Организационные формы и содержание внеклассной работы по информатике

Содержание скрыть

Актуальность.

Внеклассная работа является одним из важных средств развития личности школьника, поэтому проблема организации внеклассной работы по информатике имеет большое значение для профессиональной подготовки будущего учителя информатики.

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.

Педагогическая профессия требует постоянного творческого поиска, самосовершенствования, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя информатики вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому учитель информатики должен непрерывно следить за публикациями в периодической печати (журналы «Информатика и образование», «Компьютер в школе», «Компьютерные инструменты в образовании» и т.п., газета «Информатика», другие издания компьютерной тематики).

Мы надеемся, что в скором времени для активизации внеклассной работы учителя смогут воспользоваться новыми возможностями и информационными ресурсами, предоставляемыми сетью Интернет.

Объект исследования — образовательный процесс в школе.

Предмет исследования — организация внеклассной работы по информатике в старших классах.

Цель: Организация внеклассного мероприятия по информатике в старших классах

Задачи:

  • изучить литературу, электронные образовательные ресурсы по теме исследования;
  • выявить формы, методы и содержание организации внеклассной работы по информатике;
  • разработать и провести внеклассное мероприятие по информатике в старших классах.

Гипотеза. Если будут выявлены оптимальные формы, методы, содержание внеклассной работы по информатике, то это будет способствовать развитию интереса к предмету.

11 стр., 5318 слов

Внеклассная работа в условиях общеобразовательной школы

... актуальность исследуемой проблематики очевидна. Объект исследования - внеклассная работа в условиях общеобразовательной школы. Предмет исследования - организация досуга детей в различных видах и формах внеклассной работы. Цель исследования - выявить роль внеклассной работы в организации детской досуговой ...

Методы исследования: изучение, анализ, сравнение, наблюдение, беседа.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы организации внеклассной работы по информатике

1.1 Сущность внеклассной работы по информатике

Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно. Оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, заседание предметного кружка, внеклассное чтение, проведение школьных праздников и вечеров относятся к внеклассной работе. Но в одних случаях (кружок, внеклассное чтение) ею руководит учитель, в других (организация досуга и развлечений) она приобретает характер деятельности учащихся на основе самоуправления.

В связи с этим возникает необходимость в дифференциации понятия «внеклассная работа», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная работа» и «внеурочная работа».

Согласно Малееву В.В. внеклассная работа это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [17: 27].

Лизинский В.М.пишет,внеклассная работа эторазличные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время [9: 69].

В своем исследовании мы придерживаемся определения Малеева В.В.

Внеурочная работа

Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогу. Примером тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники как по расширению и углублению знаний программного материала со способными учащимися, так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.

Внеучебная работа —

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями позитивного воздействия на учащихся и является самостоятельной сферой учебно-воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с работой на уроке.

межпредметный характер

1.2 Цель и задачи внеклассной работы по информатике

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Внеклассная работа направлена на решение следующих задач [22: 27]:

Формирование у ребенка положительной Я-концепции,

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки [1: 75].

2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.

В различных формах внеклассной работы учащиеся не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе. При этом внеклассная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой учебно-воспитательный эффект [22: 30].

3 стр., 1253 слов

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...

... на становление правосознания старшеклассников. Предмет исследования: процесс правового воспитания старшеклассников в работе педагога через внеклассную деятельность. Цель исследования: раскрыть психолого-педагогические основы правового воспитания старшеклассников в деятельности школьного педагога. Гипотеза исследования: правовое воспитание старшеклассников к деятельности педагогов-воспитателей ...

Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности

Во внеклассной работе создаются условия для формирования умений включаться в продуктивную, одобряемую обществом деятельность и при необходимости самостоятельно ее организовывать. Этот момент особенно актуален в связи с ростом количества подростков, ведущих антиобщественный образ жизни (преступность, наркомания, алкоголизм и т.п.).

Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения., Развитие познавательного интереса.

выбором школьниками профессии и подготовкой их к труду.

Организация свободного времени учащихся.

Установлена зависимость между поведением учащихся и тем, как они проводят свободное время. Педагогически запущенные учащиеся в большинстве своем не занимаются в кружках, не имеют общественных поручений, не интересуются жизнью класса и школы. По мере увеличения свободного времени проблема культуры его использования приобретает все большее значение в обществе [22: 39].

Существует мнение, что неуспевающих учеников не следует отвлекать от учебных занятий. Это неверно, так как именно им надо помочь правильно использовать свое свободное время. Информатика предоставляет огромные возможности и для слабоуспевающих учащихся.

Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и т.д.

Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции — обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями [9: 51].

развивающая функция,

1.3 Содержание внеклассной работы по информатике

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассной работы характеризуется следующими факторами:

  • преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;

— в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта [13: 89].

13 стр., 6365 слов

Внеклассная работа по физическому воспитанию

... во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах. Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, ...

Познавательная деятельность во внеклассной работе предназначена для формирования познавательного интереса, положительной мотивации учения, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть кружок, «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», КВН, экскурсия в вычислительный центр и т.д. [20: 88].

Внеклассные занятия могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, воображения, исследовательских навыков, усвоения языка информатики, для сообщения учащимся сведений из истории информатики.

В воспитании школьников велика роль организованного и направляемого школой изучения дополнительной литературы. Задача этой работы состоит в том, чтобы научить учащихся видеть в книге источник знания и помочь им овладеть культурой чтения.

Круг чтения старшеклассников должен включать в себя не только художественную, но и научно-популярную, справочную литературу, а также книги, связанные с их интересами, имеющими профессиональную направленность. Полезны конференции и диспуты по прочитанному, занятия по библиографии. Этот вид деятельности может быть реализован при подготовке докладов, рефератов и т.д. [15: 24].

Досуговая (развлекательная) деятельность, Трудовая деятельность

Данный результат проявляется в сформированной потребности к труду, в умении занять себя. Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий, работу по облагораживанию кабинета, созданию педагогических программных средств и т.д.

Творческая деятельность

Для вышеперечисленных видов деятельности одной из задач является формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения [17: 90].

Школа решает общие задачи эстетического воспитания: формирование эстетических чувств, эстетического вкуса, умения воспринимать прекрасное, наслаждаться им, вносить красоту в окружающую жизнь; развитие правильных представлений о красоте в природе, обществе и поведении человека, творческих способностей, умений и навыков; расширение художественного кругозора; ознакомление учащихся с различными областями искусства. Для решения этих задач необходимо воспитывать потребность в художественном творчестве, вовлекать учащихся во все виды художественной деятельности.

В рамках внеклассной работы по информатике это могут быть занятия по компьютерной графике, анимации и музыке, разработке мультимедийных и гипертекстовых проектов эстетического, художественного направления. Большим интересом у учащихся пользуются занятия по Web-графике и дизайну, другим видам Интернет-творчества [18: 46].

Интересным видом творческой деятельности учащихся могут быть ученические журнал или газета, разработанные с помощью компьютера или представленные в электронном виде, в том числе в сети Интернет.

24 стр., 11653 слов

«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...

... сущность внеклассной работы в начальной школе; 2. Путем анализа методической литературы выявить основные методы практической деятельности внеклассной работы, применяемые в начальной школе; 3. Разработать внеклассные мероприятия ... и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности ...

Неограниченные возможности эстетического развития открывают школьные студии компьютерной анимации, которые способствуют воспитанию не только учащихся, занятых в создании мультипликационных фильмов, но и юных зрителей.

Большой интерес для внеклассной работы представляют школьные видеостудии. Учителя получают возможность создания с помощью компьютерных технологий учебных и художественных видеофильмов и мультипликации, использования лучших фильмов для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Интерес учащихся вызывает, например, просмотр мультфильмов с целью их анализа на использование знаменитых «двенадцати принципов анимации Диснея».

Интересный участок этой деятельности — смотры различных видов компьютерного творчества.

Важнейшими составляющими мировоззрения школьников выступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как компьютерные проекты экологического и экономического содержания [18: 50].

Каждая школа и внешкольное учреждение определяют содержание своей внеклассной работы с учетом имеющихся возможностей и условий.

Содержание внеклассной работы

Традиции и особенности школы. Например, если школа имеет предметные профили, то во внеклассной работе может преобладать познавательный аспект. Художественное, экономическое, физико-математическое и т.п. воспитание приоритетно в школах и классах соответствующего профиля.

Особенности возраста, класса, индивидуальности учащихся.

Возможности и особенности имеющейся компьютерной техники, загруженность кабинета информатики и т.д. [19: 44].

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении учащихся, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т.е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет развивающей, творческой деятельности.

В пособии выделены лишь некоторые направления внеклассной работы с учащимися и далеко не исчерпано богатство содержания занятий, которые можно наблюдать на практике. Быстрый темп развития информатики и компьютерных технологий делают подвижным содержание внеклассной работы по информатике, требуя от учителя гибкости в его определении дел. Целенаправленная индивидуальная работа учащихся необходима для того, чтобы каждый из них мог в полной мере раскрыть и развить свои способности, выразить свою индивидуальность. Эта деятельность требует от воспитателей знания индивидуальных особенностей учащихся, изучения их интересов и стремлений, положения в коллективе сверстников, а также умения строить процесс воспитания со всем коллективом школьников и в отдельности с каждым из них [19: 50]. В индивидуальной внеклассной работе наряду с запланированным компонентом существует спонтанный, так называемые педагогические ситуации, являющиеся индикатором уровня педагогического профессионализма. Это могут быть, например, ответы на вопросы учащихся после уроков, оказание помощи учащимся в выборе конфигурации домашнего компьютера или его модернизации и т.п.

7 стр., 3216 слов

Использование информационных технологий во внеклассной работе по информатике

... Разработать требования к организации внеурочной работы со школьниками и способы применения занимательного материала в учебно-воспитательном процессе в начальной школе. Методы исследования: 1 Внеклассная работа - одна из форм повышения знаний по информатике Внеурочное время может использоваться ...

1.4 Формы внеклассной работы по информатике, Первая группа — фронтальные формы., Вторая группа форм организации внеклассной деятельности характеризуется принципом «вместе».

Первая группа отличается простотой организации для педагога, но мало формирует навыки коллективного взаимодействия. Вторая группа незаменима для развития умений сотрудничать, оказывать помощь друг другу, брать на себя ответственность. Однако в силу возрастных особенностей младших школьников (они не видят в другом равноправного человека, не умеют договариваться, общаться) организация коллективных форм требует от педагога больших временных затрат и определенных организаторских умений. В этом заключается ее сложность для педагога. Каждое направление имеет свои преимущества и ограничения, они взаимосвязаны и дополняют друг друга [17: 87].

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что часто используются популярные формы, пришедшие из телевидения: КВН, «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и т.д.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задачи, функций [16: 43].

Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу

Согласно Калечиц Т.Н., кроме индивидуальной выделяют кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеклассной работы [9: 23].

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению, Кружок — одна из основных форм внеучебной деятельности по информатике.

Учет работы кружка ведется в дневнике. Отчет может проводиться в виде вечера, конференции, выставки, смотра. В некоторых школах итоги деятельности подводятся на школьных праздниках, являющихся смотром проделанной за год работы, например, при проведении общешкольной недели информатики.

К объединяющим формам работы относятся клубы, школьные музеи, общества, временные коллективы и т.д.

Широкое распространение в недалеком прошлом имели клубы — политические, пионерские, комсомольские, интернациональной дружбы, старшеклассников, выходного дня, интересных встреч и т.д., действовавшие на началах самоуправления, имевшие названия, эмблемы, уставы и положения [17: 49].

Работа клубов может быть возрождена на основе новых информационных технологий. Так, в настоящее время многие школы поддерживают связи с зарубежными школами. На этой основе могут быть возрождены клубы интернациональной дружбы, имеющие секции переводчиков, истории, географии, культуры страны, в которой находится школа, и т.д. В работе клубов могут широко применяться возможности Интернет для сбора информации и выполнения общих проектов, электронной почты для переписки и т.д.

Учащиеся ряда школ с удовольствием занимаются созданием виртуальных (электронных, представленных в сети Интернет) музеев, выставок и галерей. Этот вид работы может выступать и как самостоятельная форма деятельности, и как вспомогательная для реально существующих школьных музеев, выставок и галерей и т.п.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной и внешкольной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на учащихся.

Во внеклассной деятельности следует широко использовать такие формы массовой работы, как соревнование, конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся, хотя степень ее может быть различной. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров лишь часть учащихся выступает в качестве организаторов и исполнителей. А в таких мероприятиях, как посещение вычислительного центра, просмотр кинофильма, встреча с интересными людьми, лекция, все участники являются зрителями или слушателями [18: 73].

В последнее время все большую популярность среди учащихся, проявляющих к изучению информатики повышенный интерес и способности, завоевывают такие формы углубленной подготовки, примыкающие к внеклассной работе, как юношеские школы информатики, заочные физико-математические школы (ЗФМШ), школы и классы с уклоном по информатике, летние компьютерные лагеря и т.п.

В качестве средств на внеклассном занятии могут выступать: оформление класса; музыкальное оформление, игровые атрибуты, видеоматериалы, книги, программные средства.

Некоторые формы внеклассных мероприятий., Вечер информатики, Викторина по информатике

Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы. Встречи могут быть организованы с представителями «компьютерных» профессий; с представителями других профессий, использующими компьютеры; с выпускниками школы, выбравшими соответствующие профессии и т.д. [22: 94].

Глава 2. Разработка внеклассного мероприятия по информатике через деловую игру

2.1 Деловая игра в практике внеклассного занятия

Деловые игры

Наличие модели объекта;

  • Наличие ролей;
  • Различие ролевых целей при выработке решений;
  • Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли;
  • Наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • Коллективная выработка решений участниками игры;
  • Реализация в процессе игры «цепочки решений»;
  • Многовариантность решений;
  • Управление эмоциональным напряжением;

10. Разветвленная система индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

коллективные творческие дела,

Деловые игры достаточно сложны для школьников, так как в них нет четкой сюжетной линии, нет заданного извне эмоционального фона отношений. Для участников необходимо создавать мотивацию и поддерживать ее в процессе мероприятия. Во-первых, участникам интересно заниматься настоящим, серьезным, взрослым делом. Во-вторых, работа должна быть организована в творческих группах, созданных по интересам. В-третьих, они должны видеть реальные результаты своей работы: алгоритм решения задачи, план мероприятия и т.д. [24: 41]:

Деловые игры во внеклассной работе — перспективное направление. Такие игры учат строить свою деятельность, налаживать деловое сотрудничество со сверстниками, вступать в коллегиальные отношения со взрослыми. Особенно ценными являются совместные деловые игры школьников и взрослых — педагогов, родителей.

Деловые игры должны разрабатываться специально для определенного возраста, учитывающего психофизиологические особенности учащихся. Можно выделить четыре типа деловых игр, которые могут найти применение во внеклассной работе: крупномасштабные (несколько классов) и длительные (несколько месяцев) деловые игры; игры, основанные на анализе фактической информации; краткосрочные деловые игры, в которых занят весь класс; настольные деловые игры [24: 40]:

2.2 Общие положения деловой игры «Чья фирма успешнее?».

1. Игра проходит между двумя группами учащихся из 6 — 8 человек в каждой, которые образуют «фирму» (это могут быть ученики одного или разных классов).

В фирме выбираются сотрудники-специалисты: президент, финансист, два программиста и менеджеры. Ребята придумывают все атрибуты фирмы (название и др.) сами.

Кроме того, из числа лучших учащихся выбираются 3-4 независимых эксперта [25: 30].

2. Оборудование для проведения игры:

  • компьютер учителя с проектором (при наличии);

8 персональных компьютеров для участников игры (по 4 каждой фирме); сетевой принтер (при наличии).

3. Программное обеспечение:

  • на компьютере учителя: программа подготовки презентаций MicrosoftPowerPoint;
  • на компьютерах для участников игры: текстовый редактор MicrosoftWord и электронная таблица MicrosoftExcel.

4. Другая информация на компьютерах:

  • на компьютере учителя — файл » Презентация. ppt»;

— на компьютерах для участников игры — папка «Игра» с файлами, необходимыми для проведения игры: «Журнал учета денежных средств. xls»,»KpoccBopд. doc», «Дополнительные Bonpocbi. doc», «Сканвордос» (каждый из этих файлов должен быть только на одном из компьютеров), и не имеющими отношения к игре «лишними» файлами.

5. Реквизит:

  • документы, необходимые для проведения игры: 6 карточек с вопросами для конкурса президентов (с указанием «стоимости» вопроса), 2 экземпляра комментариев для программистов по подготовке журнала учета денежных средств, 2 экземпляра ответов на вопросы кроссворда, на дополнительные задания к кроссворду и на вопросы к сканворду (для экспертов), 2 экземпляра журнала учета денежных средств по каждой фирме (для экспертов);
  • купюры условных денежных единиц (набор разного достоинства), аудиоаппаратура, часы, призы и награды;
  • чистые листы для записей и ответов [25: 32].

2.3 Этапы и содержание игры

Ведущий игру учитель сообщает, что, для того чтобы начать игру, фирмам надо заработать начальный капитал, ответив на вопросы кроссворда. Для этого программистам необходимо найти файл с кроссвордом на одном из четырех компьютеров фирмы (путь к папке игры, в которой находится кроссворд, указывается, но трудность в том, что в ней находятся и другие файлы; кроме того, кроссворд имеется только на одном компьютере).

Сотрудники фирмы должны решить кроссворд и готовый «продукт» в распечатанном виде предъявить экспертам 1 . В кроссворде 16 слов, цена каждого слова — 100 условных денежных единиц (у. е), то есть максимальный начальный капитал может быть 1600 у.е. На решение кроссворда фирмам выделяется 10-15 минут.

Кроссворд по теме «Компьютер. Программное обеспечение. ОС Windows»

Вопросы к кроссворду

По горизонтали:

Так называют совокупность аппаратных и программных средств компьютера, обеспечивающих работу с графикой, звуком, видеоинформацией.

Простейший текстовый редактор в составе ОС Windows.

8. Устройство ввода информации в компьютер.

Разговорное название жесткого магнитного диска.

Вид программы, к которому относится программа WordPad.

Кнопка на рабочем столе Windows, при щелчке на которой на экране появляется главное меню.

Универсальное устройство для обработки информации.

16. Сведения об окружающем мире, повышающие уровень осведомленности человека [25: 30].

По вертикали:

Папка, предназначенная для временного хранения удаленных файлов, папок, ярлыков.

Одна из мультимедиапрограмм.

Это устройство может быть матричным, струйным, лазерным.

Вид памяти, хранящей программы и данные, обрабатывающиеся процессором в данный момент времени.

Одна из служебных программ для работы с диском, выполняющая «сбор» отдельных частей файла, размещенных в разных местах диска, в одну непрерывную часть.

9. Вид программы, к которому относится программа «Очистка диска».

Устройство для передачи информации по телефонным каналам связи [25: 31].

Носитель информации с наименьшей информационной емкостью.

За время решения кроссворда программисты должны найти на одном из трех других компьютеров фирмы в папке игры журнал учета денежных средств. Журнал является файлом в формате MicrosoftExcel (имя файла должно быть соответствующим — «Журнал учета денежных средстн. х1. ч»).

Этот журнал представлен в правой колонке.

Программисты должны оформить его таким образом, чтобы все расчеты проходили автоматически по мере внесения результатов отдельных этапов игры в рабочий лист. При этом количество формул, вводимых вручную, должно быть минимально возможным. Для проведения этой работы программистам каждой фирмы должны быть даны (в бумажном виде) комментарии, в которых рассказывается о том, что, кроме решения кроссворда, по итогам которого каждая фирма создает начальный капитал, она должна:

пройти второй этап, включающий 15 вопросов (за каждый правильный ответ фирма получит какое-то количество условных единиц, за неправильный

будет оштрафована на такую же сумму); содержание этого этапа будет раскрыто во время игры;

  • ответить на 8 дополнительных вопросов к кроссворду (здесь также за каждый правильный ответ фирма получит какое-то количество условных единиц, за неправильный — будет оштрафована на такую же сумму);
  • решить сканворд;
  • участвовать в конкурсе президентов фирм [25: 31].

По истечении выделенного для решения кроссворда времени подводятся итоги. Эксперты, которым каждая фирма передает (или предъявляет на экране) решение кроссворда, определяют количество правильных ответов у каждой фирмы и объявляют результат.

Финансисты обеих фирм получают у учителя (или у экспертов) заработанные условные денежные единицы, а программисты учитывают полученные средства в журнале учета.

В ходе всей игры эксперты ведут свой учет средств по каждой фирме.

После этого начинается второй этап игры, в котором каждая фирма «проверяет» своих сотрудников на то, как они понимают своего президента. Последнему нужно жестами и мимикой как можно точнее объяснить некоторые слова, связанные с информатикой, а сотрудники фирмы должны отгадать объясняемое слово.

Первыми проходят «проверку» сотрудники фирмы, у которой будет наибольший объем начального капитала. Им предлагается выбрать любые три раздела «проверки». Перечень разделов и соответствующие термины приведены в табл.1 (естественно, сначала термины участникам игры не видны).

При наличии проектора перечень разделов демонстрируется на нем (из презентации, которая будет описана ниже), в противном случае он оформляется на большом листе бумаги [25: 32].

Для проведения этого этапа на компьютере учителя необходимо подготовить презентацию PowerPoint. Президент фирмы занимает место за компьютером учителя. На первом слайде презентации представлен перечень разделов. После выбора разделов проектор отключается. По щелчку на выбранном разделе осуществляется переход на слайд с первым термином этого раздела. Термины появляются на слайде по одному слову друг за другом по щелчку мыши. По кнопке возврата можно вернуться на слайд с перечнем разделов. На «демонстрацию» (и отгадывание) каждого термина дается 3 попытки.

За слово, отгаданное с первой попытки, фирма получает 100 у. е., со второй — 80, с третьей — 60; в случае неотгаданного или неправильно отгаданного термина фирма «штрафуется» на 100 у. е. (эта сумма вычитается из общего капитала фирмы).

Финансист фирмы получает или отдает соответствующую сумму средств, программисты учитывают это в журнале.

Как показывает опыт, во время проведения этого этапа игры в зрительном зале наблюдается большое оживление (смех, шум и т.п.), поэтому проводить в это время другие этапы второй фирме нецелесообразно. Здесь возможны два варианта:

  • сотрудники второй фирмы ждут своей очереди проводить «проверку»;
  • сотрудники второй фирмы переходят в другое помещение и выполняют там дополнительные задания к кроссворду (приведены ниже) [25: 32].

После окончания «проверки» сотрудников первой фирмы «проверяются» сотрудники второй (действия «конкурирующей» фирмы аналогичны).

Таблица 1.

Раздел Термины
«Она в 101 класс ходила» Основание, цифра, разряд, система счисления, 0 и 1
«С азбукой Морзе дружны» Точка и тире, кодирование, 1 бит, алфавит, 1 байт
«На звук и цвет товарищей нет» Наушники, RGB (красный, зеленый, синий), разрешающая способность экрана, глубина цвета, частота звука
«Устройства разные бывают» Мышь, графопостроитель (плоттер), джойстик, принтер, жидкокристаллический монитор
«Всех излечит Айболит» Вирус, интернет-черви, ревизор, антивирусная программа, блокировщик (брандмауэр)
«Этих окон (Windows) негасимый свет» Окно приложения, ярлык, папка, панель задач, кнопка Развернуть

Дополнительные задания к кроссворду

1. Перечислите все дополнительные (нестандартные) устройства компьютера, использованные в кроссворде. Дайте определение каждому из них.

Ответы: принтер, микрофон, модем.

Принтер — устройство вывода информации.

Микрофон — устройство ввода звуковой информации.

Модем — устройство для передачи информации между компьютерами по телефонным каналам связи.

2. Нарисуйте схему функциональной организации компьютера. Впишите устройства, указанные в кроссворде, в соответствии с их видом, в нужные блоки схемы. Ответ:

Процессор Оперативная память
Шина данных
Шина адреса Магистраль
Шина управления
Устройства ввода Долговременная память Устройства вывода Сетевые устройства
Микрофон Винчестер Принтер Модем

3. Из терминов, имеющихся в кроссворде, образуйте пары слов по принципу: прилагательное — существительное. Прилагательное — вид программы, а существительное — одна из программ данного вида. Укажите еще несколько примеров программ для каждого вида.

Ответ: Стандартная — Блокнот. Служебная. — Дефрагментация., Стандартные: Калькулятор, Проводник,, Служебные: Проверка диска, Сведения о системе, Очистка диска, Архивация данных, Сжатие данных.

4. Назовите примеры мультимедиапрограмм, не использованных в кроссворде. Наличие каких устройств дает возможность работы с данным видом программ?

Ответ: Лазерный проигрыватель, Регулятор громкости, Универсальный проигрыватель. Необходимы: звуковая карта с микрофоном и колонками.

5. Перечислите носители информации из кроссворда в порядке убывающей последовательности их объемов. Для последнего носителя укажите его информационную емкость.

Ответ: Винчестер, дискета. Емкость дискеты диаметром 3,5 дюйма равна 1,44 Мб.

6. Укажите неиспользованные в кроссворде носители информации, распределив их по группам с общим признаком.

Первый вариант ответа:

CD-DOM, DVD-DOM;

  • CD-R, DVD-R;
  • CD-RW, DVD-RW.

Второй вариант ответа:

CD-DOM, CD-R, CD-RW;

  • DVD-DOM, DVD-R, DVD-RW.

7. Назовите объекты рабочего стола Windows, использованные в кроссворде. Укажите другие объекты, которые также можно разместить на рабочем столе.

Ответ: Корзина, кнопка Пуск. Можно разместить другие папки, документы, ярлыки.

8. Перечислите слова из кроссворда, которые не были использованы в вопросах 1-7 и ответах на них. Дайте определение одному их этих слов-терминов так, чтобы все оставшиеся слова были использованы при объяснении этого термина [25: 32].

оперативная

Максимальное количество средств за каждый вопрос — 100 у. е. Сумма средств, выделяемых за ответ, определяется учителем совместно с экспертами в зависимости от полноты ответа, правильности данных определений, комментариев и т.п.

На следующем этапе игры фирмы должны решить сканворд:

Л Е К т Е р ш В
Е Ъ 3 ф А и ф К
О Б А л К л т О
н 3 П и В м А с
Ц А Р т О р п и
д Н И с ф к с ь
т О ц А п и Е л
и Р о В о * Ы Е

В нем записаны термины, связанные с информатикой. Слова можно читать по горизонтали (слева направо или справа налево) и по вертикали (снизу верх и сверху вниз), но не по диагонали. Одна и та же буква может использоваться в нескольких терминах. Необходимо найти записанные слова, а из букв, не использованных в названиях терминов, составить название еще одного термина [25: 33].

Обе фирмы начинают решение сканворда одновременно. Время, выделяемое на решение: 5-10 минут или до момента решения одной из фирм. Фирма, первая решившая сканворд, «зарабатывает» 200 у. е, Эта сумма выделяется ей и учитывается в журнале учета.

Заключительный этап игры — «Конкурс президентов»

Содержание конкурса аналогично этапу, на котором проходила «проверка» сотрудников. Здесь вопросы задает один из экспертов, а отвечают по очереди президенты. Термины (всего 6) подготовлены на карточках и выбираются экспертом случайным образом. Стоимость терминов разная: «файл» — 100 у. е., «курсор» — 150 у. е., «вектор» — 200 у. е., «подложка» — 300 у. е., «мантисса» — 350 у. е., «колонтитул» — 500 у. е.

За каждое правильно отгаданное слово президент (и его фирма) получает соответствующую сумму, в случае неправильно отгаданного слова фирма «штрафуется» На 100 у. е. за каждый такой ответ (эта сумма вычитается из общего капитала фирмы).

Финансист фирмы получает или отдает соответствующую сумму средств, программисты учитывают это в журнале [25: 33].

Подведение итогов игры

При подведении окончательных итогов игры:

  • учитываются средства, оставшиеся на счету каждой фирмы, и правильность их расчетов (как указывалось, в ходе всей игры эксперты ведут свой учет средств по каждой фирме);
  • должно быть учтено качество оформления журнала учета денежных средств — при оптимальном варианте оформления фирма получает дополнительно 300 у.е., при неоптимальном — 100-200 у.е.

В результате определяется конечный итог и объявляется лучшая фирма. Происходит вручение призов (желательно не только фирме-победительнице) [25: 33].

Заключение

Рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы и средства, можно определить ее особенности:

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.

Отсроченность во времени. Внеклассная работа — это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

Отсутствие контроля результатов внеклассной работы. Если обязательный элемент урока — контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченное результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

Внеклассная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

Внеклассная работа имеет широкие возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vneklassnyie-meropriyatiya-po-informatike/

1. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики. — Минск: Высшая школа, 1998. — 431с.

2. Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе подготовки учителя // Педагогика. — 2003. — № 8. — С.53-59.

3. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники.10-11 кл. — М.: Просвещение, 1993. — 224 с.

4. Гин АА. Приемы педагогической техники: свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — 3-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2001. — 88 с.

5. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы).

— Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979.

6. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок // Завуч. — 2000. — № 7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. — М.: Академия, 2001.192 с.

8. Информатика. Методическое пособие для учителей.9 класс / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2003. — 240 с.

9. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. — М.: Просвещение, 1980. — 87 с.

10. Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С.17-22.

11. Кравченко Г.Г., Цалюк В.З. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики // Информатика и образование. — 1998. — № 7. — С.93-99.

12. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. — М.: Владос-Пресс, 2001. — 368 с.

13. Кузнецов А.А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: Автореф. дисс… докт. пед. наук. — М., 1988. — 47 с.

14. Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 2000. — №2. — С.13-16.

15. Леднев B. C., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 1998. — № 3. — С.76-78.

16. Лизинский В.М. О методической работе в школе. — М.: Педагогический Поиск. — 2004. — 160 с.

17 Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. — Воронеж: ВГПУ, 2003. — 152с. — (Серия «Теория и методика обучения информатике»).

18. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.I. Дидактические основы внеклассной работы. — Воронеж: ВГПУ, 2001. — 64 с.

19. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета. В 2-х ч. — Ч.П. Методика вне классной работы по информатике. — Воронеж: ВГПУ, 2002. — 128 с.

20. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204 с.

21. Педагогика / В.А. Сластенин и др. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.

22. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. — М.: Академия, 1998. — 512 с.

23. Педагогические технологии / Под общ. ред. B. C. Кукушина. — М. — Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.

24. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М.: Профиздат, 1991. — 80 с.

Приложение

Ответы к кроссворду

По горизонтали:, По вертикали:

1.Корзина. 2. Звукозапись. 3. Принтер. 6. Оперативная. 7. Дефрагментация. 9. Служебная (Служебные).

14. Модем. 15. Дискета.

Оптимальный вариант оформления журнала учета денежных средств

Формула в ячейке D5: =С2+В5-С5. Она распространяется (копируется) на ячейки D6: D19.

Формула в ячейке D21: =D19+B21. Она распространяется (копируется) на ячейки D22: D28.

Формула в ячейке D31: =D28+B29+B31-C31. Она распространяется (копируется) на ячейки D32: D33.

Формула в ячейке В34: =D33.

Образец журнала учета денежных средств

А В С | D
1 Журнал учета денежных средств
2 1. Решение кроссворда Начальный капитал:
3 2. Второй этап
4 Приход Расход Остаток
5 Вопрос 1
в Вопрос 2
19 Вопрос 15
20 3. Дополнительные вопросы к кроссворду Приход Остаток
21 Вопрос 1
22 Вопрос 2
28 Вопрос 8
29 4. Решение сканворда
30 5. Конкурс президентов Приход Расход Остаток
31 Термин 1
32 Термин 2
33 Термин 3
34 Общий итог: