Данная курсовая работа посвящена рассмотрению проблемы влияния эмоций на деятельность человека. Проблема является актуальной, по причине того, что в эмоциональных реакциях проявляются ценности и цели человека. Они отражают базовые биологические тенденции, а так же социально приобретенные представления о мире и о себе. Они раскрывают те аспекты личности, которые человек, возможно, хотел бы скрыть от других. Контроль и регулирование эмоциональных реакций — это одна из основных задач личностного развития, в действительности социальные и межличностные навыки человека наиболее четко проявляются при попытке управления своим поведением в ситуации стресса или угрозы. Вариации в эмоциональных системах рассматриваются как ключевые элементы индивидуальных различий в экстраверсии и нейротизме. Изучение эмоций помогает понять внутриличностную согласованность в личностном функционировании, поскольку переработка эмоционально значимой информации — это наглядный пример того, как физиологические и когнитивные механизмы взаимодействуют друг с другом и таким образом начинают функционировать как согласованные, интегрированные личностные системы.
Именно поэтому знания о влиянии эмоций на деятельность человека играют важную роль для менеджера по персоналу, т.к. исследования эмоций позволяют получить информацию не только о нормальном личностном функционировании, но и о психических расстройствах.
Степень разработанности. Изучением данной проблемы занимались многие исследователи. В работах Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу, А.Свядоша рассматривается направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только мышление, память, воображение, но и само эмоциональное поведение. Дарвин Ч. В. опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», К. Изард выдвинул теорию дифференциальных эмоций, Грот Н.Я. был одним из первых в России, кто рассматривал тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века. Русский физиолог П.В. Симонова и академик П.К.Анохина также внесли огромный вклад в изучение данной проблемы и многие другие.
Цель работы — изучение влияния эмоций на деятельность человека. Объект курсовой работы — эмоциональная сфера личности. Предмет курсовой работы — роль эмоций в деятельности человека.
Исходя из указанной цели, можно выделить основные задачи курсовой работы: эмоция воздействие деятельность человек
1) Рассмотреть понятие и сущность эмоций человека.
Динамика эмоций человека
... сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи. Изучение проблемы возникновения негативных эмоций у детей показало, что большое значение ... факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время. В динамике эмоций можно проследить единство устойчивых и ... постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ...
2) Изучить виды и функции эмоций человека.
3) Рассмотреть механизмы влияние эмоций на деятельность человека
4) Изучить концепции исследователей, изучавших проблемы воздействия эмоций на деятельность человека.
Метод исследования — в рамках раскрытия темы курсовой работы используется общенаучный метод теоретического анализа научной и периодической литературы, с помощью которого была рассмотрена проблема влияния эмоций на деятельность человека.
1. Понятие и сущность эмоций человека
Прежде чем рассмотреть сущность эмоций человека необходимо рассмотреть определения понятия эмоций в различных научных сферах. В философском словаре эмоции — это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости или страха и т.д. [15].
В психологии эмоции — это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения [17].
В социологии под эмоциями понимают особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида явлений и ситуации для осуществления его жизнедеятельности [16].
Вопрос о природе эмоций в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. Гербарт И.Ф. считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Также, данную точку зрения поддерживал В.Вундт который утверждал, что эмоции — это изменения представлений под влиянием чувств, но по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций. Также В.Вундт выделил основные измерения эмоциональных процессов и состояний. Данные измерения представлены в Приложении 1 [13] .
Дарвин Ч. В 1872 году опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он утверждал, что эволюционное развитие и изменение происходит не только на биологическом, но и психическом, поведенческом уровне. После этого появилась эволюционная теория эмоций, в которой биологическая природа и польза эмоций объяснялась как важный приспособительный механизм, способствующий адаптации организма к окружающей среде. По Ч. Дарвину, эмоциональные выразительные движения — это рудимент целесообразных инстинктивных действий,- это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов. [8, с.237]
Затем, появилась биологическая теория П.К. Анохина. Автор рассматривал эмоциональные состояния «как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира». При этом он опирался на теорию эволюции Ч. Дарвина. Он утверждал, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин утверждал, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма. Суть его биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата.
Влияние эмоций на организм
... Итог, действия человека небеспристрастны, поэтому эмоция как субъективное переживание присутствует в составе каждой деятельности, каждого рефлекса, но каким же образом происходит воздействие эмоций на организм? На этот вопрос ... другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, обладают сильным влиянием на эмоциональное поведение. Среди них особую роль играют лобная и височная кора ...
После этого возникает теория Даффи. Данная теория основывался на учениях Вундта и Спенсера, и он считал, что все поведение человека возможно объяснить, используя термины «единого феномена» — организмического возбуждения. Также Даффи утверждал, что поведение может изменяться только лишь относительно двух векторов: направленность, интенсивность.
Направленность — избирательность ответа, которая основывается на ожиданиях, целях и взаимоотношениях организма с окружающей его средой (воспринимаемыми стимулами, исходящими от окружающей среды).
В зависимости от значения ситуации (побудительное, угрожающее), индивид может либо подчиняться ей, либо избегать. Интенсивность — следствие общей возбудимости организма, мобилизации энергии. Мерой интенсивности Даффи считал «количество энергии, высвобожденной из тканей организма». Эмоции Даффи рассматривал как точку, либо как совокупность точек на шкале возбуждения, поэтому в его теории дискретность эмоций можно рассматривать только в контексте интенсивности.
Также, существует теория Джеймса—Ланг. Теория, выдвинутая независимо друг от друга американским философом и психологом У. Джеймсом и датским медиком К. Г. Ланге. Согласно теории Джеймса—Ланге возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. По Джеймсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Если Джеймс связывал эмоции с широким кругом периферических изменений, то Ланге — только с сосудисто-двигательной системой: состоянием иннервации и просветом сосудов. Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, объявлялись их причиной. Теория Демса—Ланге представляла собой попытку превратить эмоции в объект, доступный естественному изучению.
Эта законченная с теоретической стороны и достаточно разработанная теория подкупала двумя моментами: с одной стороны, она действительно давала видимое естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям, а с другой (она не имела недостатков тех теорий, которые никак не могли объяснить, почему никому не нужные эмоции, остатки животного существования, продолжают еще жить и оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.
Существует также теория Фрейда, которая рассматривает преимущественно негативные эмоциональные проявления. Это исходит из того, что они порождаются конфликтом между бессознательным (интерес — влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго).
Воздействие отрицательных эмоций на человека
... отрицательных эмоций на человека Задачи: Дать определение эмоциям Рассмотреть общие закономерности эмоций, их характеристику и виды Рассмотреть теории эмоций Рассмотреть физиологию эмоций Анализ роли эмоций Показать отрицательное воздействие эмоций на человека. Основная часть 1. Эмоции 1.1 Понятие эмоции Эмоции, ...
Такого рода эмоции порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства. Психоаналитическая теория эмоций — это «теория, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении».
К когнитивным теориям эмоций относят теорию Арнольда. Согласно Арнольду, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок. Термин «восприятие» Арнольд толковал как «элементарное понимание». В данном случае «воспринять объект» — значит в некотором смысле «понять» его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего». В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимал эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его. По Арнольду оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением.
Также, отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу:
Э = f [П, (Ин — Ис),
где Э — эмоция, ее степень, качество и знак; П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис —информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым , сила и качество возникшей у человека эмоции, в конечном счете, определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
П.В. Симонов полагал, что потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности. В своих работах П.В.Симонов ставит себе задачу сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивного поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге. Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы.
Согласно теории П.В.Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознания этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого. [12].
Аффект как психическое состояние человека
... подтверждается; ¦регрессивное поведение -- поведение, характерное для данного человека в более ранние периоды его жизни. Методы регуляции и саморегуляци их состояния аффект фрустрация саморегуляция ... регуляции эмоций: 1. осознанность и понимание эмоций; 2. принятие эмоций; 3. способность контролировать связанное с переживанием негативных эмоций импульсивное поведение, учитывая собственные цели и ...
Также, Грот Н.Я. был одним из первых в России, кто рассматривал тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассматривал так называемый «психический оборот», который состоит из: ощущения, чувствования (эмоции), умственной переработки и волевого решения, переходящего в действие. [ 7 с. 63]
Маклаков А.В. считает, что к аспекту сущности эмоций можно добавить, что в ней выделяется две составные части:
- первая — это субъективное, эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера)
- вторая — это эмоциональное выражение, т.
е., сопутствующие этому переживанию изменения мимики, жестов, позы, а также вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т. д.)[9].
Автор также выделяет следующие виды эмоций: интерес и радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд.
Гнев — чаще всего вспышки неконтролируемого гнева говорят о внутренних проблемах. Гнев появляется по причине несостоявшихся планов. Хроническое переутомление наступает, когда человек начинает неадекватно реагировать на внешние раздражители, выплескивать агрессию на окружающий мир.
Депрессия и усталость — это не единственные причины хронической вспыльчивости. Дисфория, или синдром испорченного настроения, может возникнуть и на фоне общей неудовлетворенности жизнью.
Гнев является источником некоторых проблем со здоровьем, таких, как головная боль, депрессия, гипертония, нарушения сердечной деятельности, язва. С другой стороны, гнев — это форма энергии. Умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс.
Радость — это чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.
Радость занимает не более 25% в окраске жизни человека. При значительном недостатке положительных эмоций в жизни человека периодически возникают отрицательные эмоции, которые затем приводят к конфликтам. Складывается ситуация, когда окружающий мир становится безусловно агрессивным по отношению к индивиду.
Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас).
Настроение — это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья. Также, А.В. Маклаков рассматривает основные эффекты эмоций, которые представлены схематически в Приложении 2.
Середина Н.В и Шкуренко Д.А. описывают такие виды эмоций как активные или стенические и пассивные или астенические эмоции.
Роль эмоции в организации поведения
... роль эмоций в жизни человека Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в ... эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека ... в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, ...
Стенические эмоции повышают жизнедеятельность организма; астенические эмоции, наоборот, угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.
Примером стенических эмоций может быть чувство радости. У человека, испытывающего радость, происходит значительное расширение мелких кровеносных сосудов, в связи с чем улучшается и усиливается питание всех жизненно важных органов, особенно мозга. Такой человек не чувствует утомления, наоборот, испытывает сильную потребность в действиях и движениях.
Примером астенической эмоции может быть противоположное радости чувство печали. В состоянии печали, благодаря деятельности вазомоторного аппарата, кровеносные сосуды сокращаются и возникает известная анемия кожи, внутренних органов и, главное, мозга. Лицо становится бледным, удлиняется, вытягивается, теряет свою полноту, приобретает резко выраженные заостренные черты, снижается температура кожи, появляется ощущение холода и даже озноба. В связи с замедлением кровообращения возникает затрудненное дыхание, одышка [11] .
Исследователи также выделяют такое понятие как аффект. Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса).
Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи . В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим поведением, он может совершать необдуманные поступки.
Такие авторы как Ч. Дарвин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, придерживались одной классификации функций эмоций человека:
1. Регулятивная функция эмоций выражается в том, что эмоции помогают осознать различие между текущей мотивацией и внутренними представлениями о ситуации и являются основным элементов регулировки поведения и психической деятельности человека.
2. Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.
3. Мобилизующая функция. Она первоначально проявляется на уровне физиологии: выброс адреналина в кровь при страхе улучшает беговую способность (чрезмерный адреналин может дать обратный эффект — ступор), а при тревоге снижение порога ощущений поможет различить угрожающие стимулы.
4. Адаптивная функция эмоций и чувств. Образующаяся ассоциативная нить между негативной эмоцией и типом ситуации препятствует повторению подобных ошибок в дальнейшем. Позитивные эмоции, наоборот, фиксируют приемлемую модель поведения. Эта функция очень важна, когда отсрочена адаптивная модель поведения. Она играет автономную роль в стимулировании поведения живой особи.
5. Коммуникативная функция эмоций. Данная функция заключается в том, что благодаря выражению эмоций люди находят общий язык между собой.
6. Сигнальная функция эмоций состоит в том, что в череде простых ситуаций они автоматически, элементарно, быстро сигнализируют о происходящем внутри или вокруг.
7. Функция дезорганизации. Сильные эмоции могут нарушить эффективный ход деятельности. Аффект иногда полезен, когда необходимо мобилизовать все физические силы. Но длительное воздействие интенсивной эмоции провоцирует состояние дистресса, который, впоследствии приводит к нарушению здоровья и поведения [14].
Эмоции и эмоциональные состояния
... мимическая экспрессия и реакция человека на собственную эмоцию играют важную роль в протекании и регуляции эмоционального процесса. 1.3 Основные физиологические признаки эмоциональных состояний 1. внешние : изменение ... аффективных и когнитивных процессов. На нейронном уровне происхождения эмоции может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью ...
Таким образом, можно сделать вывод. В данной главе было рассмотрено понятие и сущность эмоций человека, его основные виды и функции. Эмоции — это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения. Эмоции выполняют множество функций, главная из которых регулирование активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, тем самым способствующая ориентации человека в различных ситуациях.
Также, эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют поведение человека. Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом.
2. Воздействие эмоций на деятельность человека
Взаимодействия эмоций и деятельности человека свидетельствуют результаты большого количества исследований, проведенных в конце XIX — начале XX века и продолжающихся до настоящего времени. Результаты этих исследований показывают, что положительное или отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от интенсивности эмоционального компонента и от степени сложности деятельности.
Факт дезорганизующего влияния интенсивных эмоций на деятельность и поведение человека отмечался также А. Ф. Лазурским. В частности, он писал, что «отрицательное влияние чувствований на наши восприятия и суждения усиливается в том случае, когда чувство достигает значительной интенсивности, а это бывает именно при аффектах». В судебной практике человека, совершившего преступление под влиянием аффекта, рассматривают или как невменяемого, или как заслуживающего снисхождения, признавая, что сильный аффект резко изменяет течение психических процессов.
Горовой-Шалтан В.А., занимаясь вопросами психиатрической практики военного времени и анализируя состояние воинов в ожидании боя во время войны, отмечает, что эти состояния приводили к нарушению координации движений и проявлялись в непослушании пальцев рук (спички ломались, табак рассыпался и т.п.), в изменении почерка. У них обнаруживалась повышенная чувствительность к обычным и привычным раздражителям. При опросе солдаты утверждали, что сложно сосредоточиться на каком-либо объекте по причине огромного количества мыслей в голове [2].
Сходные описания приводятся в работе Э. Гельгорн и Дж. Луфборроу, которые писали, что «страх является первой реакцией людей в условиях боя» [5].
У солдат, не сумевших побороть страх, наблюдаются отчетливые неврологические расстройства, напоминающие переутомление, раздражительность, напряженность и повышенную реактивность в отношении слабых раздражителей. Эти состояния сменяются состоянием «эмоционального истощения», при котором люди становятся «вялыми», «апатичными», психически и физически заторможенными, безразличными.
Содержательное описание поведенческих проявлений в зависимости от интенсивности состояния эмоциональнного напряжения рассматривались в обзорных и экспериментальных работах Ю. С. Бабахана, Л. Д. Гиссена, Ф. Д. Горбова и В. И. Лебедева, Б. Дж. Кретти, А. Н. , Леонова и В. И. Лебедева, В. Л. Марищука, А. Е. Олыпанниковой и других авторов. Авторы свидетельствуют о том, что при высоком уровне эмоционального напряжения поведение в значительной мере характеризуется скованностью позы и движений, пассивностью поведения, замедленным движением психических процессов, общим мышечным напряжением или повышенной суетливостью, несдержанностью в общении. При сильном эмоциональном напряжении в первую очередь дезорганизуются более сложные формы целенаправленных действий, ее планирование, оценка и предвидение. Наблюдается также общая тенденция к понижению устойчивости психических процессов, которая может проявиться в «блокаде» восприятия мышления, памяти и практических действий [4].
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР средствами театрализованной ...
... о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР. Цель работы: Разработать пути активизации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности Задачи: ... 4. Разработать модифицированные приемы для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности; 5. Проверить целесообразность и успешность ...
Александровский Ю.А., выделяет три группы факторов, сопровождающих «психическое напряжение» [1] :
1) Биологический, конституциональный тип эмоциональности и характер реагирования на окружающее, который непосредственно связан со всей предшествовавшей историей физиологической и психической жизни данного индивида и его генетическим стереотипом.
2) Социальные факторы и индивидуальные основы личности, определяющие степень выраженности ее адаптационных возможностей и стойкость перед конкретными психогенными воздействиями.
3) Наличие «следового невротического фона» ,оживление которых возможно под влиянием неспецифических раздражителей .
Шорохова Е.В. считает, что характер реакций зависит от различных индивидуальных особенностей человека, которые могут быть названы внутренними условиями и под которыми понимаются особенности высшей нервной деятельности, ее внутренние законы, вскрываемые физиологическими исследованиями, потребности, мотивы и установка человека, эмоции, чувства и способности, вся система навыков, привычек и знаний, отражающих индивидуальный опыт человека и человечества в целом [3].
Именно функциональная неоднозначность влияния эмоций на целесообразность поведения и продуктивность деятельности человека явилась причиной углубленного изучения случаев их дезорганизации, т.е. причиной возникновения проблемы оценки состояний психоэмоционального напряжения. И хотя эта проблема имеет несомненную актуальность как для развития общепсихологической теории, так и для практической реализации психологического знания в различных сферах поведения: трудовой, учебной, спортивной, военной, судебной деятельности; она оставалась и продолжает оставаться вне поля зрения многих исследователей рассматриваемой проблемы.
Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.
М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других — бледнеет. Сердце очень чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни. Под воздействием длительных негативных эмоций у человека могут возникнуть болезни. И, наоборот, под влиянием положительных эмоций ускоряется выздоровление. Этому свидетельствует множество примеров.
Соответствие человека педагогической деятельности
... их мотивационная сфера, складывающаяся из двух сторон. Субъект педагогической деятельности в идеальной схеме работает Предметом образовательного процесса как деятельности совокупного субъекта, т.е. тем, на что ... процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), являет Проблема учения является ...
Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции выступают как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции — это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.
Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результата. И это помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, например, при опасности для жизни или физических и умственных нагрузках. Они принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую роль.
Эмоции успеха — неуспеха обладают способностью появления положительных эмоций по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные эмоции, с другой, — эмоциональные состояния человека влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею [10].
Влияние эмоций на деятельность подчиняется известному правилу Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её, повышает ответные реакции на посторонние, незначимые сигналы, ведет к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок [6, с.215].
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно это заметно в художественном творчестве. Эмоции способны стимулировать творческий процесс. Эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Стимулом к началу деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние. Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения.
У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Они отличаются от физического удовольствия/неудовольствия. Так например, чувство удовлетворения/неудовлетворения (чувство успеха, удачи, ликования, неуспеха, краха) связано прежде всего с ходом и исходом той или ной деятельности. В одних случаях люди испытывают удовлетворение, оценивая результат деятельности и ее достижения, в других удовлетворение связано с ходом этой деятельности. Однако и тогда, когда это чувство связано в первую очередь с результатом деятельности, результат переживается эмоционально, поскольку осознается как достижение по отношению к деятельности, которая к ним привела. Когда данное достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, в уровень, не требующий напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком-нибудь уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, на деятельности ученого, совершившего то или иное открытие. Чувство достигнутого успеха быстро затухает, и поэтому снова разгорается стремление к новым достижениям, ради которых нужно биться и работать.
То есть можно сказать, что наслаждение, которое доставляет нам процесс труда, — это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, с достижением частичных результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для человека или неблагоприятный результат. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение таких критических точек. При приближении к ним у него нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, наступает разрядка. Таким образом, эмоции, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от эмоций, связанных с ее исходом.
Данная глава была посвящена изучению воздействия эмоций на детальность человека. Также, были рассмотрены многочисленные исследования, благодаря которым было выявлено, как эмоции человека могут влиять на его деятельность. Таким образом, эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.
Выделение произвольного участка текста. Для выделения произвольного участка текста установите указатель мыши на символ или в начало слова, которое хотите вы выделить. Нажмите левую кнопку мыши и удерживайте ее в таком положении. При нажатой левой кнопке мыши перетащите указатель мыши вправо. По мере перетаскивания мыши те символы слова, по которым уже прошел курсор мыши, выделяются. При перемещении указателя вниз выделяется строчный блок текста — от начального до текущего положения указателя.
Выделение слова. Для выделения целиком отдельного слова можно просто дважды щелкнуть на нем левой кнопкой мыши. Выделение произвольного участка текста. Для выделения произвольного участка текста установите указатель мыши на символ или в начало слова, которое хотите вы выделить. Нажмите левую кнопку мыши и удерживайте ее в таком положении. При нажатой левой кнопке мыши перетащите указатель мыши вправо. По мере перетаскивания мыши те символы слова, по которым уже прошел курсор мыши, выделяются. При перемещении указателя вниз выделяется строчный блок текста — от начального до текущего положения указателя.
Заключение
Данная курсовая работа посвящена изучению эмоций человека, а также влияние эмоций на деятельность человека. В первой главе было рассмотрено понятие и сущность эмоций человека, вторая глава была посвящена изучению воздействия эмоций на определенную деятельность человека.
Таким образом, в первой главе был сделан вывод. Эмоции — это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения. Эмоции выполняют множество функций, главная из которых регулирование активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности, тем самым способствующая ориентации человека в различных ситуациях.
Также, эмоции отражают окружающий мир и в соответствии с этим регулируют поведение человека. Под влиянием эмоций у человека изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения. Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом.
Данная глава была посвящена изучению воздействия эмоций на детальность человека. Также, были рассмотрены многочисленные исследования, благодаря которым было выявлено, как эмоции человека могут влиять на его деятельность. Таким образом, эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.
Глоссарий
Эмоции — это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или эмоции — это состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения [17].
Эмоции — особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, которые в форме непосредственного переживания выражают значимость действующих на индивида явлений и ситуации для осуществления его жизнедеятельности [16].
Эмоциональные выразительные движения — это рудимент целесообразных инстинктивных действий,- это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов. [8, с.237]
Гнев — чаще всего вспышки неконтролируемого гнева говорят о внутренних проблемах [9].
Радость — это чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение [9].
Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности [9].
Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения[11] .
Эмоциональное напряжение — это состояние чрезмерной мобилизации физиологических функций организма (и первуюочередь, нервной системы), возникающее в условиях решения трудной задачи или в опасной ситуации [7].
Эмоциональная лабильность — это патология нервной системы, которая характеризуется неустойчивым настроением и его изменением [12].
Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей [14].
Библиографический список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/vliyanie-emotsiy-na-deyatelnost-cheloveka/
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский.-М.: Наука, 2011,- 225с.
2. Балабанов Л.М. Судебная патопсихология / Л.М. Балабанов.-М.: Наука, 2010.- 432с.
3. Влияние эмоций на деятельность человека [azps.ru] Психология от А до Я, М.: 2010, Режим доступа: http://azps.ru/hrest/48/6926689.html ,свободный.
4. Влияние эмоциональных состояний на деятельность человека [bookucheba.com] Статьи по психологии, М.: 2012, Режим доступа: http://bookucheba.com/sudebnaya-psihologiya-knigi/vliyanie-emotsionalnyih-sostoyaniy-deyatelnost-21831.html ,свободный.
5. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства/ Э. Гельгорн, Д. Луфборроу.-М.: Наука, 2010,- 672 с.
6. Гершон Б.Б. Психология эмоций/ Б.Б. Гершон.- М.: Наука, 2010. — 440с.
7. Грот Н.Я. Психология чувствований / Н.Я. Грот.-М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2010. — 226 с.
8. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин.- СПб.: Питер, 2010.-507с.
9. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2010. — 583 с.
10. Марищук В.М. Роль эмоций в накоплении негативного опыта и формы его актуализации / В.М. Марищук.- М.: Психология, 2011,-32 с.
11. Середина Н.В Основы медицинской психологии: общая, клиническая патопсихология /Н.В. Середина, Д.А. Шкуренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 512 с.
12. Теории эмоций [www.kazedu.kz] Статьи по психологии, М.: 2014, Режим доступа: http://www.kazedu.kz/referat/141121, свободный.
13. Теория эмоций [hr-portal.ru] HR-Portal, М.:2013, Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/emocii-vidy-emociy-teorii-emociy, свободный.
14. Функции эмоций [womanadvice.ru] Психология отношений, М.: 2013, Режим доступа: http://womanadvice.ru/funkcii-emociy#ixzz3Y8om4pmF ,свободный.
15. Эмоции [dic.academic.ru] Философский словарь, М.: 2014, Режим доступа: http://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C+%D1%8D%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8&from=xx&to=ru&did=&stype=0, свободный.
16. Эмоции [http://enc-dic.com] Энциклопедии и Словари, М.: 2014, Режим доступа: http://enc-dic.com/pedagogics/JEmocii-1435/, свободный.
17. Эмоции [vocabulary.ru]Национальная энциклопедическая служба , М.: 2013, режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/7/word/yemoci, свободный.
Приложение 1
Источник: Теория эмоций [hr-portal.ru] HR-Portal, М.:2013, Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/emocii-vidy-emociy-teorii-emociy, свободный.
Приложение 2
Основные эффекты эмоций
Источник: Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2010. — 583 с.