Доклад по дипломной работе

Доклад

Здравствуйте Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа (ВКР)Нохриной Фариды Рафаиловны на тему «Проблема неуспеваемости младших школьников и пути её решения».

Актуальность темы заключается в том, чтобы неуспеваемость младших школьников была низкой, учителю необходимо знать ее причины. Проблема неуспеваемости младших школьников может быть следствием различных причин: семейно-бытовые условия, педагогическая запущенность, образование родителей, так и психологические недостатки: в познавательной, мотивационной сфере, индивидуально психологические особенности учащихся. Ведущие педагоги и психологи пытаются найти способы борьбы с неуспеваемостью.

При изучении психолого-педагогической литературы мною было выявлено противоречие между большим количеством психолого-педагогической литературы по проблеме неуспеваемости младших школьников, с одной стороны, и недостаточной обоснованности педагогических условий решения этой проблемы, с другой стороны.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия снижения уровня неуспеваемости младших школьников.

Объект исследования: неуспеваемость младших школьников.

Предмет исследования: педагогические условия решения проблемы неуспеваемости младших школьников.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить эффективность педагогических условий решения проблем неуспеваемости у младших школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: устранение проблем неуспеваемости младших школьников будет осуществляться успешнее, если реализуется ряд педагогических условий: а) своевременно проводить педагогическую и психологическую профилактику, психодиагностику проблем неуспеваемости младших школьников; б) осуществлять совместное с семьей воспитательное воздействие на неуспевающих школьников.

16 стр., 7846 слов

Роль семьи в воспитании школьников младших классов

... что представляет собой роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста, мы должны обратиться за тем, что обозначает каждое из этих категориальных понятий. Исходя из этого, мы имеем право на то, чтобы ...

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи.

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме неуспеваемости младших школьников.

2. Теоретически обосновать и выявить педагогические условия решения неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

3. Экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий решения неуспеваемости младших школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования неуспеваемости младших школьников в работах П.П. Блонского, А.М. Гельмонта, Н.И. Мурачковского.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение, интервьюирование учеников и учителя, анализ продуктов деятельности учащихся, сравнение, изучение документации. Организация и проведение эксперимента с целью проверки гипотезы.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось в МАОУ — «СОШ №15» города Альметьевск РТ. В исследование участвовали учащиеся 3 «Б» класса в составе 10 учащихся.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап — постановочный — выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап — собственно-исследовательский — разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап — интерпретационный — обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что неуспеваемость младших школьников рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена эффективность мероприятий по решению неуспеваемости младших школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты дипломной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Опытно- экспериментальное исследование проводилось в 3 «Б» классе в составе 10 учащихся:

В 3 «Б» классе проводилась опытно-экспериментальная работа по решению проблемы неуспеваемости детей младшего школьного возраста.

В результате опытно-экспериментальной работы с неуспевающими детьми автор определила не только выполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать. В ходе формирующего этапа эксперимента была осуществлена нейтрализация проблем неуспеваемости решения отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов. Была определена проблема неуспеваемости младших школьников и разработаны пути её решения через проведения ряда занятий, что подтверждает гипотезу данной работы.

24 стр., 11898 слов

«Неуспеваемость младших школьников и пути ее преодоления ...

... темы дипломной работы «Неуспеваемость младших школьников и пути ее преодоления в процессе обучения». Цель работы:, Объект исследования:, Предмет исследования: Гипотеза: преодоление неуспеваемости у младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если: изучаются психолого-педагогические причины неуспеваемости учащихся; ...

В результате проведенного экспериментального исследования я выявила в экспериментальной группе неуспевающего ученика, который устаёт после уроков, у него недостаточно развит навык чтения, говорения и пересказа. Новый материал они часто не понимают с первого раза, с заданиями для самостоятельной работы справляются плохо.

В ходе формирующего этапа эксперимента мною была проведена коррекционная работа по решению неуспеваемости этих младших школьников.

Для этого я создала особо благоприятные условия для неуспевающих младших школьников. Разрабатывала отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовала игровую и практическую деятельность. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Таким образом, задачи, поставленные мною в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Определив проблему неуспеваемости младших школьников, я разработала пути её решения через проведение ряда занятий:

1. Методика «Определение продуктивности и устойчивости внимания».

2. Методика «Определение объёма кратковременной зрительной памяти».

3. Методика «Оценка объёма кратковременной слуховой памяти».

4. Методика «Диагностика опосредованной памяти».

5. Методика «Определений понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах».

6. Задание на определение сформированности мотивов учения (П.И. Пидкасистый).

7. Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе ( Лускалова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993).

8. Задания на проверку знаний учащихся самостоятельно работать на занятии (П.И. Пидкасистый).

9. Тест «Как ты делаешь уроки?»

10. Методика «Отношение детей к обучению в школе».

11. Анкета для родителей.

12. Тест школьной тревожности Филлипса.

6 стр., 2674 слов

По методике обучения письму : «Методика обучения письму ...

... методика по письму формирования каллиграфических навыков по Потаповой Е.Н.; проанализировать сопутствующие вопросы в практике по формированию каллиграфических навыков в начальной школе. Методика обучения письму младших школьников ... речью ребенка. Делая упражнения, направленные на укрепление мышц руки, мы тренируем мозговую деятельность. Эстетическое и нравственное воспитание учащихся в период ...

В целом можно сказать, что благодаря эффективно построенной мною коррекционно-развивающей работе, я достигла всех поставленных целей. Где-то эти цели были достигнуты полностью, а в некоторых аспектах мне удалось добиться хоть незначительных, но улучшений в поставленных мною целей.

Комплексная и глубокая диагностика по выявлению причин, вызывающих трудности в учении, грамотно составленная коррекционно-развивающая работа, позволили достичь значительных улучшений как в работе с неуспевающим учеником, так и со всеми участниками эксперимента.

В ходе формирующего этапа эксперимента мною была проведена коррекционная работа по решению неуспеваемости этих младших школьников.

Для этого я создала особо благоприятные условия для неуспевающих младших школьников. Разрабатывала отдельные меры психологического воздействия, распространяющиеся на всех учащихся; они служат для общего улучшения условий обучения и воспитания учащихся в школе. Занятия формирующего этапа были направлены на то, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся и их самостоятельность, усиливать творческие элементы в ней, стимулировать развитие интересов. С этой целью использовала игровую и практическую деятельность. В данном случае педагогическая деятельность заставила учащихся понять ценности знаний, критически отнестись к своим занятиям в школе.

Таким образом, задачи, поставленные мною в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.