Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку в начальной школе

Организация внеурочной работы в деятельности образовательных организаций открывает новые возможности для самореализации, самоопределения, творческого и интеллектуального развития каждого обучающегося. Так, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. [12, с 46]

С введением ФГОС в современной школе происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Ребенок находится в огромном информационном и социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря телевидению, компьютерным играм, интернету, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. [16, с 63]

Внеурочная деятельность школьников –

По мнению Малышевой Е.А. внеурочная деятельность в свете новых требований ФГОС приобрела особое значение в учебно-воспитательном процессе начальной школы и способна повысить качество воспитания и социализации детей. [10, с 10]

«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего школьника в общественную жизнь, дают ему возможность общаться со взрослыми и друзьями, помогают обучающимся выражать свои мысли, чувства. В ходе изучения школьного предмета у обучающихся возникает немалое количество проблем, связанных с культурой языка (лексической, грамматической, фонетической сторонами) . [11, с 65]

16 стр., 7645 слов

Организация внеурочной деятельности с младшими школьниками

... деятельность социального педагога. Организуя плодотворную внеурочную деятельность младших школьников, он, таким образом, предупредит многие вероятные проблемы у данной категории воспитанников. В связи с этим мною была определена тема исследования: «Организация внеурочной деятельности с младшими школьниками». ...

«Родной язык — величайший наставник», — звучат непреложной истиной слова великого педагога К. Д. Ушинского. [5, с5]

Систематическая внеурочная работа по расширению и углублению знаний о русском языке поможет обучающимся повысить интерес к изучению родного языка, будет способствовать развитию речи младших школьников, обогащению словаря и выработке орфографических навыков. [1, с 18]

актуальность

Противоречие:

Проблема: каким образом происходит организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе?

Объект: внеурочная деятельность младших школьников.

Предмет: организация внеурочной деятельности младшего школьника по русскому языку.

Цель работы:

Задачи :

1. Изучить особенности организации внеурочной деятельности обучающихся по русскому языку в начальной школе.

2.

3. Описать

4. Сделать выводы и дать рекомендации по реализации внеурочной деятельности ресурсами УМК «Школа России» на предмете русский язык.

Методы: отбор и анализ литературы, сравнение, обобщение, беседа, наблюдение , анкетирование.

Глава 1 Организация внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе

1.1 Теоретические вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников

Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся — деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. [3, с 30]

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. [12, с 25]

Основными целями внеурочной деятельности

4 стр., 1952 слов

Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании

... местного значения. 2. Социально-педагогическое проектирование как сфера деятельности в образовании В настоящее время теоретическое обоснование социального проектирования позволило разработать эффективные ... деятельности детских объединений, проекты новых направлений работы школы и внешкольных организаций, проекты клубной работы, сценарии массовых дел и общественных акций. Социально-педагогические ...

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  1. обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  2. оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  3. улучшить условия для развития ребенка;

  4. учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  1. учебный план образовательного учреждения

  2. дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

  3. образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

  4. организацию деятельности групп продленного дня;

  5. классное руководство

  6. деятельность педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  7. (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. [4, с 20]

Таким образом, изучив современные требования к организации внеурочной деятельности , можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность является одним из главных способов личностного развития ребёнка. Использование внеурочных мероприятий в начальной школе служит основополагающим методом стимулирования интереса ребенка к образовательному процессу, превращению напряженного умственного труда в интересный творческий процесс, позволяющий педагогу повысить качество обучения и надолго закрепить знания младших школьников.

1.2 Направления и формы организации внеурочной деятельности младших школьников.

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по

направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью

образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную

деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от

27 стр., 13382 слов

Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности

... внеурочная деятельность, интерес к чтению, читательский интерес. 2. Изучить уровень развития читательских интересов учащихся начальной школы на констатирующем и контрольном этапах. 3. Апробировать формы внеклассной работы, способствующие развитию у младших школьников читательских интересов. 4. Разработать рекомендации для детей и родителей по развитию читательского интереса. ...

урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет

основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно

взаимосвязаны между собой. Эту взаимосвязь можно представить в

следующей таблице.

Направления

Виды

Формы

Спортивно- оздоровительное

Духовно –

нравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное

Социальное

Игровая деятельность

Познавательная

деятельность

Проблемно –

ценностное общение

Досугово –

развлекательная

деятельность (досуговое

общение)

Художественное

творчество

Социальное творчество

(социально

преобразующая

добровольческая

деятельность)

Трудовая

(производственная)

деятельность

Спортивно-

оздоровительная

деятельность

Туристско-

краеведческая

деятельность

Кружок

Студия

Секция

Клуб

Объединение

Факультатив

Научное

общество

Конференция

Слет

Игра

Соревнование

Турнир

Встреча

Концерт

Спектакль

Практика

Экскурсия

Культпоход

Туристический

поход

Субботник

Десант

  1. Спортивно-оздоровительное:

    16 стр., 7511 слов

    «Технологии развивающего обучения во внеурочной деятельности ...

    ... содержательных проблем. Цель исследования: выявить особенности применяемых технологий развивающего обучения во внеурочной деятельности с обучающимися. Объект курсовой работы: применение образовательного процесс. Предмет: особенности в обучении во внеурочной работы. Для достижения поставленной цели необходимым является ...

Посещение спортивных секций

Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых

стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

Проведение бесед по охране здоровья.

Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка

перед уроками.

Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

Участие в городских спортивных соревнованиях.

Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2)Общекультурное:

Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков,

поделок и творческих работ учащихся;

Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида

ученика, культуре поведения и речи;

Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического

цикла на уровне школы, города, области.

3) Общеинтеллектуальное:

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые

игры и др.

Проектная деятельность:

— Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы,

города, области.

— Разработка проектов к урокам.

4) Духовно-нравственное:

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, участниками локальных войн,

уроки мужества, посещение школьного музея боевой славы.

Выставки рисунков.

Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,

Тематические классные часы.

Подготовка к участию в военно- спортивной игре «Зарница».

Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.

5) Социальное:

Проведение субботников.

Работа на пришкольном участке.

Разведение комнатных растений и уход за ними.

Акция «Посади дерево», «Помоги бездомным животным», «Помоги

птицам».

Таким образом, во внеурочной деятельности начальной школы

1.3 Формы и методы организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.

Учитель формирует творческую личности готовит её к творческой познавательной деятельности. Урок русского языка не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов обучающихся и для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеурочная работа. [14, с 75]

24 стр., 11610 слов

«Современные подходы к проектированию качественной образовательной ...

... для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении. [19, стр.264] Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении - это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива. В связи с этим, качество образования в дошкольном ...

На внеурочных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться, дискутировать, аргументировать свое мнение.

Формирование положительной мотивации изучения русского языка должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами обучающихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. [9, с 16]

Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, во внеурочной деятельности по русскому языку необходимо выбирать такие направления и формы обучения, которые будут стимулировать деятельность учащихся, такие как предметная неделя, конкурсы, олимпиады, конференции, проектная деятельность. [18, с 30]

Таким образом русский язык является основным из предметов в системе образования, предполагает следующие формы работы библиотечные уроки, конкурсы,экскурсии, олимпиады, проектная деятельность, организация экскурсий в театры, участие в конкурсах, которые основываются на методах.

Глава 2 Изучение Учебно- методического комплекса « Школа России» на предмет реализации внеурочной деятельности по русскому языку в 1 классе школы №143

2.1 Характеристика организации прохождения практики

Исследование работы осуществлялось в ходе государственной практики

Здание расположено на отдаленной территории от проездов с регулярным движением транспорта. Имеет огражденный земельный участок. Предусмотрено размещение учебно- опытной, физкультурно- спортивной зоны и зоны отдыха.

Школа имеет

Цель: создать условия для подготовки учащихся к осознанному выбору профессии и оказания качественных образовательных услуг, включающих предпрофильное, профильное в условиях функционирования базовой школы.

Приоритетные направления деятельности школы

Важными направлениями работы по допрофессиональной подготовке является:

  • выявление школьников, которые обнаруживают интерес к профессии и создание им условий, позволяющих определить потенциальные педагогические и художественно- эстетические способности;

    14 стр., 6755 слов

    Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками

    ... школе. Предмет исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников. Гипотеза исследования: Задачи исследования. Изучить теоретический материал по данной проблеме. Рассмотреть формы и виды внеурочной деятельности младших школьников. Ознакомится с организацией внеурочной воспитательной деятельности младших школьников. Проанализировать опыт работы внеурочной деятельности с младшими ...

  • организация деятельности учащихся, направленной на формирование гуманистической жизненной позиции;

  • формирование устойчивого интереса к труду учителя;

Образовательный процесс ведется на основе уче

Уче

Реализация содержания обновленного образования планируется за счет применения в образовательной деятельности технологий, которые содействуют развитию творческого потенциала обучающихся.

Инновационные технологии:

  1. здоров ь есберег а ющая технология;

  2. информационная технология;

  3. технологии личностно- ориентированного обучения;

  4. технологии проблемного обучения;

  5. технология развивающего обучения

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении:

  1. Соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  2. Преемственность с технологиями ученой деятельности;

  3. Опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  4. Опора на ценности воспитательной системы школы

В школе есть программа развития

Цель Программы: Создание условий, обеспечивающих успешную социализацию и предпофессиональное самоопределение обучающихся школы № 143 г. Екатеринбурга с учетом их личностных особенностей.

Задачи Программы:

  1. Развитие нормативно-правовых, организационно- методических психолого-педагогических, информационно-методических ресурсов, позволяющих реализовать поступенчатость и преемственность перехода образовательной деятельности школы на ФГОС нового поколения по всем реализуемым образовательным 4 программам.

  1. Расширение возможностей воспитательной системы образовательного учреждения в удовлетворении потребностей обучающихся и их родителей, связанных с развитием индивидуальных и разнообразных способностей детей и подростков, в т.ч. с ОВЗ.

    23 стр., 11390 слов

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...

    ... формирования этнокультурной компетентности обучающихся выступают обучение, воспитание, деятельность, общение. ... многоэтнического мира. Особенности развития общества и ... школьником в ходе участия в лекциях, дискуссиях, конференциях, совместных мероприятиях и т.д.) и стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком ... всегда регулируются родителями, школой, обществом, в условиях ...

  1. Развитие психолого-педагогических и организационно-методических условий образовательной деятельности, направленных на реализацию высокой познавательной активности обучающихся.

  1. Формирование и реализация организационно- управленческой модели, обеспечивающей повышение профессионального мастерства и профессиональную активность педагогических кадров образовательного в области внедрения инноваций в соответствии с требованиями ФГОС и приоритетными направлениями развития школы.

  1. Разработка модели профориентационной работы и профильного обучения школьников и ее реализация в условиях социального и сетевого взаимодействия. 6. Развитие образовательной инфраструктуры школы, обеспечивающей здоровьесберегающие и безопасные условия образовательной деятельности для всех категорий обучающихся, в т.ч. с ОВЗ.

  1. Формирование нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов государственно-общественного управления школой и социального партнёрства в организации образовательного процесса.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:

Реализация поставленных Программой развития МБОУ СОШ № 143 г. Екатеринбурга «Школа успеха на Ясной» целей и задач должна привести к следующим результатам, характеризующиеся наличием:

  1. разработанных и согласованных с точки зрения преемственности учебных программ по предметам учебного плана всех ступеней обучения, а также основных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;

  2. обновленных нормативно-правовых локальных актов, регламентирующих организацию образовательной деятельности и управления образовательным учреждением;

  3. работающего механизма комплексного мониторинга образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. позволяющего фиксировать положительную динамику личностных, предметных и метапредметных результатов образования у обучающихся;

  4. активного использования информационных технологий, компьютерной техники и учебного и лабораторного оборудования, в том числе во внеучебной деятельности обучающихся;

  5. разработанных и реализующихся дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для учащихся с высокой познавательной активностью и детей и подростков с ОВЗ;

    27 стр., 13161 слов

    Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей

    ... принципов культурно-досуговой деятельности в детском учреждении образования как особенности организации культурно-досуговой деятельности детей. В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как ... через приобщение к ценностям культуры, развитие творческого потенциала каждого ребенка. В этом случае культурно-досуговая деятельность детей предстанет как планируемый и специально ...

  6. системной реализации воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, влияющей на повышение личностных результатов образования школьников и степени удовлетворенности всех участников этого процесса его результатами;

  7. реализованной модели профориентационной работы и профильного обучения, которая обеспечивает набор в профильные классы;

  8. расширенного круга социальных и сетевых партнеров, участвующих в реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ;

  9. новых профессиональных компетентностей у педагогических работников, увеличение количества педагогов, участвующих в инновационной деятельности, улучшение психологического микроклимата педагогического коллектива;

  10. современной с точки зрения эстетики и материально- технического оснащения инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающие и безопасные условия образовательной деятельности для всех категорий 7 обучающихся, в т.ч. с ОВЗ;

  11. новых эффективных государственно-общественных форм управления;

  12. разработанных внутренних критериев результативности работы школы и практики их использования в управлении образовательного учреждения.

Библиотечный фонд школы № 143 составляют 10 тысяч экземпляров учебников, 1000 учебных пособий, книг для чтения, 12 тысяч художественных книг. Библиотека регулярно пополняется периодическими изданиями, оформлена подписка на 10 газет и 50 журналов. Читальный зал библиотеки оборудован рабочими местами для 10 читателей, компьютером. Пополнение библиотечного фонда осуществляется за счет учебных пособий, поступающих в соответствии с федеральной программой, обеспечивающей выполнение Государственного образовательного стандарта. Подписка на периодические издания, покупка новых справочных и энциклопедических изданий осуществляется на средства благотворительного фонда, созданного родительской общественностью.

Полностью обновлено дидактическое обеспечение кабинетов: начальной школы, биологии, химии, физики, географии, информатики, английского языка, русского языка и литературы. Приобретен информационно-методический комплекс, отвечающий современным требованиям, предъявляемым к условиям реализации образовательной программы углубленного изучения русского языка и литературы.

Школа работает по УМК «Школа России».

Таким образом в организации по прохождению практики созданы все условия для реализации обучающихся. Основной миссией школы № 143 является широкое развитие интеллектуальных возможностей. Обновлена учебная модель, и приобретены учебные пособия. Для начальных классов используется аппаратно-программный комплекс. Положения программы учебно-методического комплекса «Школа России» соотнесены с требованиями ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход.

2.2 Методы исследования ситуации в школе на предмет организации внеурочной деятельности по русскому языку

В ходе работы исследования нами была дана краткая характеристика класса, а именно его представителей – учащихся начальной школы, 1 «Г» класса, классным руководителем которого являлась Лобанова Любовь Петровна. В работе приняли участие двадцать три человек, из них 12 мальчиков и

11 девочек.

Как показало наблюдение, учащиеся класса дружелюбны, вежливы в общении друг с другом и с учителями. На уроках большая часть класса активно проявляют свою любознательность и активность.

В классе удовлетворительный показатель успеваемости на предмете Русский язык. На уроках большинство детей проявляют активность и достаточно высокую степень заинтересованности в процессе освоения учебной информации, определенной программой учебного предмета. Многие дополнительные знания, получение на занятиях по внеурочной деятельности, обучающиеся применяют на уроках русского языка. Это наблюдение основано на анализе заданий, которые дети осуществляют дома по предмету русский язык.

Но даже при таком хорошем показателе мы выявили проблему в необходимости повышения интереса у обучающихся к предмету « Русский язык».

Вышесказанное, позволяет нам еще раз убедиться в наличие проблем по

Методы исследования: анализ УМК, анкетирование, беседа.

Анализ УМК.

Анализ

Обращаясь непосредственно к УМК «Школа России», к учебному предмету «Русский язык», следует отметить, что несмотря на то, что материал учебного курса достаточно сложен, в нем присутствует очень много программ занятий по внеурочной деятельности. Богатый иллюстративный материал, интересные задания, большое количество вопросов, правил, выделенных в рамочки. Материал учебников этого комплекта изложен в доступной форме для учеников с различными индивидуальными способностями. Эта традиционная система направлена на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Большинство ребят проявляют интерес к русскому языку, активно участвуя в работе на уроке.

Анкетирование.

Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, форма заочного опроса, объединенная единым исследовательским замыслом; система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта или предмета анализа.

Анкетирование

Нами было осуществлено анкетирование, цель которого – выявления интереса у обучающихся к внеурочной деятельности. Анкета включала 6 вопросов.( Приложение 2) Заполнение предложенной анкеты осуществлялось ребятами в обычных условиях. Мы наблюдали, что все участники исследования (20 обучающихся) отвечали на предложенные в анкете вопросы с большим интересом.

Беседа с учителем.

Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. [1, с 10]

Также нами были проведена беседа с учителям в классе начальной школы. Ей задавались вопросы, а она отвечала.( Приложение3) После нами был проведен анализ этой беседы.

Во время прохождение ученой практики мне удалось побывать на занятии внеурочного курса « Пишу красиво и правильно» 1-й класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления « Пишу красиво и грамотно» для учащихся 1-4 класса. Рассчитана на 68 часов в год, 2 раза в неделю.(Приложение 1)

Рабочая программа « Пишу красиво и правильно » разработана на основе:

  1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ « об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Начальная школа должна заложить основы гармоничного развития обучающегося, обеспечить формирование крепких навыков грамотного письма, развитой речи. Курс занятий « Пишу красиво и правильно» занимает важное место в решении практических задач, которые заключаются в том чтобы обучить школьников правильно и грамотно писать, обогащать речь обучающихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разносторонние развитие школьников.

Работа на связанной устной и письменной речью выполняется на всех уроках русского языка по УМК « Школа России» , но самые лучшие условия можно создать при проведения внеурочного курса « Пишу красиво и правильно» .

1 класс

Изучение курса представлено следующими темами:

  1. Подготовка руки учащихся к овладению навыка письма. Штриховка. Раскраска. Обводка по контуру.

  2. Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка.

  3. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений.

  4. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

  5. Изложение. Текст.

  6. Осознание текста как результата речевой деятельности.

  7. Выделение признаков текста.

  8. Создание простейших видов текста.

  9. Фонетика и графика.

  10. Углубление и систематизация знаний по фонетике и графике, полученные детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематического слуха, орфографической зоркости.

  11. Лексика. Слово и его значение.

  12. Словарное богатство русского языка.

  13. Однозначные и многозначные слова, их различение.

  14. Прямое и переносное значение слов. Синтаксис и пунктуация .

  15. Различение предложения, словосочетания, слова. Разновидности предложений.

  16. Знаки препинания в конце слова.

  17. Интонационные особенности предложений.

Цель: повышение грамотности обучающихся, формирование регулятивный, познавательных, коммуникативных УУД.

Выбран системно- функциональный подход к изучению курса, то есть совместное изучение системы языка( фонетических, лексических, грамматических основ) и способов осмысления функционирования языка устной и письменной русской речи.

Продуктивность:

Задачи:

  1. Расширение круга представлений об изучении русского языка

  2. Повышение речевой мотивации обучающихся в начальных классах

  3. Одновременное развитие всех сторон речи

  4. Организация связного высказывания

Основу содержания программы составляет мир, непосредственно окружающий и хорошо знакомый ребенку. Такой подход к отбору содержания имеет ряд положительных сторон.

Отличительной особенностью программы «Пишу красиво и правильно» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера в виде игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

Таким образом, в ходе работы исследования нами было сделано следующее: дана характеристика класса, анализ УМК, анкетирование учащихся с целью выявления интереса к внеурочной деятельности, беседа с учителем. Наше исследование показало, что у обучающихся есть интерес к внеурочной деятельности, но если бы в школе эти занятия реализовывались в полной объёме, то результат обучения детей и их интерес к изучению предмета «Русский язык» были более высоким.

    1. Результаты исследования и рекомендации по реализации внеурочной деятельности ресурсами УМК «Школа России» на предмете русский язык.

В анкетировании приняли участие 20 детей, из них 12 мальчиков и 8 девочек. Результаты диагностики показывают, что большинство обучающихся хочет узнавать в школе что-то новое и интересное (58, 3% )12 детей. Во внеурочной деятельности задействовано (91%) 18 обучающихся, (68% )14 детей уходят заниматься внеурочной деятельностью за пределы школы, в школе остается (17%) 5 детей. При выборе мотивов участия во внеурочных мероприятиях дети отдают предпочтение проявлению себя, желанию что-то новое, быть на виду у всех (85%) 17 детей имеет достижения, не связанные с учебной деятельностью. Однако настораживает тот факт, что (15%) 3 детей не имеют никаких достижений, кроме учебных. Большая часть детей хочет демонстрировать свои достижения одноклассникам и учителям. В качестве своего варианта ученики указывали родителей, которое оценят их достижения. Считаем важным обратить внимание на то, что (23%)7 детей по их словам не нуждаются в демонстрации окружающим своих достижений, они важны лично им, о чем свидетельствуют ответы на следующий вопрос анкеты. На вопрос «Кому важны мои достижения» дети указывают родителей (78%)17 детей, себя (70%),14 детей педагогов кружков и секций (60%)12 детей. Тревожит ответ детей «никому не важны» — (11%)3 ребёнка.

В результате проведения беседы с учителем было выяснено, что в школе реализуются различные программы внеурочных занятий, что обучающиеся с интересом посещают курс « Пишу красиво и правильно».

Но наряду со сказанным я выяснила, что в школе есть намного больше возможностей для реализации внеурочной деятельности.

Таким образом, согласно полученным результатам проведенной беседы с учителем и анкетирование, мы сделали следующий вывод, что исследуемый нами курс « Пишу красиво и правильно» не полностью реализуется и носит не систематический характер. Явная заинтересованность учителя в проведении курса « Пишу красиво и правильно» во внеурочное время не подкрепляется его практической деятельностью, что затрудняет освоение предмета «Русский язык».