Высоко ответственный и интеллектуально сложный труд работников юридической отрасли, предъявляет к «специалистам» высокие требования. Большое количество студентов желающих обучаться на «юридическом» факультете говорит об актуальности данной профессии и ее значимости для всего общества. Построение гражданского общества, к которому мы так стремимся в России, будет осуществляться с опорой на юристов и правоведов. Большинство юридических профессий считаются престижными, не смотря на то, что уровень заработной платы молодых специалистов достаточно «низкий», а уровень притязаний работодателей в отрасли высокий. Как правило, на одно вакантное место претендуют много молодых специалистов, таким образом, создается жесткая конкуренция в отрасли с самого начала профессиональной карьеры. Высокая отраслевая конкуренция создает потребность для молодых специалистов в постоянном самосовершенствование во всех смежных с юриспруденцией отраслях, лингвистика, психология, этика и.т.д. Для успешной профессиональной карьеры и для реальной помощи своим клиентам, специалист должен обладать высококвалифицированными знаниями в отрасли права и в отрасли психологии.
В целом юридическая профессия требуют от специалистов таких профессиональных и деловых качеств как: терпение, ответственность, нравственность, соблюдение законов, соблюдение этических и эстетических норм, соблюдение норм морали, психическая уравновешенность.
Психологический анализ трудовой деятельности юристов позволяет нам выделить ряд важных этапов, через которые происходило движение к цели правовой помощи подопечному. Можно отметить следующие существенные элементы профессиональной деятельности юриста: коммуникативный элемент, познавательный элемент, организационный элемент, воспитательный элемент.
Актуальность выбранной темы исследования подтверждается тем, что юрист (как достойный представитель гражданского общества), в своей повседневной трудовой деятельности должен учитывать психологические факторы влияющие, как на него самого, так и на его «подопечного». Современный юрист должен постоянно находиться в психологической готовности действовать, грамотно, интеллигентно, профессионально в рамках действующего законодательства и этических норм. Незнание психологических законов, методов и методик работы с подопечными, способов восстановления от тяжелой (морально тяжелой) работы — может отрицательно отразиться, как на самой личности «юриста», так и на качестве оказываемых им услуг.
Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях ...
... здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности. Объект – психологическое здоровье специалистов. Предмет – направления профилактики психологического здоровья сотрудников на рабочем месте. Задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие психологического здоровья личности; 2. Проанализировать особенности профилактики психологического здоровья в профессиональной деятельности; ...
Цель работы — изучить психологические особенности и характеристики профессии юриста.
Для достижения цели необходимо разрешит следующие задачи:
рассмотреть психологические характеристики профессиональной деятельности
рассмотреть профессиограмму юридических должностей;
- раскрыть профессиональные качества юристов: желаемые и действительные;
- Охарактеризовать психологические барьеры в общении и методы и разрешения;
- Рассмотреть психологические барьеры в юридической практике;
- Дать характеристику психологическая культура юриста.
Структура работы строилась в соответствии с поставленной целью и состоит из введения, двух глав, пяти рассматриваемых вопросов, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой написания работы послужили учебные пособия по юридической психологии, а так же материалы лекций.
Методологическая основа. Для решения поставленных задач в работе применялся метод системного анализа.
Глава 1. Социально-психологическая основа деятельности юриста
1.1 Психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста
Юридический деятельность весьма специфична и несет в себе ряд интересных характеристик, которые существенно отличают ее от ряда профессиональный трудовых областей. Правоохранительная деятельность юридических профессий, проходит в тесной связи с общественными отношениями и отличается уникальным набором разнообразных задач, которые следуют решить «специалисту». Каждый новый «объект» в поле деятельности юриста, будь он, судьей, следователем, прокурором, адвокатом представляет собой серьезную, связанную с судьбой человека задачу и чем более профессионально, непредвзято вышеуказанные лица выполнять свой профессиональный долг, тем более вероятен шанс справедливого рассмотрения «спорного вопроса» или дела по существу.
Необходимо отметить, что правовое регулирование профессиональной деятельности юриста, отличает юридическую профессиональную сферу от других профессий и существенным образом отражается на личность каждого юриста (вне зависимости от сферы деятельности).
Трудовая деятельность прокурора, следователя, адвоката, судьи, нотариуса, юриста при всей уникальности и сложности всегда протекает в рамках правового. При планировании текущей деятельности каждый «специалист» за ранее производит сопоставление своих действий с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Для трудовой деятельности юриста характерна высокая, эмоциональная напряженность и большое количество стрессовых ситуаций. Как правило, деятельность «специалиста» сопровождается негативными эмоциями, которые подавляются человеком, а эмоциональная разрядка не происходит продолжительный период времени, что вызывает формирование психологических отклонений и установок в деятельности каждого юриста.
Юридическая деятельность, достаточно связана с осуществление служебного долга, долга перед обществом и государством. Государство ставит перед юристами правоохранителями ряд важнейших задач, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, на пресечение преступной деятельности, на восстановление «справедливости» и поддержания общественного порядка. Государство формирует и определяет систему подготовки квалифицированных правоохранительных и судебных органов. Несмотря на значительное число, преступлений и правонарушений, которые происходят с участием «правоохранительных» органов и государственных юристов в целом, хочется верить что уровень «правосознания» у данного слоя нашего общества уверенно растет. Требования, предъявляемые к специалистам правоохранительных и судебных органов по мере роста правовой культуры нашего общества растут.
Профессия юрист: основные квалификационные, профессиональные ...
... рамках отдельной профессии, например, следователя, содержание деятельности существенно отличается. Разные профессиональные знания, умения, качества требуются от следователя прокуратуры и следователя ФСБ, дознавателя, следователя милиции» Квалификационные требования к представителям юридических профессий В связи ...
Важнейшая задача психологии юридической деятельности, состоит в том чтобы выявить рациональные соотношений между требованиями, предъявляемые к профессии и процессом подготовки психически «здоровых» специалистов отрасли. Юридическая психология — исследуя трудовую деятельность специалистов, опирается на: экспериментальные данные: дифференциальной и общей психологии, юридической социологии, психологии труда, психолингвистики, лингвистики, этики, эстетики и других научных сфер.
Сложный и ответственный и труд юристов, предъявляет к ним повышенные уровень требований. Большинство юридических профессий в настоящее время ассоциируются с некоторым условным престижем «юриста» в обществе, хотя многие студенты поступая на юридический факультет, не имеют четкого представления о всей сложности и неоднозначности данной профессиональной сферы, будущие специалисты не представляют, какие требования будут предъявляться к ним в недалеком будущем при устройстве на работе по профилю.
Юридическая деятельность — непосредственно связанная с правозащитной деятельность в том или ином формате (со стороны государства, полиция, прокуратура, следственный комитет, со стороны общества, адвокаты, юристы, нотариусы).
В связи с указанным выше можно сделать вывод, что юридическая деятельность, требует от человека терпения, большого напряжения, большого объема знаний, ответственности, соблюдение закона, высоких морально нравственных качеств, волевых усилий.
Как правило, трудовая деятельность юриста характеризуется следующими умениями и навыками: 1) организация личной трудовой деятельности в течение дня, недели, месяца — с учетом жесткого ограничения срока выполнения той или иной задачи процессуальные сроки); 2) организация трудовой деятельности с коллегами, правоохранительными органами и подопечными гражданами.
Особенным звеном в трудовой деятельности юриста, следуют отметить уголовное судопроизводство и поиск справедливости — процесс очень сложный, поэтому прокурору, следователю, судье и защитнику необходима необычайная чуткость, высочайший профессионализм, острая логика мышления, человечность, умение анализировать и сопоставлять факты т.д.
Исследование профессиональной деятельности юриста позволяет выделить ряд этапов, посредствам которых достигается цель по установлению формальной правовой справедливости .
В профессиональной деятельности юриста, как правило, выделяют следующие элементы: коммуникативный, познавательный элемент, организационный элемент, воспитательный элемент.
При всестороннем изучение видов трудовой деятельности юриста необходимо выделить две группы: основные и вспомогательные. Основные виды трудовой деятельности юриста непосредственно направлены на достижение главной цели специалиста (органов правосудия, следователя, адвоката).
Методическая деятельность в профессиональной школе
... группа умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она включает: 1. Умение проводить анализ учебно-программной документации по обучению специалиста. 2. Умение подбирать учебную литературу для ...
К ним можно отнести следующие: конструктивная, познавательная, воспитательная. К вспомогательным видам деятельности можно отнести: организаторскую деятельность, удостоверительную деятельность и коммуникативную, они призваны обеспечивать достижение основных целей.
Для всех видом юридической трудовой деятельности: судебной, юрисконсультской, следственной, адвокатской, основные структурные элементы неизменны.
Можно выделить следующие подструктурные элементы профессиональной деятельности в юридической отрасли:
Организационно-управленческая функция.
Позновательно-прогностическая функция.
Коммуникативная функция.
В познавательную деятельность юриста, как правило, входит выявление причин и следствий совершенных правонарушений и преступлений, разрешение судебных споров и.т.д. В процессе своей трудовой деятельности специалисту нужно постоянно совершенствовать умственную работу: рассматривать, анализировать и прогнозировать те или иные действий по делу, предполагать исход дела, искать оптимальные варианты защиты подопечного, отслеживать свои и чужие ошибки, и быстро и квалифицированно устранять их. Юрист постоянно должен стремиться к восстановлению правовой справедливости, (и это главным мотив его познавательной деятельности).
Познавательная деятельность специалиста правозащитника, взаимосвязана с удостоверительной функцией. Эта функция включает в себя составление процессуальных документов, которые отражают всю стратегию, тактику и результаты восстановления справедливости по делу. Удостоверительная трудовая деятельности специалиста, говорит нам о том, что юрист должен обладать способностью к быстрому, анализу и синтезу информации, развитой письменной речью, способность дать лаконичное посменное описание событий.
Главную роль здесь играет эмоционально-волевой спектр деятельности, сопутствующий процессу познания, непосредственное воздействие стресс факторов, часто вызывающих «не здоровую» эмоционально-психическую напряжённость.
Важно отметить, что в процессе познания необходимы личные качества специалиста, которые позволяют осуществлять трудовую деятельность на высоком практическом уровне. К таким факторам, можно отнести следующие: творческое мышление, развитый интеллект, профессиональные компетенции и знания, аналитический склад ума, профессиональные навыки общения и умение выделять «существенное и главное», активное восприятие окружающей обстановки, хорошая память, концентрация внимание, интуиция, развитое воображение.
Организационно-управленческая элемент в трудовой деятельность юриста занимает важное место, так как во многом от этого зависит вся эффективность его трудовой деятельности. Особенно сильно данный фактор проявляется, когда специалист занимает руководящую должность. Специалисту помимо налаживания межличностных контактов с другими организациями, необходимо эффективно наладить работу и взаимодействие с подчинёнными и осуществлять текущую координацию и контроль. Очень сохранять в коллективе спокойную и дружественную психологическую атмосферу, предотвращать возникновение конфликтных ситуаций. профессиональному юристу, в любой конфликтной ситуации, необходимо уметь сохранять самообладание, принимать правильные и рациональные решения и предвидеть их последствия в будущем.
Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе
... профессиональной деятельности. 4. Изучить различия ценностных предпочтений, гендерных особенностей мужчин и женщин, работающих в социальной сфере. Объект : деятельность специалиста по социальной работе. Предмет: гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе. Гипотеза: Проблемы заключаются в следующем, почему мужчины в социальную ...
Юристам управленческого спектра деятельности, необходимо иметь и развивать в себе организаторские способности, такие как: инициативность, находчивость, активность, брать ответственность на себя, умение выделять главное.
Особую роль в профессиональной деятельности юриста играют и другие качества: психическая устойчивость, правильная самооценка (не занижена и не завышена), высокая мотивация совершенствования, достижения успеха.
К качествам, значительно снижающим организаторские качества юриста, можно отнести: психопатические черты и негативные свойства характера, эмоциональная неуравновешенность, повышенная агрессивность, пассивность, избыточная мнительность, безответственность, тревожность.
Воспитательный элемент в профессиональной деятельности специалиста. В контексте данного элемента, работа юриста заключается в объяснений целей и задач правоохранительной деятельности, деятельность по отправлению суда, установление методов и методик профилактики и борьбы с преступлениями правонарушениями, умении, правильно просто и понятно толковать, право, разъяснять его всем слоям и категориям граждан нашего государства. Очень важно умение юриста объяснить суть той или иной установленной нормы или положения, и правильного понимания ее всеми гражданами.
Участие специалистов в воспитательной деятельности предполагает наличие у них высокого образовательного уровня, культурного уровня, наличие эрудиции, широкого кругозора. Юрист должен быть психологически готов к выступлению перед аудиторией, у него должна быть хорошо поставлена речь, он должен доходчиво и понятно доносить до граждан всю информацию, владеть вербальными и невербальными способами и средствами общения.
Воспитательный элемент в повседневной деятельности юриста очень важен для формирования и развития правовой грамотности населения нашей страны.
Коммуникативный элемент в профессиональной деятельности специалиста. Профессиональная деятельность юриста, тесно связана с общением. Одним из преимуществ в профессиональной деятельности юриста, является способность и умение устанавливать межличностные контакты, которые в полной мере влияют на эффективность труда. Юрист должен уметь выстраивать и устанавливать отношения с гражданами, убеждать их, учитывая психологические особенности каждого человека, устанавливать мотивацию к общению в связи с теми или иными фактами и обстоятельствами, имеющими важное правовое значение по делу.
Разделение профессиональной трудовой деятельности юриста на отдельные структурные элементы носит весьма условный характер, так как в работе юрист применяет, большую часть, указанных выше элементов. Такой методологический способ исследования деятельности юриста помогает более широко анализировать особенности профессиональный деятельности юристов, отметить наиболее значимые и существенные моменты его работы, разработать корректную профессионограмму, установить критерии оценки психологических качеств будущих специалистов, создать эффективную систему профессионального подбора кадров.
1.2 Профессиограмма юридических должностей
Профессиональная деятельность юриста это вид интеллектуального труда, в психологической структуре которого выступает когнитивный компонент, т.е. трудовая деятельность специалиста в области права трубет высокой активности мышления (логических, аналитических операций), развитой речи в ее диалогических и монологических и формах, хорошей оперативной и долговременной памяти, способности концентрации внимания на существенных элементах по делу. В целом когнитивная деятельность юриста как уникальная система включает в себя и иные психические элементы, совместно с которыми она обеспечивает способность специалиста к эффективному труду и решению поставленных перед ним задач.
Профессиональная деятельность и личность педагога
... классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального ... темы. Цель исследования: изучить особенности педагогической профессии, личности педагога, как основы профессиональной подготовки будущего педагога. Исходя из цели исследования, сформулированы следующие ...
В своей ежедневной работе юрист должен оценивать поступки граждан с позиции норм права и положений закона. Юрист, как правило наблюдает за разнообразными формами поведения граждан в самых разных ситуациях их жизни и должен объективно и безпристрасно осуществлять свою проффесиональную деятельность с особой ответственностью за дальнейшую судьбу своего подопечного. Профессия юриста несет в себе огромную социальную значимость и моральную ответственность, только при таком подходе к осуществляю своих профессиональных обязанностей юристами в нашем обществе, мы можем надеяться на построение «гражданского общества» в нашем государстве.
Будущий специалист в отрасли права выбирающий профессию юриста, должен ответственно оценить не только высокую престижность профессии, то также ее огромную ответственность на пути по защите прав и законных интересов граждан и восстановления справедливости закона. Чтобы уловить значимость юридической деятельности, нужно провести психологический анализ ее элементов, и построить профессиограмму, проанализировать психологические качества, которые являются профессионально важными для юриста.
Под специальными характеристиками юридического труда следует отметить тот факт, что данная деятельность несет в себе сложную социальную открытую систему, включая в себя широкий спектр правовой системы всего общества и решает важные государственные задачи общественной безопасности, отправления правосудия, борьбы с преступностью.
На основе вышесказанного необходимо отметить, что профессиональная мотивация юриста в идеальной форме своего выражения, должна включать весь комплекс морально-нравственных ценностей профессиональных интересов, благих идеалов и убеждений. В мотивации деятельности юриста особую роль играют такие факторы, как: стремление к восстановлению справедливости, желание установить истину, чувство долга перед человеком, обществом, государством, здоровый патриотизм, и другие ценностные ориентации. Мотивация личности человека очень весьма динамична, она трансформируется под различными социальными, экономически, психологическими факторами, поэтому в определенных условиях трудовой деятельности юриста мотивация либо закрепляется на гармоничных началах и факторах, либо начинается процесс деградации, деформации, личности юриста и его сознания.
Профессиональная деятельность юриста должна быть сосредоточена на стремление служит правде, истине, отстаивать справедливость, защищать права и законные интересы граждан, проявляя при этом мужество и отвагу. Целеполагание в деятельности юриста включается в себя элемент прогнозирование — предвидение специалистом своей будущей деятельности на несколько этапов вперед (стратегическое планирование).
Методическая деятельность педагога профессиональной школы
... и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Приведем одну из возможных классификаций. Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-методическими основами профессиональной деятельности педагога профессиональной школы. Она ...
Очень важно установить каналы прямой и обратной связи между юристом и другими участниками его трудовой деятельности, так как на основе входящей информации — юрист проводит анализ своего труда, планирует переход к решению новых задач, корректирует и оптимизирует прошлые задачи и цели. Качественная и своевременна информация влияет на всю текущую деятельности юриста, поскольку она закрепляет исходную мотивации и целенаправленности специалиста, и требует от работника дополнительных усилий и совершенствования, либо деформирует его, в связи с чем в дальнейшем мы видим либо рост профессионального мастерства, либо профессиональную деградацию и деформацию.
Система важных качеств и свойств личности специалиста, образует психограмму юриста. Эти характеристики выступают в качестве базы для переработки входящей правовой информации и относятся к трем основным категориям: коммуникативная, регулятивная, когнитивная.
К когнитивным функциям, как правило относят речь, мышление, мнемические процессы, восприятие, воображение, внимание. Необходимо отметить, что в деятельности адвоката важную роль играет речевая грамотность активность, умение привлечь внимание, владение ораторскими способностями, способами доказывания и опровержения того или иного факта, оперативность памяти и другие.
К регуляторной сфере профессиональной деятельности специалиста можно отнести эмоциональные свойства такие как: честность, гуманность, патриотизм, и ответственность перед человеком, обществом и государством; к волевой сфере юриста можно отнести — организованность, принципиальность, настойчивость, и лидерский настрой.
К коммуникативному спектру личности юриста необходимо отнести такие свойства, как: интерактивность, информативность.
Указанные выше профессионально качества и свойства юриста, обеспечивают решение различных задач, совершенствуя саму личность юриста в процессе этой деятельности.
Профессиограмма и психограмма в совокупности образуют портрет личности отдельно взятого юриста. В отличие от формальных характеристик, психологически грамотно структурированная и обоснованная характеристика — должна стать надежным фундамент для объективной оценки личности специалиста и прогнозирования его будущей профессиональной пригодности и эффективности.
Юридическая деятельность характеризуется многообразием решаемых правоохранительных задач, в соответствии с чем существуют различные виды юридических профессий, связанных с судопроизводством: следователя, судьи, прокурора, адвоката, а также профессий, связанных с решением правовых проблем граждан: юрисконсульт, нотариус и др.
Рассмотрение психологических особенностей труда юриста (следователя, адвоката и т.д.) позволяет увидеть наиболее важные направления, наметить пути повышения эффективности трудовых затрат работников юстиции, качественно проводить оценку и отбор лиц для работы в области юриспруденции. Основными особенностями профессиональной деятельности юриста являются:
- правовая регламентация профессионального поведения, принимаемых решений юридических служб, юристов, которые участвуют в правоприменительной деятельности. Потребность в соблюдении правовых норм является одной из ведущих среди других социально значимых потребностей, которые влияют на правосознание. И это определяет высокий уровень социализации личности юриста;
- властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц в органах юстиции. Здесь надо иметь в виду, что использование юристом своих служебных полномочий часто затрагивает интересы субъектов юридических лиц. Поэтому принятие решений требует от юриста-практика не только высокого уровня профессионализма, но и особых личностных качеств: аналитического ума, эмоциональной уравновешенности;
- напряженный, сложный, ответственный характер юридической деятельности — многообразная работа в условиях дефицита времени, нервно-психические перегрузки;
- нестандартный, творческий характер профессионального труда юристов требует не только профессиональных знаний, но и знаний из различных отраслей науки, культуры, образования;
- процессуальная самостоятельность и персональная ответственность.
В настоящее время в связи с проведением правовой реформы возникает объективная необходимость в создании стройной системы подбора, оценки, воспитания и подготовки, а также переподготовки юристов, которые должны будут работать в государственно-правовых структурах, в адвокатских конторах и т.д. Поэтому особую актуальность приобретает разработка професиограммы и психограммы личности юриста и на этой основе создание определенных критериев профессиональной оценки и отбора для работы в сфере юриспруденции.
Профессиональная деформация личности юриста: понятие, сущность, ...
... профессиональной деформации юристов. 1. Понятие профессиональной деформации юристов Вопросы профессиональной деформации правосознания, ее истоки, причины и последствия давно находятся в сфере наших научных интересов. Возможно это связано с тем, что в практической правоохранительной деятельности ...
Последние исследования показали, что можно примерно сформулировать пять основных факторов профессиональной пригодности к юридической деятельности. Рассмотрим эти факторы.
Первый фактор — высокий уровень профессиональной адаптации. Этот фактор связан с нормами поведения юриста в сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. К качествам личности относятся: высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество; принципиальность; обязательность, дисциплинированность, исполнительность.
Второй фактор — нервно-психическая устойчивость личности юриста: устойчивость к стрессу, работоспособность в критических ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы (уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность), которые позволяют на хорошем уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления.
Третий фактор — когнитивная (познавательная) активность юриста, высокий уровень интеллектуального развития: развитый интеллект, эрудиция; творческое мышление, сообразительность; аналитический склад ума, прогностическая способность, умение выделять главное; подвижность психических познавательных процессов (внимание, восприятие, большой объем памяти и т.д.); интуиция, способность к рефлексии.
Четвертый фактор — коммуникативная компетентность юриста: адекватная способность установления эмоционального контакта с различными участниками общения; умение слушать участника диалога, эмпатийность; достаточно гибкое владение вербальными (речь) и невербальными средствами общения; в конфликтных ситуациях способность находить адекватную стратегию общения и поведения; способность к сотрудничеству и достижению компромиссов; самоконтроль над эмоциями; самооценка.
Профессиональная деятельность психолога история и современность
... Общество выступает в этих отношениях как: заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности; организатор условий такой деятельности; регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности; эксперт качества деятельности, осуществляемой работником; источник формирования социального ...
Пятый фактор — организаторские способности.
Юрист помимо глубоких профессиональных знаний и опыта должен иметь следующие качества: распорядительность, активность; смелость, настойчивость, целеустремленность; самостоятельность; чувство ответственности за свои действия; организованность, собранность, аккуратность; высокую мотивацию достижения успеха и т.д.
Но кроме рассмотренных выше социально-психологических качеств, которые необходимы юристу для успешного занятия своей профессиональной деятельностью, конечно же, ему необходимо обладать и определенными (особыми) способностями. Способности — это относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.
В основе развития способностей лежат определенные задатки в виде наследственных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы. Задатки проявляются только при благоприятных условиях, стимулирующих их развитие. Совокупность способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, говорят о его одаренности. Ее высшее проявление — талант. Необходимо понимать, что существуют общие и специальные способности.
Общие способности: интеллектуальные (проявляются в обучаемости индивида); творческие (использование знаний применительно к новым объектам познания).
Специальные способности: сенсорные (чувствительность), двигательные и т.д. Затем важное значение имеют коммуникативные способности (они облегчают взаимопонимание людей) и организаторские (лидер) способности.
В реальной жизни отдельные качества и свойства личности находятся во взаимодействии, одни из них компенсируют недостаток, неразвитость других. Это феномен компенсации, т.е. компенсаторные возможности психики субъекта деятельности являются составным элементом профессиональных способностей юриста. Именно феноменом компенсации можно объяснить высокие результаты работы многих юристов, наделенных в разной мере теми или иными профессионально важными качествами.
1.3 Профессиональные качества юристов: желаемые и действительные
Обеспечение нормального функционирования и поступательного развития демократического правового социального государства объективно предполагает активное участие в этом процессе юристов как социально-профессиональной группы. Эффективность правового регулирования правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности во многом зависит от состояния этой социально-профессиональной группы, от тех качеств, которыми располагают входящие в нее юристы. Это диктует необходимость постоянного исследования путей формирования, реального состояния и тенденций развития общих и специальных качеств юристов, что позволит вносить своевременные коррективы в практику юридического образования, систему повышения квалификации, соответствующую воспитательную работу.
Отсюда становятся понятными не только научное значение, но и практическая важность формирования четких представлений о том, какими качествами должны быть наделены современные юристы и насколько они ими реально обладают. Это тем более необходимо потому, что освещение вопросов, связанных с профессиональными качествами юристов, до последнего времени носило разрозненный характер, хотя и был опубликован целый ряд интересных работ. До настоящего времени не устоялся перечень необходимых качеств юристов-профессионалов, отсутствуют единые основания для их классификации, а также единообразие в подходах к их определению и характеристике.
В юридической литературе содержатся самые разнообразные наборы качеств, которые, по мнению различных авторов, должны быть присущи юристам. Анализируются их знания, навыки, мировоззрение, соотношение общих качеств специалиста и профессиональных качеств юриста, общих и специальных качеств юриста, принадлежащего к той или иной специализированной профессионально-юридической группе.
Необходимо определить качества, которые могут быть использованы как «ориентир» в профессиональной деятельности юриста, на современном этапе развития нашего государства.
В первую группу входят следующие общие качества юриста: 1) гражданская зрелость и высокая общественная активность; 2) профессиональная этика; 3) профессиональная культура; 4) глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству граждан; 5) высокое нравственное сознание; 6) гуманность; 7) твердость моральных убеждений; 8) чувство долга; 9) ответственность за судьбы людей; 10) ответственность за порученное дело; 11) принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты; 12) необходимая воля и настойчивость в исполнении принятых решений; 13) чувство непримиримости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; 14) четкое представление сущности, характера и взаимодействия правовых явлений; 15) знание основных проблем дисциплин, определяющих конкретную область профессиональной деятельности, видение их взаимосвязи в целостной системе знаний и значения для реализации права.
Во вторую группу качеств юриста включены профессиональные умения: 1) правильно толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; 2) обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; 3) юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; 4) разрабатывать документы правового характера; 5) осуществлять правовую экспертизу нормативных актов; 6) давать квалифицированные юридические заключения и консультации; 7) принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; 8) вскрывать и устанавливать факты правонарушений; 9) определять меры ответственности и наказания виновных; 10) предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; 11) систематически повышать свою профессиональную квалификацию; 12) систематически изучать законодательство и практику его применения; 13) ориентироваться в специальной литературе.
И, наконец, в третью группу включены требования к уровню подготовки юриста, в зависимости от которых он должен решать задачи, соответствующие его квалификации. Среди них: 1) осуществление сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм; 2) обеспечение реализации актов применения права; 3) анализ юридических норм и правовых отношений; 4) анализ судебной и административной практики; 5) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; 6) составление соответствующих юридических документов; 7) обеспечение законности и правопорядка; 8) осуществление правовой пропаганды и правового воспитания.
Необходимо отметить, что Приказом Министерства образования и науки РФ от 04 мая 2010 г. N 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01. Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)». В частности в пункте 4.4. установлено.
В соответствие с п 4.3. ФГОС 40.03.01 выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
нормотворческая деятельность:
- разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;
правоприменительная деятельность:
- обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
- составление юридических документов;
правоохранительная деятельность:
- обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- охрана общественного порядка;
- предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
экспертно-консультационная деятельность:
- консультирование по вопросам права;
- осуществление правовой экспертизы документов.
Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
нормотворческая деятельность:
- подготовка проектов нормативных правовых актов;
правоприменительная деятельность:
- квалификация правоотношений, определение применимых правовых норм, подготовка правоприменительных актов;
- оказание лицу правовой помощи в юрисдикционных органах, в том числе в судах, органах государственной власти и местного самоуправления;
правоохранительная деятельность:
- защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства;
- расследование и профилактика совершения правонарушений;
экспертно-консультационная деятельность:
- юридическое консультирование лица о его правах и обязанностях, о возможных правовых последствиях правомерного или неправомерного поведения;
- юридическое консультирование по вопросам применения правовых норм;
- оценка содержания нормативных правовых актов и актов правоприменения на предмет соответствия действующему законодательству.
Важно отметить, что сегодня необходимо усиление внимания ученых-юристов к проблемам формирования и развития профессиональных качеств юристов, особенно в рамках образовательного процесса и с учетом его современного состояния. Как известно, образование включает в себя две основные составляющие — обучение и воспитание. Сферой воздействия обучения, носящего информационно-познавательный характер, является когнитивно-рациональная составляющая правового сознания. Воспитание же влияет главным образом на эмоционально-волевую, ценностную и мировоззренческую сферы сознания. Обучающее содержание юридического образования вызывает в последние годы серьезную критику. Однако еще более серьезные замечания заслуживает состояние воспитательной работы в средних и высших учебных заведениях, включая юридические.
Становится очевидным, что ее улучшение предполагает существенную активизацию научной разработки проблем формирования у юристов соответствующих профессиональных качеств. Поэтому авторами и было предпринято исследование общих и специальных качеств, профессиональных юристов и их распространенности на практике. При этом они исходили из того, что определение качеств, профессионального юриста неразрывно связано и обусловлено, прежде всего, сущностью и содержанием профессиональной юридической деятельности. Ее можно понимать как официально признанный государством и регламентированный законом род деятельности, связанный с правовым регулированием общественных отношений, обеспечением соблюдения членами общества правовых предписаний, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых путем юридического образования или практического опыта, накладывающий на юристов социальную ответственность за эффективное выполнение возложенных на них обязанностей в системе разделения труда.
В приведенном определении содержатся основные требования к лицам, занимающимся профессиональной юридической деятельностью. В тесной и неразрывной связи с ними находятся качества специалиста-юриста (бакалавра, специалиста, магистра).
Как отмечается в юридической литературе, требования отражают объективную сторону, а качества — субъективную. Однако их содержание одинаково: государство и общество заинтересованы, чтобы все специалисты имели весь набор качеств в рамках предъявляемых к ним требований.
Предлагаемый перечень общих и специальных качеств первоначально был составлен задолго до принятия современного образовательного стандарта, в процессе исследования профессионального сознания юристов с учетом мнения таких известных ученых, как И.С. Самощенко, В.Н. Кудрявцев, И.И. Карпец, М.С. Строгович, А.Р. Ратинов, Г.М. Миньковский. В результате в анкету был включен следующий набор общих качеств профессиональных юристов, свойственный им независимо от специализации: 1) справедливость; 2) честность; 3) добросовестность; 4) ответственность; 5) культурность; 6) профессиональное достоинство; 7) компетентность; 8) принципиальность; 9) неподкупность; 10) гуманность; 11) идейность; 12) гражданское мужество.
Как видно из приведенного перечня общих качеств юриста, он далеко не полностью совпадает с перечнем аналогичных качеств, содержащимся в нынешнем Госстандарте. Однако он прошел достаточно серьезную апробацию, как в советский, так и постсоветский периоды и может быть учтен при последующей доработке Госстандарта.
Что же представляют собой сегодня юристы как социально- профессиональная группа с точки зрения тех общих качеств, которые характерны для них? В какой-то степени ответ на это могут дать результаты проведенного в 2004-2005 гг. социологического исследования профессиональной культуры юристов. Согласно программе исследования распространено 1200 бланков опроса. После предварительной обработки полученного массива машинной обработке подвергнуто 798 анкет, включая: 109 анкет судей, 106 — прокуроров, 137 — следователей, 103 — адвоката, 111 — юрисконсультов, 115 — нотариусов, 119 — судебных приставов.
Результаты ответов на вопрос «Часто ли Вам приходится сталкиваться в общении с юристами со следующими качествами?» приводятся в приложение N 1 к работе.
Таким образом, наиболее распространенные общие качества юристов-профессионалов, по мнению опрошенных, если их ранжировать, выстраиваются в следующий ряд: 1) культурность; 2) компетентность; 3) ответственность; 4) добросовестность; 5) профессиональное достоинство; 6) принципиальность; 7) справедливость; 8) честность; 9) неподкупность; 10) гуманность; 11) гражданское мужество; 12) идейность.
Для определения наиболее желательных качеств, находящихся на уровне подсознания юристов-профессионалов, опрашиваемым была адресована просьба указать качества, которые, с их точки зрения, должны быть прежде всего присущи «идеальному юристу». В соответствии с полученными ответами была составлена таблица в приложение к работе N 2. Как явствует из таблицы, профессиональные юристы признали важное значение всех этих качеств. Однако по результатам ранжирования они распределились следующим образом: 1) компетентность; 2) ответственность; 3) честность; 4) культурность; 5) неподкупность; 6) справедливость; 7) добросовестность; 8) принципиальность; 9) профессиональное достоинство; 10. гуманность; 11) гражданское мужество; 12) идейность.
Аналогичным образом были ранжированы названные качества во время социологических исследований, проведенных как в советское, так и в постсоветское время, не только для оценки реальной их значимости (в «реале»), как в вышеприведенной таблице 1, но также для оценки их в «идеале», т.е. внутренней убежденности в значимости тех или иных качеств в профессиональной деятельности юристов.
Приведем таблицы этих качеств, ранжированных по степени их значимости для понятий «реал» и «идеал» как для советского (1983 г.), так и постсоветского периодов деятельности юристов. (См. приложение N 3 к работе).
Как в советское, так и в постсоветское время, как в «реале», так и в «идеале», на последних местах в ранжированном ряду качеств находятся идейность, гуманность, гражданское мужество.
В советское время такое качество, как справедливость в «реале», заняло первое место по распространенности, тогда как в «идеале» в сознании юристов оно находилось лишь на четвертом месте. Это показывает, что юрист воспринимался другими юристами как носитель справедливости. Наличие этого качества рассматривалось как необходимое условие борьбы с коррупцией. Если же взять постсоветское время, то это качество занимает в «реале» седьмое место, а в «идеале» — шестое. Таким образом, мы наблюдаем падение значения этого качества.
Честность занимала в советской реальности второе место, а в «идеале» — даже первое. В постсоветское время это качество опустилось лишь на две ступеньки, но в реальной действительности оно опустилось на восьмое место. Такое резкое падение в «реале» обусловлено, прежде всего, общим падением уровня нравственных ценностей в российском обществе, связанным с реставрацией капитализма.
Добросовестность, имевшая достаточную распространенность в советское время в «реале», сохранило свою значимость и в постсоветское время, опустившись лишь на одну ступеньку. В «идеале» же это качество оказалось в середине списка, но в постсоветское время оно оказалось несколько более востребованным, поднявшись на одну ступеньку. В целом, тенденция развития добросовестности как профессионального качества юристов несколько усилилась за счет повышения востребованости профессиональных качеств в период рыночных отношений, объективной необходимостью более широкого привлечения юристов к коммерческим операциям. Существовавший ранее заметный разрыв между реальным распространением этого качества среди юристов и их представлениями о его значении (пять позиций) заметно сократился (на две позиции).
В постсоветское время резко повысилось значение такого качества, как ответственность. За прошедший период оно переместилось на ступеньку вверх в «реале», а в «идеале» заняло второе место. Это также вызвано изменениями, связанными с рыночной экономикой, индивидуализацией ответственности.
Заметно повысилось значение такого качества, как культурность. С пятого места в советской реальности оно поднялось сегодня на первое место, возглавив список. Культурность юристов стала достаточно наглядной в современных условиях в сопоставлении с другими профессиями. В эпоху рыночных отношений имидж культурного представителя фирмы, респектабельных юристов, стал востребован и для рекламных, и для пиаровских акций.
Ввиду возросшей востребованности юристов в рыночной экономике, как в «реале», так и в «идеале» заметно поднялось значение такого качества юристов, как профессиональное достоинство. Это является и одним из проявлений процесса, связанного с вытеснением нравственных качеств профессиональными умениями.
Следует отметить резкий скачок востребованности такого качества юристов, как компетентность. С седьмого места в советской реальности она перешла в постсоветское время на второе место в реале и первое — в идеале. Интересно отметить, что выйдя на первое место в идеале, компетентность оттеснила на третье место честность.
В советские времена юристы обращали внимание на то, что их коллеги ведут себя недостаточно принципиально в сопоставлении с идеальными представлениями (разрыв в три позиции).
Что касается современной действительности, то значение этого качества несколько возросло, переместившись в «реале» на две позиции. Видимо, этот небольшой подъем можно объяснить рекламными целями проявлений той или иной юридической профессии (в условиях рыночной ситуации).
В то же время в «идеале» это качество опустилось на три ступеньки. По-видимому, принципиальность — не очень-то востребованное качество в эпоху рыночных отношений. Особенно в сознании юристов-практиков. Беспринципность оказывается более востребованной. Напомним, что неподкупность как качество в «идеале» также опустилась. Таким образом, внешне (в «реале») принципиальность стала более востребованной, между тем как в глубине сознания юристов стало очевидным, что нужна не столько их принципиальность, сколько умение обойти закон. Процитируем типичные высказывания предпринимателей при приеме на работу юриста: «Ты свою принципиальность показывай своим клиентам и нашим партнерам. А мне от тебя нужны не твое требование строго соблюдать законы, а умение их обходить — и чтобы меня за это не посадили!».
Если в «идеале» в советское время неподкупность занимала второе место, то сейчас в «идеале», в сознании юристов-профессионалов, она опустилась. Несмотря на борьбу с коррупцией, в сознании юристов это качество потеряло сразу три позиции, что говорит о потере его значимости. Это можно рассматривать как отражение роста коррупции и соответствующей деформации профессионального сознания юристов.
Гуманность как в 80-е годы прошлого века, так и сегодня остается качеством, мало востребованным юристами в реальной действительности. И это выступает еще одним свидетельством сохранения некоторых профессиональных деформаций, невзирая на принципиальные изменения в окружающем мире.
Можно отметить лишь незначительное снижение уровня значимости такого качества, как идейность. Впрочем, и в советское время, как это ни покажется парадоксальным, оно занимало по востребованности одно из последних мест. Не лучше обстоит дело и с таким качеством, как гражданское мужество.
Таким образом, мы наблюдаем в качестве общей тенденции замещение этических качеств юристов деловыми, специальными. Конечно, весьма печально, что такие замечательные качества, как идейность, гуманность и гражданское мужество как в советское, так и постсоветское время оказались на последних местах в ранжированных нами рядах качеств. Однако так ли это на самом деле? Или, быть может, такой результат ранжирования означает лишь степень востребованности этих качеств окружением и самими юристами?
Какую же роль в сознании юристов играют морально-этические качества? Каковы характеристики разрыва между идеальными и реальными качествами в сознании юристов-профессионалов? Какие рекомендации можно высказать по совершенствованию Госстандарта?
Обычно оценка качеств специалистов осуществляется с помощью традиционных способов, характерных для социологической науки. Однако в нашем случае необходимо было не только оценить степень вооруженности юристов теми или иными качествами, но и показать взаимосвязь этих качеств между собой, их структуризацию в коллективном сознании практикующих юристов, уровень их значимости, положительные и отрицательные взаимосвязи.
Вот почему результаты социологического исследования были обработаны одним из методов теории распознавания образов — методом «самообучения ЭВМ». Конкретная его реализация может быть названа методом структурной таксономии.
Теперь рассмотрим, как в сознании опрошенных нами юристов-профессионалов отражаются общие качества, указанные в анкете, а также насколько они распространены среди самих практиков
Если профессиональный юрист располагает такими качествами, как принципиальность, неподкупность, гражданское мужество, то эти качества тесно связаны с таким понятием, как идейность.
Таким образом, если в реальной действительности есть значительные группы юристов-профессионалов, обладающих такими качествами, как идейность и гражданское мужество, то таким юристам свойственны, как правило, и неподкупность, и принципиальность, и справедливость. Уместно напомнить, что слово «юстиция» имеет один корень со справедливостью.
В таксон Т-2 наряду с культурностью (1) входят также элементы 2 (гуманность), 8 (профессиональное достоинство) и 12 (ответственность).
В реальной действительности эти качества присущи выдающимся юристам, наиболее достойным представителям своей профессии. Отрадно видеть, что профессиональное достоинство, культурность, гуманизм и ответственность в реальной действительности тесно связаны между собой. Тем более, что узлом таксона является гуманность (2).
Узлом таксона Т-3 является элемент 9 (компетентность), который связан с таксоном Т-2 через элемент 2 (гуманность, r=88).
Можно предположить, что компетентность в большинстве случаев (хотя и не всегда) связана с гуманизмом.
В этот же таксон входят элементы 7 (добросовестность, r=90) и 7 (честность, r=81).
И действительно, на практике компетентные юристы, как правило, являются людьми добросовестными и честными.
Как уже отмечалось, узлами описанных таксонов являются идейность, гуманность и компетентность. Таким образом, эти качества с точки зрения юристов-профессионалов являются определяющими для выбранной ими профессии. Антикачествами для этих узлов выступают соответственно безыдейность, бесчеловечность и некомпетентность.
К ним наиболее тесно примыкают такие антикачества, как беспринципность, корыстолюбие, бескультурье (см. Т-1).
К бесчеловечности примыкают непрофессионализм, некомпетентность (см. Т-2).
Некомпетентность же, кроме того, тесно связана с недобросовестностью и нечестностью (см. Т-3).
К сожалению, эти качества слишком часто встречаются в системе современных правоохранительных органов, что позволяет многим представителям СМИ писать о власти «ментов» взамен декларируемой вертикали власти.
Структура максимальной отдаленности показывает нам, что ее узлом, вокруг которого движутся все остальные признаки, выступает ответственность. Таким образом, ее антикачество, которым будет безответственность, является для юридического прогресса «корнем зла». Между тем как это качество получило в настоящее время значительное распространение, в то время как последовательных мер по борьбе с ним не проводится. Достаточно сказать, что в законах, посвященных службе в государственных органах, практически отсутствуют нормы, говорящие об ответственности чиновников, даже в отсылочном или бланкетном видах.