Основные этапы развития психологии: Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время

Курсовая работа

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно – научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно – научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат – наука психология.

В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.

6 стр., 2946 слов

Психологические знания и их типы

... психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека. Так что же такое знание вообще и в чем специфика психологического знания? Знание ... себя, человек будет себя изменять. Целью моего реферата является рассмотрение многообразия типов психологических знаний. 1. Психологическое знание Психология ... природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи ...

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении (20 век).

Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

1. Античная психология

1.1. Начало развития психологии

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

Исходным принципом толкования психологических проблем явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов, отраженных на античном уровне. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего предмета.

Все это дает основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.

12 стр., 5533 слов

Развитие личности в деятельности

... деятельностного подхода в психологии и развития личности в деятельности; 2) Охарактеризовать категорию деятельности как научно-психологическое понятие; 3) Соотнести психологические понятия «деятельность» и «личность»; 4) Обобщить пути развития личности в деятельности. Методологическими основаниями Структура реферата представлена введением, содержательной ...

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

1.2. Сократ и Сократические школы

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души.

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность.

Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.

Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу.

В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.

С именем Сократа связывают так называемые сократические школы, основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Название это условно, а для некоторых школ, более того, – спорно. И тем не менее каждая из них, по-разному решая принципиальные вопросы античной науки, внесла свой, пусть и неравнозначный, вклад в развитие психологического знания.

1.3. Учение Платона о душе

Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию.

4 стр., 1714 слов

Научно-исследовательская работа «Развитие способностей у детей»

... – важная стратегическая задача каждого учителя посредством своего предмета. Глава 1. Развитие способностей у школьников: написание итогового сочинения в 11 классе Известно, что с 2014/2015 учебного ... широком смысле этого понятия. Априори известно, что в обществе своих сверстников любой ребенок всесторонне развивается, пусть не всегда в положительную сторону, но это лишь при ...

Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот.

Всякий человек, полагал Платон, стремится к счастью. Но, стремясь к счастью, человек должен вначале получить знание о нем. Сама по себе душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. При этой деятельности бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания.

У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями – низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело действует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени.

На основе деления души на три части, Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души.

1.4. Учение Аристотеля о душе

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана с его общефилософским учением о материи и форме.

Формой живой материи является душа. Душа как форма есть сущность всего живого, будут ли им растения, животные или человек. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форма, но не само вещество или тело. Выполняя организующую, деятельную и управляющую функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души. Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.

8 стр., 3747 слов

Проблема человека в Античной философии

... душу формой. Цель данной работы – рассмотреть проблему человека в античной философии. Задачи – рассмотреть человека как микрокосмос нравственный кодекс античного мира судьба как проблема античного мировоззрения Человек как микрокосмос в античной философии Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии ...

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Аристотель считает, что душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях, к которым он относил растительную, чувствующую и разумную.

Растительные способности обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Телесное развитие происходит через постоянное самообновление организма путем переработки и уподобления пищевых веществ сообразно своему составу. Растительные функции являются основой, на которой возникают и развиваются чувствующие способности души. Первичной ощущающей способностью выступает осязание, к которому впоследствии присоединяются остальные виды чувствительности. Все виды ощущений, вступая во взаимодействие, образуют сенсорные синтезы, с которыми органически связываются аффективные переживания и стремления. Итак, в сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы. Из них вырастают разумные способности, служащие основой формирования понятий и ума.

Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье. Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т.д. Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

Ведущее место в структуре способностей души человека отводилось Аристотелем разуму и интеллекту. Однако только ум, интеллект и знания, полученные с их помощью, прямо не предопределяют реального поведения человека.

1.5. Психология после Аристотеля

Центральным звеном научного мировоззрения Эпикура является естествознание. В психологических воззрениях мыслитель продолжает античные материалистические традиции. Отвергая существование нематериальной субстанции, мыслитель считает, что “душа есть тончайшее тело, рассеянное по всему организму. Наиболее оно уподобляется дуновенью, имеющему примесь тепла, и отчасти подобно первому, отчасти – второму”. Отрицание духовной субстанции приводит Эпикура к мысли о невозможности бессмертия души.

В теории познания основное место уделяется выяснению вопроса об истине и ее критериях. С позиции материалистического сенсуализма трактуются ощущения и восприятия истины, составляющие основу познания. Достаточно обоснованным является вывод о том, что истина есть совпадение мысли с реальностью, данной через органы чувств.

В целом Эпикуром были развиты атомистические традиции античной психологии. Но его учение направлено уже на освобождение людей от страха перед смертью и явлениями природы. Идея относительности мысли человека оказала влияние на формирование психологических взглядов многих его последователей вплоть до представителей новоевропейской науки.

История стоицизма как научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это дает основания говорить о стоицизме как стержневом направлении античной мысли,”перекрывающем” по хронологическим рамкам все известные научные системы Древней Греции и Древнего Рима.

2 стр., 652 слов

Эрих Фромм «Душа человека»

... Мнение о том, что войны являются результатом действия психологических сил, ошибочно. Но не стоит недооценивать деструктивные силы человека. Фромм прекрасно это наблюдал при общении с тяжелобольными ... характеры исходят из психических потребностей человека, отсюда и сложные социальные явления. Фромм писал, что есть определенная категория людей, которые считают, что люди – это овцы, а другие ...

Основателем школы явился Зенон-стоик (ок.336-264 до н.э.).

Ее виднейшими представителями были Клеанф, Аристон, Герил, Персей, Хризипп, Диоген, Антипатр. Вместе с этическими и естественно-научными вопросами ни одно из поколений стоиков не обошло вниманием психологические проблемы.

В учении о стадиях эволюции мира они продолжили традиции античного атомизма. Жизнь, согласно их воззрениям, состоит из бесконечно повторяющихся циклов, над которыми властвуют два начала: закономерность, которой подчиняется возникновение и уничтожение мира, и рок (судьба) как их проявление в человеческой жизни.

Душа человека как часть мировой разумой души, в соответствии со взглядами стоиков, телесна и пронизывает все тело, а со смертью отделяется от него, переставая быть носителем личностных свойств. Концентрация душевной деятельности, по их мнению, осуществляется в “главенствующей” части. Представители стоицизма развили античные представления о поведении человека (его структуре и детерминантах), о видах мышления и его тесной связи с речью, о содержании мыслительных операций людей, их потребностях как естественных побуждениях – стремлении к самосохранению.

2. Психология в периоды Средневековья и Возрождения

2.1. Психологические учения Древнего Рима

По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима.

Развитое первыми последователями Платона учение стало мировоззренческой и теоретической основой психологических концепций целого ряда последующих философских школ и направлений.

Одной из важнейших задач перипатетиков являлось комментирование произведений основателя школы – Аристотеля. Но помимо выполнения этой миссии ученые внесли существенный вклад в развитие античной науки. Вопреки учителю перипатетики признавали душу, имеющую собственного, отличного от других элементов материального носителя, способного к движению во внутрителесном пространстве. Этим объединяющим началом явлений считалась пневма или эфир -”пятая субстанция”.

История стоицизма как научной традиции начинается с IV в. до н.э. и продолжается тысячелетие, до закрытия всех философских школ императором Юстинианом в 529 г. Это дает основания говорить о стоицизме как стержневом направлении античной мысли ”перекрывающем” по хронологическим рамкам все известные научные системы Древней Греции и Древнего Рима.

Скептицизм. Название данного направления античной мысли произошло от греческого глагола “озираться”, «осматриваться». Но для античного скептицизма характерно не прямое отрицание возможности познания, а лишь воздержание от окончательных суждений. Объявив видимость единственным критерием истины, древние скептики выступили против догматизма существующих в античности концепций души, что, в свою очередь, стимулировало дальнейшее углубление и развитие психологических представлений античности.

Эпикуризм Древнего Рима имел ярко выраженную материалистическую направленность. Его школы функционировали в Неаполе, Афинах, Риме. Учение эпикурейцев являлось предметом научных споров многих последующих поколений мыслителей, а их атеистическая направленность становилась причиной угрозы существования их трудов. Римский эпикуризм как направление античной мысли имел не только глубокие исторические корни, но и богатое научное продолжение. Его традиции в области психологических знаний были возрождены в творчестве ученых – эмпириков Нового времени.

8 стр., 3530 слов

История этнической психологии

... Вундта, обусловливаются активностью души, что он называет апперцепцией или коллективной творческой деятельностью. В целом В. Вундт внес существенный вклад в становление этнопсихологии, более конкретно определил предмет этой науки, провел разграничение между психологией ... его социально-политических отношений. «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, законы, принципы, правления, примеры ...

Римский стоицизм просуществовал в Риме с 155 г. до н.э. до 529 г. В центре его внимания – проблемы нравственности, независимости от материальных благ, совпадения счастья и добродетели. В римском стоицизме происходит ослабление внимания к изучению природы и теории познания. Римские стоики решительно и твердо отстаивали права и силу человеческого разума, его подчиненность единым законам, которые могут быть познаны. Такой подход к душевным явлениям оказал значительное влияние на формирование ранней христианской и средневековой европейской психологии.

Римский скептицизм, стремясь доказать недостоверность всех известных наук,тем не менее сохранял тесную связь с естествознанием и медициной. После эллинизма он возобновляется в Александрии Сарпедоном и Гераклидом (учеником Птоломея), Энесидемом (I в. до н.э.).

Римский эклектизм. Название данного направления развития античной мысли, как и многих древних школ, носит условный характер, ибо в большинстве случаев мыслители все же ориентировались на определенные мировоззренческие традиции. Среди выдающихся представителей римского эклектизма выделялись Марк Теренций Варрон, Корнелий Цельс, ученики школы Секстиев.

Подводя итоги изложенному, отметим, что каждому историческому периоду развития психологии свойственны свои специфические идеалы научного знания и методологические подходы к осмыслению психической реальности. В античной психологии таким идеалом впервые стал сам “человек как мера всех вещей”, а основными методологическими линиями отражения его психических процессов явились соответствующие времени рационализированная и систематизированная формы его мировоззрения.

Именно на этой теоретической основе античная наука первой выдвинула идею о бесконечности и неисчерпаемости процесса познания душевных явлений, ибо нет такого конкретно-научного понятия, которое имело бы неограниченную применимость в описании природы (или могло бы быть основой ее описания хотя бы в принципе).

Это справедливо и в отношении понятийно-категориального аппарата современной психологии.

Выделяя главное в психологических взглядах этой тысячелетней эпохи, отметим первые рациональные попытки найти ответы на вопросы о сущности души, ее функциях и соотношении с телом. Тем самым сформировался исторически первый взгляд на предмет психологии – душу как признак, разделяющий живое и неживое, как потенцию движения, ощущения, чувств, мышления, проявления нравственных качеств. “… Психология как наука должна была начаться с идеи души”, – писал Л.С.Выготский. Эта идея явилась “первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки”.

8 стр., 3684 слов

Психология человека

... психология, или, может быть, знаний и опыта, накопленных в житейской психологии, достаточно для того, чтобы помочь человеку преодолеть жизненные трудности, понять других людей ... Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Само слово "психология" впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (знание, ...

Важным для развития психологических взглядов явилось определение души по принципу осознаваемости субъектом ее явлений методом “наблюдения за собой”. Хотя такой подход и наталкивался на неразрешимые для того времени трудности в объяснении динамики душевных процессов, тем не менее он начинал утверждаться и впоследствии был развит наукой Нового времени.

2.2. Психологические учения 17 века

Крупнейшим английским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический метод Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и придавшим материалистическому направлению механистическую форму был Т.Гоббс (1588 – 1679).

Будучи противником теории двойственной истины, Т.Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, та, которая достигается и приобретается на основе чувственного опыта и разума. Познание должно начинаться с чувственного опыта, от которого, путем индукции восходит к пониманию причин явлений и событий, и затем, обратным путем, при помощи дедукции обеспечивает знание новых явлений и действий.

В своей философской системе Гоббс пытается раскрыть природу психического. По его мнению, в основе всего лежит материя, различная по форме, структуре, величине, движению и изменению. Психическое, сознание, мышление есть телесное свойство. Поскольку материя подчиняется механическим законам, они в равной мере распространяются и на психику животных и человека. Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодвижения. Все психические явления от ощущений до мысли есть не что иное, как внутреннее противодвижение.

Важную роль в познавательном процессе играет речь. Гоббс выделял две ее функции: операциональную (как орудие мысли) и коммуникативную (как средство общения).

Взятая по отношению к говорящему, речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве метки какой-нибудь вещи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта. Без речи познание невозможно. Речь, обращенная к другому человеку, есть не только метка для себя, но и знак для другого.

Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии. В нем был осуществлен синтез идей английского эмпиризма и ассоцианизма и немецкого идеалистического понимания души. Лейбниц постулировал существование эволюции или развития монад. В исторической перспективе есть несколько стадий развития монад. Первая стадия характеризуется наличием активности, но отсутствием каких-либо представлений. Эта стадия соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. Следующий уровень представляют монады-души, которым присущи активность и смутные представления. Эта стадия соответствует уровню растений и животных. Монады-духи свойственны человеку. Они активны и обладают отчетливыми представлениями. Завершают иерархию монад монады ангелов и бога, лишенные материальной оболочки и обладающие предельной полнотой знания и абсолютным самосознанием.

Подобная стадиальность имеет место и онтогенезе человека. Монада человека в своем развитии проходит три стадии. На первой стадии монада не различает представлений, не отличает себя от своих представлений. Вторая стадия развития человеческой монады – это стадия смутных перцепций (ощущений), находясь на которой душа может различать представления, но еще не выделяет себя из представлений. На высшей стадии душа свободно отличает различные представления и противопоставляет себя им. Эта стадия может обозначаться как уровень сознания и самосознания. Таким образом, развитие души, согласно Г. Лейбницу, представляет собой непрерывное движение в направлении от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым – апперцепциям.

12 стр., 5642 слов

Место социальной психологии в системе научного знания

... понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета. В 20-е гг., т.е. в первые годы Советской власти, дискуссия о предмете социальной психологии ... иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые ...

Душа человека не детерминирована телесно и не зависит от внешнего окружения. Мир лишь запускает механизм саморазвертывания заложенных в душе потенций. Содержание души, ее стремления и представления врожденные. Их актуализация осуществляется посредством деятельности монады, выражающейся в процессах внимания, воспоминания и осознания.

Эмпирическая традиция получает свое продолжение в творчестве английского мыслителя Джона Локка (1632 – 1704).

Исходным пунктом философско-психологической концепции Дж. Локка явилась критика теории врожденных идей. Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии философ показывает, что у людей нет данных им от рождения знаний.

Знания человека зависят от полученного им опыта. Содержание опыта складывается из идей – ощущений, образов восприятия и памяти, аффективно-волевых состояний. Локк выделяет два вида опыта – внешний, дающий душе знания об отдельных вещах, и внутренний, посредством которого душа постигает собственные состояния. Рефлексия и внешний опыт связаны между собой, поскольку рефлексия возникает на основе внешнего опыта.

Теорию познавательной деятельности завершает у Локка учение об уровнях познания. Их три – интуитивный, демонстративный и чувственный. Низшим и наименее надежным является, согласно Локку, чувственное познание, при котором вещи познаются через образы восприятия. Вторая ступень познания – демонстративное познание, при котором вещи познаются посредством ряда промежуточных умозаключений. Наивысшее и самое достоверное познание -–интуитивное, которое основано на внутренней убежденности.

3. Психология в период Нового времени

3.1. Учения Нового времени

Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650).

Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие сомнения есть признак ложного знания.

Исходным тезисом Декарта в объяснении жизнедеятельности живых организмов явилось положение о машинообразном характере их поведения. Декарт переносит физико-механические принципы действия механизмов на жизненные функции животного организма. Более того, Декарт распространяет эти принципы и на функции человеческого тела.

В целом, в поведении и деятельности человека Декарт выделяет три уровня: безусловные рефлекторные акты, страсти души и чистые мышление и воля. Из этих уровней деятельности человека особое внимание Декарта было уделено страстям души.

Опровержение картезианского дуализма продолжается в трудах видного голландского философа Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632 – 1677).

Спиноза выдвигает учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Первопричиной всего существующего и самой себя является субстанция, которая существует объективно, независимо от какого либо внешнего побудителя или творца. Она несотворима и неуничтожима, бесконечна во времени и пространстве, а также едина.

Сущность единой субстанции выражается и раскрывается в ее коренных свойствах, называемых атрибутами. Человеку доступны всего два атрибута – мышления и протяженности.

Человек является особо сложным единством атрибутов мышления и протяжения. Он выступает одновременно как модус тела и модус мышления. Душевная жизнь индивидуума определяется единством души и тела. Различные движения и действия, производимые человеком при взаимодействии с различными материальными телами, приводят к внутренним изменениям телесных структур. Эти изменения фиксируются в определенных душевных состояниях.

Первоначальными формами душевных состояний являются ощущения и восприятия, представляющие собой осознание внешних воздействий и состояний тела. Но человеческая душа воспринимает не только вещи и состояния тела, но также и образы или идеи этих состояний. Самосознание основывается на основе восприятий собственного тела, а поскольку последние определяются внешними воздействиями, то и самосознание имеет природную детерминацию. Врожденных идей не существует.

Мировоззрение и учение Б.Спинозы о психической деятельности оказало значительное влияние на развитие психологических идей, изменив понимание объекта и метода психологических исследований.

3.2. Ассоциативная психология Англии

Д.Гартли (1705 – 1757) является основателем ассоциативной психологии. В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона.

Гартли выделяет в структуре психики две подструктуры, – два круга, – большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, является, фактически, рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Внешние воздействия, согласно Гартли, вызывают вибрацию органов чувств, что вызывает в свою очередь вибрацию соответствующих частей головного мозга, которые стимулируют работу определенных мышц, вызывая их движение.

Гартли полагал, что в основе психических процессов лежат ассоциации. При этом ассоциации являются вторичными, отражая реальную связь между двумя очагами вибраций в малом круге. Таким образом, Гартли объяснял самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю. Он считал, что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словами, а в основе воли – ассоциация слова и движения.

Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии. Отметим, что ассоцианизм просуществует почти два столетия и послужит дальнейшему развитию психологии. Большое значение будут иметь и догадки Гартли о рефлекторной природе поведения, а его взгляды на возможности воспитания и управление этим процессом окажутся сходными с подходами рефлексологов и бихевиористов, разработанным в XX в.

По-иному истолковали принцип ассоциации два других английских мыслителя – Джордж Беркли и Дэвид Юм. В качестве первичного они рассматривали не физическую реальность или жизнедеятельность организма, а феномены сознания. Согласно Беркли, опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения. Физика предполагает, что пространство дано объективно, но для человека оно – продукт взаимодействия ощущений. Этот комплекс ощущений принято считать существующим независимо от сознания, но, считает Беркли, доказать это невозможно.

Это положение приводит мыслителя на позицию солипсизма – отрицания любого бытия, кроме собственного сознания.

Учение о причинности, по мнению Юма, – не более чем продукт веры в неизбежность определенной последовательности событий. На самом деле это ассоциация представлений, возникшая в опыте субъекта. Да и сам субъект – всего лишь сменяющие друг друга связки или пучки впечатлений.

Английский историк и экономист Джеймс Милль (1773-1836) вернулся к представлению о том, что со знание – это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциации. Всякий опыт состоит в конечном счете из простейших элементов (ощущений), образующих идеи (сперва простые, затем все более сложные).

Никаких врожденных идей не существует.

3.3. Психология Франции (18 век)

Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780).

Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности.

Предположим, говорил Кондильяк, что существует человек, который поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать (“статуя”).

Стоит ему получить извне первое ощущение, как это дает толчок разнообразным психическим процессам. Смена ощущений дает то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание, сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу и т.д.

Врач Жюльен Ламетри (1709 – 1751) предложил модель “человека – машины”. Согласно этой модели, психические способности человеческого организма являются продуктом его машиноподобных действий. Поэтому наделять организм человека душой так же бессмысленно, как искать ее в действиях машины.

В человек французские мыслители видели венец природы; в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его природную сущность, а на противоестественные внешние обстоятельства. Существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа.

В теориях французских энциклопедистов разрабатывалась проблема соотношения в человеческой природе биологического и социального. Влияние среды и наследственности на развитие ребенка впервые было рассмотрено в трудах Клода Адриана Гельвеция (1715 – 1771) и Дени Дидро (1713 – 1784).

Гельвеций пришел к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Это положение было связано с его концепцией всеобщего равенства людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Этот подход приводит к абсолютизации воспитания, когда человек рассматривается исключительно как продукт воздействия среды.

3.4. Экспериментальная психология (19 век)

Основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт. Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания.

Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.

Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.

Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции.

В процессе многочисленных экспериментов В. Вундт обнаружил, что люди воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом по сравнению с идеями английских ассоцианистов.

Для объяснения сложной психической жизни Вундт стремился вывести психические законы. Материальное движение, говорил он, может быть причиной только материальных явлений. Для психических явлений существует другой источник и они, соответственно, требуют других законов. К таким законам Вундт относил: принцип творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и т.д.

В 1875 г. Вундт становится профессором Лейпцигского университета и в первые годы создает здесь психологическую лабораторию. В первые двадцать лет существования этой лаборатории в ней было выполнено более ста научных работ. В частности, в вундтовской лаборатории проводились эксперименты по изучению психологических и физиологических аспектов зрения, слуха и других органов чувств. Особое внимание уделялось экспериментам по изучению времени реакции. Таким образом, В. Вундт может по праву считаться “отцом” современной психологии как самостоятельной науки. Он создал первую в истории психологическую научную школу. Вундт сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей психологических проблем.

С древнейших времен социальная практика заставляла человека выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличают одного индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого вопроса к его разработке при помощи экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной области психологического знания – дифференциальной психологии. Ее предмет – индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку.

Дифференциальное изучение людей не было простым развитием экспериментальной психологии. Оно складывалось под влиянием запросов практики, сначала медицинской и педагогической, потом – индустриальной. В системе В.Вундта учение об индивидуальной психике отсутствовало, т.к. экспериментальная психология и есть индивидуальная психология. Но уже у первых учеников Вундта – Э.Крепелина, Д.М.Кеттелла и др. – зарождается установка на переориентацию эксперимента и приложение его к индивидуальным различиям людей.

Несомненно, “краеугольный камень” дифференциальной психологии был заложен работами Френсиса Гальтона. В своей книге “Наследственный гений” Гальтон выдвигает положение о том, что индивидуальные различия психического порядка подобно телесным различиям, могут быть объяснены только учением о наследственности. Для изучения вопроса о происхождении умственных качеств Гальтон использовал биографический метод, а также анкетирование. Он разослал анкеты видным ученым Англии, в которых содержались вопросы, касающиеся особенностей воспитания, семейных обычаев и традиций в родительских семьях респондентов. По материалам этого анкетного опроса Гальтон написал книгу “Английские люди науки: их природа и воспитание”. Помимо этого, для изучения наследственности Гальтон провел широкомасштабное исследование, изучив биографии более чем 4000 представителей различных одаренных родов. Основываясь на результатах этого исследования, Гальтон сделал вывод о наследственном характере способностей.

Приемы вариационной статистики, разработанные Гальтоном для анализа данных, полученных в своих исследованиях, вооружали психологию важным методическим средством. Среди этих приемов наиболее значительным оказался метод исчисления коэффициента корреляции между переменными. Этот метод, усовершенствованный учеником Гальтона Пирсоном, послужил основой, на которой впоследствии возник факторный анализ.

Придя к выводу о наследственном характере способностей, Гальтон предложил путь улучшения человеческого рода. Он утверждал необходимость направленных браков наиболее способных партнеров. Эти идеи получили название “евгеника”.

Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа исследователей организовала Берлинское физическое общество. Этих молодых людей (всем – до 30 лет) объединяло убеждение, что любое явление можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой и развивать физиологию в рамках механистических представлений о природе психического. Согласно легенде, молодые ученые приняли торжественную клятву, в которой говорилось: жизнь есть результат физико-химических реакций, и только. Такова была научная атмосфера, вдохновлявшая немецких физиологов в их исследованиях.

Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и измерительный методы. Это дало мощный толчок развитию экспериментальной психологии.

Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в раз витии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом – интроспекция, контролируемая с помощью приборов. Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что экспериментально можно изучать лишь деятельность органов чувств ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов – таких как память и мышление, то их изучение опытными, лабораторными методами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

Эббингауз тоже руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспо минают факты, между которыми сложились ассо циации. Но обычно эти факты человек осмыслива ет, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вме шался ум. Эббингауз задался целью установить за коны памяти «в чистом виде» и для этого изобрел особый материал.

Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом «кривая забывания». Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается впервые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие минуты и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. Что же касается «кривой забывания», то она в обоих случаях имела общую форму, хотя при осмысленном материале падение кривой шло медленнее.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/osnovnyie-etapyi-razvitiya-vzglyadov-na-predmet-psihologii/

1. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996.

2. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998.

3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов псих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России 1999. – 512с.

4. Марцинковская Т .Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Питер 2002. – 720с.

6. История психологии ХХ век. /Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002. – 832с.