«Истинное воспитание потому и сочетает в себе науку и искусство, что объективные закономерности социального развития в жестких рамках культуры должны оставить место индивидуальному своеобразию, свободе личностного «Я», становлению субъективности».
К. Д. Ушинский.
Крик! Возглашает миру: «Я родился!», маленький, крохотный, беззащитный человечек. Мы смотрим на него, какой он, каким будет! Как мы окружающие его люди: родители, товарищи, педагоги, просто прохожие, повлияем на его становление, как помочь этому малышу стать не просто человеком, а стать человеком с большой буквы! Как часто я смотрю на детей и непреодолимое желание захватывает мой дух: да, я хочу чтобы эти дети (пусть чужие, не мои) выросли хорошими людьми, чтобы от моего общения с ними у них осталось только лучшее. Наверное, это и есть ответ на вопрос, почему я взяла эту тему. Я воспитатель и для меня главное посеять в душах своих малышей семена добра, любви, понимания, уважения, творчества, бережливости, нравственности, трудолюбия, интеллектуальности проще говоря всего самого лучшего. Желание как можно больше узнать по данному вопросу – это и есть моя цель.
В чём же успех воспитания?
Успех воспитания достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения и последовательности в действиях воспитателя высоких личностных качеств педагога.
Воспитатель воспитывает, как считал А. С. Макаренко, всегда и всем: как ходит, как говорит, как одевается, как выстраивает отношения с другими людьми и так далее, а это невозможно заключить в ни какие рамки. В воспитательном процессе содержание и формы работы с детьми носят ориентировочный характер, так как нельзя всё расписать и распланировать: когда о чём говорить, что и как делать с детьми – жёстко и однозначно, всё это можно только предполагать.
В настоящее время проблема воспитания глубоко прорабатывается в отечественной педагогической и психологической литературе. Многие педагоги работали и работают над данной проблемой. Например, Выготский Л. С. дал такое определение воспитанию: «Воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма».
К. Д. Ушинский считал, что знание человека во всех отношениях – это изучение его психических и физических возможностей. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности.
Нравственное воспитание цель, содержание и методы
... управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности ...
Цель нашего воспитания должна стать воспитанием «личности умеющей самостоятельно строить свою собственную жизнь, неся за нее ответственность, выстраивать стратегию жизни в согласии со своими представлениями о счастливой доброй жизни. Личность должна уметь быть авторитетом собственной истории, личной судьбы – без ссылок на злую волю, без претензий в адрес семьи, школы, правительства. Педагоги (вместе с родителями) должны озаботиться развитием способностей личности выстраивать жизнь, поведение, деятельность, поступок, действия, при этом отдавая себе отчёт в совершаемом и происходящем вслед совершаемому.
Роль педагога состоит, в таком случае, в разворачивании перед воспитанником веера разнообразных жизненных выборов и научении ребёнка производить свободный осознанный выбор, за который в дальнейшем он и станет нести ответственность» .
Сущность предмета воспитания.
Давайте сначала определим в чём сущность предмета воспитания, обозначим что есть этот предмет среди других, что отличает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть. И конечно понимая, что как любой предмет он принадлежит к разным группам, то, следовательно очертим ракурс рассмотрения, позицию научно – теоретическую, что позволит раскрыть сущность предмета.
«Воспитание – это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей;
- Воспитание – это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно – воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами;
- Воспитание – это целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного воздействия детей и взрослых, в которой воспитанник является паритетным участником и есть возможность вносить в неё (систему) изменения, способствующие оптимальному развитию детей (в этот определении ребёнок является и объектом и субъектом);
- Воспитание – это предоставление воспитаннику альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ним право выбора и поиск своего пути;
- Воспитание – этот процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений и черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (в этой позиции ребёнок – объект педагогического воздействия);
— Воспитание – это целенаправленное создание условий для освоения человеком культуры, переводя её в личный опыт через организованное длительное воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов, социальной и природной среды, с учётом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его самосознания и самостоятельность» .
Сложность процесса воспитания.
Как мы видим, что в процессе воспитания участвуют, чаще всего как минимум двое, это воспитанник и воспитатель. Роль воспитателя изучить, познать, влюбить в себя, завоевать доверие, принять своего воспитанника, узнать как можно больше о нём о его поведении, привычках, наклонностях, интересах, и конечно же о его отрицательных чертах. Только, изучив всё это воспитатель может разработать план своей работы с конкретным ребёнком. В этом то и сложность воспитательного процесса, что это многофакторный и стихийный процесс влияния на ребёнка, которое трудно отследить и полностью учесть в ходе воспитательного взаимодействия с каждым конкретным воспитанником. На ребёнка, влияет мако-, мезо- и микросреда, особенно сильное взаимодействие оказывает семья и близкое окружение.
Трудовое воспитание в развитии личности дошкольника
... физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей; стремление дошкольников к самоактуализации в детском сообществе при малом социальном опыте. 2. Значение трудового воспитания в развитии личности ребенка дошкольника Трудовое воспитание в программе является ...
«В процессе обучения можно быстро выяснить, понял или не понял, освоил или не освоил ученик необходимый материал, выработались у него необходимые умения и навыки выполнения определённых познавательных действий или нет. Процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлён в будущее: сформируется ли у воспитанника определённая система ценностей и отношений, станет ли она основой его убеждений и поведения, педагог в процессе взаимодействия с воспитанником достоверно установить не может. Это, скорее всего, выяснится тогда, когда воспитанник станет взрослее и будет проявлять себя самостоятельно, вне воспитательного взаимодействия с воспитателем.
В настоящее время можно определить только отдельные, нередко чисто внешние результаты воспитания. К. Гельвеций в своей работе «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» писал, что продолжает учиться, что его воспитание ещё не закончено и закончится оно, когда он не будет более способен к нему, то есть после смерти. Вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание.
В воспитательном процессе нет повторяющихся ситуаций и вариативны результаты одного и того же педагогического действия, он динамичен, подвижен. Это объясняет тот факт, что педагогика, особенно в области воспитания, никогда не будет подобна книге рецептов и предписаний: каждая конкретная педагогическая ситуация, каждый конкретный ребёнок требуют отдельного, приемлемого для данного случая и для данного ребёнка решения, но на основе общепедагогических и психологических знаний воспитателя.
Наиболее ярко субъект – субъектный характер педагогического взаимодействия проявляется именно в воспитательном процессе, так как всё в нём построено на отношениях, эмоциях, симпатиях и антипатиях участников взаимодействия, их справедливости или несправедливости, честности или лживости, ответственности или безответственности и тому подобное. А всем этим трудно управлять и направлять в нужное русло. Ученик именно в воспитательном взаимодействии наиболее ярко проявляет свою готовность воспринимать воспитательное взаимодействие или сопротивляется ему, выставлять смысловые и другие заслоны, выступать субъектом собственного развития и самоизменения.
Воспитательный процесс часто встречает противодействие со стороны воспитанников, так как новые требования и новые установки противоречат сложившимся представлениям и опыту воспитанника. К тому же трудно изучить его внутреннее состояние.
Результат воспитательного воздействия по отношению к различным детям вариативен и неопределёнен: один из общения с педагогом вынес положительные установки, другой наоборот, укрепился в своих неправильных позициях.
Индивидуальный подход приобретает особую сторону в воспитании. В процессе обучения учитель учит целый класс, может организовать дифференциацию по группам. Индивидуальное взаимодействие желательно, но менее возможно, а всё – таки все ученики обучаются. Воспитание всегда должно ориентироваться на отдельного воспитанника с его индивидуальными особенностями. Это не значит. Что нет коллективных форм организации воспитательного процесса. Просто ими не стоит увлекаться.
Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...
... «Комплекс оживления» - начало психической жизни, показатель того, что сложилась социальная ситуация развития. Отнять у ребенка улыбку - отнять у него радость жизни. Многие малыши уже в 2 ... месяца - это один из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от мира взрослых. На рубеж ...
Успех в воспитании достигается большим трудом, требует огромных усилий, терпения и последовательности в действиях воспитателя, высоких личностных качеств педагога.
Воспитательный процесс отличается тем, что он так жёстко регламентирован, как процесс обучения. Воспитатель воспитывает, как считал А. С. Макаренко, всегда и всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одевается, как выстраивает отношения с другими людьми и так далее, а это невозможно заключить в отдельные рамки. В воспитательном процессе содержание и формы работы с детьми носят ориентированный характер, так как нельзя всё расписать и распланировать: когда о чём говорить, что и как делать с детьми – жёстко и однозначно, всё это можно только предполагать» .
Воспитатель должен понимать: чем выраженнее атмосфера любви, в которой протекает воспитательный процесс, дающая воспитанникам чувство защищённости и спокойствия, уверенности в своей нужности. Тем благоприятнее условия для формирования личности.
Индивидуальный подход к детям в воспитании.
Что же такое индивидуальный подход прочитаем в педагогическом словаре:
«Индивидуальный подход к детям – в воспитании предлагает организацию педагогического воздействия с учётом индивидуальных особенностей личности ребёнка, воспитания и условий жизни, в которых он находится.
Каждый ребёнок представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями и поэтому, работая с коллективом необходимо сочетать постановку общих педагогических задач с индивидуальным подходом. Антон Семёнович Макаренко об индивидуальном подходе к воспитанию говорил: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера…», «Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив к ней».
Индивидуальный подход в воспитании даёт возможность педагогу выявить направленность личности каждого ребёнка, его склонности, интересы. Применяя индивидуальный подход, учитывая интересы и индивидуальные особенности детей, мы педагоги активно воздействуем на учащихся в процессе не только воспитания, но и обучения, мы стараемся создать определённые интересы и потребности у учащихся, направляем формирование их индивидуальности.
Осуществление индивидуального подхода необходимо для всестороннего развития положительных качеств и способностей каждого ребёнка и для перевоспитания, если у него сформировались отрицательные качества.
Ребёнок реагирует на воспитательные воздействия по-разному в зависимости от ранее сложившихся черт его личности, от причины, вызвавшей поступок, на который это воздействие направлено, от его взаимоотношений с воспитателем, а также со всеми окружающими детьми и взрослыми и, наконец, от его отношения к данному воспитательному воздействию. Отсутствие индивидуального подхода при организации педагогом педагогического воздействия нередко ведёт к тому, что он или вообще не оказывал влияния на ребёнка, или его результат оказался неожиданным для самого воспитателя.
Воспитание и развитие личности ребенка
... накопленный опыт? Единство и взаимодействие воспитания и развития в становлении личности ребенка Процесс становления личности ребенка осуществляется в условиях воспитания и обучения путем присвоения общественно ... ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. ...
Для осуществления воспитания педагог должен постоянно наблюдать и изучать воспитанников в процессе их деятельности, так как ему необходимо знать индивидуальные особенности детей и понимать причины тех поступков, которые требуют воспитательного воздействия».
И так, воспитание – это индивидуальный процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребёнка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти во взрослю жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
«Образ ребёнка, образ человека – эти понятия пока отсутствуют в нашей педагогике. Поэтому мы часто имеем желаемый образ, идеал воспитанника, анне действительный образ. Каждый учитель видит образ ребёнка только через его отношение к учению, то есть образ ребёнка – ученика. Мы видим в ребёнке не субъект воспитания, а объект. Но надо же видеть личность, субъект воспитания и процессы, которые протекают в ней: самопознание, самовыражение, самоуважение, самоопределение, саморегуляция и самореализация. Каждый ребёнок это личность, человек, индивидуальность и следовательно воспитательный процесс должен быть сугубо индивидуален направленный на конкретного ребёнка и применимый с учётом его личностных особенностей» .
У каждого ребёнка есть индивидуальные особенности, которые можно развивать и которые могут превратиться в его сильные стороны. Главное не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности детей и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
В своей статье Белан И. В. преподаватель средней школы пишет: «Для воспитанников важны личностные качества педагога, его отношение к ним, его моральный облик, эрудиция, коммуникабельность и компетентность.
Авторитет педагога формируется не сразу. Сначала ребята смотрят на него, как на более или менее достойный источник информации, затем – как на носителя ценностей, значимых для ребят, разделяемых ими, и, уже чуть позже, педагог становится доверительным лицом, старшим товарищем и другом.
Значит, у педагога не может быть никаких других целей, кроме целей жизни воспитанников. Ведь для ребят идея не отделима от личности, и то что говорит им любимый учитель, воспринимается совсем по другому, чем то, что говорит неуважаемый и чуждый им человек. Самые высокие идеи в устах последнего становятся ненавистными.
Поэтому я чаще встаю на место детей, чтобы понять: что их интересует, что радует, что обижает. Ведь воспитательный процесс прекращается с того и до того момента, пока ребёнок не поймёт, почему с ним так поступили; пока не согласится с тем, как с ним поступили; пока он озлоблен, что с ним так несправедливо поступили.
Во всём этом объективная база единства воспитателя и воспитанника, то есть необходимое условие возникновения известной всем (но не всеми принятой!) педагогики сотрудничества» .
К. Д. Ушинский тоже предавал большое значение личности воспитателя, он считал «Влияние личности воспитателя составляет воспитательную силу, которую нельзя измерить ни учебниками, ни моральными сентенциями. Многое значит дух заведения, но этот дух живёт не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и от них переходит к воспитанникам. Результат воспитания – воспитанность личности. Воспитанность предполагает не только знание норм поведения, не просто соблюдение этих норм с целью награды или ухода от наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков» .
Профессиональная деятельность и личность педагога
... классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, ... профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному ...
Применяя индивидуальный подход в воспитательном процессе, то есть изучив своих воспитанников зная их интересы и наклонности, можно разбить их на группы с целью воспитательной работы и взаимодействия детей друг с другом (как я считаю, дети тоже воспитывают не только окружающих их детей, он и взрослых), конечно же необходимо работать с подгруппами ребят. Это и есть дифференцированный подход в воспитании.
Дифференцированный подход к воспитанию.
«Дифференцированный подход к воспитанию – целенаправленный педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные и неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным и личностным качествам учащихся.
Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащимся в совершенствовании его личности. Дифференцированный подход занимает промежуточное значение между фронтальной воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся.
Он облегчает и упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребёнка в отдельности (что практически не реально в условиях большой наполняемости классов и загруженности педагога), а для определённой «категории» учащихся. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявление у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для данной группы учащихся и на этой основе определяет стратегию своего воздействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения учащихся в общую деятельность и отношения. При этом ученик в меньшей степени чувствует себя постоянным объектом воспитания так как основные педагогические воздействия направлены на всю группу в целом, а не на одного.
Реализация дифференцированного подхода способствует организация групповых игр, конкурсов, соревнований, создание временных творческих групп, делегирование к. – л. Группе права представлять коллектив за его пределами, создание специальной педагогических ситуаций, помогающих раскрывать достоинства учащихся, которые плохо знают коллектив.
Необходимое условие для дифференцированного подхода изучение межличностных отношений, которое во многом определяют как характер проявления каждого ученика, как способности группы. Дифференцированный подход в свою очередь даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, между группами, отдельными личностями в группе и коллективе, детьми и взрослыми, между коллективом и средой. Эффективность дифференцированного подхода находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества и детских объединений, доброжелательности, демократичности, управления ими, ориентации общественного мнения на гуманистические ценности.
Методическая деятельность педагога профессиональной школы
... методической деятельности Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога ... за преподаванием предмета и воспитанием. Мы рассматриваем методическую деятельность как самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности. При всем многообразии ...
Дифференцированный подход облегчает работу педагога, делает более реальный индивидуальный подход и личностный подход к воспитанию школьников.
Дифференцированный подход сближает воспитатели и воспитанников на почве деловых увлечений открывает для взрослого детскую душу. Теперь ему позволено приподнять занавес, заглянуть и проникнуть в удивительно хрупкий, неустойчивый, полный туманных миражей, иллюзий и фантазий, решительных намерений и закомплексованности интимный мир ребёнка. Сближение с ним требует величайшей осторожности, постоянной оглядки на детские реакции, сознания возможного изгнания или обретения величайшего доверия.
Дифференцированное воспитание осуществляется в системе форм и методов, обеспечивающих эффективную контактность и взаимовлияние. Как деловым, так и эмоциональным отношениям присущи свои специфические формы воздействия. Деловые доверительные контакты легко налаживаются в соревнованиях, походах по родному краю, в оздоровительных, спортивных мероприятиях. Общение одна из главных форм налаживания доверительных отношений – заинтересованное обсуждение общих и личных проблем, принятие взаимных обязательств, дача советов, доверительная беседа, дружеские споры, доверительный обмен личными тайнами» .
Таким образом, дифференцированное воспитание имеет тоже большое значение в становлении детской личности и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит индивидуальному воспитанию, а наоборот обогащает его, является необходимым дополнением.
И индивидуальное и дифференцированное воспитание невозможно без творческого подхода.
Творчество.
«Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Творчество педагога это выход за приделы образовавшейся системы знаний, рассмотрение вопросов воспитания с новых сторон, включение разных систем знаний.
Творческий педагог – это интеллектуальный человек, который обладает определёнными качествами: умением заглянуть дальше того, что видят его современники и что видели его предшественники, немаловажно для этого обладать решительностью.
Творческий педагог, старается, как правило, развить творческие способности, у своих воспитанников стараясь обращать внимание, на формирование глубоких и прочных знаний, которые в свою очередь способствуют стимуляции самостоятельной деятельности учащихся, что ведёт к развитию творческих интересов, целеустремлённости творческих поисков, настойчивости в решении творческих задач. Отсюда вытекает большое значение присутствие в работе с детьми не традиционных форм: рисование с натуры, техническое творчество, разные опыты и так далее» .
Проблема творчества занимает большое место в педагогической деятельности. Передовой учитель, развивая творческие возможности учащихся, в поиске наиболее адекватных методов воспитания и обучения сам является творцом.
«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом сам человек не пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействия. Он субъект его собственного развития и формирования.
Роль чтения в воспитании личности
... и современную литературу. Что нам дает чтение? Это общая грамотность и кругозор. Развитие моральных навыков и умение выразить свои ... в человеке способность стать автором сценария, режиссером и исполнителем ролей того "внутреннего фильма", который каждый может снять для себя. Подлинное чтение ... над самим собой. Осознавая себя как личность, читающий не только узнает себя в ком-то из героев, но он ...
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией.
Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельности педагогов в этом случае называется воспитательной работой» .
Закономерности воспитательного процесса.
«Существуют некие закономерности воспитательного процесса, управляющие ходом воспитания ребёнка.
Определить закономерности – значит выявить основу идеального плана педагогической деятельности, получить общие регуляторы воспитательной практики.
Первая закономерность. Решающим для благоприятного развития личности будет её внутреннее состояние. Только в условиях любви и защищённости ребёнок свободно и вольно выражает свои отношения и не боится за складывающихся отношений. Поэтому воспитание включает в своё содержание демонстрацию любви в адрес ребёнка, чтобы он был спокоен в отношениях к нему близких людей, чтобы это спокойствие обеспечивалось наглядным образом любви, когда он слышит в речи доброе отношение к себе, когда он видит мимико – пластическую расположенность к себе, когда он проживает вместе с педагогом взаимную симпатию. Проявление любви – это условие чувства защищённости в мире, где ребёнок так слаб и бесправен, так неопытен и несведущ.
Принять ребёнка как данность – это признать ценность его личности на данный момент его развития, признать в нём достоинства человека, сохранять по отношению к каждому ребёнку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважение к личности.
Вторая закономерность. Заключается в умение педагога вести наблюдения за состоянием воспитанника: не переутомился ли он или не слишком ли лёгкой является для него работа, не сказывается ли перегрузка или недогрузка на его негативном отношении к действительности. Соблюдение меры в дозировании активности составляет педагогическое искусства, но и вовлечь ребёнка в активную деятельность тоже требует профессионализма, потому что ребёнок не живёт в жажде усилий и преодолений.
Согласно этой закономерности, хороший педагог – это педагог умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию.
Третья закономерность. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменяющимися потребностями детей и потому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Педагог выстраивает систему деятельности в полном соответствии с этим ансамблем актуальных потребностей предает им окультуренную форму и направляя это развитие по лестнице общечеловеческих ценностей. Пренебрежение актуальными потребностями приводит достаточно часто ребёнка на асоциальную либо антисоциальную дорогу – тогда мы вынуждены констатировать так называемое девиантное поведение воспитанника.
Особенности профессиональной деятельности педагога дошкольного ...
... ученые и практики проверяют свои теоретические изыскания. Поэтому профессиональная деятельность педагога дошкольного образования и воспитания связана с особыми трудностями в выборе взрослым из ... личностным особенностям самого педагога. Третья особенность также вытекает из специфики педагогической деятельности как вида деятельности, поскольку это всегда деятельность личности (Н.В. Кузьмина, Ю.Н. ...
Четвёртая закономерность. Развитие личности через деятельность и только через деятельность самой личности ставит педагога и ребёнка перед проблемой неподготовленности ребёнка к деятельности: он не обладает от природы ни умениями, ни соответствующими навыками для самостоятельной жизни. Следовательно, необходимо специальное оснащение ребёнка деятельностной готовностью. Совместно разделённая деятельность выступает решением данного противоречия. Суть её заключается в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребёнка и усилий педагога в совместной деятельности. На начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребёнка. Но очень скоро доля активности ребёнка увеличивается и, в конце концов, доводится до максимального уровня, кода субъектом деятельности выступает ребёнок, а педагог как бы в стороне, наблюдает, оценивает, сопровождает незаметной инструкцией по совершенствованию продукта деятельности. Педагог всё больше и больше отходит в тень, кажется, он не нужен детям: они сами рисуют, решают задачи, лепят, ставят спектакли, выпускают рукописный журнал, поют, танцуют, сажают цветы, протирают мебель, встречают гостей. Первоначальный момент забыт, и дети, чаще всего, уверены, что именно им принадлежит инициатива в организации и проведении какого-то дела. Совместно разделённая деятельность помогает ребёнку ощутить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности.
Согласно данной закономерности. Хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребёнка ту часть работы, которая ребёнку не по силам или которую тот ещё не усвоил.
Пятая закономерность. Развивающая автономия и психологическая эмансипация ребёнка предписывают воспитанию «скрытый характер». Целевые воспитательные влияния, планируемые во имя социализации личности, духовного обогащения её и приготовленности к культурной жизни современного общества, остаются в ограниченной сфере педагогического профессионализма. Дети не могут и не должны чувствовать себя объектом приложения профессиональных сил. Об этом ещё предупреждал А. С. Макаренко, возглавлявший колонию, как известно, специально созданную для детей, лишённых воспитания. Но именно здесь, где, казалось бы, воспитательные цели могут быть открытыми, великий педагог утверждал гуманистическое положение о том, что ребёнок не должен постоянно осознавать свою подверженность продуманным педагогическим влияниям. И до Макаренко, в истории педагогической мысли, не раз раздавалось предубеждение: ребёнок живёт, а не готовится жить!
Скрытая позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, интересом педагога к внутреннему миру ребёнка, предоставлением ему личностной свободы, совместным осмыслением жизни и её устройства.
Таким образом, педагогические закономерности выдвигают для педагога ряд чётких и ясных общих требований, определяющих педагогическую позицию по отношению к ребёнку» .
Кроме всего выше сказанного немало важно создание оптимальных условий или воспитывающей среды. Л. С. Выготский о влиянии среды писал:
«Менее всего следует представить себе воспитательный процесс как односторонне активный и приписывать без остатка активность среде, сводя на нет активность самого ученика, учителя и всего приходящего в соприкосновение с воспитанником. Напротив, в воспитании нет ничего пассивного, бездейственного. Даже мёртвые вещи, когда они вовлекаются в круг воспитания, когда им поручается воспитательная роль, приобретают активность и становятся действенными участниками этого процесса».
«Человек противостоит природе как сила природы», организм противостоит миру как активная борющаяся величина. Навстречу влияниям среды организм несёт унаследованный им опыт. Среда как бы молотом расплющивает и куёт этот опыт, деформирует его. Организм борется за самоуважение. Поведение есть сложный диалектический и сложный процесс борьбы между миром и человеком и внутри человека, и в исходе этой борьбы силы самого организма, условия его наследственной конструкции играют не меньшую роль, чем нападающие влияние среды.
Поэтому противопоставлять социальную среду среде природной можно только в очень узком, ограниченном и условном смысле. Если же социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная социальной среды, которая делает её едва ли не самым гибким средством воспитания. Элементы среды находятся между собой не в скованном и неподвижном состоянии, а в изменчивом, легко меняющем свои формы и очертания.
Вот почему на долю учителя в процессе воспитания выпадает тоже активная роль – лепить, кроить, кромсать и резать элементы среды, сочетать их самым различным образом, чтобы они осуществляли ту задачу, которая им нужна. Таким образом, воспитательный процесс оказывается уже трёх сторонне активным: активен ученик, активен учитель, активна заключённая между ними среда» .
В. Воронов предлагает нетрадиционные, творческие формы работы с детьми и утверждает: «формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие при этом способе организации групповой деятельности обеспечиваются вовлечением всех в постоянную и разнообразную творческую работу. Модель коллективной творческой деятельности работает при определённых условиях, которые, думается, могут быть созданы даже в трудных педагогических обстоятельствах настоящего времени. Необходима нравственная и психологическая атмосфера, которую характеризует вера и возможности детей, вера в положительные ценности, идеалы, в добро и справедливость, в возможность сделать свою жизнь и жизнь окружающих людей лучше. Необходимо наличие педагога – лидера, яркой авторитетной личности, а у него помощников, единомышленников, актива. Вместе они могут работать по «принципу бутерброда»: взять «в середину» группу учеников, которых надо научить жить содержательной, развивающей жизнью, объединив опытных и умелых с теми, кто ещё не умеет. Заметим, что такая организация деятельности делает жизнь не только школьников, но и учителей содержательной, насыщенной, развивающей» .
Наверное, я могу сделать такой вывод, воспитание со знаком плюс, будет только при наличии педагога – лидера, педагога – творца, педагога Человека с большой буквы, который понимает, принимает детей, любит их, чувствует своих воспитанников всем сердцем.
Заключение.
Сложность воспитательного процесса, что это многофакторный и стихийный процесс влияния на ребёнка, которое трудно отследить и полностью учесть в ходе воспитательного взаимодействия с каждым конкретным воспитанником. На ребёнка, влияет мако-, мезо- и микросреда, особенно сильное взаимодействие оказывает семья и близкое окружение.
Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведёт к желаемому результату: оно может вызвать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральной. Только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает её собственную активность в работе над собой, оно оказывает на неё эффективное развивающее воздействие.
«В решении воспитательных задач мы применяем различные методы они по мнению А. С. Макаренко являются «инструментами прикосновения к личности». Каково содержание этих методов:
- Непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
- Создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
- Общественное мнение референтной группы, например, коллектива, личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку – отцу, преподавателю, товарищу, и средства массовой информации;
- Совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
- Процессы обучения и самообразования и передачи информации, специального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского общения;
- Погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы» .
«Задача воспитания в том и состоит, чтобы специальными педагогическими средствами обеспечить ребёнку позицию субъекта социализации и помочь ему быть субъектом социализации. Именно в условиях воспитания он должен обрести определённые знания о себе, о своей личности и способах управления собой, освоить ценностные установки современной жизни, определённые навыки «быть собой» и одновременно умения быть частью некоего социального целого (семьи, коллектива сверстников), добровольно соотносить своё поведение с их интересами. Детство непродуктивно, если специально педагогически не обеспечено воспитанием.
В современном воспитании педагогический акцент всё больше смещается от регулирующих функций специальных педагогических условий и требований, от системы воспитательных мероприятий и поисков ярких деятельности воспитанников к решению роли ситуаций организованного социального опыта детей. Такие ситуации требуют от ребёнка проявлять своё ценностное отношение, совершать самостоятельные социальные действия (высказывать суждения, выбрать роль, включиться в общение с определёнными людьми, избрать ту или иную степень активности), интерпретировать их, исходя из своих социальных представлений и эмоционально – оценочных предпочтений. Следует понимать, что детский социальный опыт – это всегда опыт пережитых ситуаций» .
Список используемой литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vospitanie-uchaschihsya/
1. Белан, И. В. Гуманизация воспитания и демократический стиль педагога: Я – «За»! // Классный руководитель. – 2001. — № 4. – С. 58 – 59.
2. Бордовская, Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебник для вузов [текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 300 с.: ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
3. В. Воронов. Разнообразные формы воспитательной работы. // Воспитание школьников. – 2001. — № 7. – С. 8 – 13.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [текст]: / Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: АСТ: Астель: Люкс, 2005. — 671, [ 1 ] с.
5. Голованова, Н. Панорама взглядов на воспитание. // Воспитание школьников. – 2004. — № 7. – С. 2 – 5.
6. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: Учебник [текст]: / Г. М. Коджаспировой. – М. : Гардарики, 2007. – 528 с.
7. Кукушкин, В. С. Теория и методика воспитания [текст]: / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508, [ 1 ] с: ил. – (Высшее образование).
8. Лихачёв, Б. Т. Педагогика: курс лекций [текст]: / Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2003 – 607 с.
9. Педагогика. Учебное издание для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [текст]: /Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002 – 640 с.
10. Педагогическая энциклопедия [текст]: /Г. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. – М.: «Советская Энциклопедия», 1964.
11. Словарь – справочник по педагогике [текст]: /Авт. – сост. В. А. Мижериков; под общ. Ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 448 с.