Работа социального работника

Введение

Я, проходила учебную практику с 16 января 2013 г. по 30 января 2013 г. в Павлово-Посадском РАЙПО, находящемся по адресу: Московская область, г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 33.

Для защиты интересов своих рабочих руководство Павлово-Посадского РАЙПО организовало рабочее место для социального работника, под руководством которого я проходила практику.

Я была включена в деятельность социального работника, ознакомлена с распорядком дня. Ознакомилась с порядками организации, ее отношением к сотрудникам и атмосферой в коллективе и деятельностью социального работника в отношении сотрудников. Поскольку организация предоставляет места для прохождения практики абитуриентам, получающим средне-специальное образование в различных учебных заведениях, у меня была возможность вовлечения в деятельность социального работника с детьми и подростками, овладения умениями и навыками воспитательной деятельности, а также я получила возможность увидеть на практике оказание психологической помощи. Благодаря прохождению учебной практики, я почерпнула множество интересных и необходимых социальному работнику профессиональных знаний, тонкостей и умений. Укрепила свои позиции в отношении выбранной профессии и приобрела больше уверенности в своих возможностях. Я думаю, подобная практика способствует моей лучшей дальнейшей адаптации в избранной профессии — социальный работник.

Также при прохождении учебной практики я ознакомилась с должностной инструкцией социального работника:

1. Общие положения

Социальный работник принимается на работу и увольняется директором предприятия. Увольняется (освобождается) от занимаемой должности в порядке, предусмотренном статьями 77, 78,79,80,81 ТК РФ.

На должность социального работника принимаются лица, имеющие высшее, среднее специальное или начальное профессиональное образование. К обслуживанию граждан могут привлекаться лица, не имеющие профессиональной подготовки.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

  • 5 разряд: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее образование) и стаж работы по профилю не менее 3-х лет;
  • 5-6 разряды: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессионально образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет;
  • 6-7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессионально образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет;
  • 8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5-ти лет.

Социальный работник подчиняется непосредственно заведующему отделением, заместителю директора и директору предприятия.

31 стр., 15358 слов

Этические принципы и нормы деятельности социального работника

... специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе; исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника; разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении. Гипотеза исследования: если социальный работник ...

Социальный работник должен знать законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативные акты о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, правила внутреннего трудового распорядка, настоящую должностную инструкцию, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты. Социальный работник должен владеть знаниями по организации социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; основ психологии лиц старшего возраста, приемами оказания неотложной медицинской помощи, санитарно-гигиенические требования по уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидам; настоящую должностную инструкцию.

При отсутствии социального работника его нагрузка распределяется между другими социальными работниками предприятия.

2. Функции

Социальный работник осуществляет социально-бытовое обслуживание обратившихся за помощью клиентов.

3. Должностные обязанности

Социальный работник выполняет следующие должностные обязанности:

  • оказывает услуги, входящие в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг;
  • соблюдает график посещений;
  • выявляет сотрудников, нуждающихся в социальном обслуживании;
  • проводит анкетирование среди сотрудников предприятия;
  • информирует сотрудников предприятия об их правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
  • принимает участие в оформлении документов нуждающихся в этом сотрудников предприятия;
  • вносит предложения по вопросу улучшения условий труда и отдыха;
  • соблюдает конфиденциальность в отношении с клиентами;
  • ходатайствует о выделении материальной помощи нуждающимся в этом сотрудника;
  • исполняет распоряжения и поручения администрации предприятия;
  • все свои действия согласовывает с заведующим отделением;
  • своевременно предупреждает о наступившей нетрудоспособности;
  • заполняет документацию в соответствии с рекомендациями по ведению делопроизводства, своевременно вносит изменения, дополнения;
  • участвует в общественной жизни предприятия.

4. Права социального работника

Социальный работник пользуется общими правами в соответствии со ст. 1, 209-231, 353-369, 379-380 ТК РФ, законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право:

14 стр., 6767 слов

Социальная адаптация персонала

... испытываемых новым работником. Иными словами - социальная адаптация призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. 1. Процесс социальной адаптации персонала его ... социальной адаптации новых работников на предприятии. Цель работы: Предложить программу адаптации новых работников и подобрать вариант проведения маркетинга кадров организации "ООО Ермак" для привлечения сотрудников. ...

  • получать информацию от клиентов о членах семьи, о состоянии здоровья;
  • привлекать родственников для оказания помощи клиентам, которая выходит за рамки помощи, оказываемой социальной службой;
  • использовать личные документы клиента для заполнения установленной документации.

5. Ответственность социального работника

За нарушение трудовой дисциплины социальный работник несет ответственность в соответствии с общими правилами ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации

Организация социальной службы предприятия оказалась весьма высокой благодаря своевременному исполнению своих непосредственных обязанностей социального работника и руководства предприятия. Подобное отношение к работе весьма благоприятно сказывается на интересах сотрудников, их трудоспособности, атмосфере в коллективе и на всем производственном процессе.

Также я смогла изучить функциональные обязанности должностных лиц организации и убедилась, что выполнение их работы требует серьезного отношения и ответственности, собранности и высокого уровня профессиональной подготовки. Их отношение к подчиненным вызывает доверие и уважение, это положительно сказывается на производстве.

За время прохождения практики я убедилась, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Для социального работника важно иметь сформированные нравственные убеждения, они являются более высокой ступенью развития личности, сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных. На практике я смогла оценить такие качества социального работника как: честность, объективность в оценке проблем клиента и его качеств, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, толерантность, выдержка и самообладание, терпение, доброта, гуманность, самокритичность, адекватность самооценки, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, творческое мышление. И, думаю, что с таким положительным наглядным примером, который я увидела на практике у меня успешно получиться формировать и развивать такие важные для социального работника качества.

Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

  • воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
  • фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно.

Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

13 стр., 6315 слов

Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия ...

... Взаимодействие в системе «социальный работник - клиент» имеет определяющее значение для психологического климата семьи субъектов взаимодействия и окружающего их социума, что, безусловно, повышает уровень требований к культуре общения социальных работников. ... Н.Б. определила качества и которыми должен специалист по социальной в стремлении к профессионализму: норм литературного и устойчивыми навыками ...

— адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Для специалиста по социальной работе выделяется несколько групп умений:

Когнитивные. Квалифицированный социальный работник должен уметь:

  • анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
  • анализировать и выявить проблемы и концепции;
  • применять на практике свои знания и понимание проблем;
  • применять на практике исследовательские находки.

Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  • создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
  • выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
  • выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
  • распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
  • содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
  • наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
  • общаться вербально, невербально и письменно;
  • организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
  • вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
  • ставить себя в роль адвоката своего клиента.

Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  • вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
  • выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
  • действовать в алгоритме выработки решения;
  • вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.

Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:

  • нести четкие и лаконичные записи;
  • проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
  • готовить доклады и докладывать;
  • организовывать, планировать и контролировать работу;
  • добывать информацию с помощью доступной технологии;
  • исследовать и распознавать потребности в услугах;
  • расширять сферы своих услуг;
  • использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
  • оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.

Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

18 стр., 8649 слов

Методы и формы переподготовки социальных работников

... специалиста по социальной работе Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека ...

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому. Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.

социальный ответственность работник квалификация