социология и менеджмент / Под ред. А.И. Кравченко. — М.: МГУ, 2004. — 417 с.

7. Семенов А.Л. Семья и общество. — М.: Социс, 2004. — 647 с.

8. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 192 с.

9. Харчева В. Основы социологии. — М.: Логос, 2007. — 304 c.

10. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. — М.: Инфра — М, 2005. — 437 с.

11. Яркина Т.Ф., Бочарова В.Г. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. — М.: Тула, 2004. — 420 с.