Введение
Я, проходила учебную практику с 16 января 2013 г. по 30 января 2013 г. в Павлово-Посадском РАЙПО, находящемся по адресу: Московская область, г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 33.
Для защиты интересов своих рабочих руководство Павлово-Посадского РАЙПО организовало рабочее место для социального работника, под руководством которого я проходила практику.
Я была включена в деятельность социального работника, ознакомлена с распорядком дня. Ознакомилась с порядками организации, ее отношением к сотрудникам и атмосферой в коллективе и деятельностью социального работника в отношении сотрудников. Поскольку организация предоставляет места для прохождения практики абитуриентам, получающим средне-специальное образование в различных учебных заведениях, у меня была возможность вовлечения в деятельность социального работника с детьми и подростками, овладения умениями и навыками воспитательной деятельности, а также я получила возможность увидеть на практике оказание психологической помощи. Благодаря прохождению учебной практики, я почерпнула множество интересных и необходимых социальному работнику профессиональных знаний, тонкостей и умений. Укрепила свои позиции в отношении выбранной профессии и приобрела больше уверенности в своих возможностях. Я думаю, подобная практика способствует моей лучшей дальнейшей адаптации в избранной профессии — социальный работник.
Также при прохождении учебной практики я ознакомилась с должностной инструкцией социального работника:
1. Общие положения
Социальный работник принимается на работу и увольняется директором предприятия. Увольняется (освобождается) от занимаемой должности в порядке, предусмотренном статьями 77, 78,79,80,81 ТК РФ.
На должность социального работника принимаются лица, имеющие высшее, среднее специальное или начальное профессиональное образование. К обслуживанию граждан могут привлекаться лица, не имеющие профессиональной подготовки.
Требования к квалификации по разрядам оплаты:
- 5 разряд: начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее образование) и стаж работы по профилю не менее 3-х лет;
- 5-6 разряды: среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессионально образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет;
- 6-7 разряды: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессионально образование и стаж работы по профилю не менее 3-х лет;
- 8 разряд: высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5-ти лет.
Социальный работник подчиняется непосредственно заведующему отделением, заместителю директора и директору предприятия.
Этические принципы и нормы деятельности социального работника
... специфику профессиональной морали, изучить нравственное сознание в социальной работе; исследовать личностно-нравственные характеристики социального работника; разработать рекомендации по нравственному воспитанию и требования к специфическим качествам специалиста по социальной работе в пенитенциарном учреждении. Гипотеза исследования: если социальный работник ...
Социальный работник должен знать законы и постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативные акты о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, правила внутреннего трудового распорядка, настоящую должностную инструкцию, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной защиты. Социальный работник должен владеть знаниями по организации социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; основ психологии лиц старшего возраста, приемами оказания неотложной медицинской помощи, санитарно-гигиенические требования по уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидам; настоящую должностную инструкцию.
При отсутствии социального работника его нагрузка распределяется между другими социальными работниками предприятия.
2. Функции
Социальный работник осуществляет социально-бытовое обслуживание обратившихся за помощью клиентов.
3. Должностные обязанности
Социальный работник выполняет следующие должностные обязанности:
- оказывает услуги, входящие в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг;
- соблюдает график посещений;
- выявляет сотрудников, нуждающихся в социальном обслуживании;
- проводит анкетирование среди сотрудников предприятия;
- информирует сотрудников предприятия об их правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
- принимает участие в оформлении документов нуждающихся в этом сотрудников предприятия;
- вносит предложения по вопросу улучшения условий труда и отдыха;
- соблюдает конфиденциальность в отношении с клиентами;
- ходатайствует о выделении материальной помощи нуждающимся в этом сотрудника;
- исполняет распоряжения и поручения администрации предприятия;
- все свои действия согласовывает с заведующим отделением;
- своевременно предупреждает о наступившей нетрудоспособности;
- заполняет документацию в соответствии с рекомендациями по ведению делопроизводства, своевременно вносит изменения, дополнения;
- участвует в общественной жизни предприятия.
4. Права социального работника
Социальный работник пользуется общими правами в соответствии со ст. 1, 209-231, 353-369, 379-380 ТК РФ, законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право:
Социальная адаптация персонала
... испытываемых новым работником. Иными словами - социальная адаптация призвана облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. 1. Процесс социальной адаптации персонала его ... социальной адаптации новых работников на предприятии. Цель работы: Предложить программу адаптации новых работников и подобрать вариант проведения маркетинга кадров организации "ООО Ермак" для привлечения сотрудников. ...
- получать информацию от клиентов о членах семьи, о состоянии здоровья;
- привлекать родственников для оказания помощи клиентам, которая выходит за рамки помощи, оказываемой социальной службой;
- использовать личные документы клиента для заполнения установленной документации.
5. Ответственность социального работника
За нарушение трудовой дисциплины социальный работник несет ответственность в соответствии с общими правилами ст. 419 Трудового кодекса Российской Федерации
Организация социальной службы предприятия оказалась весьма высокой благодаря своевременному исполнению своих непосредственных обязанностей социального работника и руководства предприятия. Подобное отношение к работе весьма благоприятно сказывается на интересах сотрудников, их трудоспособности, атмосфере в коллективе и на всем производственном процессе.
Также я смогла изучить функциональные обязанности должностных лиц организации и убедилась, что выполнение их работы требует серьезного отношения и ответственности, собранности и высокого уровня профессиональной подготовки. Их отношение к подчиненным вызывает доверие и уважение, это положительно сказывается на производстве.
За время прохождения практики я убедилась, что социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Для социального работника важно иметь сформированные нравственные убеждения, они являются более высокой ступенью развития личности, сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных. На практике я смогла оценить такие качества социального работника как: честность, объективность в оценке проблем клиента и его качеств, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, толерантность, выдержка и самообладание, терпение, доброта, гуманность, самокритичность, адекватность самооценки, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, творческое мышление. И, думаю, что с таким положительным наглядным примером, который я увидела на практике у меня успешно получиться формировать и развивать такие важные для социального работника качества.
Социальные работники заняты разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:
- воспитательный подход — выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;
- фасилитативный подход — осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно.
Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
Проблемы взаимодействия социального работника и клиента и условия ...
... Взаимодействие в системе «социальный работник - клиент» имеет определяющее значение для психологического климата семьи субъектов взаимодействия и окружающего их социума, что, безусловно, повышает уровень требований к культуре общения социальных работников. ... Н.Б. определила качества и которыми должен специалист по социальной в стремлении к профессионализму: норм литературного и устойчивыми навыками ...
— адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.
Для специалиста по социальной работе выделяется несколько групп умений:
Когнитивные. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
- анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
- анализировать и выявить проблемы и концепции;
- применять на практике свои знания и понимание проблем;
- применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
- выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
- выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
- распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и для других;
- содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
- наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
- общаться вербально, невербально и письменно;
- организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
- вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
- ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
- вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
- выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
- действовать в алгоритме выработки решения;
- вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
- нести четкие и лаконичные записи;
- проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
- готовить доклады и докладывать;
- организовывать, планировать и контролировать работу;
- добывать информацию с помощью доступной технологии;
- исследовать и распознавать потребности в услугах;
- расширять сферы своих услуг;
- использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
- оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.
Методы и формы переподготовки социальных работников
... специалиста по социальной работе Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека ...
Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому. Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.
социальный ответственность работник квалификация