Томас Гоббс (1588 – 1679) выступил против учения Р. Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые взаимно уничтожают друг друга. Под телесным бытием подразумевается существование, определяемое в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи. В таком контексте человек – это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений. Как именно телесные движения порождают сознание, Т. Гоббс объяснить не смог: «самое удивительное обстоятельство то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания».
Таким образом, психика – эта тень реальных материальных процессов, она – эпифеномен. От эпифеноменализма Т. Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения его содержания. Понятие «личность» не имеет психологического содержания и вводится для решения вопроса о вменяемости человека при совершении каких-либо действий. По мнению Т. Гоббса, личностью является тот, чьи слова или действия рассматриваются как его собственные.
Взгляды Дж. Локка на эмпирическую психологию
Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632 – 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель. В 1690 г. вышло его основное философское сочинение «Опыт о человеческом разуме».
Целью Дж. Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Учение начинается с критики теории врожденных идей. Источником знаний является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Дж. Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, которые лежат в детстве. «Следите за ребенком с его рождения, наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам душа все более и более обогащается идеями, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».
Идеи, по Дж. Локку, бывают простые и сложные. Сложные идеи – это сочетание простых, соединение их вместе под одним общим именем. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Дж. Локк дал схему обобщения, которое включает следующие операции:
1. Сначала эмпирические выделяются по возможности все единичные объекты, о которых мы хотим получить общее понятие.
Эмпирическая психология (Дж. Локк. Х, Вольф, Д. Гартли)
... от объема, формы, строения и движения частиц. Сложные идеи образуются умом произвольно в результате следующих действий: соединение, суммирование простых идей; сопоставление, сравнение; обобщение через предшествующую абстракцию. Локк дал схему процесса обобщения, ...
2. Эти объекты расчленяются на составляющие их свойства, затем сравниваются по этим свойствам.
3. После этого идеи, которые повторяются в объектах, выделяются и отбрасываются (называется абстрагированием).
4. Затем абстрагируются те идеи, которые повторяются во всех объектах.
5. Эти идеи суммируют, что дает совокупность идей, составляющую искомую нами сложную общую идею, которая обозначается словом.
Одним из механизмов образования сложных идей Дж. Локк назвал ассоциацию. Он впервые ввел термин «ассоциация идей». По Дж. Локку, ассоциация – это неверное, то есть не отвечающее естественному соотношению, соединение идей, когда «идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея». Примерами являются наши симпатии и антипатии.
Несмотря на то, что Дж. Локк ввел понятия ассоциаций ограниченно, после него этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развивалась ассоциативная психология.
Учение Дж. Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Большой интерес представляет полемика с Дж. Локком немецкого философа-идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).
Основные направления полемики Д. Локка с Г. Лейбницем
Основные направления спора, который возник между Г. Лейбницем и Дж. Локком, следующие:
1. Действительно ли душа сама по себе совершенно чиста, подобно доске (tabula rasa), и все то, что на ней начертано, происходит исключительно из чувств и опыта или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий.
2. Г. Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения, верно указывая на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Дж. Локк. Однако, собственное объяснение Г. Лейбница посредством апелляции к врожденным идеям не открывает действительных источников этих понятий.
3. По Дж. Локку, в познании простых идей разум пассивен и целиком определяется предметным миром. По Г. Лейбницу, в ощущениях и восприятии проявляется активность человеческого разума. Это – апперцепция, особая сила духа, которая вместе с воздействиями извне определяет наше познание и поведение. Введенное Г. Лейбницем понятие апперцепции имело продолжение в немецкой философии и психологии
(И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт).
4. Различие перцепции и апперцепции связано еще с одним понятием, которое вводит Г. Лейбниц – бессознательного. Г. Лейбниц выступил против локковско-картезианской идеи об отождествлении всей психики с сознанием и впервые в истории произвел различие между бессознательным и сознательным состояниями духа.
По мнению Г. Лейбница, наряду с ясно осознаваемыми – апперцепируемыми – восприятиями в душе есть бесчисленные малозаметные восприятия «которые недостаточно выделяются, чтобы их можно было осознать или вспомнить, но они познаются по вытекающим из них определенным следствиям … мы мыслим одновременно о множестве вещей, но обращаем внимание на наиболее выделяющие мысли».
Основные этапы развития психологии: Античность, Средневековье, ...
... самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений. II этап развития психологии связан с ... взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на ... науки ключом к пониманию своего предмета. Все это дает основания утверждать, ... человека. 1. Античная психология 1.1. Начало развития психологии Психологические идеи античности уходят своими ...
Таким образом, полемика между Г. Лейбницем и Дж. Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер.
становление ассоциативной психологии
Дж. Беркли как последователь Д. Локка и его путь от эмпиризма к ассоцианизму
Дж. Беркли (1685 – 1753) был непосредственным последователем
Д. Локка. Для психологии интересен теорией зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709).
Считалось, пишет Дж. Беркли, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако нам лишь кажется, будто мы непосредственно видим протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом
деле расстояния, то есть удаленность предмета от нас, и сам факт, что они находятся
вне нас, величина предметов, положения предметов в пространстве относительно друг друга, – глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Д. Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что мы называем зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных через осязание идей.
Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение. В этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Д. Беркли теория была развита в эмпирической психологии XIX в., особенно А. Бэном, который подчеркивал роль мышечных ощущений в образовании зрительных представлений пространства.
Развитие теории Д. Беркли в эмпирической психологии в XIX в.
А. Бэном
Александр Бэн (1818 – 1903) автор двух обширных томов «Чувство и интеллект» (1855) и «Эмоции и воля» (1859), использовал достижение физиологии нервной системы и органов чувств, а также биологии и стремился связать психические процессы с телесной организацией. Он отступает от свойственного ассоцианизму механизма в трактовке психической жизни. Вводит представление о спонтанной активности нервной системы: когда какое-либо движение более одного раза совпадает с состоянием удовольствия, то между ними устанавливается ассоциация. Отсюда вычленяются реакции, приводящие к целесообразным движениям (цель – удовольствие, целесообразное движение – навыки).
Если бы сочетание движений с ощущениями происходило на основе одних временных отношений (как думал Д. Гартли), то и реакции, приводящие к удовлетворению, и бесполезные реакции усваивались бы с одинаковой необходимостью, что противоречит реальности. Эти взгляды А. Бэна получили развитие в последующем учении о формировании навыков путем проб и ошибок; оказали влияние на Ч. Дарвина, Г. Спенсера.
В учении о видах ассоциации А. Бэн вводит понятие «творческие ассоциации», отличные от каких-либо добытых опытом. Он трактует открытия в науках, художественное творчество как ассоциативные процессы, что противоречит пониманию ассоциации как комбинации прежних впечатлений. Творчество А. Бэна способствовало деградации ассоцианизма.
Психология массового сознания
... привычных условиях отвернулся бы. Массовую психологию Интересный факт. При раскопках кладбища прибалтийских эсэсовцев на юге Новгородской области были ... Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, ... более высокие, более цивилизованные наклонности. Тем не менее некоторые из идей Ле Бона, по крайней мере ...
Д. Юм и его представление о человеческом познании как ассоциации идей
Англичанин Дэвид Юм (1711 – 1776) в философии последователь
Дж. Беркли, в «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748), развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Д. Локк, Д. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:
1. Ассоциации случайные и неправильные – ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.
2. Ассоциации естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности. Эти ассоциации лежат в основе научного мышления (причинно-следственные отношения).
Знание отношений причинности не является априорным и устанавливается в опыте. И. Кант придерживался той же точки зрения: как можно перейти от чувственного опыта, который всегда имеет дело с частным случаем, к понятиям и отношениям, имеющим всеобщий и необходимый характер. Но он не согласился с решением Д. Юма и ввел наряду с опытным, априорное знание (абстрактное, всеобщее, закономерное).
Д. Гартли – автор первой законченной системы ассоциативной психологии
Английский врач Дэвид Гартли (1705 – 1757) также воспринял идеи
Д. Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на труды И. Ньютона. В главном сочинении «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) Д. Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: ощущения (сенсации); идеации (идеи ощущений, то есть повторение ощущений без предметов); аффективный тон (аффекции) – удовольствие, неудовольствие. Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе физиологического механизма ассоциаций лежат вибрации, то есть материальные процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. В основе этих различий находится разнообразие наших идей.
В системе Д. Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли – это только комбинации старых простых идей или разложение сложных.
Д. Гартли дал естественное объяснение происхождения психических явлений. Эмоции, воля, интеллект, восприятие, память, воображение – «все они выводятся из внешних впечатлений, произведенных на внешнее чувство, следов (или идей) этих впечатлений и их взаимных связей посредством ассоциации, взятых вместе и действующих друг на друга».
Развитие ассоциативной психологии в XIX в
... этапа в развитии ассоциативной психологии XIX в. Томас Браун (1778- 1820) в «Лекциях по философии человеческого духа» (1820) продвинул доктрину ассоциаций: вывел вторичные законы ассоциаций, ... ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Проводил мысль о том, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания ...
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В XIX В.
Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в.
В XVIII в. в Германии намечается тенденция к изучению фактов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях выступил философ, известный педагог и психолог
Иоганесс Гербарт (1776 – 1841), который явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Основные психологические сочинения
И. Гербарта: «О психологии как науке, вновь опирающийся опыт, метафизику и математику» (1824 – 1825); «Учебник психологии» (1816).
Он был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего, на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.
Факты сознания, то есть состояния сознания, выступают исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Эксперимент в отношении явлений сознания, по мнению И. Гербарта, абсолютно неприменим. Чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только математика придает точность нашим определениям и делает возможной их проверку. Впервые эту задачу, поставленную И. Гербартом, осуществил Г. Фехнер.
Психология И. Гербарта складывается из двух частей: «статики духа» – предметом статики являются данные, полученные в результате измерения представлений в условиях их равновесия, то есть в период покоя; «динамики духа», которую составляет выяснение условий движения представлений в сознании. В разделе о связях между представлениями И. Гербарт производит их классификацию. Выделяются отношения противоположности, борьбы между представлениями: при этом одно представление вытесняет другое. Соединение представлений бывает двух типов: это «компликация», когда данные отдельных ощущений соединяются, не теряя в своем качестве, в некоторое новое целостное образование и слияние сходных представлений. Учение о связях между представлениями, по существу, развивает положения ассоциативной психологии, но И. Гербарт не пользуется ее понятиями. Введенные им понятия компликации и слияния будут использованы впоследствии, в частности В. Вундтом.
В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания – представления имеющие свойства ясного сознания; сознания – менее ясные представления; бессознательные – темные, подавленные другими представлениями. Здесь чувствуется влияние
Г. Лейбница. Границу между ясным сознанием и сознанием он назвал порогом ясного сознания, а границу, которая отделяет область неясного сознания от бессознательного, – порогом сознания. Введенное И. Гербартом понятие порога затем использовал Г. Фехнер.
И. Гербарт создал свою научную школу. Ее самый выдающийся представитель М.В. Дробиш (1802 – 1896) – математик, логик, философ-идеалист и психолог – много сделал для популяризации и распространения его системы. Особую известность получили три ученика И. Гербарта:
Т. Вайтц (1821 – 1864), М. Лацарус (1824 – 1903) и Г. Штейнталь (1823 – 1899).
Последователь И. Гербарта В.Ф. Фолькман в своем «Учебнике по психологии» (1856) тщательно изложил новейшие данные о психических явлениях.
Развитие ассоциативной психологии в XIX в.
Основные показатели социально-экономического развития России ...
... обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ Анализ макроиндикаторов социально-экономического развития России Современное положение дел в сфере макроэкономики Российской Федерации за период ... собой следующую картину представленную в таблице 1 Таблица 1. Основные макроэкономические показатели Основные макроэкономические показатели Показатель Ед. изм. 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 ...
XIX в. является веком триумфа ассоцианизма. Закон ассоциаций рассматривался как основное явление душевной жизни. В ассоцианизме видели теорию, которую можно применить к вопросам политики, морали, воспитания. Возникнув в Англии, ассоциативная психология в XIX в. развивалась выдающимися философами и учеными: Т. Брауном,
Дж. Миллем, Дж.Ст. Миллем, А. Бэном, Г. Спенсером.
В развитии ассоцианизма в XIX в. различаются три этапа:
1. Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т. Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму.
2. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна продолжается отступление от классического ассоцианизма по ряду проблему.
3. В конце XIX в. в ассоциативную теорию входит эксперимент. Крупнейшими представителями этого периода являются Г. Эббингауз,
Г.Э. Мюллер, Т. Циген.
Подходы Г. Спенсера в оценке ассоцианистской психологии в XIX в.
Ряд новых моментов в ассоциативной психологии вносит
Герберт Спенсер (1820 – 1903).
Он автор десятитомного труда «Синтетическая философия» (1862 – 1896), в состав которого входит и психология («Основания психологии» в 2х т., 9-ти частях).
Взгляды
Г. Спенсера представляют разновидность ассоцианизма на эволюционной основе. Это эволюционный ассоцианизм.
В работах Г. Спенсера происходит сближение психологии с учением о биологической эволюции. Он сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную – неорганическую природу, надорганическую природу, то есть социальную жизнь (социология).
Этот закон гласит: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, то есть характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, то есть характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Г. Спенсера – Г. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель. Однако, в отличие от них, основывается на данных других наук – геологии, биологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории.
Этот закон Г. Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу толчка внутриорганические процессы, но и способ видоизменять жизнедеятельность. И.М. Сеченов высоко оценил значение учения
Г. Спенсера, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции».
Таким образом, исторически оценивая итоги развития ассоциативной психологии в целом, необходимо иметь в виду следующее:
1. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики, ассоцианизм защищает идею опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создает научную базу для педагогики, открывая широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания.
Физиология развития ребенка
... онтогенеза традиционно являются предметом исследования возрастной физиологии (физиологии развития ребенка). Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, ... внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего ... приспособление к среде обитания - общий закон существования живого. Человек научился не только ...
2. В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма.
3. Ассоциативная психология имеет и прикладное значение. Ассоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение в клинике (Р. Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг) и в педагогике, где используются данные о роли повторения, о способах заучивания.
4. Вместе с тем, несмотря на неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании, и не открывало путей для его объективного исследования.
5. Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств объяснения психической жизни.
В процессе работы по преодолению трудностей ассоцианизма возникли новые направления. При этом само явление ассоциации и понятие о нем входит и в современную психологию.
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
В РОССИИ В XIX В.
Социально-экономические условия развития России в XIX в.
Русская психологическая мысль в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. XIX в. в России был временем разложения феодальной формации, завершавшимся глубоким кризисом феодализма в 30 – 50 гг. События социально-экономической жизни получили отражение в борьбе различных направлений общественно-исторической мысли. В идейной мысли конца 20-х – начала 30-х гг. официально дворянскую линию представляло консервативное движение (С.С. Уваров, М.П. Погодин, С.П. Шевырев).
Эта линия защищала помещичье-крепостную идеологию «официальной народности», обосновывая идею единения царя и народа, сохранения самобытности крепостной России, которая крепка «тремя коренными чувствами» – самодержавием, православием, народностью. Как ответ на вопрос о путях развития России на рубеже 30-х – 40-х гг. сложилось два течения:
1. Либерально-буржуазное западничество (Т.Н. Грановский,
В.П. Боткин, П.В. Анненков)
2. Либерально-дворянское славянофильство (И.В. и П.В. Кириевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Р. Самарин).
Споры между западниками и славянофилами были важной частью общественного движения своего времени. Революционно-демократическое направление в эти годы представляли В.Г. Белинский, А.И. Герцен. После реформы 1861 г. в условиях быстрого развития капитализма и обострения классовой борьбы получила развитие философия революционеров-демократов Н.Г. Чернышевского, Д.М. Писарева, Н.А. Добролюбова, философия народничества. Почвенничество и «боготворчество»
Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого защищала идею о «народной почве», о самобытности России, искало третий путь в решении проблем послереформенной России. Линию идеалистической философии представляли В.С. Соловьев, а также академические философские направления: неокантивизм (А.И. Введенский, И. Лапшин), позитивизм
По психологии «Чувства и их развитие в дошкольном возрасте»
... тем, что для эффективного осуществления работы по развитию чувств дошкольников необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки, цвета и звуки, ощущение единства с ...
(Н. Лосский), неогегельянство (Б. Чичерин), спиритуализм (Л. Лопатин), экзистенциализм (Н. Бердяев).
В рамках этих философских направлений развивалась идеалистическая умозрительная психология, в частности, в Московском и Петербургском университетах.
Следует отметить также философско-этическую мысль в русской литературе. Проза В.А. Жуковского, Н.В. Гоголя, А.Н. Толстого,
Ф.М. Достоевского, проза и поэзия А.С. Пушкина, Ф.М. Тютчева, А.А. Фета исключительно богата психологическими идеями.
Развитие естествознания в России в XIX в.
В XIX в. большие успехи сделало отечественное естествознание. Отметим лишь некоторые из них, оказавшее особенное влияние на развитие психологии. Одним из ярких достижений эволюционной мысли до
Ч. Дарвина явились диалектические взгляды на природу, развиваемые
К.Ф. Рулье (1814 – 1858).
В 1845 – 1846 гг. его курс публичных лекций на тему «Об образе жизни животных» высоко оценил А.И. Герцен, указав на глубокий методологический смысл данных о психологии животных, этой «дочеловеческой феноменологии развертывающегося сознания», позволяющей понять возникновение человеческого сознания и его качественные отличия от психики животных. В капитальном труде «История развития животных» (1826 – 1837) основы эмбриологии заложил К.М. Бэр (1792 – 1876).
Во второй половине XIX в. действовал микробиолог, лауреат Нобелевской премии, создатель учения о фагоцитозе М.М. Мечников
(1845 – 1916).
Его труды «Этюды о природе человека» и «Этюды о природе оптимизма» пользовались большой популярностью. В XIX в. было положено начало пропаганде дарвинизма в нашей стране, для которой особенно много сделали И.М. Сеченов, Д.М. Писарев, Н.Г. Чернышевский, К.А. Тимирязев. Большие успехи имела русская физиология. Во второй половине XIX в. развернулась деятельность основоположника отечественной научной физиологии И.М. Сеченова.
Психологические идеи А.И. Герцена
Сложные вопросы о природе психики и задачах психологии поднимал А.И. Герцен. Психика – это особая функция мозга, отличная от функций других органов (например, печени).
У физиологии и психологии разные задачи: задача физиологии – изучение организма, психология же уходит совсем в другой мир: она изучает своеобразие человеческой психики в отличие от психики животных, причина которого в историческом развитии человека. Поэтому психология, отправляясь от физиологии, должна основываться на философии и истории. Важное место в системе его взглядов занимали проблемы личности. Личность – не пассивный продукт среды.
А.И. Герцен защищал идею о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Особое внимание – проблема свободы воли.
А.И. Герцен отказывается от идеалистического догмата о «свободной воли», ни от чего не зависящей и ничем не определяемой. Также неприемлем и абсолютный физиологический детерминизм. «Физиология разлагает сознание свободы на составные элемента, упрощает его». Для объяснения чувства свободы надо перейти на другой уровень объяснения: исторический анализ сознания обеспечивает социология. «Для нее человек – нравственное существо, то есть существо общественное, и обладающее свободой располагать своими действиями в границах своего сознания». Таким образом, А.И. Герцен указал на социально-историческую обусловленность высших проявлений личности, в том числе воли.
Работы в области педагогической психологии
Школа поведенческих наук, ее роль в развитии современного менеджмента
... сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. 1. Школа поведенческих наук, ее роль в развитии современного менеджмента менеджмент поведенческий сотрудник 1.1 Поведенческий подход к менеджменту Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо изучать человека, его ...
Важной областью развития русской психологической науки была педагогика, связанная с передовым движением в области народного просвещения непосредственно в предреформенный период, но особенно в
60-гг., она привлекала внимание не только специалистов, но и всей прогрессивной русской общественности. Исключительный общественный резонанс получила статья выдающегося русского хирурга Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» (1856), в которой проводится мысль о примате задачи воспитания личности перед обучением в процессе подготовки будущих специалистов к деятельности в других областях социальной практики.
По оценке К.Д. Ушинского, идеи Н.И. Пирогова «пробудили спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль, а выдвинутый им принцип воспитания, прежде всего, человека в человеке, должен стать требованием здравой педагогики, основанной на психологии». В 1878 г. П.Ф. Каптерев предлагает понятие «педагогическая психология». Органичное соединение педагогики с психологией раскрывается в фундаментальном произведении русской педагогической мысли, в труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания». Здесь признавалась исключительная роль деятельности в духовном развитии, в формировании характера и нравственных качеств. Труд К.Д. Ушинского явился предтечей отечественной педагогической психологии.
Связь психологии с педагогикой означала выход психологии в прикладные области, к психологии обращаются юристы, военные, психиатры, физиологи. Согласно исследованиям Е.А. Будиловой, в рамках Русского географического общества, еще в конце 40-х гг. были начаты замыслы «психической этнографии» (Н.И. Надеждин, К.М. Бэр,
К.Д. Кавелин), создана программа по изучению психологии народов России. Эти исследования положили начало новой отрасли – психологии народов, возникновение которой традиционно связывается с деятельностью
М. Лацаруса и Г. Штейнталя (1859 г., Германия).
Естественнонаучные предпосылки выделения
психологии в самостоятельную науку
Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в.
Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.
Выделение психологии в самостоятельную науку закладывалось в
60-ые г.г. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ
(В. Вундт, И.М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.
Решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента. Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и нервной системы. Интенсивное развитие этих наук, возникновение психофизики и психометрии явились важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку, и обусловило ее развитие, по образцу естественных наук.
Рассмотрим важнейшие открытия в тех областях естествознания, которые имеют ближайшее отношение к психологии. Это работы Ч. Белла (1774 – 1842), И. Мюллера (1801 – 1858), Г. Гельмгольца (1821 – 1894) и
Ф.И. Галля.
Работы Ч. Белла в области анатомии и физиологии
Английский анатом, физиолог, патофизиолог и врач Чарльз Белл
(1774 – 1842) экспериментально установил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние – чувствительные. Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги. Тем самым было установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс. Параллельно оно было совершено французским физиологом
М. Мажанди и вошло в науку под двойным именем – «закон Белла – Мажанди».
Ч. Белл сформулировал идею нервного круга или, как он назвал «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцы опять в мозг. Идея нервного круга (1826) не получила развития и была введена в оборот в 30-ые г.г. XX в. в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия обратной связи. Ч. Белл описал факт, который теперь называется реципрокной иннервацией мышц-антагонистов: когда мышцы-разгибатели расслабляются, мышцы-сгибатели сокращаются. Открытия Ч. Белла углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше понять нервный механизм поведения.
Деятельность И. Мюллера. Его доктрина о специфической энергии органов чувств
Одним из самых видных физиологов XIX в. был И. Мюллер
(1801 – 1858), основатель новейшей физиологии. Среди его учеников
Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К. Людвиг. Большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» (1833 – 1840).
В нем наряду с вопросами общей физиологии занимают данные по физиологии нервной системы. Большое место в учебнике И. Мюллера отводится разделу о деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха.
И. Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области науки. Доктрина включает 10 законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы – это посредники между воспринимаемыми объектами и умом, и таким образом они навязывают уму свои собственные характеристики. По И. Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов.
Второй закон И. Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму.
Третий закон: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения. В основе теории И. Мюллера лежит неправомерное допущение о том, что органы чувств и проводящие нервные пути обладают своей специфической энергией изначально, и, следовательно, ощущение зависит не от природы раздражителя, а от самого органа или нерва и является выражением его специфической энергии.
Теория И. Мюллера встретила оппозицию уже у современников. С критикой выступили Я. Пуркинье, физиолог Э. Вебер, философскую критику осуществил Л. Фейербах.
Э. Вебер и его закон различительной чувствительности
Большой вклад в развитие физиологии органов чувств внес профессор анатомии и физиологии Лейпницкого университета Э. Вебер. Он работал главным образом над осязанием («Об осязании» (1834).
Э. Вебер различал в кожных ощущениях три рода ощущений: давления, или прикосновения; температурные, а также локализации. Для изучения последних он изобрел специальный прибор – эстезиометр, или циркуль Э. Вебера, с помощью которого проводил экспериментальное исследование осязания. Он установил, что при действии двух раздражителей на кожу они различаются как разные в том случае, если отстоят друг от друга на известном расстоянии, причем это расстояние различно для разных участков кожи, то есть кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновения. Самые известные эксперименты Э. Вебера относятся к различительной чувствительности, которые привели к выводу: для того, чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находится в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого органа чувств есть величина постоянная. Она устанавливалась опытным путем. Для звука это отношение составляет 1\10, для света 1\100 и т.д. Этим обобщением Э. Вебер подводил к мысли о возможности измерения в психологии. Оно было осуществлено
Г. Фехнером.
Работа Г. Гельмгольца «О слуховых ощущениях»
Выдающийся вклад в физиологию, а также в психологию восприятия и ощущения сделал Г. Гельмгольц (1821 – 1894).
В 1850г. в статье «Скорость распространения нервного возбуждения» он раскрывал материалистическое понимание нервного процесса и психики. В 1851 г. Г. Гельмгольц изобрел офтальмоскоп, прибор, с помощью которого можно было исследовать глазное дно. С этого времени он разрабатывает проблемы зрения. В результате рождается знаменитая работа «Физиологическая оптика» (1856 – 1866).
В 1863 г. выходит еще одна его работа «Учение о слуховых ощущениях». Здесь даются физическая характеристика звука, анатомия и физиология органа слуха, резонансная теория слуха, описываются психологические феномены. Таким образом, к 60-ым гг. XIX в. благодаря работам Э. Вебера и Г. Гельмгольца три органа чувств – осязание, зрение и слух – получили капитальную разработку.
Ф. Галль «Френология»
В XIX в. развернулись исследования по анатомии и физиологии мозга. Они углубляли представления о материальном субстрате психической деятельности. В первой четверти XIX в. известный австрийский врач и анатом Ф. Галль выступил с исследованиями по морфологии мозга. Он впервые отличил серое вещество, составляющее кору и подкорковые образования от белого вещества. Наибольшую известность, однако, получили не эти исследования, а френология Ф. Галля. В области психологии она опиралась на теорию способностей, а мозг представлялся как совокупность органов этих способностей (их 27), каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способности человека. Это учение о связи строго локализованных способностей со строением черепа является ложным направлением, хотя она отражала попытку дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОФИЗИКИ И ПСИХОМЕТРИИ
Психофизика и ее основные задачи
Другим важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика. Г. Фехнер
(1801 – 1887) в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическими мирами, а также между душой и телом. Соответственно, он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим), внешнюю (ее задача – соотношение между физическим и психическим).
Сам Г. Фехнер разработал только внешнюю психофизику.
Г. Фехнер и его работа «Элементы психофизики»
Для исследований в области внешней психофизики Г. Фехнер создал экспериментальные методы, сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знаний – психофизику.
Целью Г. Фехнера было измерение ощущений. Он предположил, что измерить ощущения можно, измерив интенсивность физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог.
Г. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Г. Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретного математического вычисления привели
Г. Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.
Для проведения психофизических измерений Г. Фехнер разработал три метода: едва заметных различий; метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей (или метод истинных и ложных случаев).
Эти классические методы используется до настоящего времени. Г. Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику.
Область применения психометрии
Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторые запаздывания ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.
Разница в показаниях между отдельными наблюдениями была названа Бесселем «личным управлением». Началось измерение личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, влияющим на это время, является то, обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции – хроноскопа.
Развитие психометрии в работах Э. Дондерса, З. Экснера и Л. Ланге
Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского филолога Ф. Дондерса (1818 – 1889).
Он изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869).
Сначала измерялось время простой реакции, то есть время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.
Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время простых реакций, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.
Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог З. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакции и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки. Исследование количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии.
Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии. Ч. Дарвин и его работы
Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире – принцип развития. По мнению С.Л. Рубинштейна этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: философии Ф. Шеллинга и Г.Ф.В. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею развития; и эволюционного естествознания.
В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора». Установленный Ч. Дарвином факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции – естественный отбор в условиях борьбы за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности – дали материалистическое истолкование целесообразности – приспособленности организмов в природе.
Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития, в особенности по отношению к человеку. В трудах Ч. Дарвина эти вопросы были впервые поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и так называемых малокультурных народов.
В конце XIX в. исследования по психологии животных развернулись особенно широко в Америке. Собственно экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком. В книге «Ум животных» (1898) он доказывал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. Он ввел новую экспериментальную технику ‑ метод проблемного ящика и лабиринта. Им были сформулированы законы научения: закон эффекта (закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды); закон упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения); закон готовности (упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, повторению новых путей); закон сдвига.
Однако, общая механистическая установка Э. Торндайка и его выводы, согласно которым духовная жизнь сводилась к механическим ассоциациям, возбудила споры. Эти критические замечания нельзя было игнорировать. Крупные исследования в области зоопсихологии выполнили Р. Йеркс
(1900 г., метод множественного выбора), В. Келер (1916, инсайт).
Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. В 1876 г. И Тэн, известный французский философ, психолог, опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал первые речевые проявления у своей дочери.
1878 г. опубликована книга французского психолога и физиолога
В. Прейер «Первые три года ребенка» и ряд других его работ. Она была высоко оценена современниками, в том числе России.
Вслед за статьей Ч.Дарвина и книги В. Прейера стали появляться исследования в форме наблюдений над развитием ребенка: С. Холл,
В. Штерн (теория двойной детерминации (конвергенции)).
Развитие психологии в самостоятельную науку
Первая программа психологии как самостоятельной науки
В. Вундта
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832 – 1920).
Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862).
В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных», где наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования
В. Вундт называет анализ продуктов человеческого духа (впоследствии – психология народов).
Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» В. Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону, поэтому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования.
По методу физиологическому психология есть психология экспериментальная. Начиная с 1875 г. В. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года (1881) был создан Институт экспериментальной психологии, превратившийся впоследствии в международный центр подготовке психологов. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг,
К. Марбе, Т. Липпс (Германия), Э. Титченер (Англия), Ф. Энджелл, Ст. Холл (Америка), В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге (Россия).
Так сложилась школа В. Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки.
Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Исследование высших психических процессов требует других методов. В качестве таковых В. Вундт называл анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением В. Вундта двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.
Вторая программа психологии как самостоятельной науки
И.М. Сеченова
Одновременно с Вундтом в России с программой построения психологии выступил И.М. Сеченов (1829 – 1905).
И.М. Сеченов окончил Военное инженерное училище в Петербурге и медицинский факультет Московского университета. В обстановке острых дискуссий, развернувшихся в России по коренным мировоззренческим вопросам, касающимся природы человека, души, свободы воли, детерминации поведения, И.М. Сеченов осуществляет ряд работ, направленных на разрешение труднейших психологических проблем.
«Моя задача, – писал он, – заключается в следующем: объяснить деятельностью уже известной читателю анатомической схемы (имеется в виду простой рефлекс) внешнюю деятельность человека … с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге – одним словом, деятельность произвольности».
Результатом работ И.М. Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его по праву можно считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды: «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии, взгляды на предмет, методы и задачи психологии. В «Рефлексах головного мозга» И.М. Сеченов поставил задачу «доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. И.М. Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого круга мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе.
Программа И.М. Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией. В то же время ей свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого сознания, И.М. Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Тем не менее, его работы оказали огромное влияние на отечественную психологию. Его традиции продолжены в трудах Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева, в физиологии М.П. Павлова, А.А. Ухтомского.
Теоретическая борьба периода становления психологии как самостоятельной науки
С самого начала существования психологии как самостоятельной науки наметились различные подходы к пониманию ее предмета, задач и методов. Вундтовские традиции развивались Э. Титченером (1867 – 1927) и психологами, сгруппировавшимися вокруг него в Корнелльском университете в США. Э. Титченер в основном разделял понимание В. Вундта предмета психологии как науки о непосредственном опыте. Свою психологию он назвал структурной психологией. Согласно его точке зрения, психология должна изучать структуру – материю сознания как совокупность отдельных элементов, далее неподдающихся анализу, совершенно простых по своей природе.
Сознание образует особый внутренний мир. Проникнуть в него можно только с помощью метода аналитической интроспекции. Предполагалось, что данный метод дает материал о собственно психологических фактах, то есть изучается «чистое содержание сознания». Система Э. Титченера занимала особое место в американской психологии и, составила особую школу.
Ф. Брентано (1838 – 1971) выдвинул программу, которая противостояла как традиционной, так и новой психологии В. Вундта. Он выступает против психологии как науки о содержаниях сознания. Подлинной психологической реальностью являются не они, а акты нашего сознания.
На американском континенте идеи психологии акта превратились в большое самостоятельное направление – функционализм. У истоков его стоит психология У. Джемса (1842 – 1910).
Его главный труд «Основы психологии» (в 2х т., 1890).
Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания в терминах составляющих его элементов требовал рассмотрения сознания со стороны его функций в поведении. Предметом изучения объявляется функция, то есть операция.
Однако функциональная психология не выдержала проверки временем и распалась. Требование рассматривать психику с функциональной стороны не открывало нового понимания самой психики, а основное понятие «функция» страдало неопределенностью и многозначностью.
В русской психологии, составлявшей неотъемлимую часть мировой науки, в этой период также не установилось какого-то единого понимания ее предмета и основных проблем. Направления, сложившиеся в европейской и американской психологии к началу XX в. имели свои аналоги в русской науке. Преемственность русской психологической мысли с мировой наукой явилась отражением тесных связей русских ученых с зарубежными коллегами. Эти связи прокладывались по различным каналам: стажировки в зарубежных лабораториях, прежде всего у В. Вундта (И.М. Сеченов,
В.М. Бехтерев), переводы на русский язык трудов зарубежных авторов, участие в международных конгрессах и конференциях, личные контакты.
развитие экспериментальной психологии
Исследования Г. Эббингауза по проблемам памяти
Выделение психологии в самостоятельную науку сопровождалось интенсивным развитием экспериментальных исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его основоположник В. Вундт, уже в 80-ые г.г. происходит его распространение на исследование высших психических функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850 – 1909) своей работой о памяти (1885), к которой примыкают труды Г.Э. Мюллера
(1850 – 1934) и сотрудников (последний этап ассоцианизма).
Г. Эбингауз понимал память как механический процесс образования следов, и для ответа на вопрос о том, как образуются новые следы памяти, разработал свою оригинальную методику. В качестве материала он выбрал бессмысленные слоги и ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения.
Метод заучивания состоит в том, что испытуемому предъявляется ряд бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения. Показателем скорости заучивания, его качества было число повторений.
Метод сбережения отвечал на вопрос о том, правомерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании: после того, как наступало полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. Оказалось, что его заучивание дает некоторую экономию во времени. Полученные результаты свидетельствовали о том, что заученное оставляет следы в памяти, но доступ к ним теряется.
Г. Эббингаузом был также установлен объем памяти равный 6 – 8 бессмысленным слогам. Показано, что забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание и происходит следующим образом: сразу после запоминания забывание идет быстро, затем процесс замедляется и через некоторое время останавливается. Этот факт получил графическое изображение в виде «кривой забывания»
Крупным исследователем памяти был также Г.Э. Мюллер, который сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание. Способы заучивания осмысленного текста отличаются от простого повторения в случае бессмысленного материала. Смысловая работа над текстом обеспечивает его запоминание. В лаборатории Г.Э. Мюллера были созданы новые методы исследования памяти: метод парных ассоциаций
(М. Калкина).