Актуальность темы. Школа — это жизненное пространство ребенка. Здесь он не просто готовится к жизни, а живет. Поэтому воспитательная работа планируется так, чтобы способствовать становлению личности как творца и проектировщика жизни, гармонизации и гуманизации отношений между учащимися и педагогами, школой и семьей, руководствуясь идеями самооценки детства, демократического диалога между поколениями. Важную роль здесь играет внеклассная работа. Подчёркивая данную роль выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: » …замечательные, блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» [12].
Очень часто в образовательных учреждениях внеклассная работа считается чем-то второстепенным, не требующим должного внимания. Хотя именно эта работа нацелена на создание условий, позволяющих формировать у учеников личностные и творческие способности, удовлетворении интересов и запросов детей. Доминирующая роль в ее организации принадлежит классному руководителю, который является прежде организатором внеклассных воспитательных мероприятий (организованной деятельности коллектива, направленной на достижение определенной цели), действует в содружестве с другими педагогическими работниками школы. Одновременно он является инициатором привлечения учащихся своего класса для работы кружков, секций во внеурочное время. Не менее важным моментом является выработка у учащихся умений и навыков самообразования, развитие творческих способностей, организация досуга, культурного отдыха. Таким образом? актуальность исследуемой проблематики очевидна.
Объект исследования — внеклассная работа в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования — организация досуга детей в различных видах и формах внеклассной работы.
Цель исследования — выявить роль внеклассной работы в организации детской досуговой деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Обобщить передовой педагогический опыт.
3. Определить методические основы организации внеклассной работы.
4. Выявить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.
5. Проанализировать различные виды информационных технологий организации внеклассной работы.
6. Разработать внеклассное мероприятие для начальной школы.
Методы исследования:
«Система внеклассной работы по биологии» учебно-методический ...
... преподавания внеклассной работы по биологии в школе. Задачи: Дать общую характеристику внеклассной работы по биологии в школе. Рассмотреть формы и виды внеклассной работы. Рассмотреть содержание и организацию внеклассной работы по биологии в школе. Общая характеристика внеклассной работы Внеклассная работа как категория обучения биологии. Учебно ...
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Среди первых отметим: анализ, синтез, обобщение, сравнение-сопоставление.
К эмпирическим относятся различные методы сбора социологической информации:
- интервьюирование;
- наблюдение за процессом внеклассной работы.
База исследования — МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 г. Рязани».
Степень разработанности проблемы. Разработка научно-педагогических основ внешкольной работы с детьми принадлежит Н.К. Крупской, которая написала ряд основополагающих работ, дающих научное обоснование организации и деятельности внешкольных учреждений: «Больше внимания внешкольной работе с детьми», «О детских библиотеках», «О детском кино» и другие.
В своей работе она получала большую поддержку от первого наркома просвещения А.В. Луначарского. В статье «Что такое образование?» А.В. Луначарский указывал на главные задачи внешкольного приобщения детей к культуре и намечал основные пути реализации этой задачи. В работах Н.К.
Крупской рекомендовано вести внеклассную работу по ряду главных направлений, к числу которых ею были отнесены:
- политико-воспитательная и общественно полезная работа, занятия по труду и технике, внеклассное чтение, художественное творчество, экскурсионная, натуралистическая, физкультурно-спортивная работа и игры.
В современной педагогике досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и другие), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник), и даже с вне учебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина).
Практическая значимость.
Материалы данного исследования могут быть использованы студентами, обучающимися по специальности «Социально-культурная деятельность», преподавателями общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования, работниками социально-культурной сферы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Понятие и характеристика досуга
1.1 Исторические предпосылки организации досуговой деятельности в России
Плодотворное использование досуга человеком — важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески. В современной педагогической теории и практике все большее внимание уделяется развитию идей педагогики досуга, в качестве основных принципов которой выдвигаются принцип интереса и принцип совместной деятельности.
Проблема досуга как социально-культурной категории не относится к ряду извечных проблем человечества. Она возникла в определенную историческую эпоху в связи с распадом традиционного ритуализированного отношения к работе и отдыху, праздникам и будням [11;96] .
Слово «досуг» со значением свободного или удобного времени (по досугу — по умению, при случае) употреблялось на Руси еще в середине XV века. В научной литературе по славянской этимологии, а также в ряде толковых словарей слово «досуг» трактуется довольно широко и означает время, достаточное для достижения какой-либо цели, праздное, свободное от нужных дел, свободное от работы или занятий, досужее время по умению или при случае и даже безделье.
Профилактика как вид деятельности социальной работы
... подход к данной деятельности в социальной работе Рассмотреть различные категории, как критерий системности, и методы работы в данных группах В данной курсовой работе рассмотрены основные подходы к профилактике в социальной работе, актуальность этого вопроса, ...
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Досуг — свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела» [2;38]. Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употреблявшиеся в то время пословицы, приводимые В.И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг»; «Работе время, а досугу час». Но здесь же мы находим и производное от этого слова: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки». Здесь досуг предполагает не безделье, а самодеятельную активность в свободное время. У древних славян слово «досуг» происходило от глагола «досягать» — достигать чего-либо, на что требуются усилия. Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг — свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (в св. вр.); досужий — свободный от дела, праздный. Досужее время. Появляющийся на досуге, от безделья. Досужие мысли. Досужие сплетни» [6;544].
Многие исследователи, высказывая различные взгляды на историю досуга, размышляют и о его природе. Они утверждают, что в древние времена, еще в первобытных сообществах, игра и работа являлись частью ритуала, через который люди искали возможность общения с духами предков. Эти два вида деятельности, хотя их функции различались на практическом уровне, имели одинаковое значение в жизни сообщества. Религиозные празднества охватывали как работу, так и игру. Более того, работа и игра часто сочетались, конфликт между ними был несуществен, поскольку игра входила в работу и становилась ее частью.
Как видим, издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей. Следовательно, виды деятельности оказываются важны не столько для общества, сколько личности. Они представляют образование, настраивающееся над основными видами деятельности, считающимися первостепенными, то есть базисными.
При этом не исключено, что на определённых этапах истории какие-то виды деятельности могут стать базисными. Об этом свидетельствует, например, переход от ценностей средневековой культуры к ценностям культуры нового времени, когда появились различные виды интеллектуальной и художественной деятельности, не являющиеся таковыми на ранних этапах истории.
Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряжённости, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии. Постепенно познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации было официально установлены, прежде всего, такие формы как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической общности.
Курсовая работа внеклассная работа по окружающему миру
... Задачи курсовой работы изучить литературу по исследуемой проблеме; рассмотреть опыт работы по организации внеурочной деятельности по окружающему миру в начальной школе; организовать проектную деятельность с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир»; обосновать особенности организации внеурочной деятельности по окружающему миру в ...
В России досуг никогда не являлся праздным времяпрепровождением. Досуг как пространство всегда наполняло разнообразным содержанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функции в принципе возможно лишь в том случае, если проникнуть в его функциональные особенности, выявить тип культуры, в котором функционируют разные формы досуга.
Опираясь на данные современной науки, можно выделить более сорока основных, базовых структурных элементов досуга. Среди них спорт, рукотворчество, игра, театр, коллекционирование, музыка, туризм и многие другие. Разновидностей же этих элементов, моделей и форм бессчетное количество. А сколько вариантов одной формы? Например, у викторины их около шестидесяти, у конкурса более шестисот, у игры — шестьдесят тысяч.
В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы досуг становится все более широкой сферой социально- культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.
Таким образом, в современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга.
1.2 Современная теория и практика досуговой деятельности
В современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется в следующих значениях:
1) досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо;
2) досуг как деятельность _ обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации;
3) досуг как свободное время, время выбора _ это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней, то есть досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
Характерными чертами досуга, являются его неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно — бытовыми условиями, индивидуальными особенностями. В общих границах социального времени, которое измеряется такими единицами, как жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки, досугу отводятся различные объемы свободного времени [5;72-73].
В суточный период, присущий обычному трудовому дню, включены компактные периоды нерабочего времени — до работы, во время обеденного перерыва, после работы.
Недельный период, кроме этих интервалов нерабочего времени, включает в себя время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботне-воскресного отдыха.
Годичный цикл включает еще один — два интервала компактного нерабочего времени — это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от двух до четырех интервалов в год).
Социальная деятельность организации
... социального развития организации, как социальной системы, носит очень актуальный характер. В данной контрольной работе я проведу исследование организации социальной работы в компании ЗАО «Новомет-Пермь». Теоретическое обоснование исследуемой проблемы Особым видом социальной деятельности организации ...
Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве, — детство, пенсионный период. Каждый из этих этапов отличается разнообразием использования свободного времени, досуговых занятий. Таким образом, досуг, досуговое время — это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Наибольшими объемами досугового времени обладают дети и пенсионеры — весьма многочисленная категория населения. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе.
Таким образом, современный досуг можно рассматривать с разных сторон, его характерными чертами являются неразрывные связи с содержанием труда человека, его семейно — бытовыми условиями, индивидуальными особенностями.
Во второй главе рассмотрим методические основы организации внеклассной работы.
Глава 2. Методика организации внеклассной работы
2.1 Задачи и принципы внеклассной работы
Основным назначением внеклассной работы является пробуждение или углубление у школьников интереса к различным областям знания и видам деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, оказание им помощи в выборе профессии, культурная организация их досуга.
Основные задачи организации внеклассной работы:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
- создание условий для развития каждого ребёнка в избранной сфере внеклассной деятельности;
- формирование системы знаний, умений, навыков обучающихся;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
- создание условий для реализации учащимися приобретённых знаний, умений, навыков;
- расширение рамок общения школьников с социумом;
- коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении [1;86-87].
Внеклассная работа способствует обеспечению непрерывности воспитательного процесса. К настоящему времени выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои особенности.
Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий. Очень важно, чтобы школьникам был предоставлен выбор кружков или секций, которые бы достаточно полно отражали все стороны коммунистического воспитания. Это важно подчеркнуть, так как иногда школа, добившись успеха в каком-то интересном деле, например, создав школьный музей, разработав интересные традиции, старается вокруг этого так построить всю воспитательную работу, чтобы это главное дело определяло лицо школы. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету (сбор пожеланий) о том, чем бы ребята хотели заняться после уроков.
Педагогические пути и условия формирования самостоятельности ...
... формирования самостоятельности в деятельности младших школьников. Задачи : На основе теоретического анализа психолого – педагогических исследований по теме работы: 1. Раскрыть содержание понятия «самостоятельность» как свойства личности школьника; 2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников, способствующие развитию у них самостоятельности. 3. ...
Далее, очень важно, чтобы любой вид занятий, в который включается учащийся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу, людям.
Очень важна и опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации каких-либо дел в школе, где учителя все еще много стараются сделать за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело или мероприятие воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано старшими.
Желательно, чтобы ученики были вовлечены в активную, в том числе поисковую деятельность, связанную с розыском необходимых материалов, источников их получения.
Внеклассная и внешкольная работа не должна строиться только на принципе развлекательности, однако желательно, чтобы в ней были и романтика и игра, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность. Успеху внеклассной работы содействует четкая организация, соблюдение расписания занятий или намеченных сроков.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий с использованием различных организационных форм решалась бы не только одна профильная задача. Необходимо выделить идейно-нравственный аспект, усилить трудовую направленность в процессе подготовки, нравственно-воспитательный эффект. Важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач.
В последние годы выдвинут принцип охвата всех учащихся теми или иными видами внеклассной работы, и во многих школах он успешно осуществляется.
При выборе содержания, организационных форм и методов всегда соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся [7;398].
На основании вышеизложенного отметим, что крайне важным условием действенности всех видов и принципов внеклассной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
2.2 Основные формы организации внеклассной работы
Вариантов организации системы внеклассной работы в школе может быть большое количество. В каждом конкретном случае нужно исходить из задач, которые обозначены в основной образовательной программе школы и касаются всех её разделов.
В педагогической науке и практике существует следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, массовые.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например, подготовка номеров художественной самодеятельности, моделирование и конструирование, подготовка рефератов и сообщений. Это позволяет каждому учащемуся найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от педагога знаний индивидуальных особенностей учащихся данной возрастной категории.
К примеру, в общеобразовательной школе №47 г. Рязани индивидуальная работа присутствует каждый день. Важная её часть — это подготовка рефератов, докладов. В классах часто проводятся конференции на различные темы, где ребята учатся сами подготавливать сообщения и выступать с ними перед своим коллективом.
Игровая деятельность младших школьников во внеклассной работе
... межличностных отношений, познавательной активности и социального статуса младших школьников во внеклассной игровой деятельности детей младшего школьного возраста будет наиболее успешным при условии включении школьников в организованную игровую творческую деятельность по расширению и побуждению их к познавательной ...
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, прикладного творчества, в искусстве или в спорте. Наиболее популярными здесь являются такие формы как кружки по интересам и спортивные секции (предметные, технические, спортивные, художественные).
В кружках проводятся занятия разного типа: обсуждение произведений литературы, экскурсии, лабораторные занятия, изготовление поделок и другие.
В общеобразовательной школе №47 существует детская школьная общественная организация «Хозяин Мещеры»; танцевальный коллектив «Антрэ»; кружки «Креативное рукоделие», «Дизайн помещений», «Кисточка»; секции «Лёгкая атлетика», «Футбол».
Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей школы, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа таит в себе большие возможности активизации учащихся. Так, конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого, наличия дружбы и взаимопомощи в большом (классном) коллективе ребят [9;106].
Особо следует выделить игру как соревновательную форму работы. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое, что встречается в игре. При использовании игр необходимо учитывать и то, какие именно знания мы хотим проверить, надо помнить, что игра не должна проводиться просто ради игры. Важным условием игры является ее доступность детям. Особенно большое значение имеет игра при обучении младших школьников.
Дети младшего школьного возраста интересуются окружающим миром, принимают активное участие в общественной работе, стараются участвовать в жизни коллектива, занять в нем определенное место. Ребятам свойственно стремление к конкретной, сравнительно непродолжительной деятельности, немедленному результату. Что, как не игра предоставляет им эту возможность? Игра помогает естественному изучению предмета. Она вызывает интерес и активность детей и дает им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию материала. Этому же служит и тот факт, когда знание материала является обязательным условием выигрыша. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей или музеев, встреча с интересными людьми, — участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, чувство полезности для коллектива служит важным средством сплочения коллектива класса, кружка или клуба по интересам.
«Внеклассная работа по биологии,
... приобщении к внеклассному чтению. Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. Увлекающиеся биологией учащиеся ... деятельности каждого учителя биологии. Глава 2. Формы и виды внеклассной работы 2.1. Основания к выделению форм внеклассной работы. Общеобразовательная школа накопила большой опыт внеклассной работы по биологии, ...
Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящены датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, науки и многие другие. Праздники могут быть и познавательно-развлекательными или фольклорными. Они расширяют кругозор детей и подростков, вызывают чувство приобщения к жизни страны и мирового сообщества.
В школе №47 каждый год проводятся такие праздники, как «День знаний», «День здоровья», «День лицеиста», «День Учителя», смотр строя и песни, конкурс «Мисс весна», «День защитника Отечества», вечер встречи выпускников, «Последний звонок», «Мой ласковый и нежный зверь» — праздник в честь защиты животных и окружающей среды, «Ёлка дружбы» — многонациональный новогодний концерт, «Парад наших побед» — отчет о работе школы перед ветеранами ВОВ, фестиваль «Новогодний фейерверк».
Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки. Школьные олимпиады организуются по учебным предметам. Участие в них принимают учащиеся с начальных классов. Их цель — вовлечь всех детей с отбором наиболее талантливых. Смотры — наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску. Эффективной формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности.
Таким образом, любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.
Глава 3. Использование информационных технологий для организации досуга школьников
3.1 Информатизация внеклассной деятельности школьников
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников. Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеклассная деятельность — неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника.
Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеклассной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования. досуговый школьник ученик информационный
«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...
... определить сущность внеклассной работы в начальной школе; 2. Путем анализа методической литературы выявить основные методы практической деятельности внеклассной работы, применяемые в начальной школе; 3. Разработать внеклассные мероприятия с использованием практических методов, развивающих познавательный интерес младшего школьника; 4.Провести ...
Перед учителями ставится задача организации внеклассной деятельности школьников, основанной на использовании преимущественно информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:
- повышение эффективности и качества внеклассной и внеурочной деятельности;
- активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
- углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
- усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеклассных мероприятий;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеклассной работы;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств [1;87].
3.2 Основные цели информатизации внеклассной деятельности
Основными целями информатизации внеклассной деятельности школьников являются:
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутри школьных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки);
- всестороннее развитие личности ребенка;
- организация содержательного досуга детей [9;106].
Для достижения целей информатизации внеклассной деятельности школьников необходимо организовать:
- проведение и консультирование проектной деятельности;
- доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся);
- внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников);
- досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, «компьютер для младших школьников», клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб).
При проектировании средств ИКТ для информатизации досуга внеклассной работы школьников особое внимание следует уделить индивидуализации деятельности обучаемого, предусмотрев в средстве ИКТ разнообразие в техническом, содержательном и методическом воплощении возможностей для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей школьников.
В состав таких средств ИКТ рекомендуется включать задания, побуждающие к основным этапам практического обучения, задания, требующие деятельностного ответа, задания, основанные на развивающейся практике. Сценарий работы средства ИКТ должен предусматривать возможность индивидуального выбора темпа и траектории деятельности школьников.
Таким образом, для информатизации досуга и внеклассной работы школьников рекомендуется следовать поставленным целям и оптимально организовывать работу со средствами ИКТ.
Заключение
На основании осуществлённого исследования можно сделать следующие выводы:
На современном этапе развития образования внеклассная работа как вид досуга постоянно актуализируется, приобретая всё большую значимость.
Крайне важен, на наш взгляд, социальный фактор внеклассной работы. Во-первых, она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей. Во-вторых, дает простор детской изобретательности и фантазии. В связи с этим она может служить средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности подростков.
Внеклассная работа должна быть направлена на укрепление знаний, умений и навыков учащихся, развитие их познавательных интересов и творческих способностей, повышения их культуры, а также на нравственное и эстетическое воспитание.
Особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
Таким образом, участие школьников в различных внеклассных мероприятиях развивает не только их познавательные интересы, но и способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения. Для информатизации досуга и внеклассной работы школьников рекомендуется эффективно организовывать работу со средствами ИКТ.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vneklassnaya-rabota-2/
1. Воспитание школьников во внеучебное время / Под ред. Л.К. Балясной; Сост: Т.В. Сорокина.- М. -1999. — С. 86-87
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. — Л. — 1947. — Т.4. — С.38
3. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. — М.: МГУКИ, 2014. — С. 145-150
4. Крупская Н.К. Избранные произведения. / Н.К. Крупская. — М.: Просвещение. — 1965. — С. 97
5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. — М.: МГУК, 1998. — С. 72-73
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 2009. — С. 544
7. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983. — С. 398
8. Педагогика. Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2014. — С. 284
9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — С. 106
10. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов: Из-во ТГУ им. Г.Р. Державина,2012. — С. 202-208
11. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга Учебное пособие — Изд. 2-е. / Ю.А. Стрельцов. — М. — МГУКИ. — 2003. — С. 96
12. www.openclass.ru В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» (ЦИТАТЫ) — Режим доступа. — http://www.openclass.ru/node/145302
Приложение
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Да здравствует вежливость»
Цель: научить детей вежливо общаться с ровесниками и взрослыми; показать превосходство доброты, чуткости над равнодушием; расширить и закрепить умение употреблять слова вежливости; добиваться доброжелательной атмосферы в классе воспитывать у учащихся вежливость, учтивость, доброжелательность, формировать манеры культурного поведения, навыки и привычки «хорошего тона».
Оборудование: выставка книг, высказывания выдающихся людей, пословицы о вежливости, детские рисунки, воздушные шарики с «волшебными» словами.
Ход урока
Учитель.
Дорогие дети! Думаю, никому из вас не нравится грубое, пренебрежительное, оскорбительное отношение к себе других людей. Сказанное с утра пренебрежительное слово может испортить настроение на весь день. И наоборот, приветливое слово или пожелание, сопровождающееся улыбкой, может поднять настроение. Иногда вы даже не замечаете, что обидели друга, поэтому очень важно, чтобы вы с малых лет приобрели навыки воспитанности, вежливости.
Как вы понимаете значение слова «вежливость»?
Что значит быть вежливым, учтивым?
Вежливость — почтительность, приветливость, доброжелательность, стремление не причинять неприятностей другим, готовности прийти на помощь.
Язык, которым мы с вами разговариваем, красивый, богатый, ласкательный, нежный. Мелодичный, благозвучный. В нем есть много «волшебных» слов — слов вежливости. Какие же это слова?
В правильной форме нужно употреблять слова «извините», «простите», а не «извиняюсь».
Почему за благодарность мы отвечаем: «Пожалуйста»? (Подчеркиваем готовность помочь.) От этих слов становится приятно на душе.
Так, вспомним стихотворение о приветствии.
Ученик.
Доброе утро! — Говорю по обычаю.
Доброе утро! — Каждому желаю я,
Здравствуйте вам! — Людям желаю,
Вечером добрым встречных поздравляю.
Учитель.
Как много для нас значат искренние пожелания. От них теплее на душе, на сердце.
С давних времен люди приучали употреблять «волшебные» слова даже маленьких детей. Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, нужно с детства приучаться быть вежливым, добросердечным.
Ученики беседую между собой:
Почему люди начинают свой день словами «Доброе утро», «Здравствуйте!»? Почему эти выражения называют словами вежливости?
Для чего их используют? Как их нужно говорить?
Учитель.
— Говорить эти слова нужно улыбаясь, потому что улыбка согревает сердца, улучшает настроение. Это маленькое чудо, которое мы должны разделить со всеми.
— Вежливость — это, прежде всего, искусство человеческого общения. Вежливый человек всегда внимателен к другим. Она старается не делать им неприятностей, не оскорблять ни словом, ни делом.
Иногда дети ведут себя грубо со старшими, с родителями. Им кажется, что так они проявляют свою независимость. Но грубость, невежливость людей — это черты плохо воспитанного человека.
Давайте посмотрим инсценировку «Соседи».
Автор: Все, наверное, хорошо знают, как здороваются соседи в деревне.
Иван: Доброе утро, Николай!
Николай: Здравствуйте, Иван! Как спалось?
Иван: Спасибо! Если коровы к стаду не выгонять то и еще бы подремал.
Николай: Давай я отгоню, а ты возьми корзину яблок насобираешь, нападало за ночь — земли не видно. Иван, а где это твоя хозяйка?
Иван: Что-то не знаю …
Автор: Вечером уже вся улица узнает, что Иванова Евдокия заболела. Придут соседи, и каждый что-то возьмет с собой: стакан свежего молока, пару только что снятых с гнезда яиц, меда из липового цвета, фруктового киселя, чтобы изгнать из тела простуду. Целый вечер помогают соседи, легче станет на душе у больного, может, не столько от тех лекарств, как от щедрых пожеланий, человеческого внимания.
Учитель: Доброта, отзывчивость, взаимоуважение, вежливость между соседями не только в селе, но и в городе свойственны нашему русскому народу.
Наши ученики хорошо знают правила вежливости. Сейчас проверим, как они умеют ими пользоваться. Решим задачу на вежливость.
Задача.
Однажды по улице шел дедушка. Он был очень стар и от старости согнулся. Шел и смотрел себе под ноги. А навстречу дедушке, размахивая руками, шел мальчик. Мальчик нечаянно толкнул дедушку. Дедушка рассердился на мальчика. Но мальчик вернулся, подошел к дедушке и сказал ему что-то, от чего дедушка сразу подобрел. Что сказал мальчик дедушке?
— Задачу на вежливость вы решили правильно. Надо решать такие задачи не только в классе, но и в жизни, вести себя культурно на улице, дома, в общественных местах.
А сейчас викторина.
1. Навстречу женщине идет мальчик. Кто должен первым поздороваться? (Первым здоровается младший со старшим).
2. В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? (Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).
3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день»).
4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).
5. Люды приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).
6. Почему приветствуются правой рукой? (Во время приветствия принято пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция считается проявлением уважения. А поводом для этого принято было прежде другое: миролюбие, демонстрация мирных намерений. Протянутая открыта правая рука должна подтвердить, что в ней нет оружия — камней, ножа).
Подведение итогов викторины.
Учитель. То, что люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках. А кто из вас знает такие пословицы и поговорки?
Пословицы и поговорки.
Ласковое слово — что весенний день.
Вежливое слово — целебный воздух.
Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.
От теплого слова и лед тает.
Сабля ранит голову, а слово — душу.
Удар забывается, слово помнится.
Глупый язык голове неприятель.
Мудрый не все говорит, что знает, а дурак не все знает, что говорит.
Ничто не дается так дешево и ничто не ценится так дорого, как вежливость.
Учитель.
На всю жизнь запомните эти мудрые слова.
Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова. Все вы их знаете. Вспомним их побольше. Наполним этими словами наш класс. Это могут быть слова приветствия утром и вечером, слова уважения, благодарности.
(Дети называют слова вежливости).
А сейчас мы откроем двери нашего класса и выпустим эти слова по всей школе, в другие классы. Пусть все дети нашей школы знают, как много добрых слов вы знаете, пусть всем от этого станет приятнее, веселее.
Каждый ученик берет воздушный шарик, на котором написано «волшебное» слово, заходит с ней в другой класс и говорит: «Разрешите, пожалуйста, поселить в вашем классе это волшебное слово. Используйте его в повседневной жизни».