ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Основная часть (выдержка)

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

1.1 Историко-теоретические основы проблемы формирования культуры межнационального общения у школьников

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. («Толковый словарь русского языка» В.Даля. М., 1998).

Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.

Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (М., 1994) категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998) понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным аспектом:

  • «полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма»; «способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды».

Пассивную и негативную направленность обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов» (М., 1998).

В данном источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект).

Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды [6, с 81-91.].

16 стр., 7991 слов

«Факторы становления толерантности у подростков»

... терпимость к вседозволенности и незаконным действиям» 1 . Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и постоянно дополнялось разносторонними значениями, стремясь соответствовать действительности. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности ... и верованиям». Рассмотрим исходные понятия психологии толерантности. Толерантность не является механическим ...

Формированию культуры межнационального общения между русскими и коренными жителями препятствует старая антитеза «Восток — Запад», отождествляемая с противопоставлением ислама христианству. В тех случаях, когда соприкасаются христианская и исламская культуры, идет естественное соревнование в борьбе за приоритеты, пропагандируя свои ценности. Среди христиан много веков насаждалось предвзятое отношение к исламу, который рассматривался как менее развитая религиозная система. Значит ли все это, что проблема глубокого взаимопонимания национальностей, религий непостижима, что нельзя достичь их гармонии? Вряд ли, тому есть немало примеров, когда давали советы люди, «вживаясь» в культуру других, неведомых народов, органически усваивая их ценности и их образ мышления, так как очистить собственное сознание от предвзятых представлений очень трудно, и не затратив на это годы, почти невозможно освободиться от предрассудков, занимаясь только собственной культурой или другой, близкой ей. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инонациональном, инорелигиозном. У школьников надо развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он формировался, а общечеловеческая культура богаче и разнообразнее любой религиозной и национальной культур [18, c. 19].

Гармонии между ними можно достичь при наличии высокой культуры межнационального и межрелигиозного общения. Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:

1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;

2) эмоциональный (эмоционально-психологический) — развитие эмоционально-психологических характеристик;

3) поведенческий (волевой, деятельный) — формирование сознательного активного, деятельного субъекта межнационального общения.

Каждая национальная культура отражается в этнопедагогике, имеющей свои концепции правил поведения и общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление. Оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для инонационального человека. Ясно, что национально-религиозную специфику подростков надо учитывать в процессе воспитания. Но наша педагогика пока еще явно недооценивает трудности исследования проблем межнационального общения учащихся, связанных и с недостаточной разработанностью другими науками о человеке таких ключевых понятий, как «национальные чувства», «национальное самосознание», «национальный характер», «национальная психология» и других [18, c. 19-20].

Пробуждение интереса молодежи к культуре других народов связано, очевидно, с глубоким познанием среды обитания других наций, их психологических особенностей и т.п. А для этого необходима развернутая и разнообразная (телевизионная, литературная, музейная) пропаганда знаний о прогрессивных исторических традициях, особенностях культуры разных народов, особенно соседних. Многообразие культурных, в том числе и в сфере образования, проявлений способствуют рождению у учащихся различных регионов взаимного интереса, что подтверждает приоритет культурологического подхода к воспитательной работе [16, c.129].

4 стр., 1553 слов

Воспитание культуры межнационального общения

... воспитанию межнациональной толерантности. Задачи: Определить сущность понятий «толерантность», «культура межнационального общения». Определить методы и формы работы по воспитанию культуры межнационального общения. Разработать методические рекомендации по воспитанию культуры межнационального общения 1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения» Этническая толерантность понимается ...

Межнациональное общение — это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.

Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:

1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к Отечеству;

2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей страны, к их языкам, социальным ценностям;

3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;

4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.

Организационный процесс воспитания культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения [4, c.23-24].

Определение цели воспитания подрастающего поколения является прерогативой государств. Содержательные параметры целей воспитания отражают уровни развития экономики, культуры, духовной жизни общества. Государственные цели воспитания детерминированы социально -экономическими, политическими и этнокультурными условиями. Российская Федерация — многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи всего населения страны [4, c. 24].

Итак, воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. На мой взгляд, в содержании образования должны быть следующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы народов.

10 стр., 4638 слов

Культура и этика межнациональных и межконфессиональных отношений

... и содержание организованного воспитания, на наш взгляд, целесообразно по таким параметрам, как: - отношение народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств, сознания и культуры межнационального общения; - отношение народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству; - отношение народов ...

Важнейшей задачей учебных заведений становится сообщение детям и молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости мира.

Культура межнационального общения зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать инонациональные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей. Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре, традициях народов. В Дагестане был проведен ряд провокаций, с целью возбудить в среде дагестанцев волну взаимной национальной розни. И малейший неосторожный поступок мог привести к гибели. Многие говорят, что нужно обращаться к своим истокам, к заветам предков, к возрождению культуры. Все это бесспорно правильно. Если вспомнить, как жили наши предки, то с нашим временем это не сравнить. Но что же для этого нужно? Очевидно, это прежде всего уважение к этнической свободе личности, то есть каждый человек вправе решать сам, кем он является по своей национальности, какой язык он признает для себя родным. Но это не главное. Наши предки говорили, что главным был человек, а не его национальность. Они проявляли внимательное, уважительное отношение к человеку, личности, помогая ему решить проблемы. И мы стараемся придерживаться этого понимания. [23, c.19] Уважение к человеку независимо от его национальности является залогом единства и сплоченности народов России. Поэтому гуманное, внимательное отношение к человеку необходимо воспитывать в семье, школе, трудовых коллективах, в средних специальных учебных заведениях. Все учебные заведения должны воспитывать уважение к свободному человеку независимо от национальной принадлежности, а значит, воспитывать чувство толерантности.