Особенности воспитательная работа в условиях современной начальной школы

Актуальность данной проблемы это адаптации первоклассников к новой для него действительности отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании. На данном этапе развития общества на первое место выдвигается задача перехода от обучения знаниям к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни, что делает проблему формирования познавательной готовности весьма актуальной. Данная курсовая работа состоит из вступления, двух разделов, заключения и списка использованной литературы. Во Вступлении представлена тема работы, ее цель и гипотеза, методы, структура и значимость исследования. Первый раздел посвящен теоретическим основам воспитательной работе. Во втором разделе рассматриваются современные формы и методы воспитательной работы в начальной школе. В выводах работы мы делаем заключение из проведенного исследования.

Исходя из этого, темой курсовой работы явилось «Особенности воспитательной работы в условиях современной начальной школы» Отметим, что полное овладение такими умениями и не должно выступать целью воспитательной работы в начальной школе. Однако, в этом периоде необходимо начинать ту самую «закладку» этих умений на доступном и соответствующем возможностям детей уровне организации воспитательной работы. Вместе с тем, в исследованиях младшего школьного возраста нет и полного отрицания наличия потребностей в смыслопоисковой деятельности. Рассматривая психологические условия начального образования, К.Д Ушинский отмечал, что большинство детей, приходя в школу, находятся на уровне наглядного мышления. Казалось бы, это утверждение должно повлечь ориентацию учителя на действия по прямой передаче учащимся знаний и опыта поведения. Однако ученый приходит к выводу, что простое указание на то или иное свойство явления, простое сообщение готового знания не приводит к развитию мышления ребенка (и уж конечно не приводит к развитию сознания).

Передаточный способ, репродуктивное воспитание, которые как бы логически и закономерно вытекают из особенностей младшего школьного возраста, не могут рассматриваться как нормальное средство воспитания, развивающего личность.

24 стр., 11653 слов

«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...

... основные методы практической деятельности внеклассной работы, применяемые в начальной школе; 3. Разработать внеклассные мероприятия с использованием практических методов, развивающих познавательный интерес младшего школьника; 4.Провести анализ полученных результатов. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ...

Объект исследования — особенности современной начальной школы. Предмет исследования — воспитательная работа в условиях современной начальной школы. Цель исследования — заключается в выявлении основных особенностей воспитательной работы в условиях современной начальной школы. Гипотеза исследования:

  • основными чертами воспитательной работы являются знания основ учения о человеке, как о предмете воспитания, о факторах развития личности и их соотношении в различные возрастные периоды и применение этих знаний для подготовки воспитуемых к общественной жизни, ее продолжениям;
  • основными компонентами содержания воспитательной работы являются: нравственное воспитание, идейно-патриотическое, воспитание основ экономической культуры и культуры труда, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, семейное воспитание, процессуально-деятельностное направление воспитания;
  • Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятий «воспитательная работа в современной начальной школе»;
  • 2. Показать особенности развития воспитательной работы в современной начальной школе;
  • 3. Охарактеризовать пути и средства развития воспитательной работы в современной начальной школы;
  • 4. Показать формы и методы воспитательной работы в современной начальной школы. Методы исследования:
  • анализ психолого-педагогический и методический литературы по проблеме исследования;
  • организация и проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов;

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Понятие о воспитательной работе в начальной школе.

Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности. Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания. Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога — одно из важных условий эффективности воспитательной работы. Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом.

В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений. Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность учащихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства. Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности учителей и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития. Самовоспитание —это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. [11] Задача воспитательной работы — сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность. Педагогическое управление воспитанием предполагает периодическое ознакомление учащихся с научно-популярной литературой по вопросам самовоспитания, организацию самооценочной деятельности, ознакомление учащихся с ее результатами, помощь в выработке индивидуальных программ самовоспитания.[5] Итак, как было сказано выше, роль начального профессионального учебного заведения не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Если образовательный процесс можно как-то оценить, например, система баллов, то оценка эффективности воспитательной работы всегда вызывала большие трудности. В качестве критериев предлагались и уровень воспитанности, и нравственность, и степень развития личности и коллектива. Но ни один из этих и других критериев не стал оптимальным. Сложность объясняется тем, что на личность влияет как прямо, так и косвенно множество факторов, учесть которые вряд ли возможно. Кроме того, оценка качества воспитательной работы сложна и ввиду отсроченности результатов и размытости границ учебной воспитательной деятельности. Условно можно выделить две группы критериев: критерии процесса и критерии результата, которые тесно взаимосвязаны. Критерии процесса включают:

18 стр., 8998 слов

Формы воспитательной работы в школе. Их классификация и характеристика

... форм воспитательной работы в школе. Задачи: изучить литературу по теме исследования; рассмотреть теоретические основы воспитательной работы в школе и ее форм; дать полное определение понятию «форма воспитательной работы»; изучить классификацию форм воспитательной работы в школе; охарактеризовать современные формы воспитательной работы в начальной ...

  • объем и содержание воспитательной работы;
  • необходимость и достаточность, педагогическая целесообразность мероприятий, равномерное распределение их по времени;
  • общественная активность.

Критерии результата включают:

  • качество педагогических условий;
  • нарушение дисциплины и устава учебных заведений;

-свойства личности. Важно не только выделить показатели, но и определить приоритеты одних перед другими, т. е. придать им весовой коэффициент, который зависит от места, занимаемого каждым из них в общей оценке деятельности коллектива. Несомненно, самой важной характеристикой является качество педагогических условий, как важнейшего фактора успешности в обучении, воспитании и развитии личности учащихся. Специфический способ организации воспитательного процесса в учреждения НПО отражает воспитательная система как наиболее значимая организационная сторона воспитательной деятельности. Главное предназначение воспитательной системы в педагогическом обеспечении и содействии развитию личности учащихся. Воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. [9] Общая способность содействовать развитию личности представляется как целое, складывающееся из отдельных способностей, таких, как:

9 стр., 4069 слов

Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие ...

... . Изучить процесс развития свойств личности военнослужащего. Актуальность работы личность военнослужащий военная служба Глава 1. Психологические свойства личности военнослужащего 1.1 Психологические свойства личности военнослужащего и их характеристика Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, ...

  • способность выдвинуть и обосновать цель воспитательного процесса;
  • способность организовать жизнедеятельность сообщества учащихся в максимальной степени благоприятную для самореализации и самоутверждения личности;

— способность создать в учреждении образования и за его пределами развивающую среду, нравственно благоприятную и эмоционально насыщенную. Воспитательная система — развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется, умирает. Развитие системы — процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы этого процесса. Процесс развития воспитательной системы становится наиболее эффективным при условии, что в идеологию системы заложены идеи свободы выбора, личного достоинства, терпимости и взаимной ответственности. Нельзя не учитывать, что большая роль в организации изучения эффективности воспитательного процесса и воспитательной системы принадлежит администрации учебного заведения, которая направляет и регулирует эту работу.[10] Она обеспечивает:

  • плановость изучения и состояния воспитательного процесса;
  • проведение обследования по определённой проблеме с привлечением всех участников педагогического процесса;
  • проведение исследования в один и тот же временной период;
  • оформление специальных таблиц, где регулярно фиксируются основные данные исследований в доступной для восприятия студентов и сотрудников форме;
  • контроль над объемом заполняемых студентами, педагогами анкеты тестов, что позволяет исключить перегрузки.

1.2 Специфика организации воспитательной работы в начальной школе Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Общий смысл разнообразных вариантов этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опёки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний и задающего, «ставящего» правильное поведение. Для этого, по мнению ученых, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся. К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность и т.д., сочетаемые с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность и независимость.[19] Больши нство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.В мотивационной сфере сознания младших школьников появляется ориентация на процесс, его главное значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная «закладка» мотивов самосовершенствования и самоопределения, обозначается еще слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя, возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки, продолжается принятие целей учителя, но уже с тенденцией к самостоятельности, как еще недостаточно осознаваемой потребности. В сфере общения (в коммуникативной сфере), сохраняется потребность в общении с учителем, как с непререкаемым авторитетом, ориентация на игровую деятельность как основное средство общения, возможность реализовать потребность в общении с другим человеком посредством игры. Также отмечается, что специфику этого возраста составляет так называемый «кризис 7 лет», связанный с феноменом «обобщения переживаний». Цепь неудач или успехов приводит к формированию устойчивого комплекса — чувства неполноценности из-за несостоявшихся ожиданий, связанных с неудачами в новом виде деятельности — учебе, общении с новыми людьми, или чувства собственной исключительности, связанного с завышенной оценкой окружающими успехов ребенка. Это приводит к усложнению эмоционально-мотивационной сферы и возникновению внутренней жизни, что влечет появление смысловой ориентировочной основы поступка — звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. [16] Учеными признается, что такой конфликт — это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка. Смысловая ориентировка становится важной стороной внутренней жизни, одновременно исключая импульсивность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается и детская непосредственность: ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо. Часто кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственность поведения, склонность к капризам, конфликтам и т.п.[16] Сегодня педагогический подход к решению этих конфликтных особенностей требует нового осмысления. Характеристика личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте и специфика подготовки к их развитию учителя начальных классов, предлагаемая в большинстве учебников по педагогике и возрастной психологии, ориентирована на внешне задаваемые воздействия. Как правило, такие воздействия блокируют механизмы саморазвития и тормозят процессы становления личности уже в этом возрасте. Одним из показателей уровня развития такой личностной структуры, как самосознание, рассматривается тот или иной уровень потребностей в самооценке, связанный с возникновением особого личностного новообразования — внутренней позиции ребенка. Однако, в учебниках это положение, составляющее предпосылку и основу личностно ориентированного образования, рассматривается с позиций неоспоримой моносубъектности, приоритета оценки учителем поведения и успеваемости младшего школьника как основного средства развития его личностных структур сознания — критичности, рефлексии, мотивации. [20] Четко и однозначно устанавливается необходимость отхода от игровой деятельности в пользу учебной, которая, по мнению большинства авторов учебников, является более результативной, целенаправленной, обязательной; пути перехода от внешних мотиваций учения и поведения к внутренней определяются посредством роста потребностей в получении более высоких оценок, как самоцели. В целом развитие структур самосознания младших школьников определяется только внешними факторами. То, что обозначается как механизм саморазвития личности, а именно — личностные структуры сознания, опосредованные внутренним миром каждого отдельно взятого ученика, оказывается объектом прямого (косвенного) вмешательства со стороны учителя, которому предписывается абсолютное знание этих особенностей и право на их коррекцию. Но воспитание (даже в начальной школе) становится личностным только тогда, когда ученики пытаются вырабатывать собственные смыслы в предлагаемых им мероприятиях, когда они дополняют их содержание личными переживаниями и пониманиями, учатся подчиняться не только объективным законам, но и нравственным повелениям. Сочетание этих ценностей, как ориентиров для развития личностного начала в ученике начальных классов с их возрастными особенностями, на первый взгляд, кажется невозможным. Поиск смысла учениками этого возраста рассматривается большинством ученых как преждевременное действие, поскольку личность младшего школьника, по их мнению, не обладает достаточными возможностями и потребностями проникать в сущность явлений, вскрывать их причины.[14] Отметим, что полное овладение такими умениями и не должно выступать целью воспитательной работы в начальной школе. Однако, в этом периоде необходимо начинать ту самую «закладку» этих умений на доступном и соответствующем возможностям детей уровне организации воспитательной работы. Вместе с тем, в исследованиях младшего школьного возраста нет и полного отрицания наличия потребностей в смыслопоисковой деятельности. Рассматривая психологические условия начального образования, Д.Б. Эльконин отмечал, что большинство детей, приходя в школу, находятся на уровне наглядного мышления. Казалось бы, это утверждение должно повлечь ориентацию учителя на действия по прямой передаче учащимся знаний и опыта поведения. Однако ученый приходит к выводу, что простое указание на то или иное свойство явления, простое сообщение готового знания не приводит к развитию мышления ребенка (и уж конечно не приводит к развитию сознания).

12 стр., 5959 слов

Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе

... личность, может быть духовным наставником молодежи. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, ... и способ деятельности. Это разные стороны процесса познания, но ведущая роль в этом процессе принадлежит знаниям. Все это требует развивать учащихся в ...

13 стр., 6445 слов

Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе по ...

... и методов в учебно-воспитательной работе творческокго коллектива; при создании комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития в хореографическом коллективе. Задачи курсовой: рассмотреть теоретические основы творческого развития детей в хореографическом коллективе; Выявить специфику хореографической деятельности; охарактеризовать особенности ...

Передаточный способ, репродуктивное воспитание, которые как бы логически и закономерно вытекают из особенностей младшего школьного возраста, не могут рассматриваться как нормальное средство воспитания, развивающего личность. Возможности для организации личностно ориентированного воспитания в младших классах обнаруживаются в трактовках мотивации, самосознания, самооценки, потребностной стороны личности младшего школьника/ Тенденцию становления мотивов самосовершенствования и самоопределения в младшем школьном возрасте. Вместе с тем она считает, что социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного интереса. Наибольшее значение для понимания возможности и необходимости развития личностных структур сознания уже в младшем школьном возрасте приобретает сегодня позиция по отношению к осознанным и неосознанным мотивам. Актуально, т.е. в момент деятельности, эти мотивы, как правило, не осознаются. Но, даже будучи неосознанными, они отражаются в определенной эмоции: ребенок может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности.[1] Необходимость «закладки» фундамента эмоциональной направленности личности на познавательный интерес уже в младшем школьном возрасте, как тенденции личностного отношения к образованию, отмечал В.В. Давыдов. Он считал, что ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения». По мнению Мудрика А. В., в младшем школьном возрасте ученик с охотой и желанием принимает цели, предложенные учителем, но с переходом в более старший класс у него возникает потребность стать субъектом своей деятельности, т.е. иметь право и осуществлять его в порождении частных целей своих конкретных деятельностей. Но традиционная парадигма начального образования, приучая младших школьников к жесткой управляемости, блокирует эту потребность.[20] Огромное значение в гуманистической педагогике придается самосознанию. Оно определяется как «изначальный и непосредственный факт душевной жизни». Самосознание признается как важнейшая сущностная характеристика личности, являющаяся одновременно механизмом и продуктом саморазвития. Это также свидетельствует в пользу возможности применения личностно ориентированного подхода к воспитанию самосознания в младшей школе. С точки зрения К.Д Ушинского, самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный образ «Я». Говоря о становлении морального сознания, К. Д Ушинский выделяет три главных уровня: доморальный, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений; уровень конвенциональной морали, когда поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окружающих; уровень автономной морали — ориентация на определенную внутреннюю автономию, на достаточно независимую от окружающих систему собственных принципов поведения. [36] Второй уровень — конвенциональный — это ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет. Отсюда определенная неустойчивость поведения ребенка, его зависимость от внешних влияний. Только с развитием абстрактного мышления личность обретает осознанные моральные принципы. Очевидно, что этот уровень по многим показателям соответствует особенностям младшего школьного возраста. Таким образом, становится возможной специально организованная работа по воспитанию самосознания в процессе развития личностных структур сознания, способствующих становлению абстрактного мышления. Ушинский К.Д. связывал развитие морального сознания и самосознания личности с прогрессом абстрактного понятийного мышления. Этапом развития самосознания, соответствующим возрасту младшего школьника выступает «сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает развитое абстрактное мышление».[36] Одной из внешних характеристик самосознания является его двойственная, «диалогическая» природа, которая представлена как рефлексивное и рефлексирующее «Я», где образ «Я» рассматривается как итог процесса рефлексии; диалогический характер самосознания усматривается в этой же субъект-объектной двойственности, что позволяет установить взаимосвязь рефлексии и внутреннего диалога личности. Таким образом, можно утверждать, что уже в младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития и становления самосознания как одной из базовых функций личности. Ее развитие связано с использованием личностных технологий, помогающих «включить» рефлексию, как основу для конструирования и удержания образа «Я» в контексте переживаемого события, как предварительную установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку. Развитие потребности в абстрактном мышлении, характерной для младшего школьного возраста как начальный этап перехода от предметного, будет возможным при развитии и таких личностных структур, которые способствуют видению скрытых противоречий действительности (функция коллизийности), построению личностной картины мира (ориентирующая функция сознания).[3] Включение» этих функций-структур свидетельствует о том, что ученик переходит на уровень личностного развития, где деятельность сознания направлена, в первую очередь, на выработку внутренней личностной позиции. К наиболее сложной задаче личностно ориентированного воспитания относится выработка у учащихся младших классов понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработка умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней свободой. Конструирование воспитательной (личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, востребующих деятельность личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной.[7]

5 стр., 2197 слов

Гражданские качества личности учащихся

... гражданской ответственности и активности личности. Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность. Гражданское образование - это система, функцией которой является воспитание ...

10 стр., 4939 слов

Влияние личности педагога на развитие и воспитание ребенка

... считаем закономерным и обоснованным выбор темы нашего реферата «Влияние личности педагога на воспитание и развитие ребенка». И целью своей работы мы видим рассмотрение личности педагога - как авторитета для ребенка способного развивать и воспитывать своим примером. 1. Место педагога в современном ...

ГЛАВА. 2 ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1 Современные формы и методы воспитательной работы в начальной школе

Форма воспитательной работы — это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми. Форма воспитательной работы выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. [6] В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею. У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию. Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями. 1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности. 2. Форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца. 3. Форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа. Таким образом, форма — это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания. [12] Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д. Главные идеи:

4 стр., 1953 слов

Убеждение и его место в воспитательном процессе. Формы методов убеждения

... воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. 1. Убеждение и его место в воспитательном процессе Метод убеждения -- основной метод воспитания, представляющий ...

  • формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;
  • передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений;

— воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению. Главная цель: Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
  • использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
  • создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
  • демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
  • воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
  • способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений. Исходя из выше сказанного, можно вывести некоторые формы внеклассной работы:
  • дискотеки к праздничным и памятным датам;
  • концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
  • чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;
  • конкурсы состязания талантов;
  • дни творчества школы;

— театральные премьеры и спектакли школьных и классных арт-студий. [14] Рассмотреть процесс воспитания в динамике — значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все его подготавливающие этапы. Как нам уже известно, применив соответствующие критерии выделения (обособления), можно получить различные структуры. Критериев, по которым можно выделять и анализировать структуры в воспитательном процессе множество, Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям: целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяёмых мётодов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса времени и многих других. Рассмотрим некоторые из них. По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. В условиях современной отечественной школы процесс воспитания направлен на:

  • целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
  • формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
  • приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
  • воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
  • развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
  • организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
  • организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

— развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности. Следующая структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий — последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса.[8] Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения — важный этап процесса воспитания. Без этого формирование заданного типа поведения личности не может быть успешным. Многие воспитательные системы, в частности русская дореволюционная, данному этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к действию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро справит положение и приведет к желаемым результатам. Отечественная послереволюционная школа, как теперь выяснилось, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.