Введение, Актуальность курсовой работы
Естественная предпосылка взаимосвязи различных сторон воспитания — единство физического и духовного развития человека — со всей очевидностью раскрыта научной философией (принцип материалистического монизма) и фундаментальными конкретными исследованиями материальной основы психики. Но эта предпосылка сама по себе не обеспечивает органической взаимосвязи всех факторов, влияющих на развитие человека в процессе воспитания. Реальный вклад каждого отдельного вида воспитания во всестороннее развитие личности существенно зависит от того, насколько умело, последовательно и целеустремленно воспитатель использует эту объективно существующую предпосылку для соединения различных сторон воспитания ради достижения единой цели. Иначе говоря, лишь в результате комплексных мер, целенаправленно реализующих связи между различными сторонами воспитания, каждая из них приобретает действительно полноценное значение для личности и общества, органически включаясь в общую систему воспитания.
Уже было показано, что физическое воспитание объективно воздействует не только на физическое, но и на духовное развитие человека. Средства и методы физического воспитания, закономерности обучения движениям и воспитания физических способностей позволяют эффективно решать ряд задач, относящихся к содержанию нравственного, волевого, эстетического и интеллектуального воспитания. Но опять-таки эти возможности остаются лишь возможностями, если не реализовать их путем соответственно направленной деятельности. Причем ее социальная ориентация в решающей мере, зависит от содержания нравственного воспитания, которое в наших условиях преследует цель формирования сознания и поведения человека в духе моральных принципов общества и общечеловеческих этических норм. [4]
На современном этапе особое значение придается формированию активной жизненной позиции его членов на основе комплексного подхода, предусматривающего, прежде всего органическое соединение трудового и нравственного воспитания во всех сферах воспитательной работы. Комплексный подход позволяет в полной мере использовать и те большие возможности, которые предоставляет физическая культура и спорт для решения общевоспитательных задач, сделать физическую культуру и спорт более эффективными средствами воздействия общества на формирование духовного и морального облика человека, а вместе с тем повысить и их общую действенность как факторов всестороннего гармонического развития личности, подготовки к высокоактивному творческому труду и защите Родины. [6]
Роль личности в развитии общества
... крупных подсистем в этой цепочке является общество и группы людей наиболее активно участвующих в деятельности системы управления. Так какова же роль общества и личности в этой цепочке ? Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как ...
Цель курсовой работы:, Задачи курсовой работы
.выявить воспитательные функции специалиста физического воспитания и активность воспитываемых;
2.раскрыть сущность нравственного, идейно-политического и трудового воспитания;
.провести краткий анализ интеллектуального и эстетического воспитания;
.раскрыть способы воспитания воли и самовоспитания в процессе физического воспитания.
физическое воспитание физкультурный коллектив
Практическая значимость
1. Ведущая роль воспитателя и активность воспитываемого
1.1 Воспитательные функции специалиста физического воспитания н требования к его личности
Как и любой педагог, учитель физической культуры, преподаватель физического воспитания, тренер инструктор, методист призваны решать широкий круг задач по всестороннему гармоническому развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции специалиста физического воспитания, следовательно, далеко не исчерпываются руководством физическим образованием и воспитанием физических способностей; он несет ответственность перед обществом за воспитание полноценных членов общества — активных деятелей общественного развития. Отсюда вытекают и требования к личности самого специалиста физического воспитания.
Общие требования к воспитателю сжато выражены в известном афоризме: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. или, по крайней мере, всеми силами к тому стремиться!». В силу самого существа функций, которые берет на себя специалист физического воспитания и которые доверяет ему общество, он должен обладать, прежде всего такими качествами личности и чертами характера, какие дают моральное право быть воспитателем. [1]
Разумеется, чтобы «уметь воспитать своим предметом» (К — Д. Ушинский), специалисту физического воспитания необходимо досконально знать и любить свое дело, быть отлично теоретически, методически и физически подготовленным, обладать определенным спортивно-техническим мастерством. В принципе, чем выше квалификация специалиста и чем шире круг усвоенных им профессиональных знаний, тем больше у него возможностей для высококачественного решения воспитательных задач.
Современного передового специалиста физического воспитания характеризуют широта кругозора, основанного на ясном диалектико-материалистическом мировоззрении и фундаментальных общенаучных знаниях, глубокое понимание основных закономерностей профессиональной деятельности, ее принципов и перспектив развития, умение адекватно применять свои знания на практике. Лишь такой специалист (в противоположность узкому практику, которого Н.И. Пирогов метко назвал «грубым эмпириком») способен в наше время полноценно решать сложный комплекс воспитательных проблем.
Стремительно повышающийся уровень развития физической культуры и спорта в условиях научно-технического прогресса предъявляет все более высокие требования к специалисту физического воспитания, причем не только к его профессиональной подготовленности, но и в не меньшей мере к его личностным качествам. Это особенно отчетливо видно в области спорта высших достижений.
Воспитание физических качеств дошкольников
... воспитания физических качеств и формирования двигательных действий у детей 3-6 лет 1.1 Воспитание физических качеств в дошкольном возрасте как процесс и результат занятий физическими упражнениями В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств. Воспитание физических качеств ...
1.2 Активность воспитываемого как фактор формирования личности
Известно, что становление человека как личности невозможно без самоактивности, т.е. активной деятельности, в процессе которой выявляются, формируются и развиваются его личностные качества. Неверно было бы поэтому рассматривать личность лишь как объект воспитания, в не меньшей мере она является и субъектом воспитания, особенно самовоспитания.
Преобразование общественных отношений способствует повышению активности личности во всех сферах жизнедеятельности, хотя у разных индивидов она и проявляется по-разному, что зависит как от особенностей индивидуального развития, так и от конкретно складывающихся условий жизни и воспитания. Сфера физической культуры и спорта в определенном отношении предоставляет особенно благоприятные условия для проявления жизненной активности. Сама природа средств физического воспитания, необходимость регулярного преодоления трудностей в процессе физического совершенствования, стимулирующая роль спортивных состязаний и достижений — все это и многое другое требует возрастающих проявлений активности личности и тем способствует ее развитию. [4]
Весьма существенное значение в этой связи имеет оптимальное соотношение ведущей роли воспитателя, самостоятельности и активности воспитываемых. Подчас его ведущая роль понимается слишком прямолинейно, упрощенно, и тогда процесс обучения и воспитания приобретает догматический характер, не совместимый с интересами формирования активной личности. Вместе с тем активность воспитываемых оправдана лишь постольку, поскольку она не исключает ведущей роли воспитателя во всем, что относится к достижению главной цели воспитания. Гармоническое соотношение направляющей роли воспитателя и сознательной активности воспитываемых ведет к постепенному перерастанию воспитания в самовоспитание. При этом в самовоспитании получает свое логическое завершение процесс становления личности, ее духовного созревания и самоутверждения.
1.3 Воспитывающая роль физкультурного коллектива
Коллектив, по выражению А.С. Макаренко, «главнейшая форма воспитания», «лаборатория воспитания». Это справедливо при определенных условиях и в отношении физкультурных коллективов: школьного коллектива физической культуры, спортивного клуба, спортивной команды, спортивной секции и т.д.
Внутри них образуются так называемые малые группы как формы особенно тесного общения. Именно в этих группах в первую очередь складываются начальные межличностные, групповые и более широкие социальные связи, существенно влияющие на поведение членов коллектива и их социальное формирование. Физкультурный коллектив может стать одним из решающих факторов усвоения социального опыта (социализации) и воспитания личности, если он хорошо организован, сплочен и добивается достижения целей, высокозначимых для всех членов коллектива. Понятно, что характер влияния коллектива на своих членов зависит от нравственных норм и отношений, на основе которых он возникает и функционирует. [8]
Взаимосвязь видов воспитания в процессе физического воспитания
... является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных ...
В формировании и жизни физкультурного коллектива велика роль самодеятельных начал, инициативы общественного актива, индивидуальных интересов и склонностей, что, однако, не исключает направляющих функций специалиста физического воспитания как при организации, так и в процессе функционирования коллектива. Проблема тут состоит в том, чтобы, не подавляя, а развивая самостоятельность коллектива и инициативу его членов, тактично управлять им, целесообразно меняя методы управления в зависимости от стадии его развития.
Воплощая принцип «воспитание в коллективе и через коллектив» (А.С. Макаренко), специалист физического воспитания призван умело оказывать свое влияние как на внутреннюю жизнь физкультурного коллектива, так и на его связи с более широкими формами коллективистских отношений, формирующих личность. Ведь физкультурник, спортсмен — член не только физкультурного (спортивного) коллектива, но одновременно и учебного или производственного коллектива, комсомольского, профсоюзного коллектива и т.д. Основные из них, как известно, непосредственно связаны с главными формами организации трудовой и общественно-политической активности. Ясно, что жизнь физкультурного коллектива должна гармонировать с жизнью основного коллектива и быть подчиненной ей в достижении главных целей. Причем роль физкультурного коллектива в социальном формировании личности возрастает в прямой зависимости от того, насколько органично он включен в общую систему воспитания и приобщен к основным интересам общественной жизни. [4]
2. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания
2.1 Нравственное и трудовое воспитание
Задачи и пути формирования идейных основ поведения, этических норм к навыков. Определяющее значение нравственного воспитания в общей системе воспитания человека обусловлено, как известно, первостепенной значимостью моральных устоев личности во всех ее социально оправданных жизненных проявлениях, равно как и кровной заинтересованностью ведущих сил общества в упрочении принятых в нем нравственных норм. На специалистов физического воспитания, равно как на всех работников сферы воспитания, возлагаются ответственнейшие задачи по превращению принципов социалистической морали, включая их общечеловеческое содержание, в глубоко освоенные нормы жизни людей, по воспитанию активных деятелей общественного развития — строителей и защитников нового общества. [2]
Задачи. В комплексе этих задач предусматривается:
·формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с идеалами высокой морали;
·воспитание моральных чувств, характерных для передовых членов общества и мирового сообщества (любви к своей Родине, чувств дружбы, товарищества, коллективизма, общественного долга, миролюбия, гуманизма, общечеловеческой солидарности и т.д.);
Нравственные привчки. нравственные привычки. «Воспитание ...
... формирование правильных моральных оценок. создание у детей практического опыта общественного поведения, 1. Воспитание нравственных привычек ; 2. Пример взрослого или других детей; 3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; 4. Организация совместной деятельности; ...
·формирование нравственного опыта, твердых привычек соблюдать этические нормы, навыков общественно оправданного поведения, в том числе применительно к конкретным нормам физкультурной, спортивной этики.
Содержание и пути реализации.
Наиболее существенные из этих мотивов выражаются в осмысленном стремлении к всестороннему гармоническому развитию, приобретению и совершенствованию всего, что определяет ценность человека как активного участника общественного прогресса. В данных мотивах органически соединяются интересы личности и общие цели воспитания, выражающие социальные потребности, что является главной основой глубоко содержательной и высокодейственной мотивации. Именно на этой основе обеспечивается направленное формирование и развитие мотивов занятий физической культурой, спортом в советской системе физического воспитания. Раскрывая глубокий общественный и личностный смысл физкультурной и спортивной деятельности, пробуждая в связи с этим чувства высокой ответственности и нравственного долга за достижение намечаемых целей, воспитывая в этой же связи твердую целеустремленность, трудолюбие, другие высоконравственные чувства и качества, специалист физического воспитания и формирует у занимающихся ту саму мотивационную основу, которая является неисчерпаемым источником свершений области физической культуры и спорта. [18]
Общие нравственные принципы конкретизируются в сфере физкультурной и спортивной деятельности в виде специфических этических норм, регулирующих поведение и взаимоотношения в этой сфере. Ряд таких норм составляет, в частности, так называемую спортивную этику. В своих общечеловеческих началах она имеет гуманный характер, что выражается в требованиях, обязывающих каждого, кто имеет отношение к спорту, вести себя так, как это достойно человека: честно соблюдать установленные правила состязаний, быть благородным в спортивном соперничестве, не прибегать к запрещенным или сомнительным способам достижения победы, уважать соперника и т.д. Усвоение и неотступное соблюдение таких этических норм является при определенных условиях одним из немаловажных конкретных путей нравственного воспитания. Это справедливо, однако, тогда, когда формирование их исходит из основных нравственных принципов общества и «выводит» к ним. Иначе говоря, нормы спортивной этики, как и любые частные этические нормы, нельзя (неправомерно) рассматривать как нечто находящееся вне коренных принципов общественной морали или тем более над ними. Этика физкультурников и спортсменов должна быть подчинена в конечном счете высшим формам общечеловеческих нравственных норм.
Эти требования далеко выходят за рамки самой физкультурной и спортивной деятельности. Превращение их в побудительные мотивы и нормы поведения происходит на основе формирования идейных убеждений, нравственных чувств и общей направленности личности в результате соответствующего воспитания. Причем в социальной ориентации личности особое значение имеет воспитание. Оно помогает уяснить закономерности социального развития, место и призвание человека в обществе, раскрывает суть явлений общественной жизни и актуальных задач, на решении которых сконцентрирована энергия всего народа, формирует на этой основе чувства гражданственности и общественного долга, мобилизует на активное участие в общественной жизни. Интегральным результатом соединения нравственного, идейно-политического и других видов воспитания должна явиться активная жизненная позиция. Именно она главным образом определяет социальную ценность личности.
По физической культуре «Принципы спортивной тренировки»
... Общепедагогические прин Эффективность спортивной тренировки тесно связана с целым рядом педагогических принципов обучения, отражающих основные закономерности обучения. Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципов. Общеметодические принципы — это отправные положения, ...
В решении рассмотренных задач особенно необходим комплексный подход. Специалист физического воспитания должен ясно понимать, что сама природа нравственности, пронизывающей все стороны жизни человека и общества, такова, что ее нельзя воспитать лишь отдельными «воспитательными мероприятиями». Только системное соединение всех основных факторов, формирующих личность, и неразрывная связь воспитания с жизненной практикой могут обеспечить полноценное решение этих задач.
Для реализации их в процессе физического воспитания и в непосредственной связи с ним используются многие общепедагогические методы (убеждения, побуждения, приучения, поощрения, порицания и т.д.), а также те специфические факторы и пути воздействия на формирование личности, какие предоставляют физическая культура и спорт. [17]
При формировании рациональных основ поведения в процессе физического воспитания, как и вообще в воспитании, важную роль играют беседы на этические темы, разъяснения и другие пути нравственного просвещения, убеждения. Непосредственно во время занятий физическими упражнениями специфика этого процесса (необходимость соблюдать определенный режим нагрузок и отдыха, не допускать простоев и т.д.) обязывает искать особенно емкие и лаконичные формы воспитательного воздействия словом. Но какими бы совершенными ни были они, в полной мере решить задачи нравственного просвещения только в рамках самих занятий физическими упражнениями невозможно. Развернутые беседы и диспуты на этические темы, обстоятельный разбор прошедших учебных или спортивно-тренировочных занятий и соревнований с четкой оценкой возникших в них этических ситуаций, другие специальные формы нравственного просвещения и убеждения должны составлять неотъемлемые звенья системы воспитательной работы специалиста физического воспитания.
Физическая культура и спорт предоставляют действенный материал для формирования нравственных представлений, чувств, навыков поведения. Не без основания физическую культуру и особенно спорт называют «школой эмоций», «школой воли», «школой воспитания». Но и здесь не следует забывать, что они сами по себе не воспитывают. Как и любые средства воспитания, физкультурная и спортивная деятельность дает желаемый воспитательный эффект в условиях педагогически нацеленного руководства. Обеспечивая его, специалист физического воспитания широко пользуется и такими путями, как воспитание через нравственный пример, через упражнение — приучение к этически оправданным нормам поведения и через систему регулируемых этических взаимоотношений в процессе физкультурной, спортивной деятельности.
Хорошо известно, сколь велико воспитательное значение яркого нравственного примера, в том числе примера высокого проявления моральных и волевых качеств лучшими нашими спортсменами как в соревнованиях, так и в созидательном труде и защите Родины. Такие примеры особенно сильно влияют на нравственные представления и чувства, вызывают потребность этически направленного подражания.
Художественно-эстетическая деятельность в ДОУ
... процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве" [Н. Варкки, 2003, 53]. Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности ...
Когда речь идет о воспитании через пример, то подразумевается, конечно, и личный пример самого воспитателя. [13]
Исключительно велики возможности, имеющиеся в физическом воспитании для формирования твердых этических норм и навыков поведения через упражнение, приучение. Не секрет, что в разрыве между словом и делом, между нравственными заповедями и их реальным воплощением кроется одна из распространенных причин недостаточной эффективности воспитания. Специфика физкультурной и спортивной деятельности такова, что она неизбежно ставит занимающихся перед необходимостью постоянно и твердо соблюдать практические поведенческие нормы, а следовательно, и вырабатывать соответствующие черты поведения (строго соблюдать установленный режим занятий физическими упражнениями и общий режим жизни, правила поведения на занятиях, правила игр и состязаний и т.д.).
Существенно при этом, что усвоенные нормы и навыки поведения проходят в процессе физкультурной и особенно спортивной деятельности жесткую проверку делом в условиях усложненных межличностных отношений. Так, в напряженных, эмоционально насыщенных ситуациях спортивных состязаний выявляются и испытываются на прочность как навыки поведения, так и связанные с ними черты личности.
Физкультурная и тем более спортивная деятельность вводит человека в сферу разнообразных межчеловеческих контактов, которые по мере накопления физкультурного опыта и роста спортивного мастерства расширяются и усложняются. Вначале это отношения главным образом между членами малых групп, составляющих низовые коллективы, затем — все более широкие отношения спортивного содружества и соперничества, отношения между большими спортивными коллективами, между спортсменами и судьями, спортсменами и болельщиками и т.д. Вместе с расширением и углублением таких контактов возрастает их роль в приобретении физкультурниками и спортсменами опыта нравственных отношений и в общем социальном формировании личности. На специалиста физического воспитания возлагаются весьма не простые задачи по регулированию этических отношений, возникающих на этой основе, направленному использованию их в целях воспитания. Очевидно, что эти задачи и усложняются пропорционально расширению сферы контактов. Успешно решить их можно лишь с опорой на коллектив и в единстве со всеми организациями, ответственными за воспитательную работу.
Эффективность нравственного воспитания определяется в конечном счете тем, насколько его результаты сказываются на поведении воспитываемых в реальных условиях жизненной практики. Этим объясняется важность систематического использования в процессе воспитания различных форм общественной активности, в том числе физкультурно-массовой и спортивной работы на общественных началах.
2.1.1 Единство трудового и физического воспитания
Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются, конкретнее говоря, следующими положениями.
Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности ...
... реферате на тему “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы: что было главным в деятельности Сухомлинского, ... гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, ... воспитания нового человека», «подготовки к жизни, к труду» вытеснялись установкой на ...
. Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. «Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д.». Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются функциональные аналогичные возможности.
На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует Двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности (например, навыки лазанья и перелезания на высоте у монтажника-высотника, умение свободно ориентироваться и перемещаться в безопорном положении у летчика), то оно является в таком случае, по существу, одной из форм, практического трудового воспитания.
Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, оно гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.
. Путь к физическому совершенству — это путь многолетнего упорного труда по преобразованию самого себя, своей «природы» — он проходит через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое воспитание неразрывно связано с нравственным и другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия, формирующим привычку трудиться с полной отдачей сил и развивающим созидательные способности. [1]
Понятно, какое значение имеет все это для трудового воспитания. Ведь в итоге его предусматривается не просто труд, а «труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд как потребность здорового организма».
. В советском физкультурном движении большое место отводится добровольному и безвозмездному участию физкультурных коллективов в общественной работе и общественно полезных делах, связанных с конкретными трудовыми операциями.
Существенно вместе с тем, что ряд видов физического труда как бы вливается в процесс физического воспитания, поскольку дает при соответствующей организации эффект, подобный эффекту физических упражнений: содействует развитию физических качеств и укреплению здоровья.
«ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
... ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Характеристика физических качеств Термины «физическое качество» и «двигательное качество» используются как равнозначные. Они определяют стороны двигательных возможностей человека. ... требующие высокого мышечного напряжения. Постоянная смена характера деятельности, изменчивость ситуации и условий игры, неожиданность приемов ...
. Трудовому воспитанию в процессе занятий физическими упражнениями содействует также систематическое выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением, экипировкой и т.д.).
Отмеченные и другие каналы органического соединения физического и трудового воспитания приобретают действительно существенное значение в формировании личности, если они наполняются глубоким содержанием, исходящим из идейных начал и нравственных принципов поведения, т.е. если приобщение к труду исходит не только из внешних организующих акций, но и все более из внутренних побуждений, основанных на идейных убеждениях и нравственных нормах. В этом опять-таки выражается ведущая роль нравственного воспитания, его идейно-политической и гражданственной направленности. [3]
2.2 Интеллектуальное и эстетическое воспитание
2.2.1 Линии умственного воспитания
В аспекте задач умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривается:
- обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;
- развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта.
Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана прежде всего с физическим образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.
Освоение их в конкретном приложении, т.е. в единстве с практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Эта линия должна быть «тесно связана с воспитанием познавательной активности и качеств ума, таких, как любознательность и пытливость, динамичность, гибкость и тонкость мыслительных операций (острота мышления), Для чего в процессе физического воспитания имеются немалые [5]
Передавая знании непосредственно и рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами, особенности которых обусловлены спецификой физического воспитания (лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и т.д.).
Это придает динамичность познавательной деятельности обучаемых. Но лишь такими методами, естественно, невозможно обеспечить оптимальную передачу развернутой системы знаний. Для этого необходимы общие формы и методы умственного образования, дополняющие процесс физического воспитания (развернутые сообщения лекционного типа, эвристические беседы, просмотры учебных кинофильмов, самостоятельная работа со специальной литературой и т.д.).
Наряду с этим необходимо всемерно оптимизировать познавательные процессы непосредственно по ходу занятий физическими упражнениями. Этому способствуют рассмотренные ранее специальные методы и приемы активизации мыслительных операции, связанных с осмыслением двигательных задач, анализом и коррекциями при их выполнении: методы наглядного и логического выделения «опорных точек», использование тренажерных устройств с обратной связью и точной количественной информацией, моделирование параметров движений на макетах и с помощью других технических средств, приемы взаимообучения, игровой и соревновательный методы и др. Объединяющую же основу частных путей активизации мыслительных операций должна составить с и с т е м а постепенно усложняющихся заданий эвристического характера, т.е. заданий, связанных хотя бы с элементами поиска нового и самостоятельными творческими проявлениями.
Задания такого тина целесообразно вводить уже на ранних возрастных этапах физического воспитания. Первоначально они будут, естественно, сравнительно элементарны так называемые задания с частичным поиском (например, самостоятельно несколько видоизменить освоенный способ прыжка, успешно выполнить освоенное действие в необычных условиях, найти нестандартный прием обводки соперника в подвижной игре с мячом, составить из разученных движений новую комбинацию, самостоятельно разработать по заданным правилам новый комплекс упражнений утренней зарядки).
В дальнейшем, по мере овладения соответствующими знаниями, умениями, становятся доступными и задачи по изысканию новых форм спортивной техники и тактики, оптимизации методов тренировки и т.д. На высших ступенях спортивного совершенствования деятельность спортсмена нацеливается на поиск (в содружестве с тренером и другими специалистами) никем не изведанных путей к превышению абсолютных достижений, она приобретает эвристический характер в полном смысле слова. [10]
2.2.2 Линии эстетического воспитания
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма (А.А. Адаскина, 1999).
Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности, позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное, стремится к нему.
Человек с развитым эстетическим вкусом, как правило, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность, которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте (Н.С. Бервинова, 1977).
Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели — формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.
Из содержания эстетического отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:
I. Воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному.
2. Воспитание эстетического восприятия и чувства, т.е. способности воспринимать и переживать прекрасное. Эстетическое восприятие эта своеобразный вид «живого созерцания» действительности. Оно требует установления чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира.
3. Восприятие эстетических понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только воспринимать, и оценивать и понимать прекрасное. Эстетический вкус предлагает и развитие способности создавать прекрасное.
. Восприятие эстетических идеалов т.е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.
. Развитие творческих эстетических способностей в различных видах деятельности.
Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в ее многообразных проявлениях, но и главным образом воспитать способность воплотить ее в реальных действиях и поступках (см. Приложение А, схема 1).
Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).
Предметом изучения эстетики физической культуры может являться — эстетическое содержание и эстетические ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта (Сараф М.М., Столяров В.И., 1986).
Эстетическая подготовка — это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельности, которая протекает в связи с освоением специально подобранных физических упражнений.
В аспекте связей физического воспитания с эстетическим воспитанием основные задачи состоят в том, чтобы:
- воспитывать способность чутко воспринимать, глубоко чувствовать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры, спорта и в других областях ее проявления; формировать эстетически зрелое стремление к физическому совершенству;
- формировать эстетику поведения и межчеловеческих отношений в физкультурной (в частности, спортивной) деятельности; вырабатывать активную позицию в утверждении прекрасного, непримиримость к безобразному в любых его проявлениях. [5]
Возможности, предоставляемые физической культурой для реализации этих задач, велики и многогранны.
Труд, направленный на самосовершенствование, в том числе физическое, несомненно, можно рассматривать как один из тех видов творческого труда, который К. Маркс назвал «творчеством по законам красоты». Физкультурная деятельность, когда она приобретает черты такого творчества, дает высшую форму эстетического удовлетворения. Основной путь эстетического воспитания в процессе физического воспитания проходит через формирование творческого отношения к физкультурной, спортивной деятельности, развитие эстетически осмысленной потребности в физическом совершенствовании, достижение все более высоких результатов в реализации этой потребности.
Все сказанное характеризует большие возможности для решения задач эстетического воспитания в процессе физического воспитания. Для реализации их требуется соответствующая эстетическая направленность в применении средств и методов педагогического воздействия. Это достигается умелым использованием эстетических свойств, объективно присущих явлениям физической культуры, направленным подчеркиванием этих свойств, концентрацией на них внимания воспитываемых.
В занятиях физическими упражнениями во многих случаях самым естественным образом могут быть использованы такие специальные факторы эстетического воспитания, как хореография, музыка, пение. Хореографию, эту школу выразительного движения, можно, пожалуй, с равным основанием считать средством как эстетического, так и физического воспитания. Она, как известно, давно органично вошла в состав гимнастики, особенно художественной, и все глубже проникает в сферу спорта: спортивные танцы, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и другие виды спорта. Гармоническая связь движений и музыки, являясь источником эстетического удовлетворения, в то же время играет определенную роль в формировании совершенных движений.
Вполне очевидно значение, какое имеют для формирования эстетического мира человека произведения искусства. В аспекте связи физического и эстетического воспитания особый интерес представляют те из них, которые посвящены физической культуре, спорту, вдохновенно воссоздают физическую красоту человека, показывают гармонию его физического и духовного развития. Используя эти факторы эстетического воздействия, нельзя забывать, что они лишь тогда дают необходимый воспитательный эффект, когда приобщение к искусству является не эпизодом, а системой и приобретает направленный характер. [9]
Немаловажное влияние на эстетические представления и чувства занимающихся физическими упражнениями оказывают условия среды, в которых проходят занятия. Точнее говоря, ценность в этом отношении представляют эстетические свойства природной среды, эстетически выдержанные формы физкультурно-спортивных сооружений, их оборудование, художественное оформление, гигиенические условия, а также отвечающие требованиям прикладной эстетики снаряжение, костюм и т.д. Физкультурная деятельность несравненно чаще, чем многие другие формы жизнедеятельности человека, выводит его на лоно природы, позволяя в полной мере ощутить ее оздоравливающие свойства и неподдельную красоту. Все это предоставляет специалисту физического воспитания благоприятнейшие возможности для использования средовых факторов в целях эстетического воспитания.
Компоненты эстетического воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры:
Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные компоненты.
Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмысливанию и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки ( Н.С. Бервинова, 1977).
Человека с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус , свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.
Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности , выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты эстетической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся (Т.В. Бакшева, 2001).
Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психологический компонент — способность к восприятию.
Еще в глубокой древности люди среди других интересных и ценных свойств действительности выделили красоту . В эстетике существует точка зрения, отождествляющая красоту с цветом, симметрией, пропорцией, гармонией и т.п. Красоту нельзя определить ни без объекта, ни без воспринимающего его субъекта. Важным является умения различать подлинные ценности. Подлинная красота — значение предмета по отношению к эстетической потребности, которая выражает ведущие тенденции развития общества (А.Б. Щербо, Д.Н. Джола, 1980).
В соответствии с эстетикой (Н.С. Бервинова, 1977) физическую красоту человека необходимо рассматривать с двух сторон — внешней и внутренней.
Внешняя (телесная) организация человека объемлет все то, что характеризует формы и типы телосложения. Основы ее разрабатывались преподавателями различных научных школ и течений. Стремление определить внешние структурные признаки прекрасного в человеке через » форму» (Л. Сакетти, 1905; Д. Дидро, 1936), «гармонию» (Г. Демени. 1915), тщательная разработка канонов человеческой красоты, основанных на математическом соотношении частей тела, — все это особые подходы к решению проблемы телесной красоты человека. Красота человеческого тела — есть продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический.
Вертикальная походка, а следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность и симметрия анатомической структуру — это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность (Ф. Морель,, 1978).
Средства физической культуры, воздействующие на эстетическое воспитание школьников
Физическое воспитание обладает огромным потенциалом в эстетическом воспитании школьников. Оно влияет и на форму телосложения и на восприятие окружающей действительности, на эстетический вкус.
Объектом данных форм эстетической деятельности является человек. смысл ее — преобразование человека по законам красоты (М.Я. Сараф, В.И. Столяров, 1984).
Аспектом является — формирование красоты телосложения и движений человека.
Красивое телосложение предполагает стройность, подтянутость, симметричность, пропорциональность, гармоничность тела человека. Еще в Древней Греции было доказано, что занятия спортом, использование различных физических упражнений позволяют придать телу человека выразительность и красоту. Яркое свидетельство тому — классическая фигура «Дискоболла» Мирона, «Копьеносец» Поликлета, «Метатель» Алкаменеса и другие произведения древнегреческого искусства.
Для достижения гармоничного физического развития необходимо применение самых разнообразных физических упражнений. Такой путь позволяет развивать не только мышечную силу, но также и ловкость, выносливость, быстроту и другие физические качества человека, а также красоту его движений. Речь идет о достижении точности, свободы, легкости, согласованности и ритмичности, которые характеризуют координационные способности человека и придают эстетическую осмысленность движениям тела.
Аэробика — это система упражнений, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Слово «аэробика» (от греч. аэро — воздух, биос — жизнь) стало известно всему миру в 1968 году, когда американский физиолог профессор Купер опубликовал книгу «Аэробика», видя физическое несовершенство, частую заболеваемость (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000)
Ритмическая гимнастика —
Шейпинг ( от англ. shaping — придавать форму, формировать) — это система физических упражнений (преимущественно силовых), направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма.
Атлетическая гимнастика -, Калланетика -, Гидроаэробика (аква-аэробика) -, Бодибилдинг —
К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).
В зависимости от направления занятий и формы проведения занятий можно решать разные задачи:
- оздоровительные (снижению лишнего веса, улучшение сна, предотвращение отложений солей в суставах и др.);
- эстетические (формирование красивой походки и фигуры, воспитание музыкального слуха и др.);
- обще развивающие (совершенствование координации движений, повышение выносливости и др.);
- реабилитационные (восстановление физической и умственной работоспособностей);
- психорегулирующие (улучшение психического самочувствия, эмоциональная разрядка, переключение на другой вид деятельности, отвлечение от повседневных дел).
2.3 Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании
2.3.1 Единство физического и волевого воспитания
Известное определение воли как «деятельной стороны разума и морального чувства, управляющей движениями» (И.М. Сеченов) указывает на ее неразрывную связь с интеллектуальными и нравственными началами поведения, а вместе с тем подчеркивает, что воля сама есть внутренний источник деятельных проявлений человека и регулятор его активности. Основные задачи, относящиеся к воспитанию воли в процессе физического воспитания, состоят в том, чтобы обеспечить:
) формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям физкультурной, спортивной деятельности;
) разностороннее развитие волевых качеств, необходимых в данной деятельности (целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, самообладания, настойчивости, стойкости), формирование на этой основе стержневых черт характера, которые проявлялись бы не только в условиях физического воспитания, на и в многообразных ситуация:; жизненной практики.
Существенно вместе с тем, что во внешнем своем выражении воля не может проявиться помимо мышечных движений (хотя к ним, понятно, не сводится конечный результат проявления воли).
Этим обусловлено единство физического и волевого воспитания. Фактически многое из того, что понимается под «физическим воспитанием» представляет собой и воспитание воли. В процессе обучения движениям, воспитания физических способностей и особенно в процессе спортивного совершенствования обязательно приводятся в действие, выявляются и развиваются волевые свойства личности. Без этого не мыслится реализация ни одной сколько-нибудь серьезной задачи на пути физического совершенствования. [5]
Специфическим фактором воспитания волевых качеств является преодоление трудностей, связанных с мобилизацией воли. То, что воля воспитывается через преодоление трудностей, в борьбе с ними, давно уже стало аксиомой. Однако она справедлива лишь при определенных условиях: если трудности преодолеваются систематически, а не от случая к случаю; если они не остаются неизменными, а возрастают; если мера возрастания трудностей не исключает возможности преодоления их. Того же требуют и закономерности физического воспитания, которые отражены в принципа систематичности, непрерывности и постепенного увеличения нагрузок. Это означает, что логика процесса физического воспитания и логика воспитания воли в данном отношении совпадают. Однако по ходу реализации задам физического воспитания создается отнюдь не все, что необходимо для воспитания воли, — требуются еще и дополнительные, специально направленные воздействия. Надо, поэтому целесообразно сочетать две основные методические линии воспитания воли в процессе физического воспитания, одна из которых имеет своей основой регулярную мобилизацию на безусловное выполнение заданий и установок, непосредственно вытекающих из логики планомерных занятий по физическому воспитанию, другая — системное использование специальных, мобилизирующих волю заданий и установок, преодоление возникающих в связи с этим дополнительных трудностей.
Общими условиями эффективности воспитания воли на такой основе являются: ясная мотивация, деловой стиль организации занятий, четко налаженный распорядок работы, личный пример воспитателя в обязательном отношении к делу, сформированная объединенными силами физкультурного коллектива традиция безусловно выполнять поставленные задачи.
Вторая лини я, как уже говорилось, предполагает введение по ходу физического воспитания системы дополнительных заданий и установок с целью избирательно стимулировать развитие волевых Качеств. Это бывает необходимо, например, когда достигается Устойчивая адаптация к относительно стандартным комплексам Упражнений и связанным с ними нагрузкам или когда разученные упражнения становятся настолько привычными, что не требуют значительных волевых усилий. Приемы введения и реализации специальных волемобилизуюших заданий, установок в практике физического воспитания достаточно разнообразны. Наиболее распространенные из них условно можно объединить в следующие группы.
. Введение заданий и установок по превышению привычных параметров усилий (скорости и темпа движений, интенсивности и длительности напряжений и т.д.) на фоне затрудняющих функциональных сдвигов, которые возникают в процессе упражнений, в том числе:
·внезапное введение заданий, требующих преодоления утомления (например, преодолеть дополнительный отрезок дистанции в конце группового кросса с установкой на опережение; добиться победы в дополнительно вводимое время игры);
·проведение прикидок и отдельных контрольных упражнений в условиях неполного восстановления.
2. Введение соревновательных начал с установкой на обязательное достижение заданного результата, несмотря на завышение требования к условиям его демонстрации (например, проведение контрольного состязания с зачетом результата только в том случае, если он показан сразу же в первой попытке, или игрового состязания, победитель в котором определяется при условии выигрыша двух игр подряд).
. Стимулирование волевых проявлений путем усложнения внешних условий действий, в том числе:
·путем изменения пространственных условий, усложняющего двигательную задачу и (или) повышающего степень риска при выполнении упражнений (метания из уменьшенного крута, прыжки в высоту при суженных стойках, упражнения в равновесии на суженной и повышенной опоре, прыжки в воду с увеличенной высоты и т.д.)
·путем переноса занятий в необычные условия естественной среды или применения непривычного инвентаря, оборудования (проведение занятий на сложно-пересеченной местности, в неблагоприятную погоду, с преодолением естественных предметных препятствий, с использованием подручных отягощений и т.д.).
Применяя все эти приемы, необходимо вдумчиво нормировать дополнительные трудности, связанные с реализацией вводимых заданий и установок, заблаговременно и тщательно готовить к их выполнению, соблюдать общие принципы и правила методики воспитания. Направляя формирование волевых черт характера у своих воспитанников, педагог должен вместе с тем постоянно переводить, образно говоря, процесс воспитания на рельсы самовоспитания. Ибо действительная эффективность воспитания воли в конечном счете определяется тем. насколько этот процесс перерастает в сознательную самоактивность личности, направленную на выработку своих волевых качеств.
2.3.2 Линии самовоспитания
Как и воспитание, самовоспитание-процесс многогранней. Он включает в себя самоопределение и самопобуждение, самообразование и самопознание, самоубеждение и самоприучение, саморегуляцию, самопреодоление и самоконтроль. [8]
Самовоспитание в физическом воспитании по-настоящему начинается тогда, когда сформирована осмысленная потребно физического совершенствования, которая воплощается в самостоятельных действиях, направленных на достижение соответствующих результатов. Пробуждение и последовательное развитие такой потребности — одна из важных задач специалиста физического воспитания, которую необходимо решать с первых же этапов приобщения воспитанников к физкультурной деятельности на основе формирования у них содержательных мотивов занятий, сообщения знаний, необходимых для самостоятельного использования средств физического воспитания, развития активности, инициативности, самостоятельности.
Конечно, формы и степень такого участия зависят в первую очередь от возрастных особенностей воспитанников и уровня их подготовленности. Но в любом случае было бы большой педагогической ошибкой относиться к ним лишь как к послушным исполнителям заданий. Воспитатель непременно должен формировать у них осознанную внутреннюю установку к действию, внешнее побуждение переводить в самопобуждение, мобилизацию — в самомобилизацию.
К основным путям и формам самовоспитания, включенным в процесс физического воспитания или непосредственно связанным с ним, относятся следующие.
Самообразование и самопознание,, Самоприучение к, Самомобилизация и саморегуляция
Методы и приемы самомобилизации на достижение труднодоступной цели включают многие способы самопобуждения, опирающиеся как на сформированные убеждения, мотивы, установки, так и на чувство долга, собственного достоинства, здорового честолюбия и самолюбия, а также такие способы активизации, как самопрогнозирование исхода предстоящих действий, самоприказы по ходу их выполнения (с использованием внутренней речи в форме команд, подлежащих безусловному выполнению) и т.д. Еще разнообразнее приемы саморегуляции двигательной деятельности и состояний, возникающих в связи с ней. Это приемы предварительной настройки и самокоррекции двигательных действий, идеомоторные упражнения, психорегулирующая тренировка и многие другие.
Самоконтроль
Нелишне повторить, что самовоспитание в любых его разделах было бы неверно рассматривать как полностью автономный процесс. Направляющая роль в нем, как и вообще в воспитании, принадлежит педагогу, хотя формы педагогического руководства самовоспитанием имеют, разумеется, свою специфику. Они, естественно, меняются в зависимости от стадии воспитательного процесса, по мере становления и созревания личности. Меняется и степень участия педагога. Однако это не значит, что, последовательно усиливая функции самовоспитания, т.е. все более вовлекая в дело воспитания самих воспитываемых, предоставляя им расширенные возможности для проявления инициативы и самостоятельности в решении воспитательных задач, педагог полностью передает им свои функции. Ведь самовоспитание только относительно самостоятельная часть воспитания, соответствие которой главным линиям системы воспитания, заданным обществом, призван обеспечивать прежде всего педагог. Он не должен никогда забывать, что фактически «человек не воспитывается по частям, он создается синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается». [4]
Заключение
Написав курсовую работу, мы сделали вывод, что физическая культура, как внутренне присущая часть культуры нашего общества в условиях современного развития общества, активно выполняет такую общекультурную функцию, как физическое воспитание граждан различного возраста. В процессе формирования и становления физической культуры личности в процессе физического воспитания, оно непосредственно взаимодействует и с другими видами воспитания.
Нравственное воспитание, Интеллектуальное воспитание и развитие
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Это, прежде всего воспитание умения воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, в развитии силы, ловкости, гибкости, в проявлениях высоких образцов воли, характера, упорства, мужества и смелости.
Умение понимать прекрасное — только одна сторона эстетического воспитания. Другая и более важная — желание и умение создавать это прекрасное. И не только в тех формах, о которых говорилось выше, но и в разработке и создании эстетически безупречного инвентаря и оборудования, спортивной обуви и одежды, в красочных сценариях спортивных праздников и соревнований.
Кроме того, физическая культура предоставляет богатейший материал для творчества во всех видах искусства, которое является главной формой отражения прекрасного в природе и обществе: в живописи, скульптуре, музыке, графике, архитектуре, литературе. В этом состоит неразрывная естественная связь физической культуры с культурой нашего общества.
Весьма специфичными являются условия и возможности трудового воспитания в области физической культуры. Дело в том, что сам процесс занятий физическими упражнениями требует настойчивости, организованности, упорства, умения преодолевать трудности, собственное нежелание и т.п. Совершенно очевидно, что все это очень сходно с трудовыми действиями. Кроме того, в процессе занятий физическими упражнениями часто приходится убирать помещение, передвигать снаряды, изготовлять и ремонтировать инвентарь и оборудование и многое другое, что также является трудовыми действиями. Все эти навыки и умения успешно переносятся на настоящую трудовую деятельность. Для занятий физическими упражнениями (особенно в играх, единоборствах, соревнованиях) характерны высокий эмоциональный фон, жажда самой спортивной деятельности, соревнования и победы. Это требует порой предельного напряжения сил и способностей занимающихся, которые стойко переносят сильные болевые ощущения и психические нагрузки. Настойчивость, терпение, упорство часто переносятся на трудовую деятельность.
Воспитание подлинного трудолюбия у занимающихся весьма важная и ответственная задача специалистов физической культуры.
Таким образом, мы видим, что взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания является основной формой развития и становления физически культурной, нравственной личности.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vzaimosvyaz-fizicheskogo-vospitaniya-s-drugimi-vidami-vospitaniya/
1. Матвеев, Л.П. Теоретико-методические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе / Л.П. Матвеев // Дне. в форме научного доклада д-ра педагогических наук: 13.00.04. — М., 1997.
2. Дмитриев, А.А. Повторный метод выполнения физических упражнений вспомогательной школы как один из способов коррекции их двигательных нарушений / А.А. Дмитриев // Физическое воспитание детей в специальной школе. — Горький: ГПИ, 1985. — С.64-69
3. Тимошина, И.Н. Принципы комплектования специальных медицинских групп в общеобразовательных учреждениях / И.Н. Тимошина, Л.А. Парфенова, И.М. Купцов, Э.А. Островский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: науч. — метод. журнал. — М., 2006 — № 4. — С.23-25.
. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И. Лях // — М., 1998
5. Кряж, В.Н. Физическое упражнение — основное средство физического воспитания/ В.Н. Кряж // Сб. науч. трудов. — Вып.1. — Минск: АФВиС РБ, 1997.
6. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2хт. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2002. — 448 с.
7. Мильнер, Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е.Г. Мильнер. — М.: Физическая культура и спорт, 1991. — 112 с.
8. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / под общей ред. проф. Курамшина Ю.Ф. — М: Советский спорт, 2003. — 464с.
9. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин — тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. — М., 1991.
10. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пед — институтов / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М., 1990.
. Годик, М.А. Спортивная метрология: учеб. для ин — тов физ. культ. / М.А. Годик. — М., 1988.
12. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры. / А.М. Максименко. — М., 1999.
13. Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред.Л.Б. Кофмана. — М., 1998.
14. Сермеев, Б.В. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б.В. Сермеева. — М., 1973.
15. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред.А. А. Гужаловского. — М., 1986.
16. Лях, В.И. Методика физического воспитания учащихся 10 — 11 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха. — М., 1997.
.Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Ж.К. Холодов, B. C. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия».
19. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин — тов физ. культ.: В 2т. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
20. Лях, В.И. Физическое воспитание учащихся 5 — 7 классов: Пособие для учителя / Под ред.В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. — М., 1997.
Приложение
Схема 1: Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим