Введение
Актуальность темы работы определяется тем, что Я-концепция выявляется и организует активность и переживания человека, реализует мотивационные функции, обеспечивает побуждения, стандарты, планы, правила и сценарии поведения, кроме того, определяет адекватность реакций на социальные изменения. Я-концепция, таким образом, выступает как динамическая объяснительная категория, которая опосредует важнейшие внутриличностные процессы (включая переработку информации, мотивацию и эмоцию) и большинство межличностных (включая социальную перцепцию, ситуации выбора партнера и стратегии взаимодействия, а также реакцию обратной связи).
Я-концепция может как облегчать, так и затруднять регуляторные процессы (влиять на их эффективность), при этом элементы образа «Я» представляют собой личностные константы, направляющие поведение.
Исследования теоретических источников показало, что Я-концепция включает такие составляющие, как:
- Я-концепция как фактор личностного самоопределения и самооценки.
- Я-концепция в различных психологических теориях — понятие, значение и структура Я-концепции.
- Когнитивная составляющая Я-концепции или образ Я.
- Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка.
- Поведенческая составляющая Я-концепции.
- Психологическая природа самооценки.
- Место самооценки в структуре личности.
- Понятие, виды и типы самооценки.
- Проблема психологии самосознания личности.
- Личностное самоопределение как психологическая проблема.
- Теории лидерства.
- Поведенческий подход к лидерству.
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству.
- Новое в теориях личности.
Объект исследования данной работы — Я-концепция личности.
Предмет исследования — Я-концепция как система психологических особенностей отношения человека к себе.
Цель исследования — рассмотреть особенности Я-концепции как системы отношения человека к себе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Дать социально-психологическую характеристику Я-концепции как психологическому феномену.
Рассмотреть подходы к определению Я-концепции в отечественной психологии.
Охарактеризовать подходы к определению Я-концепции в зарубежной психологии.
1.1. Понятие, значение и структура Я-концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Методы исследования личности
... приёмы изучения ролевого поведения. Представленность в других людях в методах исследования личности присутствует как внутри , так и за пределами межиндивидуального ... проявлений личности человека. Психологические исследования личности различаются по своим условиям. Они могут быть лабораторными (контролируемая ситуация) , полевыми ( повседневные ситуации) , и по методам работы: корреляционные исследования занимаются ...
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания, так определяет это понятие: «Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем» [7; 12;31 ].
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
Марксистская концепция человека
... марксистской концепцией, является проблема свободы для каждого человека. Марксистские ученые связывают свободу личности с целеустремленной деятельностью. Свобода личности определяется в марксистской концепции как способность человека ... Согласно марксистской теории, только в деятельности и общении человека с другими людьми осуществляется оценка его сил и способностей. Сущность человека определяется ...
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом [12;62], которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой — упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (см. рис 1.1) .
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой — осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я ( Self ) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I ) и Я-как-объект ( Me ) . Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).
Однако не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. «Я-как объект» существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно [18].
Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя [12].
В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
1. Образ Я — представления индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции.
- Когнитивная составляющая Я-концепции или образ Я.
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Глобальная Я-концепция
Аспекты,
выделенные Я-сознающее Я-как-объект
Джеймсом (процесс) (содержание)
непрерывное
взаимодействие
Компоненты самооценка
установки или приятие образ Я
себя
тенденции
поведения
Я-концепция как
совокупность
установок “на себя”
реальное Я идеальное Я зеркальное Я
Модальности или или или
представление представление представление
о том, каков я о том, каким я о том ,как меня
Аспекты физическое физическое физическое
социальное социальное социальное
умственное умственное умственное
эмоциональное эмоциональное эмоциональное
Рисунок 1. Структура Я-концепции
Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных: “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания — это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка — не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.
- Эмоционально-оценочная составляющая Я- коцепции или самооценка.
Человек как личность — самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “ [48].
Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду [7; 35]. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:
- оценка других людей;
- круг значимых других или референтная группа;
- актуальное сравнение с другими;
- сравнение реального и идеального Я;
- измерение результатов своей деятельности.
Самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
- поведенческая составляющая Я-концепции.
Заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок, объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения с окружающими.
Выделив три основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего “Я” предрасполагают человека к определенному поведению; потому глобальную Я-концепцию мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или модальности.
Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности самоустановок (см. рисунок 1).
1. Реальное Я — установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.
2. Зеркальное Я — установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.
3. Идеальное Я — установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.
Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.
4. Конструктивное Я (Я в будущем).
Именно ему свойственна обращенность в будущее и построение проективной модели «Я». Главное отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.
Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из трех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.
Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.
Т. Шибутани рассматривает Я-концепцию с точки зрения того, что каждый может определить самого себя как особое человеческое существо, характеризуемое отличительным набором качеств он рассматривает себя, как неповторимого индивида. Каждый человек, следовательно, обладает относительно устойчивой — Я-концепцией, он знает, что существуют другие люди, чем-то похожие на него, особенно если он считает себя существом «средним», но в нашем обществе само собой разумеется, что никогда не существовало никого точно такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем.
Каждый человек способен вообразить, что он делал, делает и предполагает сделать, и он может реагировать на свое собственное воображение. Понятия «Я-образ» и «Я-концепция относиться, следовательно, не к каким-то частям человеческого тела, а к неким закономерностям в человеческом поведении.
Мир каждого индивида сконцентрирован вокруг него самого. В вынесении суждений и осуществлении решений, в разговоре о пространстве и времени даже самый неэгоистичный человек принимает себя за центральную точку отсчета. Каждый способен узнавать свои собственные устремления, разочарования страхи и может отличать их от подобных переживаний других людей.
Ощущение человеком своей определенности создается также непрерывностью его переживании во времени. Существо поминания о прошлом, от которых нельзя убавиться, надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний дает возможность каждому человеку интегрировать их в единое целое; в большинстве случаев эта целостность разрушается толь смертью.
Органическими основами Я -концепции по мнению Т. Шибутани является связь между его телом и ощущением его индивидуальности.
С точки зрения Нечджаана Л. адаптируясь к непрерывным изменениям среды, личность в течение всей своей жизни претерпевает крупные, либо незначительные, порой подспудные изменения. Я-концепция является результатом социализации и социальной психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности. Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) является показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я-концепции и их подструктуры.
Нечджаана Л различает три разновидности адаптации которые могут иметь характер устойчивых адаптивных
1) адаптация личности путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных видов конфликтов. Это активная, преимущественно незащитная адаптация;
2) адаптация путем ухода из проблемной ситуации: это пассивная «адаптация», бегство, поиск новых, более благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребное;
3) адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособления к ней. Каждая из этих адаптивных стратегий имеет свои разновидности и варианты.
Согласно современным представлениям, Я -концепция личности имеет сложную структуру. В нее входят образ тела (телесное Я), наличное Я (или настоящее Я), динамическое фактическое Я, вероятное Я, идеализированное Я, представляемое Я и другие подструктуры. Для изучения конкретных процессов участия Я-концепции в адаптивных процессах следует описать эти ее подструктуры и раскрыть и позитивные функции и возможности. Следует иметь в виду «измерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самоценности.
1. В образе тела (телесное Я) В. Шонфельд выделяет следующие компоненты, на сознательном или бессознательном уровнях определяющие образ человека в его представлении:
1) актуальное субъекты — приятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;
2) интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта и вида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях;
3) социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;
4) идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей».
Некоторыми советскими авторами схема тела характеризуется в качестве субъективного образа взаимного положении состояния движения частей тела в пространстве. «Схема тела служит в качестве эталона для сравнения поступающей информации с тем, что должно быть», облегчает организацию движений. Однако вряд ли можно утверждать, будто этим исчерпываются функции схемы тела важного «блока» Я-концепции личности. Чтобы убедится в неправомерности нашего сомнения, достаточно ознакомим последствиями патологических изменений схемы тела, а также теми ситуациями, в которых такие нарушения возникают. Поскольку схема тела входит в общую структуру Я-концепции, ее нарушения никогда, по-видимому, не бывают полностью изолированными.К. Клейст заметил, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятий и представлений сопровождаются тонким снижением «чувства Я».
Схему тела можно назвать телесным Я образом личности. Она является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Исходя из такою понимания схемы тела, мы не можем согласиться с мыслью, будто схема тела и самочувствие личности не входят в структуру Я, поскольку, как выражается В. Столин, «они встроены непосредственно в психическую структуру организма». Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не «аналогами Я на уровне организма», а полноценными «блоками» или подструктурами Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепцин, ситуативно выражающейся в сходных (в основных чертах) Я-образах (особенно после юношеского возраста.
2. Настоящее (актуальное) Я. В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Развитая человеческая личность имеет систему представлений о себе, которые она считает соответствующими реальности. Это система приписываемых себе в данный «момент» ее жизни качеств. Настоящее Я участвует в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, но если ситуации меняются то настоящее Я претерпевает некоторые изменения, обеспечивающие гибкое реагирование и регулирование поведения и, тем самым, адаптацию личности.
3. Динамическое Я, Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции которая зависит от социального статуса личности и возможности успехов.
4. Фантастическое Я. В эту подструктуру входит представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы все было возможно, т.е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.
Поскольку с достижением зрелости человек обычно все в большей степени становится реалистом, то мы предполагаем, что структура фантастического Я, начиная с конца юношеского возраста, постепенно свертывается. В повседневной жизни.
5. Идеальное Я, адаптивные возможности личности и «синдром Пеле». Идеальное Я как подструктура личности включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов.
Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно. Это те нормы, которые желательны для наиболее значимых социальных
6. Будущее или возможное Я. Эту подструктуру Я-концепции М. Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать. Считается, что этот тип может резко отличаться от идеального Я: человек может стремиться стать героем, в то же время чувствует, что становится мещанином. Иначе говоря, к своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.
7. Идеализированное Я. Такое наименование получил тот образ, каким человеку приятно видеть себя сейчас, каким ему приятно выглядеть сейчас.
8. Представляемые Я. Под названием представляемых Я-образов понимают такие образы и маски, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные или болезненные черты, идиосинкразии, слабости своего реального Я.
9. Фальшивое Я и его защитно-адаптивные последствия. Поскольку самопознание — очень сложное и тонкое явление, осуществляемое в значительной степени социально опосредованными путями, то человек нередко приобретает искаженное представление о себе. Это чаще всего искаженное настоящее (актуальное) Я, хотя в принципе любая из описанных подструктур Я-концепции может быть искаженной, неадекватной структуре реальной личности. Искаженное актуальное Я называют также фальшивым Я. Для поддержания фальшивых (но желательных) Я личность систематически использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение В результате этих процессов личность приобретает такие отрицательные черты самосознания и характера, как боязнь негативной самооценки, ожидание негативного отношения от других, неспособность к поступкам, обеспечивающим самоуважение и т д.
10. Соотношения между центром Я и подструктурами Я-концепции. Для понимания динамики человеческой психики следует иметь представление о том, каким образом центральная инстанция Я осуществляет контрольное управление психической деятельностью. Бернс сосредотачивает свое внимание на трех основных составляющих Я-концепции. Когнитивной, поведенческой и оценочной составляющих Я-концепции
Когнитивная Я-концепция по мнению Бернса это представления индивида о самом себе, как правило, кажутся у убедительными независимо от того, основываются ли они объективном знании или субъективном мнении, являются ли я истинными или ложными. Конкретные способы самовоспитания, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными.
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», и т.д. Все это — абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуациями. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой — избирательность нашего восприятия. То же самое исходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо им относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным сдельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Причем значимость элементов самовоспитания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.
Есть разные подходы к пониманию Я-концепции и ее структуры в работах зарубежных авторов:
В. Джеймс рассматривает глобальную Я-концепцию как совокупность установок индивида — направленных на самого себя, эти установки имеют разные модальности:
реальное Я — это установки связанные с тем как индивид воспринимает свои способности, свои роли, свой актуальный статус, т.е. те установки, которые связаны с представлениями о том какой он на самом деле.
зеркальное я (социальное я) — это установки связанные с преставлениями индивида о том, как его видят другие.
идеальное я — это установки связанные с представлениями индивида о том, каким бы он хотел стать.
Майерс Д. он добавляет к этим трем еще одну модальность это Возможное я — это установки связанные с представлениями индивида о том, каким он боится стать в будущем. Функциями Я-концепции Я-концепции являются способность достижения внутренней согласованности личности Я-Конценция является источником ожидания личности — если бы у нас не было Я-Конценции — мы бы просто не росли.
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяться Я сознающее и Я как объект (Ме).
Это — две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая — содержание этого опыта (Я-как-объект).
Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить, что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой — осознает и, один из элементов действительности, — значит сложно объяснить очевидную вещь. Но подобное различие не так просто учесть в психологической теории. Поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я-как-объекта и в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я — это всегда одновременно и Я-сознающее. и Я-как-объект.
По мысли Джемса, Я-как-объект — это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие п располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я. Джемсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, рассматриваемого в концепцию самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального Я.
Чарлз Кули. Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личность и общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированном и независимом эго-иллюзия. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг в основах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями.
Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я-концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том, что думают о нем другие. Как неоднократно было показано, «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-я-сам-себя-вижу» весьма сходны по своему содержанию. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.
В 1912 году Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию.
Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группа, характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между „членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, г. ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.
Джордж Мид. В соответствии с концепцией «зеркального ‘Г Кули Мид считал, что становление человеческого Я как много психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом ‘I сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (как сложной совокупности символов, падающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человек как и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознание и принятия тех представлений, которые существуют у людей относительно этого человека. Мид считал, что Ме образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I — это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Ме. Совокупность I и Ме образует собственно личностное, или интегральное Я (Self).
I трактуется Мидом скорее как импульсивная неупорядоченная тенденция психической жизни индивида, почти аналогичная фрейдовскому бессознательному. Любое поведение начинается в качестве импульсивно реагирующего, но далее развивается и заканчивается как Ме, поскольку оказывается под влиянием социо-культурных факторов. I дает импульс к движению психической жизни; Ме направляет его в определенные рамки.
Карл Роджерс ситал, что ммногочисленные психологические эксперименты показали, что чем тщательнее мы проверяем свои теории и объясняем, почему они могли быть истинными, тем в большей степени мы становимся, закрыты для информации, которая способна пошатнуть наше мнение. Неверно мнение о других людях и даже о самом себе может продолжать существовать даже после дискредитации.
Глава 2. Социальная и психологическая природа самооценки
2.1. Я в социальном мире
Я в социальном мире определяется: Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженное с их оценкой, а так же совокупность установок, направленных на самого себя.
Я-конценция представляет собой составляющую, связанную с отношением к самому себе или к каким-то отдельным своим качествам, и называют это самооценкой, или принятием себя.
Я-конценция определяет то, что собой представляет индивид, то, что он думает о себе, как он смотрит на свою деятельность и на свои возможности развития в будущем. Представление индивида о самом себе, чаще всего кажутся ему убедительным, независимо от того, основываются ли представления на объективном знании или субъективном мнении или независимо от того, являются ли они истинными или ложными.
Качества, которые мы приписываем собственной личности: они далеко не всегда объективные и с ними не всегда готовы согласится др. люди, чаще всего мы пытаемся себя охарактеризовать с хорошей стороны и всегда здесь присутствует, сильный, личностный, оценочный момент. Самооценка большинства людей обусловлена стереотипами, бытующими в той или иной среде. Я-концепция. Формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важны для человека контакты со значимыми для него людьми, Эти люди определяют представление индивида о самом себе.
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Согласно оценочной составляющей Я-концепции качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие, на первый взгляд, объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде. Например, чрезмерная полнота повсеместно считается нежелательной, и люди, кажущиеся себе слишком толстыми (хотя, может быть, они вовсе не являются таковыми в глазах других), нередко приходят к ощущению своей неполноценности. Ибо человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Я на свою личность в целом.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостаткам и, является социально неадекватным (даже ее/т ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающее его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной Я-концепции могут возникать серьезные затруднения. Даже эмоционально нейтральные, на первый взгляд, характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такой малозначимый элемент Я-концепции, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с престижностью данного района в глазах определенной социальной группы. В самом деле, мужчина вы или женщина, сопутствует вам успех или вас преследуют неудачи, спортсмен вы пли болельщик, обладаете высоким или низким ростом — все эти характеристики, как и множество других, содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является ваша субъективная интерпретация реакции других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Аффективная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Человек усваивает оценочный, смысл различных характеристик, присутствующих в его Я-концепции. При этом усвоение новых оценок может изменят значение усвоенных прежде, например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье вообще имеют благоприятный социальный резонанс.
Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. «Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях. Например, слова «скучный», «ленивый» содержат имманентную негативную оценку, в то время как «умный», «смелый», «надежный» — позитивную. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.
Есть три момента, существенных для поднимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть.
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, выражение установки в поведении модификации или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.
Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом особенность Я-концепции как комплекса установок заключаться лишь в том что объектом в данном случае является сам носитель установки благодаря этой само направленности все эмоции и оценки связанные с образом Я являться очень сильными и устойчивыми.
2.2. Психологическая природа самооценки
Самооценка является одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека. От самооценки зависит характер взаимоотношений человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм социальных крнтактов, ориентаций и ценностей преобразуемый в оценку личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей (Д.И.Фельдштейн 1994,В.В.Столин 1983, И.И.Чеснокова 1977).
- Место самооценки в структуре личности.
Проблема личностного становления с давних пор была одной из приоритетных в рамках наук о человеке. Актуальность этой проблемы объясняется необходимостью индивидуализации воспитания и обучения на основе учёта не только объективных факторов, детерминирующих развития, но субъективного мира формирующейся личности.
Первые эмпирические исследования самооценки, начавшиеся уже в XIX в., развивались преимущественно в рамках психологии личности и возрастной психологии, ставя своей задачей реконструкцию онтогенеза сознательного «Эго» путем непосредственного наблюдения за детьми, анализа детских сочинений и юношеских дневников. Эти исследования содержали немало ценных наблюдений, но были в большинстве случаев описательными, слабо связанными с какой-либо теорией. Такое распространенное в психологии направление, как бихевиоризм, не считало самооценку серьезной научной проблемой, а персоналистская психология скептически относилась к возможности ее экспериментального исследования. Кризис этих крайних ориентации способствовал возрастанию научного интереса к данной тематике. Достаточно сказать, что с 1940 по 1970 г, в мире было опубликовано свыше 2 тыс. психологических исследований, посвященных проблеме «Я», и число их продолжает увеличиваться.
Предметом таких исследовании чаще всего являются структура и компоненты «образа Я» (в каких понятиях индивид воспринимает и описывает себя, какие свойства своего организма и личности он осознает более, и какие менее отчетливо, как сочетаются друг с другом отдельные компоненты этого образа), затем те психические процессы и операции, при помощи которых индивид осознает, оценивает и концептуализирует себя и свое поведение, и, наконец, психологические функции самосознания (насколько адекватны «образ Я» и частные самооценки, и какую роль они играют в саморегуляции поведения личности).
В зарубежной психологии имеется несколько различных подходов к этой проблеме.
Невозможность составить целостный «образ Я» из отдельных самооценок породила попытки психологов представить «Я» как некое структурное единство, связанное со всеми другими аспектами личности. Такова, например, теория 3. Фрейда [62], согласно которой психика личности включает в себя три генетически и функционально различных компонента – «Оно», «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Супер-эго).
«Оно» представляет собой резервуар бессознательных психических влечений и импульсов, является единственным источником психической энергии и руководствуется только «принципом удовольствия». Но безоглядная тяга к наслаждению, без учета реальных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому, как считает Фрейд, в процессе онтогенеза у индивида формируется «Эго» — сознательное начало, действующее на основе «принципа реальности» и выполняющее посреднические функции между иррациональными стремлениями «Оно», необходимостью физического мира и требованиями общества. Третий компонент, «Супер-эго», возникает на основе «Эго» и воплощает в себе усвоенные индивидом моральные запреты и нормы, внушенные ему в детстве; это, так сказать, интериоризованная, перенесенная внутрь личности, моральная цензура. Кроме «Супер-эго», истоки которого, по Фрейду, лежат в негативных санкциях — наказаниях, запретах, родительской строгости, он выделяет положительный «Эго-идеал» — особую часть «Эго», вырастающую из положительных идентификаций ребенка с заботливыми, любящими родителями или заменяющими их лицами. Если «Супер-эго» определяет, чем человек должен быть, то «Эго-идеал» детерминирует, каким человек хочет стать, кому он подражает. Хотя «Эго-идеал» может видоизменяться, его основы, заложенные в детстве, остаются неизменными, на всю жизнь, предопределяя характер эмоциональных, привязанностей личности, которая всегда ищет один и тот же образ своего «Я».
В психологии самооценка относится к числу сложнейших личностных образований изучение которого осуществляется в единстве с такими явлениями, как «Я», «Образ Я», «Я-концепция» и самосознание. Изучение работ, посвящённых интересующей нас проблеме, показало, что до сих пор предметом основных дискуссий, как в зарубежной, так и в отечественной психологии является попытка отождествления некоторыми исследователями таких взаимосвязанных, но изначально не идентичных понятий, как «Я-концепция» — «самосознание» – «самооценка»; «Я» – «образ Я».
В связи с этим, мы попытаемся определиться с содержанием каждого, имеющего непосредственное отношение к нашему исследованию, понятия.
- Понятие, виды и типы самооценки.
В отечественной психологии самооценка рассматривается как одна из сторон самосознания личности, как продукт её развития. (Б.Г.Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др.)
Психология раскрывает не только соотношение отдельных элементов самосознания, но и его динамику, стремится выявить факторы, влияющие на формирование «образа Я» и отдельных его компонентов (самооценки, самоуважения), а также то, как «образ Я», в свою очередь, влияет на поведение личности.
Простейшие исследования такого типа ограничиваются непосредственным сопоставлением «образа Я» с отдельными факторами, которые предположительно влияют на его формирование (например, выявление влияния на самооценку руководителя производственных условий, взаимоотношении с коллективом, успехов в работе вверенного ему предприятия, имиджа и т. д.).
Но никакая отдельно взятая группа условий и предпосылок не позволяет предсказать, каким окажется «образ Я» и, тем более, поведение личности. Эти условия и предпосылки преломляются в самосознании индивида не непосредственно, а только в совокупности с другими факторами и через их посредство. Так, уровень самоуважения руководителя невозможно вывести только из его производственных успехов или из его социального положения. Факторы, которые берутся в качестве предпосылок или детерминант самосознания (как, впрочем, и других черт личности), необходимо рассматривать не изолированно, а системно, причем обязательно в связи с деятельностью самого субъекта.
Однако самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, представляет собой не просто познавательный акт, но и выражает определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Испытуемые руководители, когда предстоит проверка их способностей, оценивают таковые гораздо ниже, чем в тех случаях, когда их самооценка будет принята на веру. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Неоднозначны и критерии самооценок. Индивид оценивает себя двумя путями:
1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и
2) путем сравнения себя с другими людьми.
Первая сторона дела нашла отражение в известной формуле У. Джеймса:
Самоуважение = Успех : Притязания
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Эмпирическая правомерность данной формулы Джеймса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, которые свидетельствуют, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.
Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность.
Когнитивные аспекты самооценки тесно связаны с эмоциональными. Снижение общей самооценки под влиянием экспериментальной неудачи сопровождается у некоторых, испытуемых появлением мыслей о смерти, а удачная проверка высоко ценимой способности вызывает значительное повышение уровня самооценки других качеств. По некоторым данным, повышение общего самоуважения под влиянием частного успеха встречается чаще, чем его понижение вследствие неудачи.
Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и самому себе»[26;45;56]. Самооценка, таким образом, выступает основным ядром личности, является важнейшим регулятором поведения, и, поэтому, вне индивидуальности и личности она не может быть рассмотрена.
Впервые к изучению самооценки и выявлению проблем связанных с этим психологическим образованиям личности, обратились зарубежные исследователи.
Так исследования С. Куперсмита (1967) позволили ему первоначально выделить пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основании которой им осуществлялась классификация испытуемых на различные подгруппы. В дальнейшем С.Куперсмит ограничился использованием только трёх форм самооценки: низкая, средняя и высокая. Но они, как это выяснилось позднее, оказывались недостаточно валидными и не отражали действительной дифференциации. При этом под самооценкой он понимал присущее индивиду чувство собственной ценности, показателем которой для социума служит определённая реакция самого индивида на окружающее.
Им была обнаружена следующая закономерность: уровень самооценки детей напрямую зависит от уровня самооценки родителей.
Рассмотрение самооценки как определяющего компонента образа «Я» личности, составляет основу классической концепции В.Джеймса (1902) от актуализации идеального «Я». Понятие «самооценка» в интерпретации В.Джеймса, отождествляется с понятием самоуважение и характеризуется соотношением реальных достижений индивида с тем, на что он претендует, расчитывает, то есть с уровнем потенциальных успехов, которые индивид намеревается достичь.
Для достижения сохранности чувств и самоуважения у человека могут быть на выбор два противоположных пути: в одном случае, имеет смысл приложить максимум усилий для достижения успеха, что не для любого является посильной задачей; в другом – осуществить попытку снизить уровень собственных притязаний, что позволит сохранить самоуважение даже при весьма скромных успехах. Наиболее результативным и рациональным способом сохранения самоуважения, по мнению В.Джеймса, является первый путь, либо предельная ориентация на него.
Огромную, по своей сути и значимости, работу по систематизации достижений западной науки в области изучения самосознания личности, проделал Р.Бёрнс [12].
Анализ научных трудов и собственные исследования позволили ему сформулировать более системное понятие самооценки.
Самооценка рассматривается Р.Бёрнсом как основная структурная единица, составляющая такую целостность, как «Я-концепция, содержание которой исследователь относит к одному из наиболее важных результатов социализации,оказывающей непосредственное влияние на реакции человека в повседневной жизни. Наиболее важными, в целях понимания психологической сущности самооценки, Р.Бернс считал 3 момента
- степень сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я»
- уровень интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его идентичности;
- собственно субъективность самооценки как показатель уровня сформированности личности.
В целом, Р.Бернс со всей очевидностью показал, что генезис самооценки есть процесс динамичный, не усваивающийся раз и навсегда оконченным, постоянным, застывшим.
Источником оценочных значений всего спектра представлений индивида о себе является, указывает Р.Бернс, во-первых, социальное окружение индивида, в котором оценочные значения нормативно фиксируются в языковых эквивалентах, заданные изначально как принимаемые или непринимаемые; во- вторых, социальные реакции на различные проявления индивида и его самонаблюдения. [12, 35.]
В концепции К. Роджерса большое внимание уделено процессу формирования самооценки и роли самооценки в развитии личности. Именно самооценка, по утверждению исследователя, обеспечивает ориентацию индивида в социальной среде и согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями – в этом заключается ее основная функция.
Неофрейдизм. К. Хорни [63], Г. Салливан, рассматривая социальные и социокультурные предпосылки развития самооценки личности, собственно социальную среду понимали как исходно враждебную человеку, его потребностям и стремлениям. Согласно их взглядам, самооценка складывается под давлением постоянного конфликта между внутренними побуждениями субъекта и внешними запретами. Формирование адекватной самооценки невозможно в принципе, а прелставление человека о самом себе изначально является неполным и искаженным. В целом же функция самооценки сводится неофрейдистами до уровня приспособления индивида к окружающей среде.
Теоретический анализ работ зарубежных исследователей, посвященных интересующей нас проблеме, позволил сформулировать следующие выводы. На наш взгляд, понимание сущности Я-концепции, каковой она показана в ряде литературных источников, отражает, в большей мере, набор описательных представлений индивида о себе. В реальности часть Я-концепции может быть окрашена как положительно, так и отрицательно, а часть может быть абсолютно нейтральной. Самооценка, и это показано в ряде работ отечественных ученых (Асмолов А.Г. 1990, Столин В.В 1983, Кон И.С. 1978, Фельдшейн Д.И. 1994, Мерлин В.С. 1990, Орлов Ю.М. 1987, Липкина А.И. 1976) в первую очередь предполагает осуществление оценочных операций; данный момент принципиален и указывает на то, что самооценка входит в структуру Я-концепции, а не наоборот. И именно по этим принципам они ни в коей мере не могут полностью отождествляться.
Сущность самооценки, по мнению М.Г. Ярошевского [71], состоит в интеграции представлений субъекта о самом себе, которые не всегда бывают осознанными, но их осуществление всегда происходит на основе сопоставления собственных качеств с особенностями других людей, с его притязаниями и собственным проектом самореализации. Подчеркивая детерминацию самооценки личности социальными отношениями, Л.И. Божович [16, с. 359] отмечала, что познание других не толькуо опрежает познание самого себя, но и служит для него источником и опорой, т.е. сравнение и сопоставление себя с другими есть общепризнаный критерий самооценки. И.С. Кон [32], исследуя аппарат самооценки, заметил следующую закономерность: индивид может оценивать себя не только совокупно, но и частично, т.е. фиксировать внимание на каком-либо своем качестве, свойстве, черте и т.п. Это наблюдение позволило ему прийти к выводу о том, что самооценка может быть общей и частной (конкретной).
Общая самооценка, отмечает И.С. Кон, отражает целостное отношение человека к самому себе, его принятие или непринятие себя. Частная самооценка отражает отношение человека к результатам своей деятельности, личностным чертам и т.п. Именно она, считает исследователь, тесно связана с уровнем притязаний, т.е. со степенью трудности задач, которые человек выбирает для себя в той или иной области деятельности.
Д.И. Фельдштейн, изучая структуру самооценки, расширил исходный диапазон характеристик, выделил различные комбинации, определяющие направленность той или иной формы самооценки. Им выделены следующие специфические для самооцекни параметры:
1. Устойчивость – лабильность
2. Точность (адекватность)
3. Знак
4. Полнота.
А.А. Степанов выделяет в структуре самооценки такую категорию, как социально – психологическая рефлексия, имеющую, по его мнению, немаловажное значение в формировании адекватных межличностных отношений. Под социально – психологической рефлексией он понимает способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими людьми. В рефлексии отражается понимание собственных притязаний субъекта во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими.
По мнению В.С. Юркевич [70], точность, реальность как основная характеристика самооценки влияет на ее знаковое (в психологическом смысле — эмоциональное) выражение. При исследовании самооценки ею сделан вывод о том, что в самооценке находит отражение представления индивида не только о чем-то уже достигнутом, но и о том, к чему он стремится. Проект, понимаемый исследователем как процесс прогнозирования индивидом своего будущего, может характеризоваться недостаточной совершенностью, но именно он играет значительную роль в саморегуляции поведения индивида в целом. На саморегуляцию индивида, в свою очередь, оказывает влияние и та информация, которую он узнает о себе от других, и его все возрастающая собственная активность, направленная в русло осознания своих действий и личностных качеств.
Анализ литературных источников показал, что не менее значимым структурным элементом самооценки являются притязания личности. Понятие притязания было введено в психологию К. Левиным (1935).
Притязания выражают отношение человека к миру, к людям на основе того или иного отношения к себе. Уровень притязаний, по Ф. Хоппе, есть тот уровень трудностей, который представляется человеку не только достяжимым, но и наиболее привлекательным. Это исходная позиция, с которой индивид приступает к выполнению деятельности.
Таким образом, уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудностей, возникающих на пути достижения общей цели будущих действий индивида; во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, связанный с результатами прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности [34].
Большинство исследователей (И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева и др.) отмечают, что неадекватная оценка является первопричиной возникновения конфликта между притязаниями индивида и его реальными возможностями, что, в свою очередь, может приводить к «психическим срывам», а в некоторых случаях попрождать довольно устойчивые личностные деформации. Показателем наличия у человека реалистического уровня притязаний и адекватной ему самооценки является уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, продуктивность деятельности и критичность в оценке достигнутого результата [57].
Таким образом, совершенно справедливо отмечается, что самооценка влияет на выбор субъектом способа своего поведения всамых разнообразных обстоятельствах.
Исследования зарубежных и отечественных ученых показали, что на самооценку и притязание оказывают влияние социальные и социокультурные условия, в частности, референтные группы. Под влиянием рефрентных групп личность сверяет свои резльтаты с их эталонными показателями, на основе чего и возникает собственная шкала требований к себе (Р. Берн 1986, И.С. Кон 1984, И.Е. Цасимо 1994, Б.С. Братусь, 1994, А.В. Петровский 1990, В.В. Абраменкова 1978 и др.).
Результат не сам по себе определяет уровень притязаний, а только посредством сравнения его с какими-либо нормами, требованиями, оценками.
Как зарубежные, так и отечественные психологи, изучающие феномен самооценки, сходятся во мнениях о том, что ее содержание, как и содержание Я-концепции, в целом может и должно изменяться с возрастом, а точнее, расширяться. Но, несмотря на закономерные изменения индивида на протяжении всего процесса его развития и независимо от возраста человека, наиболее значимыми являются 2 момента: роль обратной связи и роль значимых других. Обобщая результаты исследований отечественных психологов в области изучения аппарата самооценки, мы попытались, опираясь на принцип целостности системы, структурировать показатели отношения личности, характеризуемой определённым пиком самооценки к эталону.
Таблица 1.
Уровень проявления. |
Позиция индивида. |
Высокий (адекватная самооценка) |
Идеал достигаем, и Я стремится к нему. |
Средний (адекватная самооценка) |
Я могу достичь кое-чего в жизни, если захочу этого. |
Низкая (адекватная самооценка) |
Я многого не умею, да этого и не надо. |
Заниженная (неадекватная) |
Я, наверное, никогда не достигну идеала. Я ничего не умею и ни на что не способен в жизни. |
Завышенная (неадекватная) |
Я стремится к великим целям и почти достигает идеала (эталона.) Я и есть идеал во всех отношениях. |
Главная функция самооценки состоит в том, что она регулирует отношения человека с социумом, но при этом предполагает и сохранение самобытности субъекта.
Таким образом, под самооценкой мы будем понимать систему устойчивых компонентов, к которой, прежде всего, относятся «идеальное Я», рефлексия и целеполагание, — обеспечивающих адекватное выполнение функции регилирования отношений индивида с социальной средой при сохранении собственной самобытности. Все сделанные выводы можно представить в таблицах. Дифференциальные показатели самооценки.
Таблица 2
Показатели |
Проявления. |
Динамика. |
Прогресс. Регресс. Статика. |
Подвижность. |
Устойчивая (стабильная), Лабильная (неустойчивая).
|
Полнота. |
Общая(целостное отношение к себе как к совокупности различных аспектов «Я».) Частная или конкретная (имеющая отношение к одному из аспектов «Я». А) физическому. Б) социальному. В) умственному Г) эмоциональному. |
Уровень. |
Реалистический:а)высокий.б)средний.в)низкий Нереалистический:а)завышенный б)заниженный. |
Точность. |
Адекватная (объективная.) Неадекватная.(необъективная) |
Согласованность. |
Согласование с реальным поведением. Рассогласование с реальным поведением. |
Степень сформированности. |
— Сформулированная и отчётливо выраженная. — Инфантильная (частично – сформированная) — Несформированная. |
Рисунок 2. Структура самооценки
2.3. Проблема психологии самосознания личности
Понятие “самосознание личности” – одно из фундаментальных категорий психологической науки. Следовательно, анализ психологической сущности самосознания личности предполагает изучение его как многоуровневой системы, имеющий свою собственную содержательную и функциональную структуру.
Так, В.В.Зеньковский [27], развивая взгляды своего идейного предшественника Дж. Болдвина, рассматривал генезис самосознания в единстве со становлением социального сознания. На основе эмпирических исследований он выделяет наличие 3-х идентичных фаз, которые в своём развитии проходит самосознание:(1) Проективная фаза как и сознание внешнего облика других людей; (2) Субъективное – “Открытие самого себя для себя”, то есть осознание своего внутреннего мира, непосредственно недоступного другим людям; (3) Эиективноя фаза — открытие в других людях внутренней жизни. Cубъективное самосознание, считал В.В.Зенниковский, ни в коей мере ни устраняет проективного, напротив, именно оба вида в их единстве и неразрывности (но не тождественности и слитности), являются друг для друга питательной средой. В дальнейшем, полагает исследователь, сочетание проективной и субъективной характеристик возвращается к своей изначальной стадии – к социальному сознанию, трактуемому им как своеобразное «психическое лоно», в недрах которого происходит зарождение проективного самосознания и возникает потребность в раскрытии смысла внутренней жизни, субъективного мира, окружающих его людей.
Этот момент свидетельствует о наступлении стадии “ эиективации”. Под эйектами исследователь понимал специфические образы той внутренней жизни, которую индивид приписывает другим людям на основании своей внутренней жизни. Понимание В.В.Зеньковским сущности проективной характеристики тождественно понятию “самооценка’’ в ее психологическом содержании, которое используется в современной науке.
Подобная позиция отождествления основных понятий имеющих отношение к проблеме самосознания, свойственное ряду других учёных – Р.Бёрнсу (1986), К.Роджерсу (1994), Ж.Годфруа и др. Например, анализ концептуальных положений Р.Бернса показал, что самосознание он идентифицирует с глобальной Я-концепцией, а первичную Я-концепцию (понимаемую им в узком смысле слова) отождествляет с самооценкой [12].
А.Н.Леонтьев полагал, что самосознание есть «результат, продукт» становления человека как личности. Психологическая проблема «Я», считает А.Н.Леонтьев, возникает, как только мы задаём вопрос о том, к какой реальности относится всё то, что мы знаем о себе, и всё ли, что мы знаем о себе, относится к этой реальности. Таким образом, анализ деятельности и сознания неизбежно приводит к рассмотрению человеческого «Я» как включенного в общую систему взаимосвязи людей в обществе [35].
Самосознание, считает Ю.М.Орлов (1887),представляет собою некое действие, акт, с помощью которого всё, что воспринимается человеком, он относит к своему «Я».
Собственно отнесение, по мнению Ю.М.Орлова, осуществляется на основе механизма идентификации. «Любые действия – и предметные, и психические – могут выступать в качестве действий, направленных на соотнесение с «Я», и тогда они выступают в качестве действий реализации самосознания» [44;45;46].
По И.С. Кону (1978,1984,1989) самосознание – это психический процесс, благодаря которому субъект не только формирует собственную индивидуальность, но и осознаёт её, как некоторую устойчивую, более или менее определённую единицу, которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций. [31,с 56].
В качестве важнейших компонентов самосознания И.С.Кон выделяет самооценку, самоуважение, эмоциональное самочувствие, самоотношение, кот, по его мнению, довольно тесно коррелируют между собой, обуславливая друг друга, тем самым, оказывая соответствующее влияние на характер социального поведения индивида.
К.А. Абульханова-Славская (1991) определяет самосознание личности как операциональный аспект становления социального сознания. Она считает, что в формировании самооценкиличности интерпритации играет одну из важнейших ролей: благодаря ней индивид оказывается способен осуществить акты целеполагания и формулировать их смысл для себя и др. [2].
Я концепция — имеет структурно — динамический характер. Образ Я складывается из когнитивных составляющих установок: статусные, имущественные, ценностные характеристики и в целом эти установки находятся в определенной иерархии (для кого то деньги важнее чем водка).
1. Социокультурные стандарты и нормы социального окружения (пример: если ты воспитывался в среде ненормативной лексики, вряд ли тебе будут резать слух, некоторое выражения).
2. Социальная реакция других людей к индивиду, их субъективная интерпретация
3. Индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Индивид реализует 2 процесса самооценки:
Сравнение я реального — с я идеальным.
Сравнение я реального — с процессом я социальным или я зеркальным.
1. Представление о своем теле
2. Язык — развивающая способность выражать словами и формировать представление о себе и др. людях.
3. Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других, о себе (значимые другие — учителя, друзья, т.е. мнение близких о себе).
4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение с связанной с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина).
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ya-kontseptsiya-lichnosti/
1. Аксененко С.Е. Осознание конфликтных ситуаций и общение. – Краснодар, 1975
2. Альбуханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1999
3. Альбуханова – Славская К.А. О судьбе психической деятельности. – М., 1973
4. Ананьев Б.Г. Избранные труды в 2-х т.- М: Педагогика,2000
5. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал – 1981, т. 2, № 2, с. 18 – 19
6. Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 2002
7. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В сб. Психология формирования и развития личности. –М., 1999
8. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа М: МГУ,2000
9. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: МГУ, 1996
10. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе и пути их преодоления. Дисс. – М., 2001
11. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. – М.: Форум, 1995
12. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 2002
13. Безносов С. П., Бородко А.А., Михеева С.М. Исследование самооценок ИТР. – Л.,1977
14. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 2005
15. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Воронеж, 2000
16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1998
17. Бородкин Ф.Н., Коряк М.М. Внимание: конфликт – Новосибирск, 1999
18. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности. – М.: Наука, 1996
19. Бурменская Г.В., Каройанова О.А., Лидеро А.Г. Возрастно – психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: МГУ, 2000
20. Гришина Н.В. Психология конфликта. – С-П.: Питер, 2001
21. Демина Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности старших школьников. Автореф. канд. дисс. — Ярославль, 1974
22. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровской – Мю: Педагогика, 2001
23. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – С-П.: Питер, 2001
24. Ершов А.А. Социально — психологические аспекты конфликтов. В сб. Социальная психология и социальное планирование. – Л., 2003
25. Ершов А.А. Личность и коллектив. – Л., 2002
26. Захарова А.В. Структурно – динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989, №1
27. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995
28. Ковалев А.Н. К обоснованию методики исследования индивидуальных особенностей принятия решений в конфликтных ситуациях // Вопросы психологии, 1981, №4, с. 127 – 131
29. Коломинский Я.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. Автореф. канд. дис. – М.,1972
30. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск,1969
31. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Политиздат, 1980
32. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978
33. Кузьмина З.В. Исследование особенностей самооценки личности в условиях успеха и неудачи. Автореф. канд. дисс. – М., 1973
34. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 2002
35. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1983
36. Лешинская Е.А. Диагностика и коррекция коммуникативных трудностей у младших подростков. Автореф. канд. дисс. – Киев, 1992
37. Липкина А.И. Самооценка школьника М.: Знание,1976
38. Липкина А.И. Рыбак А.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М, 1968
39. Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 2004
40. Мейли Рошар. Структура личности. В кн. Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, вып. 5, М., 1975
41. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. В кн. Проблемы экспериментальной психологии личности, вып. 6, Пермь, 1970
42. Мерлин В.С. Структура личности: характер, склонности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу.- Пермь П.Г.Г.И.1990 – 109с.
43. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / под ред. Климова Е.А. – М – Воронеж, 1996
44. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. – М., 1995
45. Орлов Д.М. Самосознание и самовоспитание характера – М.:Просвещение,1987
46. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 2004
47. Пантилеев Е.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная сторона. – М.: МГУ, 1991
48. Психологический словарь./ Под ред. А.Н. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., Политиздат, 2000
49. Психология конфликта. Хрестоматия. – С-П.: Питер,2001
50. Психология самосознания / под ред. Райгородского Д. Я. – Самара: Бахрах – М, 2000
51. Психология с человеческим лицом / под ред. Леонтьева Д.А., Щур В.Г. – М.,1997
52. Роджерс К. Теория терапии личности и интерперсональных отношений, разработанная в схеме клиент-центрированной терапии./ Ун-т штата Висконсии. Пер. Н. Назаревич – б.г.
53. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М. 2004
54. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. – М.: Наука, 1946
55. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – Москва – Воронеж, 1995
56. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. – Краснодар, 1995
57. Синягин Ю.В., Немов Р.С. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности. // Психологический журнал. – 1987, т.8, №1
58. Слободчиков А.Т., Исаев Н.К. Психология человека. – М., 2003
59. Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. – М.: Просвещение, 1982
60. Столин И.И. Самосознание личности. – М.: МГУ,1983
61. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности – М. НПА.1994
62. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.2000
63. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Прогресс,1993
64. Цуканова Е.В. психологические трудности межличносткого общения. – М., 2004
65. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. – М.: Наука, 1981
66. Чеснокова И.И. Проблема самосознания психологии. – М.: Наука, 1977
67. Чеснокова И.И. Самосознание личности. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974
68. Шкаль А.И. Социально – психологические механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива. Дисс. – Киев, 1990
69. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск: Принтер, 1993
70. Юркевич В.С. Выполнить себя. // Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология», номер 5, 1990
71. Ярошевский М.Г. Психология в 20-м столетии. — М.: Политиздат, 1971