По психологии «Возрастные особенности изменения характера»

Курсовая работа

Под характером понимают группу психические свойств и особенностей отдельно взятого человека. При этом подразумевают те особенности, которые сформировались после рождения. Например, темперамент к характеру не имеет отношения, так как зависит от генетики и сформирован за долго до рождения.

Формирование характера происходит с первых дней жизни. Люди, с которыми происходит общение, имеют значительное влияние. То как ведет себя ребенок, его поступки все это копирование от взрослых. Формы поведения взрослых усваиваются через подражание и эмоциональное закрепление.

Хотя характер и формируется с первых дней жизни, выделяют особый период от двух-трех до девяти-десяти лет. В этот период происходит общение, как с окружающими взрослыми, так и со своими сверстниками. В этот момент имеется возможность для любого влияния со стороны. Дети с радостью принимают новый опыт, подражая во всем. В таком периоде ребенок очень доверяет взрослым и воздействовать они могут любым словом или поступком.

На формирование характера влияет общение:

Взрослых со взрослыми;

Взрослых с детьми;

Детей с детьми.

Перенимается стиль общения, начинается приспосабливание, что в свою очередь влияет на становление характера. Бытует мнение, что то как родители общаются и ведут себя по отношению к ребенку, во взрослой жизни после обзаведения семьи, станет способом общения уже с его детьми. Но ребенок не просто копирует, он критикует. Чем старше становится человек, разумнее, чем охотнее он пользуется интеллектом, тем больше будет проявляться критичность.

Основные качества, которые формируются первыми:

Доброта – эгоистичность;

12 стр., 5863 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

... характер этой связи понимается по- разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. 3 В ... других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время ...

Общительность – замкнутость;

Отзывчивость – безразличие.

По результатам исследования эти качества формируются еще во младенческом возрасте.

Позже формируются следующие качества:

Трудолюбие – лень;

Аккуратность – неаккуратность;

Добросовестность – злонамеренность;

Ответственность – безответственность;

Настойчивость – малодушие.

Все эти качества формируются в дошкольном детстве. Формирование происходит в играх, в доступных бытовых делах и труде.

Стимуляция взрослыми очень большое оказывает влияние. Слишком высокие требования от ребенка, так и слишком заниженные могут привести к нежелательным последствия.

В начальной школе появляется новый опыт, который корректирует черты характера в зависимости от общения с людьми. Происходит контакт с большим количеством людей, в том числе мало или вообще незнакомых. Появляется ответственность за результат, начинается сравнивание. В этот момент происходит закладка самоотношения. Успехи дают уверенность, а неудачи комплексы. Ребенок перестает стараться, так как уверен в провале.

В подростковом возрасте идет формирование волевых черт. Пробуются новые для себя сферы деятельности.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно сказать, что в школьные годы формирование характера заканчивается, а то что происходит с человеком потом никогда не меняет его до неузнаваемости для тех кто с ним общался в тот момент.

Но характер все же формируется дальше в течении все жизни. Самое главное изменение произойдет в первые 10 лет после окончания школы.

Интересная работа, начальство и хороший коллектив создадут черту трудолюбия, стремления. Противоположная ситуация сформирует лень, апатию и иждивенческое настроение.

Многие сами формируют свой характер, взрослому это под силу, такие люди достигают больших успехов в жизни.

3 стр., 1374 слов

V002880 Сновидения и его роль в психической жизни человека по Фрейду и Юнгу

... спящего человека в бодрствующего. Фрейд констатирует чутким различие между содержанием сновидения и его потаенными мыслями (сюжетом сновидения), и полагает, что сущность снов является процедурой работы сновидения, а не его источник. Если же путают сновидение с его ...

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

Суждения окружающих людей о жизни;

Поступки окружающих людей;

Художественная литература;

Кино и другие медиа-образы;

Господствующая идеология в обществе.

Объектом исследования данной курсовой работы является характер человека.

Субъект исследования: формирование, особенности, изменение, факторы, влияющие на характер.

Структура работы: курсовая состоит из шести глав, три из которых – введение, заключение, библиографический список, две – основное содержание, включающее в себя одну подглаву. Общий объем готовой работы составляет 13 страниц.

1. Понятие о характере

В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении — отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека.

Характер — система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности [3].

Формируясь в социуме, испытывая требования среды, характер связан с генетической особенностью индивида, нервной деятельностью. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.

Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.

В отличие от понятия «личность» понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.

Поведение человека не предопределяется врожденными инстинктами. Но его жизнь была бы в опасности, если бы ему приходилось постоянно обдумывать каждый свой шаг. Многие его действия должны совершаться с устойчивой направленностью и операциональной определенностью. Система свойств характера индивида как бы замещает у него систему инстинктов животных, обеспечивая стабильную цельность и последовательность, адаптивность поведения личности.

16 стр., 7645 слов

Особенности характера человека

... личности в деятельности, поведении и общении. Черты характера проявляются в жизни, на работе, в его поступках в различных ситуациях. В зависимости от особенностей характера люди могут по-разному реагировать, ... В этом смысле обычно говорят о чертах, характерных для данного человека. Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность ...

Характер — мера уравновешенности внутреннего и внешнего мира, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности. Включая в себя природные задатки (тип высшей нервной деятельности, темперамент), характер определяет тип взаимодействия данного индивида с внешним миром.

Характер — социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает, однако, того, что в разных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные и иногда даже противоположные его качества.

В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства, возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте. В раскрытие сущности и типологии характера значительный вклад внесли 3. Фрейд и Э. Фромм.

До Фрейда характер представлялся как устойчивый образец поведения, присущий данному индивиду, как волевая особенность поведения. Фрейд развил теорию характера как систему стремлений индивида, обосновал динамическую концепцию характера. Фрейд утверждал, что характер индивида — это определенная направленность его жизненной энергии (либидо) [3].

Одна и та же внешне выраженная форма поведения может иметь различную мотивацию. Устойчивые способы поведения определяются устойчивой системой мотивации. («При изучении характера, — заметил О. де Бальзак, — имеешь дело с побуждающими человека силами».)

Характер — судьба, устойчивое личностное санкционирование своего поведения. Отсюда непреодолимое стремление людей «показать» характер.

Итак, характер — система устойчивых, обобщенных способов поведения, обусловленная жизненной стратегией индивида; печать ориентационно-операционных особенностей психики индивида.

Проблема характера — проблема целостного охвата психических особенностей индивида. «Всякий отдельный человеческий организм имеет особый, ему одному присущий способ и характер поведения в целом и эти особенности поведения, несмотря на их индивидуальные различия, могут быть все же сведены к известным типам… все многообразие таких особенностей может быть исчерпано некоторыми основными классами типических случаев».

Физиологическая основа поведения индивида охватывается понятием «темперамент», социально обусловленная же сфера его поведения — понятием «характер». Темперамент более соотнесен с природно-бессознательной сферой, со сферой эмоций, характер — с волевой сферой. Однако это взаимосвязанные сферы человеческой психики. Отличительные черты, свойственные индивиду от природы, накладывают отпечаток и на его характер. т. е. социально сформированные способы его поведения. Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Эти группы характерологических особенностей взаимосвязаны. Социальное наследование коррелирует с биологическим наследованием. «Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключенных в ребенке, предоставляя осуществляться только одной». Из «кипящего котла» органических сил индивида высвобождаются те, которые затребованы социально обусловленной необходимостью [3].

4 стр., 1507 слов

Биологические основы Агрессивного поведения человека

... АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ влияние гормонов на агрессивное поведение в особенности ... Биологические механизмы действуют на уровне индивида; ... теории агрессивного поведения человека. ... основе проявления агрессии, безусловно, лежат биологические ... реферате я как можно подробнее и понятнее изложу основные биологические обоснования, гипотезы и предположения связанные с агрессией. Агрессия - это любая форма поведения, ...

Характер человека — обобщенный итог его жизнедеятельности в условиях определенной социальной среды. Человек вынужден вести себя в соответствии с внешними условиями. И наиболее устойчивые и значимые из них «выковывают» соответствующие черты характера индивида. Удачные и неудачные способы его п оведения со временем обобщаются, стереотипизируются и выступают как особенности характера человека. Воспитание человека, формирование его характера — отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социокультурном контексте.

В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания.

Одни черты характера выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности, другие могут быть второстепенными. Существенным качеством характера является сбалансированность его черт — цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.

Многие черты характера формируются у человека очень рано. Сензитивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период в жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера. Данный возрастной период отличается и высокой поведенческой активностью. Дети стремятся к формированию своих поведенческих возможностей. В связи с этим существенное воспитательное значение приобретает метод упражнения.

Условия среды, одобрение и порицание различных форм поведения микросредой образуют основное русло формирования характера. Но характер — это и способность индивида отстаивать свой стиль жизнедеятельности и собственную жизненную позицию. Природа каждого индивида вступает в свои «сцепления» с действительностью [3].

В этом взаимодействии внутреннего и внешнего возможны различные противоречия, внутри личностные конфликты. Только учитывая специфику взаимодействия внутреннего и внешнего у данного индивида, можно создать эффективные условия, направленные на мобилизацию положительных и подавление отрицательных качеств индивида. Иногда внешне ничтожное вмешательство в жизнедеятельность индивида приводит к кардинальным сдвигам в его поведении. «Никакого непосредственного вмешательства в образование характера не может быть… Непосредственное воздействие воспитателя на образование характера было бы так же нелепо и смешно, как если бы садовник вздумал содействовать росту дерева тем, что стал бы его механически тащить из земли вверх. Но садовник влияет на прорастание растения не непосредственно, вытаскивая его за верхушку из земли, а косвенно — через соответствующие изменения среды». Однако, как говорил Ж. Ж. Руссо, самое действенное средство воспитания — правильное направление свойств личности. Люди таковы, каковы устойчивые требования среды.

3 стр., 1476 слов

Человек. Индивид. Личность

... характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. Глава I. 1. Сущность происхождения человека. Человек ... всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это ...

При коррекции негативных качеств характера воспитатель встречается с сопротивлением не только природы, но и затвердевшего пласта поведенческих реакций, приобретенных индивидом в предшествующем опыте, со сферой его подсознания. Ломка сложившихся стереотипов — тяжелый нервно-психический труд. При этом возможны эмоциональные срывы и конфликты. Только глубокие жизненные кризисы, интимные процессы покаяния, внутреннего самопостроения ведут к кардинальным изменениям в характере человека.

Не существует среднего стандарта индивидуального поведения. Поведение каждого человека в тех или иных его проявлениях значительно отклоняется от средней нормы. Многих умственно одаренных и даже гениальных людей в детстве признавали малоспособными, людьми со странностями в поведении. Человек с большими способностями в одной сфере деятельности нередко бывает малоприспособленным к другим сферам. Люди стремятся самореализоваться в наиболее подходящих для их характера сферах общения и деятельности [3].

Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Какие формы поведения отбираются индивидом? Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие проявления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. Утверждаются приемы, содействующие самореализации индивида [3].

Важнейшим качеством характера является способность индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать оптимальные решения. Формирование характера связано со способностью индивида к научению, с реальными возможностями научения в различных возрастных периодах, на различных этапах его психического созревания.

В характере проявляются закономерности функционирования навыков и привычек. При этом существенное значение приобретает механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия (интерференция) упрочившихся навыков формированию новых.

3 стр., 1454 слов

Волевые качества человека и их развитие

... созданы условия для достижения конечной цели. Волевые качества человека Среди различных проявлений силы воли, принято выделять такие личностные черты: как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении ... более или менее устойчивый характер. Вывод Понятием "воля" оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, ...

В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения (например, приобретенная беспомощность).

А под культурными напластованиями в психике человека всегда «дышит незатухающий вулкан» древнейших природных образований. И чем сложнее для данного индивида поведенческая ситуация, тем выше вероятность извержения этого вулкана. Нередко проявления характера индивида настолько видоизменяются под воздействием его психического состояния, что человек не узнает сам себя.

Человек способен регулировать свой характер, погружая себя в психические состояния, адекватные текущей поведенческой ситуации. Отдельные особенности, черты характера лишь элементы психической структуры личности. В каждой значимой поведенческой ситуации происходит функциональная интеграция всех поведенческих механизмов данного индивида.

2. Развитие характера: особенности, условия и основные факторы

2.1. Психологические особенности развития характера

Большинство людей интересовали проблемы формирования и развития характера, таких как: античные философы, средневековые ученые, современные психологи и психоаналитики. Что оказывает влияние на развитие характера, ведущие факторы, решающие условия формирования на эти и многие другие вопросы пытались найти ответы.

Для понимания влияющих факторов на формирование и развитие, для начала нужно разделить эти понятия.

Развитие – это эволюционное движение, где происходят изменения в человеке, которые носят как прогрессивный, так и регрессивный характер.

Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

Формирование – получение определенных, устойчивых качеств, особенностей, черт, которые нужны для различной деятельности.

Формирования характера – это процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью. В результате многоразового повторения действий и поступков формируется типичная модель поведения человека [2].

Под действием различных условий происходит развитие и формирование характера. А на развитие черт влияют процесс воспитания, трудовая деятельность, социум, круг общения, направленность и позиция. До этого ученые дошли далеко не сразу, изначально считалось, что влияние несут только врожденные способности.

4 стр., 1790 слов

Невроз-болезнь современного человека

... характера человека провоцируют развитие истерии. Невроз навязчивых состояний (психастения) – появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, "заразиться болезнью", потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т.п. При этом человек ...

Многие философы полагали, что влияние несет врожденность. Сократ утверждал, что не во власти человека выбирать быть ли ему плохим или хорошим. Аристотель говорил, что добродетель и порок врожденные качества. И только философы нового времени стали говорить о других влияющих факторах. Иммануил Кант рассматривал характер в двух плоскостях:

характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);

характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения [2].

Шопенгауэр отдавал предпочтение врожденности и неизменности характера, который невозможно изменить, так как он зависит от времени и пространства. У него была полная уверенность в том, что никакой процесс воспитания или внешние факторы не способны изменить, сделать из черствого более мягкого человека.

Герберт Спенсер был автором идеи о том, что наследственность является важным условием. Для него характер являлся опытом, завещанным предками. Утверждал, что возможно изменение характера под воздействием среды, но нужно огромное количество времени, а именно несколько веков.

Джон Локк отстаивал концепцию воспитания. Именно в характере был мощный влияющий фактор, по его мнению, но и не упускал из виду и того, что есть природные наклонности у детей. Локк пришел к выводу, что внешние условия и природа человека – единое влияние.

А последние 100 лет ученые говорят о том, что все врожденные качества не являются приоритетными. Они подчиняются процессу воспитания и внешним условиям, при том что процесс воспитания является самым важным фактором формирующим характер.

Формирование и развитие зависят от воспитательных действий:

Через физическое воспитание;

Через трудовое воспитание;

Через морально-нравственное воспитание;

Через воспитание в процессе обучения;

С помощью личного примера;

Через воспитание привычек;

Благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

2.2. Этапы развития характера

Характер человека формируется с первых дней жизни и меняется на протяжении всего пути. В младенчестве, ведущем фактором, является подражание взрослым, в дошкольном и младшем школьном возрасте вместе с наследственностью влияет воспитание, в подростковом возрасте уже от самого человека зависит, каким он станет.

3 стр., 1295 слов

Внимательность и наблюдательность как черты личности материал

... человека, характерные для него в жизни, а не в какой-либо конкретной ситуации. В данной работе дано определение понятия черт личности и рассмотрены такие важные черты как внимательность и наблюдательность, ... свойства человека . Черты личности человека хоть и являются устойчивыми характеристиками и не меняются в зависимости от ситуации, но могут меняться на протяжении жизни, также как и характер, ...

Зигмунд Фрейд предпринял попытку выделить основные этапы развития характера:

Этапы

Возрастной период

Какие черты характера формируются, при фиксации на конкретной стадии

оральный

0-1 год

инфантильность, зависимость, манипулятивность, завистливость, подозрительность

анальный

1-3 года

прямство, бережливость (даже скупость), чистоплотность, аккуратность, жестокость, педантичность, скрупулезность

фаллический

3-5 лет

неуверенность, робость, застенчивость, замкнутость, молчаливость

генитальный

от 11-12 лет и до конца жизни

социализация/дезадаптация,

эффективность/пассивность в деятельности

В психологии все этапы развития делятся по периодам, в которых свои условия формирования. Для становления характера, с младенческого возраста, важно общение с родителями за счет этого происходит развитие психических процессов. Поэтому любовь и ласка родителей имеют далеко не последнее значение.

В раннем дошкольном и школьном периоде идет изучение форм поведений за счет копирования. Формирование происходит не только за счет врожденных особенностей, но и при помощи обучения [2].

Открытость, доброта, общение с малышами все это важные условия, которые закладывают первичные черты.

Доброта — эгоистичность;

Отзывчивость — безразличие;

Общительность — замкнутость;

Аккуратность — неряшливость;

Трудолюбие — лень.

Следующий этап формирования – младший школьный возраст. Появляются новые особенности и корректируются старые. Большое влияние имеет оценка поступков и действий, таким образом, формируется самооценка. Ответственность, пунктуальность, старательность, трудолюбие все это формируется в начальных классах. Условия обучения и сам процесс, влияют на то, будут ли черты характера сохраняться или разрушаться.

Морально-нравственное развитие ребенка происходит в подростковом возрасте, развиваются волевые черты. А в юношеском возрасте формируется морально-нравственная основа личности. Влияние оказывают:

Личностное отношение человека к другим, к себе;

Уровень самооценки и уверенность в собственных силах;

Средства массовой информации и глобальная сеть интернет.

В этом возрасте характер почти сложился, возможна его трансформация или замещение чего-либо.

Вне зависимости от этапа нахождения развития обязательно воздействует информационное поле:

Мнение и суждение других людей;

Личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);

Книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);

Кино, телевиденье и СМИ;

Культурное и идеологическое развитие общества, государства.

Во взрослой жизни формирование не заканчивается, переходит на новый уровень, осуществляется закрепление свойств и черт характера, которые нужны для успешной деятельности [2].

2.3. Основные факторы развития характера

Для большего понимая для начала, разберемся в понятиях «фактор» и «условие».

Фактор – рычаг воздействия на процесс формирования, условия – среда, в которой идет развитие.

Ученые постоянно «воюют» между собой, пытаясь определить главные факторы, в прошлом представители разных направлений также отстаивали свою точку зрения.

Соловьев утверждает, что главный фактор в постоянном взаимодействии условий и среды, Ильин отмечал семью и школу, а Ушинский говорил о социальной среде, воспитании и активной деятельности [2].

Каптеров выделил следующие факторы:

Естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);

Культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);

Личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

И.А. Сикорский выделил следующее:

Воспитательная среда (семья);

Позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);

Расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);

Врожденные особенности нервно-психической организации.

Проводя анализ всех условий, необходимо помнить, что все это имеет значение в детском и подростковом возрасте.

Лесгафт выделил то, что влияет в детском возрасте:

Все те ощущения, которые испытывает ребенок;

Душевные волнения, которые он переживает;

Люди, которые его окружают;

Вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Итак, на характер влияет множество условий, жизненные обстоятельства, которые меняются из-за поступков или деятельности человека. Можно сделать вывод, что человек сам принимает участие в формировании характера, а также должен нести ответственность за свои поступки и действия.

3. Типы характера человека

3.1. Типы и черты характера человека

Характер – это свойства и качества личности, которые имеют влияния на все проявления и деяния. Черты характера определяют тот или иной образ жизни, манеру поведения. Статика характера определяется нервной деятельностью, а динамика окружающей средой.

Характер:

Система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;

Мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;

Отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений существует четыре вида характера:

Отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);

Черты, которые показывают отношение человека к своему делу, отношение к собственном труду (это и трудолюбие, это и склонность к творчеству, это и добросовестность в работе, это и ответственное отношение к делу, это и инициативность, это и настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);

Черты, которые показывают то, как человек относится к самому себе (и чувство собственного достоинства, и правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, и скромность, и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий;

Себя и свои переживания, эгоизм — это склонность заботиться преимущественно о своем личном благе;

Черты, которые характеризуют отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

У немецкого психолога Э. Кречмера есть известная теория, согласно которой характер зависит от телосложения. Он описал три вида телосложения и характеры к ним.

Астеники – это худые люди с вытянутым лицом, руки и ноги длинные, грудная клетка плоская, мышцы развиты плохо. Характер – шизотимики – это замкнутые люди, которые с трудом приспосабливаются к новым условиям, они очень упрямы. При имеющихся расстройствах психики склонны к шизофрении.

Атлетики – крепкие высокие люди, с развитой мускулатурой и мощной грудной клеткой. Характер – иксотимики – они спокойны, властны, практичны, не любят перемены и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психических склонны к эпилепсии.

Пикники – это полные среднего роста, с короткой шеей, широким лицом и мелкими чертами. Характер – цилотимики – общительные, контактные, легко приспосабливающиеся к переменам. Склонны к маниакально-депрессивному психозу.

3.2. Характер и его проявления

Говоря о характере человека, то подразумевают его свойства, например, что он смелый, правдивый, откровенный и т.д., которые могут проявиться в определенных ситуациях.

Знание характера дает возможность предугадать его действия и скорректировать поступки. Не редко можно услышать: «Он поступит именно так, такой у него характер».

Характерные особенности существенные и устойчивые. Если грубость проявляется в стрессовых ситуациях, то совсем не значит, что она является его свойством. Даже самые веселые люди могут грустить, но от этого они не будут пессимистами.

В течении все жизни формируется и определяется характер. Мысли действия чувства – это все входит в понятие образ жизни. Вместе с формированием образа жизни формируется и человек. Обстоятельства и жизненные условия играют важную роль. Формирование характера происходит в различных группах, такие как семья, рабочий и дружеский коллектив. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Процесс этот взаимный и за счет развития личности развивается и коллектив.

Жизненные направленности личности отражают общественные воздействия, интересы, идеалы, духовные потребности. Жизненная активность, план определяют цели личности. Характер предполагает наличие чего-то важного от чего зависят его мотивы и поступки.

Важным являются взаимоотношения между общественно и личностно значимым для человека. В абсолютно каждом обществе есть важные задачи. С их помощью идет проверка характера. Характер — это не просто твердость, упорство, а ориентированность на значимую деятельность.

У бесхарактерного человека либо нет целей, либо они разбросаны. Характер и направленность – разные вещи. Добродушный и веселый может быть как порядочный, так и человек с низкими помыслами. Направленность накладывает отпечаток на все поведение. Определяется поведение системой отношений, всегда что-то на первом плане, доминирует, придает колорит.

Ведущий компонент в характере – убеждение. Оно определяет направленность, непреклонность в достижении целей, уверенность в справедливости дела. Если интересы устойчивы и глубоки, то характер тесно связан с ними. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Одинаковые интересы – это не значит то, что свойства характера будут одинаковые.

Люди со сходной направленностью к своим целям идут разными путями, применяя индивидуальные способы. Специфику личности и определяет это несходство. Побуждающая сила в характере проявит себя в ситуации, где нужен выбор действий или поведения. Это выраженность мотивации в потребности успеха. Поэтому одни выберу т то, что гарантирует успех, другие же просто стремятся избежать неудач.

Учение о характере очень долго развивалось. Всегда важной проблемой являлось установление типов характера, его проявлений с целью понимания поведения человека в различных ситуациях.

Самая древняя попытка предсказания поведения была по дате рождения. В дальнейшем предсказания судьбы и характера получили название гороскопов.

Также пытались связать характер с именем.

Физиогномика оказала огромное влияние. Она занимается учением о связи между обликом и принадлежности к конкретному типу. В связи с этим можно выявить психологические характеристики при помощи внешних признаков.

У такого направления в характерологии как хиромантия существует очень богатая, а так же известная история. По рисунку на ладони определяются судьба и специфические черты характера.

Дерматоглифика – это новейшая возникшая отрасль знания, которая появилась в связи с изучением эмбрионального развития пальцевых узоров.

Если сопоставлять диагностические отношения и физиогномику, то наиболее ценным необходимо считать графологию. Графология – это такая наука, в центе рассмотрения которой стоит подчерк, как разновидность выразительных движений, которые отображаю психологические свойства того кто пишет.

У одного и того же человека, в разных случаях, имеется возможность проявления разных свойств, а так же тех которые являются не аналогичными. В человеке в одно и то же время могут проявляться такие качества как требовательность и нежность, твердость и мягкость. Единство характера имеет способность проявляться в данном, и сохраняться.

4. Качества характера

4.1. Характер и темперамент

Граница между темпераментом и характером условна. Своеобразие, проявление в деятельности, социальная обусловленность – общие особенности характера. Все черты, проявляющиеся в поступках, есть сам характер. Человек не рождается с характером, но в нем видны врожденные и наследственные качества.

Физиологические особенности сближают темперамент и характер. Индивидуальность создает целостный облик человека. Но от условий и особенностей среды зависит, какая из сторон темперамента станет чертой характера.

Сущность характера в его основных типах. Леонгард разработал классификацию трех типов:

Нормальный характер;

Характер с выраженной акцентуацией, т.е. с чрезмерным усилением отдельных черт характера;

Характер с сильными отклонениями от нормы (психопатия).

Первые два – норма, второй – это патология. П.Б. Ганнушкин выделил три признака.

Если качества стабильны во времени и мало меняются – это психопатия;

Тотальность патологии в том, что качества везде одни и те же, с близкими, чужими, на работе и т.д., если же человек дома одни, а на работе другой, то он здоров;

Не способность приспособиться к обществу, от чего страдает как сам человек, так и общество, верный признак социальной дезадаптации.

Акцентуация характера относится к общей психологии, в таком случае указанные три признака не присутствуют. Для такой личности характерно лишь воздействие, которое создает наименьшее сопротивление. Например, гипертимный тип, для которого свойственны активность и высокий тонус, трудным будет ситуация, где поведение должно быть строго регламентированным, где нет условий для инициативы, а только монотонный труд.

Проявления характера в отношениях:

С другими людьми. Проявление правдивости, лживости, вежливости, грубости.

В труде. Ответственность, лень, трудолюбие, безответственность – это можно обнаружить в труде.

В самооценке. Обнаруживаются самокритичность, эгоизм и самоуверенность.

К вещам. Проявление бережливости или расточительности, щедрости или жадности.

Черты характера – наиболее устойчивые особенности. В этих свойствах складывается поведение, то что отличает одного от другого. Связанные между собой поступки формируют черты характера.

В зависимости от окружающих условий, требований в человека доминируют либо положительны, либо негативные черты.

Характер – это подчиненная подструктура личности. Психологически хорошо развитый человек в состоянии контролировать проявления своего характера. Только нездоровые люди не способны сдержать поры своего характера, побуждающие к чему либо.

Характер становится не только в воспитании, но и в самовоспитании. Все недостатки своего характера личность может корректировать сама.

Актуальная психологическая проблема – это условия и развития характера. Постоянно обсуждается наследственность, ее роль в формировании, соотношения темперамента характера и возможности изменения характера.

Психолог Петровский говорит, что характер нам не дан природой, нет ни одного вида характера, который бы нельзя было скорректировать, изменить.

А утверждение, что «такой уж я есть, такой характер и ничего не могу с собой поделать» совершенно необоснованная.

Каждый человек отвечает за свой характер, ему под силу заняться самовоспитанием и изменить все в лучшую сторону.

4.2. Характер и личность

Как мы уже знаем характер не застывшее образование, он формируется на протяжении всего жизненного пути человека. Развитие не определяют анатомические или физиологические данные.

Если признать зависимость характера от внешнего облика, строения тела, даты рождения, значит признать отсутствие возможности изменения и воспитания, корректирования характера. Но вся практика не соглашается с не изменчивостью характера, такое возможно только при патологиях.

Характер многогранен, но всего лишь является одной из сторон, не личностью. Человек властен изменить характер, подняться над ним и когда говорят о прогнозировании, не стоит забывать, что оно имеет лишь определенную вероятность.

Личность способна бросить вызов и измениться, конечно, если не скрывается за «…такой уж у меня характер».

Вообще при попытке развести понятия «характер» и «личность» возникает значительное количество проблем.

В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий:

Характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы;

Характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;

Личность понимается как специфическая часть характера;

Личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.

Для того чтобы избежать смешения понятий нужно придерживаться более узкой характеристики. Представление о личности уже разобрано, понимание характера более специальное.

Характер – устойчивые свойства индивида, в котором выражаются его поведение и способы реагирования.

При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности.

Рассмотрим как это определяется в разговоре. Нужно заострить внимание на прилагательных, которые используют для описания. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т.п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».

Мы видим разные образования, но еще более в этом уверяет то, что оценка одного человека может не только не совпадать, но быть противоположной.

Обратимся к выдающимся людям. Были ли среди них люди с плохим характером? Огромное количество. Достоевский был с очень тяжелым характером, а о характере Павлова говорят, что он «крутой». Но это не стало проблемой на пути к известности. Значит личность и характер далеко не одно и тоже.

Ганнушкин утверждает, что одаренность очень часто сочетается с психопатией, что для известных личностей, во время их оценки характера недостатки неважны.

Историю интересуют творения, элементы, носящие индивидуальный характер, а интересен общий переходящий.

Творение есть выражение личности. Потомки используют результат творения личности, но не характер. С характером сталкиваются те кто окружает человека, его близкие, друзья, коллеги и т.д.

Для них в отличие от потомков характер станет значимой частью личности.

Краткое различие между характером и личностью в том, что характер это как действует человек, а личность — движимые им мотивы. Поведение и направленность личности независимы, разные способы могут приводить к одному итогу либо одним и тем же можно достигнуть разных результатов.

Характер может быть более или менее выражен. Например, ось с проявлениями характера, на ней отмечены нормальный характер, выраженный и с патологией. Первые два – норма. Третья к патологии. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.

Различие между патологией и нормальностью очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее, существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров.

Проблема биологических основ характера существует давно. Условно она в более слабой и более сильной формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических, или физиологических, основах характера; в более «сильном» варианте предполагаются генетические основы характера. Ведь, как вы уже знаете, все генотипическое есть одновременно и биологическое, но не все биологическое имеет генотипическую природу.

В узком смысле понимая характер, существуют генетические основы. Сходство характеров в родословных многих авторов, связь характера, раннее проявление стабильности все это является доказательствами в современной научной литературе.

Констатация генетических и даже просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику. Упреки обычно сводятся к двум пунктам: происходит якобы биологизация личности и якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.

Относительно первого пункта. В действительности, когда речь идет о биологических или генетических основах индивидуальности, то эти «основы» обсуждаются в отношении характера, а не личности, а если говорить более точно, то в отношении темперамента. Сошлемся на самого «ярого конституционалиста» Э. Кречмера, который пишет, что именно темпераменты составляют ту часть психического, которая «…стоит в корреляции со строением тела». В характер же. по его словам, входят также «…экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции». Из приведенных слов видно, что точка зрения Э. Кречмера практически ничем не отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И.П. Павловым.

Признание того что биологические гинотипические свойства определяют темперамент, то нужно рассматривать свойства как базу характера.

Что касается второго пункта критики, то нужно со всей определенностью сказать, что признание генетических предпосылок характера ни в коем случае не означает утверждение его генетической предопределенности.

В каждом характере есть взаимосвязь, логика, между сочетаниями свойств. Эта логика является важной задачей исследований.

Одним из препятствий на пути к этому являются корреляционные факторы. Их вычисляют математической процедурой на большом количестве участников, определяя какие черты коррелируют между собой сильно, а какие слабо. Положительно коррелирующие черты, те что чаще сочетаются в одном человеке. Шелдон установил, что человек любящий комфорт будет обладать хорошим аппетитом, одобрением, жаждой похвалы. У него, скорее всего не будет тревожности, так тревожно и любовь к комфорту дают отрицательную корреляцию.

Такая процедура помогает определять то что чаще всего идет в сочетание друг с другом.

Характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.

Такие признаки, как наблюдательность или критичность ума, нередко бывают не просто особенностями процессов восприятия или мышления у данного человека, а существенными чертами его личности. Однако преобладающее значение в характере имеют особенности воли, как той стороны психики, которая непосредственно выражается в действиях и поступках. Все волевые качества приобретают значение черт характера, если они составляют устойчивые свойства личности. И, это главное для нас, свойства, черты характера во многом определяют все то, что различает нас, индивидуализирует или типизирует, дифференцирует, делает каждого из нас отдельной и по-своему яркой личностью.

5. Особенности психики старого человека

В пожилом возрасте психическое и умственное состояние может ухудшиться из-за заболеваний. Они плохо чувствуют боль, плохо дифференцируют свои ощущения и поэтому внезапное изменение может говорить о патологических болезнях.

Изменение условий или привычек вырабатывающихся в течении всей жизни могут оказывать влияние психику старого человека. Так же одиночество или невозможность найти свое место, занятие [4].

Для пожилого человека без психических отклонений по мере старения свойственно:

Снижение кратковременной памяти, постоянный поиск пульта от телевизора или очков, забывчивость в приеме лекарств, отсутствие возможности запомнить то, что только было услышано и т.д.;

Трудности с принятием решения, снижение интересов, развлечение, любимых блюд, гардероб уменьшается, пропадает желание переодеваться;

На какие-либо сигналы ухудшается реакция, затормаживается восприятие, способность к обучению;

Рассеянность, уход от окружающих, тревожность, необъясняемое беспокойство, мало что радует;

Ухудшается слуховое, зрительное, вкусовое восприятие;

Небрежность во внешности и гигиене

И многое другое.

Задачи ухаживающего персонала или родственников состоят в следующем: писать записки, памятки, для мелких вещей делать кармашки, дарить положительные эмоции, сохранять подвижность, общение.

Очень нередко такое состояние как депрессия. Депрессия – это плохое настроение, безразличие к себе и окружающему миру.

Такие лица беспомощны, безынициативны, но они не обращаются к людям, так как нет надежды на изменения жизни. Обычно такие проявления замечают близкие. Человек в депрессии угнетен, очень нередки суицидальные мысли.

Деменция – слабоумие, развивается медленно, чаще всего становится причиной смерти.

Именно она создает трудности в реабилитации, теряется полная способность к обучению, восприятию информации, больные очень разговорчивы, надоедливы, эмоциональны [4].

Со временем происходит потеря памяти, интеллекта, речи и многие другие нарушения психики. Проявляется неадекватность, больной может несколько раз в день посещать магазины, покупая одно и то же в огромных количествах, на всякий случай. Многоразово проверить наличие ключей перед уходом, но не закрыть, так как брать то нечего.

Пропадает ориентация на местности, человек может забыть свой адрес, дать противоречивые данные о себе и родственниках. Пожилой не в состоянии выполнять бытовые дела, нарушается гигиена и физиологически отправления. Появляется тяга к огню, но при воспламенении наступает паралич действий из-за чего чаще всего и погибает.

На каком-то этапе можно направлять больного, давая подсказки. Сложность ухода в устранении угрожающих жизни опасностей. А постоянный досуг предотвратит агрессию.

Происходит изменение походки, движения становятся незаконченными, со временем подвижность утрачивается, появляется неудобство долгого нахождения в одном положении. Развиваются контрактуры мышц от бездействия. Терминальное состояние застает больных в эмбриональной позе.

По мере того как больной теряет способность самообслуживаться, на плечи медицинского персонала ложится полный уход.

Заключение

Под характером понимают группу психических свойств и особенностей отдельно взятого человека. При этом подразумевают те особенности, которые сформировались после рождения. Например, темперамент к характеру не имеет отношения, так как зависит от генетики и сформирован задолго до рождения.

Характер претерпевает изменения в течение всей жизни человека. В зависимости от условий среды, требований, происходят изменения.

Человеку подвластно корректировать свой характер, те кто сделал это, как правило, более успешны. Заявления такого рода как «такой уж у меня характер» — необоснованные. Это просто нежелание что-либо делать, менять.

На характер имеют влияние воспитание, наследственность, генетические предрасположенности, но все же в большей мере человек сам способен его сформировать.

Множество наук по изучению свойств, качеств и типов характера дают возможность предугадать поведение человека в той или иной ситуации. Но нужно понимать, что это все условно, так как опять же, человек способен изменить себя и свойства характера.

Характер, который на протяжении всей жизни не меняется, говорит о патологии. Здоровый человек в разных местах, с разными людьми ведет себя по-разному, например, дома и с близкими один, на роботе и с коллегами другой.

Характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.

Список используемой литературы

Интернет источники:

http://azps.ru/articles/cmmn/formirovanie_haraktera.html

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-i-lichnost.html

http://www.rondtb.msk.ru/know-how/psychol.htm

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/osobennosti-haraktera.html

http://psyera.ru/formirovanie-i-razvitie-haraktera-551.htm

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-cheloveka.html